В каком слове произносится звук т медь отдых посадка надеяться

Обновлено: 19.09.2024

1. В каком слове количество букв и звуков не совпадает?

2. В каком слове допущена фонетическая ошибка?

3. В каком слове ь выполняет грамматическую роль?

4. В каком слове ь выполняет только функцию смягчения?

5. Отметьте слово, в котором есть буква е, ё, ю или я, обозначающая сочетание двух звуков.

6. В каких словах чн произносится как [шн]?

7. Отметьте слово, в котором неверно проставлено ударение.

8. Отметьте неверный вариант произношения.

9. Расположите слова по алфавиту. Для этого впишите поочерёдно в свободную строку цифры, под которыми они приводятся.

10. Укажите слово, которое произносится иначе, чем пишется.

11. Укажите слово, в котором пишется удвоенная согласная буква.

1) и(с, сс)ледователь

12. Отметьте неверный вариант названия буквы.

13. Какое слово неверно разделено на слоги?

14. Какое слово неверно разделено для переноса?

15. Укажите слово, в корне которого пишется а.

Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. Ответы на вопросы 16 и 17 предполагают указание номеров предложений.

(1) Эту шкатулку мне подарили на день рожденья. (2) Она напоминала сундучок и была сделана из красивого дерева. (3) Лаковая, светлого коричневого цвета, с узором, шкатулка стояла на зеркале и привлекала внимание своей необычностью. (4) В ней было несколько ящичков, в которых можно было хранить различные безделушки. (5) Крышечки ящичков раскрывались в разные стороны, и тогда шкатулка становилась похожей на планер. (6) Было в ней и дно с секретом. (7) Как его открывать, знала только я. (8) Там хранились различные записочки, фотографии и любимое колечко, которое мне подарила мама. (9) Теперь эта шкатулка забыта, пылится на полке, но до сих пор хранит мои детские тайны и секреты. (10) Поэтому, когда мне бывает грустно, я достаю свою шкатулку и долго рассматриваю безделушки и читаю записки, которые мне так дороги.

16. В каких предложениях текста содержится сравнение?

17. В каком предложении выражена основная мысль текста?

18. Запишите три прилагательных, наиболее точно описывающих шкатулку, о которой говорится в тексте.

1. В каком слове количество букв и звуков не совпадает?

2. В каком слове допущена фонетическая ошибка?

3. В каком слове ь выполняет грамматическую роль?

4. В каком слове ь выполняет только функцию смягчения?

5. Отметьте слово, в котором есть буква е, ё, ю или я, обозначающая сочетание двух звуков.

6. 4 В каких словах чн произносится как [шн]?

7. Отметьте слово, в котором неверно проставлено ударение.

8. Отметьте неверный вариант произношения.

9. Расположите слова по алфавиту. Для этого впишите поочерёдно в свободную строку цифры, под которыми они приводятся.

10. Укажите слово, которое произносится иначе, чем пишется.

11. Укажите слово, в котором пишется удвоенная согласная буква.

1) ко(л, лл)ичество

4) гра(м, мм)отность

12. Отметьте неверный вариант названия буквы.

13. Какое слово неверно разделено на слоги?

14. Какое слово неверно разделено для переноса?

15. Укажите слово, в корне которого пишется а.

4) (детская) п..стелька

Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. Ответы на вопросы 16 и 17 предполагают указание номеров предложений.

(1) Эту шкатулку мне подарили на день рожденья. (2) Она напоминала сундучок и была сделана из красивого дерева. (3) Лаковая, светлого коричневого цвета, с узором, шкатулка стояла на зеркале и привлекала внимание своей необычностью. (4) В ней было несколько ящичков, в которых можно было хранить различные безделушки. (5) Крышечки ящичков раскрывались в разные стороны, и тогда шкатулка становилась похожей на планер. (6) Было в ней и дно с секретом. (7) Как его открывать, знала только я. (8) Там хранились различные записочки, фотографии и любимое колечко, которое мне подарила мама. (9) Теперь эта шкатулка забыта, пылится на полке, но до сих пор хранит мои детские тайны и секреты. (10) Поэтому, когда мне бывает грустно, я достаю свою шкатулку и долго рассматриваю безделушки и читаю записки, которые мне так дороги.

16. В каких предложениях текста содержится сравнение?

17. В каком предложении выражена основная мысль текста?

18. Запишите три прилагательных, наиболее точно описывающих шкатулку, о которой говорится в тексте.

1. В каком слове количество букв и звуков не совпадает?

2. В каком слове допущена фонетическая ошибка?

3. В каком слове ь выполняет грамматическую роль?

4. В каком слове ь выполняет только функцию смягчения?

5. Отметьте слово, в котором есть буква е, ё, ю или я, обозначающая сочетание двух звуков.

6. В каких словах чн произносится как [шн]?

7. Отметьте слово, в котором неверно проставлено ударение.

8. Отметьте неверный вариант произношения.

9. Расположите слова по алфавиту. Для этого впишите поочерёдно в свободную строку цифры, под которыми они приводятся.

10. Укажите слово, которое произносится иначе, чем пишется.

11. Укажите слово, в котором пишется удвоенная согласная буква.

12. Отметьте неверный вариант названия буквы.

13. Какое слово неверно разделено на слоги?

14. Какое слово неверно разделено для переноса?

15. Укажите слово, в корне которого пишется а.

Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. Ответы на вопросы 16 и 17 предполагают указание номеров предложений.

(1) Эту шкатулку мне подарили на день рожденья. (2) Она напоминала сундучок и была сделана из красивого дерева. (3) Лаковая, светлого коричневого цвета, с узором, шкатулка стояла на зеркале и привлекала внимание своей необычностью. (4) В ней было несколько ящичков, в которых можно было хранить различные безделушки. (5) Крышечки ящичков раскрывались в разные стороны, и тогда шкатулка становилась похожей на планер. (6) Было в ней и дно с секретом. (7) Как его открывать, знала только я. (8) Там хранились различные записочки, фотографии и любимое колечко, которое мне подарила мама. (9) Теперь эта шкатулка забыта, пылится на полке, но до сих пор хранит мои детские тайны и секреты. (10) Поэтому, когда мне бывает грустно, я достаю свою шкатулку и долго рассматриваю безделушки и читаю записки, которые мне так дороги.

16. В каких предложениях текста содержится сравнение?

17. В каком предложении выражена основная мысль текста?

18. Запишите три прилагательных, наиболее точно описывающих шкатулку, о которой говорится в тексте.

1. В какой строке во всех словах ударение поставлено правильно?
а) НекролОг, квартАл, звонИт, облЕгчим;
б) начАвшись? зАгодя, обеспЕчение, щЁлкать;+
в) чЕрпать, плодонОсить, тамОжня, ободренА;
г) поднЯв, экспЕртная, Отроческий, полОжил.

2. В какой строке имеется ошибка в постановке ударения?
а) ЦемЕнт, окружИт, воспринялА, алфавИт;
б) нЕдруг, еретИк, брАлась, дОнельзя;+
в) вручИт, бАлованный, бухгАлтеры, нанЯвшись;
г) нЕнависть, газопрОвод, инстИнкт, зАсветло.

3. Выберите предложение, в котором содержатся глаголы только I спряжения.
а) Не расскаж..шь, не опиш..шь, что за жизнь, когда в бою за чужим огнём расслыш..шь артиллерию свою.
б) Где трудно дыш..тся, где горе слыш..тся, будь первым там.
в) Бежит тропинка, стел..тся, добро с добром поддел..тся, а кривде ходу нет.
г) Бритвою тупой обреж..шься скорее, а острою обреж..шься вернее.+
д) Играют волны, ветер свищ..т, и мачта гнётся и скрип..т.

4. Отметьте вариант, в котором буква Ё обозначает гласный звук и мягкость предшествующего согласного.
а) Подъём
б) Бельё
в) Слёзы+
г) Соловьёв
д) Поёт

5. Выберите слово, в котором ударение падает на второй слог:
а) Свекла
б) опошлят+
в) сливовый
г) отключенный.

6. Найдите слово, в котором ударение падает на первый слог:
а) Давнишний
б) банты+
в) жалюзи
г) лила.

7. Слово, в котором ударение падает на третий слог:
а) Перезвонит
б) перелила
в) диспансер+
г) опломбировать.

8. Выберите, в каком ряду слов происходит оглушение:
а) Сбить, сгоряча.
б) Сбор, сбегать.
в) Сжечь, сжать.
г) Узкий, скользкий.+
д) Сделать, отдых.

9. Выберите, в каком ряду слов происходит оглушение:
а) Листопад, фуражка.+
б) Сделать, отдых
в) Сбить, сбегать.
г) Сзади, сгоряча.
д) Сдвинуть, сдача.

10. Выберите, в каком ряду слов происходит оглушение:
а) Сзади, сгоряча.
б) Сбить, сбегать.
в) Сделать, отдых.
г) Книжка, пилотаж.+
д) Сдвинуть, сдача.

11. В каком случае произношение не совпадает с написанием?
а) Школа
б) Сани
в) Урок
г) Фонема+
д) Шкала

12. Выберите, в каком ряду слов происходит оглушение:
а) Берёзка, грибки.+
б) Сдвинуть, сдача.
в) Сзади, сгоряча.
г) Сбить, сбегать.
д) Сделать, отдых.

13. Выберите, в каком ряду слов происходит озвончение:
а) Обед, мороз.
б) Берёзка, грибки.
в) Сад, сладкий.
г) Узкий, дуб.
д) Сделать, отдых.+

14. Отметьте, сколько букв в русском языке:
а) 30.
б) 32.
в) 34.
г) 33.+
д) 31.

15. Выберите слово, в котором ударный гласный выделен неправильно:
а) ДОнизу
б) знАчимый
в) клалА+
г) лЕкторов.

16. Выберите слово, в котором ударный гласный выделен неправильно:
а) ВероисповЕдание
б) исклЮчит+
в) диспансЕр
г) кровоточАщий.

17. Определите слово, в котором ударный гласный выделен правильно:
а) ДОбела
б) облЕгчить
в) нАдолго
г) мЕстностей.+

18. Отметьте слово с пропущенной буквой О:
а) Док..зать.
б) Сокр..щать.
в) Препод..вать.
г) Усл..ждать.
д) Оп..здать.+

19. Пропущена буква о:
а) Созн..вать.
б) Заб..влять.
в) Изобр..зить.
г) Уг..дать.
д) П..рхать.+

20. Определите слово, в котором ударный гласный выделен правильно:
а) БухгАлтеров+
б) катАлог
в) исчерпАть*
г) клалА.

21. Определите слово, в котором ударный гласный выделен правильно:
а) Полить ирИс
б) знамЕние
в) балОванный+
г) звОнит.

22. Определите слово, в котором ударный гласный выделен правильно:
а) ХристианИн+
б) апОстроф
в) генЕзис
г) танцовщИк.

23. Определите слово, в котором ударный гласный выделен правильно:
а) ПринУдить+
б) мелькОм
в) новорОжденный
г) факсимИле.

24. Определите слово, в котором ударный гласный выделен правильно:
а) Эксперт
б) кухОнный
в) ходатАйство
г) закУпорить.+

25. Определите слово, в котором ударный гласный выделен правильно:
а) ОблЕгчить
б) донИзу
в) икОнопись
г) кладовАя.+

26. Выберите, в каком ряду слов происходит оглушение:
а) Сзади, сгоряча.
б) Стружка, смазка.+
в) Сдвинуть, сдача.
г) Сделать, отдых.
д) Сбить, сбегать.

27. Выберите, в каком ряду слов происходит оглушение:
а) Сбить, сбегать.
б) Сзади, сгоряча.
в) Резкий, дуб.+
г) Cдвинуть, сдача.
д) Сделать, отдых.

28. Определите слово, в котором ударный гласный выделен правильно:
а) НефтепрОвод
б) газопрОвод
в) магнитопрОвод+
г) путепрОвод.

29. Определите слово, в котором ударный гласный выделен правильно:
а) АпОстроф
б) чЕрпать+
в) пОняла
г) втридОрога.

30. Выберите слово, в котором ударный гласный выделен неправильно:
а) агент
б) дефис
в) включит+
г) баловать.

1. Определить сколько раз встречается звук в следующих предложениях.
[ж] Тихонько жужжит жук, визжит и дрожит.
[ш] Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
[т] Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.

2. Как правильно произносить буквосочетание чн? Проанализируйте изменения, произошедшие в произношении слов с этим буквосочетанием. При ответе используйте данные слова и выражения:
Подсвечник, конечно, скучно, нечто, сливочный, почта, мечта, мачта, сердечная боль, друг сердечный, точный, тошный, булочная, яичница, дачный, Ильинична.

В современном языке по литературным нормам требуется произносить что как [што], чтобы как [штобы], кое-что как кое- [што], конечно как коне[шно], скучно как [скушно], яичница как яи[шница]. Однако, во-первых, произношение [чт] как [шт] не распространяется на книжное слово нечто, сохраняющее [чт]; во-вторых, в наши дни под влиянием орфографии широко распросраняется произношение всех образований с что без изменений в [шт], и это становится вариативной нормой литературного языка. В словах, не относящихся к образованиям с что, это сочетание сохраняется: почта, мечта, мачта. Сочетание [чн] сохраняется в словах книжного характера (типа порочный, алчный, сердечная боль, вечный) , а также в тех случаях, когда действует аналогия со стороны родственных слов; так, в ночной сохраняется [чн], потому что есть слово ночь; в дачный - так как есть слово дача. Иногда изменению мешала возможность возникновения омонимии: ср., точный - тошный, научный -наушный. В ряде случаев допустимо произношение [шн] рядом с произношением [чн]: например, було[чн]ая и було[шн]ая, моло[чн]ый и моло[шн]ый. [Шн] произносится в женских отчествах на -ична: Никитична Никити[шн]а, Ильинична Ильини[шн]а, Лукинична Лукини[шн]а.

3. Звук [Э] или [О]: атлет, житье-бытье, бытие, иноплеменный, современный, недоуменный, хребет, решетчатый?

4. Расставить ударения в следующих словах: алфавит, партер, средства, шофер, положил, красивее, документ, километр, случай, хозяева, вечеря, иконопись, включится, клала, мощностей, запорошенный, положила, оксюморон, боязнь, эпилог, мальчиковый, мельком, сливовый, сажень, исподволь, средства, задолго, засахарить, алкоголь, первообразный.

Алфав и т, парт е р, ср е дства, шоф ë р, полож и л, крас и вее, докум е нт, килом е тр, сл у чай, хо зя ева, в е черя, и конопись, включ и тся, кл а ла, м о щностей, запор о шенный, полож и ла, окс ю морон и окс и морон, бо я знь, эпил о г, мальчик о вый, м е льком, сл и вовый, с а жень, и сподволь, зад о лго, зас а харить, алког о ль, первообр а зный.

5. Какой звук произносится на месте подчеркнутых букв в следующих словах: о кно, т я нуть, маш и на, шу б ка, про с ьба, праз д ник, умы ть ся, ра с чет?

6. Укажите номера слов, в которых ударение падает на 2 слог. 1) свекла, 2) инструмент, 3) кухонный, 4) хозяева, 5) феномен, 6) факсимиле, 7) апостроф, 8) положить, 9) позвонят, 10) оптовый.

7. Прочитайте слова. Сделайте их фонетическую запись и произнесите звуки в обратном порядке. Запишите слова, которые получились наоборот. Сравните звучание и написание слов в обоих случаях. Сделайте вывод. Лён, яр, люк, дог, код, кот, лоб, шёл, шей, араб.

8. Выпишите номера слов, в которых подчеркнутая буква означает мягкий звук.
1 )аг р ессия, 2) а д екватный, 3) анти т еза, 4) бро ш юра, 5) О д есса, 6) ши н ель, 7) бу д то, 8) компью т ер.

9. Расставьте ударения в словах.
Асимметрия, дареный, баловать, заклеить, новорожденный, квартал, обеспечение, намерение, эксперт, ходатайствовать, соболезновать, облегчить, откупорить, украинский, израильский, знамение, столяр, звонит, положить, досуг, начать, туника, жалюзи, свекла, каталог, созыв, сосредоточение, приобретение, языковая (норма), кухонный, синонимия, катарсис, симметрия, цемент, нефтепровод.

Асимметр и я, дар е ный, балов а ть, закл е ить, новорожд е нный, кварт а л, обесп еч ение, нам е рение, эксп е рт, ход а тайствовать, собол ез новать, облегч и ть, отк у порить, укра и нский, изр а ильский, зн а мение, стол я р, звон и т, полож и ть, дос у г, нач а ть, тун и ка, жалюз и , св е кла, катал о г, соз ы в, сосредот о чение, приобрет е ние, языков а я (норма), к у хонный, синоним и я, к а тарсис, симм е трия и симметр и я, цем е нт, нефтепров о д.

10. Укажите звуковое значение выделенных букв.
Т щетный, бе сш умный, ра сщ едриться, ску ч но, ж а леть, д ефис, ши н ель, ко д екс, д е т ектив, д емонстрация, сви т ер, компью т ер, с ессия.

12. Может ли быть ударение на односложном слове?

Кажется, что в этом нет никакой необходимости. Но оказывается, ударяемыми могут быть многие предлоги: н а дом, з а город, п о д гору и др. Иногда ударение на односложном слове просто необходимо ставить для различения смысла: Н а книгу! (возьми книгу) - (Положи) на кн и гу; т а к вот (таким образом) в отличие от так в о т; ну к а к в отличие от н у как (а вдруг) и т.д.

13. В чем особенность сложных слов: словообразование, засухоустойчивый, горнолыжник?

Эти сложные слова имеют по два ударения. Первое называется побочным, оно слабее и обозначается в словарях черточкой слева направо вниз: слˋовообразоваˊние, зˋасухоустоˊйчивый, гˋорнолыˊжник. Второе ударение называется основным. В отдельных трехкомпонентных словах бывает и тройное ударение: ˋавиамˋетеослуˊжба, ˋавтомˋотоклуˊб и т.д.

14. Различается ли произношение звуков, обозначенных выделенными буквами, в таких иноязычных словах с одинаковыми корнями или приставками: ин т ервал - ин т еллигент, с ервис - с ервиз, т ермограф - т ермометр, т еррарий - т ерраса ? Как вы думаете, чем это объясняется?

В первом слове каждой пары согласный перед Е произносится твердо, а во втором - мягко, так как первые слова вошли в нашу повседневную речь позже и еще не подчинились фонетическому закону смягчения согласных перед Е.

16. Прочитайте и запишите слова. Совпадает ли количество букв и звуков во всех словах?
1. [пададут]
2. [паралэл]
3. [памит]
4. [фскрикиват]
5. [пириижат]
6. [ласк]
7. [рап]
8. [шочик]
9. [двирной]
10. [спэлый]
11. [шэсэ].

Не совпадает: падать, параллель, память, вскрикивать, переезжать, рябь, счетчик, спелые, шоссе. Совпадает: лязг, дверной.

18. Определите, в каких случаях выделенные буквы отражают реальное произношение: об и гре, об ы грать, началась и гра, до и гры, контр и гра. Разбейте приведенные примеры на группы в зависимости от того, какой гласный произносится в корне игр-. Объясните, с чем связано различное произношение начального гласного этого корня в приведенных примерах.

Выделенные буквы отражают реальное произношение в следующих словах: обыграть (буква ы обозначает звук Ы), началась игра (буква И обозначает звук И), до игры (буква И обозначает звук И). В словах об игре, контригра буква И обозначает звук Ы. Различное качество начального гласного в корне –игр- связано с тем, какой звук находится перед ним и есть ли он вообще. Если этот гласный следует после паузы или после гласного, то произносится звук И ( игра, до игры, доиграть ). После мягкого согласного тоже произносится И ( началась игра ). Если же он следует после твердого согласного ( обыграть, контригра ), то произносится звук Ы.

19. Следующие слова были заимствованы в разные исторические периоды русским языком из других языков: адажио, какао, боа, метро, пюре, парашют, жюри, митинг, допинг, дайвинг, дайджест, пейджер, косинус, космос, агнец, одежда, прах, бремя . По каким фонетическим признакам можно определить, что это заимствования? По возможности определите язык-источник.

Приметами заимствований являются
-нехарактерные для русского языка сочетания гласных ( адажио, какао, боа );
- сочетания ЖЮ, ШЮ, представленные только в нескольких словах ( парашют, брошюра );
-сочетания АЙ, ЕЙ в корне слова ( дайвинг, дайджест, пейджер );
- ИНГ, ОС, УС в исходе слова ( митинг, допинг, дайвинг, косинус, космос );
- ДЖ ( дайджест, пейджер );
- ЖД ( одежда );
- наличие безударного О ( адажио, какао, боа );
- корневые сочетания РА, РЕ, которым соответствуют исконно русские ОРО, ЕРЕ ( прах, бремя );
- начальная буква А ( агнец, адажио ); - произношение перед звуком Э твердого согласного ( пюре) ;
- заимствования часто не имеют или имеют очень мало производных ( адажио, боа, пюре, жюри, како, дайджест);
- некоторые из них являются неизменяемыми ( адажио, какао, боа, метро, пюре, жюри ).
Язык-источник: митинг, допинг, дайвинг, дайджест, пейджер – английский; боа, метро, пюре , парашют, жюри – французский; адажио – итальянский; какао – испанский; косинус – латинский; космос – древнегреческий; агнец, одежда, прах, бремя – старославянский.

20. В настоящее время буква ë используется редко. Перечислите случаи, когда без нее нельзя обойтись. Что обозначает буква ë? Какими другими графическими средствами и в каких случаях передаются те же звуки ? Приведите примеры.

В настоящее время вместо буквы ë часто используется буква е, что обычно не мешает восприятию текста. Однако если из контекста непонятно, как должно читаться слово, нужно разграничить написания при помощи буквы ë: все здесь и всë здесь; иду к Лене и иду к Лëне; мы узнаем и мы узнаëм. Без буквы ë нельзя обойтись и при написании малоизвестных слов, в том числе некоторых имен собственных: Дрëмов, Бëрнс, Вëшенская, побасëнка, вëдро . Использование буквы ë необходимо и при обучении чтению, чтобы указать правильное произношение в текстах для детей, иностранцев, изучающих русский язык. Буква ë обозначает два звука [ jo ], если стоит в начале слова, после гласной и после разделительных твердого и мягкого знаков. Эти звуки могут передаваться и другими средствами: в некоторых иностранных словах они обозначаются в начале слова и после гласной сочетанием букв йо ( йод, йогурт, койот ), после разделительного мягкого знака буквой о ( бульон, медальон ).

21. Известно, что, находясь после гласной буквы, е, ë,ю,я обозначают гласный звук и указывают на мягкость предшествующего ему согласного. Перечислите случаи, когда это не так.

  1. Если стоят после букв, обозначающих непарные твердые или мягкие согласные звуки [ж] [ш] [ш] [ч'] [щ'] ( жена, жюри, шерсть, шëлк,цель; чечëтка, щепка, ещë ), и в тех случаях, когда непарные согласные звуки передаются на письме при помощи других букв. Например, в слове умыва тьс я выделенные буквы обозначают твердый звук Ц, и буква Я мягкость согласного звука не обозначает.
  2. Буква Е не всегда указывает на мягкость предшествующего согласного. В первых словах пар тесто и тест, постель и пастель, дело и денди, сеть и сет перед звуком Э произносится мягкий согласный, а во вторых словах пар (они заимствованные ) – твердый.
  3. В сложносокращенных словах на стыке корней эти буквы обозначают не мягкость согласного, а два звука: детясли, иняз, инюрколлегия .

22.Перепишите слова и дайте транскрипцию указанных звуков, соответствующую литературному произношению:
гласный в первом предударном слоге: жандарм, жаргон, жаркое, пожалеть.
согласный перед [э]: баронесса, патефон, пионер, фонетика, фрейлина.
согласный перед [н]: бесконечно, беспечно, конечно, нарочный, скучный, срочный.
согласный перед [j]: адъютант, изъян, подъезд, субъект.
согласный на месте сочетания одинаковых букв: аккуратный, аллея, аппарат, аттестат, воссиять, колли, конник.

Ж[а]ндарм, ж[а]ргон, ж[а]ркое, пож[ы]леть. Баро[н]есса, па[т']ефон, пио[н']ер, фо[н]етика, ф[р]ейлина. Бесконе[ч']но, беспе[ч']но, коне[ш]но, наро[ш]но, ску[ш]ный, сро[ч']ный. А[д'jу]тант, и[зjа]н и и[з'jа]н, по[д'jэ] [дjэ]зд, су[бjэ] [б'jэ]кт. А[к]уратный, а[л']ея, а[п]арат, а[т']естат, во[c':]иять, ко[л':]и, ко[н':]ик.
Две точки обозначают долготу согласного звука.

23.Разделите слова на группы в зависимости от того, какую функцию в них выполняет буква Ь: мышь, воробьи, наотмашь, шампиньон, весьма, печь, банька, каньон, ельник, чьей, перечень, семья, тушь, бульон, льем, помощь, ружье, гурьба.

В зависимости от того, какую функцию выполняет буква Ь, данные слова должны быть разбиты на группы следующим образом:

24.Вы, конечно, знаете, что слова часто пишутся не так, как произносятся. Составьте слова из следующих звуков:
[э][т'][м']
[а][б'][э][т]
[а][о][х][а][т]
[а][т][ч'][а][и][ц][а]
[о][в'][ц][и][т][к]
[с][и][а][ц][а][д']

25.Вспомните и назовите, в каких случаях может встретиться безударный гласный [о]?

  • Посетить Мака о [мака о ], Токи о , Монтевиде о , кака о , б о а, Г о а. Все эти слова иностранного происхождения, кроме того, в них рядом с [o] есть еще гласный звук, то есть присутствует стечение гласных (зияние).
  • Он скучает по дому, н о дома не появляется; т о ветер, т о вьюга; не т о снег, не т о дождь. В союзах.
  • О -х о -хо! О -г о -го! О го, о й- о й-ой. В междометиях.

Ответы и задания для вариантов РЯ2170101, РЯ2170102 стартовой диагностической работы статград по русскому языку 7 класс 2021-2022 учебный год, официальная дата проведения работы: 22.09.2021 (22 сентября 2021 год).

Варианты (РЯ2170101-РЯ2170102) : скачать

Стартовая диагностическая работа статград по русскому языку 7 класс:

Сложные задания и ответы с варианта РЯ2170101:

1)Укажите ОШИБОЧНОЕ суждение. Ответ запишите цифрой.

  • 1) В слове СБОРНИК первый звук – [з].
  • 2) В слове ЗАЖЖЁН ударный гласный звук – [о́ ].
  • 3) В слове ВЬЮН одинаковое количество букв и звуков.
  • 4) В слове ПОДКРАСИЛ третий звук – [д].

Ответ: 4

2)Установите соответствие между словом и способом его образования: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Ответ: 314

3)Установите соответствие между выделенным в предложении словом и частью речи: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Ответ: 243

4)В характеристике какого из выделенных слов допущена ОШИБКА? Ответ запишите цифрой.

  • 1) ЧАСТЫЕ (встречи) – качественное прилагательное.
  • 2) ПЛАКСА – существительное женского рода.
  • 3) ВОСЬМАЯ (неделя) – порядковое числительное.
  • 4) МНОЙ – личное местоимение.

Ответ: 2

5)В каком случае в форме слова допущена ОШИБКА? Ответ запишите цифрой.

Ответ: 1

6)В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква? Ответ запишите цифрой.

  • 1) зам..рает, зап..рли
  • 3) предпол..гаю, заг..релый
  • 2) от..гощать, выл..пили (из глины)
  • 4) к..сается, отр..сль

Ответ: 4

7)В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква? Ответ запишите цифрой.

  • 1) об..скать, вы..грать
  • 2) не..гораемый, бе..толковый
  • 3) пр..высить, пр..обрести
  • 4) нез..бываемый, вз..брался

Ответ: 2

8)В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква? Ответ запишите цифрой.

Ответ: 1

9)В каком ряду в обоих словах пропущен Ь? Ответ запишите цифрой.

  • 1) пытаеш..ся, стакан..чик
  • 3) мальчик пригож. сем..десят
  • 2) съеш..те, старая пустош..
  • 4) с покатых крыш. не мен..ше

10)В каком ряду на месте пропуска в обоих словах пишется НН?

  • 1) стекля..ые фигурки, кожа..ая куртка
  • 2) карти..ая галерея, тополи..ый пух
  • 3) соломе..ая крыша, естестве..ое освещение
  • 4) обыкнове..ый вид, полотня..ая рубаха

11)В каком ряду в обоих случаях слово пишется слитно?

12)В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?

  • 1) исслед..вать, доклад..вать
  • 3) отстир..вать, бесед..вать
  • 2) совет..вать, команд..вать
  • 4) рассчит..вать, агитир..вать

13)В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?

  • 1) в осенн..ю пору, хоккеисты бор..тся за шайбу
  • 2) слыш..тся шум, на первой ступеньк..
  • 3) на свеж..м ветру, в новом здани..
  • 4) в музе..; выбер..те себе костюм, пожалуйста

14)В каком предложении ставится ОДНА запятая (запятые не расставлены)? Ответ запишите цифрой.

  • 1) Кимры – город в России районный центр живописный уголок Тверской области.
  • 2) Город располагается на берегу Волги и окружён хвойными и смешанными лесами.
  • 3) Село Кимра впервые упоминается в грамоте Ивана Грозного и насчитывает более четырёх веков истории.
  • 4) В семнадцатом веке в селе начинается развитие обувной промышленности и с девятнадцатого века кимрские сапожники начинают поставлять обувь русской армии.

15)Определите и запишите основную мысль текста.

16)В предложениях 5–8 найдите слово, являющееся антонимом к слову ПРИЕЗЖИЙ. Напишите это слово.

17)Среди предложений 3–6 найдите сложное (-ые) предложение (-я). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий) через запятую.

18)Из последней части сложного предложения 9 выпишите грамматическую основу.

Сложные задания и ответы с варианта РЯ2170102:

1)Укажите ОШИБОЧНОЕ суждение. Ответ запишите цифрой. 1) В слове СДВИНУТЬ первый звук – [з]. 2) В слове ОБТРЁПАННЫЙ второй звук – [б]. 3) В слове ПОДЪЕЗД одинаковое количество букв и звуков. 4) В слове ЖЁЛТЫЙ ударный гласный звук – [о́ ].

Ответ: 2

2)Установите соответствие между словом и способом его образования: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Ответ: 413

3)Установите соответствие между выделенным в предложении словом и частью речи: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Ответ: 342

4)В характеристике какого из выделенных слов допущена ОШИБКА? Ответ запишите цифрой. 1) ДЕРЕВЯННАЯ (рукоять) – качественное прилагательное. 2) ЗАНУДА – существительное общего рода. 3) ТРЕТЬИ (сутки) – порядковое числительное. 4) ВАШ – притяжательное местоимение.

Ответ: 1

5)В каком случае в форме слова допущена ОШИБКА? Ответ запишите цифрой. 1) с восемьюстами рублями 3) более глубже 2) красивый Сочи 4) в одна тысяча пятидесятом году

Ответ: 3

6)В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква? Ответ запишите цифрой. 1) заб..раем, ум..рли 3) обл..гать налогом, на з..ре 2) насл..ждение, выдв..рение (из страны) 4) прик..сновение, выр..стить

Ответ: 3

7)В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква? Ответ запишите цифрой. 1) под..грать, без..мянный 2) не..гибаемый, бе..молвный 3) пр..мудрый, пр..строить (веранду к дому) 4) безн..дзорный, раз..брался

Ответ: 1

8)В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква? Ответ запишите цифрой. 1) ж..луди, бельч..нок 3) ж..сткий, с врач..м 2) увлеч..мся, крыж..вник 4) обожж..тся, ш..лковый

Ответ: 4

9)В каком ряду в обоих словах пропущен Ь? Ответ запишите цифрой. 1) надееш..ся, вен..чик 3) похож.. (на отца), шест..сот 2) (пять) училищ. (не) ран..ше 4) смаж..те, (лесная) глуш..

10)В каком ряду на месте пропуска в обоих словах пишется НН? 1) гости..ая комната, весе..ий ветер 2) песча..ый пляж, маши..ое масло 3) деревя..ые рамы, нефтя..ое пятно 4) были..ый богатырь, торжестве..ая встреча

11)В каком ряду в обоих случаях слово пишется слитно? 1) (ни)чему, ни(с)чем 3) не(у)кого, (ни)чего 2) (не)чем, (не)что 4) (ни)кто, чему(то)

12)В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна и та же буква? 1) уклад..вать, порад..ваться 3) тестир..вать, транспортир..вать 2) посовет..вать, разгляд..вать 4) захват..вать, след..вать

13)В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна и та же буква? 1) со скорейш..м выздоровлением, наде..шься на удачу 2) он вас не обид..т, в долгом ожидани.. 3) малейш..м дуновением, деревья в ине.. 4) в художественной галере..; вытр..те, пожалуйста, пыль

14)В каком предложении ставится ОДНА запятая (запятые не расставлены)? Ответ запишите цифрой. 1) Дубна – город в Московской области наукоград крупнейший в России центр по ядерным исследованиям. 2) Город расположен на реке Волге и ограничен с юго-востока реками Дубной и Сестрой. 3) Дубна имеет богатую историю и важное место в ней занимает период после Великой Октябрьской революции. 4) Именно в это время Дубна становится научным центром и крупным гидроузлом.

15)Определите и запишите основную мысль текста.

16)В предложениях 3–5 найдите слово, являющееся антонимом к слову СОВРЕМЕННЫЙ. Напишите это слово.

17)Среди предложений 1–4 найдите сложное(-ые) предложение(-я). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

18)Из предложения 7 выпишите грамматическую основу.

Читайте также: