Закон о парках культуры и отдыха

Обновлено: 07.09.2024

Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника определяются положением о нем, утверждаемым соответствующим госорганом.

На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
К примеру, если заказник создан для охраны какого-то вида животных, то может быть ограничена охота на этот вид, ухудшение условий обитания – рубки леса, нарушение почвенного покрова и т.п.
Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.

Памятники природы – это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Как правило, это сравнительно небольшие по площади объекты или участки природных территорий (например, отдельно стоящий скальный останец, ущелье, дерево-старожил, уникальный участок леса (например, представленные нетипичными для того или иного региона видами) и так далее. Но памятниками природы также могут быть достаточно большие по площади территории (например, это может быть целый горный хребет или долина реки).
На территориях, на которых образованы памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, обязаны соблюдать режим особой охраны памятников природы. Классический пример: если участок гослефонда, на котором есть памятники природы, берет в аренду лесозаготовительная фирма, то она будет обязана соблюдать все те ограничения (включая запрет на добычу древесины), которые прописаны в паспортах памятников природы.

Какие документы следует изучить, инициируя создание ООПТ?

В том случае, если территория, где вы хотели бы создать ООПТ, не значится в Схеме, первый шаг, который нужно сделать – инициировать ее включение туда. Дело в том, что Схемы размещения и развития ООПТ (Схемы территориального планирования) периодически обновляются (обычно раз в три-четыре года или чаще) - пополняется перечень уже созданных ООПТ, а также в нее включаются территории, в отношении которых поступили предложения о придании им охранного статуса*.

*Формально, для создания ООПТ предварительное включение ее в Схему территориального планирования необязательно. Однако, в большинстве регионов власти требуют это делать.

В этом случае обращение необходимо направлять в орган власти, уполномоченный инициировать внесение изменений в Схему (например, региональное Минприроды). На этом этапе очень важно заручиться экспертной поддержкой – поискать вузы, профильные НИИ или ученых (в конце концов, можно даже обратиться в местный краеведческий музей), которые готовы написать экспертное заключение о том, что рассматриваемая природная территория обладает уникальными экологическими характеристиками, представляет собой редкий ландшафт или экосистему или же является, например, местом обитания видов, занесенных в Красную книгу.
Очень полезно сослаться как на федеральный закон об ООПТ, так и на соответствующее региональное законодательство, где дается определение особо охраняемых природных территории и перечисляются их признаки и характеристики – можно указать, что рассматриваемая территория соответствует всем или части этих критериев.
Чем полнее и убедительнее будут ваши доводы, тем выше шансы на то, что предложения будут восприняты. Выступая с инициативой о создании ООПТ, желательно сразу определить наиболее подходящую категорию (см. выше), которая максимально соответствует целям сохранения территории.
Впрочем, даже если ваши усилия увенчаются успехом и потенциальная охраняемая территория найдет отражение в Схеме размещения и развития ООПТ (Схеме территориального планирования), вовсе не факт, что в ближайшие годы власти инициируют проектные работы. Здесь уже все зависит от вашей настойчивости, желания и умения вести нужную лоббистскую работу, используя подходящий для конкретного случая набор инструментов – от кабинетных переговоров до широкой публичной кампании с петициями, массовыми акциями, привлечением СМИ и так далее.
Поскольку власти любят пользоваться отговоркой о том, что на создание новых ООПТ в бюджете нет денег, то как вариант – можно попробовать найти частное финансирование на подготовку комплексного экологического обследования (КЭО) территории с целью придания ей статуса ООПТ. Так, например, солидные деньги на подготовку КЭО для создания ООПТ в России тратит Всемирный фонд дикой природы (WWF), есть также ряд российских фондов, финансирующих подобные проекты.
Можно также попробовать поискать поддержку среди местного бизнеса – не исключено, что в вашем регионе есть фирмы, готовые финансировать экологические инициативы для создания своего положительного имиджа.

  • Подготовка материалов комплексного экологического обследования (МКЭО) территории с целью придания ей статуса ООПТ (включая материалы оценки воздействия создания ООПТ на окружающую среду), подготовка проекта положения (паспорта).
  • Согласование с местной администрацией (муниципалитетом).
  • Проведение общественных обсуждений, организованных органами местного самоуправления.
  • Проведение государственной экологической экспертизы МКЭО.
  • Принятие решения ОМС (для местных ООПТ), направление материалов в Правительство субъекта РФ (для региональных).
  • Согласование с Минприроды России, принятие постановления губернатора.

Порядок проведения общественных обсуждений

Проведение общественных обсуждений материалов КЭО регламентировано Положением об оценке намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ (приказ Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372). Так, пункт 4.3. данного Положения гласит, что и информирование общественности и других участников оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) на этапе уведомления, предварительной оценки и составления технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком.
Информация в кратком виде публикуется в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти (для объектов экспертизы федерального уровня), в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы, а также на территории которых намечаемая хозяйственная и иная деятельность может оказать воздействие.

- названии, целях и месторасположении намечаемой деятельности;
- наименовании и адресе заказчика или его представителя;
- примерных сроках проведения оценки воздействия на окружающую среду;
- органе, ответственном за организацию общественного обсуждения;
- предполагаемой форме общественного обсуждения (опрос, слушания, референдум и т.п.), а также форме представления замечаний и предложений.

Идея создания национальных парков возникла более 120 лет назад в США. В основе данного названия ООПТ лежало стремление подчеркнуть, что данная территория принадлежит всему народу, всей нации.

Система национальных парков в России возникла в 1980-х гг. Первые национальные парки были образованы в 1983 г. Это "Сочинский" на Черноморском побережье и "Лосиный остров" на территории г. Москвы. В настоящий момент в Российской Федерации 35 национальных парков площадью 7 млн га (0,41% площади страны), расположенных на территориях 13 республик, двух краев, 20 областей и одного автономного округа.

Национальные парки – это природоохранные, экологопросветительские и научно-исследовательские учреждения, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных, культурных целях, а также для отдыха и туризма. Их особое значение заключается в том, что, сохраняя участки природы как резерв национального наследия, они служат эффективным средством природоохранного воспитания, распространения экологических знаний. Национальные парки берут на себя часть функций, которые ранее выполняли государственные заповедники.

На национальные парки возложено три взаимосвязанных задачи: экологическая (охрана естественных экосистем), рекреационная (обеспечение туризма и отдыха населения) и научная (разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения). Рекреационная задача приобретает в последние годы особое значение в связи с появлением такого феномена, как экологический туризм (2002 г. даже был объявлен ООН годом экологического туризма). Учитывая повышенный спрос на подобные экоуслуги в развитых странах и огромные возможности российских уникальных природных территорий по их предоставлению, следует ожидать дальнейшее вовлечение, в первую очередь, национальных парков в этот процесс.

Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национального парка, культурные и другие объекты недвижимости предоставляются в пользование (владение) национальным паркам на правах, предусмотренных федеральными законами. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты закрепляются за национальными парками и передаются им на праве оперативного управления. Национальные парки являются юридическими лицами, финансируются за счет средств федерального бюджета и иных, не запрещенных законом средств.

Сочетание природоохранных и рекреационных задач обусловливает выделение в пределах территории национального парка ряда функциональных зон со специальным эколого-правовым режимом:

  • – заповедной зоны, в пределах которой запрещена любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;
  • – особо охраняемой зоны, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и допускается строго регулируемое посещение;
  • – зоны познавательного туризма, предназначенного для экологического просвещения и ознакомления с достопримечательностями парка;
  • – рекреационной зоны, предназначенной для отдыха, развития физической культуры и спорта;
  • – зоны охраны историко-культурных объектов, обеспечивающей условия сохранения комплексов и объектов культурного наследия;
  • – зоны обслуживания посетителей, предназначенной для размещения, ночлега, бытового информационного обслуживания посетителей;
  • – зоны хозяйственного назначения, в пределах которой ведутся необходимые производственно-хозяйственные работы.

В национальных парках, расположенных в районах проживания коренного населения, допускается выделение зон традиционного природопользования. Соотношения размеров каждой функциональной зоны в различных национальных парках заметно варьируется – заповедная зона может составлять наибольший процент площади в национальных парках: "Приэльбрусье" (73%), "Забайкальский" (41%), "Сочинский" (37,5%), а может наименьший – "Мещерский" (0,1%), "Русский Север" (1%), "Нижняя Кама" (7%) и т.д.

Пребывание на территориях заповедных и особо охраняемых зон национальных парков граждан, не являющихся работниками данных национальных парков, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся данные национальные парки, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций национальных парков.

На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам; противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: разведка и разработка полезных ископаемых; деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений; деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима; предоставление на территориях национальных парков садоводческих и дачных участков; строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национальных парков и т.д.

Национальные парки учреждаются постановлением Правительства РФ, принимаемым на основании представления органов государственной власти субъектов РФ и федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Положение о национальном парке утверждается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Вокруг национального парка создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования.

Организация рекреационной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, на территориях национальных парков осуществляется с соблюдением режима особой охраны национальных парков.

В целях организации рекреационной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, земельные участки в соответствующих функциональных зонах могут предоставляться гражданам, юридическим лицам в аренду в соответствии с земельным законодательством. Порядок подготовки и заключения договора аренды земельного участка, расположенного в границах соответствующих функциональных зон, устанавливается Правительством РФ.

Правовое положение природных парков имеет сходные и отличные черты с положением национальных парков.

Схожими являются задачи, стоящие перед национальными и природными парками, заключающиеся в создании условий для отдыха (в том числе массового), разработка и внедрение эффективных методов охраны природы, поддержание экологического баланса.

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Рисунок1
Рисунок2

Рисунок3

Рисунок4
Рисунок5
Рисунок6

Территория парка представляет собой лесной массив и кустарниковые заросли. Земельный участок, необходимый для выполнения учреждением уставных задач, составляет общую площадь 45 гектаров.

В Шарье нет больших площадей, поэтому все городские массовые мероприятия проходят в пространстве парка культуры и отдыха, среди деревьев. Городской парк остаётся главным открытым общественным пространством в городе, где ежегодно организуются и проводятся культурно-массовые, спортивно-оздоровительные, профилактические мероприятия.

Рисунок7

Под их руководством проведены проектные семинары, с привлечением жителей города и опросы населения, проведенные в ходе подготовки к конкурсу, позволили выявить проблемы парка, узнать и обобщить пожелания жителей по его дальнейшему развитию. Население активно участвовало в обсуждении концепции, было вовлечено в процесс проектирования. В каждом из семинаров приняли участие более 70 человек.

Рисунок8

По результатам проведенных мероприятий, выявленных проблем благоустраиваемой территории, были разработаны схемы функционального зонирования, расположения МАФОВ, озеленения, организации ландшафта, покрытий, освещения, транспортная схема. Проработаны сценарии использования территории в различные сезоны года, в следующих целях:

  • Образовательные
  • (мастер классы по работе с деревом/ мастер классы по охоте, рыбалке, кемпингу/ мастер классы натуралистов/ мастер классы по огородничеству, курсы ботаники/ обучение обслуживанию поездов/ лекции краеведческие/ спортивные занятия для детей и взрослых)
  • Спортивные
  • (любительские игры по футболу, по баскетболу, по волейболу/ любительские хоккейные игры/ турниры по настольному теннису/ забеги/ велозаезды/ лыжные забеги/ спортивные тренировки/ тренировки на уличных тренажерах)
  • Культурные
  • (концерты на основной и малой сценах/ театральные представления/ танцевальные представления/ ледовые представления/ выставки, посвященные лесопроизводству/ выставки посвященные народным промыслам/ музейные экскурсии/ ленд-арт выставки)
  • Досуговые и развлекательные
  • (фестивали железнодорожного дела/ фестивали леса и лесной промышленности/ этнические фестивали/ празднование Нового Года/ почта Деда Мороза/ показательные соревнования/ ярмарка/ аттракционы/ охота/ рыбалка походы, ориентирование на местности/ огородничество и садоводство/ игры).

Рисунок10

Рисунок9

Рисунок11

Рисунок12

Рисунок13

Рисунок14

Рисунок15

Проделанная работа сформировала общую концепцию развития городского парка.


Указанными нормативными правовыми актами установлен запрет на осуществление на территории национального парка любой деятельности, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе запрещены:

промышленное рыболовство и прибрежное рыболовство;

заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов);

движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанных с функционированием национальных парков, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест;

организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристских стоянок и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест.

предоставление садоводческих и дачных участков;

деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира;

нахождение с огнестрельным, пневматическим и метательным оружием, капканами и другими орудиями охоты, в том числе с охотничьим огнестрельным оружием в собранном виде на дорогах общего пользования, а также с продукцией добывания объектов животного мира и орудиями добычи (вылова) водных биоресурсов;

создание объектов размещения отходов производства и потребления; мойка транспортных средств на берегах водных объектов;

уничтожение и повреждение аншлагов, шлагбаумов, стендов, граничных столбов и других информационных знаков и указателей, оборудованных экологических троп и мест отдыха, строений на территории национального парка, а также имущества Учреждения, нанесение надписей и знаков на валунах, обнажениях горных пород и историко-культурных объектах;

выгул собак без поводка.

На территории национального парка установлен дифференцированный режим особой охраны, согласно которому выделено несколько зон:

особо охраняемая зона,

зона охраны объектов культурного наследия,

зона хозяйственного назначения.

Пребывание на территории заповедной и особо охраняемой зоны национального парка граждан, не являющихся работниками национального парка, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находится национальный парк, в отсутствие соответствующих разрешений запрещено.

В границах зон хозяйственного назначения допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории.

При этом строительство объектов в указанных целях на территории национального парка должно осуществляться по согласованию с Минприроды России и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По смыслу требования п. 6 ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство в границах особо охраняемой природной территории федерального значения выдается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого она находится, то есть Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

За нарушение режима особо охраняемой природной территории законодательством Российской Федерации установлена административная и уголовная ответственность.

Так, по ст. 8.39 КоАП РФ за нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях наступает административная ответственность в виде штрафа в размере от трех до четырех тысяч рублей на граждан, от пятнадцати до двадцати тысяч рублей на должностных лиц и от трехсот до пятисот тысяч рублей на юридических. При этом могут быть конфискованы орудия совершения административного правонарушения и продукция незаконного использования.

Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемой природной территории, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии – по фактическим затратам на его восстановление.

Старший помощник межрайонного природоохранного прокурора Московской области Тамара Савельева.

Читайте также: