Зона отдыха мгн что это

Обновлено: 04.10.2024

Какие здания, учреждения в обязательном порядке должны быть оборудованы пандусами для инвалидов? На основании какого нормативного правового акта?

В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются гарантии их социальной защиты (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ).

Согласно Декларации о правах инвалидов, утвержденной резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 09.12.1975, инвалиды должны пользоваться всеми правами без каких-либо ограничений, различий и дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, материального положения, рождения или любого другого фактора, независимо от того, относится ли это к инвалиду или к его семье. Статья 8 данной декларации определяет, что инвалиды имеют право на то, чтобы их особые нужды принимались во внимание на всех стадиях экономического и социального планирования.

В соответствии со ст. 15 Закона № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;

4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;

5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;

6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;

7) допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;

8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

В ст. 2 Градостроительного кодекса РФ закреплено требование обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Требования Свода правил необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений.

Проектные решения, предназначенные для МГН, должны обеспечивать повышенное качество среды обитания при соблюдении (п. 1.5 Свода правил):

- досягаемости ими кратчайшим путем мест целевого посещения и беспрепятственности перемещения внутри зданий и сооружений и на их территории;

- безопасности путей движения (в том числе эвакуационных и путей спасения), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда МГН;

- эвакуации людей из здания или в безопасную зону до возможного нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов;

- своевременного получения МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и обучающем процессе и т.д.;

- удобства и комфорта среды жизнедеятельности для всех групп населения.

В соответствии с п. 4.1.14 Свода правил лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами.

Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20.

Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9–1,0 м.

Пандус с расчетной длиной 36,0 м и более или высотой более 3,0 м следует заменять подъемными устройствами.

Выделим наиболкк важные пункты данных нормативных документов, которые касаются непосредственно требования к средствам связи и сигнализации для маломобильных групп.

Требования СП 59.13330.2012 к средствам связи и сигнализации для маломобильных групп

п.5.5.3 Система средств информации зон и помещений (особенно в местах массового посещения), входных узлов и путей движения должна обеспечивать непрерывность информации, своевременное ориентирование и однозначное опознание объектов и мест посещения. Она должна предусматривать возможность получения информации об ассортименте предоставляемых услуг, размещении и назначении функциональных элементов, расположении путей эвакуации, предупреждать об опасностях в экстремальных ситуациях и т.п.

Здание или сооружение по заданию на проектирование может быть дополнительно оборудовано радиомаяками (радио-метками) для слепых или слабовидящих посетителей, имеющих радиоинформаторы. Радиомаяки устанавливаются над дверными проемами и на стенах помещений.

п.5.5.4 Визуальная информация должна располагаться на контрастном фоне с размерами знаков, соответствующими расстоянию рассмотрения, быть увязана с художественным решением интерьера и располагаться на высоте не менее 1,5 м и не более 4,5 м от уровня пола.

Кроме визуальной должна быть предусмотрена звуковая сигнализация, а также по заданию на проектирование — стробоскопическая сигнализация (в виде прерывистых световых сигналов), сигналы которой должны быть видимы в местах скопления людей. Максимальная частота стробоскопических импульсов — 1-3 Гц.

п.5.5.5 Световые оповещатели, эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения, подключенные к системе оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, к системе оповещения о стихийных бедствиях и экстремальных ситуациях, следует устанавливать в помещениях и зонах общественных зданий и сооружений, посещаемых МГН, и производственных помещениях, имеющих рабочие места для инвалидов.

Для аварийной звуковой сигнализации следует применять приборы, обеспечивающие уровень звука не менее 80-100 дБ в течение 30 с.

Звуковые сигнализаторы (электрические, механические или электронные) должны удовлетворять требованиям ГОСТ 21786. Аппаратура привода их в действие должна находиться не менее чем за 0,8 м до предупреждаемого участка пути.

Шумовые индикаторы следует использовать в помещениях с хорошей звукоизоляцией или в помещениях при незначительных уровнях шумов субъективного происхождения.

п.5.5.6 В вестибюлях общественных зданий следует предусматривать установку звуковых информаторов по типу телефонов-автоматов, которыми могут пользоваться посетители с недостатками зрения, и текстофонов для посетителей с дефектами слуха. Аналогично должны быть оснащены справочные всех видов, билетные кассы массовой продажи и т.п.

Визуальная информация должна располагаться на контрастном фоне на высоте не менее 1,5 м и не более 4,5 м от уровня пола.

п.5.5.7 Замкнутые пространства зданий (помещения различного функционального назначения, кабины уборной, лифт, кабина примерочной и т.п.), где инвалид, в том числе с дефектами слуха, может оказаться один, а также лифтовые холлы и зоны безопасности должны быть оборудованы системой двусторонней связи с диспетчером или дежурным. Система двусторонней связи должна быть снабжена звуковыми и визуальными аварийными сигнальными устройствами. Снаружи такого помещения над дверью следует предусмотреть комбинированное устройство звуковой и визуальной (прерывистой световой) аварийной сигнализации. В таких помещениях (кабинах) должно предусматриваться аварийное освещение.

В общественной уборной тревожный сигнал или извещатель должен выводиться в дежурную комнату.

Требования СП 134.13330.2012 к средствам связи и сигнализации для маломобильных групп

п.5.28.1 Система диспетчеризации платформ подъемных для маломобильных групп населения должна быть запроектирована таким образом, чтобы обеспечивалось безопасное ее использование без присутствия лифтера (оператора) подъемных платформ маломобильными группами населения согласно СП 59.13330.

п.5.28.2 В системе должны быть предусмотрены:

  • двусторонняя громкоговорящая связь с удаленным диспетчером маломобильного пользователя платформы подъемной с верхней и нижней посадочных площадок, а также с самой платформы;
  • контроль удаленным диспетчером работоспособности платформы;
  • возможность включения/отключения электропитания исполнительного механизма дверей входной группы удаленным диспетчером;
  • автономная работа средств диспетчерского контроля не менее 60 мин в случае аварийного отключения электропитания объекта.

п.5.28.3 Магистральные сети системы диспетчеризации платформ по возможности следует интегрировать с магистралями других коммунальных систем (АСУД, учета энергопотребления, безопасности микрорайона, видеоконтроля платформ подъемных для маломобильных групп населения), а удаленное автоматизированное рабочее место оператора — с системой видеоконтроля работы платформ подъемных.

п.5.28.4 Система видеоконтроля работы платформ подъемных для маломобильных групп населения должна быть запроектирована таким образом, чтобы была обеспечена возможность оценки обстановки удаленным диспетчером в зоне работы платформы подъемной в соответствии с требованиями СП 59.13330.

п.5.28.5 Магистральные сети системы видеоконтроля платформ, по возможности, следует интегрировать с магистралями других коммунальных систем (АСУД, учета энергопотребления, безопасности микрорайона, диспетчеризации платформ подъемных для маломобильных групп населения), а удаленное автоматизированное рабочее место оператора — с системой диспетчеризации платформ подъемных.

п.5.28.6 Система доступа в подъезд маломобильных групп населения должна быть запроектирована таким образом, чтобы были обеспечены свободный и безопасный вход/выход, въезд/выезд из подъезда лиц данной категории без получения ими травм от подпружиненных входных дверей здания.

В системе должно быть предусмотрено наличие устройства сопряжения с системой диспетчеризации для следующих видов удаленного контроля и управления работой механизма:

  • наличие напряжения питания;
  • состояние механизма в режиме длительно открытых дверей;
  • прием сигнала удаленного диспетчера на открывание дверей;
  • включение/отключение электропитания удаленным диспетчером.

п.5.28.7 Система звуковых маячков для определения своего подъезда слабовидящими жителями должна быть запроектирована таким образом, чтобы была обеспечена возможность поиска и нахождения ими своего подъезда в соответствии с требованиями СП 59.13330.

Допускается по заданию на проектирование совмещение системы звуковых маячков с системами охраны входов в здание и доступа в подъезд для маломобильных групп населения.

п.5.28.8 Система дублирования звуковых сигналов в квартирах слабослышащих граждан световыми сигналами должна быть запроектирована таким образом, чтобы была обеспечена возможность получения информации слабослышащими жителями о поступлении в квартиру звуковых сигналов — звонка от входной двери, вызова домофона, команд оповещения о чрезвычайных ситуациях от дежурного по подъезду, а также расшифровки этих сигналов световой панели (СП 59.13330).

В системе должна быть предусмотрена подача светового сигнала в каждую комнату о поступлении любого звукового сигнала из вышеперечисленных.

5.28.9 По заданию на проектирование допускается совмещение системы дублирования звуковых сигналов с системой охраны входов в здание.


  • Увеличение доли доступных для инвалидов объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры (до 61,8%);
  • Увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблеме инвалидности;
  • Увеличение доли субъектов РФ, сформировавших систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов;
  • Увеличение доли занятых инвалидов трудоспособного населения; и др.

Подробнее разберёмся, какие же требования закреплены в законодательстве для обеспечения доступности:

Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Тем же ФЗ-18Й отмечается, что планировка, разработка, застройка, реконструкция вышеуказанных объектов без приспособления доступа к ним и возможности их использования для инвалидов не допускается

Для реализации данных положений необходимо привести многие объекты в соответствие с потребностями инвалидов.

Пандусы

Одним из важнейших критериев доступности вышеуказанных объектов для лиц с инвалидностью является наличие пандусов. Но для качественного выполнения своего назначения они должны соответствовать ряду требований, установленных законом.

Постановление Правительства РФ от 09.07.2016 N 649 (ред. от 10.02.2020) “О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов” закрепляет следующие требования к пандусам:

а) наклонная часть (марш) пандуса должна иметь сплошную поверхность и длину не более 9 метров;

б) при устройстве съезда с тротуара на проезжую часть уклон должен быть не более 1:12, около здания допускается увеличить продольный уклон до 1:10 на протяжении не более 10 метров. Перепад высот в местах съезда на проезжую часть не должен превышать 15 миллиметров. Уклон пандуса крыльца должен быть не более 1:20. Пандус с расчетной длиной 36 метров и более или высотой более 3 метров следует заменять подъемными устройствами;

в) промежуточные горизонтальные площадки при высоте пандуса крыльца более 0,8 метра при прямом движении:

при отсутствии поворота или разворота должны иметь ширину не менее 1 метра, глубину до 1,4 метра;

при устройстве разворотной площадки для кресла-коляски должны иметь бортик с открытой стороны пандуса и колесоотбойное устройство высотой 0,1 метра на съезде и промежуточных площадках;

г) ограждения с 2 сторон пандуса должны быть непрерывными, с 2-уровневыми поручнями на высоте от 0,7 до 0,9 метра, имеющими закругленные окончания. Расстояние между поручнями должно быть от 0,9 до 1 метра, завершающие части поручня должны быть округлого сечения, горизонтальные части поручня должны быть длиннее марша на 0,3 метра;

д) поверхность пандуса должна быть нескользкой, отчетливо маркированной цветом или текстурой, контрастно отличающейся от прилегающей поверхности.

Что касается пандусов в иных зданиях и сооружениях, не являющихся жилыми помещениями (для общественных зданий), здесь применимы требования СНиПа 59.13330.2016. Согласно данному нормативно-правовому акту, уклон пандусов должен быть не более 5%. Длина марша не должна превышать 9 м, а общая длина наклонного подъема — 36 м (3 м по высоте). Если подъём слишком высок, то необходимо делать подъемники. Поперечный уклон не должен быть больше 2%.

П. 5.1.15 предусматривает наличие свободных зон, горизонтальных разворотных площадок, которые должны быть не менее 1,5 м.

Требования к поручням и ограждениям те же, что установлены для жилых домов. Их размеры, длины и высоты допустимо изменять в пределах ±0,03 м.

Поверхность пандуса должна быть не скользкой. Её необходимо выделять цветом или текстурой, контрастной по отношению к окружающей поверхности.

Ширина дверных проёмов

Не менее важными для обеспечения мобильности являются размеры дверных проёмов, которые должны позволять человеку, передвигающемуся в кресле-коляске, свободно входить в здание и покидать его.

Согласно п. 6.1.1 вышеупомянутого СНиПа СП 59.13330.2016, В общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для маломобильных, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. В жилом многоквартирном здании доступными должны быть все подъезды.

В П. 6.1.5 установлено, что дверные проемы вновь проектируемых зданий и сооружений для входа маломобильных групп граждан должны иметь ширину в свету не менее 1,2 м. При двухстворчатых входных дверях ширина одной створки (дверного полотна) должна быть 0,9 м. При проектировании реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений ширина входных дверных проемов принимается по месту от 0,9 до 1,2 м. Применение дверей на качающихся петлях и вращающихся дверей на путях движения маломобильных не допускается. Усилие открывания двери не должно превышать 50 Нм. Высота порогов в дверных проёмах не должна превышать 0,014 м.

Глубина тамбура при прямом движении и одностороннем движении должна быть не менее 2,45 м при ширине 1,6 м.

Ширина тротуаров

Очевидно, что для полноценной мобильности лиц с инвалидностью должны быть приспособлены не только здания, но и улицы. В частности, тротуары и пешеходные дорожки должны быть устроены так, чтобы ими могли воспользоваться и маломобильные пешеходы. При этом всем участникам движения должно быть комфортно.

При этом п. 5.5 данного ГОСТа корректируют и дополняют положения ГОСТа 52766-2007. Он устанавливает следующие требования к пешеходным дорожкам, на которых могут находиться маломобильные группы населения:

– ширина полосы для одностороннего движения должна быть не менее 1,2 м; для двухстороннего движения – не менее 2 м;

– для разворота кресел-колясок требуется площадка размером 1,8х1,8 м;

– для остановки инвалидов на креслах-колясках требуется участок шириной 0,9 м и длиной 1,5 м;

– для встречного разъезда людей в кресле-коляске, а также в случае наличия пространственно-территориальных возможностей уширение пешеходной дорожки в плане следует выполнять размером не менее: для комфортных условий движения пешеходов – 3,0х1,8 м; для нормальных условий движения пешеходов – 2,0х1,7 м;

– высота прохода должна быть не менее 2,1 м до низа конструкций и не менее 2,3 м до низа ветвей деревьев.

Опасные для маломобильных групп населения участки пешеходных путей следует огораживать.

Что касается спусков с тротуаров, эта тема уже затрагивалась, когда речь шла о пандусах в жилых помещениях. Стоит добавить, что согласно прим. 3 ГОСТа 33150-2014, продольные уклоны пешеходных дорожек, предназначенных для пользования лицами, передвигающимися на креслах-колясках, и физически ослабленными лицами, следует принимать не более 40‰, поперечный уклон – не более 10‰.

Кроме того, п. 5.1.7 СНиПа сп 59.13330.2016 закрепляет, что ширина пешеходного пути на участках возле зданий и сооружений с учетом встречного движения инвалидов на креслах-колясках должна быть не менее 2,0 м. В условиях сложившейся застройки в затесненных местах допускается в пределах прямой видимости снижать ширину пешеходного пути движения до 1,2 м. При этом следует устраивать не более чем через каждые 25 м горизонтальные площадки (карманы) размером не менее 2,01,8 м для обеспечения возможности разъезда инвалидов на креслах-колясках.

Продольный уклон путей движения, по которому возможен проезд инвалидов на креслах-колясках, не должен превышать 5%, поперечный – 2%.

П. 5.1.5 того же акта устанавливает требование о том, что в местах пересечения пешеходных и транспортных путей, имеющих перепад высот более 0,015 м, пешеходные пути должны быть оборудованы съездами с двух сторон проезжей части или искусственными неровностями по всей ширине проезжей части. На переходе через проезжую часть должны быть установлены бордюрные съезды шириной не менее 1,5 м, которые не должны выступать на проезжую часть.

Светофоры

Мобильность на улице значительно ограничена не только у лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, но и у слабовидящих, а также слабослышащих. Не каждый может увидеть световой сигнал светофора и, соответственно, понять, в какой момент можно пересекать проезжую часть. В рамках расширения доступности, законодатель стремиться решить и эту проблему.

Согласно пп. 3.1, 3.2 указанного нормативно-правового акта, Звуковые сигналы для лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха могут обозначать следующее:

  1. наличие и расположение переключателя;
  2. расположение пешеходного перехода;
    c) время, предназначенное для движения;
    d) направление пешеходного перехода;
    e) время запрета движения.

В свою очередь, Тактильные сигналы для лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха могут обозначать время, предназначенное для перехода, и направление пешеходного перехода.

Согласно п. 3.3, звуковые и тактильные сигналы могут управляться автоматически или приводиться в действие переключателем, либо при помощи индивидуального переносного устройства.

Когда звуковой и тактильный сигналы включаются переключателем, их активация должна обозначаться тактильным и/или звуковым сигналами обратной связи.

При этом важно, чтобы тактильный и звуковой сигналы обратной связи отчетливо отличались от тактильного и звукового сигналов перехода.

П. 4.1 гласит, что Звуковые и тактильные сигналы должны быть использованы совместно, чтобы удовлетворить потребности лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха.

Также, рассматриваемый ГОСТ устанавливает, что звуковой сигнал ориентации должен быть слышен на расстоянии минимум 1 м и максимум 5 м от источника звука, если только прилегающие здания не расположены ближе.

В современном мире важную роль в жизни каждого играет информация. Доступ к ней для лиц с инвалидностью не менее важен, чем рассмотренные выше аспекты.

Размер шрифта, а также материалы, основы и их поверхности для шрифта Брайля определяются ГОСТ Р 52131-2019.

В Соответствии с п. 6.5.4 СНиПа 59.13330.2016, текстовая информация должна быть размещена на контрастном фоне. Размер знаков должен соответствовать расстоянию распознания. Высота размещения информации должна быть от 1,5 до 4,5 м над уровнем пола.

С 01.01.2013г. был введен в действие Свод правил - СП 59.13330.2012 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, который в последствии был отменён Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521 (ред. от 07.12.2016) и заменен на доработанный более вариант СП 59.13330.2016 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001.

СП 59.13330.2016 предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (далее - маломобильных групп населения - МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципах "универсального проекта" (дизайна).


8.2 Здания и помещения учебно-воспитательного назначения

8.2.2 Ученические места для учащихся-инвалидов должны размещаться идентично в однотипных учебных помещениях одного учебного учреждения.

В учебном помещении первые столы в ряду у окна и в среднем ряду следует предусмотреть для учащихся с недостатками зрения и дефектами слуха, а для учащихся, передвигающихся в кресле-коляске, - выделить один-два первых стола в ряду у дверного проема.

8.2.3 В актовых и зрительных залах неспециализированных образовательных учреждений следует предусматривать места для инвалидов на креслах-колясках из расчета:

в зале на 50-150 мест - 3-5 мест;
в зале на 151-300 мест - 5-7 мест;
в зале на 301-500 мест - 7-10 мест;
в зале на 501-800 мест - 10-15 мест.

Также должен быть обеспечен доступ для инвалидов на креслах-колясках на эстраду, сцену.
Места для учащихся-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата следует предусматривать на горизонтальных участках пола, в рядах, непосредственно примыкающих к проходам и в одном уровне с входом в актовый зал.

8.5 Объекты физкультурного, спортивного и физкультурно-досугового назначения
Помещения для зрителей
8.5.1 На трибунах спортивно-зрелищных сооружений должны быть предусмотрены места для зрителей на креслах-колясках, с нарушениями зрения и слуха в соответствии с требованиями 8.1.5.

При проведении соревнований по паралимпийским видам спорта число мест для зрителей, передвигающихся на креслах-колясках, может быть увеличено из расчета не менее 1,5% общего числа зрительских мест путем временной трансформации (временного демонтажа) части кресел для зрителей.

8.5.2 Места для инвалидов на спортивно-зрелищных объектах следует предусматривать как на трибунах, так и перед трибунами, в том числе на уровне зоны проведения соревнований. Места для сопровождающих лиц должны располагаться в непосредственной близости от мест для инвалидов (чередоваться или располагаться сзади). Их целесообразно размещать компактными блоками.

8.5.3 Места для инвалидов следует располагать вблизи эвакуационных выходов.

Ширина прохода между рядами, предназначенными для инвалидов на креслах-колясках, должна составлять в чистоте с учетом кресла-коляски не менее 1,6 м (с местом для сидения - 3,0 м).

8.6 Здания и помещения зрелищного, культурно-просветительного назначения и религиозных организаций
Зрелищные учреждения
8.6.3 Места для инвалидов в зальных помещениях следует располагать в доступной для них зоне зала, обеспечивающей: полноценное восприятие демонстрационных, зрелищных, информационных, музыкальных программ и материалов; оптимальные условия для работы (в читальных залах библиотек); отдыха (в зале ожидания).

В зальных помещениях не менее двух рассредоточенных выходов должны быть приспособлены для прохода МГН.

В зрительных залах, оборудованных стульями или скамьями, должны иметься сиденья с подлокотниками, из расчета не менее одного стула с подлокотником на пять стульев без подлокотников. Скамьи должны обеспечивать надежную опору для спины и пространство под сиденьем глубиной не менее 1/3 глубины скамьи.

8.6.4 В многоярусных залах необходимо предусматривать места для инвалидов на кресле-коляске на уровне первого яруса, а также на одном из промежуточных. Необходимо предусматривать места для кресел-колясок в клубных боксах, ложах и т.п.

8.6.5 Места для инвалидов в зрительных залах следует располагать в отдельных рядах, имеющих удобный путь эвакуации.

В зрительных залах с числом мест 800 и более места для инвалидов на креслах-колясках следует рассредоточивать в различных зонах, размещая их в непосредственной близости от эвакуационных выходов, но не более трех в одном месте.

8.6.6 При расположении мест для зрителей на креслах-колясках перед сценой, эстрадой в первом ряду или в конце зала вблизи выхода следует предусматривать свободные площадки шириной не менее 1,2 м и соседнее место для сопровождающего лица.

Перед сценой, эстрадой в первом ряду, а также в центре зала или по его бокам следует предусматривать индивидуально освещаемые площадки для размещения, при необходимости, сурдопереводчиков.

8.6.7 Для подъема на сцену кроме лестниц должны быть предусмотрены стационарный или инвентарный пандус или подъемное устройство. Ширина пандуса между поручнями должна быть не менее 0,9 м с уклоном 1:12 (8%) и бортиками по бокам. Лестницы и пандусы, ведущие на сцену, должны иметь с одной стороны ограждения с двойными поручнями на высоте 0,7-0,9 м.

Учреждения культуры
8.6.9 В задании на проектирование должны предусматриваться места для размещения предназначенных для инвалидов по зрению объемных моделей экспонируемых объектов, рельефно-графических, аудио-карт, схем, изображений, аудиотактильных мнемокарт и схем, а также требование к возможности использования медиагидов.

8.6.12 Во временных сооружениях цирков допускается использовать служебные входы для доступа зрителей к местам, расположенным на плоском полу перед первым рядом. Места для инвалидов в залах цирков следует размещать вблизи эвакуационных люков в тех рядах, плоскость которых находится на одном уровне с фойе. В этом случае площадь прохода в местах, где предполагается размещение инвалидов, должна быть увеличена не менее чем до 2,2 м.

При расчете количества посадочных мест в зале, учитывайте, что одно место МГН занимает по ширине 900мм и по глубине 1200-1250мм.

кресло-коляска


Рисунок - Кресло-коляска для взрослых (размеры указаны в мм).

Места для маломобильных групп населения (МГН) обычно размещаются на первом ряду в максимальной близи к сцене и к проходам.
Пример, один из вариантов расположения мест для МГН на схеме расстановки кресел в зале:

мгн в зрительном зале как расположить

Нам часто поступает подобный запрос от наших покупателей. Нет, мы не изготавливаем подобные кресла. В актовых и зрительных залах следует предусматривать места для инвалидов на креслах-колясках (см. п. 8.2.3 СП 59.13330.2016), поставка же таких кресел не требуется. Кресла-коляски изготавливаются специализированными фабриками, выпускающими продукцию по ГОСТ Р 51083-2015 Кресла-коляски. Общие технические условия, ГОСТ Р 58522-2019 Кресла-коляски с ручным приводом для детей-инвалидов. Общие технические требования и т.п.


- Что делать, чтобы не простаивали места для зрителей на креслах-колясках, когда их нет на мероприятиях, проводимых в зале? И тем самым увеличить количество зрительских мест?

На этот случай наша фабрика предусмотрела и разработала секции кресел на мобильных опорах, без крепления к полу. Такие секции размещаются на местах, предназначенных для МГН и в случае необходимости размещения зрителей на креслах-колясках, секции легко можно переместить в другое помещение либо установить в проходах или вдоль стены. Любая модель нашего ассортимента кресел может быть изготовлена в секции от 2-х до 5-ти посадочных мест в одной. Секции вы можете просмотреть в каталоге нашей продукции в разделе многоместные секции.

Если ряды кресел размещены на ступенях, то обычно первый ряд размещается на ровной площадке перед первой ступенью.

ВНИМАНИЕ! При размещении в одном ряду нескольких мобильных (передвижных) секций кресел, они будут удлинять ряд на количество стыкуемых подлокотников.

Пример, один из вариантов расположения мест для МГН на схеме расстановки зала, в котором имеются мобильные секции кресел:

расстановка в зрительном зале с местами мгн

Если у вас возникли трудности при расчетах, обращайтесь к специалистам нашей фабрики для более точного просчета количества посадочных мест в зале и мест, предназначенных для МГН.


Автор статьи: Никитчук Е.А., коммерческий руководитель

Читайте также: