Виды лечебно оздоровительных местностей и курортов

Обновлено: 04.10.2024

Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к' особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. Ими признаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами (месторождениями минеральных вод, лечебных грязей, рапой лиманов и озер), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые ис- пользуются для профилактики и лечения заболеваний человека (п.

1 ст. 96 ЗК РФ). Они могут быть признаны лечебно-оздоровительными местностями федерального, регионального или местного значения.

Освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях территории с природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, признаются курортами.

Признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее- значения Правительством РФ, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Федерации или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований.

Природные лечебные ресурсы являются государственной собственностью.

Природные лечебные ресурсы предоставляются юридическим и физическим лицам для лечения и профилактики заболеваний, а также в целях отдыха. Минеральные воды могут использоваться также для промышленного разлива. Природные лечебные ресурсы предоставляются на основании лицензий в порядке, определенном Правительством РФ. Застройка земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляется с соблюдением правил, установленных законодательством для проведения работ на особо охраняемых природных территориях.

В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством.

Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. № 1423 утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения1.

Округа санитарной охраны устанавливаются на местностях, если их природные лечебные факторы не относятся к недрам. Округа горно-санитарной охраны устанавливаются, где имеются объекты, относящиеся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие полезные ископаемые, отнесенные к категории лечебных). Внешний контур округа санитарной или горно-санитарной охраны - граница лечебно-оздоровительной местности, курорта федерального значения, курортного региона (района).

В составе округа выделяется до трех зон. Земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно- оздоровительных местностей и курортов). Земельные участки, находящиеся в частной собственности, подлежат выкупу у их собственников в соответствии с законодательством (ст. 55 ЗК РФ).

Режим первой зоны устанавливается для месторождения минеральных вод (для скважин, источников), месторождений лечебных грязей, других полезных ископаемых, используемых в лечебных целях, а также для оборудованных лечебных пляжей и прилегающих к ним акваторий. На территории этой зоны запрещается проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях, при условии применения экологически безопасных и рациональных технологий. Для скважин, источников и других очагов разгрузки минеральных вод границы первой зоны устанавливаются на расстоянии не менее 15 метров от оголовка скважины или контура очага разгрузки.

Для лечебных пляжей, а также акваторий, предназначенных для купаний, границы первой зоны устанавливаются на расстоянии не менее 100 метров от контура пляжа по суше и не менее 300 метров от линии уреза воды по акватории водного объекта, а при ширине водного объекта менее 300 метров - по его противоположному берегу.

Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Режим второй зоны устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождению лечебных грязей, минеральным озерам и лиманам, пляжам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, для естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений, а также территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенных для санаторно-курортного строительства.

На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов.

Границы второй зоны устанавливаются с учетом геоструктурных, гидрогеологических, геоморфологических и ряда других факторов.

Режим третьей зоны устанавливается для ближайших областей питания и участков разгрузки минеральных вод, водосборных площадей, месторождений лечебных грязей, других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, а также для территорий, обеспечивающих защиту природных лечебных ресурсов от неблагоприятного техногенного воздействия.

На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

Границы третьей зоны определяются по совокупности

площадей всех природных лечебных

факторов и объектов с учетом возможного воздействия на них источников загрязнения.

Вынесение на местность установленных границ округа санитарной или горно-санитарной охраны осуществляет орган местного самоуправления не позднее чем через шесть месяцев после утверждения округа.

О природных лечебных ресурсах, лечебно–оздоровительных местностях и курортах

Глава I. Общие положения

Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов Российской Федерации, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся соответственно к особо охраняемым объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите. (Абзац в редакции, введенной в действие с 30 декабря 2013 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ, – см. предыдущую редакцию.)

Настоящий Федеральный закон определяет принципы государственной политики и регулирует отношения в сфере изучения, использования, развития и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территории Российской Федерации.

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

природные лечебные ресурсы – минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха (абзац в редакции, введенной в действие со 2 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 219-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);

лечебно-оздоровительная местность – территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения;

курорт – освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры;

курорт федерального значения – освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, находящаяся в установленном порядке в ведении федеральных органов государственной власти;

курорт регионального значения – освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, находящаяся в установленном порядке в ведении органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

курорт местного значения – освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, находящаяся в ведении органов местного самоуправления;

курортный регион (район) – территория с компактно расположенными на ней курортами, объединенная общим округом санитарной (горно-санитарной) охраны;

курортное дело – совокупность всех видов научно-практической деятельности по организации и осуществлению лечения и профилактики заболеваний на основе использования природных лечебных ресурсов;

округ санитарной (горно-санитарной) охраны – особо охраняемая территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района);

пользователи – юридические и физические лица, осуществляющие разработку и использование природных лечебных ресурсов на основании лицензии;

технологическая схема разработки и использования природных лечебных ресурсов – проектный документ, устанавливающий технические методы и объемы добычи и использования природных лечебных ресурсов, нормы потерь и способы сохранения и улучшения лечебных свойств указанных ресурсов при эксплуатации;

курортный фонд Российской Федерации – совокупность всех выявленных и учтенных природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, а также курортов и курортных регионов (районов).

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах

1. Законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах основывается на положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах регулирует отношения, возникающие в связи с использованием и охраной природных лечебных ресурсов как в пределах указанных особо охраняемых территорий, так и расположенных вне их границ.

3. Отношения, связанные с использованием и охраной природных ресурсов, не отнесенных к лечебным, регулируются земельным, водным, лесным и иным законодательством о природных ресурсах.

4. Имущественные отношения в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов регулируются гражданским законодательством, если иное не установлено федеральным законом.

Статья 2.1. Установление лечебных свойств природных лечебных ресурсов и утверждение классификации природных лечебных ресурсов

1. Лечебные свойства природных лечебных ресурсов устанавливаются на основании научных исследований, соответствующей многолетней практики.

2. Классификация природных лечебных ресурсов, медицинские показания и противопоказания к их применению в лечебно-профилактических целях утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(Статья дополнительно включена со 2 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 219-ФЗ.)

Статья 3. Признание территории лечебно-оздоровительной местностью, курортом

1. Признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований.

2. Курорты и лечебно-оздоровительные местности могут иметь федеральное, региональное или местное значение.

Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения в порядке, установленном правовыми актами субъекта Российской Федерации.

3. Порядок и особенности функционирования отдельного курорта определяются положением о данном курорте. В зависимости от значения курорта положение о нем соответственно утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти либо соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года № 160-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

Лечебно-оздоровительные местности, курорты, а также их земли предназначены для лечения и отдыха граждан и относятся к особо охраняемым природным объектам и территориям, имеющим свои особенности в правовом регулировании их статуса.

Данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с использованием и охраной природных лечебных ресурсов, как в пределах указанных особо охраняемых природных территорий, так и расположенных вне их границ.

Этим законом определено, что лечебно-оздоровительная местность - это территория, обладающая природными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения.

Курортом является освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.

Их охрана осуществляется посредством установления округа санитарной охраны. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природно-лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие) устанавливаются округа горно-санитарной охраны.

В составе округа санитарной (горно-санитарной) по характеру правовой охраны выделяется до трех зон.

На территории первой зоны (строгого режима) запрещается проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.

На территории второй зоны запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящие к их истощению.

На территории третьей зоны вводятся ограничения по размещению промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающееся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением. Обеспечение установленного режима санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется: в первой зоне - пользователями, во второй и третьей зонах — пользователями, землепользователями и проживающими в этих зонах гражданами.

Курорты и лечебно-оздоровительные местности могут иметь федеральное, региональное или местной значение.

Объявление территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от их значения Правительством Российской Федерации, соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований.

Порядок и особенности функционирования отдельного курорта определяются Положением о данном курорте. В зависимости от значения курорта положение о нем утверждается соответственно Правительством Российской Федерации либо соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

С целью дальнейшего развития лечебно-оздоровительных функций природных территорий и курортов в последние годы появилась новая форма особо охраняемых природных территорий - эколого-курортный регион. Первой такой территорией объявлен Указом Президента РФ от 14 июля 1994 г. эколого-курортный регион Кавказских Минеральных Вод.

Российская Федерация располагает уникальными природными ресурсами - почти всеми типами лечебных минеральных вод, лечебными грязями, историко-культурными ансамблями. С целью охраны этих объектов, более эффективного их использования для лечения и отдыха граждан постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1996 г. М 101 утверждена Федеральная целевая программа е Развитие курортов федерального значения. В ней определены задачи по сохранению и развитию курортов лечебно-оздоровительных местностей федерального значения, рациональному использованию природных лечебных ресурсов России для укрепления здоровья граждан. Общие финансовые затраты на реализацию данной программы по всем источникам финансирования должны составить 9 074 835 млн. рублей (в ценах 1996 г.).

32. Понятие и виры экологической экспертизы. Место в правовом механизме охраны окружающей среды

Закон "Об экологической экспертизе" 15.11.95

Экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду, и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Ст. З. Экологическая экспертиза основывается на принципах:

1. презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности

2. обязательности проведения экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы.

3. комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной деятельности и последствия.

4. обязательности учета требований экологической безопасности.

5. достоверности и полноты информации, представляемой на экспертизу

6. независимости экспертов.

7. научной обоснованности и объективности заключений экологической экспертизы.

8. гласности, участия общественных объединений, учета общественного мнения.

9. ответственности участников экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Место экологической экспертизы в правовом механизме охраны окружающей среды.

Практика показала, что среди действующих в настоящее время форм контроля за состоянием окружающей природной среды экологическая экспертиза является наиболее эффективной. Ведь она носит предупредительный характер и проводится в подавляющем большинстве до реализации хозяйственных и иных законопроектов. Поэтому рекомендации, сформулированные в заключениях экспертных комиссий, можно выполнить путем внесения соответствующих изменений в проектные решения и плановые задания. Это требует неизмеримо меньше средств, чем в том случае, когда необходимо реконструировать объекты, уже осуществленные в натуре.

Законодательство в области экологической экспертизы.

1. Закон "Об экологической экспертизе" 15.11..95

2. Статья 39 Закона "об охране". Общественная экологическая экспертиза 11.12.91

4. Акты правительства и Президента. Контроль осуществляет Минприроды РФ и территориальные управления.

Виды экологической экспертизы.

1. Государственная экологическая экспертиза назначается специально уполномоченным органом государства в области охраны окружающей природной среды. Ее выводы обладают силой надведомственного характера, обязательного к исполнению.

• Ведомственная экологическая экспертиза проводится по приказу соответствующего министерства, ведомства. Ее результаты сохраняют силу внутри соответствующей ведомственной структуры, если не противоречат выводам госэкоэкспертизы.

2. Общественная экологическая экспертиза организуется по инициативе общественных объединений и проводится негосударственными органами. Ее заключения носят рекомендательный характер.

• Научная экологическая экспертиза проводится по инициативе научных учреждений, высших учебных заведений или по инициативе научных коллективов и отдельных ученых.

Раздел: Право, юриспруденция
Количество знаков с пробелами: 76847
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0


Территории вокруг лечебно-оздоровительных местностей, курортов федерального и регионального значения и природных лечебных ресурсов планируется объявить округами санитарной охраны. Здесь будут ограничены стройки и использование земельных участков, введен особый режим хозяйствования.

Минздрав подготовил проект постановления правительства об округах санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей, курортов и природных лечебных ресурсов. Документ должен вступить в силу с 1 января 2022 года. Действовавшее ранее постановление Правительства РФ № 1425 от 7.12.1996 признается утратившим силу.

Лечебно-оздоровительные местности и курорты федерального и регионального значения признаются особо охраняемыми объектами и территориями с регламентированным режимом хозяйствования, проживания и природопользования, обеспечивающим сохранение природных лечебных ресурсов и защиту их от загрязнения и преждевременного истощения.

Данный режим запрещает любые виды работ, которые приводят к к загрязнению почвы, воды и воздуха, наносят ущерб лесам и т.д. Ограничивается застройка — она допустима только в строгом соответствии с генеральным планом курорта.

Охранный статус получат месторождения минеральных вод, предназначенных для использования в лечебных целях на месте и розлива; месторождения лечебных грязей и других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных (бишофит, нафтеновые нефти, озокерит, глины, соли и другие), рапа лиманов и озер; акватории морей, озер, рек и других водных объектов, предназначенные для отдыха и лечебно-оздоровительных целей; пляжи водных объектов и прилегающие к ним территории, используемые для лечебных процедур на воздухе ; леса, курортные парки и другие зеленые насаждения, имеющие лечебно-оздоровительные свойства и выполняющие санитарно-гигиенические функции, а также участки, прилегающие к зданиям и сооружениям санаторно-курортных организаций и предназначенные для санаторно-курортного лечения.

Решение об установлении, изменении или о прекращении существования округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения принимается Правительством РФ. Ответственные за государственный надзор в области обеспечения санитарной охраны объектов — Росприроднадзор и Роспотребнадзор.

В прошлом году Минздрав представил пакет поправок в закон о природных лечебных ресурсах и курортах. Санаторно-курортные организации обязали независимо от форм собственности предоставлять сведения в государственный реестр курортного фонда России, в том числе о количестве медицинских и фармацевтических работников ‎(с указанием числа штатных и занятых должностей, количества физических лиц), организации лечебного питания и возможности бесплатного получения услуг по санаторно-курортному лечению и медицинской реабилитации.

Читайте также: