Заброшенные деревни в россии куда можно поехать

Обновлено: 18.09.2024

При обсуждении прихода Антихриста многие ориентированы на переезд из города в деревню, видя в этом спасение. Это хорошо в качестве временной, предварительной меры. Но, когда действительно придет Антихрист, его слуги вряд ли кого оставят в покое в самой отдаленной деревне. Более того, уже сейчас наступает период преследований или существенного осложнения жизни православных.


Ни принятие электронных карт со сквозным идентификационным номером, ни биометрия не приемлемы для православных. Может быть в деревне некоторое время и можно будет прожить без госуслуг и обращения в банки, но скорее всего потребуется оплачивать электроэнергию и налоги. А это, весьма вероятно, сделают в такой форме, что потребуется электронная карта со сквозным идентификационным номером, а потом и биометрические данные. Да и, вообще, весьма вероятно, что и до прихода Антихриста власти введут уголовное преследование тех, кто откажется от принятия идентификационных номеров и биометрии.


Поэтому возникает вопрос о более полном уходе от слуг Антихриста, например, в леса или горы. Я озаботился этим с 2015 года. Я достаточно опытный турист, много раз бывал на Кавказе. Поэтому я решил поискать возможность убежища в низкогорной лесистой части Кавказа, в том районе, где бывал несколько раз. Я изучил по интернету топографические карты и туристские отчеты и выбрал такой район, где между ближайшими селениями более 40 км горных лесов и не очень много лесовозных дорог.


Однако, когда я приехал на место, то увидел, что топографические карты не полностью отражают ситуацию. Лесовозные дороги есть в почти каждой щели, лесовозные Уралы и Камазы могут и без дорог подниматься по руслу почти любого ручья, а трелевочные трактора спокойно поднимаются почти по любому склону. Лесоразработки ведутся даже в зоне Сочинского национального парка.


С большим трудом за 3 месяца поисков мне удалось отыскать такое ущелье, где лесоразработки давно закончились. Я сделал ямы и завез туда продукты, упакованные в несколько полиэтиленовых мешков. По предварительному осмотру я решил, что сам смогу вырыть небольшую землянку и прикрыть ее буреломом. Решение не очень надежное, так как буковые леса не имеют зарослей кустарников и просматриваются насквозь на десятки метров.


Но все это не самое страшное. Когда я переупаковывал свои запасы, на меня вышли лесник и егерь с собаками. Особых претензий ко мне у них не было. Другое дело, что я понял - чтобы эффективно организовывать охоту богатеньким, егеря регулярно осматривают всю свою территорию с собаками, проверяя следы зверей. И человеку от них никак не укрыться!


В 2016-2017 я все-таки попробовал организовать схроны у себя вблизи Ростова-на-Дону. Как турист я достаточно хорошо знал Ростовскую область, те редкие среди полей и населенки участки, где можно пытаться как-то спрятаться самому и запрятать запасы продуктов. Сразу скажу, что почти безуспешно. Из 2 наиболее перспективных мест одно оказалось почти безнадежно под контролем местного егеря - он 3 раза находил мои заброски. В другом месте, вроде мои захоронки не находили, но место очень малонадежно, в километре от жилья.


Насчет других районов разочарую. В России диких мест нет! Вся территория России поделена между охотничьими хозяйствами. И чем более дикое место, тем более оно интересно для охоты. Самое дикое место - район падения Тунгусского метеорита. Там между поселками по 40 км тайги. Но, если посмотреть в интернете топографическую карту, то окажется, что в тайге через каждые 5 км стоят охотничьи избы. Так что, и в таких диких местах местные охотники и егеря прочесывают тайгу насквозь регулярно и с собаками. Я здесь не говорю о проблемах выживания в тайге. Если у вас нет многолетнего туристского опыта или вы не спецназовец, не охотник, то это тоже трудно решаемая задача.


Так что же делать православным? Одну из версий я обсуждаю в теме "Православные поселения как убежища для отказников".

С 2019 года явно, юридически наступают "последние времена" для православных. Всем будет присвоен сквозной идентификационный номер, заменяющий все бумажные документы. Очевидно, что исходя из существующих тенденций, он будет в форме электронной карточки с чипом. Параллельно власти собираются вводить снятие биометрических параметров людей, пока добровольно. Но закон № 157752-7 не ограничивает возможности введения обязательного предоставления биометрических параметров для получения госуслуг и работы с банками.


В этой ситуации имеет смысл обсудить вопрос об отступлении "на заранее подготовленные оборонительные позиции". По крайней мере, до прихода к власти истинно православного царя, на которого бы, согласно пророчеств, указал Серафим Саровский. По предсказаниям старцев он должен воскреснуть и предложить России царя. (При этом надо быть очень осторожными к идее монархии вообще, так как некоторые предлагают в качестве царя Путина, другие - Георгия, сына Марии Гогенцоллерн, дочери фашистского генерала).


Такими оборонительными позициями могли бы стать "православные поселения с особым статусом". Все равно, по мере приближения власти Антихриста, православных бы начали высылать эшелонами на Север. Лучше опередить такое развитие событий и управлять им в своих интересах.


Предлагается в имеющихся и вновь образуемых православных поселениях ввести особый статус, предполагающих право проживания без принятия электронных документов, без принятия "сквозного идентификационного номера", без сдачи биометрии. Взамен граждане, проживающие в таких поселениях, не имели бы права покидать их без особого разрешения администрации поселения.


Свободное проживание бы касалось не только самого поселения, но и некоторой зоны вокруг него (в радиусе 30-50 км) для возможности участия в полевых работах, рыбной ловли, сбора грибов и ягод для самообеспечения. По разрешению администрации можно было бы выехать в другие части России на определенный срок (например, на похороны родственников, переоформление каких-либо юридических документов и прав и т.п.). О таком разрешении давалась бы справка, что позволяло бы ездить по территории страны со старым бумажным паспортом после введения обязательных электронных документов.


Это было бы некоторым упрощенным, облегченным аналогом колоний-поселений. Сейчас такие колонии-поселения используются для содержания осужденных за легкие преступления. Вокруг них нет никаких ограждений, некоторые заключенные живут в общежитиях, некоторые имеют право арендовать жилье в обычном поселке. Государству выгодно такое содержание заключенных для обеспечения рабочей силой деревообрабатывающих предприятий в отдаленных районах Севера.


Аналогично и желающие верующие, отказывающиеся от электронных документов и биометрии, могли бы добровольно выехать для постоянного проживания в "православные поселения с особым статусом".


Сейчас есть православные поселения (пока без особого статуса), в которых поселенцы, продав дорогие городские квартиры, купили участки и построили дома. К сожалению, это доступно для немногих. Да и времени не остается. Хорошо бы, если бы в таких православных поселениях была какая-то возможность принять небогатых православных в арендуемые квартиры или предоставлять в аренду небольшие участки земли с возможностью жить на них во временном жилье типа вагончиков.


Во многих районах Севера, возможно, есть заброшенные и полузаброшенные поселки, деревни. Наверное, некоторые православные согласились бы жить в старых домах, которые еще можно подремонтировать. Часто это просто вопросы, требующие небольших юридических усилий по передаче заброшенного жилья в муниципальную собственность, а из муниципальной собственности - новым поселенцам. Наконец, власти иногда могут быть заинтересованы в привлечении дополнительной рабочей силы и приложить некоторые организационные и материальные усилия для создания таких "православных поселений с особым статусом".


В России есть районы, где в большом количестве, концентрированно живут православные. Например, казачьи станицы Дона и Кубани. Может быть в этих районах массово ввести принцип "православных поселений с особым статусом"?


Власти должны понять, что насильственное установление "электронной диктатуры" рано или поздно неизбежно приведет к росту социального напряжения и в их интересах максимально его ослабить.

Впервые о факте существования умирающих поселений я узнала в детстве после просмотра мультфильма "Трое из Простоквашино". С позиции моего детского восприятия, пустой деревенский дом с надписью "Дом свободный, живите, кто хотите" вполне имел право на существование, так же, как и говорящие кот и пес, проводящие досуг за шитьем на машинке и фотоохотой. Во взрослом же возрасте все видится по-другому, и, когда понимаешь, что заброшенные и никому больше не нужные деревни, хутора и села стали для России явлением повсеместным и обыденным, испытываешь и удивление, и сожаление и, даже немножко, отчаяние. А когда встречаешь стариков, которые готовы мирится с любыми неудобствами, лишь бы дожить в своей родной, пусть и практически мертвой малой родине, остаток дней, то так и хочется сказать этим старым домам и покосившимся околицам: "Ну, пожалуйста! Не умирайте!"

На хутор Первомайский Ракитянского района мы заехали случайно, просто искали что-нибудь интересное поснимать. И поснимали.

Места по пути к Первомайскому просто красивейшие. Вдоль дороги яркие цветы, просторы и огромные кукурузные поля, за которыми видны еще живущие полной жизнью хутора.
Именно такие пейзажи рождают из глубины души восклицание: "Эх! Русь-матушка!"
[1]

Первомайский встретил нас одной, довольно неплохо заасфальтированной улицей со старыми домиками по обеим сторонам.
Раньше на хуторе было 30 жилых дворов, а осталось только 8. И почти в каждом из них по старушке.
Бабушки здесь родились и выросли и ни в какую не хотят уезжать.
[2]

Практически в самом начале единственной улицы мы увидели местную бабульку №1.
Она сидела на лавочке возле небольшого дома и наблюдала за стайкой утят, которые, расталкивая друг друга и весело вереща, пытались заглотить побольше корма.
[3]

Утят сторожили мама-утка и очень симпатичная маленькая кошечка с подведенными глазами.
[4]

А курица с цыплятами глядели на мир через сетчатое ограждение. Видимо, их закрыли, чтобы не разбегались.
[5]

Увидев нас, старушка обрадовалась. Наверное, здесь не часто удается пообщаться с кем-то новым.
[6]

Услышав чужих, во дворе залилась громким лаем собака, и к нам вышла бабушкина дочка посмотреть, все ли в порядке.
[7]

Узнав, что мы просто фотографируем хутор, женщина вдруг сказала: "А купите у меня дом?!" и посмотрела на меня с такой надеждой, что я почувствовала явную неловкость, от того, что не могу этого сделать.

Дом свой на продажу они выставили еще в апреле, за 270 т.р., но готовы продать и за 200 т.р. (а мне кажется и за 100 т.р. продадут, лишь бы кто купил). Бабулька бы отсюда никуда не уезжала, но одна оставаться боится (здоровье уже не очень), а дочка получила квартиру где-то в райцентре и хочет непременно туда переехать. Вот поэтому дом и продают (кстати нашла я их объявление о продаже дома на одном из сайтов).
[8]

На мой взгляд, купить такой дом в качестве дачи, очень даже неплохо. Есть электричество и газ, участки здесь здоровенные (как рассказала бабуля, преприимчивый мужик купил дальний дом с большим участком и успешно разводит там баранов). Живность тут держать - милое дело, раздолье -кругом, и травы - ну просто завались. Воздух свежайший, тишина и красота. От Белгорода километров 70 (для белгородцев,наверное, многовато, а вот для жителей городов покрупнее, это вообще не расстояние, они там и по 3 часа до дач добираются). Тут же, на расстоянии 1,5 км - Зинаидино, где и магазины, и медпомощь. Да и Ракитное близко, а это уж совсем цивилизация.

Пока мы общались, утята, воспользовавшись ситуацией, высыпали на дорогу и принялись исследовать мир.
[9, 10, 11]

Бабулька разволновалась и стала зазывать утят обратно, а дочка вынесла им корм, и вопрос о возвращении в родные пенаты решился сам собой.

Утята гурьбой понеслись обратно к дому, и принялись толкаться, чтобы схватить побольше корма. Вдоволь наевшись и напившись, малыши разлеглись в травке подремать.
[12]

"А не хотите аистов посмотреть?" - предложила нам бабулька. "Они у нас на столбе гнездо свили и потомство вывели".
[13]

Ну и мы конечно с радостью пошли смотреть на аистов. Гнезда их хоть здесь и не редкость, но не на каждом столбе встречаются.
А вот и они. Красавцы! Мама с папой и аисты-малыши!
[14]

При нашем приближении взрослые аисты заволновались и, недолго раздумывая, бросили аистят и улетели. Хорошие родители, ничего не скажешь!
Сразу же из памяти всплыло описание кенгуру, самка которого в случае опасности выкидывает малыша из своей сумки, чтобы ей легче было удирать :)
[15]

Чтобы не тревожить птиц своим пристальным вниманием, мы пошли исследовать единственную улицу Первомайского дальше.
Встретили импровизированный, типично деревенский заборчик из прутьев.
[17]

и непонятное сооружение, в котором Димыч заподозрил сушилку.
[18]

а вот вполне осовремененный колодец, с модной крышей.
[19]

да и внутри он - в очень хорошем состоянии и совсем не старый.
[20]

скамейка с дополнительными удобными опциями (мягкое место и завтрак на вынос)
[21]

Антенна-паутинка.
[22]

Телефонная будка с ярко-красным аппаратом сразу же бросается в глаза. Как-то плохо она вписывается в окружающий пейзаж.
Но зато всегда можно позвонить и вызвать скорую или пожарных. Для бабулек это важно!
[23]

По левую сторону улочки парочка домов вполне прилично сохранились, там еще живут.
А впереди, там, где начинаются заросли, дома уже брошены, и бурьян заполонил все вокруг.
[24]

Бабулька №2. Любопытничает, кто это заехал к ним в глухомань. Сгорбленная такая. Жалко ее.
[25]

С этой бабулькой мы пообщаться не смогли, она довольно резво убежала в огород и занялась там каким-то странным ритуалом.
Что именно она там делала, непонятно. Ну, не огородница я :)
[26]

Чисто деревенский заборчик! С консервными и стеклянными банками, как положено :)
[27]

Оцените масштабы огородика. Любой сгорбатится, если вообще не загнется, за такими объемами ухаживать.
[28]

А это Бим, старенькая собачка бабушки №3. Бабулька сейчас в больнице, и пес сильно скучает.
[29]

Увидев нас, Бимка забыл про все свои невзгоды и рванул к Димычу на сеанс массажа.
[30]

Димыч в прошлой жизни точно был Айболитом!
Все животные просто без ума от него! Как завидят, бегут галопом, чтобы он их погладил. Может и я на это купилась в свое время ;)
[31]

Ну вот, сеанс окончен! Полный балдеж и расслабуха! :) Да еще и довольно подвывает!
Что надо сделать с животным, чтобы оно из тоскливого грустного пса превратилось в такое?
[32]

А это домик, где живет Бим со своей хозяйкой. Очень ухоженный, надо сказать. И скамеечка такая уютная.
Дальше остался только еще один жилой дом, в котором хозяин держит баранов. Все остальные дома пустуют.
[33]

А здесь начинается нежилая часть хутора.
Все заросло бурьяном, и приходится применять недюжие усилия, чтобы через него продираться.
[34]

Заброшенные хутора Белгородской области. Хутор Первомайский

Со двора домик выглядит вот так.
[35]

На двери хлипкий замочек.
[36]

Кругом заросли крапивы, через которые проглядывает соседний заброшенный дом.
[37]

И чего, ты, Димыч, там сфотографировать пытаешься? Заросло же все под самую крышу!
[38]

Сюда пробраться не удалось, сами видите какой бурьян.
[39]

Труба у домика почти развалилась, скоро ее совсем не останется.
[40]

А вот еще один двор с домом и хоз. постройками.
К нему тоже не пробраться, и только объектив помогает разглядеть, что там.
[41]

Следующий домик. Наверное, его покинули не так давно, поскольку и выглядит пока неплохо и зарос не так сильно, как остальные.
[42]

Оставшиеся мертвые и никому не нужные дома. Когда-то они обогревали своих хозяев и были красивыми и ухоженными.

Время все меняет. Скоро они, не найдя новых жильцов, окончательно разрушаться и не будут подлежать восстановлению. А пока еще у них, наверное,
есть шанс вернуться к жизни.
[43, 44, 45, 46, 47]

У одного из старых домов пышным цветом светятся золотые шары. Как-будто напоминание о покинувших эти места хозяевах.
[49]

Возвращаемся назад. Димыч дурачится и пытается меня сфотографировать :)
Ну и я в долгу не остаюсь и тоже его фотографирую. Прав тот, у кого телеобъектив :) А он у Димыча на этот раз. Э-эх!
На этом фото, кстати, видно, какой длины вся улица. Я фотографировала, находясь практически у последнего дома.
[50]

Навстречу нам попалась бабулька №4, с палочкой и коромыслом.
[51]

Димыч с ней, конечно же, разговорился и узнал, что бабушка еще совсем не старая, ей всего-то 75 лет. Живет одна и хутор покидать не собирается.

"Всю жизнь здесь прожила, здесь и помру!" - с уверенностью констатировала
она. Димыч предложил помочь донести коромысло, но, как оказалось, бабушка уже прибыла в пункт назначения.
[52]

По пути обратно набрели еще на разные деревенские штуковины. Вот на такую, например.
[53]

а сюда захотелось подглядеть (удержалась и не подглядела:))
[54]

Маленький мангальчик.
[55]

И снова бабулька №1. Когда мы к ней подошли, она лихо орудовала ножиком, срезая траву, чтобы в ней не запутались ее любимые утята.
[56]

Увидев Димыча, обрадовалась и, отчаянно жестикулируя, принялась рассказывать о себе, махая ножиком, как казак нагайкой.
[57]

Димыч был в ужасе, поскольку старушка несколько раз чуть себя не поранила.
На все его уговоры положить ножик, она внимания не обращала, поскольку сильно была увлечена беседой.
Не бабулька, а самурай какой-то :)
[58]

Как рассказала старушка, ей уже 87 лет. Муж ее погиб еще в Великую Отечественную и с тех пор она одна.
Выглядит , надо сказать, замечательно. Соображает еще лучше, чем выглядит.
А эти хитрые искорки в глазах, выдают в ней человека общительного и жизнелюбивого! Дай Бог ей здоровья!

Вышла бабулькина дочка на прощанье с Димычем поболтать.
Старушка как-то сразу загрустила, положила ножик и присела в сторонке отдохнуть.
[59]

Пока Димыч расширял кругозор, я немножко пофотографировала красивости.
Я буду не я, если не вставлю в пост хорошенькие цветочки:)
[60, 61]

Ну а потом мы, полные впечатлений, поехали домой! А теперь делюсь ими с вами!

Надеюсь, будет интересно! Ведь здОрово узнавать новое о тех местах, рядом с которыми живешь.
Спасибо всем, кто читал! Берегите себя и свои жилища!

Заброшенных деревень в Ленинградской области очень много, более 80. И это только те, которые были покинуты в последние столетие. Конечно, можно посетить каждое заброшенное урочище или поселок, но не везде осталось что-то достойное внимания. Если вам хочется интересно провести выходные, выбраться в те места, которые когда-то были заселены, тогда заправляйте машину и в путь!

Фото домика лесника. Автор: Петр Косых

Сидозеро

Деревня Сидозеро расположена недалеко от Яковлеской, в живописном месте рядом с о.Сидозеро. Добраться сюда можно по мурманской трассе, завернув на Яковлевкую дорогу и проехав до указателя Мятусово. До Сидозера останется немного, но дальнейшую дорогу придется осилить пешком – всего-то полчаса прогулки по живописным местам. Пока вы будете идти, возможно, услышите как рядом по железной дороге движутся поезда.

С 1930 года церковь Елисея Пророка закрыта и постепенно разрушается. Говорят, что доживать свой век постройке осталось недолго – от 2 до 5 лет. Группа энтузиастов пытается добиться ее консервации, но пока что вы можете побродить там, соблюдая технику безопасности.

Других более-менее уцелевших строений в деревне почти не осталось – их меньше 10 и не до каждого можно добраться летом из-за сорняков и высокой травы.

Фото Церкви Елисея Пророка. Автор: Автор: Жан Бено. С сайта kolesa.ru.

В Назии относительно неплохо сохранилось несколько десятков кирпичных домов, водонапорная башня. В некоторых из них даже осталась кое-какая мебель. Добраться сюда можно пешком, встав на ж/д станции Жихарево. Из легковых машин в эти дебри сможет пробраться разве что джип. Старые дороги серьезно подпорчены лесовозами.

Посмотреть как выглядит сегодня рабочий поселок №3 можно на этом видео:

Если вы решите посетить Назию в летнее время, велика вероятность встретить дачников. Люди приезжают сюда ради красивой природы. Некоторые даже обосновались в старых строениях, поэтому не все из них удастся посмотреть. Электричества, водопровода и газа в поселке все еще нет, но часть дачников оборудовали свои домики мини-электростанциями и генераторами. Так что рассчитывать на полную безлюдность в этих местах не приходится.

Фото с Википедии.

Фабричный поселок в Красном селе

Фабричный посёлок в Красном селе Красносельского района нельзя назвать брошенной деревней Ленинградской области, так как самостоятельной территориальной единицей он никогда не был. Но это одно из интересных атмосферных мест, куда легко попасть. Добраться сюда легко: доехать до Красного села, дальше вам обязательно подскажут местные жители.

Сегодня Фабричный поселок, построенный некогда возле Бумажной фабрики, напоминает скорее американский выдуманный городок Сайлент Хилл в миниатюре. Ни одного сохранившегося окна, местами разрушены перекрытия, а кое-где видны следы пожаров. Проникнуться его атмосферой поможет вот это видео:

Жить в этих местах начали еще в 1714 году, когда Петр I установил бумажную мельницу. Первые полноценные дома для обычных людей в Красном селе построили в 1904-1905 годах. Ту часть, которую вы видели на видео, покинули в начале 90-ых. С тех пор домики разворовывали, а сами строения потихоньку разрушались.

Неподалеку есть еще одно старое заброшенное интересное здание – руины дворца Александра I. Осматривать там практически нечего:

Само здание было возведено в конце XVIII века. Сначала это была усадьба владелицы бумажной фабрики А. П. Полторацкой. Переоборудована в дворец для императора она была в 1820-х годах. После революции зданием никто не занимался, из него сделали обычный жилой дом, который немного модернизировали, добавив третий этаж и перестроив конюшни.

Бывшая резиденция Александра I начала разрушаться в конце 60-ых годов. Сегодня на ее месте только руины. Поговаривают о реконструкции этого объекта культурного наследия, но будет ли это и когда – неизвестно. Бывшая усадьба никогда не отличалась особой красотой. Развалины находятся по улице Горбунова, 3.

Фото с группы поиска бывших жителей поселка в вк: vk.com/club7649166.

Пегрема

Необычная и атмосферная заброшенная деревня Ленинградской области Пегрема в Медвежьегорском районе была покинута жителями в 70-ых годах прошлого столетия. Находится она в живописном месте – на берегу Уницкой губы Онежского озера. Первые жители появились здесь еще в древние времена. Главная достопримечательность района – Долина идолов. Она находится в 1,5 километрах от покинутого поселка с деревянными домами, характерными для Заонежья.

В самом поселке можно посмотреть на разрушенную временем часовню Хутынского монастыря. Ее построили в XVIII веке. Вы также можете попробовать забраться в старые разваленные домики, но имейте в виду, что они в очень плохом состоянии и восстановлению не подлежат, как и часовня. Более 10 лет назад на реконструкцию выделяли деньги, но они закончились до получения какого-либо реального результата. Сейчас некоторые энтузиасты пытаются самостоятельно отодвинуть гибель древней часовни, поэтому заглянуть внутрь вы сможете. На месте алтаря там лишь маленькие иконки и сувениры, оставленные туристами. Но стоит забраться на колокольню – оттуда открывается шикарный вид на просторы Уницкой губы.

Добираться до поселения лучше всего в сухую погоду, потому что идти придется пешком и довольно долго. Самый удобный вариант – от Ламбасручей. Места приятные, но не обжитые. Вокруг Пегремы – еловые леса. Быстрее и удобней попасть в деревню, не делая крюк, можно из поселка Вотнаволок. Там на турбазе поищите переправщика, который довезет вас на другой берег.

Поляна идолов вряд ли сможет кого-то впечатлить. Это место в лесу с ровной площадкой где-то в гектар с разбросанными по нему камнями – сейдами. Археологи находили в этих местах захоронения и следы древних очагов. Это подтверждает, что когда-то здесь жили люди. Сейчас сложно судить о том, как именно использовалась эта площадка в религиозных ритуалах саамов, древних жителей этих мест. Только сильное воображение может нарисовать на каменных глыбах изображения животных или людей. Здесь также был найден дольмен, но его могли использовать и просто как укрытие от непогоды.

Несколько лет назад отправился я на охоту в Усвяты. Это маленький район на юге Псковской области на границе с Белоруссией и Смоленской губернией. Ночевал в заброшенной деревни, где-то в двадцати километрах от поселка Усвяты. Сама деревня когда-то представляла длинную улицу на шестьдесят дворов, расположенную поперек пологого склона: вверху сосновый лес, внизу небольшая речушка, которая берет начало из ближнего болота.

Сейчас большинство домов непригодны для проживания. Их владельцы просто бросили свои дома. Зайдешь в такую избу и ощущение, что последние его жители уезжали в большой панике - в полуразрушенной печи котелки и ухваты, на стенах семейные фотографии. В одном доме жила, видимо, семья с военными традициями и всю стену занимают фото серьезных военных с ромбиками в петлицах. Почему семейные фотографии не взяли с собой его последние жители для меня загадка. В каком-то смысле это предательство самих себя. Ведь в каждом из нас есть часть отца, матери, деда и т.д. Бросить их фото в умершем доме - это отказаться от части себя.

Почвы в Усвятском районе плодородные. Поэтому яблони не вырождаются даже в одичавших садах. Типичная картина в деревне - осевший почерневший дом с проваленной крышей и вокруг большие яблони. Еще густые заросли крапивы, которые, как бы, оберегают дом и сад от чужаков. Был я там в конце августа, когда яблоки созревают. Больше нигде не видел таких крупных и красивых яблок сорта Штрифель.

Хозяин дома, где я ночевал, далеко не уехал и живет в соседнем большом селе. Поэтому может поддерживать дом в сносном состоянии: крыша целая и в нем можно жить в теплое время года. В первый день при вручении мне ключа от дома - жест скорее символический, так как петли замка без усилий извлекались из косяка двери - он обронил непонятную фразу:

- Живи, в этой избе никто не умирал.

Тогда не успел расспросить, но через несколько дней, когда он посетил меня, за водка-чаем я не преминул узнать, что эта фраза означала. И хозяин поведал историю, которая мне запомнилась.

Дом этот - родительский. Отец увлекался охотой и много времени проводил в лесу. Однажды наткнулся на волчье логово, переловил волчат и принес их домой. Волчата жили в сарае, отец и его жена их кормили. Какие планы были у отца на волчат сейчас уже никто не помнит. Мать волчица, естественно, не бросила своих детей и рыскала неподалеку. А это очень опасно. Как опытный охотник не предусмотрел возможные последствия непонятно. В таких случаях говорят, как затмение нашло.

Дальше ситуация развивалась трагически. Жене охотника нужно было выйти из деревни, кажется, на покос. Только вышла на край деревни и ступила на лесную дорожку как на нее набросилась волчица. То, что этот человек причастен к похищению ее детей, волчица определила по запаху волчат, который шел от женщины. Она кричала, но были смутные девяностые годы, деревня уже умирала, потому не сразу услышали и прибежали на помощь. Когда женщину отбили у волчицы, та уже сделала свое дело. В больницу привезли мать хозяина еще живую, но без шансов выжить. Похоронили на кладбище соседнего села (своего кладбища в деревне не было и теперь уж не будет).

После случившегося жители деревни заставили отца хозяина выпустить волчат в лес. Сам он умер через несколько месяцев в лесу. Пошел по грибы и пропал. Вначале думали, что опять дело волчицы. Начали искать и нашли его невредимым рядом с поваленным деревом. В руке грибной ножик. Просто сердечный приступ.

Утром на охоту я уходил лесной дорожкой, где случилась трагедия, и там в самом начале видел непонятную ограду. Вроде бы захоронение, но какое-то маленькое. Теперь у меня появилось ощущение, что оградка связана с рассказанной историей. Спросил хозяина. Да, в самом деле, так. После похорон матери на месте ее растерзания нашли клок кожи с головы. По индейски часть скальпа. Тогда в горячке не заметили. Открывать могилу и делать довложение не стали. На том месте, где нашли, отрыли яму и похоронили этот клок. А для памяти сварили маленькую ограду с крестом.
Вот такая печальная история.

Конечно, если бы в деревне бегали дети и жизнь "била ключом" эта история не казалась бы столь печальной. Но в деревне из шестидесяти дворов осталось только два и надежды на ее возрождение (ясно, что не в прежнем виде, пусть в какой-то иной форме) нет. Мерзость запущения во всем: в почерневших бесхозных домах, в разбитых дорогах, неухоженных лесах, буйной некошеной траве, в заросших сосняком пашнях.

Иногда кажется, что природа сознательно вытесняет людей в большие города, где потом легче "разобраться" с ними и, таким образом, освободить себя от человека неразумного. Homo sapiens (человек разумный) это ведь самоназвание вида человеческого, на самом деле, судя по "свершениям" этого вида - разумности в нем, как раз, не наблюдается.

В сорок первом году из деревни на войну ушли шестьдесят мужиков по числу дворов, а возвратились два. Тогда деревня возродилась - было отделение колхоза, молочная ферма, пахалась земля. Сейчас на одном конце доживает бабушка, которой за семьдесят, с больными ногами, на другом - семья из двух человек, им под пятьдесят, но, к сожалению, пьяницы. Возвращался с охоты, обычно, мимо их дома, где несколько шавок каждый раз облаивали моего Вайгача (крупная западно-сибирская лайка благородных кровей). Вайгач понимал, что мы на чужой территории, поэтому угрожающе рычал, но никаких действий не предпринимал. Вскоре ему представился случай поквитаться.

Раз в неделю, если позволяет состояние дороги, приезжает автолавка и привозит продукты. Машина останавливается в середине деревни. По прибытии автолавки все наличные жители подтягиваются к ней. В этот раз добавился я с Вайгачом. Шавки явились в полном составе. По своей глупости они решили, что и на нейтральной территории им можно безнаказанно лаять на серьезную собаку. Это была их большая ошибка. Одну собачку Вайгач тут же куснул, за другими погнался и не прошло пяти секунд как шавки сидели под автолавкой и жалобно тявкали. Реакция местных была предсказуемой:

- Какая плохая собака, убери немедленно, понаехал.

Пришлось отвести и закрыть Вайгача в избе. Возвратился, купил, что требовалось, и заодно спросил водителя автолавки:

Читайте также: