Укажите вид отдыха предполагающий перераспределение между разными системами органов человека

Обновлено: 18.09.2024

Какому типу взаимосвязи в организации свойственны распыление ответственности перераспределение вверх

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.

Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Обязанности старшего контрольного мастера отдела технического контроля:

1. Осуществлять в соответствии с настоящей инструкцией руководство контрольным аппаратом, находящимся в его подчинении, и обеспечивать правильную организацию работы по контролю за качеством и комплексностью продукции.

2. Обеспечивать на своем участке производства своевременный технический контроль за качеством и приемкой продукции согласно чертежам, техническим условиям, стандартам и утвержденному технологическому процессу (программе).

3. Осуществлять периодический контроль за соблюдением рабочими технологических процессов.

4. Инструктировать контрольных мастеров и контролеров по вопросам контроля и качественной приемки, разрешать вопросы, возникающие в процессе контроля приемки изделий.

5. Совершенствовать существующие и внедрять передовые методы работы по контролю качества продукции на вверенном ему участке.

6. Вести учет, систематизацию и анализ повторяющихся дефектов продукции, выявленных при ее технической приемке, требовать от исполнителей и производственных мастеров устранения причин возникновения этих дефектов.

7. Требовать от производственных мастеров и начальника участка своевременного выполнения мероприятий по профилактике брака.

8. Знать технические условия на приемку продукции и технологический процесс изготовления изделий.

9. Уметь пользоваться средствами контроля и обучать пользоваться ими подчиненных контролеров.

10. Уметь распознать внешние дефекты в изделиях по характерным признакам и обучать этому подчиненных контрольных мастеров и контролеров.

11. Ставить персональное клеймо на принятую им лично продукцию.

12. Обеспечить надлежащий порядок в содержании и хранении контрольных измерительных приборов, инструментов, оснастки и своевременную сдачу их на проверку.

13. Содействовать контролерам и контрольным мастерам в повышении их квалификации и технической грамотности.

1. Организовать работу контролеров и контроль качества продукции и услуг, комплектности выпускаемых изделий на закрепленном участке производства.

2. Обеспечивать контроль за соблюдением технологических режимов на всех стадиях производственного процесса.

3. Принимать меры по предупреждению производства и предотвращению выпуска продукции, не соответствующей установленным требованиям, выявлять причины и виновников брака, организовывать учет брака.

4. Руководить работой по оформлению технической документации, удостоверяющей качество и комплектность выпускаемых или поставляемых изделий (паспортов, сертификатов и пр.).

5. Принимать участие в сдаче готовой продукции, выполненных работ (услуг) заказчикам.

6. Проверять соблюдение инструкций и методик по техническому контролю на рабочих местах.

7. Осуществлять контроль качества тары и упаковок на рабочих местах, технического состояния оборудования и средств транспорта, хранения сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, готовой продукции.

8. Следить за выполнением графиков проверки на точность производственного оборудования и оснастки, техническим состоянием контрольно-измерительных средств, наличием их на рабочих местах и своевременным представлением для государственной проверки.

9. Изучать и совершенствовать технологию контроля продукции, материалов, комплектующих изделий.

10. Участвовать в мероприятиях, связанных с введением новых и пересмотром действующих стандартов, технических условий, нормативов качественных показателей и инструкций.

11. Выполнять работу, связанную с аттестацией промышленной продукции по категориям качества.

12. Контролировать соблюдение подчиненными ему рабочими правил охраны труда, техники безопасности, производственной и трудовой дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка.

Мы видим, что многие пункты этих должностных инструкций пересекаются, что и создает предпосылки к распылению ответственности.

Нечеткость в разграничении полномочий наблюдается не только на низшем уровне системы управления. Некоторые показатели свидетельствуют о том, что и на высшем уровне наблюдаются сходные феномены. К числу таких показателей относятся особенности документооборота. Так, было выявлено, что основная масса входящих и исходящих документов на предприятиях и в министерствах неоднократно проходит через руководящих работников министерств и директоров предприятий, хотя теоретически этого быть не должно.

Психологический анализ свидетельствует, что этот тип взаимосвязи имеет еще более драматический сюжет. Предпосылками к тому являются некоторые особенности нормативных документов, которые регламентируют деятельность соответствующих статусов. К ним в первую очередь можно отнести множественность документов (должностные инструкции, нормативные акты, приказы), недостаточную их скоординированность и проработанность. Документы вырабатываются на различных уровнях, в разное время, часто в связи с определенным спектром задач. В связи с этим они либо не охватывают всю совокупность ситуаций, требующих регуляции, либо противоречат в своих предписаниях [203]. Чтобы представить массив нормативной документации, регламентирующей деятельность одной из отраслей народного хозяйства, рассмотрите Приложение 2 и 3, где дан список всех типов документов, которые следует учитывать при принятии конкретных решений. Вместе с тем некоторые из названных документов не вполне доработаны, а другие вовсе отсутствуют. Данные приводятся на декабрь 1994 года.

Понятно, что чем шире круг функций, которые реализуются конкретным лицом, (а именно это характерно для деятельности линейных руководителей), тем выше вероятность накопления недомолвок и противоречий со стороны регулирующих эту деятельность документов. Это создает определенные сложности для выработки стратегии поведения и в без того, возможно, осложненных ситуациях.

Проблема неустойчивости статуса в контексте эффективности деятельности руководителя обсуждалась в отечественной теории управления еще в двадцатые годы. ПА.

Возникновение в организации этих двух феноменов, в свою очередь, становится причиной ряда достаточно сложных психологических проблем и коллизий. К их числу в первую очередь можно отнести формирование у персонала управления на фоне выраженной информационной перегрузки устойчивых отрицательных установок по отношению к нормативной документации, в частности, установки на ее обесценивание.

Неполнота, некачественность делегирования полномочий, противоречия в регламентирующих документах очень часто создают ситуации, когда руководителю для выполнения своего долга, иными словами, для достижения поставленной цели приходится нарушать некоторые из существующих предписаний. Это также порождает целый спектр психологических последствий и проблем: формирование установки на игнорирование регламентирующих документов, на что мы уже ранее указывали; за счет конфликта статусной и деловой мотивации создаются предпосылки для обесценивания на субъективном уровне санкций; порождаются внутренние конфликты в нравственной сфере.

Очень интересны в этом контексте исследования нормативного ригоризма у линейных и функциональных руководителей. Как и следовало ожидать, у линейных руководителей степень его выраженности достоверно ниже, чем у функциональных 155.

Все несообразности в институциональном регулировании деятельности руководителей приводят к тому, что очертания роли размываются. Этот феномен получил название ролевой неопределенности. Здесь следует различать неопределенность в деятельности руководителя и ролевую неопределенность.

Руководителям достаточно часто приходится иметь дело с ситуациями, существенные характеристики которых не вполне ясны, а динамика и направленность изменений неоднозначна. Это так называемые вероятностные модели проблемных ситуаций. Их разрешение похоже на движение в тумане при минимальной видимости. Ролевая неопределенность — это когда дополнительно неизвестно, какой грунт под ногами, непонятно, на что опираться, ^осуществляя исследование и прогноз в отношении самой ситуации.

Ролевая неопределенность является одним из мощных деструкторов поведения как за счет формирования неадекватных мотивов деятельности, так и за счет провоцирования неоптимальных состояний, в частности, повышенной тревожности [30, 61—63, 269, 272, 275]. Состояние повышенной тревожности приводит к утрате целенаправленности деятельности, суетливости, сказывается на социальных контактах субъекта деятельности, обуславливая либо его значительную зависимость от поля, либо, наоборот, ослабление социальных связей.

Феномен ролевой неопределенности достаточно исследован. Так, в частности, выявлено, что ролевая неопределенность существенно связана с состоянием здоровья управленцев. Чем выше ролевая неопределенность, тем больше шансов заболеть психосоматическими заболеваниями [30].

Ролевая неопределенность не является нашим отечественным достоянием, вместе с тем, психологиче- ский анализ нашей управленческой практики показывает, что по этому параметру мы являемся несомненными чемпионами. Это связано с тем, что в отличие от данных приведенного выше источника, свидетельствующих о наиболее высоком уровне ролевой неопределенности в деятельности руководителей среднего звена, для наших условий характерна чрезвычайно высокая ролевая неопределенность для высшего эшелона управления. Это объясняется сложным, недостаточно нормативно отрегулированным положением организаций в современных условиях.

Психологические особенности деятельности руководителя в линейных организационных структурах

9. Изучать и совершенствовать технологию контроля продукции, материалов, комплектующих изделий.

10. Участвовать в мероприятиях, связанных с введением новых и пересмотром действующих стандартов, технических условий, нормативов качественных показателей и инструкций.

11. Выполнять работу, связанную с аттестацией промышленной продукции по категориям качества.

12 Контролировать соблюдение подчиненными ему рабочими правил охраны труда, техники безопасности, производственной и трудовой дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка.

видим, что многие пунктах этих должностных инструкций пересекаются, что и создает предпосылки к распылению ответственности.

Психологический анализ свидетельствует, что этот тип взаимосвязи имеет еще более драматический сюжет. Предпосылками к тому являются некоторые особенности норма-тивных документов, которые регламентируют деятельность соответствующих статусов. К ним в первую очередь можно отнести множественность документов (должностные инструкции, нормативные акты, приказы), недостаточную их скоординированность и проработанность. Документы выра-батываются на различных уровнях, в разное время, часто в связи с определенным спектром задач. В связи с этим они либо не охватывают всю совокупность ситуаций, требующих регуляции, либо противоречат в своих предписаниях [203]. Чтобы представить массив нормативной документации, регламентирующей деятельность одной из отраслей народного хозяйства, рассмотрите Приложение 2 и 3, где дан список всех типов документов, которые следует учитывать при принятии конкретных решений. Вместе с тем некоторые из на-званных документов не вполне доработаны, а другие вовсе отсутствуют. Данные приводятся на декабрь 1994 года.

Смотрите также

Методы управления персоналом: что подходит именно вам?

4128d5aec4ad48399edd759774e27af0 s

В HR-менеджменте есть несколько методов и техник управления персоналом: административные, экономические и социально-психологические. Все они раскрывают способы воздействия на людей с целью управления их деятельностью.

Административные методы управления персоналом

Поскольку такие методы основаны на осознанной необходимости дисциплины труда, чувстве долга и стремлении сотрудника работать в конкретной компании, то для них характерно прямое воздействие в виде регламентирующих и административных актов, которые необходимо исполнять.

Административные методы соответствуют правовым нормам и распоряжениям вышестоящих органов управления. Сюда входит целый комплекс работ с персоналом: формирование организационных структур органов управления, утверждение административных норм и нормативов, подбор кадров, разработка положений, должностных инструкций, стандартов, контроль за их исполнением, издание приказов и распоряжений.

Реализация административных методов осуществляется через управленческие воздействия на персонал, которые держатся на трех китах — властные отношения, дисциплина и система административно-правовых взысканий.

В целом можно выделить шесть типов воздействий на персонал:

1. Организационные воздействия

В основе этого типа воздействий — утвержденные внутренние нормативные документы: устав организации, организационная структура и штатное расписание, коллективный договор, должностные инструкции, правила внутреннего распорядка. Эти документы регламентируют деятельность персонала компании.

2. Распорядительные воздействия

Данный тип воздействия подразумевает соблюдение требований внутренних нормативных документов, к которым относятся приказы, указания, распоряжения, инструкции и др. Так, например, приказы от имени руководителя организации обязывает сотрудников точно исполнять принятые решения в установленные сроки. А распоряжения, как правило, издаваемые от имени заместителей руководителя по направлениям, становятся обязательными для исполнения в пределах конкретной функции. Что касается таких инструментов воздействия, как указания и инструкции, то они оперативно регулируют управленческий процесс, хотя затрагивают ограниченное число сотрудников.

3. Дисциплинарная ответственность и взыскания

Дисциплина подразумевает подчинение определенным правилам поведения. Поэтому за дисциплинарный проступок работодатель имеет право применить к сотрудникам такие дисциплинарные взыскания, как замечание, выговор, увольнение.

4. Материальная ответственность

Если сотрудник наносит компании ущерб в результате своих противоправных действий или, наоборот, бездействия, то он несет материальную ответственность.

5. Административная ответственность и взыскания

Применяются если сотрудник совершает административные правонарушения. Это может быть предупреждение, административный штраф, лишение специального права, дисквалификация.

6. Уголовная ответственность

Крайняя мера, которая грозит сотруднику в случае, если он совершает общественно опасное деяние в виде противоправных действий: посягательство на личность и на собственность (превышение власти и полномочий — мелкие хищения имущества, клевета, оскорбление); самоуправство (должностной подлог, злоупотребление служебным положением, получение или дача взятки, халатность); нарушение законов о труде (похищение или подделка документов, увольнение беременной женщины или кормящей матери).

Экономические методы управления персоналом

Работодатели могут воздействовать на персонал и исходя из экономических законов. Среди распространенных форм такого воздействия — материальное стимулирование, экономические нормы и нормативы.

Материальное стимулирование подразумевает определение уровня материального вознаграждения сотруднику (заработная плата, премии), а также компенсаций и льгот.

Выражает непосредственный интерес наемных работников, отражается в себестоимости продукции и распределяется между отдельными работниками в зависимости от затраченного труда, а также спроса и предложения на продукцию.

Компания может устанавливать своим сотрудникам стимулирующие доплаты и надбавки, заключив с ними коллективные договоры. Однако для некоторых категорий работников стимулирующие выплаты устанавливаются на законодательном уровне, в частности для тех, кто занят на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда, работах в местностях с особыми климатическими условиями и т.д.

К экономическим методам управления персоналом относятся также гарантии и компенсации. Под гарантиями понимаются средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области трудовых отношений, в то время как компенсации — это денежные выплаты, возмещающие работникам затраты, которые связаны с исполнением ими обязанностей. Гарантии бывают при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда. Также гарантии и компенсации предоставляются при направлении в служебные командировки, при переезде в другую местность, при совмещении работы с обучением, при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и др.

Помимо основной заработной платы, которая обеспечивает минимальный размер оплаты труда, работникам в некоторых случаях выплачивается дополнительная заработная плата (доплаты за неблагоприятные и вредные условия труда, надбавки за совмещение профессий и выполнение дополнительных обязанностей, доплаты за ненормированный рабочий день и т.д.).

Также работодатель может выплачивать своим сотрудникам премию за результаты труда, в зависимости от прибыли. Премии используются как способ материальной мотивации персонала в компании.

К экономическим методам управления персонала можно отнести и материальную помощь. Она выплачивается в виде компенсаций в чрезвычайных или экстремальных ситуациях (смерть сотрудника или его близких родственников, оплата лечения, несчастные случаи и др.).

Могут использоваться в качестве вознаграждения или компенсации, как дополнение к личным формам оплаты труда: пенсионное обеспечение, возмещение телефонных затрат, предоставление кредитных карт и т.д.

Социально-психологические методы

В основе этих методов лежат законы социологии и психологии, которые играют ключевую роль в HR-менеджменте. Социально-психологические методы включают в себя: психологическое воздействие на работников (формирование групп, создание нормального психологического климата в коллективе), моральное стимулирование, развитие у работников инициативы и ответственности.

С помощью социологических методов можно оценить место и назначение сотрудников в коллективе, выявить неформальных лидеров и обеспечить им поддержку, использовать мотивацию персонала для достижения целей, наладить в компании эффективные коммуникации.

К социологическим методам относятся: социологические исследования, оценка личностных качеств, партнерство, соревнование, управление конфликтными ситуациями.

Психологические методы дают возможность сосредоточить внутренний потенциал сотрудника на решении конкретных задач компании.

Психологические методы включают:

В качестве способов психологического воздействия на персонал можно рассматривать вовлечение, побуждение, осуждение, убеждение, подражание, принуждение, порицание, похвалу.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Б) совместимость сложных приспособительных реакций живого организма, направленных на устранение действия факторов внешней и внутренней среды, нарушающих относительное динамическое постоянство внутренней среды организма

В) совместимость факторов способных оказывать прямое или косвенное воздействие на деятельность человека

Г) величина функциональных возможностей человека

24. К наружным анализаторам относятся:

В) специальные анализаторы

Г) слуховые анализаторы+

25. К внутренним анализаторам относятся:

26. Рецептор специальных анализаторов:

Г) внутренние органы+

27. Рецепторы анализатора давления:

А) внутренние органы

28. Сколько функций реализуется в анализаторе зрения?

29. Контрастная чувствительность – это функция анализатора:

30. При помощи слухового анализатора человек воспринимает:

А) до 20% информации

Б) до 10% информации+

В) до 50% информации

Г) до 30% информации

31. Способность быть готовым к восприятию информации в любое время – это особенность:

А) анализатора зрения

Б) анализатора обоняния

В) болевого анализатора

Г) анализатора слуха+

32. Возможность воспринимать форму, размер и яркость рассматриваемого предмета свойственна:

А) специальному анализатору

Б) анализатору зрения+

В) анализатору слуха

Г) анализатору обонянию

33. Анализатор обоняния предназначен:

А) для восприятия человеком любых запахов+

Б) для способности устанавливать места нахождения источника звука

В) способность быть готовым к восприятию информации в любое время

Г) контрастная чувствительность

34. Сколько видов элементарных вкусовых ощущений выделяется:

35. Сколько групп реализует психическая деятельность человека?

36. Что относиться к психическому раздражению?

А) рассеянность, резкость, воображение

Б) грубость, мышление, резкость

В) мышление, грубость, воображение

Г) рассеянность, резкость, грубость+

37. К психическим процессам относятся:

А) память и воображение, моральные качества

Б) характер, темперамент, память

В) память, воображение, мышление+

Г) резкость, грубость, рассеянность

38. К психическим свойствам личности относятся:

А) характер, темперамент, моральные качества+

Б) память, воображение, мышление

В) рассеянность, резкость, грубость

Г) характер, память, мышление

39. При наших потребностях имеет большие значения экологическая чистота воды, воздуха, продуктов питания?

А) сексуальные потребности

40. Пространственный комфорт – это?

А) потребность в пище, кислороде, воде

Б) потребность в общении, семье

В) необходимость в пространственном помещении+

Г) достигается за счёт температуры и влажности помещения

41. Что обеспечивает защищённость человека от стресса?

А) пространственный комфорт+

Б) тепловой комфорт

В) социально-психические потребности

Г) экономические потребности

42. Необходимость в пространственном минимуме:

43. Оптимальное сочетание параметров микроклимата в зонах деятельности и отдыха человека:

Б) среда жизнедеятельности

В) допустимые условия

Г) тепловой комфорт

44. Что такое совместимость факторов способных оказывать прямое или косвенное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство?

Г) среда жизнедеятельности+

45. Работоспособность характеризуется:

А) количеством выполнения работы

Б) количеством выполняемой работы

В) количеством и качеством выполняемой работы

Г) количеством и качеством выполняемой работы за определённое время+

46. Сколько фаз работоспособности существует?

47. Первая фаза работоспособности:

А) высокой работоспособности

Г) средней работоспособности

48. Продолжительность фазы высокой работоспособности:

49. Какой фазы работоспособности не существует?

Б) высокой работоспособности

В) средней работоспособности+

50. Продолжительность фазы врабатывания:

51. Переохлаждение организма может быть вызвано:

А) повышения температуры

Б) понижением влажности

В) при уменьшении теплоотдачи

Г) при понижении температуры и увеличении влажности+

52. К биологическим источником загрязнения гидросферы относятся:

А) органические микроорганизмы, вызывающие брожение воды+

Б) микроорганизмы, изменяющие химический состав воды

В) микроорганизмы, изменяющие прозрачность воды

Г) пыль, дым, газы

53. К химическим источникам загрязнения гидросферы относятся:

А) предприятия пищевой, медико-биологической промышленности

Б) нефтепродукты, тяжелые металлы+

В) сброс из выработок, шахт, карьеров

Г) пыль, дым, газы

54. Сбросы из выработок, шахт, карьеров, смывы с гор:

А) изменяют прозрачность воды+

Б) изменяют химический состав воды

В) вызывают брожения воды

Г) относятся к антропогенным загрязнениям

55. Какие предприятия наиболее опасны при загрязнении почвенного покрова?

А) предприятия пищевой промышленности

Б) предприятия медико-биологической промышленности

В) предприятия цветной и чёрной металлургии+

Г) предприятия бумажной промышленности

56. Радиус загрязнения предприятий цветной и чёрной металлургии:

57.Радиус загрязнения выбросов мусоросжигающих заводов и выбросов ТЭУ:

58. Неожиданное освобождение потенциальной энергии земных недр, которая принимает форму ударных волн?

59. Из скольких баллов состоит шкала измерения силы землетрясения:

60. Землетрясения во сколько баллов не представляет особой опасности?

61. При скольких баллах землетрясения появляется трещины в земле поре до 10 см. большие горные обвалы?

62. При землетрясении в 11 баллов наблюдается:

А) трещины в грунте

Б) горные обвалы

В) катастрофа, повсеместные разрушений зданий изменяется уровень грунтовых вод+

Г) трещины в земной коре до 1 метра

63. Смещение вниз под действием силы тяжести больших грунтовых масс, которые формируют склоны, реки, горы, озёра – это?

В) схождения снежных лавин

64. Оползни могут привести и:

А) появление трещин в грунте

Б) горным обвалом

В) изменению уровня грунтовых вод

Г) повреждение трубопроводов, линий электропередач+

65. К опасностям литосфере относятся:

66. Ураган относится к опасностям в:

В) не относится к опасностям

67. Циклон, в центре котором очень низкое давление, а ветер имеет большую скорость и разрушающую силу – это:

Б) схождение снежных лавин

68. Из скольких баллов состоит шкала измерения силы урагана?

69. При скольких баллах ураган не предоставляет особой опасности?

70. Ураган в 7 баллов характеризуется:

А) необычайно сильный, ветер ломает толстые деревья

Б) очень сильный, людям тяжело двигаться против ветра+

В) шторм, ветер сносит лёгкие строения

Г) сильный шторм, ветер валит крепкие дома

71. Что относится к опасностям в гидросфере?

А) сильные заносы и метели

В) схождения снежных лавин

72. При наших опасностях человек теряет возможность ориентироваться, теряет видимость?

В) снежные заносы и метели+

73. Выберите верное утверждение:

А) шторм, ветер сносит лёгкие строения – землетрясение в 7 баллов

Б) необычайно сильный, ветер ломает толстые стволы – ураган в 10 баллов

В) очень сильное, рушатся отдельные дома – землетрясение в 8 баллов

Г) сильный шторм, ветер вырывает с корнем деревья, валит крепкие дома – ураган в 10 баллов+

74. Область пониженного давления в атмосфере – это:

75. Выходить из зоны химического заражения следует:

А) По направлению ветра

Б) Навстречу потоку ветра

+ В) Перпендикулярно направлению ветра

76. Опасные экстремальные условия труда характеризуются

А) уровнем загрязнения на рабочем месте

Б) количеством рисков потенциальной опасности

+ В) уровнем производственных факторов, создающих угрозу для жизни

77. Опасные экстремальные условия труда характеризуются

А) уровнем загрязнения на рабочем месте

Б) количеством рисков потенциальной опасности

+ В) уровнем производственных факторов, создающих угрозу для жизни

78. Поражающее действие ультразвук оказывает при интенсивности в:

79. Гомосфера – это:

+ Слой атмосферы, в котором собираются все газовые компоненты в постоянном, стабильном отношении друг к другу.

В структуре жизненной среды Ч выделяет социально-бытовую, трудовая и рекреационная среды.

СБ – это среда, которая организуется и развивается в целях обеспечения мобильных условий существования Ч, его жизнедеятельности, как биосоциального существа и поддержание физического и психического здоровья.

(1)- ГС формируется в городах и включает в себя неживую природу, живую природу, неприродный компонент, население. ГС – неустойчивая природно-антропогенная система, искусственный мир, созданный Ч, не имеющий аналогов в природе и способен существовать только при последнем обновлении. Влияние ГС – отличается климатическими условиями, интенсивность радиации ниже, среднегодовая температура выше, давление ниже, часты туманы и колебания суточной температуры не так значительны как в пр. местности – городским жителям всегда не хватает времени для работы, поэтому он сокращает отдых. В результате часты неврозы, стрессы, заболевания, СС.

1. Процесс аксилирации – ускорение развития отдельных органов или частей организма, но несоответствие с биологической нормой

2. Нарушение биологических ритмов – важный механизм регуляции биологических функций организма, сформированный под воздействием абиотических факторов

6. Абиотические тенденции – гиподинамия, наркомания, курение…

7. Перерасход воды – большое потребление

9. Загрязнение – шумовое, газообразное, электромагнитное.

Дает человеку ряд потенциалов, способствуя лучшей реализации его возможностей, а с др. – приводит к повышению к физической психической химической нагрузки на организм, отдался Ч все дальше от природы.

(2)– ЖС – гетеротрофная система, город в миниатюре.

· Чистый воздух в достаточном объеме

· Зона комфорта – оптимальная температура 20 – 25 С, оптимально влажность и освещенность – 50-100

· Звукоизоляция от шумов извне

· Чистота и гигиена

-Газовая плита – выделяет угарный и углекислый газ

-Компоненты кипящих материалов, мебели

-Лаковое покрытие полов

-Пыль синтетических моющих средств

-Ворс ковровых покрытий

Вопрос 2.Трудовая среда

ТС – совокупность материальных факторов конкретного процесса труда и межличностных человеческих отношений, которые устанавливают участники в этом трудового процесса.

ТС возникает в результате деятельного отношения Ч к его жизненной среде и является процессом обмена материей между человеком и природой. Труд – необходимое условие существования Ч, 1\3 часть жизни.

· Средства производства, не требующие физического напряжения

· Осмысленная механизация процесса труда

· Химизация при полной защите здоровья работников

Вопрос 3. Рекреационная среда

РС – часть жизненной среды, предназначенная для преодоления и утомления и усталости, восстановление физического и психического здоровья Ч

Длительные нагрузки, испытывание Ч в процессе ТД приводит к появлению утомления и усталости. Усталость может вызвать расстройства многих физиологических функций и способствует развитие болезней.

· Пассивный – предполагает создание условий исключающих воздействие на организм факторов, способствующих развитию утомления или усталости. Основная форма отдыха – релаксация – уменьшение напряжения организма в целом. Это предполагает организацию места отдыха, при котором Ч может занять естественную позу, способствующую расслаблению мышц, улучшению кровообращения.

· Активный – предполагает не исключение нагрузки, а их перераспределение между различными системами органов, основанное на смене деятельности. Функция – разгрузить одни системы и загрузить другие, которые страдали дефицитом.

Рекреационная среда – включает средства диагностики негативных изменений в организме. Специальное учреждение, в котором осуществляется комплексная забота по восстановлению здоровья Ч

Екатерина Дьяконова

Часть 2.
Источник: ЕГЭ 2013. Биология. Типовые тестовый задания / Г.А. Воронина, Г.С. Калинова

1. Какая научная область биологии изучает процессы синтеза лекарственных препаратов, полченных в результате жизнедеятельности микроорганизмов?
1) ботаника
2) зоология
3) эмбриология
4) биотехнология

2. Совокупность всех существующих синих китов, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство, считают уровнем организации жизни
1) организменным
2) биоценотическим
3) видовым
4) биосферным

3. Какой метод следуют использовать для изучения сезонных изменений в природе?
1) измерение
2) наблюдение
3) эксперимент
4) классификацию

4. Какая наука классифицирует организмы на основе их родства?
1) экология
2) систематика
3) морфология
4) палеонтология

5. Метод меченых атомов для исследования функций эндоплазматической животной клетки изучает наука
1) зоология
2) цитология
3) генетика
4) эмбриология

6. Какая наука изучает зародышевое развитие хордовых животных?
1) зоология
2) генетика
3) физиология
4) эмбриология

7. Созданием новых сортов полиплоидных растений пшеницы занимается наука
1) селекция
2) физиология
3) ботаника
4) биохимия

8. Близнецовый метод используется в науке
1) селекция
2) генетике
3) физиологии
4) цитологии

9. Метод микрофотографирования хлоропластов для изучения особенностей их строения применяют в науке
1) биохимии
2) физиологии
3) цитологии
4) эмбриологии

10. Изучением процессов всасывания корневыми волосками из почвы воды с растворенными минеральными веществами занимается наука
1) селекция
2) биохимия
3) физиология
4) экология

Екатерина Дьяконова

1. Ископаемые остатки вымерших организмов изучает наука
1) систематика
2) экология
3) физиология
4) палеонтология

2. Какая наука позволяет ориентироваться в огромном многообразии организмов?
1) экология
2) систематика
3) биология
4) ботаника

3. Влияние условий среды обитания на формирование признаков организма изучает наука
1) систематика
2) генетика
3) селекция
4) анатомия

4. Наука, изучающая роль митохондрий в метаболизме
1) генетика
2) селекция
3) органическая химия
4) молекулярная биология

5. Генная инженерия, в отличие от клеточной, включает исследования, связанные с
1) культивированием клеток высших организмов
2) гибридизацией соматических клеток
3) пересадкой генов
4) пересадкой ядра из одной клетки в другую

6. Методы выведения новых пород животных разрабатывает наука
1) генетика
2) цитология
3) селекция
4) систематика

7. Строение и функции органоидов клетки изучает наука
1) генетика
2) цитология
3) селекция
4) фенология

8. Доклеточные формы жизни изучает наука
1) вирусология
2) микология
3) бактериология
4) гистология

9. Процессы жизнедеятельности, происходящие в организме человека и
животных, изучает наука
1) морфология
2) физиология
3) анатомия
4) этология

10. Строение организма и его органов изучает наука
1) физиология
2) анатомия
3) генетика
4) цитология

11. Изучением влияния загрязнения на окружающую среду занимается наука
1) селекция
2) экология
3) микробиология
4) генетика

12. Развитие организма животного от момента образования зиготы до рождения изучает наука
1) генетика
2) физиология
3) экология
4) эмбриология

13. Строение и распространение древних папоротниковид ных изучает наука
1) физиология растений
2) экология растений
3) палеонтология
4) селекция

14. Изучением многообразия организмов, их классификацией занимается наука
1) генетика
2) систематика
3) физиология
4) экология

15. Генетика - наука, изучающая закономерности
1) взаимоотношения организмов и среды
2) исторического развития органического мира
3) наследственности и изменчивости организмов
4) индивидуального развития организмов

16. Искусственным выращиванием биомассы женьшеня из отдельных его клеток на питательных средах занимается
1) генная инженерия
2) клеточная инженерия
3) микробиология
4) животноводство

17. Получением гибридов, на основе соединения клеток разных организмов с применением специальных методов занимается
1) клеточная инженерия
2) микробиология
3) систематика
4) физиология

18. Методы конструирования клеток нового типа на основе их культивирования, гибридизации, реконструкции используются в
1) генной инженерии
2) клеточной инженерии
3) генетике
4) бионике

Екатерина Дьяконова

1. Какой метод позволяет избирательно выделять и изучать органоиды клетки
1) окрашивание
2) центрифугирование
3) микроскопия
4) химический анализ

2. Исследования, связанные с пересадкой гена бактерий, способствующего усвоению азота из атмосферного воздуха, в генотип злаков, проводятся в области
1) микробиологического синтеза
2) генной инженерии
3) клеточной инженерии
4) биохимии

3. Разделение органоидов клетки на основе их различной плотности составляет сущность метода
1) микроскопирования
2) центрифугирования
3) окрашивания
4) сканирования

4. Изучать структуру органоидов клетки позволяет метод
1) светового микроскопирования
2) электронного микроскопирования
3) центрифугирования
4) культуры тканей

5. Для изучения строения молекул полисахаридов и их роли в клетке используют метод
1) биохимический
2) электронной микроскопии
3) цитогенетический
4) световой микроскопии

6. Сезонные изменения в живой природе изучают с помощью метода
1) экспериментального
2) наблюдения
3) проведения опытов
4) палеонтологического.

7. Генеалогический метод исследования использует наука
1) систематика
2) генетика
3) цитология
4) физиология

8. В световой микроскоп можно увидеть
1) деление клетки
2) репликацию ДНК
3) транскрипцию
4) фотолиз воды

9. Выращивание тканей вне организма - пример метода
1) культуры клеток
2) микроскопирования
3) центрифугирования
4) генной инженерии

Екатерина Дьяконова

1. Для всех живых организмов характерно
1) образование органических веществ из неорганических
2) поглощение из почвы растворённых в воде минеральных веществ
3) активное передвижение в пространстве
4) дыхание, питание, размножение

2. Главный признак живого
1) движение
2) увеличение массы
3) обмен веществ
4) распад на молекулы

3. Обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, рост, развитие, размножение - это основные признаки
1) популяции
2) организма
3) вида
4) биогеоценоза

4. Клеточное строение — важный признак живого — характерен для
1) бактериофагов
2) вирусов
3) кристаллов
4) бактерий

5. Живое от неживого отличается способностью
1) изменять свойства объекта под воздействием среды
2) участвовать в круговороте веществ
3) воспроизводить себе подобных
4) изменять размеры объекта под воздействием среды

6. Способность организма отвечать на воздействия окружающей среды называют:
1) воспроизведением
2) эволюцией
3) раздражимостью
4) нормой реакции

7. Свойство живого поддерживать постоянство химического состава называется
1) гомеостаз
2) обмен веществ
3) развитие
4) раздражимость.

8. Одним из главных признаков живого является
1) увеличение размеров
2) изменение под влиянием условий среды
3) обмен веществ
4) движение молекул

9. Гомеостаз - это

1) обмен веществ и превращение энергии
2) регулярное снабжение организма пищей
3) поддержание относительного постоянства внутренней среды организма
4) поддержание изменчивости во внутренней среде организма

10. Свойство организмов приобретать новые признаки, а также различия между особями в пределах вида - это проявление
1) наследственности
2) борьбы за существование
3) индивидуального развития
4) изменчивости

11. Примером гомеостаза может служить
1) оборонительный рефлекс при виде опасности
2) переваривание пищи с участием ферментов
3) постоянная кислотность внутренней среды организма
4) утоление голода

Екатерина Дьяконова

1. Какой уровень организации живой природы представляет собой совокупность популяций разных видов, связанных между собой и окружающей неживой природой
1) организменный
2) популяционно-видовой
3) биогеоценотический
4) биосферный

2. Генные мутации происходят на уровне организации живого
1) организменном
2) клеточном
3) видовом
4) молекулярном

3. Зеленая эвглена, совмещающая признаки растений и животных, - пример уровня организации
1) популяционно-видового
2) организменного
3) биогеоценотического
4) молекулярного

4. Амеба обыкновенная представляет собой как клеточный уровень организации жизни, так и
1) молекулярный
2) организменный
3) видовой
4) биоценотический

5. Стая волков в тайге представляет собой уровень жизни
1) биосферный
2) популяционно-видовой
3) организменный
4) биоценотический

6. Удвоение ДНК происходит на уровне организации жизни
1) клеточном
2) молекулярном
3) органо-тканевом
4) организменном

7. Движение цитоплазмы наблюдается на уровне организации жизни
1) клеточном
2) молекулярном
3) органо-тканевом
4) организменном.

8. Круговорот воды в природе наблюдается на уровне организации жизни
1) популяционно-видовом
2) биосферном
3) экосистемном
4) организменном.

9. Миграция северных оленей наблюдается на уровне организации жизни
1) организменном
2) биосферном
3) экосистемном
4) популяционно-видовом.

10. Газообмен в легких наблюдается на уровне организации жизни
1) клеточном
2) молекулярном
3) органно-тканевом
4) организменном

11. Цветение черемухи обыкновенной наблюдается на уровне организации жизни
1) клеточном
2) молекулярном
3) органо-тканевом
4) организменном

12. Миграция атомов и молекул в природе - это проявление жизни на уровне
1) популяционно-видовом
2) биосферном
3) экосистемном
4) организменном..

13. Деление ядра – это пример проявления жизни на уровне
1) клеточном
2) молекулярном
3) органо-тканевом
4) организменном..

14. Динамика численности уссурийского тигра – это пример на уровне
1) популяционно-видовом
2) биосферном
3) экосистемном
4) организменном.

15. Строение и функции молекул белка изучают на уровне организации живого
1) организменном
2) тканевом
3) молекулярном
4) популяционном

16. Митоз – это проявление жизни на уровне организации жизни
1) клеточном
2) молекулярном
3) органо-тканевом
4) организменном..

17. Круговорот веществ и превращение энергии на Земле происходит на уровне организации живого
1) биосферном
2) организменном
3) клеточном
4) популяционно-видовом

18. Какой уровень организации живого служит основным объектом изучения цитологии?
1) клеточный
2) популяционно-видовой
3) биогеоценотический
4) биосферный

19. Образование новых видов организмов происходит на уровне организации живого
1) организменном
2) популяционно-видовом
3) биогеоценотическом
4) биосферном

Мухтар Джалилов

Лариса Пыльнева

Лариса Пыльнева

Илья Швец

Итоговая контрольная работа по биологии

Задание 1
Вопрос:
Соотнесите направления биологии с направлениями исследований:

Укажите соответствие для всех 3 вариантов ответа:
1) классическая биология
2) эволюционная биология
3) физико-химическая биология

3__ строение живых объектов с применением современных методов исследования
1__ многообразие живой природы
2__ происхождение и развитие жизни на Земле

Задание 2
Вопрос:
Проблема перехода от животного мира к человеку изучается:

Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) эволюционной биологией
2) классической биологией
3) физико-химической биологией

Задание 3
Вопрос:
Установите последовательность важнейших событий в эпоху Античности:

Укажите порядок следования всех 4 вариантов ответа:
__ зарождение зоологии
__ первое подробное описание строения человеческого и животного организма
__ первое сравнительно-анатомическое описание человека и обезьяны
__ зарождение ботаники

Задание 4
Вопрос:
Какой метод исследования начал применяться в биологии благодаря работам Ч. Дарвина?

Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) описательный
2) сравнительный
3) моделирования
4) исторический

Задание 5
Вопрос:
Цитоплазматическая мембрана обеспечивает это свойство живых организмов:
Изображение:

Запишите ответ:
__________________________________________

Задание 6
Вопрос:
Укажите правильную последовательность уровней организации живой материи.

Укажите порядок следования всех 6 вариантов ответа:
6__ биосферный
2__ клеточный
4__ популяционно-видовой
1__ молекулярный
3__ организменный
5__ экосистемный

Задание 7
Вопрос:
Соотнесите уровни организации жизни на Земле и объекты изучения на каждом из них.

Укажите соответствие для всех 6 вариантов ответа:
1) строение и свойства органических веществ
2) строение и функции клеточного ядра
3) функционирование кровеносной системы волка
4) сезонные миграции скворцов Ленинградской области
5) живые организмы леса в связи с их средой обитания
6) состояние озонового слоя атмосферы Земли

__ экосистемный
__ клеточный
__ популяционно-видовой
__ биосферный
__ молекулярный
__ организменный

Задание 8
Вопрос:
Соотнесите исследователей клетки и их достижения:

Укажите соответствие для всех 6 вариантов ответа:
1) открыл клетку
2) открыл микроорганизмы
3) обнаружил и описал ядро в яйцеклетке птиц
4) высказал идею, что клетка является основной структурной единицей растительного организма
5) автор первой версии клеточной теории
6) высказал утверждение, что каждая клетка происходит от клетки

__ Рудольф Вирхов
__ Роберт Гук
__ МаттиасШлейден
__ Антони ван Левенгук
__ Теодор Шванн
__ Ян Пуркинье

Задание 9
Вопрос:
Из перечня 1) единство химического состава; 2) наследственность; 3) клеточное строение; 4) рост и развитие; 5) автотрофность - выберите общие черты всех организмов, отличающие их от объектов неживой природы:

Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) 1, 3, 5
2) 1, 2, 3, 4
3) 2, 4, 5
4) только 1 и3

Задание 10
Вопрос:
Соотнесите химические элементы и их группы:

Укажите соответствие для всех 3 вариантов ответа:
1) C, O, N, H, P, K, S, Fe, Mg, Na, Ca
2) B, Co, Cu, Mo, Zn, V, I, Br
3) U, Hg, Ra, Be, Cs, Se, Au

__ ультрамикроэлементы
__ микроэлементы
__ макроэлементы

Задание 11
Вопрос:
Выберите неправильные утверждения:

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) в молекуле воды угол между связями больше 105 градусов
2) каждая молекула воды соединена с четырьмя соседними молекулами воды
3) содержание воды в организме зависит от интенсивности обмена веществ
4) атомы водорода и кислорода в молекуле воды соединены водородными связями

Расселение населения — процесс распределения и перераспределения населения по территории, а также как результат этого процесса — сеть поселений. Расселение включает собственно размещение населения и функциональные территориальные взаимосвязи населенных мест и миграции населения (переселения, сезонные и маятниковые миграции) как способ осуществления межтерриториальных связей.

Как сложный социально-экономический процесс расселение населения отражает многие стороны жизни общества, является предметом изучения ряда наук. Политический и экономический подходы предполагают изучение зависимости расселения от способа производства. Социология исследует расселение как пространственную форму организации общества. Демография изучает процессы распределения и перераспределения населения по территории во взаимодействии с другими демографическими процессами (рождаемостью, смертностью) и как фактор формирования возрастно-половых структур. Социальная география рассматривает расселение населения во взаимодействии с природной средой; население при этом исследуется как важнейший элемент производительных сил, развитие которых приводит к формированию сети поселений, имеющих определенные экономико-географические параметры. Историко-географический подход позволяет проследить историю освоения человеком планеты. Влияние расселения населения на формирование и взаимопроникновение духовной и материальной культуры народов изучает этногеография.

Расселение эволюционировало от крайней дисперсности расселения в условиях первобытного общества (архаичной стадии демографической истории человечества) до высокой концентрации населения в мегаполисах, крупных городских агломерациях, индустриальных центрах. По мере развития цивилизации нарастала роль миграции в формировании основных центров расселения.

Факторы, влияющие на характер расселения населения, подразделяются на три группы: социально-экономические (уровень экономического развития, состояние социальной инфраструктуры, отраслевая структура экономики и т.п.); природно-климатические; демографические (уровень естественного воспроизводства населения, интенсивность миграционных связей). При этом направления миграционных потоков в процессе формирования рельефа расселения зависят от сочетания социально-экономических и природно-климатических факторов, а также от величины естественного прироста (соотношения рождаемости и смертности), его способности обеспечить потребность региона в трудовых ресурсах за счет внутренних источников. Развитие индустриальной цивилизации, структурные изменения в экономике уменьшают зависимость расселения населения от природно-климатических факторов, ведут к изменению в структуре потребностей населения и усиливают тенденцию к его концентрации в определенных районах и крупных городах. В свою очередь, региональные различия в режимах воспроизводства населения также существенно меняют рисунок расселения.

На протяжении всей истории человечества неоднократно предпринимались попытки обосновать самый удобный, соответствующий потребностям человека тип расселения. Значительное место проектам идеальных городов отводилось в работах социалистов-утопистов Т. Кампанеллы, Т. Мора, Р. Оуэна, Ш. Фурье и др. В XX в. широкое распространение получили теория города-сада английского архитектора Э. Хоуорда и теория линейного города испанского инженера-градостроителя А. Сория-и-Мата. Оригинальные идеи формирования сети расселения населения предлагал французский архитектор Ш. Ае Корбюзье, разделявший населенные пункты на три типа: сельскохозяйственные комплексы, радиально-кольцевой город, линейный промышленный город.

В СССР была разработана Генеральная схема расселения, в основе которой лежали концепция единой системы расселения, формирование сети опорных центров расселения разного ранга и групповых систем населенных мест. Единая система расселения должна была сформировать систему взаимосвязанных городских и сельских поселений различной величины и народнохозяйственного профиля, объединенных развитыми транспортно- производственными связями, общей производственной инфраструктурой, единой сетью общественных центров социально-культурного обслуживания и мест отдыха населения.

Изучение расселения населения проводится различными методами. Метод группировок позволяет обосновать типологию поселений. Используются методы ранжированных рядов, когда поселения определенных территорий выстраивают в ряд в соответствии с величиной какого-либо признака. Сравнение таких ранжированных рядов позволяет применять различные методы ранговой корреляции для изучения взаимосвязи изменений параметров больших совокупностей поселений. Распространенным методом изучения расселения населения является так называемый метод средних и анализ их изменений во времени и по территориям (например, средняя плотность населения, густота поселений, среднее расстояние между ними, средняя людность поселений и др.). Одно из направлений изучения расселения населения — выявление степени влияния города в зависимости от его величины и удаленности. Важной характеристикой является степень равномерности размещения населения по территории. Среди специфических географических методов изучения расселения населения выделяется метод районирования расселения. Советским географом О.А. Константиновым для выделения главных районов расселения населения СССР был предложен следующий минимум основных признаков: плотность населения (всего и только сельского); доля городского населения; людность городских поселений; людность сельских поселений; динамика населения (всего, городского и сельского). По совокупности этих признаков в СССР было выделено 24 микрорайона расселения. Важное место при изучении расселения населения занимают картографические методы. В 1970-х гг. широкое распространение получили методы математического моделирования, которые дают возможность проводить эксперименты по исследованию процессов расселения населения, определять условия, при которых они функционируют оптимально. Моделирование позволяет прогнозировать территорию перемещения населения; модель при этом играет роль гипотезы, позволяющей предвидеть тенденции, присущие реальному процессу расселения населения.

Источник: Социологическая энциклопедия: В 2 т. / Национальный общественно-научный фонд; рук. науч. проекта Г.Ю. Семигин. М.: Мысль, 2003. Т. 2. С. 315.

Миграция: словарь основных терминов: учебное пособие. — М.: Издательство РГСУ; Академический Проект . Т. Н. Юдина . 2007 .

Читайте также: