Виды физкультурно спортивных занятий для активного отдыха и повышения функциональных возможностей

Обновлено: 05.07.2024

Введение…………………………………………………………………………. 3 1. Формы физической культуры и спорта в жизни человека………………. 5 1.1. Утренняя гигиеническая гимнастика……………………………………..5 1.2. Утренние или вечерние специально направленные физические упражнения…………………………………………………………………7 1.3. Краткие занятия физическими упражнениями в обеденный перерыв..8 1.4. Попутная тренировка………………………………………………………9 1.5. Физкультурно-спортивные занятия для активного отдыха и повышения функциональных возможностей…………………………. 10 1.6. ППФП специалиста в свободное время…………………………………12 Заключение……………………………………………………………………….13 Литература……………………………………………………………………….15

Стремление к разностороннему физическому развитию, здоровью, красоте сложения существовало всегда. Эти качества человека высоко ценились еще с древних времен [3]. Процесс формирования и становления личности начинается уже с момента появления на свет. Человек, как существо социальное, стремится стать полноценным членом общества. Студенческий возраст является наиболее благоприятным периодом для его всестороннего развития. На современном этапе, к сожалению, присутствует огромное количество неблагоприятных факторов, оказывающих негативное влияние на здоровье, психику и работоспособность людей (плохие экологические условия, эмоциональное напряжение, запредельное количество получаемой информации и др.

Многих не устраивает цена реферата по мировой экономике на заказ. У нас вы можете получить качественный реферат по низкой цене. К тому же мы даем скидку в 1000 рублей на первый заказ!

.). Кроме того, распространенный в настоящее время сидячий образ жизни получает все более широкое распространение. Малоподвижный образ жизни способствует развитию сахарного диабета, сердечно-сосудистых, опухолевых и иных заболеваний. Несмотря на то, что в мире наблюдается устойчивая тенденция повышения социальной роли физической культуры и спорта в нашей стране культура занятий спортом и физическим нагрузками далека от совершенства. Именно поэтому в сложившихся условиях развития, понимая всю пользу физической культуры и спорта для повышения качества жизни людей, вопросы исследования физической культуры и спорта в свободное время приобретают особую актуальность. Целью данной работы является изучение физической культуры и спорта в свободное время. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть формы физической культуры и спорта в свободное время. Для написания работы использовались учебники по физической культуре, а также статьи периодических изданий, посвященные теме исследования.

В современных условиях жизни, очень важно отнестись ответственно к поддержке своего здоровья. Существует много способов укрепить организм и улучшить самочувствие. Физическая активность и спорт являются одними из основных составляющих, способоствующих обеспечению хорошего самочувствия и повышению уровня физической и умственной активности. К основным формам занятий физкультурой в свободное время являются вечерние или утренние специально направленные занятия физическими упражнениями; утренняя гигиеническая гимнастика; кратковременные занятия физическими упражнениями во время обеденного перерыва; попутная тренировка; физкультурно-спортивные занятия в целях активного отдыха и повышения функциональных возможностей, профессионально-прикладной физической подготовки. Утренняя гигиеническая гимнастика способствует облегчению процесса перехода от состояния утренней вялости к бодрствованию, помогает повысить уровень общей физической формы человека, повышает оптимальную возбудимость нервной системы, улучшает работу сердца, мышц, дыхательных органов. Специально-направленные упражнения способствуют снятию неблагоприятных последствий тяжелого, малоподвижного, физического, монотонного труда, работы с повышенной нервно-эмоциональной напряженностью, в вынужденной неудобной позе, в неблагоприятных санитарно-гигиенических условиях. Занятия физическими упражнениями в обеденный перерыв позволяют, не отводя для этого специальное время, прямо на работе позаботиться о повышении своей физической выносливости и укреплении здоровья. Попутная тренировка повышает физическую выносливость (особенно при малой подвижности на работе), снижает нервно-эмоциональное напряжение после напряженного рабочего дня. Физкультурно-спортивные занятия для активного отдыха способствуют активному отдыху, повышению функциональных возможностей отдельных систем организма, общему оздоровлению. Физкультурно-спортивные занятия для активного отдыха и повышения функциональных возможностей и ППФП специалиста в свободное время также играют большое значение в укреплении здоровья, физической активности и психического равновесия человека. Таким образом, цель работы была достигнута – нами были рассмотрены формы физической культуры и спорта в свободное время.

Проблема создания адекватных детскому организму условий обучения приобрела в настоящее время особую актуальность. Это, во-первых, связано с устойчивыми негативными тенденциями в состоянии здоровья детской популяции. Школа является особым образовательным пространством, в рамках которого происходит не только формирование социально адаптированной личности, ее профессиональное, социальное, и гражданское самоопределение, но и формируется самая важная, базовая характеристика, обеспечивающая реализацию всех остальных — здоровье. Поэтому среди требований к результатам освоения общеобразовательных программ – одно из самых важных – сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Содержимое публикации

Автор: Озеров О.Н., учитель физической культуры.

Уроки физической культуры, продолжительностью 45 минут, проводят не менее 3 раз в неделю. Их следует проводить в понедельник, среду, пятницу, чередуя с занятиями, требующими статического и интеллектуального напряжения.

Уроки физкультуры целесообразно проводить на открытом воздухе. В средней полосе занятия на открытом воздухе проводят при температуре воздуха до 15°С в безветренную погоду. Сдвоенные уроки по физической культуре (за исключением занятий плаванием и лыжами) не допускаются. К урокам физкультуры учащиеся допускаются при наличии у них спортивной одежды и спортивной обуви. При организации занятий на открытом воздухе одежда и обувь должны соответствовать погодным условиям.

Моторная плотность урока – соотношение времени, затрачиваемого ребенком на выполнение движений, и общей продолжительности занятий, в процентах и должна составлять в зале не менее 70%, а на воздухе – не менее – 80%. Положительный эффект от физических упражнений обеспечивается достижением среднего уровня частоты сердечных сокращений (ЧСС) в пределах 140-160 уд/мин. В структуре урока выделяют 3 части – вводную, основную, заключительную. Продолжительность вводной части – 5-10 минут, прирост ЧСС после вводной части составляет 25-30%. Основная часть урока длится 25-30 минут, прирост ЧСС составляет до 80-100%. Продолжительность заключительной части -3-5 минут. ЧСС возвращается к исходным величинам после окончания урока или на 3-4 минуте восстановительного периода во время перемены.

На занятиях физической культурой следует использовать современное исправное игровое оборудование и спортивный инвентарь. Их безопасность для здоровья учащихся должна быть подтверждена санитарно-эпидемиологическим заключением. Стационарное спортивное оборудование должно быть надежно закреплено, иметь покрытие, стойкое к воде, моющим и дезинфицирующим средствам, соответствовать возрасту и росту детей.

Дополнительное медицинское обследование следует проводить всем учащимся основной и подготовительной группы перед спортивными соревнованиями, а также учащимся после заболеваний или травм, состояния перетренированности и по требованию преподавателя физического воспитания или самого учащегося. Учащиеся, отнесенные к специальной медицинской группе, к спортивным соревнованиям и сдаче спортивных нормативов не допускаются.

Гигиеническую гимнастику сцелью мобилизации систем организма и создания положительной созидательной установки на учебную деятельность, повышения общего тонуса организма учащихся проводят перед уроками в течение 5-7 минут с музыкальным сопровождением в хорошо проветренном классе.

Физкультурные минутки на уроках не должны превышать 2-3 минут. Во время перемен целесообразна организация централизованных радиофицированных физкультпауз.

Подвижные игры на переменах должны быть несложными, заранее разученными и умеренно эмоциональными с учетом возраста, физического развития и степени физической подготовленности учащихся.

В организации внеучебной деятельности учащихся физкультурно-оздоровительная работа должна носить обязательный характер. Она включает подвижные и спортивные игры, несложные спортивные упражнения, занятия на специально оборудованных площадках со спортивным инвентарем, прогулки на свежем воздухе и т.д.

Физкультурно-оздоровительную работу проводят в группах, объединенных по возрастному принципу с учетом состояния здоровья и развития детей. Подвижные и спортивные игры проводят не менее 3 раз в неделю.

Домашние задания по физической культуре следует выполнять в процессе самоподготовки в качестве активного отдыха.

На занятиях физической культурой исключаются физические упражнения, потенциально опасные для здоровья : давление на голову по вертикальной оси позвоночника; значительные наклоны головы и шеи вперед, назад в стороны; падение на вытянутые вперед или в стороны руки; сотрясение туловища, передающееся через руки; удары по голове с любой стороны, длительное нахождение в положении, когда руки заложены за голову и др.

Система физкультурно-оздоровительной работы в школе должна обеспечивать дифференцированное применение средств и форм физического воспитания в зависимости от возраста, пола, состояния здоровья, физической подготовленности детей и подростков. Систематичность этой работы, постепенное увеличение нагрузок и комплексное использование разнообразных форм и средств физического воспитания – залог успешного сбережения и укрепления здоровья подрастающего поколения. Содержание физического воспитания школьниц должно строиться с учетом подготовки к предстоящей им детородной функции, особенно активно в возрасте 7-9 лет и старше 14 лет, т.е. до и на этапе завершения полового созревания. Содержание программ физического воспитания, занятия в различных секциях — предусматривать развитие и тренировку мышц малого таза, брюшного пресса и др. (Куинджи Н.Н., 2000).

Актуальность. Проблема создания адекватных детскому организму условий обучения приобрела в настоящее время особую актуальность. Это, во-первых, связано с устойчивыми негативными тенденциями в состоянии здоровья детской популяции.

Школа является особым образовательным пространством, в рамках которого происходит не только формирование социально адаптированной личности, ее профессиональное, социальное, и гражданское самоопределение, но и формируется самая важная, базовая характеристика, обеспечивающая реализацию всех остальных — здоровье. Поэтому среди требований к результатам освоения общеобразовательных программ – одно из самых важных – сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Возросшая за последние годы доля интеллектуальных нагрузок в школьной программе и изменившиеся условия жизни являются потенциально опасными факторами гипокинезии, особо неблагоприятно влияющей на растущий организм. Перспективным направлением профилактики гипокинезии у учащихся начальной школы является правильно организованное их физическое воспитание с максимальным профилактическим, оздоровительным и развивающим эффектом. Систематические занятия физическими упражнениями способствуют совершенствованию физиологических механизмов растущего организма.

Эти изменения отражают благоприятную перестройку функций организма и экономизацию его деятельности. Влияние физических упражнений на центральную нервную систему проявляется в уравновешивании процессов возбуждения и торможения, в увеличении их силы и подвижности, что способствует совершенствованию механизмов регулирующей и интегрирующей деятельности центральной нервной системы.

Физический тренинг растущего организма способствует гармоничному психофизическому развитию, повышению умственной и физической работоспособности, неспецифической резистентности организма. Костная система и связочный аппарат становятся более прочными.

Адаптивные изменения в процессе регулярных тренировок со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной системы приводят к экономизации их функции в покое и к максимальной мобилизации при значительных нагрузках. Экономная работа систем объясняется их согласованной деятельностью и совершенным уровнем нейрогуморальной регуляции. Это проявляется в замедлении частоты сердечных сокращений в покое, удлинении диастолы и уменьшении минутного объема крови. Под влиянием систематических занятий физическими упражнениями уменьшается частота дыхания, снижается минутный объем дыхания, повышается утилизация кислорода. У тренированных детей и подростков на умеренную стандартную физическую нагрузку наблюдаются меньшие сдвиги в кардио-респираторной системе по сравнению с не занимающимися физкультурой и спортом.

Основными задачами физического воспитания учащихся в общеобразовательных школах являются:

укрепление здоровья, правильное физическое развитие, повышение работоспособности,

воспитание основных двигательных, волевых качеств и формирование необходимых навыков и умений,

формирование положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом, в том числе самостоятельно.

В основу организации физического воспитания должны быть положены следующие принципы:

1) соответствие методов, средств физической культуры анатомо-физиологическим особенностям организма школьников, их функциональным возможностям и особенностям состояния здоровья;

2) постепенное увеличение объема и интенсивности физических нагрузок;

3) регулярность тренировочных занятий;

4) комплексность воздействия разнообразных средств, форм и методов физкультуры и спорта.

Основными формами занятий физическими упражнениями в школе являются: урок физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня, внешкольная физкультурно-оздоровительная и физкультурно-спортивная работа.

Решение этих задач во многом обеспечивается эффективностью уроков физкультуры. Следует поощрять инициативу отдельных школ, где увеличивается объем учебных занятий по физкультуре. Научными исследованиями доказано, что введение дополнительных уроков физкультуры в школьное расписание способствует укреплению состояния здоровья учащихся, повышает их работоспособность.

Гигиеническая гимнастика . Основная цель состоит в мобилизации систем организма после ночного сна. Длительность зарядки не должна превышать 10-15 минут. Комплекс упражнений, как правило, содержит 10-12 упражнений преимущественно динамического характера с включением основных мышечных групп. В утреннюю зарядку не следует включать упражнения с отягощениями (гантелями, гирями, эспандерами и др.), поскольку данный характер мышечной

работы может привести к формированию гипертензивных реакций. После зарядки рекомендуется принять водные процедуры.

Важной формой физического воспитания учащихся является гимнастика до уроков в школе. Цель ее состоит в улучшении настроения учащихся, создании положительной созидательной установки на учебную деятельность, повышении общего тонуса организма. Гимнастику проводят перед уроками в течение 5-7 минут в сопровождении музыки в хорошо проветренном классе.

Физкультурные паузы на уроках . Их включают с целью предупреждения учебного утомления. Длительность физкультурных пауз не должна превышать 3-5 минут. Рекомендуется использовать упражнения на потягивание, растяжку грудных мышц, мышц бедра и голени, дыхательные упражнения. Заслуживает внимания проведение централизованных радиофицированных физкультпауз, что способствует их организованному проведению с вовлечением всех учащихся начальной школы. Систематическое проведение физкультпауз вырабатывает двигательный стереотип, способствующий более эффективной профилактике учебного и статического утомления и более эффективному повышению умственной работоспособности.

Динамические уроки . Это новая форма организации общеобразовательного урока, отличающаяся от традиционной внедрением технологий интеграции учебного процесса и активной динамической нагрузки. Такая форма организации уроков предусматривает органичное сочетание процессов учебной деятельности и процессов физической активности. При этом эффект учебной деятельности тесно связан с активирующим (тонизирующим) влиянием движений, включающих различные механизмы сенсорной интеграции. Во время движения импульсы с различных мышц и связок, участвующих в его осуществлении, поступают в головной мозг и способствуют поддержанию активирующего действия ретикулярной формации на кору. В коре больших полушарий, в определенных ее зонах, реализуются осознанные аналитические действия (счет, понимание текста и др.).

При длительных статических нагрузках в положении сидя, подобная информация с мышц и связок поступает в меньшем объеме. В связи с этим снижается активирующее действие ретикулярной формации на кору головного мозга и, как следствие, снижается эффективность решения учебных задач.

Следует также отметить, что в процессе движений устанавливаются более тесные рефлекторные связи мышечной и вегетативной (сердечно-сосудистой и дыхательной)

системы. Вегетативные функции также активизируются, что улучшает вегетативное обеспечение учебной деятельности.

В процессе проведения динамических уроков в движение вовлекаются дети всего класса.

Физкультурно-оздоровительная работа с учащимися в начальных школах, особенно в школах полного дня, приобретает важное значение в связи с вовлечением школьников в организованную двигательно-оздоровительную деятельность. Она может включать подвижные и спортивные игры, несложные спортивные упражнения, занятия со спортивным инвентарем, на специально оборудованных площадках, прогулки на свежем воздухе и т. д.

Мероприятия по физическому воспитанию проводятся в группах, объединенных по возрастному принципу. С учащимися 1-4-х классов занятия по физкультуре в школах полного дня можно проводить два раза в день — до и после приготовления домашних уроков. Подвижные и спортивные игры можно проводить 3 раза в неделю. На одном занятии допустимо проводить до 3-х игр. Как правило, вначале дается игра, требующая сосредоточенности, точности движения, но не связанная с большой затратой энергии. Затем предлагаются игры с общей физической направленностью. В конце занятия детям предлагаются игры на наблюдательность и ориентирование. В качестве инвентаря можно использовать мячи, обручи, скакалки, воланы, чижи, лапту и др. предметы.

Домашние задания по физической культуре должны быть также обязательны как и по другим предметам. С этой целью предлагается завести дневник, в котором фиксируются результаты ежегодного тестирования физической подготовленности и физической работоспособности, а также перечень упражнений, необходимых для развития определенных двигательных качеств ученика. Учащимся следует их выполнять в процессе подготовки домашних заданий в качестве активного отдыха. Выполнение заданий должно фиксироваться в дневнике.

Физкультурные праздники, соревнования . Успех этих мероприятий во многом определяется предварительной подготовкой (сроки, место и программа праздника, количество участников, зачетные очки, награждения и др.). Организовывая физкультурно-спортивные праздники (день здоровья, день катка, лыжни и т. д.), нужно привлекать к их проведению родителей. Желательно отмечать лучший класс не только по спортивным результатам, но и по количеству участвующих в празднике членов семьи школьников.

Пути повышения эффективности физического воспитания в школе :

1) широкое использование различных форм, средств и методов физической культуры и спорта в различных организованных и самостоятельных формах двигательной активности;

2) укрепление материально-технической физкультурно-оздоровительной базы, повышение квалификации преподавателей физкультуры;

3) интеграция активной динамической нагрузки в учебный процесс общеобразовательных уроков (русский язык, математика и др.);

4) формирование устойчивой мотивации к занятиям физической культурой и спортом, в том числе к самостоятельным формам занятий во вне учебное время

5) внедрение дифференцированных двигательных режимов с высоким профилактическим, оздоровительным и развивающим эффектом для детей групп риска по психо-моторному, физическому и функциональному развитию,

6) постоянный медицинский контроль за физическим воспитанием учащихся с целью повышения уровня оздоровительной эффективности за счет индивидуализации физических нагрузок в соответствии с уровнем функциональных возможностей.

Под формами занятий физическими упражнениями понимают способы организации учебно-воспитательно­го процесса.

По особенностям организации занимающихся и спо­собам руководства ими занятия по физическому воспи­танию подразделяются на две группы: урочные и неуроч­ные.

Урочные формы - это занятия, проводимые препода­вателем (тренером) с постоянным составом занимающих­ся. К ним относятся:

  • уроки физической культуры, проводимые преподавателями по государственным программам в образова­тельных учреждениях, где физическая культура явля­ется обязательным предметом (школа, колледж профес­сионального образования, вуз и т.п.);
  • спортивно-тренировочные занятия, проводимые тренерами, с направленностью на совершенствование занимающихся в избранном виде спорта.

Внеурочные формы - это занятия, проводимые как специалистами (организованно), так и самими зани­мающимися (самостоятельно) с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохра­нения или повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигатель­ных навыков и др.

Урочные формы занятий

Для урочных форм занятий характерно, что деятель­ностью занимающихся управляет педагог по физической культуре и спорту, который в течение строго установлен­ного времени, в специально отведенном месте руково­дит процессом физического воспитания относительно постоянной по составу учебной группой занимающихся (класс, секция, команда). При этом строго соблюдается частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь. При проведении таких занятий используются три час­ти: подготовительная, основная, заключительная. Выделение частей в уроке обусловлено необходимостью управлять динамикой работоспособности занимающихся.

Подготовительная часть необходима для начальной организации занимающихся, психической и функцио­нальной подготовки организма к предстоящей основ­ной работе. Сюда входят: построение, строевые упражнения, ОРУ на все группы мышц (разминка).

Основная часть обеспечивает решение задач обуче­ния технике двигательных действий, воспитания физи­ческих и личностных качеств. Изучение нового материала проводится в начале основной части, затем даются упражнения на повторение и совершенствование. Упражнения должны сменяться в такой последовательности, чтобы мышечные напряжения чередовались с расслаблением, статические усилия с динамическими и т. д.

Заключительная часть предназначена для постепен­ного снижения нагрузки на организм и организованно­го окончания занятия. Здесь используют малоинтенсивные упражнения (ходьбу, перестроения, дыхательные упражнения и упражнения на расслабление).

По признаку решаемых задач различают следующие типы уроков:

2) уроки закрепления и совершенствования учебного материала;

3) контрольные уроки, предназначенные для опреде­ления уровня подготовленности занимающихся, провер­ки усвоения ими знаний, умений и навыков и т.п.;

4) смешанные (комплексные) уроки, направленные на совместное решение задач обучения технике движений, воспитания физических качеств, контроля за уровнем
физической подготовленности занимающихся и др.

Методы организации учебной деятельности.

Методы организации учебной деятельности определяют условия и характер изучения учебного материала. Их использование подчинено задачам и содержанию урока, уровню подготовленности учащихся, а также наличию спортивного инвентаря и оборудования на местах занятий. Учебная деятельность организуется с помощью фронтального метода, группового метода или индивидуального метода.

Фронтальный метод организации учебной деятельности включает несколько разновидностей, имеющих общий признак — выполнение одного и того же задания всеми учениками под руководством преподавателя. Среди этих разновидностей выделяют одновременное и поточное (поочередное) выполнение заданий.

Групповой метод организации деятельности предусматривает одновременное выполнение несколькими группами разных заданий. К групповому относится метод круговой тренировки. Он характеризуется серийным (слитным или с интервалами для отдыха) выполнением упражнений, объединенных в комплекс в соответствии с решаемыми педагогическими задачами. Его специфической особенностью является то, что ученики выполняют разные двигательные задания посменно. Организация этого метода сводится к следующему: в спортивном зале или на площадке оборудуют станции, т. е. места для выполнения соответствующих двигательных действий; на каждой станции учащимся определяют задание: упражнение, дозировку и методические указания по его выполнению; выполнение заданий осуществляют поточно и попеременно. В первом случае ученик, выполнив задание на одной станции, пе­реходит на другую, а во втором — класс разделяют на группы в соответствии с количеством станций. После того, как каждый уче­ник на каждой станции выполнит задания, проводят смену мест занятий.

Индивидуальный метод – двигательные задания определяются для каждого ученика отдельно

Занятия физической культурой и спортом

Спорт является одним из самых популярных явлений в массовой культуре. Интерес к разным видам спорта объединяет армии поклонников по всему миру, эта тенденция также повсеместно поддерживается различными медиа. Разговоры о прошедшем футбольном матче сборной или предстоящем боксерском поединке можно услышать в транспорте, кафе, офисе, банке. Огромные гонорары профессиональных спортсменов являются прямым следствием такой популярности, а также мотивацией для многих людей достигать высот в спортивной карьере.

Сегодня занятия спортом - это и активный досуг, и хобби, и даже образ жизни. Редко можно встретить человека, который вообще не интересовался бы спортом. И даже общеобразовательная школьная программа включает в себя уроки физкультуры для детей с целью поддержания оптимального баланса между физическим и умственным развитием.

Занятия физической культурой и спортом приносят несомненную пользу и фактически неотделимы от понятия здорового образа жизни, которому посвящен наш тренинг. Регулярное выполнение упражнений дисциплинирует, помогает держать себя в тонусе, быть здоровым и избегать многих заболеваний. Каждый человек, будь то мужчина или женщина, ребенок или пенсионер, может и должен заниматься спортом. Спорт настолько доступен, что мы можем поддерживать форму в любое время года, в любых условиях, сегодня в каждом городе или поселке есть свои спортивные площадки для бесплатных занятий.

В данном уроке вы узнаете, как эффективно использовать все возможности и инфраструктуру для занятий физической культурой, а также как внедрить спорт в свой здоровый образ жизни.

Содержание:

Зачем нужны спорт и физкультура

Современные эталоны красоты в сфере рекламы, модельного бизнеса, масс-медиа представляют обывателям тип мужчины/женщины с подтянутой спортивной фигурой, здоровой кожей, которые много времени уделяют работе над собой. Предлагаемые идеалы находят свое отражение в сознании миллионов людей и вызывают желание им соответствовать. Для этого нужно регулярно заниматься спортом и правильно питаться. В предыдущем уроке мы рассматривали структуру здорового питания, а здесь остановимся на практических рекомендациях о том, как сделать тело не только красивым, но и здоровым.

Но давайте сведем все воедино – плюсы и польза от занятий спортом:

Кроме того, занятия спортом минимизируют риск возникновения многих серьезных заболеваний, улучшают ментальное здоровье и дарят огромное количество других преимуществ [Insportscenters, 2020]. Но не менее важен и вопрос того, каким именно спортом стоит заниматься. Об этом и поговорим дальше.

Какой вид спорта выбрать?

Второй важный нюанс – нет ли противопоказаний по здоровью. Важно проконсультироваться с врачом, сдать необходимые анализы, если есть подозрения, что спорт может нанести вред вашему здоровью. Но можно отметить, что иногда происходит обратное, и в медицинской практике существуют случаи, когда занятия спортом врачи рекомендуют больным с болезнями или после травм.

Еще один аспект – время и средства. При выборе вида спорта честно дайте себе ответ на вопрос, сколько времени и сил вы готовы посвящать будущему занятию и сколько готовы за это платить. Условия бывают разные: к примеру, занятия скалолазанием, теннисом или дзюдо, скорее всего, потребуют от вас материальных затрат. Однако если ваша цель добиться роста мышечной массы и накачаться, необязательно ходить в тренажерный зал и тратить деньги. Подобного результата можно достичь, занимаясь отжиманиями дома, выполняя упражнения на турнике и брусьях, которые есть практически в каждом дворе. Чтобы быть подтянутым и поддерживать тело в тонусе, можно бесплатно заниматься комплексом простых упражнений дома.

Если вы до сих пор не определились с выбором, рекомендуем обратить внимание на некоторые виды активности, не требующие особых условий.

Утренняя гимнастика

Самый простой и доступный способ поддерживать форму, быть бодрым и активным, а также хорошо выглядеть – утренняя зарядка. В последнее время на многих форумах зарядку, во многом безосновательно, критикуют. Аргументы противников сводятся к тому, что это такой вид упражнений является пережитком советской эпохи и неблаготворно влияет на организм сразу после сна. Любое мнение имеет право на существование, однако стоит внести некоторую ясность.

Во-первых, утренняя гимнастика совсем не одно и то же, что полноценная. Зарядка выполняется плавно, без резких движений и серьезных физических нагрузок, утренние упражнения призваны разогреть мышцы после сна, повысить тонус организма, избавить от сонливости и вялости. Во-вторых, выполнение зарядки ускоряет процессы метаболизма, способствует выработке гормона счастья эндорфина, который заряжает бодростью и отличным настроением [Payne L., 2018]. Этого вполне достаточно, чтобы 10 минут с утра уделить физической активности.

Правила утренней зарядки:

1Никаких тяжелых нагрузок и резких движений. Поскольку после сна легкие сужены, сердцебиение замедленно, циркуляция крови снижена, нужно медленно встать с кровати, пройтись, умыться и только потом приступать к упражнениям.
2Перед гимнастикой нужно хорошо проветрить помещение. Во время выполнения зарядки важно правильно дышать. Глубоко, полной грудью, не торопясь. Так легкие плавно вернутся к своему обычному размеру.
3Зарядку нужно делать постоянно, не меньше 6 раз в неделю. Только в таком случае можно добиться долгосрочного позитивного результата.
4Нельзя принимать пищу до зарядки.
5После утренней гимнастики неплохо принять контрастный душ и растереть тело полотенцем.

Вот примеры некоторых упражнений, которые подойдут и взрослым, и детям:

  • Упражнения для шеи и головы: круговые вращения головой, наклоны головы вверх-вниз, повороты влево-вправо.
  • Упражнения для рук и плеч: вращательные движения плечами поочередно и вместе, круговые движения согнутыми в локтях руками, поочередные быстрые махи руками: правая – вверх, левая – вниз.
  • Упражнения для ног: поочередные махи ногами вперед-назад, приседания без отрыва пяток от пола.
  • Упражнения для туловища: ставим ноги на ширину плеч, затем плавно выполняем наклоны вперед, стараясь коснуться ладонями пола, выполняем вращения тазом, держа руки на поясе.

Существует много готовых комплексов упражнений длительностью до 10 минут, найти которые на различных видеоресурсах в Интернете не составит труда. Вот пример популярного анимационного ролика с зарядкой для детей:

Несколько серьезнее дело обстоит с упражнениями для домашних занятий.

Упражнения в домашних условиях

Каждый, кто интересуется занятиями в домашних условиях, наверняка просмотрел миллион и одно видео с упражнениями на YouTube, прочел столько же похожих друг на друга статей с советами и рекомендациями. Кто-то с успехом их использовал, кто-то через некоторое время разочаровался. Действительно, ни одна методика не может претендовать на универсальность и гарантировать успешный результат. Многим из них не хватает структурированности, завершенности, они сосредотачиваются лишь на отдельных аспектах. Мы постараемся максимально полно и детально осветить данную проблематику, чтобы вы смогли понять, как сделать домашние тренировки по-настоящему эффективными.

Прежде всего, нужно самостоятельно определиться с выбором программы, которая, конечно же, будет корректироваться вами в дальнейшем. Когда вы занимаетесь сами в домашних условиях, опытный специально обученный тренер не будет вам подсказывать, какие упражнения, на какие группы мышц лучше всего выполнять. В данном отношении вы сами свой тренер. И вам понадобятся знания. Прежде чем составлять свою тренировочную программу, пообщайтесь с друзьями, которые занимаются спортом, почитайте специализированные форумы, спросите совета там, просмотрите несколько программ, изучите отзывы к ним. Если резюмировать, то перед началом занятий вам нужно обзавестись багажом профильных знаний по физиологии, основам правильного питания и непосредственно упражнений.

Будьте честны с собой. Если последние два года вы работаете в офисе, ваша физическая активность ограничивается прогулкой от дома до остановки общественного транспорта, а упражнения вы выполняли последний раз на уроках физкультуры в школе, не стоит питать излишние иллюзии, с ходу принимаясь за тяжелые тренировочные комплексы. Большинство из них будут непосильны для нетренированного человека, который при выполнении комплекса рискует навредить организму или получить травму. Вливаться в процесс нужно постепенно, начиная с минимальных нагрузок небольшого количества подходов и наращивая темп от занятия к занятию.

Следует настраиваться на продолжительную последовательную работу над собой. Быстрые результаты обещают только в рекламе, тогда как на практике добиться успеха можно лишь регулярными тренировками. Ваш путь индивидуален, и пройти его нужно самому, хотя поддержка родных и близких станет прекрасным мотиватором для ваших занятий. А совместные занятия с друзьями и семьей дадут дополнительный стимул и опору.

Ставьте перед собой четкую цель, не отвлекаясь, следуйте только ей. Не стоит сразу хвататься за упражнения на прокачку всех групп мышц – груди, ног, бицепса, спины. Есть специально разработанные программы занятий, учитывающие строение организма, где детально описано, как оптимальным образом комбинировать упражнения на разные группы мышц.

Очень важным условием успешного результата тренировок является правильное питание. О принципах здорового питания для спортсменов и о некоторых диетах мы рассказывали в предыдущем уроке. Какую бы цель вы ни ставили – похудение, набор мышечной массы, рельефность фигуры или поддержание текущей формы – достижение результата напрямую зависит от вашего рациона.

В интернет-источниках, на полках магазинов с DVD и книгами представлен широкий ассортимент разнообразных готовых тренировок. В зависимости от поставленной цели, можно выделить упражнения, направленные на выносливость и сжигание жира (кардио), силовые и закрепляющие.

Упражнения для похудения

Данная проблематика обычно интересует женщин, однако рекомендации и программы похудения будут полезны и мужчинам. Мы предлагаем лишь несколько методик с видеоматериалом, другие подобные упражнения и видеокурсы можно легко найти в Интернете самостоятельно.

Особой популярностью сейчас пользуются сеты от ведущих тренеров, работающих со знаменитостями. Популярные комплексы, по сути, представляют собой разнообразные комбинации давно известных упражнений, дополненные некоторыми авторскими вариациями. Рассмотрим несколько примеров таких комплексов:

1. Программа от Джиллиан Майклс, тренера голливудских актеров. Она предлагает цикл упражнений, рассчитанный на 30 дней. Данный комплекс разработан по авторской методике и состоит из комбинации силовых, кардио упражнений и тренировки мышц пресса, которые позволяют за 30 дней привести тело в форму. Курс состоит из 3-х частей по 10 дней на каждую.

3. А также комплекс для мужчин. Язык видео – английский, но упражнения просты и понятно показаны:

Особое внимание следует уделять кардиотренировкам, поэтому здесь следует дополнительно сказать несколько слов:

  1. Не нужно тренироваться каждый день. Согласно традиционному мнению, на отдых и восстановление конкретной группы мышц организму требуется 48 часов. На начальном этапе не стоит сокращать это время. Оптимальное количество занятий в неделю – 4-5 раз, с чередованием нагрузок на разные части тела.
  2. Кардиотренировка не должна длиться дольше 45 минут, поскольку по истечении этого времени начинает сжигаться не жир, а мышечная масса.
  3. Постоянное выполнение одного и того же комплекса тренировок в одном и том же ритме не даст оптимального результата. Время от времени необходимо менять интенсивность и виды упражнений.
  4. Хорошая тренировка должна быть высокоинтенсивной, но не изматывающей. Если после занятий вы валитесь от усталости, это значит, что данные упражнения слишком тяжелы для вас, поэтому они не дадут нужного эффекта. Стоит объективно оценивать свои возможности и ставить перед собой реальные достижимые цели.

И еще одна важная категория упражнений, которую мы рассмотрим, – это упражнения для роста мышц.

Упражнения для роста мышц

Упражнения для роста мышц должны заинтересовать, в первую очередь, мужчин. Прокачать каждую группу мышц в домашних условиях так же, как в тренажерном зале, тяжело. Но правильно работая над основными группами (грудь, руки, плечи, ноги, пресс), можно добиться относительно неплохих результатов.

Занятия с собственным весом (калистеника) будут эффективны только в первое время – первые 1-2 месяца, и чтобы мышцы расли дальше, необходимо увеличивать нагрузки и работать с отягощением. Для этого можно купить специальное снаряжение, которое продаётся, наверное, в любом крупном городе. Но если такой возможности нет, для отягощений можно использовать рюкзак с книгами, в качестве гантелей для фитнеса – бутылки 1-2 л с водой, позже – с песком. Одним словом, место для фантазии есть.

Многие спортсмены, желая добиться отличных результатов в бодибилдинге, употребляют специальные спортивные добавки, которые способствуют ускоренному росту мышц. Это делает спортивное питание привлекательным для начинающих. Самые популярные группы добавок – это протеин, гейнер, креатин, аминокислоты, энергетические батончики. Все эти продукты по-разному воздействуют на организм, поэтому стоит внимательно изучить их свойства и, по возможности, перед употреблением проконсультироваться со специалистом.

Вернемся непосредственно к упражнениям. Выбор программы домашних тренировок должен учитывать ваш уровень начальной подготовки и цель тренировок. Ниже приведены несколько примеров упражнений на разные группы мышц:

1. Упражнения для мышц груди (на английском языке, но все предельно ясно и хорошо показано):

2. Упражнения для пресса (английский язык, самый просматриваемый ролик о тренировке пресса):

3. Упражнения на турнике:

Но и здесь следует учитывать несколько важных нюансов:

  1. Необходимо разминаться перед началом тренировки и делать растяжку в конце занятия.
  2. Качать нужно одну-две группы мышц за одну тренировку.
  3. Чтобы мышцы увеличивались в объемах, нужно постепенно наращивать рабочий вес.
  4. Для красивого и рельефного тела силовую тренировку нужно подкреплять кардионагрузками.
  5. Оптимальная продолжительность силового сета – 40-60 минут. С учетом кардиоупражнений вся тренировка должна занимать максимум 1,5 часа.
  6. Для набора мышечной массы нужно соответствующим образом скорректировать свое питание.
  7. Если выполнение упражнений приводит к боли в спине, шее, суставах и т. д., нужно немедленно прекратить тренировки и возобновлять занятия только после консультации с врачом.
  8. В процессе тренировок набор мышечной массы может замедляться или вовсе останавливаться. Это нормально и называется периодом стагнации. При правильно подобранной программе через 1-2 недели рост продолжится.

Занимайтесь на здоровье, но помните главное – результат не приходит сам собой, к тому же моментально, а требует регулярных, длительных занятий спортом в комбинации с правильным сбалансированным питанием.

Мотивация к спорту

Профессиональный спорт – это тяжелый труд, где, стиснув зубы, каждый день нужно работать на результат. Глупо предполагать, что бегать по полю за мячом, стараясь затолкать его в ворота, или кататься на ледовой арене, жонглируя шайбой с помощью клюшки, легко и под силу каждому. Порой тяжело заставить себя сделать даже элементарную зарядку, что уж говорить о ежедневных интенсивных тренировках. Исходя из этого, становится понятно, что в процессе тренировок не последнюю роль играет мотивация. Многие люди не занимаются спортом не потому, что у них нет времени или денег, а потому, что они не могут найти в себе силы, собрать волю в кулак и просто начать что-то делать.

Помните, главное – побороть свою лень и сделать первый шаг: приступить к тренировкам. После того как физическая активность войдёт в привычный ритм жизни, она не будет казаться чем-то сложным и невыполнимым. Спорт дисциплинирует, а организованность поможет вам и в повседневной деятельности.

Вдохновить на занятия спортом и мотивировать могут самые разнообразные вещи вокруг нас. Это может быть музыка и другие формы искусства, примеры успешных людей, сильные чувства. Подробнее о вдохновении можно прочитать в одной из статей нашего блога.

Проверьте свои знания

Читайте также: