Виды речного транспорта для отдыха

Обновлено: 15.09.2024

Водный транспорт принято разделение на глубоководное (океанское, морское) судоходство и внутреннее (речное). Главное преимущество водного транспорта - это способность перевозить очень крупные грузы. При этом используют два типа судов: глубоководные (нуждаются в портах с глубоководными акваториями) и дизельные баржи (обладают большей гибкостью). Главными недостатками водного транспорта являются ограниченные функциональные возможности и небольшая его скорость. Причина в том, что для доставки грузов в порты и из портов приходится использовать железные дороги или грузовики, за исключением случаев, когда и пункт отправления, и пункт назначения расположены на одном и том же водном пути. Водный транспорт, таким образом, отличающийся большой грузоподъемностью и незначительными переменными издержками, выгоден тем грузоотправителям, для которых важны низкие транспортные тарифы, а скорость доставки имеет второстепенное значение.

Типичными грузами для перевозки по внутренним водным путям являются руда, минеральное сырье, цемент, зерно и некоторые другие сельскохозяйственные продукты. Возможности транспорта ограничены не только его привязкой к судоходным рекам и каналам, но и зависимостью от мощностей для погрузки-разгрузки и хранения таких насыпных грузов, а также растущей конкуренцией со стороны железных дорог, обслуживающих параллельные дороги.

Основными документами, регулирующими деятельность внутреннего водного транспорта Российской Федерации, являются: Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (от 7 марта 2003 г. № 24-ФЗ) (ред. от 27.12.2009), постановление Правительства Российской Федерации "О преобразовании государственных предприятий водных путей и судоходных каналов Министерства транспорта Российской Федерации в государственные бассейновые управления водных путей и судоходства Министерства транспорта Российской Федерации" (от 5 января 1995 г. № 12), Приказ Росстата от 07.02.2008 N 29 "Об утверждении статистического инструментария статистического наблюдения за деятельностью морского и внутреннего водного транспорта, осуществляемого Росморречфлотом "Сведения о приеме и передаче грузов в речных портах внутренним водным транспортом (Форма N 15-ВТ) , Концепция развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2003 г. № 909-р).

Россия обладает большой и разветвленной сетью речных путей и озер. Однако существенную роль он играет либо в тех регионах, где направления основных транспортно-экономических связей и речных путей совпадают (Волжско-Камский речной бассейн в европейской части России), либо в слабоосвоенных регионах с практически полным отсутствием альтернативных видов транспорта (Север и Северо-Восток страны).

В России насчитывается более 100 тыс. рек, имеющих общую протяжённость около 2, 5 млн. км, из них свыше 500 тыс. км пригодны для судоходства.

Различаются магистральные речные пути, обслуживающие международные связи, межрайонные, обеспечивающие перевозки грузов и людей между крупными районами внутри страны, и местные, обеспечивающие внутрирайонные связи.

Внутренние судоходные водные пути относятся к разным речным бассейнам. Преобладающую часть грузовых перевозок и грузооборота выполняют пароходства трех воднотранспортных бассейнов: Волжско-Камского, Западно-Сибирского и Северо-Западного.

Большая часть оборота речного транспорта приходится на европейскую часть страны. Важнейшей транспортной речной магистралью здесь является Волги со своим притоком Камой. На севере европейской части России заметную роль играют Северная Двина, Онежское и Ладожское озера, реки Свирь и Нева. Большое значение для развития речного транспорта в стране имело создание единой глубоководной системы и строительство Беломоро-Балтийского, Волго-Балтийского, Московско-Волжского и Волго-Донского каналов. В связи с освоением природных ресурсов на востоке страны возрастает транспортное значение Оби, Иртыша, Енисея, Лены, Амура. Особенно заметна их роль в обеспечении районов пионерного освоения, где практически отсутствуют сухопутные транспортные магистрали. В настоящее время в связи с экономическим кризисом идет сокращение объемов перевозок грузов и пассажиров речным транспортом, протяженности внутренних водных судоходных путей, уменьшается количество причалов.

Волжско-Камский бассейн, обслуживающий экономически наиболее развитые и плотно заселенные районы европейской части России, - главный. На него приходится свыше 1/2 грузооборота всего речного транспорта страны. Подавляющая часть перевозок в этом бассейне осуществляется по Волге, Каме и каналу имени Москвы. Наиболее крупными портами бассейна являются: три московских (Южный, Западный и Северный), Нижегородский, Казанский, Самарский, Волгоградский и Астраханский.

На втором месте по объему выполняемой работы стоит Западно-Сибирский бассейн, включающий Обь с притоками. Здесь крупными портами выступают Новосибирск, Омск, Томск, Тобольск, Тюмень, Сургут, Уренгой, Лабытнанги.

Третьим по важности является воднотранспортный бассейн европейского Севера. Главной магистралью бассейна является Северная Двина с притоками Сухоной и Вычегдой. Ведущим портом бассейна выступает Архангельск.

Важное значение для снабжения Якутска и промышленных очагов Якутии играют Лена и расположенный на ее пересечении с БАМом порт Осетрово.

Стержнем воднотранспортной системы является Единая глубоководная система европейской части России общей протяженностью 6, 3 тыс. км. В нее входят глубоководные участки Волги (от Твери до Астрахани), Камы (от Соликамска до устья), Москвы-реки, Дона и межбассейновые глубоководные соединения - Московско-Волжское, Волго-Балтийское, Беломорско-Балтийс-кое, Волго-Донское. Составляя лишь 6% от общей протяженности внутренних водных путей, данная система выполняет свыше 2/3 всей перевозочной работы речного транспорта страны. На водных путях Единой глубоководной системы обеспечиваются гарантированные глубины до 4-4, 5 м.

1.2. Классификациясудов

1. По назначению: технические, вспомогательные (плавучие доки, санитарные станции, краны и др), транспортные, специального назначения;

2. По способу движения по воде: самоходные и несамоходные (источник энергии вне судна);

3. По принципу движения: водоизмещающие, глиссирующие, на подводных крыльях, на воздушной подушке, экранопланы (над поверхностью воды передвигаются);

4. По числу гребневых винтов – одновинтовые, двухвинтовые и трехвинтовые;

5. По способу выполнения грузовых операций – с вертикальной загрузкой-разгрузкой через грузовые люки, с горизонтальной загрузкой-разгрузкой через бортовые порты, через специальные полости, перекачкой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.



Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

На Земном шаре представлены разные виды транспорта. Они обеспечивают перевозку грузов, пассажиров, энергии, информации от одного места к другому. В состав транспортной отрасли входят средства для перевозки людей и грузов, автомобильные и железные дороги, трубопроводы, линии электропередач, а также связанное с ними функциональное оборудование.

План урока:

Общая характеристика мировой транспортной отрасли

Транспортная отрасль занимает в мире третье место после промышленности и сельского хозяйства. Современное общество не представляет себе жизни без транспорта, который помогает решать многие задачи. С помощью различных видов транспорта мы не только с легкостью можем оказаться в любой части Земного шара, но и быстро доставить самый разный груз в назначенное место. По особым признакам специалисты выделяют разные виды транспорта. Среди них есть:

  • Водный.
  • Воздушный.
  • Космический.
  • Наземный или сухопутный.

Трудно точно сказать, какой вид транспорта занимает первое место. Каждый из них по-своему важен и необходим. Если брать грузоперевозки, то здесь лидирует морской транспорт. Если же это касается перевозки пассажиров, безупречное первенство здесь держит автомобильный транспорт. С каждым годом развивается и увеличивается мировая транспортная сеть. Ее протяженность без учета морских путей составляет более 37 млн. км, 78% из них приходится на развитые страны. Немаловажную роль в транспортной системе играют транспортные узлы. В них происходит стыковка нескольких видов транспорта, которые совместно выполняют обслуживание транзитных и местных грузо- и пассажироперевозок. К крупным мировым транспортным узлам относятся:

  • Москва (Россия);
  • Нью-Йорк (США);
  • Токио (Япония);
  • Стокгольм (Швеция) и др.

Транспортные средства, инфраструктура, предприятия, терминалы являются составляющими мировой транспортной системы, которая окончательно сформировалась в 20 веке.

Водный транспорт

Этот транспорт в прошлом занимал лидирующее место в мировой экономике. Постепенно его вытесняют другие виды транспорта. На данный момент он на третьем месте после железнодорожного и автомобильного. Водный транспорт имеет свои особенности. Характеристики имеют как слабые, так и сильные стороны. Выделим те, которые дают этому виду транспорта занять место в тройке лидеров. Это то, что он:

  • Дешевый.
  • Имеет значительную грузоподъемность.
  • С его помощью перевозят как мелкие, так и крупногабаритные грузы.
  • Используется на сверхдальних расстояниях.
  • Передвигается с низкой скоростью.
  • Напрямую зависит от погоды.
  • Присутствует необходимость строительства затратных терминалов и портов.

Водный транспорт принято делить на:

Лидирующую роль в перевозке грузов занимает морской транспорт. На него приходится 62% мировых грузоперевозок. Именно благодаря ему удалось соединить многие континенты и страны. Морские трассы растянулись на миллионы километров. По водам мирового океана двигаются суда, перевозящие крупногабаритные и многотонные грузы. На большегрузных кораблях, танкерах доставляют зерно, нефть, нефтепродукты, руду, уголь и многое другое. С появлением контейнеров, в которых сейчас перевозят 90% самых разных штучных грузов, возникла необходимость строить терминалы. Морской торговый флот обеспечивает перевозки по всему миру. Его общий тоннаж составляет более 456 млн. т. По количеству перевезенных грузов места среди океанов распределяются таким образом:

  • Атлантический.
  • Тихий.
  • Индийский.

Грузы суда доставляют в порт, где происходит их выгрузка. Порт Шанхай в Китае – это крупнейший морской порт мира, который за год принимает около 800 млн. тонн всевозможных грузов. Главная отличительная особенность крупнейших портов мира в том, что они контейнерные. Большая их часть расположена в Юго-Восточной Азии.

Значительную роль в географии морского транспорта играют судоходные каналы и проливы. Лидирующую роль в мире играют 4 судоходных канала, которые помогли соединить крупнейшие моря и океаны:

  • Суэцкий (Египет) – Красное и Средиземное моря;
  • Панамский (Панама) – Атлантический и Тихий океаны;
  • Коринфский (Греция) – Ионическое и Эгейское моря;
  • Кильский (Германия) – Балтийское и Северное моря.

Речной транспорт относится к внутреннему и напрямую зависит от наличия судоходных рек и озер. В современном мире по протяженности он занимает последнее место. К рекам, имеющим значительную пропускную способность, превышающую мощности самых огромных железнодорожных магистралей, относят:

  • Обь;
  • Волгу;
  • Амазонку;
  • Миссисипи;
  • Конго;
  • Енисей;
  • Янцзы.

Но не всегда экономическое развитие некоторых стран сопутствует использованию этих факторов для речного транспорта. Среди лидеров по перевозке грузов с использованием внутренних водных магистралей выделяют такие страны, как Россия, США, Канада, Китай, Бельгия, Нидерланды.

Воздушный транспорт

Этот вид транспорта относится с одной стороны к скоростным, с другой – к дорогостоящим, поэтому пользуются им не так часто, как автомобильным. Но бывают ситуации, когда без самолета или вертолета не обойтись. Самое главное преимущество воздушного транспорта в том, что он способен перемещать грузы и пассажиров на сверхдальние расстояния, в труднодоступные районы и за короткое время. Это бывает очень важно для тех, кто ждет помощи во время природных катаклизмов и катастроф. Именно воздушные лайнеры приходят на помощь в экстренных случаях и помогают спасать жизни людей.

С каждым годом услугами авиакомпаний пользуются все больше и больше пассажиров. Это связано с развитием туризма и увеличением количества желающих поехать отдохнуть за пределы своей страны. Крупнейшие аэропорты мира принимают ежедневно сотни рейсов с разных уголков Земли. Самыми загруженными из них считаются:

  • Дубай (Дубай, ОАЭ).
  • Лос-Анджелес (Лос-Анджелес, США).
  • Шоуду (Пекин, Китай).
  • Хитроу (Лондон, Великобритания).
  • Ханэда (Токио, Япония) и др.

Лидерами по наличию воздушных судов и перевозкам считаются такие страны, как Россия, США, Япония, Канада, Великобритания, ФРГ, Франция.

Главным условием использования воздушных судов является наличие посадочной полосы и аэропорта. Там, где этого нет, используют вертолеты. Они не требуют большого места для посадки и способны приземляться на достаточном ограниченном пространстве. Главным недостатком воздушного транспорта есть зависимость его от погодных условий. Для поднятия самолета в воздух требуется благоприятная погода. Также воздушные суда имеют малую грузоподъемность.

Космический транспорт

С развитием в мире космической отрасли появилось понятие космический транспорт. Сюда входят космические корабли, ракеты, искусственные спутники. Он необходим для доставки грузов и космонавтов на околоземные орбиты. Направляясь в космос, космические корабли везут и команду, которая управляет этим аппаратом. Зачастую космический транспорт управляется с Земли или роботами и служит для доставки грузов. Современными космическими государствами считаются Россия, США, Китай, Индия, Япония. За космическими средствами передвижения будущее. Уже сейчас космические аппараты готовы совершать туристические рейсы и выполнять многофункциональные задачи. Однако туристические путешествия не из дешевых и требует больших вложений и затрат.

Наземный или сухопутный транспорт

Наземный или сухопутный транспорт передвигается по суше и способен перевозить на средние и дальние расстояния грузы и пассажиров. Это популярный и востребованный вид транспорта, который охотно выбирают для путешествий, отдыха, поездок к родственникам или друзьям. Автомобили, автобусы, грузовики, троллейбусы, трамваи, многочисленные фуры, поезда колесят ежедневно по мировым просторам.

Этот вид транспорта принято разделять на:

  • Автомобильный.
  • Железнодорожный.
  • Трубопроводный.

Лидирующее место среди них по пассажироперевозкам занимает автомобильный транспорт. Объем мировых пассажирских перевозок составляет 82%. Свое лидерство он получил в середине XX века, когда интенсивно начали развиваться современные автомагистрали. Протяженность их с каждым годом возрастает, поэтому длина автомобильной транспортной сети уже более 30 млн. км. Лидерами по длине автомобильных дорог считаются такие страны, как Россия, США, Китай, Индия, Япония, Бразилия. Если же брать густоту автомобильных трасс, то тут в лидерах страны Западной Европы:

  • Монако;
  • Мальта;
  • Бельгия;
  • Нидерланды.

Не уступают также Сингапур, Бахрейн, Япония, Барбадос.

Среди положительных характеристик автомобильный транспорт имеет:

  • высокую маневренность и скорость передвижения;
  • доставляет грузы и пассажиров максимально близко к месту назначения.
  • дорогой, так как требует больших затрат топлива;
  • способствует загрязнению окружающей среды;
  • низкая грузоподъемность;
  • перевозит на близкие и средние расстояния.

Железнодорожный транспорт значительно уступает автомобильному по перевозке пассажиров. У него всего 9% мирового объема. Но по грузоперевозкам остается на лидирующих позициях. Мировая сеть железнодорожных путей сформировалась в 20 веке, ее протяженность13,2 млн. км. Отличается неравномерностью расположения. Железными дорогами владеют 140 стран в мире, однако лидерами по длине являются США, Россия, Канада, Китай, Индия. Если учитывать густоту, то здесь первенство держат Бельгия, Швейцария, Германия. Есть в мире места, где железнодорожное полотно отсутствует или его очень мало. Среди стран, которые не владеют железной дорогой, Исландия, Мальта, Андорра, Кувейт, Бутан, Катар и прочие. Лидирующее место по длине железных дорог, которые электрифицированы, занимают Россия, Украина, Франция, Китай, Индия.

Особенностями данного вида транспорта являются:

  • регулярность движения;
  • низкая себестоимость;
  • транспортировка грузов на расстояния средние и дальние;
  • высокая грузоподъёмность;
  • передвигается при любой погоде и в любой сезон.

Немаловажное значение в мировой экономике имеет трубопроводный транспорт. Он необходим для транспортировки нефти, нефтепродуктов, аммиака, серы и газа к пунктам назначения. Этот вид транспорта достаточно быстро развивается, так как добыча природных ископаемых увеличивается и возрастает потребность в них во многих странах мира. Также отдаленность потребителей от мест добычи способствует росту количества трубопроводов. 11% мирового объема грузооборота приходится на трубопроводный транспорт. Его сети занимают 2 млн. километров. Среди лидеров по длине трубопроводов являются Россия, США, Китай, Канада, Мексика.

Среди известных и уникальных объектов мирового значения можно выделить:

  • газопровод Северный поток-2 (связал Россию и Германию, проложен по дну Балтийского моря);
  • нефтепровод Кано Лимон–Ковенас (соединил месторождения восточной Колумбии с портом Ковенас);
  • нефтепровод Дружба – самый крупный в мире;
  • газопровод Запад–Восток – самый дорогой проект в мире;
  • серопровод Кэролайн–Шанц – построен для транспортировки расплавленной серы;
  • этанолопровод Тампа–Орландо – создан для транспортировки этанолового спирта;
  • аммиакопровод Тольятти–Одесса – самый большой в мире по транспортировке аммиака.

Среди особенностей трубопроводного транспорта выделяют:

  • удобность и экономичность;
  • малозатратность по обслуживанию и трудовым ресурсам;
  • способность работать при любой погоде и в любое время года;
  • эффективность в любой точке Земного шара и в разных климатических зонах;
  • непрерывность в поставке груза;
  • способность транспортировать жидкие и газообразные грузы.

Сегодня без транспорта невозможна жизнь современного человека. Ежегодно транспортная система стран мира только усовершенствуется - создаются новые модели автомобилей, строятся трубопроводы в самых недоступных местах, разрабатываются новые космические аппараты.

Водный туризм - один из видов спортивного туризма, который заключается в преодолении маршрута по водной поверхности, путем сплава по рекам, озерам, морям и водохранилищам на надувных лодках (рафтах), разборных байдарках, катамаранах, плотах. К нему можно отнести также парусный туризм и морской каякинг [8].

Водный туризм сочетает в себе элементы познания, активного отдыха, оздоровления и спорта и доступен всем здоровым людям. Он - один из самых массовых и популярных видов туризма, имеющих сотни подвидов и разновидностей.

Для занятия водным туризмом используются спортивные суда каркасной, каркасно-надувной, надувной конструкции, приводимые в движение силой течения (рафтинг), мускульной силой (сплав, каякинг) или силой ветра (парусный туризм) [7].

Россия располагает огромным потенциалом для развития внутреннего водного туризма. У нее есть все необходимое - огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах - нетронутая, дикая природа. Любые водные пространства в нашей стране активно используются человеком для отдыха и досуга. Прежде всего, это повсеместное купание по сезону в оздоровительных и развлекательных целях, катание на гребных и парусных лодках, яхтах, плотах, прогулочных катерах и теплоходах. Зимой пространства, покрытые льдом, используются для катания на коньках и буерах. Широко развита рыбная ловля летом и зимой. Практикуется подводное плавание, в том числе с научными, археологическими и спортивно-развлекательными целями. На берегах озер устроены множественные туристские базы, базы отдыха, пансионаты, санатории, коттеджные поселки, активно используемые для отдыха и туризма.

В России огромное количество рек, идеально подходящих для занятия водным туризмом. В последние годы все большую популярность в России набирают водные путешествия на различных судах по рекам, озерам, морям и водохранилищам. Во многом это обусловлено тем, что наша страна, как никакая другая, удивительно богата интереснейшими и красивейшими водными маршрутами.

Существует несколько классификаций водных туристических транспортных услуг.

Согласно классификации транспортного обеспечения туризма, перевозки делятся на:

перевозки с использованием водного транспорта: морские и речные круизы; морские и речные прогулки и экскурсии (перевозка туристов по реке или морю длительностью до 24 часов);

водные перевозки (в том числе и чартерные перевозки);

перевозка туристов с использованием малых водных транспортных средств (яхты, лодки).

Морские перевозки туристов осуществляются в рамках межгосударственных соглашений: Конвенции о перевозке морем пассажиров и багажа, принятой в Афинах, Международной конвенции об охране человеческой жизни на море, принятой в Лондоне в 1974 году, и Международной конвенции об унификации некоторых правил при перевозке морем пассажиров и их багажа, принятой в Брюсселе в 1967 году.

Согласно международному праву, международной перевозкой считается любая перевозка, при которой место отправления и место назначения расположены в двух различных государствах или в одном государстве, если по договору перевозки промежуточный порт захода находится в другом государстве [4].

Путешествия туристов по внутренним водным артериям России регламентируется Водным кодексом Российской Федерации и Уставом внутреннего водного транспорта. Перевозка туристов водным транспортом включает: морские перевозки и круизы; речные путешествия и круизы; морские и речные прогулки (экскурсии); путешествия на катамаранах, яхтах, лодках; прочие виды водных путешествий.

Одним из самых распространенных видов водных путешествий являются круизы [31]. Круиз - это организованная морская или речная туристская поездка на теплоходе, используемом как средство перевозки, размещения, питания, развлечений и другие, включающая в программу береговое обслуживание.

Морские и речные круизные водные туристские путешествия имеют целый ряд достоинств:

высокий уровень комфорта;

значительный объем единовременной загрузки (1000 человек и более);

возможность реализации различных видов и целей туризма (познавательный, бизнес-туризм, учебный туризм, шоп-туризм, паломнический и другие);

возможность полноценного отдыха;

полный комплекс жизнеобеспечения.

К недостаткам водных туристских путешествий можно отнести:

невысокая скорость движения транспортных средств;

синдром «замкнутого пространства;

в ряде случаев высокие тарифы и прочее.

В соответствии с проведенными опросами туристов, использующих водный транспорт на различных маршрутах, было выявлено, что основными мотивами выбора водных путешествий является желание отдохнуть на воде, провести в спокойной, размеренной и комфортной обстановке, увидеть новые города, посетить музеи, монастыри, церкви и другие достопримечательности. Продолжительность круизов, как правило, 6-30 дней, но наиболее популярными являются круизы продолжительностью 10-14 дней. С учетом социального расслоения общества участниками морских (в том числе элитных) круизов являются люди с высоким и сверхвысоким уровнем доходов. Участники речных круизов - люди среднего и ниже среднего достатка, в ряде случаев пользующиеся социальной дотацией.




Круизные лайнеры можно разделить на корабли большого размера - более 2 тысяч пассажиров на борту, корабли среднего размера - одна-две тысячи человек и малого размера - до тысячи человек. Так большие корабли предоставляют больше разнообразных возможностей, а корабли поменьше предлагают более уютную, приватную атмосферу на борту. На малых кораблях сервис полностью персонализирован, рестораны имеют высочайший уровень, особое значение придается роскоши, особенно в каютах.

В настоящее время среди деловых людей пользуются спросом круизные конгресс-туры, круизные учебные программы, языковые туры. На современных теплоходах для реализации таких туров оборудованы специальные конференц-залы с полным набором технических средств и оргтехники.

Круизные суда существенно отличаются по уровню комфорта. Они делятся на ледоколы, экспедиционные суда, исследовательские суда, парусные и моторные яхты и собственно круизные суда. Максимальное количество мест на этих кораблях до 400. Уровень комфорта и условия размещения туристов существенно уступают другим круизным предложениям.

В России морские внутренние круизы проходят по 5 бассейнам в которых предусмотрен заход в 41 порт. Санкт-Петербург является крупнейшим морским портом России, принимающим океанские лайнеры круизных компаний мира.

Речные круизы в России также пользуются большой популярностью у туристов. Их участники, как правило, люди среднего или ниже среднего достатка (в отличие от морских круизов, где большинство пассажиров - люди с высоким и сверхвысоким уровнем дохода). Преимущества речных круизов в том, что они менее подвержены влиянию погоды, более информативны (береговой обзор), имеется возможность пользоваться многочисленными стоянками.

Речные круизы классифицируют как:

перевозка пассажиров и туристов на регулярных рейсах;

перевозка пассажиров и туристов на чартерных рейсах;

перевозка пассажиров и туристов на скоростных и экспрессных линиях;

прогулочные и экскурсионные рейсы;

краткосрочные и длительные круизы;

специальные круизы (конгресс-круизы, бизнес-круизы, учебные круизы).

Россия обладает уникальными возможностями для речных путешествий. Реки, озера и каналы европейской части России позволяют соединить Балтийское, Белое, Азовское, Черное и Каспийское моря. Для туристских путешествий используются каналы: Беломоро-Балтийский (227 км), Волго-Балтийский (361 км), Волго-Донский (101 км) и другие реки и озера. Интерес россиян к речным круизам ежегодно стабильно растет. Речные круизные операторы в России предлагают туристам круизы различной продолжительности от 2-х ночей до 17 дней.

Преимущества круиза над наземными путешествиями другими видами транспорта, проявляется в его целебном воздействии (медленное перемещение по водным пространствам снимает стресс, а свежий воздух способствует оздоровлению организма), а также уровнем предоставляемых услуг и их качеством, превосходящем другие виды транспортных путешествий [31].

На борту теплохода туристам предоставляются различные виды услуг: возможность пользоваться музыкальными и читальными салонами, кинозалом, телевизором в салоне для просмотра транслируемых телепрограмм, шезлонгами и лежаками солярия.

Короткие морские и речные прогулки и экскурсии (перевозка туристов по реке или морю длительностью до 24 часов) среди туристов тоже пользуются большой популярностью. Их особенность - это продолжительность не более 24 часов. В мире насчитывается около 20 млн. единиц прогулочных судов - это катера, скоростные суда на подводных крыльях, сверхскоростные суда с газотурбинным двигателем, небольшие моторные лодки, яхты.

В России большой популярностью пользуются городские водные экскурсии по каналам Санкт-Петербурга и его пригородов. Летом, среди гостей и жителей Петрозаводска популярны водные экскурсии по Онежскому озеру.

Морские и речные путешествия на парусных судах являются формой круиза. Туры на парусных судах классифицируются на две группы: яхт-чартер (прокат небольших судов по часам, дням, неделям, месяцам, яхту можно взять как с командой, так и без нее) и яхт-круиз (его технология аналогична обычному круизу). Данный вид круизов наиболее распространен в Карибском бассейне и Средиземном море, где он считается элитно-клубным туризмом.

Подавляющее большинство яхт сейчас принадлежит специализированным компаниям, которые сдают их в аренду. Яхты все разные, их уровень и сервис на борту зависит от комплектации, года выпуска, и от оператора. Корпуса небольших судов делают из легкого пластика, устойчивого к механическим повреждениям. Палубы покрывают ароматным, не гниющим и не разбухающим от влаги тиковым деревом, а внутренняя отделка, как правило, из махагони. Классификаций яхт много. По цели использования их делят на: гоночные, туристические и крейсерские. По способу приведения в движение - на парусные, моторные и парусно-моторные. Дизайн парусных и парусно-моторных яхт сильно отличается от моторных: мачты, реи, такелаж, киль - у моторных яхт их нет.

Моторные яхты - обычно самые роскошные, наиболее технически оснащенные, и соответственно самые дорогие по стоимости аренды. Почти все они оснащены стабилизаторами - механизмами, сокращающими амплитуду колебаний яхты во время хода и предотвращающими укачивание пассажиров. Степень комфорта и уровень сервиса на борту зависят только от запросов и платежеспособности заказчика. Яхты этого типа могут быть небольшими, рассчитанными на 6 гостей, а могут быть и очень просторными, способными принять на борт до 40 пассажиров.

Парусные яхты бывают круизными и спортивными. Первые оборудованы каютами. Яхты оснащены всем необходимым для плаванья: магнитным компасом, лагом, эхолотом, GPS-системой, радиостанцией, навигационным компьютером и даже автопилотом.

Современные яхты оборудуются таким образом, чтобы обеспечить возможность автономного длительного плаванья. Поэтому в стандартное оборудование, как правило, входит газовая плита с запасом газа, один или несколько санузлов с горячей водой и емкости, обеспечивающие достаточный запас пресной воды и топлива. В яхтах большого размера обычно есть холодильник. Условия жизни на яхте вполне сопоставимы с оснащением хорошего гостиничного номера, а иной раз и превосходят их.

Стоимость аренды яхты зависит от ее оснащения, а также от того, сдается ли судно с командой, или без, либо только с капитаном. При заказе яхт-чартера клиент заполняет специальную анкету, позволяющую ему сформулировать свои требования к услугам на борту. Это в первую очередь - особенности питания, специальный заказ на продукты и напитки. Учитываются предпочтения по наличию на борту цветов, газет, музыкальных записей, компьютерных игр и так далее.

Значительный интерес представляют собой водные туристские походы спортивно-оздоровительного направления, хотя туристские путешествия на теплоходах, катерах и яхтах также имеют своих приверженцев и не менее интересны и познавательны.

Все больше людей выбирают сплавы по рекам, так как водный поход - это не только полезно для физического развития и позволяет увидеть новые интересные места, но и в некоторых случаях хороший всплеск адреналина.

К сплавам по рекам относят сплавы на катамаранах, плотах, байдарках, такие экстремальные виды спорта, как рафтинг и каякинг.

Все водные походы условно делят на 6 категорий, где первая - это самые несложные маршруты с минимальными препятствиями, к примеру, небольшие мели, а шестая - это категория для хорошо подготовленных групп, а последствия ошибок здесь могут быть очень серьезными.

Одним из популярных видом водного туризма является рафтинг, который представляет собой сплав по порожистым рекам на больших надувных судах группами по 6 и более человек. Как правило, новичкам, предлагаются туры не более 3 категории сложности, во время которых их в любом случае подстраховывает опытный инструктор. Россия со своим многообразием водоемов позволяет совершать путешествия любой категории сложности - от простейших, подходящих для малоопытных туристов, до сверхсложных - для истинных профессионалов водного экстрима.

В сезон после схода льда с водоемов и рек (с майских праздников до ноября) многочисленные группы водников на байдарках, катамаранах, надувных судах, плотах и лодках устремляются в походы и путешествия по озерно-речным системам. Это и отдых на воде, поход с преодолением водных препятствий (порогов и перекатов), изучение родного края и достопримечательностей.

Часто на водных пространствах устраиваются водные массовые праздники и культовые обряды, уходящие своими корнями в глубокую древность. Водный походный туризм доступен всем физически здоровым и крепким людям, даже детям. В поход можно пойти организованной группой, семьей, с детьми, туристами младшего, среднего и даже пожилого возраста.

Турист, избравший водный способ передвижения, в путешествии не несет тяжелого груза за плечами в рюкзаке и поэтому может взять в поход больший объем снаряжения, продовольствия.

В последнее время, водные территории все более активно вовлекаются в сферу культурно-массового туризма. Берега озер и островов, населенные людьми издревле, хранят следы ушедших цивилизаций, культур и культов. На берегах водоемов часто наличествуют археологические памятники и иные древности, составляющие суть познавательного туризма.

Основными потребителями водного спортивного водного туризма являются группа туристов, состоящая из обычных людей (непрофессиональных спортсменов), желающих во время путешествия заниматься выбранным видом спорта. К таким видам спортивного водного туризма можно отнести: рафтинг, дайвинг, каякинг, на байдарках, катамаранах и т.д.

Спортивные категорийные сплавы на байдарках, каное, катамаранах, рафтах проходят по рекам, маршруты отличаются большим количеством препятствий. Сложность маршрута определяется скоростью течения реки, протяженностью маршрута и количеством препятствий. Скорость реки зависит от падения реки. Благоприятные условия для спортивного водного туризма существует на горных реках, где основными препятствиями на реках являются пороги, каменистые перекаты и водопады.

Растет число туристских фирм, которые организуют формирование групп, готовят снаряжение, обеспечивают наземное и водное обслуживание, необходимые плавсредства, осуществляют точное картирование доступных подводных объектов, координацию и осуществление туров для российских и иностранных любителей водного походного туризма.

В походах по рекам, озерам, морям и водохранилищам органично сочетаются элементы познания окружающей природной среды, активного отдыха и оздоровления организма. В то же время водный туризм является одним из наиболее сложных и подготовка к водным путешествиям имеет ряд характерных особенностей. Даже в самом простом походе турист-водник должен обладать многими знаниями, умениями и навыками, а также владеть вопросами безопасности: уметь хорошо плавать; собирать и ремонтировать туристское судно; правильно упаковывать, размещать и защищать от ветра продовольствие снаряжение; правильно садиться на туристское судно и сходить с него; грести и управлять судном; подходить, причаливать к берегу и отваливать (отходить) от берега. водный туризм татарстан маршрут

В первую очередь, турист-водник обязан хорошо знать и распознавать препятствия, встречающиеся на водных маршрутах, владеть приемами их преодоления, уметь применять различные способы самостраховки и взаимной страховки. На водном маршруте туристы могут встретить: сильные течения; пороги; перекаты (мелководные участки русла реки, расположенные поперек реки по всей ее ширине); захламленное русло реки; плотины и т.д.

Реки остались только для перевозки туристов и песка


В России на большинстве рек началась навигация. Точнее, на большинстве крупнейших рек — таких, как Волга, Дон, Обь, Нева, Северная Двина. А вот на десятках и сотнях рек калибром поменьше никакого судоходства уже нет. Кончилось. Туда теперь не ходят пароходы (поезда подчас тоже, но сейчас не об этом).

За последние полвека в России практически исчез речной транспорт. Его больше нет — по крайней мере, в сколько-нибудь значимых для жизни общества размерах. И хотя в некоторых отраслях речного флота — например, в части круизных, прогулочных перевозок — специалист может заметить некоторый рост, в целом тенденция неумолима: отрасль медленно умирает.

Между тем, речной транспорт для России — далеко не просто транспорт. Это часть образа жизни, мировосприятия, менталитета русских, сопровождающая наших предков едва ли не с доисторических времен. Это культура, почти мистическим образом собирающая Россию в одно целое.

Слишком медленно

В 2006 году на Волжском бассейне — исторически главном для России — прекратились пассажирские перевозки. Закрылись кассы речных вокзалов, а сами эти монументальные здания стали перепрофилироваться под туристические агентства или вовсе галереи. Пассажирский речной флот с его вальяжностью слишком не вписывался в ритмы современной жизни.

Слишком мало

Слишком мелко

Сейчас все эти службы вроде бы сохранились — а вроде бы и не совсем. Где-то с начала 90-х годов решили, что судоходство больше не нужно, и перестали следить за фарватерами и выставлять судовую обстановку. Где-то уникальное оборудование советских времен пришло в негодность (как одна из камер пермского шлюза — она пострадала во время аварии два десятка лет назад, но с тех пор так и не отремонтирована, потому что поток судов упал).

Государство и частники

К общемировой тенденции спада речных перевозок — а она прослеживается и на Дунае, и на Миссисипи, и даже на Янцзы — в России добавляется одна осложняющая особенность. Речь о том, что советский речной флот — крупнотоннажный, малоэкономичный и глубоководный — не рассчитан на рыночную эксплуатацию. И маломерный флот частников с трудом вписывается в громоздкую, созданную для советского речфлота инфраструктуру. Которая, в свою очередь, выросла из крупных речных корпораций России дореволюционной.

Более того: не секрет, что государство в России активно борется против самой идеи частного речного транспорта. Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС) контролирует, по закону, всё, что может передвигаться по воде, в том числе даже резиновые лодки, если они могут принять на борт более 150 кг.

Сама навигация обставлена многочисленными ограничениями — во многих местах она, как, скажем, в ближнем Подмосковье в районе Петрова-Дальнего и в черте Москвы, вовсе запрещена. Благодаря всему этому легальный частный водный транспорт представляется явлением из области ненаучной фантастики. Если это, конечно, не катание туристов по рекам и каналам Москвы и Петербурга — здесь норма прибыли позволяет обслуживать и ГИМС, и советскую инфраструктуру.

Гибельное упрощение

Современная Россия как государство — не любит реку и не знает, как ее использовать для развития страны. Это не катастрофа — лишь немногие из российских лидеров в истории любили воду, среди них Петр I, Екатерина II и Сталин. Но государство и не хочет доверить реку частным предпринимателям — ведь теперь это не только транспорт, но и гидроэнергетика.

В результате — российская вода остается ничьей, одним она не нужна, а других к ней не подпускают. Можно сказать, что мы проводим опасный эксперимент — выживет ли Россия как единое целое без речных скреп. Интересно — зачем?

Читайте также: