Входит ли перелет в дни отдыха

Обновлено: 18.09.2024

Бесплатный проезд к месту лечения и обратно граждан-получателей набора социальных услуг.

В целях информирования широкого круга жителей Мурманской области о мерах социальной поддержки и изменениях действующего законодательства в области государственной социальной помощи специалистами группы подготовлены разъяснения по вопросу обеспечения бесплатным проездом к месту лечения и обратно граждан-получателей набора социальных услуг.

В каких случаях региональное отделение предоставляет гражданам-получателям набора социальных услуг специальные талоны, именные направления на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и обратно?

Региональное отделение предоставляет гражданам-получателям набора социальных услуг специальные талоны, именные направления на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и обратно на междугороднем транспорте в случаях:

проезда к месту санаторно-курортного лечения в рамках предоставления социальных услуг (в случае предоставления путевки филиалами регионального отделения);

проезда к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения, в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (при наличии Направления на лечение и Талона № 2, оформленного в Министерстве здравоохранения Мурманской области);

проезда к месту санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения.

Каким образом обеспечиваются граждане-получатели набора социальных услуг специальными талонами, именными направлениями на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и обратно по Направлениям на лечение, выданным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения ?

После получения Направления на лечение и Талона № 2, выданных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, гражданин или его законный представитель обращается в региональное отделение для обеспечения специальными талонами на право бесплатного получения проездных документов. С талонами гражданин обращается в железнодорожные кассы для получения проездных документов к месту лечения и обратно.

Могу ли я для проезда в санаторий получить билеты в фирменный поезд?

Согласно нормативным документам для проезда к месту лечения и обратно на железнодорожном транспорте гражданин может получить билет в поездах всех категорий, в том числе фирменных поездах в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, а также в вагонах всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности.

Таким образом, если согласно расписанию движения поездов к необходимому месту лечения возможно проехать только в фирменном поезде, гражданину оформляются соответствующие билеты на проезд в фирменном поезде.

Почему в железнодорожных кассах для проезда в здравницу предлагают билеты с пересадкой?

Какие категории граждан имеют право на получение специальных талонов, именных направлений на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и обратно для сопровождающего лица?

Согласно действующему законодательству право на получение для сопровождающего лица специальных талонов, именных направлений на право бесплатного получения проездных документов на междугородном транспорте к месту лечения и обратно имеют:

граждане, имеющие I группу инвалидности;

граждане, признанные в установленном порядке до 1 января 2010 г. инвалидами II и Ш групп с III степенью ограничения способности к трудовой деятельности, которым предоставляется государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг по I группе инвалидности до очередного переосвидетельствования.

Можно ли получить компенсацию стоимости приобретенных самостоятельно билетов для проезда в санаторий федеральному льготнику?

Компенсация стоимости приобретенных гражданами билетов на проезд к месту санаторного лечения и обратно действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена.

ДЕШЕВЛЕ ЛИ ПОКУПАТЬ ТУР НАПРЯМУЮ У ТУРОПЕРАТОРА?

Чаще всего туроператоры Беларуси, в отличие от турагентств, не занимаются продажей путевок напрямую туристам. Они выступают как фабрика по производству туров, а магазины с розничной продажей — это уже турагентства.

Иногда у туроператоров есть отдел по работе с клиентам, но они могут продавать только свои пакеты, в то время как менеджер турфирмы предложит сразу несколько вариантов от разных туроператоров с оптимальными ценами.

Выйдет ли тур у туроператора дешевле? Ответ скорее нет, чем да. Дело в том, что у туристических агентств путевки бывают дешевле за счет всевозможных акций и распродаж. А цена выше у агентства быть не может, поскольку оператор устанавливает единую цену для каждого продавца тура. Агентство зарабатывает с процента, который оплачивает ему оператор за проданный тур.

ЧТО ВХОДИТ В СТОИМОСТЬ ПАКЕТНОГО ТУРА?

Стандартный пакетный тур включает в себя ваучер на проживание в отеле, питание, трансфер до отеля/аэропорта, медицинскую страховку и авиабилеты

МОЖНО ЛИ КУПИТЬ ТУР ОНЛАЙН В БЕЛАРУСИ?

В теории можно, однако законодательство Беларуси обязывает туристическую компанию заключить с клиентом договор, который предусматривает физические подписи. Т.е. в любом случае, даже при покупке тура через интернет, посещение офиса турфирмы в Беларуси обязательно. Некоторые турфирмы решают такую проблему курьерскими услугами.

ПОЧЕМУ ЦЕНА ТУРА МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬСЯ ДАЖЕ ЗА ЧАС?

Таким образом, стоимость тура может меняться не просто за час, а даже с момента заказа тура до момента его покупки. Тут менеджер туристического агентства бессилен – за непродолжительный период цена может как подняться, так и опуститься.

ЧТО ТАКОЕ ТРАНСФЕР?

Трансфер подразумевает собой предоставление транспорта туристу от турагента, как правило из аэропорта в отель и из отеля в аэропорт. Трансфер всегда включен в стандартный туристический пакет.

ЧТО ТАКОЕ ТОПЛИВНЫЙ СБОР? СКОЛЬКО ОН СТОИТ И ГДЕ ЕГО ОПЛАЧИВАТЬ?

Топливный сбор – это специальная доплата за авиабилет, которая взимается на момент покупки тура. Такая доплата позволяет компенсировать расходы, возникающие в случае увеличения цены на авиационное топливо. Сбор не может быть фиксированным, поскольку на сколько подешевело или подорожало топливо становится известно лишь на момент приобретения билета.

Цены на топливо постоянно меняются в большую или меньшую сторону, — включать топливный сбор в стоимость билета не представляется возможным. Поэтому берется основная стоимость билета и к ней прибавляют сумму топливного сбора, актуальную на текущий момент.

ЕСЛИ ВО ВРЕМЯ ПОЕЗДКИ ВОЗНИКЛА ПРОБЛЕМА, К КОМУ ОБРАЩАТЬСЯ?

Приобретение пакетного тура подразумевает наличие на все время путешествия сопровождающего гида. Уже в аэропорту он предоставит свои контактные данные, а в отеле будет присутствовать ежедневно, либо приезжать по необходимости. Именно к нему в первую очередь нужно обращаться при возникновении любых проблем. В экстренных случаях следует обращаться в компанию, продавшую вам тур.

ЧТО ТАКОЕ СТРАХОВКА ОТ НЕВЫЕЗДА?

Страховка от невыезда рекомендуется к оформлению при раннем бронировании тура, либо при поездке в визовые страны. Она полностью возвращает туристу стоимость тура в случае, когда осуществление поездки невозможно из-за отказа в визе или по причине болезни отъезжающего либо его близких родственников, сопровождаемой госпитализацией. При отсутствии страховки, в случае отказа от вылета по туру, компания может удержать до 60% стоимости тура.

Если у туриста возникает какой-либо вопрос в процессе покупки тура, он всегда может обратиться за ответом в свою турфирму. Как принято говорить в таких случаях, туризм — это такая же наука, как все остальные и за ответам лучше лишний раз обратиться к профессионалу, чем самому изобретать колесо.

Как получить компенсацию за задержанный рейс

Отмена рейсов затрагивает более тысячи пассажиров в день только в России. Не всегда авиакомпании возвращают деньги мирно. В ином случае можно потребовать компенсации убытков, штрафа и морального вреда. Перевозчика освободят от ответственности, если он не виноват в задержке: например, была плохая погода. Но если в суде выяснится, что это только отговорки, компания заплатит вдвойне. Юристы дали советы, а один из них поделился, как взыскал с авиакомпании €1 600 за семь часов задержки – в то время как она предлагала выплатить 700 руб.

Рейс задержали. Что делать?

В России отмена рейсов затрагивает в среднем более тысячи пассажиров каждый день. Такие данные привел AirHelp. Всего же отмена авиарейсов в 2020 году коснулась почти 360 000 россиян. То есть проблема достаточно частая, и столкнуться с ней может любой пассажир. Юристы советуют сразу, как только в аэропорту объявили о задержке, обращаться к работнику авиакомпании за разъяснениями. Сотрудник обязан сообщить причину задержки или отмены рейса, примерное время отправления, если рейс задержан, и держать в курсе всех изменений.

п. 99 Федеральных авиационных правил

Пассажир задержанного рейса может рассчитывать и на денежную выплату. У него есть два пути: отказаться от перелета и вернуть стоимость неиспользованной части билета или требовать компенсации убытков, штрафа и морального вреда.


В большинстве случаев вопрос с возвратом стоимости билета решается оперативно, авиакомпания одобряет сумму и отправляет ее на счет пассажира.

Получить компенсацию

Сложнее обстоят дела с получением компенсации убытков, штрафа и морального вреда, считает Соплина. Как и в случае с возвратом стоимости билета, сначала нужно обратиться в авиакомпанию. Досудебный порядок обязателен, без него исковое заявление могут вернуть или оставить без рассмотрения.

Чем грамотнее будет составлена претензия, тем больше шансов, что компания выплатит компенсацию, считает Ольга Туренко, адвокат АК Бородин и Партнеры Бородин и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции × . Она советует указать все максимально подробно: свои анкетные и контактные данные, даты покупки билетов, номер рейса, даты вылета, время вылета (плановое и фактическое), сумму, подлежащую компенсации, реквизиты счета, куда нужно перечислить средства. Важно, по словам эксперта, не только перечислить все факты, но и подтвердить их.

Разный размер компенсации

Размер компенсации будет зависеть о того, какой это был перелет: внутренний или международный. В первом случае применяются нормы Воздушного кодекса, во втором – Монреальская конвенция; в апреле 2017 года Россия ратифицировала ее положения, и с этого времени российские авиапассажиры международных рейсов получили усиленную защиту. Свое регулирование есть и на территории Евросоюза.


Порядок взыскания для международных и внутренних рейсов не имеет принципиальных отличий, считает Туренко. Разве что может понадобиться составить претензию на национальном языке перевозчика.

Если говорить о положениях российских и европейских норм, то они во многом похожи. Ст. 5 кодекса ЕС и ст. 794 ГК, ст. 795 ГК указывают, что авиакомпания виновата в задержке рейса, если:

  • экипаж или борт не готов к выполнению рейса;
  • допущены ошибки в расписании перелетов;
  • пассажиру отказано в посадке (так называемый овербукинг, когда количество проданных на рейс билетов превышает число посадочных мест в самолете);
  • перелет отменен из-за нерентабельности.

Присяжнюк продолжает, что национальное и международное право созвучны и в вопросе освобождения перевозчика от ответственности перед пассажиром. Так, по общему правилу, перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что задержка рейса была вызвана обстоятельствами непреодолимой силы (ст. 19 Монреальской конвенции, ст. 401 ГК, ст. 120 ВК).

Обстоятельство непреодолимой силы – это чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство.

Это обстоятельства, которые перевозчик никак не мог предусмотреть и которые от него не зависят. Например, стихийные бедствия или погодные условия, войны и забастовки, ограничения перелетов по инициативе государства. Закрытие границ из-за пандемии – это тоже обстоятельство непреодолимой силы.

Практика в пользу авиаперевозчиков

Хотя туман или сильный ветер – серьезные аргументы для судов, опускать руки не стоит, считает Соплина. Истцу она рекомендует выяснить погодные минимумы для конкретного экипажа, самолета и даже аэродрома (у всех свои).

Соплина говорит, что авиаперевозчики во избежание ответственности часто ссылаются в суде и на технические акты, якобы подтверждающие неисправность воздушного судна в день задержки рейса. Но техническая неисправность может произойти и по вине перевозчика, к примеру, несвоевременное прохождение технического осмотра судна. Поэтому пассажиру следует внимательно изучать представленные доказательства, в случае необходимости привлекать специалистов или экспертов, уверена Соплина.

Практика в пользу пассажира

К похожему выводу пришел Верховный суд Татарстана по делу № 33-6809/2015. Он указал, что суду не представлено бесспорных доказательств технической неисправности самолета и отмены рейса по этой причине. Саратовский областной суд, рассматривая дело № 33-8479/2015, пришел к выводу, что техническую неисправность воздушного судна нельзя отнести к обстоятельствам непреодолимой силы.

Подобные споры – редкость, говорит Туренко. По ее словам, практика взыскания компенсации, предусмотренной регламентом ЕС, находится только на стадии формирования. Это касается и выплат компенсаций за задержку международных рейсов.


Пассажиры не обращаются в суды за компенсацией массово, потому нет ничего удивительного в том, что за три с небольшим года (Россия в 2017 году ратифицировала Монреальскую конвенцию) судебная практика лишь начинает формироваться и не является обширной.

Ольга Туренко, адвокат Бородин и Партнеры Бородин и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции ×

В целом Туренко признает, что вероятность получить деньги за задержку рейса невелика. Но удачные примеры на практике все же встречаются. Соплина в таких спорах советует уточнить, почему не был предоставлен резервный самолет, осуществляли ли во время задержки рейса взлет и посадку другие воздушные судна, был ли открыт аэродром на прием и отправление самолетов.

  • наличие договора воздушной перевозки (билеты, счета, акты, платежные поручения и тому подобное);
  • ненадлежащее исполнение обязанностей по перевозке;
  • наличие и размер убытков (билеты, платежные поручения);
  • наличие причинно-следственной связи между задержкой рейса и убытками;
  • соблюдение претензионного порядка (претензии, переписка сторон, уведомления).

Часто возникают вопросы: можно ли сойти с рейса при пересадке, или — можно ли использовать только обратный билет?
То есть хотят купить авиабилет с пересадкой и не использовать часть маршрута.
Или не использовать первый (второй, третий) полетный сегмент авиарейса.

Можно ли выйти в аэропорту пересадки

Выйти в аэропорту пересадки можно без последствий, если следующий полетный сегмент в вашем едином авиабилете — последний и у вас только ручная кладь.

Если у вас есть багаж, то при регистрации на рейс в аэропорту вылета его оформят до конечной пункта по вашему билету.

Например: вы купили авиабилет в одну сторону: Москва — Париж — Марсель. Потом (до регистрации на рейс в Москве) передумали лететь в Марсель и вышли в Париже.

Границу Франции вы проходите в аэропорту Парижа.
Багаж свой получите так же в Париже, так как при регистрации в Москве аннулировали последний полетный сегмент Париж — Марсель (и возможно заплатили за это).

Все ваши капризы — за ваши деньги: билет в одну сторону всегда дороже билета туда обратно.
Отказавшись от последнего сегмента — вы ничего не сэкономили и авиакомпания ничего не потеряла.

Если идея выйти в Париже пришла вам в голову во время полета, а регистрируемый багаж оформлен до Марселя — то готовьтесь заплатить 275 евро за его выгрузку в Париже.

Можно ли частично использовать авиабилет

Случай с билетом туда-обратно

Собираясь посетить Париж, вы купили авиабилет с пересадкой в Париже: Москва — Марсель — Москва.
Купили, потому что он дешевле чем прямой Москва — Париж — Москва.

Что вас ожидает:
а) Если при регистрации вы просите выгрузить ваш багаж в Париже (то есть аннулируете второй сегмент), то вам аннулируют остальные полётные сегменты.
Аннулируют ваши обратные билеты Марсель — Париж — Москва.

б) Если при регистрации вы ничего не сообщите о своих планах, то ваш багаж улетит в Марсель без вас. А ваши обратные билеты все равно аннулируют.

Когда аннулируют авиабилеты

Без штрафов можно отказаться от последнего сегмента в едином авиабилете.
Не использование любого другого полетного сегмента — приводит к аннуляции всех последующих.

У меня был такой случай.
Купил дорогой авиабилет по Бразилии: Сан Пауло — Рио — Сальвадор — другие города.
Прилетев в Сан Пауло, решил не ждать завтрашнего вылета в Рио, а доехать туда на машине — заодно посмотреть окрестности. Ехать на авто 3 часа.

На следующий день в аэропорту Рио узнал, что все мои полетные сегменты по Бразилии аннулированы из-за неявки на первый рейс Сан Пауло — Рио.

Можно ли использовать только обратный билет

По аналогии с тем, что написал выше — нельзя.
Еще раз: Без штрафов и аннуляций можно отказаться от последнего сегмента в едином авиабилете.
Неявка на первый рейс — влечет отмену все последующих.

Почему авиакомпании аннулируют авиабилеты

Прямые рейсы всегда дороже чем рейсы с пересадкой.
Это аксиома — пассажир платит деньги за удобства прямых рейсов (экономия времени и нервов).

Хотя по житейски кажется, что на рейсах с пересадками авиакомпания тратит больше на керосин, на сборы наземных служб и аэропортов, на зарплату экипажам в конце концов…
Но это по житейски, а у авиакомпании рейсы с пересадкой в большинстве случае — дешевле чем прямые.

Вот и пользуются умники кривыми рейсами для экономии — покупают авиабилеты с пересадкой и сходят на ней.

Авиакомпании борются с умниками аннуляцией последующих сегментов после неявки на один из полетных сегментов и ценами на билеты в одну сторону.

Поэтому авиабилеты в один конец не сильно дешевле чем авиабилеты туда-обратно.
А если сложить стоимость двух билетов А-Б и Б-А, то сумма будет выше чем стоимость единого авиабилета туда обратно А-Б-А.

Читайте также: