В каком месте в великобритании запрещено появляться в рыцарских доспехах

Обновлено: 18.09.2024

Ордена Великобритании — высшие знаки отличия в Соединенном Королевстве. Английская наградная система по праву может претендовать на звание самой старой в мире. Несмотря на то, что предпосылки к возникновению светских наград на протяжении долгого времени формировались во всех европейских государствах, первый подобный орден появился с легкой руки английского монарха. Знаковое событие произошло в XIV веке, а родоначальником орденов Великобритании стал король Эдуард III (Edward III).

Возникновение английских орденов

Ордена Великобритании в Средневековье имели совсем другое значение, чем сейчас. Этим термином тогда обозначали не награду, а организацию, созданную королем по образцу воинствующих духовно-рыцарских братств госпитальеров и тамплиеров. В первых светских орденах Европы наблюдались общие черты — объединение имело свою символику и состояло из ограниченного числа самых знатных дворян королевства, преданных сюзерену, который своей властью принимал в союз новых рыцарей. Посвящение в число избранных считалось знаком великой милости со стороны монарха и несло в себе элемент награждения.

Ордена Великобритании появились в то время, когда Эдуард III одержал несколько крупных побед в битвах с Францией. Успехи вдохновили короля, и он имел все основания стать главой нового рыцарского братства. Однако вдохновительницей монарха легенды называют графиню Солсбери (Countess of Salisbury). На балу в замке Виндзор прекрасная дама потеряла подвязку из небесно-синего атласа, усыпанную самоцветами. Танцующие остановились, и в толпе послышались смешки. Тогда монарх поднял предмет туалета с пола, прикрепил его на рукав и объявил о создании королевского ордена Подвязки.

В архивах сохранились данные, что в сентябре 1351 года королю были доставлены двадцать четыре мантии, заказанные для нового ордена. Первыми рыцарями стали воины, отличившиеся в битве при Креси, где английский монарх одержал самую громкую из своих побед. Среди них к высшим кругам знати относились только девять человек, остальные были простыми дворянами, проявившими чудеса храбрости. Первый в мировой истории светский орден существует до сих пор и занимает первое место в иерархии знаков отличия страны.

Ордена Великобритании. Наиблагороднейший Орден Подвязки

Развитие системы государственных наград в Англии

В последующие столетия новые регалии появлялись в Великобритании по религиозным и политическим причинам. Орден Бани, учрежденный в 1725 году Георгом I (George I), предназначался как для гражданских, так и военных кавалеров. Историки предполагают, что он был основан монархом в ознаменование окончательного перехода страны к протестантской религии. С 1701 года по законодательному акту, принятому парламентом, трон не могли занимать короли католического вероисповедания.

Появление орденов Св. Михаила и Св. Георгия пришлись на времена, когда были окончательно разбиты войска Наполеона Бонапарта, а Ионические острова стали частью британских владений. После 1864 года, когда территория вернулась к Греции, награда стала вручаться за службу в доминионах Британской империи. На протяжении второй половины XIX века королева Виктория (Alexandrina Victoria) учредила целую серию регалий для Индии — самой крупной английской колонии.

Ордена Великобритании. Орден Святого Михаила и Святого Георгия, цепь и знак Большого креста, 1870-1900 гг.

Ордена Великобритании. Крест Виктории для военно-морских войск на синей ленте

В 1940 году государство столкнулось с необходимостью расширить спектр воинских регалий в связи с агрессией гитлеровской Германии. Тогда был учрежден Крест Георга, который вручали за подвиги, не связанные напрямую с действиями на поле боя, а уже после 1970-х появились аналоги награды для доминионов — Канады, Новой Зеландии и Австралии.

Ордена Великобритании. Крест Георга, врученный Мальте

Современные ордена Великобритании

К наиболее известным английским орденам относятся:

    .
  • Орден Чертополоха.
  • Орден Бани.
  • Орден Святого Патрика.
  • Королевский Орден Гвельфов.
  • Орден Святого Михаила и Святого Георгия.
  • Королевский Орден Виктории и Альберта.
  • Орден Святого Иоанна Иерусалимского.
  • Орден Индийской Империи.
  • Королевский Викторианский Орден.
  • Орден Имперской Службы.
  • Орден Британской Империи.

Порядок ношения регалий строго регламентирован. Каждое изменение правил в обязательном порядке публикуется в The London Gazette. Статус обладателей старинных рыцарских орденов зависит от степени награды — на верхней ступени стоят кавалеры Большого Креста, за ними следуют Командоры и Рыцари. Также регламент определяет иерархию Леди и Дам, эти титулы присваиваются женщинам, которых награждают рыцарскими орденами, а также супругам кавалеров.

Ордена Великобритании. Фотография. Королева Елизавета II вручает орден Св. Михаила и Св. Георгия актрисе Анджелине Джоли за гуманитарную деятельность, 2014

Самая значительная реформа в сфере наград проводилась в стране в 1925 году в связи с продажей рыцарских орденов, организованной политиком Артуром Грегори (Arthur John Maundy Gregory). После расследования королевской комиссии торговля почестями и титулами в Великобритании была официально запрещена. В парламенте неоднократно поднимался вопрос об изменениях в порядке награждения, принимались небольшие поправки, но самих регалий законодательные акты не коснулись.

Высшие Награды

С глубокой древности в мире существует институт наград. Усложнение человеческого общества потребовало помимо материальных наград (земли, рабов, скота) системы особых знаков отличия, которые сами по себе не являясь особой материальной ценностью, указывали бы на заслуги и статус их обладателя.

Во времена древневосточных деспотий, царь, обладавший абсолютной властью, в знак особого расположения в качестве награды позволял поцеловать свою обувь или не простираться перед собой ниц.

Римский цезарь имел в своем распоряжении уже другие средства - награждал отличившихся жителей провинций римским гражданством, а полноправного гражданина мог наградить званием всадника, что наделяло в те времена значительными привилегиями. Одним из первых прототипов ордена служил венок, который вручался за различные заслуги. В Риме существовала целая система венков и даже некоторое подобие наградного устава.

Высшие Награды

[CENTER]

И сегодня, Орден подвязки - высшая награда Соединенного Королевства. Количество членов Ордена ограничено — ими являются Суверен ордена (монарх) и не более 25 Кавалеров (Companions). Кавалерами могут быть Рыцари (Knights Companions) и Леди (Ladies Companions). Символ ордена - золотой, украшенный бриллиантами медальон с изображением св. Георгия, на темно-синей ленте, а на левой стороне груди — серебряная звезда с красным георгиевским крестом. Существуют и другие эмблемы ордена (плащ, лента и т. д.). Орден подвязки предписано надевать только в наиболее торжественных протокольных случаях. Помимо своего высочайшего статуса, он имеет очень высокую ценность, как ювелирное украшение.

Помимо Ордена подвязки история Британии породила еще немало орденов, наиболее почетными из которых являются:

Высшие Награды

[CENTER]

Дата основания ордена неизвестна. Миф гласит, что Ахей, король шотландцев, во время битвы с англо-саксонским королём Ательстаном, при довольно сомнительных обстоятельствах увидел в небе крест св. Андрея – покровителя Шотландии. После победы, Ахей якобы установил орден Чертополоха, посвятив его святому. Легенда неправдоподобна хотя бы потому, что два боровшихся лица даже не правили в одном столетии.

Знаки кавалера
Ордена чертополоха
Другая история говорит, что Ахей основал орден в 809 году во ознаменование альянса с императором Карлом Великим. Существует также версия, что король Иаков V, кавалер ордена Подвязки в Англии, ордена св. Михаила во Франции и ордена Золотого Руна в Священной Римской Империи, основал орден Чертополоха в 1540 году, поскольку был смущён невозможностью пожаловать ответный орден иностранным монархам.

Высшие Награды

[CENTER]

Почтеннейший орден Бани (англ. The Most Honourable Order of the Bath) — британский рыцарский орден, основанный Георгом I 18 мая 1725 году. По старшинству в Британской системе наград, орден занимает четвёртое место после Ордена Подвязки, Ордена Чертополоха и Ордена св. Патрика.

Имя ордена происходит от древнего обряда, когда претендентов на рыцарское звание подвергали ночному бодрствованию с постом, молитвой, и купанием накануне титула (церемония была упразднена в 1815 году).
Орден состоит из Суверена (британского монарха), Великого Магистра (или Гроссмейстера) - Его

Почтеннейший Орден бани

Величества принца Уэльского, и трёх классов рыцарей:
рыцари и дамы Большого Креста (GCB)
рыцари и дамы - Командоры (KCB или DCB)
Кавалеры ордена (Companions) (CB)

"Орден звезды Индии"

Высшие Награды

[CENTER]

Орден перестал существовать в 1947 году после провозглашения независимости Индии и Пакистана.

"Орден Святого Михаила и Святого Георгия"

Высшие Награды

[CENTER]

Отличнейший орден Святого Михаила и Святого Георгия (англ. - The Most Distinguished Order of Saint Michael and Saint George) — британский кавалерский орден, основанный 28 апреля 1818 года Георгом, принцем Уэльским (будущим королем Георгом IV) во время пребывания на посту принца-регента. Орден включает три класса (по убыванию старшинства):
Рыцарь или Дама Великого Креста (GCMG);
Рыцарь или Дама - Командор (KCMG или DCMG);
Кавалер (CMG).

Орденом награждаются лица оказавшие важные услуги, связанные с Содружеством или иностранными нациями. Девиз ордена — Auspicium melioris aevi (лат. - Признак лучшей эпохи). Святые-покровители Ордена — Архангел Михаил и Святой Георгий. Один из главнейших символов — св. Михаил, разящий Сатану.

Наиболее известным кавалером ордена Святого Михаила и Святого Георгия на сегодняшний день является агент 007 – Джеймс Бонд.

Высшие Награды

[CENTER]

Орден основанный в 1886 году королевой Викторией, обычно даётся офицерам со званием майор (или его эквивалента) или выше, но иногда - и особо отличившимся младшим офицерам.

Высшие Награды

[CENTER]

Орден не даёт рыцарства или другого статуса, зато его члены могут использовать перед своим собственным именем буквы OM. Медаль ордена имеет вид красного креста с золотой короной наверху на красно-синей ленте.

"Орден Кавалеров Славы"

Высшие Награды

[CENTER]

Орден Кавалеров Славы (Order of the Companions of Honour) — орден Великобритании и стран Содружества, являющийся наградой за выдающиеся достижения в искусствах, литературе, музыке, науке, политике, промышленности и религии.

Орден создан королём Георгом V в июне 1917 года. Состоит из Суверена и не более 65 Кавалеров Славы, из которых квота в 45 членов принадлежит Великобритании, 7 - Австралии, 2 - Новой Зеландии и 11 - прочим странам.

Знак ордена — овальный медальон с дубовым деревом, щит с королевским гербом свисает с одной ветки, а слева рыцарь в доспехах. На ордене начертан девиз IN ACTION FAITHFUL AND IN HONOUR CLEAR(англ. - В действиях верен и в чести незапятнан). Мужчины носят знак на ленте (красной с золотой вышивкой по краям) вокруг шеи, а женщины на сгибе левого плеча.

"Орден Британской империи"

Высшие Награды

[CENTER]

Орден Британской империи (The Most Excellent Order of the British Empire) — рыцарский орден, созданный британским королём Георгом V 4 июня 1917 года, состоит из пяти классов гражданского и военного подразделений (в порядке убывания старшинства):
Рыцарь или дама Большого Креста (GBE)
Рыцарь или дама- Командор (KBE или DBE)
Командор (CBE)
Офицер (OBE)
Член (MBE)

Право на рыцарство имеют только обладатели только первых двух званий. Также существует Медаль Британской Империи, получатели которой не являются членами Ордена.

В самой Великобритании Медалью уже не награждают, однако в некоторых государствах Содружества награждения продолжаются и в наши дни.

Турнирный гобелен Фридриха Мудрого, курфюрста Саксонии (около 1490 г.), на котором изображен Перкин Уорбек, наблюдающий с лоджии наверху, четвертый слева. Варбек был принят при бургундском дворе Максимилиана I как выживший второй сын Эдуарда IV.

Турнирный гобелен Фридриха Мудрого, курфюрста Саксонии (около 1490 г.), на котором изображен Перкин Уорбек, наблюдающий с лоджии наверху, четвертый слева. Варбек был принят при бургундском дворе Максимилиана I как выживший второй сын Эдуарда IV.

Максимилиан вышел на международную арену в возрасте 17 лет, когда он женился на Марии, герцогине Бургундской (1457–1482) в 1477 году. Брак был бы невозможен без поддержки Маргарет Йоркской - мачехи Марии и Ричарда. Хотя он был эрцгерцогом Австрии и единственным выжившим сыном императора Священной Римской империи Фридриха III, Максимилиан не принес ни земель, ни дохода, ни родства, ни опыта в управлении. Его открыто высмеивали за то, что он грубый немецкий аутсайдер, не знал французского, фламандского и голландского языков и не знал ритуалов изощренного бургундского двора. Максимилиана это не остановило. Он получил бургундское наследство своей жены, чтобы защитить его от внешних и внутренних угроз после смерти Карла Смелого в 1477 году.

15 век: высокие технологии в доспехах для рыцарских турниров Максимилиана I, изображение №3

Максимилиан зарекомендовал себя как надежный защитник бургундского наследия.

15 век: высокие технологии в доспехах для рыцарских турниров Максимилиана I, изображение №3

15 век: высокие технологии в доспехах для рыцарских турниров Максимилиана I, изображение №4


15 век: высокие технологии в доспехах для рыцарских турниров Максимилиана I, изображение №4

15 век: высокие технологии в доспехах для рыцарских турниров Максимилиана I, изображение №5

15 век: высокие технологии в доспехах для рыцарских турниров Максимилиана I, изображение №5

Доспехи, которые Максимилиан заказал у мастера-оружейника Лоренца Хельмшмида и надевал в битве в 1480 году, когда он победил французов. силы Людовика XI в битве при Гинегате.

Сказать, что эта броня слепит глаза, не будет преувеличением. С ее тщательно проработанными канавками, перфорированным рисунком, декоративными полосами и компонентами из медного сплава она показывает молодого рыцаря с осиной талией ростом около 1.5 метра, который хотел заявить о себе.

15 век: высокие технологии в доспехах для рыцарских турниров Максимилиана I, изображение №6

15 век: высокие технологии в доспехах для рыцарских турниров Максимилиана I, изображение №6

Это стоило Максимилиану современный эквивалент более 1000000 фунтов стерлингов, чтобы создать эту броню на заказ, что могло бы сказать потенциальным врагам, что у него (его жены) тоже есть деньги на поддержку армий.

15 век: высокие технологии в доспехах для рыцарских турниров Максимилиана I, изображение №7

15 век: высокие технологии в доспехах для рыцарских турниров Максимилиана I, изображение №7

Первоначально созданные для капеллы Святой Крови Брюгге, стеклянные панели (ныне принадлежащие Музею Виктории и Альберта) изображают надменную и красивую герцогиню Марию и ее красивого светловолосого мужа.

15 век: высокие технологии в доспехах для рыцарских турниров Максимилиана I, изображение №8

15 век: высокие технологии в доспехах для рыцарских турниров Максимилиана I, изображение №8

Поскольку он постоянно участвовал в военных кампаниях, чтобы защитить наследство своей жены и своего единственного сына Филиппа Красивого (1478–1506), Максимилиан постоянно нуждался в полевых доспехах. Но его интерес к доспехам был также мотивирован рыцарским стремлением к турнирным боям.

У него было множество турнирных доспехов, заказанных и изготовленных для Максимилиана для рыцарских и мирных турниров, пеших боев и бесплатных турниров. Эти события дали Максимилиану возможность продемонстрировать свое физическое мастерство и храбрость, а также возможность выиграть другие доспехи в качестве трофеев.

Поединки и пешие сражения требовали максимальной защиты, поскольку бойцы использовали ужасающее боевое оружие, чтобы продемонстрировать свои навыки. По этой причине, доспехи для рыцарских боев и пеших боев не были роскошно украшены.

Рыцарские турниры позволили использовать больше декоративных доспехов, таких как тот, который изготовил Йорг Хельмшмид Младший около 1494 года, когда Максимилиан уладил дела в Бургундском королевстве и переехал в Инсбрук после того, как стал королем римлян в 1486 году.

Доспехи Максимилиана для Joust of Peace

Доспехи Максимилиана для Joust of Peace

Доспех Максимилиана для Joust of Peace (защита спины)

Доспех Максимилиана для Joust of Peace (защита спины)

Доспехи Максимилиана для Турнира мира (деталь)

Доспехи Максимилиана для Турнира мира (деталь)

Фрагмент доспехов Максимилиана для турнира Joust of Peace

Фрагмент доспехов Максимилиана для турнира Joust of Peace

Доспех Максимилиана для Joust of Peace (защита спины)

Доспех Максимилиана для Joust of Peace (защита спины)

Пехотный доспех Максимилиана I (золотой)

Пехотный доспех Максимилиана I (золотой)

Пешие боевые доспехи Максимилиана I

Пешие боевые доспехи Максимилиана I

Доспехи Максимилиана для рыцарских турниров

Доспехи Максимилиана для рыцарских турниров

Доспехи Максимилиана для рыцарских турниров

Доспехи Максимилиана для рыцарских турниров

Мягкая защита головы для Турнира Мира

Мягкая защита головы для Турнира Мира

Максимилиан потратил много времени на разработку новых турнирных игр и осознал важнейшее влияние этих турниров на публику.

Механический нагрудник по заказу Максимилиана

Механический нагрудник по заказу Максимилиана

Механический нагрудник по заказу Максимилиана
>
Механический нагрудник по заказу Максимилиана

Седло для лошади с.пружинным кронштейном для укладки копья, дизайн Максимилиана

Седло для лошади с.пружинным кронштейном для укладки копья, дизайн Максимилиана

Седло и шафран, принадлежащие Максимилиану.

Шафран для лошади Максимилиана.

Седло и шафран, принадлежащие Максимилиану.

Шафран для лошади Максимилиана.

Шафран для лошади Максимилиана.

Всегда ищущий самые инновационные проекты, Максимилиан покровительствовал слесарям и часовщикам, а также оружейникам в Италии, Брюсселе, Франш-Конте и немецкоговорящих странах. Некоторым были присвоены дворянские титулы в результате того, что они снабдили его доспехами, необходимыми для него самого и его войск, а также для подарков, таких как конный бард, который он подарил Генриху VIII.

Бард, подаренный Максимилианом I Генриху VIII, с многочисленными значками Ордена Золотого Руна и личным значком Максимилиана в виде граната. Сделано в Брюсселе, ок. 1505.

Бард, подаренный Максимилианом I Генриху VIII, с многочисленными значками Ордена Золотого Руна и личным значком Максимилиана в виде граната. Сделано в Брюсселе, ок. 1505.

Деталь барда, подаренного Генриху VIII.

Деталь барда, подаренного Генриху VIII.

Доспехи Максимилиана не только отражали его саморекламу как идеального рыцаря, но и делали его покровителем различных обществ. Самым престижным из них было его введение в 1478 году в качестве суверена Бургундского ордена Золотого руна.

Украшение Ордена Золотого Руна (16 век)

Украшение Ордена Золотого Руна (16 век)

Украшение Ордена Золотого Руна (16 век)

Обеспечив допуск своего отца и потомков к ордену, Максимилиан смог прочно связать Дом Габсбургов с Бургундией. В 1489 году Максимилиан стал членом Английского Ордена Подвязки, что он очень ценил. Четыре года спустя Максимилиан унаследовал от своего отца покровительство Ордена Святого Георгия, христианского сообщества, открытого для мужчин и женщин для защиты христианского мира от османского нападения. Значки и мотивы из орденов Золотого руна и Святого Георгия занимали видное место в некоторых доспехах, сделанных для Максимилиана и его наследников.

Святой Георгий с изображением доспехов в южногерманском стиле (около 1460-70 гг.)

Доспехи Максимилиана для рыцарского турнира с призывом к святому Георгию на салете

Доспехи Максимилиана для рыцарского турнира с призывом к святому Георгию на салете

Деталь доспехов Чарльза, включая значок Золотого руна.

Деталь доспехов Чарльза, включая значок Золотого руна.
>
Деталь доспехов Чарльза, включая значок Золотого руна.

Максимилиан любил сражаться и быть покровителем рыцарских орденов, но он также участвовал в других мероприятиях, необходимых для рыцаря. Одним из небоевых занятий было придворное искусство танца. Максимилиан безмерно любил танцевать и был широко известен как один из лучших танцоров в своем королевстве, с энтузиазмом участвовавший в праздничных ритуалах, которые следовали за долгим днем, проведенным во дворе.

Это было увековечено серией иллюстраций, показывающих, как турниры находят свое отражение в пирах, танцевальных представлениях, маскарадах. Как ни странно, такие мужчины, как Максимилиан, иногда надевали женскую одежду во время маскарадов, предполагая, что героическая концепция мужественности не несовместима с переодеванием в одежду другого пола.

Панно на крыше дворца Максимилиана в Инсбруке, демонстрирующее популярные танцевальные движения.

Панно на крыше дворца Максимилиана в Инсбруке, демонстрирующее популярные танцевальные движения.

Панно на крыше дворца Максимилиана в Инсбруке, демонстрирующее популярные танцевальные движения.

Маскарад с мужчинами в женской одежде и сетками на лицах

Маскарад с мужчинами в женской одежде и сетками на лицах

Маскарад с мужчинами в женской одежде и сетками на лицах

Панно на крыше дворца Максимилиана в Инсбруке, демонстрирующее популярные танцевальные движения.

Панно на крыше дворца Максимилиана в Инсбруке, демонстрирующее популярные танцевальные движения.

Панно на крыше дворца Максимилиана в Инсбруке, демонстрирующее популярные танцевальные движения.

Максимилиан старался изобразить себя достойным отцом династического происхождения. Используя эпическое повествование как средство передачи , он сочинил Теуэрданка, чтобы рассказать о своем чрезвычайно романтизированном путешествии по женитьбе на Марии Бургундской в 1477 году. Позже он создал два литературных альтер-эго для себя в персонажах Фрейдала и Белого короля или Вайскунига . Героические подвиги Фрейдала были отмечены в серии эскизов, показывающих его подвиги на различных турнирах и рыцарских турнирах, и Максимилиан позже поручил Альбрехту Дюреру создать из них гравюры на дереве.

Пара перчаток, которые принадлежали Максимилиану и были сделаны Лоренцем Хельмшмидом около 1490 года. Они были привезены из Нидерландов в Испанию его внуком Карлом V. Перчатки, наряду с любимым доспехом Максимилиана, были предметами глубокого почитания Карла, будущего короля Испании и императора Священной Римской империи.

Пара перчаток, которые принадлежали Максимилиану и были сделаны Лоренцем Хельмшмидом около 1490 года. Они были привезены из Нидерландов в Испанию его внуком Карлом V. Перчатки, наряду с любимым доспехом Максимилиана, были предметами глубокого почитания Карла, будущего короля Испании и императора Священной Римской империи.

Пара перчаток, которые принадлежали Максимилиану и были сделаны Лоренцем Хельмшмидом около 1490 года. Они были привезены из Нидерландов в Испанию его внуком Карлом V. Перчатки, наряду с любимым доспехом Максимилиана, были предметами глубокого почитания Карла, будущего короля Испании и императора Священной Римской империи.

15 век: высокие технологии в доспехах для рыцарских турниров Максимилиана I, изображение №38

Максимилиан оставил Чарльза и другого его внука Фердинанда в огромном долгу из-за того, что он потратил деньги на доспехи. Максимилиан оправдал свое финансовое расточительство голосом своего литературного альтер-эго дер Вайсскунига :

15 век: высокие технологии в доспехах для рыцарских турниров Максимилиана I, изображение №38

Портрет Максимилиана на смертном одре, написанный спустя некоторое время после его смерти в 1519 году

Портрет Максимилиана на смертном одре, написанный спустя некоторое время после его смерти в 1519 году

Портрет Максимилиана на смертном одре, написанный спустя некоторое время после его смерти в 1519 году

Однако попасть в него было еще полдела. Нужно было выбить тарч из захватов, которые удерживали его на кирасе. И если тарч падал на землю, его обладатель считался побежденным. Как правило, доспехи для ног в этом виде турнира не предусматривались, достаточно было набедренников дильже.

Максимилиан I выступал также и в бундкирасе на турнире бундреннен. Когда щиты разлетались, придворные радовались, однако его участие в столь опасном состязании доставляло им большое беспокойство и вызывало немалую озабоченность.

UPD: в первой редакции этого ответа я предложил большую цитату из русского перевода работы Ж. Флори "Повседневная жизнь рыцарей в Средние Века" (2006) (krotov.info). Позже я захотел расширить ответ, развить мысль и поразмышлять о сути предлагаемых к обсуждению явлений.

UPD 2: Покопавшись в своей библиотеке, нашёл ещё две книги по рыцарству:

Бартелеми Д. Рыцарство: от Древней Германии до Франции XIII в. СПб. - Евразия, 2012. - 584 с.

Брайант А. Эпоха рыцарства в истории Англии. СПб. - Евразия, 2001. - 368 с.

Непосредственно к ответу. Для начала, как заметил в комментариях Алекс Ершов, поговорим о терминологии. Частично схожей проблемы я уже касался здесь thequestion.ru Собственно, мы упираемся в лингвистико-философский вопрос: тождественны ли понятия как таковые и слова, их описывающие? Если этот вопрос кому-то кажется абсурдным, могу предложить дискуссию современных историков о том, как называть существовавшую в СССР экономическую модель youtube.com Если коротко, от того, что в самом СССР её называли "социализмом", она таковым ещё не становится. Такой же вопрос мы можем задать и здесь: можем ли говорить о дворянстве в Средневековье, если само это слово в источниках не употреблялось?

Нет, не можем. Слово "дворянин" и стоящая за ним реалия – чисто российский феномен. "Дворяне", как легко заметить из этимологии wiktionary.org – это первоначально люди из челяди богатого и знатного человека (боярина), его "дворня". В современных ему германских землях, например, ему соответствовало понятие "ministerialis". Слово и, видимо, явление, за ним стоящее, появилось в XII в., но современные коннотации развило сильно позже. Изначально никакого намёка на благородство оно не несло (ни один Рюрикович никогда бы в жизни не назвал себя дворянином), а превращение дворянства в привилегированное и господствующее сословие заняло не одно столетие. По факту, таковым оно стало лишь к середине XVII в. (в 1649 г. "Соборное уложение" закрепило право дворян на вечное владение и бессрочный сыск беглых крестьян). Соответственно, только с этого времени слово "дворянство" в русском языке стали использовать для обозначения похожего аналога в Европе, тем более, что, например, французское второе сословие к этому моменту действительно более или менее соответствовало русскому дворянству (с оговорками, конечно). Употребление же термина "дворянство" (а именно так переводчик работы Флори, Ф.Ф. Нестеров, передаёт французское "noble(s)" и "la noblesse" – и это не его вина, а языковая традиция) по отношению к европейским средневековым реалиям – анахронизм. И уж тем более мы не можем говорить о "мусульманском дворянстве", "византийском дворянстве", "кочевом дворянстве" и тому подобном. Собственно, и слово "Средневековье" я буду употреблять в единственно справедливом, с моей точки зрения, значении – по отношению к вполне к определённой эпохе в истории Западной и Центральной Европы (примерно с конца V по конец XV вв.).

Отвлечёмся от слова "дворянство". Хорошо известно, что в Европе были те, кого мы бы сегодня назвали "аристократией" или "благородными". Поэтому чтобы корректно ответить на Ваш вопрос, следует уточнить: мог ли человек не благородного происхождения стать рыцарем?

Если отвечать коротко – да, но преимущественно в ранний период существования рыцарства.

Для начала нужно понять, что же делало человека "благородным" или "знатным". Вопрос отнюдь не тривиальный, потому что в разную эпоху и в разных обществах на него отвечали по-разному. И здесь как раз уместно обратиться к книге Флори, которую я по случаю с удовольствием перечитал.

В позднеримскую эпоху аристократия, являвшаяся плодом слияния всаднического и сенаторского сословий, не связывала своё положение напрямую с военной службой. В основе их могущества лежали большие земельные владения, финансовое благосостояние и занятие гражданских должностей. В этом смысле она частично наследовала принципы республиканской знати, где "знатность" фамилии определялась в частности числом представителей этого рода на государственных постах (после победы плебеев в борьбе с патрициями, с формальной точки зрения патриции обладали только моральным превосходством, но не юридическим). Чтобы быть "знатным", человек должен был быть "известным", о чём, в частности, свидетельствует лингвистика: слово "nobilis" ("благородный") происходит от того же корня, что и глагол "cognostere" ("знать") – совершенно та же семантика удивительным образом наблюдается и в русском. Но чем ближе к Средним Векам, тем меньше эта новая аристократия стремилась к государственной службе, замыкаясь вместо этого на сельской жизни и локальных интересах. Именно она пополняла высшие эшелоны духовенства. Авторитет военной карьеры тем более падал, чем более варваризировалась армия.

Когда германцы в своей массе хлынули в Империю, в их среде процесс социальной дифференциации зашёл уже достаточно далеко по сравнению с эпохой Тацита (I век н. э.), чтобы возникла своя знать (о чём Флори не упоминает; подозреваю, он не знаком с этой проблематикой или не занимается ею; так, его книга построена исключительно на французском материале с отдельным привлечением немецких, английских и испанских примеров, причём в редких случаях присутствуют явные фактологические ошибки). Это то, что у антропологов называется "родоплеменной" знатью/аристократией. Крайне трудно дать однозначное определение этому явлению, но его существование подтверждается неодинаковыми вергельдами (значение см. здесь wikipedia.org) за различные группы людей в германских "правдах", то есть судебниках обычного права. Так, в англо-саксонский период в конкретных сборниках жизнь "благородного" могла стоить в разные периоды от трёх (судебник кентских королей Хлотхере и Эадрика (Hlothere and Eadric, 1), конец VII в.) до шести (судебники уэссексских королей Инэ (Ine, 19; 70), конец VII в., и Альфреда (Alfred, 10; 18,1; 18,2; 18,3; 31; 39,2; 40), конец IX в.) и даже почти восьми (нортумбрийские законы (Norðleoda lagu, 2-6), пер. пол. Х в.) раз больше жизни обычного свободного. Вероятно, правильнее всего сказать, что знатным был тот, кто таковым признавался общественным мнением. Представляется также уместным говорить не об индивидуальной, но о коллективной знатности, о благородности семейств.

Очевидно, что знатность определялась такими параметрами, как происхождение от свободных и отсутствие несвободных в роду, количество земли в распоряжении рода, наличие зависимых лиц, богатство, авторитет среди соплеменников и прочее. Справедливо также утверждать, что знатным нельзя было стать, но только родиться. Но тем не менее, вплоть до примерно рубежа тысячелетий основной социальный разлом в романизированных обществах проходил не по линии знатности, но линии личной свободы. Есть очень интересное филологическое исследование о языке, которым описывалась германская знать: Lindow J. Comitatus, Individual and Honor: Studies in North Germanic Institutional Vocabulary. Los Angeles - London: University of California Press, 1976. - 174 p.

В разных провинциях бывшей империи взаимодействие этих двух "аристократий" шло по-разному (отсылаю к важной работе Корсунского А.Р. и Гюнтера Р. "Упадок и гибель Западной Римской Империи и возникновение германских королевств" (1984)). Большинство варваров были христианами-арианами (например, вестготы и вандалы), а романское население – ортодоксальные католики, поэтому, как правило, эти общества в культурном отношении довольно долго не смешивались, хотя учитывая, что германцы составляли меньшинство в новоявленных королевствах, в экономической жизни взаимопроникновение было неизбежным. Другое дело франки, которые в силу своего количества могли дольше сохранять свою обособленность. Однако уже при Хлодвиге они крестились в католичество, и процесс культурного сближения был ускорен, так что уже в VI в. встречаются случаи ношения германских имён представителями галло-римской знати. Совсем другая ситуация была в Британии, где римское присутствие было с самого начала более слабым, а в V-VI вв. было едва ли не полностью сметено англо-саксами. Не вызывает, однако, сомнения, что на протяжении примерно пяти столетий эта родоплеменная верхушка либо ассимилировалась с римской аристократией (как у франков и, вероятно, у лангобардов), либо была истреблена в ходе войн, либо исчезла по каким-то другим причинам. Например, из англо-саксонских юридических памятников после VII в. (за исключением упоминавшихся нортумбрийских законов, но об этом – ниже) исчезает слово "gesið", которое и обозначало такую родоплеменную элиту. Г. Лойн в своё время очень осторожно предположил, что она не смогла продолжить своё существование в ходе викингских вторжений IX в. (Loyn H. Gesiths and Thegns in Anglo-Saxon England from the Seventh to the Tenth Century // The English Historical Review 70, №277 (1955). PP. 529-549). Что совершенно точно, так это то, что даже если эта элита не была уничтожена физически, она "пересмотрела" основополагающие принципы своего благородства.

В период после политического падения Римской империи на Западе и до начала Крестовых походов происходят значительные изменения в социальной сфере. Флори очень верно замечает, что на романском (sic!) западе благородство в эту эпоху воспринимается не как юридическая, а как моральная категория (так, например, уже в "Салической правде" msu.ru отдельной категории родоплеменной аристократии нет). Латинское слово "благородный" (nobilis) в разных его формах используется преимущественно как прилагательное, а не существительное. Юридическое же оформления этого нобилитета происходит лишь в XIII веке и позже. Здесь можно вспомнить пример из художественного кино, в целом, конечно, изрядно "клюквенного", но в этом эпизоде довольно точного: в фильме "История рыцаря" (2001) есть момент, когда главный герой доказывает своё благородное происхождение для участия в турнире, предъявляя подложные документы (дело происходит в середине XIV в.). Знатным был тот, кто вёл себя как знатный и соответствующий образ жизни: имел обширные земельные угодья и вассалов, отправлял королевское правосудие, жил на широкую ногу, возглавлял местное ополчение, имел родственников в высшем духовенстве и проч. В ходе исторического процесса эта категория благородства проскальзывала из церковного обихода в социальный, и "благородство" таких семейств переходило в ослабленной форме и к боковым линиям.

Всё это могли себе позволить преимущественно те, кто так или иначе находился (иногда и не в первом поколении) на королевской службе (о государевой службе очень рекомендую книгу "Властные институты и должности в Европе в Средние века и раннее Новое время" (2011) twirpx.com). Например, в Англии в течение Х в. именно люди на королевской службе (почётной и не в коем случае не унизительной), так называемые "тэны" (др. англ. "þegnas" – "слуги") заняли освободившуюся (см. выше о слове "gesið") нишу привилегированного слоя общества, о чём я в своё время написал 154 страницы диплома. К концу столетия этот термин перестал употребляться исключительно в форме "cyninges þegn" (то есть "королевский тэн"), а стал жить своей жизнью и, по-видимому, стал просто синонимом слова "благородный" (уже в 960-е королевские законы фиксируют некое "достоинство тэна" – "þegnscipe", в 1008 г. впервые появляется понятие "право тэна" –"þegenrihts", а в 1053 г. в одной грамоте встречается слово "scirþegnas", то есть "тэны [такого-то] шира"). Об этом, например, свидетельствует лексика договора англо-саксов с валлийцами этого времени, где первые определяются как "ðegnboren" и "ceorlboren", то есть "рождённые тэнами или керлами", что является прямой параллелью к словосочетанию"twahynde ond twelfhynde", то есть "люди с вергельдом в 200 и 1200 шиллингов" (см. выше), а оно в свою очередь повторяет выражение короля Алфреда "ge ceorle ge eorle" – "керлы и эрлы" (то есть "простые и благородные"). В отличие от Франции, в Англии на протяжении всего англо-саксонского периода понятие "благородства" было не моральным, а юридическим, т. к. определялось именно вергельдом. Однако и здесь к началу II тысячелетия наблюдалось размытие этого критерия: в ходе второй волны викингских нашествий состоятельные керлы стремятся занять место павших в боях тэнов и ведут такой же образ жизни. Более того, в упоминавшихся нортумбрийских законах, поздняя редакция которых приписывается архиепископу Вульфстану, даже проводится разграничение: если он обладает определённым "тэнским" наделом земли, он получает вергельд тэна и считается "родом из гезитов" – единственное употребление слова "gesið" в юридических памятниках после VII в. Но если эта земля находится в его роду меньше трёх поколений, такой род считается керлским. Я полагаю, именно эти социальные изменения заставили архиепископа Вульстана (человека с, по-видимому, развитым государственным мышлением) как раз в это время в нескольких своих трудах обратиться к вопросу, что же делает тэна тэном. Он приходит к выводу, что этот статус определяется наличием определённого земельного участка с сочетании с выполнением некоторой королевской службы. Более подробно скромно отсылаю к своей статье по ссылке в начале (она также доступна здесь academia.edu).

Кто же были эти рыцари, эти "milites"? Как следует из вышесказанного, на заре своего появления ими могли быть все, кто мог вести такой тип боя. Таким образом, социальный состав рыцарства был очень неоднороден: это были и вассалы феодалов, и бедные родственники, бастарды и младшие сыновья последних, и вооружённая челядь, и министериалы, и разбогатевшие крестьяне. Важно, однако, подчеркнуть, что знать себя в это время ещё не называет рыцарями. Более того, как и в случае с дворянством, никакого намёка на благородство в используемых терминах национальных языков не предполагается. Как справедливо замечает Флори, рыцарь в X-XI вв. – это профессия, а не социальный статус.

– Fight me fairly!

– Why? He is a knight!

– And I'm the baron of Ibelin!

(в нашем дубляже перевели так: "– Бейся пешим! – Зачем? Благородному не пристало. – А я и сам барон д'Ибелин!")

Возникший ещё раньше обряд посвящения в рыцари приобретает сакральное значение, но уже в следующем столетии его проходят далеко не все благородные, "так как сам обряд посвящения вместе со следующим за ним пышным пиршеством требовали непомерно больших затрат" (Флори Ж. Указ. соч. С. 102). На фоне развития денежных отношений и повышения роли наёмников в армиях с одновременным постепенным падением значения феодального ополчения, рыцарство в XIV в. всё больше замыкается и становится кастой в касте, а само слово "рыцарь" постепенно превращается в дополнительный титул для аристократии, при том, что последняя по-прежнему в массе занимается военным делом. "По подсчетам Ф. Контамина, за два столетия (1300-1500) доля рыцарей в общей численности войска снизилась с одной трети до одной двадцатой множество дворян (если не большинство), избравших по традиции своего сословия военную карьеру как жизненный путь, уклоняются от рыцарского звания, предпочитая оставаться в ранге оруженосцев (там же; сюда, например, английский титул "эсквайр"). Можно упомянуть, что ещё в начале XVII в. английские короли Яков I и позже Карл I активно продавали рыцарские звания джентри, чтобы наполнить казну. Удивительно, но когда Карл I вступил в открытый военный конфликт с Парламентом в 1642 г. и 22 августа того года поднял своё знамя в Ноттингеме, он официально объявил о созыве рыцарского ополчения!

Итак, ответ на Ваш вопрос будет таким:

Да, человек неблагородного происхождения в Средние Века мог стать рыцарем, но чаще это происходило на заре становления последнего. Позже, когда рыцарство стало титулом, такая возможность всё ещё сохранялась – монарх мог официально аноблировать простолюдина посредством "lettre d'anoblissement" и либо самостоятельно посвятить его, либо оставить на откуп другим рыцарям. Однако чем ближе к нашему времени, тем более иллюзорной она становилась, пока окончательно не превратилась сегодня в красивый ритуал.

Читайте также: