Третьяковская галерея куда лучше сходить

Обновлено: 18.09.2024

01. Вот так это место выглядит летом.

Церковь Климента Папы Римского

Если выйти из метро, и пойти направо, то почти сразу увидишь замечательную, просто сказочную Церковь Климента Папы Римского.

02. Снова летний кадр.

Церковь Климента Папы Римского

Очень рекомендую зайти внутрь — там вообще красота. Я внутри фоткать не стал, чтобы людям не мешать.

В этот раз я вышел из метро и пошел налево, на Большую Ордынку. На четной стороне улицы расположен Храм иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость Спаса Преображения на Большой Ордынке.

05. Сооружение 1792 года является федеральным памятником архитектуры. Архитектором является Василий Баженов. В 1823—1836 годах по проекту Осипа Бове здание было перестроено.

Большая Ордынка

06. Это нежилое здание, расположенное после храма, было построено в 1995 году.

Большая Ордынка

07. По адресу Большая Ордынка 18/1 находится доходный дом, построенный по проекту архитектора Петра Ушакова в 1892 году. В наши дни, согласно Википедии, здесь размещено посольство Бахрейна.

Большая Ордынка

08. Взгляд вперед — Москва во всей красе: странное и новое, стройки, пробки…

Большая Ордынка

09. За спиной остался угол Большой Ордынки и 3-го Кадашёвского переулка.

Большая Ордынка

10. Уже скоро в перспективе исторических улиц мы получим очередной новодел, который постоянно попадает в кадр.

Большая Ордынка

11. В кадре доходный дом А.А. Дурилина. Сразу замечаем, что 5- 6 этаж были надстроены. Это было сделано в 1933 году. Мне очень нравится, что у этого дома скруглены углы, объем сразу выглядит интересней.

Черниговский Переулок

12. Рядом находится городская усадьба XVIII—XIX веков

Черниговский Переулок

13. с палатами XVII века.

Черниговский Переулок

14. Непонятно зачем так надо было уродовать краской фасад исторического здания.

Черниговский Переулок

Черниговский Переулок

16. Храм построен на территории бывшего Ивановского монастыря, существовавшего в XV — начале XVI века.

Черниговский Переулок

17. На территории храма что-то реконструируют.

Черниговский Переулок

18. А вот и двор в центре Москвы: парковка и забор =)

Черниговский Переулок

19. В кадре доходный дом И. Ф. Нейштадта.

Черниговский Переулок

20. Это шикарное здание выполнено архитектором К.А.Дулиным в 1913-1916 годах.

Черниговский Переулок

21. Идем дальше по переулку. В левой части кадра видна церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. За ним видна колокольня церкви. Мне не повезло, во время моей прогулки шел ремонт крыши и кран испортил вид на переулок.

Черниговский Переулок

22. Взглянем на внутренний двор храма через забор.

Черниговский Переулок

23. На этой панораме видно благоустройство переулка. По-моему в наше время можно придумать что-то получше.

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, что под Бором

24. Колокольня очень красивая.

Черниговский Переулок

25. Дальше выходим на Пятницкую. Обратите внимание на фонари.

Улица Пятницкая

27. С противоположной стороны дороги видим жилой дом с торговыми помещениями П. А. Смирнова.

Улица Пятницкая

28. Ресторан, видимо, не работает. А вот шикарный навес и стойки остались.

Улица Пятницкая

29. Идем в сторону Чугунного моста, Черниговский переулок остается позади.

Улица Пятницкая

30. Посмотрите, как гармонично выглядят старые постройки.

Улица Пятницкая

31. И как отвратительно новые.

Кадашёвская набережная

32. Вид с Чугунного моста на Balchug Viewpoint.

Кадашёвская набережная

Balchug Viepoint.

33. Еще один утраченный кусочек старой Москвы.

Кадашёвская набережная

Золотой остров

По-моему, в архитектуре даже названия нет такому стилю.

34. Проходим по Кадашёвской набережной мимо Большой Ордынки. Посмотрите какие фонари стоят на этой улице. Намного лучше тех, что на Пятницкой. Почему там нельзя было такие же поставить?

Улица Большая Ордынка

36. Реконструируемое здание МИДа и Москва Сити.

Кадашёвская набережная

37. Жилой дом Смирнова, расположенный на углу Кадашёвской набережной и Большой Ордынки.

Жилой дом Смирнова

Вид в сторону Болотной улицы.

40. Смотреть на дома, что на Кадашёвской набережной, намного приятнее.

Кадашёвская набережная

41. Проходим мимо 1-й Кадашёвского переулка. Желто-зеленый забор уродует не только спальные района.

1-й Кадешёвский Переулок

42. Хочу обратить ваше внимание на Болотную набережную. Место за Малым Каменным мостом, где когда-то располагалась ГЭС-2, мы уже очень скоро не узнаем. Там появится Академия Современного Искусства.

Кадашёвская набережная

43. А теперь еще один из новейших культурных строящихся объектов города — новый корпус Третьяковской галереи, который возводят на углу Кадашёвской набережной и Лаврушинского переулка.

Кадашёвская набережная

Первый проект нового корпуса представлял из себя какой-то страх. Я даже его показывать вам не буду. А в 2013 году стало известно, что архитектурное бюро SPEECH стало победителем конкурса на создание концепции архитектурного решения фасадов нового музейного корпуса Третьяковской галереи.

Новый корпус Третьяковской галереи

2 место — Тотемент/Пейпер



44. Корпус должен открыться в 2018 году.

Лаврушинский Переулок

45. Достаточно свернуть с Лаврушинского переулка и уже не узнать, где находишься =)

Лаврушинский Переулок

46. Лаврушинский переулок дом №4 — дом Гусятниковых, 1822 год. Обратите внимание, как портят вид современные уродские ворота, которые еще и криво поставлены.

Лаврушинский Переулок

47. Во дворе дома расположены палаты XVII века.

Лаврушинский Переулок

48. Новый корпус огибает исторические здания. Лично мне эта идея очень нравится.

Лаврушинский Переулок

49. Надеюсь, современное здание не задавит своим объемом историческую застройку.

Лаврушинский Переулок

Лаврушинский Переулок

51. Ресторан возле галереи. Посмотрел картины, не забудь пожрать.

Лаврушинский Переулок

Лаврушинский Переулок

Вот мы и сделали круг и подходим к месту, от куда начали свой сегодняшний маршрут.

53. Прямо по Большому Толмачёвскому переулку видим здание Замоскворецкого узла связи. Это первая советская автоматическая телефонная станция Москвы, построенная в 1928 году, по проекту архитектора В. Патека.

Периодически я бываю проездом в Москве, и каждый раз возникает вопрос: "Куда бы сходить?". В последний раз мы были в столице 25 марта, погода была прохладная, а мы были с дочкой 10 лет. Надо было зайти куда-то из музеев, и мы выбрали Третьяковскую галерею.

Присоединённое изображение

В Третьяковскую галерею идти было страшновато - это место ассоциировалось у меня с объектом "для избранных". Я видел немало фотографий огромных очередей туда, видимо, сделанных во время крупных выставок. А мы еще одеты были по туристическому, так что было переживание, что меня не пустят с рюкзаком.

Присоединённое изображение

В живописи я разбираюсь плохо. Конечно, мне знакомы имена Васнецова, Серова, Айвазовского, Репина, Шишкина. но всё это скорее из школьной программы и образовательных передач. Чем отличается, скажем, классицизм от романтизма я представления не имею. Так что второе опасение заключалось в том, что в Третьяковской галерее будет скучно. Но оно не подтвердилось.

Как выяснилось, большое количество представленных там картин я раньше видел. Произведения, выставленные в галерее, имеют такое высокое влияние на культуру страны, что даже несведующий человек вроде меня найдёт там много знакомого и интересного.

Присоединённое изображение

Как я понял (если что-то неверно - поправьте), в галерее в основном представлена живопись XIX века, но есть и что-то более раннее. Так, например, проводилась выставка икон. Вторая половина XIX века оказалась золотым временем для российской живописи, в это время появилось много выдающихся художников. Да и сам купец Третьяков, обеспечивающий художников заказами, сильно на это повлиял.

Третьяковская галерея состоит из трёх этажей, на каждом из которых огромное количество залов. Подробный осмотр всего может занять один день и более. Мы уложились за три часа, так как просто ходили и смотрели картины. Умные же люди берут напрокат путеводитель, подходят к каждой картине, вбивают там её номер и слушают историю этой картины - так изучать живопись интереснее. Можно и без путеводителя вбивать название картины и имя художника в Ютубе и получать подробное описание.

В каждом зале есть бумажные описания на русском и английском языках, прочитав которые можно чуть больше узнать о художнике и размещенных картинах:

Присоединённое изображение: - 20170325_112715.jpg - Размер: 1,52мб, Скачано: 14

Картин XX века в галерее не представлено. Мы пробовали найти на картинах хоть один автомобиль, но так и не смогли этого сделать

Атмосфера в галерее вполне свободная и демократичная. Там нет строгих смотрительниц, которые всё запрещают, а также людей, которые смотрят на тебя косо за то, что ты пришёл не в костюме или в вечернем платье. Люди смотрят картины, много фотографируют, делают селфи. Несмотря на выходной день народу было немного.

Присоединённое изображение: - 20170325_130719.jpg - Размер: 1,53мб, Скачано: 17

Самыми популярными картинами, по моим наблюдениям, были "Девочка с персиком" (она фактически стала мэмом), а также "Три богатыря". Образуются очереди, чтобы сфотографироваться на их фоне.

Присоединённое изображение

В галерее работает столовая, с неплохим ассортиментом и ценами для Москвы. Можно погулять первую половину дня по галерее, потом пойти на обед, отметившись у контролёров, и вновь вернуться назад. Мы потратили на еду 960 рублей на троих.

Мы пробыли в Третьяковской галерее до 15:00. К тому моменту, когда мы уходили, у входа в здание образовалась огромная очередь. Так что лучше приходить утром. Галерея работам с 10:00 во все дни кроме понедельников.

Теперь я хочу посетить Третьяковскую галерею еще раз, предварительно посмотрев фильмы про историю живописи и взяв на прокат путеводитель. Каждая из картин имеет богатую историю, наполнена смыслом. И, я боюсь, что при беглом просмотре всё это осталось от меня в стороне.

Есть ещё Третьяковская галерея на Крымском Валу. Надо ли её посещать - не знаю.

Фото: Zhukov Oleg/shutterstock

Cегодня, 22 мая, празднуется день основания Третьяковской галереи. Датой создания легендарного музея принято считать 1856 год, когда меценат Павел Третьяков купил первые работы русских художников. В августе 1892 года он передал в дар Москве свои картины, а также коллекцию брата Сергея Михайловича. Изначально собрание было выставлено в их семейном доме в Лаврушинском переулке, уже через год в Москве для горожан открылась Городская художественная галерея братьев Третьяковых — первый общедоступный музей России.

Рассказываем о десяти самых интересных фактах о здании Третьяковки.

Изначально все экспонаты будущей Третьяковской галереи меценат хранил в своем доме в Лаврушинском переулке, а позднее, когда они перестали там помещаться, начал строить отдельное здание, примыкающее к его особняку. Сейчас в галерее насчитывается уже более 180 тыс. различных экспонатов.

После принесения галереи в дар Москве было решено соорудить новую переднюю часть здания с парадным входом. Для этой работы привлекли знаменитого художника Виктора Васнецова, по эскизу которого и был в 1906 году возведен главный фасад здания, который украшает герб Москвы с изображением Георгия Победоносца.

Здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. 1960-е годы

За одной из стен залов Третьяковки расположена шахта большого грузового лифта, на котором картины доставляют из депозитария и обратно. Это стена закреплена на крупных петлях, при желании ее можно снять — она служит дверью в лифт. Наличие конструкции не афишируется, чтобы не подвергать опасности работы.

Внутри здания Третьяковской галереи есть сквозные проходы во все строения музейного комплекса, в том числе в депозитарий и инженерный корпус. Они созданы для того, чтобы сохранить картины, ведь носить их по улице опасно. В галерее для них поддерживают специальный климат, а на открытом воздухе они могут пострадать.

Фото:ТАСС/ Максим Шеметов

В 1908 году в Москве началось наводнение. Для того чтобы спасти работы, в Третьяковку были направлены две роты саперов, которые начали строить кирпичную стену вокруг здания. В это время сотрудники галереи переносили экспонаты с первого этажа на второй. Так удалось сохранить коллекцию в безопасности и уменьшить нанесенный зданию ущерб.

Сегодня перед зданием музея установлена статуя Павла Михайловича Третьякова работы скульптора Александра Кибальникова. Однако она появилась возле галереи только в 1980 году. До этого перед музеем была установлена скульптура Иосифа Сталина, а ее предшественником был монумент Владимира Ленина.

Фото:Grisha Bruev/shutterstock

В 1891 году в Третьяковской галерее, которая к этому времени уже имела статус общенационального достояния, произошла кража четырех произведений искусства. Это событие крайне опечалило Павла Третьякова, и он решил закрыть музей для посетителей на два года. Две картины удалось найти спустя несколько лет.

В завещании Третьякова особо оговаривалось одно условие — бесплатный вход в картинную галерею. Кроме того, за свой щедрый дар он получил дворянство от императора, но меценат отказался от него, заявив, что купцом он родился, купцом и умрет.

Эмблемой Третьяковской галереи долгие годы служило изображение фасада ее основного красного здания-терема по рисунку знаменитого художника Виктора Васнецова. Однако в 2017 году у музея появился новый логотип — буква Т по проекту дизайнерского бюро ONY.

Сеансы через каждые 30 минут, онлайн-продажа билетов и экскурсии не больше пяти человек - такова реальность, которая встретит посетителей музея после завершения локдауна. Об этом рассказывает директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

В проекте

В проекте "Точка перемещения" будут показаны работы художников бывших советских республик. Фото: Сергей Михеев/РГ

Больше пяти не собираться

Когда Третьяковская галерея откроет двери для посетителей?

Зельфира Трегулова: Да, посетители должны быть в масках, перчатках. В этом мы не оригинальны - придерживаемся рекомендаций Роскомнадзора. Учитываем опыт западных музеев, уже открывших двери для зрителей.

Фото: higminsk.by

Мы также переходим преимущественно на продажу билетов онлайн, чтобы избежать скопления людей в очереди. Но для исключительных случаев в каждом здании Третьяковской галереи будет работать дежурная касса. Мы оставляем некоторый резерв билетов для продажи в этих кассах. Поскольку есть люди, которым трудно купить билеты онлайн, но которые очень захотят попасть в Третьяковскую галерею после трех с половиной месяцев жесткого режима самоизоляции.

Кроме того, чтобы выполнить рекомендации Роскомнадзора, которые определяют необходимую для безопасности дистанцию в 1,5-2 метра между людьми, вводим вход по сеансам. Сейчас делаем расчеты, сколько человек может находиться в зале с учетом дистанции. Нам придется ограничивать количество посетителей. Иначе говоря, даже если бы у нас была сегодня выставка Репина или Серова, мы не могли бы принимать такое количество желающих.

Через сколько начинается новый сеанс?

Зельфира Трегулова: Люди смогут заходить по купленным билетам каждые 30 минут.

После этого можно оставаться сколь угодно долго?

Зельфира Трегулова: Да. Время сеанса не ограничивается, в отличие от количества посетителей. Будем мониторить поток зрителей в залах. Если люди будут сильно задерживаться, придется подождать тем, кто хочет войти в зал. С другой стороны, создавать очередь - еще опаснее.

У нас узкое место - "бутылочное горлышко" - входная зона. Когда люди оказываются в залах, массового скопления зрителей уже нет. Наша задача - выстроить логистику. В главном здании в Лаврушинском переулке мы намечаем маршрут, закрыв переходы между какими-то залами. Попасть в них можно будет, двигаясь в одном направлении. В здании на Крымском Валу еще проще - там легче идти вперед, чем возвращаться.

Но некоторые все же любят побродить по выставке, желая сравнить авторов, произведения…

Зельфира Трегулова: Что ж, расходятся же люди на тротуарах.

Фото: AP Photo/Domenico Stinellis

Разметка на полу не будет?

Зельфира Трегулова: В залах - нет. Разметка - только там, где может быть большое скопление людей. Это кассы, системы хранения для зонтов и сумок, стойка администратора, туалеты.

Очень важно найти "антиковидные" решения для привычных вещей. Например, для банкеток в залах. Они нужны - люди устают, должны иметь возможность присесть. Но нужно как-то придумать, чтобы они не садились близко друг от друга. Вроде мелочи. Но, как известно, дьявол кроется в деталях.

Экскурсии будут?

Зельфира Трегулова: Нам разрешили небольшие экскурсии - до пяти человек. Мы будем пользоваться необходимым оборудованием, включая одноразовые наушники. Понятно, что не будем требовать от членов семейств, чтобы родители и дети держались на расстоянии двух метров друг от друга.

Эти все правила особенно важны для залов основной экспозиции в Лаврушинском переулке, где летом традиционно много народу. В этом году мы не ждем иностранных туристов, но они обычно составляют лишь 12 процентов наших посетителей. Российские туристы начнут, вероятно, приезжать не раньше конца июля - начала августа. В любом случае больших групп не будет.

Цены на билеты не будут вырастать?

Зельфира Трегулова: Конечно, нет. Цены на билеты повышать не будем. Ситуация сложная сейчас.

Сотрудники тоже будут работать в масках и перчатках?

Зельфира Трегулова: Да. Особенно, если речь об администраторах, контролерах билетов, сотрудниках службы безопасности, музейных смотрителях. Плюс специальные пластиковые перегородки. Обеспечить безопасность сотрудников - одна из приоритетных задач. Хотя, наверное, требование носить перчатки, достаточно сложно выполнить летом.

Диалоги на троих со Шнуром

Что из жизни онлайн музей собирается с собой взять при выходе из локдауна?

Зельфира Трегулова: Музей был готов к тому, чтобы сделать рывок в развитии цифрового формата. Но совершить его вынудила пандемия. Что называется, не было бы счастья, да несчастье помогло. Стало очевидно, что людей, запертых в стенах квартиры, не привлечь монотонным рассказом экскурсовода. Пришлось "включать креативность". Наши сотрудники создали и квесты, и экскурсии, и лекции.

А некоторые даже снялись в фильме вместе с Сергеем Шнуровым.

Зельфира Трегулова: Мне кажется, мы нашли новый формат или, если угодно, новый способ разговора со зрителями. Диалог двух зрителей перед произведением искусства превращается в "разговор на троих". Картины, как в фильме "Третьяковка со Шнуром", становятся равноправными собеседниками. Не поводом для светской беседы, а его ключевыми участниками разговора. При этом спор, обмен мнениями может неожиданно помочь увидеть новые черты в давно известном.

Разговор на троих - новый жанр?

В целом, посещаемость всех онлайн-ресурсов Третьяковской галереи выросла в разы за эти три месяца. Где-то в три, в пять, где-то в семь раз. Речь о просмотрах, а не о заходах на сайт.

О продолжении фильма со Сергеем Шнуровым думаете?

Зельфира Трегулова: Да, но уже в залах Третьяковской галереи на Крымском Валу. Мы ведем переговоры с потенциальными партнерами и спонсорами.

Фото: Предоставлено музеем космонавтики

Это главный итог музейной самоизоляции?

Зельфира Трегулова: Не только. Остальные касаются электронного документооборота, удаленного доступа, пользы zoom-конференций… Тут я должна воспеть наш IT-отдел, который все это вынес на своих плечах.

Дорога в картину

15 июня открывается - еще онлайн - общий проект трех музеев "Точка перемещения". В нем участвуют музей "Гараж", Третьяковская галерея и Музей Москвы. Почему для вас важно участие в этом проекте?

Зельфира Трегулова: Потому что искусство для ребенка - любого - невероятно важно. Это эмоции, встреча с новым миром, шанс пообщаться, что-то узнать, открыть что-то новое и неизвестное для себя.

Дети рабочих-мигрантов, которые живут с родителями в Москве, тут не исключение. Разница лишь в том, что им во много раз сложнее. Когда мы начали говорить с представителями фондов, которые занимаются проблемами миграции и вынужденной миграции, то выяснилось, что эти дети часто не ходят в школу. Русского языка они иногда просто не знают. Они сидят дома с мамами, пока папы работают. Дом при этом очень условный. Это может быть общежитие или съемная квартира, где живут несколько семей. В сущности, дети оказываются в той самой самоизоляции, которую мы все пережили, но в режиме не временном, а постоянном. Надо ли нам, только что вырвавшимся из локдауна объяснять, каково это?

Галерея была уже вполне готова совершить рывок в развитии цифрового формата. Пандемия ускорила этот процесс

Что Третьяковская галерея может предложить для детей мигрантов?

Зельфира Трегулова: В нашей коллекции хранится богатое собрание произведений художников из бывших советских республик, а ныне - независимых государств. В том числе и тех, чьи граждане приезжают на заработки в Москву с семьями. Мы подумали, что искусство может поддержать в ребенке память о доме, о большой семье с бабушками, дедушками, которая осталась где-то далеко. Дать чувство психологического комфорта. Для фестиваля прошлого года мы в десяти залах на Крымском Валу добавили картины известных советских художников из республик. В том числе Мартироса Сарьяна, Мир Надира Зейналова, Камиля Муллашева, Алексея Исупова, Джавлона Умарбекова, Тогрула Нариманбекова. Выбирали работы, в центре которых была тема очага, родного дома, семьи, близкого круга. Это стало основой первого фестиваля "Точка перемещения", который прошел в прошлом году. Спасибо Тимербулату Каримову, который помог нам тогда.

Так что в этом году фестиваль будет уже второй раз. Но в этом году он пройдет онлайн.

Для работы в онлайн нужны смартфоны, планшеты…

Фото: Илья Изотов/ РГ

Зельфира Трегулова: Телефоны сейчас у этих семей есть. Это базовое средство связи с домом.

Если дети не знают языка, как работать с ними?

Зельфира Трегулова: У нас прекрасные педагоги, которые умеют работать с разной аудиторией. Кроме того, мы же в Третьяковке, значит дети могут рисовать, рассказывать истории в рисунках, обмениваться ими. Дети схватывают все на лету, если им интересно.

Уверяю Вас, плохое знание языка не самая большая проблема. Не так просто даже собрать этих детей, привезти их в музей. Ребенок приходит с мамой. Мама для этого должна выйти из дома. Это может быть проблематично. Словом, это совсем непростая история.

На самом деле вопросы работы с детьми вынужденных мигрантов (или иммигрантов) сегодня актуальны для музеев всего мира. Любой уважающий себя музей имеет образовательные программы, мастер-классы, экскурсии для детей, которые оказались в незнакомой среде, отнюдь не всегда комфортной и приветливой. У нас таких программ долгое время не было, поэтому я очень обрадовалась, когда Дарья Пыркина, став во главе образовательного отдела, предложила в числе других и этот проект. Я очень надеюсь, что нам удастся его развивать в будущем.

Читайте также: