Занятия проводимые как специалистами так и самими занимающимися с целью активного отдыха

Обновлено: 07.09.2024

Лекция №2. Место и значение спортивных игр

Лекция № 2

Место и значение спортивных игр в системе физического воспитания.

  1. Спортивные игры в системе физического воспитания.
  2. Значение занятий спортивными играми.
  3. Возникновение спортивных игр
  4. Характеристика спортивных игр, их специфические признаки.
  5. Спортивные игры как средство физического воспитания.
  6. Классификация спортивных игр.

Вопрос по лекции №1:

Объяснение для, студентов-какие виды двигательной деятельности можно отнести к спортивным играм:

Может интеллектуальная игра стать спортивной? Да!

Может ли подвижная игра стать спортивной? Да!

Пляжный волейбол-средство активного отдыха – олимпийский вид спорта

Может ли спортивная игра стать подвижной? Да!

например: гандбол 11х11, как спортивная игра, прекратил существование, а как игровая форма физических упражнений (двигательной активности) продолжает использоваться в оздоровительных занятиях

1.Спортивные игры в системе физического воспитания

В нашей стране большую популярность уже в первые годы Советской власти с/и, и в частности баскетбол, были включены в программу подготовки бойцов Красной Армии в организации Всевобуча, а несколько позже – и в программу общеобразовательных школ. После окончания гражданской войны разнообразие с/и превратились в массовые виды спорта и стали отличаться средним привлечением трудящихся к регулярным занятиям культурой и спортом. Через секции и ДЮСШ к с/и потянулась учащаяся молодежь. Так как с/и были включены в нормативы всесоюзного комплекса ГТО. Наибольшее количество успехов представители игровых видов спорта начали добиваться в 50-х годах и стали постоянно участниками международных соревнованиях. С/и занимают ведущее место в ФВ. Они способствуют полноценному решению задач всестороннего массового воспитания. С помощью с/и, выполняющих роль важнейшего средства и метода ФВ, успешно реализуются воспитательно-образовательные, оздоровительно-гигиенические, пропагандистические задачи. Обучение с/и позволяет значительно расширять двигательные возможности занимающихся, воспитывать у них ловкость, совершенствовать жизненно важные двигательные навыки. С/и это незаменимое средство Общей физической подготовки. Разнообразие игровых действии, их соревновательный характер обеспечивают полноценное физическое развитие, и способствует достижению разносторонней физической подготовленности занимающихся. Тренировки и соревнования по с/и, где необходимо преодолеть сопротивление соперника, совершенствуют способность к инициативным действиям. Коллективный характер развивает такие ценные морально-волевые качества, как умение подчинить личные интересы коллективу, взаимопомощь, уважение к партнерам и сопернику, чувство ответственности. Оздоровительно-гигиенические задачи. с/и отличаются прерывисто-переменным характером, и в cвязи с этим способны сами регулировать степень своей активности, это создает благоприятные предпосылки ССС и дыхательную системы и повышает их работоспособность. Тренировки и соревнования проходят в различных погодных условиях, что дает закаливающее для восстановления деятельности органов и оказывает положительное влияние на влияние природных факторов укрепления здоровья.

Спортивные игры традиционно популярны среди всех категорий населения страны благодаря разносто­роннему воздействию на организм человека, в том числе эмоциональному. Поэтому они служат эффек­тивным средством физического воспитания в широ­ком возрастном диапазоне.

Практически во всех образовательных учреждени­ях спортивные игры включены в учебные програм­мы. Они широко практикуются во внеклассной и вне­школьной работе, используются в учреждениях выс­шего и среднего профессионального образования, в подготовке спортсменов. На основе спортивных игр сформировались игровые виды спорта, занимающие достойное место среди других видов на всех уровнях, включая Олимпийские игры.

В структуре высшего образования в сфере физи­ческой культуры и спорта спортивные игры входят в цикл базовых физкультурно-спортивных дисциплин в соответствии с государственными образовательны­ми стандартами, учебными планами и программами.

2.Значение занятий спортивными играми.

Спортивные игры имеют большое оздоровительное значение благодаря разнообразным естественным движениям, широкой возможности проведения их на свежем воздухе. Они способствуют креплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, деятельности всех органов и систем организма человека и служат полезным средством активного отдыха, особенно для лиц, занятых умственной деятельностью. Правильно организованные занятия с детьми содействуют формированию растущего организма, гармоническому развитию; занятии со взрослыми— пй, сохранению здоровья и трудоспособности.
Спортивные игры имеют и большое образовательно-воспитательное значение. Они отличаются быстрыми, разнообразными действиями участников. Обстановка, в которой происходят эти действия, постоянно изменяется, что требует от игроков быстрых, самостоятельных решений. Им часто приходится варьировать скоростью, направлением и интенсивностью передвижения, использовать двигательные навыки в различных связках и сочетаниях. Спортивные игры являются хорошим средством развития у занимающихся быстроты, ловкости, выносливости, ориентировки, самостоятельности, инициативности и творческой активности.
Действуя быстро в условиях неожиданно изменяющейся обстановки, игрок должен видеть расположение своих партнеров и противников, наблюдать за движением мяча, шайбы, хорошо ориентироваться в отношении ворот, корзины, сетки. Все это требует умении концентрировать внимание, правильно распределять и быстро переключать его. Хорошо организованные занятия спортивными играми и соревнования способствуют воспитанию таких положительных черт, как умение подчинять личные интересы воле коллектива, уважение противника, смелость, решительность, сознательная дисциплина, ответственность перед командой, трудолюбие и др. Не менее велико и агитационное значение спортивных игр. Хорошо организованные соревнования по спортивным играм являются действенным средством пропаганды спорта. На развитие спортивных игр большое влияние оказывает качество подготовки преподавателей, тренеров и особенно учителей, так как основы спортивных игр закладываются на уроках физической культуры и во время внеклассной работы по спортивным играм в школе.

3.Возникновение спортивных игр

Как люди пришли к тому, чтобы состязаться между собой, выявляя сильнейшего и, вообще, для чего это было необходимо? Попробуем немного разобраться во всех этих вопросах.
Если обратиться к многочисленным источникам, то можно выявить, что спорт зародился многие тысячелетия назад и какой-то конкретной родины спорта невозможно проследить. Можно предположить, что он зародился с появлением общины у людей, с началом охоты и с появлением у них какой-то логики. А точнее с появлением религии.Начало спорта: в свободное от охоты, собирательства, рыбалки и других занятий время древние люди исполняли различные танцы и проводили многочисленные обряды, дабы задобрить своих богов. Сначала люди делали это по необходимости, а позднее уже для собственного удовольствия.
С другой стороны можно предположить, что начало спорта пришло с осмыслением того, что кровопролитных войн можно избежать простым состязанием. Вспомните, ведь в древности на время олимпиады прекращались все, какие либо попытки пролить кровь.
Большое значение в развитии зачаточного спорта было появление мяча. Это был своего рода взрыв, который поменял не все, но многое. До сих пор самые массовые виды спорта, так или иначе, связаны с мячом– футбол, теннис, баскетбол, волейбол, регби и др. Мячу поклонялись как идолу (шар считался самой совершенной формой), он олицетворял собой солнце. Также известно из древней истории, что одним из первых “мячей” были головы неприятелей. Мяч стал основной забавой в мирное время.

4. Характеристика спортивных игр, их специфические признаки

Спортивные игры сформировались на основе игровой деятель­ности, присущей человеку. Игра занимает большое место в жизни человека. В детском возрасте игра - основной вид деятельности, средство подготовки к жизни, к труду, эффективное средство физи­ческого воспитания. Игры, связанные со спортом, базирующиеся на соревновании, выделились в отдельную группу - спортивные игры, или игровые виды спорта.
Особенности спортивных игр определяются спецификой сорев­новательной деятельности, которая и отличает их от других видов спорта.

Следовательно, воспитание коллективизма, способности жерт­вовать собственными интересами ради командной победы, жела­ние видеть и понимать коллективный интерес в каждый данный момент состязания есть одна из важнейших задач процесса подго­товки в командных играх. Практика показывает, что сами условия командной состязательной деятельности способствуют воспитанию данной установки через воздействие коллектива на участников игры. Часто такое воздействие бывает весьма жестким, сильным, действен­ным, что способствует развитию у человека соответствующих лич­ностных качеств.
В связи с этим командные игры являются действенным средством воспитания, естественно, при соответствующей деятельности трене­ров, воспитателей, педагогов и др.
Сложный характер соревновательной игровой деятельности соз­дает постоянно изменяющиеся условия, вызывает необходимость оценки ситуации и выбора действий, как правило, при ограничен­ном времени. Важным фактором является наличие у спортсмена ши­рокого арсенала технико-тактических действий, который бы давал возможность оптимизировать стратегии, обеспечивающие эффек­тивность действий команды по достижению результата в условиях конфликтных ситуаций.
Важная особенность спортивных игр состоит в большом коли­честве соревновательных действий - приемов игры. Необходимо выполнять эти приемы многократно в процессе соревновательной деятельности (в одной встрече, серии встреч) для достижения спортивного результата (выигрыша встречи, соревнования) - отсю­да требование надежности, стабильности навыков и т.д.

В командных играх соревновательную деятельность ведут не­сколько спортсменов и многое зависит от согласованности их дей­ствий, от форм организации действий спортсменов в процессе со­ревновательной деятельности с целью достижения победы над со­перником.
Особенностью спортивных игр является и ступенчатый характер достижения спортивного результата. В видах спорта с единичными соревновательными действиями (например, прыжки, метания) оп­тимальное сочетание двух факторов - двигательного потенциала и рациональной техники (в принципе даже при однократной попыт­ке) приводит к фиксации спортивного результата (высота прыжка,

5.Спортивные игры как средство физического воспитания

Спортивные игры можно с уверенностью назвать универсаль­ным средством физического воспитания всех категорий населения -от детей дошкольного возраста до пенсионеров. С их помощью достигается цель - формирование основ физической и духовной культуры личности, повышение ресурсов здоровья как системы цен­ностей, активно и долгосрочно реализуемых в здоровом стиле жиз­ни. Велика роль спортивных игр в решении задач физического вос­питания в широком возрастном диапазоне, таких, как формировани е
осознанной потребности в освоении ценностей здоровья, физи­ческой культуры и спорта; физическое совершенствование и укреп­ление здоровья как условия обеспечения и достижения высокого уровня профессионализма в социально значимых видах деятельно­сти; природосообразное и индивидуально приемлемое развитие фи­зического потенциала, обеспечивающего достижение необходимо­го и достаточного уровня физических качеств, системы двигатель­ных умений и навыков; физкультурное общее образование, направ­ленное на освоение интеллектуальных, технологических, нравствен­ных и эстетических ценностей физической культуры; актуализация знаний на уровне навыков проведения самостоятельных занятий и умений приобщать к ним друг.

Спортивные игры широко представлены в физическом воспи­тании в учреждениях общего и профессионального образования. В учебной работе это баскетбол, волейбол, гандбол, футбол; во вне­классной физкультурно-спортивной и оздоровительной работе, кроме названных, культивируются настольный теннис, бадминтон, хоккей, теннис и др.

В системе дополнительного образования спортивные игры пред­ставлены достаточно широко: в детско-юношеских спортивных школах, специализированных детско-юношеских школах олимпий­ского резерва, детско-юношеских клубах физической подготовки, различных оздоровительных клубах, на физкультурно-спортивных занятиях в местах отдыха и т.п.

Правильные ответы выделены зелёным цветом.
Все ответы: В курсе рассмотрены основные понятия, средства, формы и методы физической культуры и спорта.

Каким термином называется поддержание динамического постоянства внутренней среды организма за счет приспособительных реакций, направленных на устранение внешних или внутренних факторов, нарушающих это постоянство?

Как называется способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений?

Какой термин наиболее точно описывает игровую, соревновательную, творческую деятельность, направленную на раскрытие двигательных возможностей человека в условиях состязательного соперничества?

Как называется процесс формирования потребности в занятиях физическими упражнениями в интересах всестороннего развития личности?

К какой группе факторов относятся факторы, обеспечивающие социальную безопасность, защищенность личности от преступлений и угроз преступлений, грозящих жизни и здоровью граждан?

Согласно великому Аристотелю, "хороший вождь должен обладать "этосом", "пафосом", " логосом". Что такое "пафос" в этом контексте?

Какие компоненты культуры здоровья являются системообразующими с точки зрения системно-структурного подхода?

Какие упражнения предупреждают наступающее утомление в течение дня и способствуют поддержанию высокой работоспособности без перенапряжения?

Сколько процентов информации мы передаем с помощью слов (вербально) согласно австралийскому психологу Алану Пизу?

Как называется сфера спортивного движения, целью которой является укрепление здоровья, улучшение физического развития, подготовленности и активный отдых?

Как называется использование физических упражнений, а также видов спорта в упрощенных формах, для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения, переключения с одного вида деятельности на другой?

Сколько процентов болезней человека возникает по причинам, связанным с ухудшением экологической ситуации в мире (согласно Всемирной организации здравоохранения)?

Какое качество измеряется координационной сложностью усвоенного движения, точностью выполнения пространственных, временных, силовых, ритмических характеристик, изменением двигательной деятельности в соответствии с изменившейся обстановкой?

Как называется сфера спортивного движения, в которой двигательная спортивная деятельность, для человека является основным родом занятий?

Как называется утомление, к которому приводит суммирование сдвигов в нервно-мышечной и ЦНС, возникающих при многократной утомительной работе?

К какой сфере влияния факторов, определяющих здоровье, относится наследственная предрасположенность к заболеваниям?

Какой режим бега согласно В.С.Матяжову рекомендован для восстановления спортсменов после напряженных тренировок?

Что позволяют тренировать упражнения в приемах изменения соматических и негативных проявлений эмоций и способах отвлечения от эмоций, самовнушения-самоубеждения?

Какие виды занятий лучше подойдут общительному и эмоциональному человеку, который легко отвлекается от работы и снова быстро в нее включается?

Для тренировки какого качества лучше всего подходят упражнения, которые содержат элементы преодоления значительных внешних и внутренних трудностей, выполняются в неблагоприятных метеорологических условиях, требуют значительного нервного напряжения?

(5) функциональные возможности аппарата кровообращения и дыхания у женщин значительно ниже, чем у мужчин

(6) функциональные возможности аппарата кровообращения и дыхания у женщин значительно выше, чем у мужчин

Как называется систематизированный информационный объем, усвоенный человеком, то есть количество знаний, необходимых для его функционирования?

Какой вариант годичного планирования тренировок применяется для сезонных видов спорта (например, лыжи или гребля)?

К какому компоненту ценностей спортивной культуры относятся социальные процессы правового, экономического, политического, информационного и образовательного полей социального пространства?

К каким показателям относится уровень усвоения практических знаний и навыков, связанных с поддержанием и укреплением здоровья?

Благодаря чему человек выбирает направления мышления в виде здравых практических суждений, природной смекалки, базирующихся на наглядности?

Каким термином обозначается творческая активная деятельность человека, имеющая целью совершенствование физических, интеллектуальных и духовных качеств, борьбу против собственных отрицательных сторон характера и других недостатков?

Как называется подготовленность студента, которая характеризуется возможностями функциональных систем организма спортсмена?

К каким основным следствиям ведут систематические занятия целенаправленно спрограммированной физической культурой?

Как называется вид физического воспитания, направленный на формирование и совершенствование свойств и качеств личности, имеющих существенное значение для конкретной профессиональной деятельности?

Какую длительность рекомендуют постепенно достигать для непрерывного аэробного упражнения, выполняемого 3-4 раза в неделю?

Какой тип ума (согласно А.Луку) нацелен на восприятие форм, игнорируя причины и практическую значимость?

Какая степень утомления в процессе умственного труда согласно С.Л.Косилову характеризуется резкими отвлечениями внимания?

Как называется часть тренировочных занятий, в течение которой выполняются главные задачи, стоящие перед данным занятием?

Как называется вид культуры, который представляет собой спе¬цифический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования людей для выполнения ими своих социальных обязанностей?

Что является решающим фактором риска для большинства смертельно опасных болезней (рак, цирроз печени, ИБС и т.п.) ?

Каким термином называется ответная реакция организма на воздействия, осуществляющиеся через центральную нервную систему?

Каким термином обозначается субъективное состояние индивидуума, для которого характерны резкие кратковременные снижения уровня работоспособности; выполнение последующих трудовых актов требует волевых усилий и использования скрытых резервных возможностей организма?

Какой термин соответствует игровой и соревновательной деятельности и подготовке к ней, основанные на использовании физических упражнений и направленные на достижение наивысших результатов?

К какой группе факторов относятся факторы, обеспечивающие формирование жизненного приоритета здоровья, воспитание мотивации на ЗОЖ и обучение методам, средствам и способам достижения здоровья?

Сколько минут рекомендуется делать самомассаж основных мышечных групп ног, туловища и рук после утренней гигиенической гимнастики?

Как называется вынужденное уменьшение объема движений вследствие малой подвижности, которое вызывает ряд болезненных явлений?

Согласно великому Аристотелю, "хороший вождь должен обладать "этосом", "пафосом", "логосом". Что такое "логос" в этом контексте?

Выделите виды спорта, для которых характерна активная деятельность спортсмена, а основой успеха развитие его собственных двигательных возможностей?

Какие компоненты культуры здоровья являются системонаполняющими с точки зрения системно-структурного подхода?

Как называется режим работы клетки, при котором она прекращает свое деятельное состояние и восстанавливается?

Сколько процентов информации мы передаем с помощью интонации, мимики, жестов и бессознательных телодвижений согласно австралийскому психологу Алану Пизу?

Как называется сфера спортивного движения, целью которой является достижение максимально возможных спортивных результатов или побед на крупнейших спортивных соревнованиях?

Как называется целенаправленный процесс использования физических упражнений для восстановления или компенсации частично или временно утраченных двигательных способностей, лечения травм и их последствий?

Какой компонент культуры здоровья личности отвечает за развитие мотивации ЗОЖ и повышения уровня здоровья, совершенствование свойств и качеств личности, обеспечивающих активную жизненную позицию по отношению к здоровью?

Как называется фаза развития утомления, при которой не происходит видимого снижения работоспособности?

Как называется способность выполнять какую-либо деятельность длительное время, не снижая ее эффективности?

В основе какой сферы спортивного движения лежит коммерческая деятельность, предусматривающая экономическую эффективность и высокую информационно-развлекательную ценность спортивно-зрелищных мероприятий?

Какая деятельность показала первобытному человеку необходимость развития новых навыков, выносливости и быстроты?

В какое время в соответствии с суточным биоритмом наблюдается максимальный рост работоспособности у человека?

(1) Выполнение различных тактических алгоритмических и эвристических заданий для бегуна на средние дистанции

Как называется способность организма длительное время производить физическую работу при достаточном количестве кислорода, поступающего во внутреннюю среду организма?

Какие виды занятий лучше подойдут усидчивому, склоненному к однородной деятельности без постоянного переключения внимания человеку, способному длительное время выполнять тяжелую физическую работу?

Какой предмет должен формировать у студентов потребности в здоровом образе жизни и самосовершенствовании?

Через какой период после родов рекомендуется приступать к занятиям физическими упражнениями и спортом?

Как называются элементы крови, которые переносят кислород из легких к тканям и частично углекислый газ из тканей к легким?

Какой термин лучше всего подходит для описания способности к нетрадиционному, творческому мышлению, нахождению новых возможностей решения проблем?

Какое планирование определяет степень физической, технической, тактической подготовленности студента-спортсмена?

К каким показателям относится умение самостоятельно построить индивидуальную траекторию здоровья и программу здорового образа жизни?

Как называется высшая умственная способность человеческого мышления, в основе которой — все ценное от здравого смысла и рассудка, преобразованное в способность к творческому мышлению?

Какой аббревиатурой обозначается уровень ЧЧС, при котором организм переходит от аэробных к анаэробным механизмам энергообеспечения?

Какой тип ума (согласно А.Луку) проявляется в межличностных отношениях, устанавливающих иерархию целей и ценностных ориентаций?

Как называется часть учебно-тренировочного занятия, которая сводится к построению занимающихся и созданию психологического настроя на занятие?

Как называется подготовка, которая позволяет сократить сроки профессиональной адаптации, повысить работоспособность и производительность труда, снижает травмы на производстве?

Какое минимальное количество занятий в неделю рекомендуется для непрерывного аэробного упражнения длительностью 40-60 минут?

Какой тип ума позволяет представить конечные результаты и технические возможности, силы, средства для выполнения конкретного вида деятельности?

Как называется часть разминки, которая решает задачу активизации опорно-двигательного аппарата и деятельности внутренних систем организма?

Какой душ поднимает возбудимость чувствительных и двигательных нервов, повышает интенсивность процессов обмена веществ?

Сколько видов спорта получило международное распространение по особенностям предмета состязания и характеру двигательной активности спортсмена (согласно Г.С.Решетникову)?

Для какого вида физической культуры характерны состязательность, специализация, направленность на наивысшие достижения и зрелищность?

К какой группе факторов относятся факторы, направленные на диагностику состояния здоровья, разработку рекомендаций по ЗОЖ, эффективную первичную, вторичную и третичную профилактику?

Согласно великому Аристотелю, "хороший вождь должен обладать "этосом", "пафосом", "логосом". Что такое "этос" в этом контексте?

В какому виду физической культуры относятся упражнения для восстановления двигательных функций руки после травмы, в результате которой они были нарушены?

Какие компоненты культуры здоровья являются системообусловливающими с точки зрения системно-структурного подхода?

Каким термином называют способность человека выполнить конкретную умственную деятельность в заданных параметрах эффективности?

Как называется сфера спортивного движения, в которой человек занимается спортивной деятельностью параллельно с другими видами своей деятельности?

Как называется процесс формирования двигательных навыков и развития физических способностей (качеств), необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности?

Какой компонент культуры здоровья личности представляет собой целостную практико-ориентированную систему валеологических знаний и умений физического и психического саморазвития?

Начало какой фазы утомления характеризуется невозможностью поддержания нужной интенсивности работы даже при подключении резервных систем организма?

Какая способность человека тренируется лишь тогда, когда занимающиеся доходят до необходимых степеней утомления?

Какой фактор обеспечения здоровья находится на втором месте по значимости в России согласно исследованиям?

Какая энергия содержится в сложных органических веществах и преобразуется в другие виды энергии в ходе обмена веществ?

Как называется способность организма производить физическую работу при недостаточном количестве кислорода, поступающего во внутреннюю среду организма, сравнительно с его потребностью?

Как называется функция крови, которая позволяет переносить продукты распада от тканей к органам выделения?

Какие виды занятий лучше подойдут замкнутому, необщительному человеку, неуверенному в себе или чрезмерно чувствительному к мнению окружающих?

Какой орган является единым органом по руководству студенческим спортом Российской Федерации по высшему образованию?

Как называется способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций?

Какое упражнение из нижеперечисленных больше остальных является эмоциональным видом физических упражнений, благоприятно воздействующих на нервную систему?

Лекция № 5 Формы построения занятий в физическом воспитании План: 1. Урок –

Лекция № 5 Формы построения занятий в физическом воспитании План: 1. Урок – основная форма организации физического воспитания. Содержание и структура (форма) урока. 2. Классификация урочных форм занятий в физическом воспитании. 3. Неурочные формы занятий.

Лекция № 5 Формы построения занятий в физическом воспитании План: 1. Урок –

Слайд 2

форма занятий физическими упражнениями способы организации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимосвязи (взаимодействия) преподавателя и занимающихся, а так же соответствующими условиями занятий (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2002). форма физического воспитания организованная система использования средств и методов, направленная на решение специфических, характерных только для нее задач (В.П. Лукьяненко, 2003 )

Лекция № 5 Формы построения занятий в физическом воспитании План: 1. Урок –

Слайд 3

Формы построения занятий по особенностям организации занимающихся и способам руководства урочные неурочные занятия, проводимые преподавателем с постоянным составом занимающихся это занятия, проводимые как специалистами (организованно), так и самими занимающимися самостоятельно, с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения или повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков Уроки физической культуры; спортивно-тренировочные занятия. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня; внеклассные формы организации занятий; формы организации физического воспитания в системе внешкольных учреждений и семье

Лекция № 5 Формы построения занятий в физическом воспитании План: 1. Урок –

Слайд 4

Исходные теоретические позиции урока Урок в школе был и остается основной формой организация учебной работы Урок представляет собой живую, подвижную, постоянно изменяющуюся и совершенствующуюся процессуальную систему, отражающую в себе все многообразные учебно-воспитательного процесса Урок – система социальная, которая может существовать только за счет взаимодействия учителя с учащимися и учащихся друг с другом Современный урок должен строиться на основе самодеятельности учащихся в учебном процессе, их самоорганизации, развития их личности, коллективной учебной деятельности, ответственности учеников Урок обусловливается социально-экономическими потребностями общества, уровнем его развития, конкурентоспособностью его экономики, нравственными и моральными ценностями этого общества Урок представляет собой более или менее законченный отрезок педагогического процесса Урок связан с педагогическими процессами, имеющими место в семье Каждый отдельно взятый урок органически связан с предыдущими и последующими уроками, он звено в цепи уроков

Лекция № 5 Формы построения занятий в физическом воспитании План: 1. Урок –

Слайд 5

Общей функцией урока является целостное формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения Эффективное воздействие урока на умственное развитие учеников Формирование прочных мотивов учения, постоянного самосовершенствования, самообучения, самовоспитания Обучение учащихся собственной деятельности по овладению знаниями Вооружение учащихся глубокими и осознанными знаниями, использование этого процесса для всестороннего развития личности Воспитание культуры чувств Формирование нравственных основ личности, ориентированных на общечеловеческие ценности Воспитание волевых качеств, мотивов и опыта поведения

Лекция № 5 Формы построения занятий в физическом воспитании План: 1. Урок –

Слайд 6

Цель урока вытекает из общих целей воспитания личности в обществе и тех задач, которые оно ставят на каждом этапе своего развития перед школой Цель урока включает : • предвидение возможных результатов, заложенных данной ситуацией учебно-воспитательного процесса • программу действий учителя и учеников, направленную на получение желаемого результата цель урока носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов: познавательного, развивающего и воспитывающего

Лекция № 5 Формы построения занятий в физическом воспитании План: 1. Урок –

Слайд 7

Содержание урока Учебный материал Содержание деятельности педагога Учебно – познавательная деятельность учеников • постановка задач урока, объяснение учебных заданий, показ образцов практических действий, оказание помощи и страховка, замечания и указания корректирующего характера; • действия по подготовке и уборке мест занятий, раздаче и сбору инвентаря; • руководство занимающимися на месте выполнения учебных заданий, организация взаимоконтроля и взаимоанализа действий учеников; • наблюдение, оценка и учет успеваемости; • изложение домашнего задания и подведение итогов урока. • слушание педагога, наблюдение, восприятие увиденного; • осмысливание дидактических задач; • проектирование собственных действий и попытки их выполнения; • организация учебно-познавательной деятельности на основе корректирующих указаний учителя и самооценки выполнения учебных заданий. • обсуждение возникающих вопросов, саморегуляция эмоционального состояния.

Слайд 8

Структура урока – это соотношение и последовательность расположения во временных рамках урока элементов его содержания (Б.А. Ашмарин) Подготовительная часть Основная часть Заключительная часть

Лекция № 5 Формы построения занятий в физическом воспитании План: 1. Урок –

Слайд 9

Подготовительная часть урока необходима для начальной организации занимающихся, психической и функциональной подготовки организма выполняет служебную функцию, так как обеспечивает лишь создание предпосылок для основной учебно-воспитательной работы продолжительность составляет 7 – 10% отводимого на урок времени (10 – 12 минут) Типичные задачи подготовительной части урока: 1. Организовать занимающихся. 2. Активизировать их внимание. 3. Ознакомить занимающихся с намеченным содержанием урока. 4. Создать соответствующую психологическую установку и положительное эмоциональное состояние. 5. Подготовить организм занимающихся к предстоящим нагрузкам. В подготовительной части урока используют разнообразные физические упражнения. Наиболее специфичными являются: построения и перестроения, общеподготовительные и специальные упражнения, различные способы ходьбы, бега, ритмичные прыжки, танцевальные упражнения, хорошо знакомые игры. Очень эффективны и эмоциональны упражнения с предметами (обручами, скакалками, гимнастическими палками и т.п.).

Лекция № 5 Формы построения занятий в физическом воспитании План: 1. Урок –

Слайд 10

Основная часть урока обеспечивает решение задач обучения технике двигательных действий, воспитания физических и личностных качеств выполняет главную функцию, так как именно в ней решаются все категории задач физического воспитания продолжительность основной части составляет 80 – 85% времени, отводимого на урок ( 25 – 28 минут) Задачи основной части урока: 1. Формирование знаний в области двигательной деятельности. 2. Обучение двигательным умениям и навыкам общеобразовательного, прикладного и спортивного характера. 3. Развитие общих и специальных функций опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем; формирование и поддержание хорошей осанки; закаливание организма. 4. Воспитание нравственных, интеллектуальных, волевых и эстетических качеств. Для решения поставленных задач могут применяться любые физические упражнения, прежде всего предусмотренные соответствующими программами

Лекция № 5 Формы построения занятий в физическом воспитании План: 1. Урок –

Слайд 11

Лекция № 5 Формы построения занятий в физическом воспитании План: 1. Урок –

Слайд 12

Преимущества урочной формы уроки всегда строятся на основе учебного плана, государственных программ, расписания занятий, календарно-тематического плана, конспекта урока и поэтому приобретают систематический, последовательный, ритмичный и преемственный характер уроки проводятся обычно педагогами – специалистами и поэтому при меньшей затрате сил и времени занимающихся дают больший тренировочный эффект уроки носят организованный характер, они наиболее безопасны в смысле возникновения перегрузок организма, травм и т.п на уроке легче прослеживаются сдвиги в обучении и воспитании занимающихся, что позволяет успешнее вносить коррективы в педагогический процесс урочная форма физического воспитания более вариативна и гибка, чем все другие, и поэтому может быть использована в работе с любым контингентом населения урок легок для занимающихся, так как имеет простую и понятную структуру, установившийся характер требований, которые, повторяясь из занятия в занятие, делают их привычными для учеников урок является основной формой физического воспитания населения в РФ

Лекция № 5 Формы построения занятий в физическом воспитании План: 1. Урок –

Слайд 13

Характерные признаки урока Четкая постановка и решение определенных педагогических задач Обязательное наличие двух взаимодействующих сторон (обучаемых и обучающих) Учитель, педагог, тренер должен быть специалистом, владеющим системой специальных знаний, умений и навыков Относительно постоянный состав занимающихся (по возрасту, физической подготовленности и другим показателям) Строгая регламентация деятельности учащихся и дозирование нагрузки Уроки проводятся в специально предназначенных местах, с наличием необходимых условий, оборудования, инвентаря Наличие трехчастной структуры занятий Содержание уроков во многом определяет содержание других форм физического воспитания Содержание урока обуславливается Государственным стандартом и разработанной на его основе государственной программой Посещение уроков физического воспитания для всех обязательно

Лекция № 5 Формы построения занятий в физическом воспитании План: 1. Урок –

Слайд 14

Лекция № 5 Формы построения занятий в физическом воспитании План: 1. Урок –

Слайд 15

Классификация уроков По направленности физического воспитания Уроки общей физической подготовленности Уроки специальной физической подготовленности Уроки профессионально – прикладной физической подготовки Уроки лечебной физической культуры Уроки педагогической подготовки По признаку использования конкретных видов упражнений Уроки гимнастики Уроки легкой атлетики Уроки плавания и другие По признаку решаемых задач Комбинированные уроки Уроки с оздоровительной направленностью Уроки с воспитательной направленностью Уроки с образовательной направленностью развивающие ( формирующие) восстанавливающие (реабилитационные) вводные уроки уроки обучения уроки совершенствования контрольные уроки смешанные уроки По направленности на воспитание физических и комплексных личностных качеств воспитание быстроты воспитание силы воспитание воли воспитание эстетич.кач. Ориентированные по месту проведения уроки в зале и др. уроки в бассейне уроки на улице

Лекция № 5 Формы построения занятий в физическом воспитании План: 1. Урок –

Слайд 16

Неурочные формы – это занятия, проводимые как специалистами, так и самими занимающимися самостоятельно, с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения или повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков. Малые формы занятий – утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза Крупные формы занятий – занятия относительно продолжительные, комплексные по содержанию (занятия аэробикой, шейпингом, калланетикой, атлетической гимнастикой ) Соревновательные формы – формы физкультурно-спортивной деятельности, где в соревновательной борьбе определяются победитель, место, физическая или техническая подготовленность

Лекция № 5 Формы построения занятий в физическом воспитании План: 1. Урок –

Слайд 17

Задачи неурочных форм занятий и их направленность Решают задачи гигиенического характера, укрепления здоровья, закаливания, снятия накопившегося умственного или физического утомления, повышения работоспособности Направлены на активный отдых Способствуют более быстрому вхождению организма в режим работы Ориентированы на повышение уровня физической подготовленности и физического совершенства Направленного воспитания физических качеств и рост спортивных достижений Имеют контрольно-проверочные цели и т.п.

Лекция № 5 Формы построения занятий в физическом воспитании План: 1. Урок –

Слайд 18

Разновидности неурочных форм занятий В зависимости от численности занимающихся индивидуальные групповые самостоятельные организованные В зависимости от управления занимающихся регулярные эпизодические По периодичности проведения

Лекция № 5 Формы построения занятий в физическом воспитании План: 1. Урок –

Слайд 19

Неурочные формы организации физкультурной деятельности Физкультурно - оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня Внеклассные формы организации занятий Формы организации физического воспитания в системе внешкольных учреждений Формы физического воспитания в семье Задачи физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня: 1. Активизация двигательного режима в течение учебного дня и внедрение физической культуры в повседневный быт школьников; 2. Поддержание оптимального уровня работоспособности в учебной деятельности; 3. Укрепление здоровья и совершенствование культуры движений; 4. Содействие улучшению физического развития и двигательной подготовленности учащихся; 5. Овладение навыками самостоятельных занятий физической культурой. К физкультурно-оздоровительным занятиям относятся: Утренняя гимнастика до учебных занятий Физкультминутки и физкультпаузы на уроках Игры и физические упражнения на удлиненных переменах Ежедневные физкультурные занятия в группах продленного дня К внеклассным формам физического воспитания школьников относятся: • спортивные секции по видам спорта; • секции общей физической подготовки; • секции ритмической и атлетической гимнастики; • школьные соревнования; • туристские походы и слеты; • праздники физической культуры; дни здоровья, спортивные праздники, показательные выступления, смотры, конкурсы Формы организации ФВ в системе внешкольных учреждений: •систематические занятия избранным видом спорта; • занятия в физкультурно-оздоровительных центрах; • физкультурные мероприятия в летних и зимних оздоровительных лагерях; • соревнования. • прикидки, тесты, контрольные уроки. • пробеги, эстафеты. • игры на местности в зонах отдыха. • созерцательные формы занятий. К наиболее распространенным формам физического воспитания детей школьного возраста в семье относятся: • утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка). • физкультурные минутки (пауза) во время выполнения домашних заданий. • индивидуальные занятия различными физическими упражнениями в домашних условиях. • участие совместно с родителями в различных соревнованиях – конкурсах • плавание, купание в водоемах. • закаливающие процедуры. • микрозанятия тренирующей направленности. • эпизодические мероприятия.

Лекция № 5 Формы построения занятий в физическом воспитании План: 1. Урок –

Слайд 20

1 Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета


2. Соболева Н. А. Ходьба как средство лечебной физической культуры / Н.А. Соболева, И.Н. Рассказова // Вестник Омского юридического института. – 2009. – № 2 (11). – С. 109-112.

4. Стафеева А.В., Григорьева Е.Л., Гусев А.Н. Методика применения оздоровительной ходьбы на занятиях физической культуре в специальной медицинской группе со студентами с хроническими заболеваниями / А.В. Стафеева, Е.Л. Григорьева, А.Н. Гусев // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – Т.7. – №1 (22). – С. 213-215.

Наиболее простым, материально незатратным и доступным каждому средством является оздоровительная ходьба. Она относится к продолжительным умеренно интенсивным физическим упражнениям, объединенным под общим названием аэробные упражнения [5]. К ним относятся также бег, плавание, лыжи, велосипед и ритмическая гимнастика, если она выполняется продолжительное время и непрерывно. Именно анаэробные упражнения считаются лучшими на пути укрепления здоровья, поддержания активного жизненного тонуса, повышения общей выносливости и работоспособности.

Но не каждый сможет бежать 30-60 минут непрерывно и делать так ежедневно долгие годы. По статистике больше 50% начавших заниматься оздоровительным бегом отказались от него из-за болей в мышцах и связках. Те же 50% отсева были в группах ритмической гимнастики. Американские врачи, кроме того, обнаружили, что перегрузки при аэробике приводят у женщин к понижению в организме кальция и гормона эстрогена, что ведет к болезням позвоночника и бесплодию. Что касается оздоровительной ходьбы, то она обладает рядом преимуществ:

2) Удобное время занятий. Ходьбой можно заниматься в режиме трудового дня – пешком на работу, на учебу, прогулка в обеденный перерыв.

3) Возможность регулировать нагрузки. Сама форма движений является ограничителем нагрузки в начале занятий ходьбой.

4) Возможность преодолевать условности. Бегущий человек привлекает внимание – быстро идущий человек просто куда-то спешит.

5) Возможность продолжительной нагрузки. Этим фактором определяется эффективность тренировки сердечно-сосудистой системы. Гораздо проще для неподготовленного человека 30 минут непрерывно пройти, чем пробежать.

6) Возможность совмещать умственную деятельность и ходьбу. Многие работники творческого труда отмечали, что ходьба оживляет деятельность ума. Об этом писали Жан-Жак Руссо, Л.Н. Толстой, А.С. Пушкин, проходивший пешком расстояние от Царского Села до Петербурга (около 18 км). Ходьба – высокоавтоматизированный навык. На привычной трассе мозг имеет возможность отвлекаться для продуктивной работы.

7) Возможность снимать нервное напряжение. Во время физических упражнений в организме синтезируются гормоны–эндофрины, благотворно влияющие на психику.

8) Антисклеротический эффект. У больных коронарным атеросклерозом в крови малое количество липопротеинов высокой плотности. Делая циклические упражнения, можно избавиться от этого недуга. Поскольку атеросклерозом страдают, в основном, пожилые люди, из циклических упражнений им обычно доступна только ходьба. Научные данные свидетельствуют, что для антисклеротического эффекта достаточна нагрузка на уровне 140 ударов пульса в минуту, а после 50 лет достаточно и 130. Вышеперечисленное объясняет, почему ходьба стала сегодня для многих основой здорового образа жизни.

На подготовительном этапе предлагается сначала обратиться за советом к врачу, потом определить время занятий, подобрать одежду и обувь, измерить продолжительность трассы, разучить упражнения скороходов, научиться определять скорость ходьбы и освоить методы самоконтроля. Каждый день нужно проходить пешком все большую часть пути в учебное заведение или на работу и обратно. Раз в неделю устраивать одно специальное занятие в лесу или парке. В качестве обуви рекомендуются кроссовки. Обувь должна иметь прочный задник и небольшой каблучок или утолщение вместо него (при литой подошве), желательно наличие супинатора. Не стоит использовать кеды, обувь с острыми мысками, открытой пяткой. Зимой необходимо надевать махровые шерстяные, а летом хлопчатобумажные носки, которые хорошо впитывают пот. Выбранная одежда, как спортивная, так и повседневная, должна обеспечивать свободу движений. Тренировочный костюм лучше выбрать хлопчатобумажный или полушерстяной. Когда солнечно и жарко пригодится кепка с козырьком и 2 носовых платка. Трассу желательно выбирать на ровной незагазованной местности, определить ее протяженность (шагами, по карте и т.д.). Зная длину трассы и время его прохождения, легко определить среднюю скорость ходьбы. Для лучшей ориентации во время ходьбы можно использовать таблицу:

Читайте также: