Устроиться где нибудь на отдых лаг лож

Обновлено: 19.09.2024

Девятое задание ЕГЭ по русскому проверяет навыки выпускников в области правильного написания слов. За его правильное выполнение можно получить один первичный балл. В задании нужно найти ряды слов, в которых пропущенная гласная соответствует одному и тому же правилу – проверяемая гласная, непроверяемая или чередующаяся. Для этого нужно хорошо разбираться в правописании корней с проверяемыми безударными гласными, чередующимися гласными, а также словарных слов, верный вариант написания которых нужно запомнить. Для облегчения повторения данной темы мы приводим теорию, основанную на материалах девятого задания ЕГЭ. Это задание намного легче, чем кажется, если при выполнении пользоваться методом исключения.

Теория к заданию №9 ЕГЭ по русскому языку

  • безударная чередующаяся гласная

Это один из лёгких вариантов, ведь корней с чередованием в русском языке не так много, можно их просто запомнить. В данной таблице приведены чередующиеся гласные в

Корень - осевой, обычно подземный вегетативный орган высших сосудистых растений, обладающий неограниченным ростом в длину и положительным геотропизмом. Корень осуществляет закрепление растения в почве и обеспечивает поглощение и проведение воды с растворёнными минеральными веществами к стеблю и листьям.

'>корне слова и правила их употребления. Наша задача не столько запомнить правила употребления, сколько сами чередующиеся корни. Однако нужно запомнить отсутствующие в ней исключения: притвориться, озарять, сочетать, уровень, поровну, ровесник, скачкообразный.

безударная чередующаяся гласная

Приводим таблицу, слова из которой чаще всего встречаются на экзамене.

Аавангард, авантюра, адвокат, альманах, аннотация, аномалия, антагонизм, апартаменты, аплодисменты, апелляция
Ббагаж, бойкот
Ввакансия, великолепный, ветеринар, винегрет
Ггабариты, гарнизон, горизонт
Ддезертир, декларация, дефицит, дилетант, директива, досконально
Иигнорировать, иждивенец, интеллигентный, инквизиция
Ккавычки, каламбур, календарь, каморка, карнавал, катастрофа, коварный, колдовать, комбинезон, компетентный, компоновать, компромисс, конституционный, конфорка, корифей, косметология, критерий
Ллелеять
Ммеридиан, меценат, мотивация
Ннаваждение, ностальгия
Ооригинальный
Ппалисадник, панорама, парадокс, пессимист, поролон, предварительный, привередливый, привилегия, примитивный, приоритет, пьедестал
Рреабилитация, регламент, резиденция, репетиция, реставрировать
Ссеминар, сертификат, сиреневый, стипендия, стремиться, суверенитет
Уутрамбовать
Ффакультет, филармония, фестиваль
Шшоколад, шовинизм, шоссе, шествовать
Ээкипаж, экспонат, эксперимент, экскаватор, элемент, эксплуатация, экстремальный, экспедиция, эрудиция

Алгоритм выполнения задания

Корень - осевой, обычно подземный вегетативный орган высших сосудистых растений, обладающий неограниченным ростом в длину и положительным геотропизмом. Корень осуществляет закрепление растения в почве и обеспечивает поглощение и проведение воды с растворёнными минеральными веществами к стеблю и листьям.

Найдём ряды, в которых все слова подчиняются правилу безударной проверяемой гласной. Откажемся от всех вариантов, где есть словарные слова или слова с чередующимся корнем.

Рассмотрим все варианты по порядку:

1. гимн а зист – гимнАзия, зав е щать – завЕщанный, прик о сновение – чередующийся корень КАС//КОС.

В этом ряду есть чередующийся корень, безударная гласная в котором не проверяется ударением. Выбор одной из гласной в этом случае зависит от наличия или отсутствия суффикса А (например, кас а ние – коснуться). Значит, вариант №1 нам не подходит.

2. эт и кетка – словарное слово, тр е вожиться – непроверяемая гласная, происх о дить – хОд.

Вариант №2 нам тоже не подходит, так как проверить безударную гласную

Корень - осевой, обычно подземный вегетативный орган высших сосудистых растений, обладающий неограниченным ростом в длину и положительным геотропизмом. Корень осуществляет закрепление растения в почве и обеспечивает поглощение и проведение воды с растворёнными минеральными веществами к стеблю и листьям.

3. возн и кновение – вознИкнуть, вознИк, н е жнейший (шёлк) – нЕжный, побл е дневший – блЕдный.

Вариант №3 подходит, так как во всех словах ряда содержится безударная проверяемая гласная корня.

Видим, что вариант №4 нам тоже подходит, так как ко всем словам этого ряда легко подбираются однокоренные лексемы, в которых ударение падает на нужную нам сомнительную гласную.

5. передв и гаться – сдвИг, изл о жение – чередующийся корень ЛАГ//ЛОЖ, минер а льный – непроверяемая гласная.

Вариант №5 нам не подходит, так как проверить безударную гласную корня сможем только в первом слове. Второе слово – с чередующимся корнем, а третье – с непроверяемой гласной.

Таким образом, правильные варианты: 3,4.

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

  1. н..гилист, приор..тет, упр..жнение
  2. д..визия, с..лдат, доск..нально
  3. м..ридиан, ап..льсин, прикр..ватный
  4. ош..ломлённый, подл..жить, ур..внение
  5. прот..реть, л..сток, подк..вать
  1. Непроверяемая гласная в корне слова – гласная, правописание которой нужно запомнить (например: винегрет). Следовательно, отказываемся от всех вариантов, где есть слова с проверяемой безударной гласной или с чередующимся корнем.
  2. В четвёртом и пятом вариантах мы встречаем слова с чередующейся гласной в корне : подл..жить (корни лаг – лож), прот..реть (корни тер – тир). Проверяем оставшиеся: нигилист, приоритет, упражнение, дивизия, солдат, досконально, меридиан, апельсин, прикроватный – все эти слова словарные, подбором однокоренных слов не проверяются.
  3. Таким образом, все три оставшихся варианта нам подходят.

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

  1. перекл..каться, подсв..тить, упл..тнить
  2. разл..ваться, задр..жала, многог..лосье
  3. ш..девр, п..тнистый, сч..тать
  4. бл..стательный, зап..реть, ст..кло
  5. водор..сли, подг..реть, над..рёт (уши)
  1. Нам необходимо найти ряды, где все три слова подчиняются правилу безударной проверяемой гласной. Следовательно, отказываемся от всех вариантов, где есть словарные слова или слова с чередующимся корнем.
  2. В третьем, четвёртом и пятом вариантах есть слова с чередующимися гласными в корнях: считать (корни чет – чит), блистательный (корни блест – блист), водоросли (корни раст – рос – ращ). Остаётся лишь два возможных варианта – один и два. Проверим их.
  3. Перекл..каться – переклИчка, подсв..тить – свЕт, упл..тнить – плОтный; разл..ваться – лИть, задр..жала – дрОжь, многог..лосье – гОлос. Как видим, ко всем словам легко подбираются однокоренные, где ударение падает на нужную нам гласную.

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

  1. сж..гать, орб..тальный, пол..мический
  2. вызв..лить, напом..нание, предст..вительный
  3. экз..меновать, асф..льтированный, изд..вать
  4. разг..реться, укл..ниться, зар..сли
  5. выб..рающий, з..рница, выл..жить
  1. Нам необходимо найти ряды, где все три слова подчиняются правилу безударной чередующейся гласной.
  2. Первый, второй и третий варианты нам не подходят из-за наличия в них словарных слов или слов с безударной проверяемой гласной: орб..тальный – орбИта, предст..вительный – предстАвить, изд..вать – дАть. Небольшая подсказка: даже если вы не можете подобрать проверочные слова, зная список чередующихся корней, вам будет легко отбросить те варианты, где таких слов нет.
  3. Проверим оставшиеся варианты – четвёртый и пятый. Все слова в этих рядах с чередующимися корнями: разг..реться (корни гор – гар), укл..ниться (корни клон – клан), зар..сли (корни раст – рос – ращ), выб..рающий (корни бер – бир), з..рница (корни зар – зор), выл..жить (корни лаг – лож).

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

1) обгорелый, касательная, зарница

2) взглянуть, покоситься, гороскоп

3) выбирать, наклониться, растительность

4) претворить, галактика, предварительный

5) велосипед, гористый, коллекционный

1) обгорелый – чередование (гор – гар), касательная – чередование (кос – кас), зарница – – чередование (зар – зор);

2) взглянуть – проверяемая гласная (взглЯд), покоситься – проверяемая гласная (кОсо), гороскоп – непроверяемая гласная;

3) выбирать – чередование (бир – бер), наклониться – чередование (

Клонирование - появление естественным путём или получение нескольких генетически идентичных организмов путём бесполого размножения или партеногенеза.

4) претворить – проверяемая гласная (затвОр), галактика – непроверяемая гласная, предварительный – непроверяемая гласная;

5) велосипед – непроверяемые и проверяемые (вЕлик) гласные, гористый – проверяемая гласная (гОры), коллекционный – непроверяемые и проверяемые (коллЕкция) гласные.

1.Сформировать умение строить правила (на примере правила чередования гласных в корнях -лож-, -лаг)-.

2) сформировать умение применять правило написания А - О в корнях -лож-, -лаг-.

3) тренировать умение фиксировать шаги по построению нового знания, умение работать в группах, умение адекватно оценивать свою деятельность.

Материалы к занятию

Демонстрационный материал: 1) задание на актуализацию знаний; 2) задание на внимательность; образец для проверки; 3) задание для пробного действия; 4) список необходимых корней для задания на пробное действие; 5) шаги плана действий; 6) эталон.

Раздаточный материал: 1) карточка для задания на пробное действие; 2) задание на первичное закрепление во внешней речи; 3) основа для выполнения самостоятельной работы; цветные карточки; 4) таблицы для домашнего задания.

1.Мотивирование к учебной деятельности

- Как вы понимаете слова мудреца?

Сегодня на уроке новый материал, и вы сами сформулируете тему и создадите правило.

ОПОРНАЯ ТАБЛИЦА − Итак, как вы будете открывать новое знание? (Поймем, что мы не знаем, выполнив пробное действие, зафиксируем затруднение, выясним причину затруднения и выведем новое правило, оформив эталон.)

2.Актуализация и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии

− С чего вы начнете работать? (С повторения того, что нам сегодня потребуется при открытии нового знания.)

− Посмотрите на доску и выполните задание устно.

По какому признаку слова с безударными гласными в корнях распределены в две группы?

− Молодцы! Подберите проверочные слова для слов в правом столбике. (Снеговик - снег; детвора - дети; зима - зимы; деревья - дерево.)

− Ребята, что вы сейчас сделали? (Мы подбирали однокоренные слова так, чтобы сомнительная гласная оказалась под ударением.)

− Что такое однокоренные слова? (Это слова, имеющие что-то общее в лексическом значении.)

− Верно. Итак, что вы повторили? (Мы повторили проверяемые / непроверяемые гласные в корне слов.)

− Следующее задание на внимательность:

− Вы должны найти лишнее слово в каждой строке и объяснить свой выбор.

На эту работу отводится 1 минута. Учащиеся объясняют свой выбор в устной форме. ( 3 слова одной строки с общим значением, одно из слов к ним не относится.)

− Итак, все слова однокоренные, кроме одного.

− Что вы должны сделать дальше? (Мы должны выполнить пробное действие.)

− Ребята, скажите, для чего вы на каждом уроке открытия нового знания делаете пробное задание? (Пробное задание помогает нам понять, ЧТО мы не знаем.)

− Что особенного вы можете отметить в отмеченных корнях?

(В корнях, которые должны быть одинаковыми, встречаются разные гласные и согласные буквы.)

Задание на пробное действие:

− Объясните правописание гласных в корнях: -лож-, -лаг-;

− Кто не выполнил этого задания? Что вы не смогли сделать? (Я не смог объяснить, почему в этих корнях пишутся разные буквы.)

− Кто проанализировал и может объяснить причину вариативности букв? Укажите эталон, правило, которым вы воспользовались.

3. Выявление места и причины затруднения

− Что вы не смогли сделать? (Я не могу обосновать свой ответ.)

− Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были объяснить правописание гласных в корнях в корнях данных слов)

− В чем ваше затруднение? (Мы не знаем, как объяснить правописание гласных в данных словах.)

− Ребята, почему вы испытали затруднение? (Потому что мы не знаем правила, по которому можно определить, какую букву писать в данных корнях.)

− Что вы будете делать дальше? (Построим проект выхода из затруднения.)

4.Построение проекта выхода из затруднения

− Какова же цель вашей деятельности? (Узнать правила написания гласных в корне -лож-, -лаг-; )

− Посмотрите на эти корни. Какие гласные здесь чередуются? (А и О.)

Какое понятие вы будете использовать? (Чередование)

− Уточните тему урока. (Чередование гласных в корне -лож-, -лаг-)

− Итак, когда вы выводите новое правило, на что вы должны обратить внимание в первую очередь? (На закономерность.)

− Верно! А теперь постройте план проекта по созданию нового правила. (Установить закономерность в данных корнях. Сделать вывод о правилах написания гласных в данных корнях. Создать эталон.)

− Итак, давайте установим закономерность. (Корни в словах во всех строчках начинаются с одной и той же буквы, но заканчиваются на разные согласные буквы, и в середине пишется либо О, либо А).

− Предлагаю зафиксировать ваши наблюдения в письменном виде в тетради.

Учитель записывает на доске, учащиеся - в тетради:

в корне -лаг- пишется А, так как корень заканчивается на Г; (так после корня есть суффикс А)

в корне -лож- пишется О, так как корень заканчивается на Ж; (так как после корня нет суффикса А)

− Вы абсолютно правильно сформулировали правило.

5. Реализация построенного проекта

− Молодцы! Вы вывели закономерность, сделали вывод, сами построили новое правило. Какой следующий шаг? (Создать эталон.)

− Предлагаю поработать в группах. Представитель от каждой группы должен будет представить совместно созданный эталон. На работу отводится 5 минут.

− Молодцы! Все группы справились с заданием.

− Вы теперь сможете выполнить пробное задание? (Да.)

Учащиеся выполняют задание письменно, графически объясняя правописание

чередующихся гласных. Затем по цепочке проговаривают объяснение.

В результате в тетрадях должно быть записано:

6. Первичное проговаривание во внешней речи

− Что вы должны сделать дальше? (Закрепить умение применять правило о чередовании гласных в корне -лож-, -лаг-; )

− В этом вам поможет следующее задание. У вас на столах лежат таблицы со словами с пропущенными буквами:

Опишите рисунок, употребляя глаголы с корнем -лаг - -лож-: отложить, предлагать, располагаться, расположиться, уложить.


Ответы ( 10 ):

Мы с сестрой давно не были в гостях у дедушки с бабушкой. Но наконец родители привезли нас к ним на целых два дня! Мы осмотрелись. Все было, как прежде: аквариум, старый круглый стол, кожаное дедушкино кресло располагались на своих местах.Знакомая старинная картина украшала интерьер.

Вечер проходил так же,как всегда, спокойно и размеренно.Дедушка привычно расположился в кресле с любимой газетой.Бабушка,пр­ едлагая деду чай, попросила отложить газету и пить чай сразу, пока не остыл.Дедушка поблагодарил бабушку, читая что - то очень интересное.

Моя младшая сестра принялась играть,усевшись на полу. Она решила уложить куклу в кроватку, нежно напевала ей колыбельную и ласково укачивала свою дочку.

Нам с сестрой было очень хорошо и уютно в гостях у бабушки с дедушкой.

Воскресный день в нашей семье проходит всегда одинаково. С утра мы завтракаем кашей и планируем как проведем этот выходной день. Потом дедушка Вася располагается поудобнее в кресло и читает свежую газету пока бабушка Нина убирает со стола и моет посуду. Затем бабушка предлагает всем выпить сладкое какао и дедушке приходится отложить газету. А я не люблю какао, поэтому тихонечко играю с игрушками, я пытаюсь уложить куклу Машу спать. Но она только недавно проснулась и капризничает.

Сегодня хорошая погода и мы решили устроить пикник на природе. Поэтому мама с папой пошли собирать вещи и еду. Они даже хотят взять палатку и одеяло, чтобы я смогла в обед там удобно расположиться и поспать. Как же я люблю эти совместные воскресные выходные.

Назовем описание этого рисунка "Вечер с бабушкой и дедушкой"

Этот вечер Маша проводила в гостях у бабушки и дедушки. Она весело провела время и когда пришла пора ложиться спать, решила первым делом Уложить свою куклу. Маша расположилась на ковре и стала укладывать куклу в ее кроватку.

В это время дедушка и бабушка решили выпить по чашке чая. Дедушка уютно Расположился в кресле и Отложил газету в сторону. Бабушка Предлагала ему чашку чая, одновременно уговаривая Располагаться поудобнее, чтобы не опрокинуть чашку на газету и колени.

Вечер проходил в милой домашней обстановке и все были довольны друг другом.

В заключение этой небольшой истории. Берегите своих бабушек и дедушек! Помогайте им!

В субботу утром мама предложила дочке поехать в гости к бабушке и дедушке на целый день.

Девочка с удовольствием согласилась, ведь она очень любит своих бабушку и дедушку.

В гостях девочка захотела поиграть со своей куклой Дашей, пока бабушка накрывала на стол, а именно: покормить ее, покачать, уложить спать в милую кроватку. В это время дедушка расположился в кресле почитать газету и посмотреть телевизор, а бабушка настойчиво предлагала нам выпить чай. Дедушке пришлось отложить газету в сторону, а девочке положить куколку в кроватку поспать. Теплая семейная обстановка располагала к отдыху и спокойствию.

Ну например вот так:

"Вот наступил вечер и, как обычно, наша семья уютно расположилась около телевизора. Мой дедушка, отложил свои дела и удобно устроился в кресле с газетой. Бабушка предлагает ему выпить перед сном горячий чай с лимоном. Сестрёнка Настя, сложив в ящик все свои игрушки, укладывает спать в кроватку свою любимую куклу Дашу. Ну, а я смотрю свой любимый мультфильм про Смешариков!

Уже довольно поздно и мне с сестрой тоже пора располагаться ко сну!"

Бабушка предложила дедушке попить чай в гостиной. Когда она принесла кружку с чаем, дедушка отложил в сторону свою газету. Внучке тоже предлагали чай, но она отказалась и расположилась на полу, сказав, что хочет немного поиграть с куклой и уложить её спать.

дедушка расположился на кресле

рядом с ним на стене располагается картина

бабушка предлагает дедушке чай

внучка расположилась у телевизора и пытается уложить свою куклу в кроватку

телевизор располагается на тумбочке

Описать данный рисунок при помощи глаголов с -лаг- -лож- можно так:

Вечером, в тихой и уютной домашней обстановки наша семья спокойно занимается своими делам. Уже скоро пора будет ложиться спать, но пока мы приятно проводим время. Этим вечером дедушка с бабушкой решили отложить срочные дела, просто попить чайку и расположиться у телевизора. Бабушка собирается предложить дедушке выпить чаю, дедушка начинает удобно располагаться в кресле, чтобы его взять. Моя младшая сестра в это время играет с куклой, пытаясь уложить ее спать.

Обычным воскресным днем на выходных, родители привезли любимую дочурку к своей любимой бабушке с дедушкой. Девочка взяла с собой куклу, что бы с ней там поиграть. Она располагалась возле телевизора, что бы не кому не мешать и ложила куклу в кроватку. Дедушка сидел на кресле и читал газету с новостями, но когда пришла бабушка и предложила ему чашку чая, то он улыбнулся и с охотой согласился. Он отложил газету в сторону на журнальный столик, что бы взять чашку чая у бабушки.

Класс предварительно поделен на три группы. Занятие будет состоять из нескольких этапов:

  1. Подготовительный этап. Работа с классом, постановка целей урока, создание проблемной ситуации.
  2. Практический этап. Работа в группах.
  3. Выступление от групп.
  4. Работа в парах.
  5. Индивидуальная работа.
  6. Подведение итогов.

Ход урока

1) Теоретический этап. Общеклассная работа, создание проблемной ситуации

На доске записаны слова:

    Растущий, прорастающий, простейший, росточек.
    Роскошный, расти, возрастной, подрастать.
    Сложение, положение, полагается, сладкий.

Определите в каждой группе слов лишнее. Подчеркните его, объясните свой выбор. Чем же будем заниматься сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока.

Записываем тему в тетради.

Ученики формулируют правила выбора чередующихся в корнях -лаг-, -лож-, -раст-, ращ-, -рос-.

2) Практический этап. Работа по группам

Ребята, у вас на столах лежат листы заданий. Задания первой группы помечены зелёным цветом. Задания для второй группы — синим, для третьей — красным цветом. Я работаю с первой группой. Вторая и третья группы работают самостоятельно.

Первая группа читает задание: распределите записанные ниже слова по трём столбикам. В первый столбик выписывают слова с гласной, а в корнях с чередованием, во второй — с гласной о, в третий записывают слова с другими корнями. Орфограмму выделить, выбор объяснить.

Предл…гать ничью, прил…жение к журналу, популярное изл…жение, густо р…сти, маленький р…сток, перспективная отр…сль, разл…жить р…стения, молодая пор…сль, дубы разр…слись, ул…житься в секунды, пол…гаться на коллектив, Петров Р…стислав, изл…гать программу, отл…жить визит, зар…сли тростника, распол…гать данными, наладить отношения, подсл…щённый чай, степные пр…сторы, сладостные минуты, распр…странять билеты.

Вся группа работает вместе, выписывая слова с чередующимися гласными, один ученик работает самостоятельно, выписывая слова с другими корнями. После выполнения задания группа работает в парах, составляя простые предложения с однородными членами, соединёнными бессоюзной связью, соединёнными союзами и, а, но, включив в предложения слова с чередующимися гласными.

Работа со второй группой. Задание: вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с чередующимися гласными в корне слова, орфограмму обозначьте, выбор гласной объясните.

  1. Наш замечательный город ____________ на берегу реки Ишим.
  2. Осенью мы ___________ провести слёт туристов на берегу этой живописной речки.
  3. Выбранное нами местечко______________ недалеко от деревни моей бабушки.
  4. Эти места удивляют богатой _______________.
  5. Мы аккуратно____________ рюкзаки и отправились по _______________ маршруту.
  6. Быстро ___________ на берегу палатки.
  7. Девочки ___________ в тени, а мальчики ____________ костёр.
  8. Справа от нашей стоянки ___________ молодые берёзки, а слева ребята увидели________________ шиповник.
  9. Мы углубились в _______________, чтобы собрать________________ для гербария.
  10. Свои мысли о слёте мы ___________ в сочинениях.

Слова для справок: выр…сти, предл…жить, распол…гаться, р…стительность, ул…жить, предложенный, выр…сти, распол…житься, разл…жить, р…сти, разросшийся, зар…сли, р…стения, изл…жить.

Прочитайте получившуюся запись. Докажите, что данная запись является текстом. Озаглавьте, определите тип речи текста.

Задание по вариантам: выполните синтаксический разбор предложений по вариантам: первый вариант предложение № 8, второй вариант предложение № 9. Все работают в тетрадях, два ученика выполняют задание на доске.

Работа с третьей группой. Задание: продолжи рассказ, используя слова с чередующимися гласными в корне слова.

Слова для справок: молодая пор…сль, р…сла быстро, маленькие р…стки, развитие р…стений, трудно р…сти, выр…сла р…скошная, густая р…стительность, препол…гали угостить, разл…жили на кучки, р…стительная пища.

Совместная проверка выполнения заданий первой и второй группами.

Общеклассная работа. К сочетаниям слов подобрать и записать синонимы.

    Добавление к , например, к журналу (приложение).
    Наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений (растениеводство).
    То, что предложено, предлагается (предложение).
    Частый кустарник, которым заросло место (заросли).
    Догадка, предварительная мысль (предположение).
    Устроиться на отдых (расположиться).
    Несколько вырасти, стать старше (подрасти).
    Сообщать свои мысли (излагать).
    Молодой лес, побеги растений от корней, пней или семян (поросль).
    Становиться гуще, ветвистее, больше (разрастись).
    Отдельная область деятельности науки, производства (отрасль).

Подведение итогов. Индивидуальная работа. Выполнение разноуровневой тестовой работы. Взаимопроверка работы.

Читайте также: