Что делать с землей после заочного отпевания если нет возможности поехать на могилу

Обновлено: 18.09.2024

ПРОВОЖАЯ В ПОСЛЕДНИЙ ПУТЬ.
Вопрошающим о заупокойных обрядах

— Еще с древности назначались особые субботы, — рассказывает о. Константин, — когда все христиане сугубо молились за своих близких умерших. Такие дни стали называться родительскими. Днями поминовения в 2010 году являются: суббота мясопустная — 6 февраля, субботы второй, третьей и четвертой недель Великого поста (27 февраля, 6 и 13 марта), затем усопших поминают уже после Пасхи — на Радоницу (13 апреля), в день Победы (9 мая), в Троицкую родительскую субботу (15 мая) и в Дмитриевскую родительскую субботу (6 ноября).

— Почему Церковь с таким тщанием молится об усопших?

— Церковь молится об упокоении и о прощении грехов усопших, надеясь на милосердие Божие. Хотя человек и был грешен и получил по смерти воздаяние Божие, но, когда будет последний суд над человечеством, то молитвы о нем будут воспомянуты Богом, и он может быть помилован. После смерти душа человека уже не может ничего изменить, все ее надежды на оставшихся на земле. Есть благочестивое предание о том, что в родительские субботы души даже самых закоренелых грешников получают утешение и радость.

— Что нужно делать в родительскую субботу?

Желая как-то помочь душе умершего, человек верующий не только в родительскую субботу, но всегда должен творить дела милосердия, подавать за умершего милостыню неимущим людям, ставить свечи, подавать записки. Люди, у которых нет особых средств, жертвуют продуктами, которые укладывают на стол, расположенный перед (или за) панихидным столиком. Нельзя жертвовать водку или коньяк…

Утром, побывав на службе, заказав панихиду и помолившись на ней за усопших, православный христианин отправляется на кладбище, чтобы помолиться за своих родных, вспомнить о них что-то хорошее, навести на могиле порядок.

— Посещая кладбище, у нас невольно возникает мысль о собственной смерти…

— Что делать родственникам после смерти близкого человека?

— Кого нельзя отпевать?

— Надо осознавать, что отпевание совершается над членом Церкви, поэтому бесполезно отпевать некрещеного человека. Бывает так, что родственники усопшего не знают, был ли крещен усопший или в честь какого святого его крестили (когда у человека светское нецерковное имя, например, Эдуард). Тогда перед тем, как идти заказывать отпевание, нужно попытаться узнать, были ли у умершего крестные родители, когда он родился (если до войны, то, вероятно, он был крещен), была ли церковь в деревне, где он родился, когда этот храм закрывался. Вообще такой факт (если с большой достоверностью выяснится, что умерший все-таки был крещен) весьма прискорбен, — значит, умерший был нецерковным, маловерующим человеком. Родные должны крепко молиться, чтобы Господь помиловал его душу. Не совершаются отпевания, как и панихиды, по самоубийцам.

— Почему особо выделяются 3-ий, 9-ий и 40-й дни?

— Душа человека до третьего дня находится рядом с его родными, с 3-го по 9-й день ей показывают загробный мир, а с 9-го дня — особо тяжелый период для души умершего, она идет по мытарствам, где познает все свои грехи. Наконец, в 40-й день оканчиваются мытарства и душа снова возносится Ангелами на поклонение Богу, Который определяет ей соответствующее место в ожидании Страшного Суда по ее земным делам, духовному состоянию и по благодати молитв Церкви и близких. В этот период (с 9-го по 40-й день) родные должны особо молиться. Опять же читается Псалтырь, в храмах имя человека поминают в заказных записках. Очень желательно в 3-й, 9-й и 40-й дни служить панихиду.

— Как можно украсить могилу?

— Как угодно, надо только постараться, чтобы на могиле был крест — символ победы над смертью.

— Есть множество суеверий, связанных с похоронами и поведением на кладбище…

— Что делать, если усопший снится?

— Значит, он просит молитв. Но если усопший, как привидение, ходит по квартире, пугает жильцов, то это нечистая сила под видом умершего творит свое черное дело. Такие жилища надо освещать особым чином.

— Что можно сказать в утешение близким умершего?

— Конечно, утрата дорогого человека — самое большое горе, но доходить до отчаяния нельзя. Разлука не вечна, в будущей жизни мы встретимся. То время, что нам осталось на земле, надо использовать для того, чтобы наша встреча с близкими, а главное — с Богом, была светлой, а вечная жизнь — радостной.

Беседовала Ирина ТАТАРИНА

О заупокойных обрядах по материалам православной прессы

— Вселенские родительские субботы были установлена с первых веков христианства. И это сделано неслучайно: Святая Церковь заботится не только о живущих на этой земле, но и о всех от века скончавшихся православных христианах.
Днями поминовения являются: суббота мясопустная, субботы второй, третьей и четвертой недель Великого поста), затем усопших поминают уже после Пасхи — на Радоницу, в день Победы, в Троицкую родительскую субботу и в Дмитриевскую родительскую субботу.

— Почему надо отпевать усопших?

— По преданиям святых отцов и по духовной практики Св. Церкви, душа усопшего без отпевания не имеет упокоения. Поэтому совершение чина отпевания является очень важным для нее. Вся Церковь, в лице священников и молящихся, просит Господа по Его великой милости простить все прегрешения усопшего и дать ему место упокоения в обителях райских. В разрешительной молитве священник не только просит о прощении души усопшего, но и молит Господа о снятии любого проклятия, тяготеющего над душой предаваемого земле человека.

— Почему у православных такой торжественный чин погребения усопших?

— Потому что тело есть сосуд Святого Духа и провожают близкие не просто тленные останки, но мощи. Предполагается, что любой христианин стремился жить свято, но, как всякий человек в этой жизни, погрешал. Об этом и молится Церковь, чтобы Господь простил грехи усопшего.

— Почему после смерти человека необходимо подавать в храме на сорокоуст об его упокоении?

— Св. Василий Великий пишет, что человеческая душа до третьего дня находится при теле, в связи с этим и хоронят его на третий день по упокоении. Когда в церкви запечатывается гроб с телом, душа в этот момент отходит от человека. После девятого дня она проходит мытарства, а другими словами — 20 судов. Пройти мытарства душа сможет в том случае, если человек вел праведный и благочестивый образ жизни. Иначе она будет осуждена. Поэтому в церкви читается сорокоуст об упокоении , тем самым мы сопровождаем душу человека молитвенным ходатайством перед Богом.

В прежние времена христиане после смерти ближнего все 40 дней читали Псалтирь за умершего и каждый день брали в своей церкви на литургии просфоры за усопшего. Этим самым они оказывали его душе большую помощь. Здесь уместно заметить, что нет выше той молитвы на земле, чем молитва священника при совершении Таинства Проскомидии, когда он произносит имя православного христианина и вынимает частицу из просфоры. Поэтому нужно сразу в церкви заказать сорокоуст о упокоении ближнего и подать имя усопшего для поминовения на Проскомидии. Чем в большем количестве храмов и монастырей поминается душа усопшего, тем больше для нее пользы, а также для души того, кто подает на поминовение.

— Если умерший при жизни никогда не исповедовался, не причащался, не постился, будет ли ему польза оттого, что после смерти к нему приведут священника?

— Дела без веры — мертвы. Но священники такой обряд совершают над всеми, так как оставляют все на Суд и промысел Божий, на то, как Богу угодно поступить с душой грешника…Случается, что мы видели только плохие дела человека при его жизни, но не видели, когда он каялся в своих поступках. А Бог все это видел и знает, поэтому Бог с этой человеческой душой распорядится по Своей Воле.

Однажды к одному архимандриту, служившему в Тульской области, обратились люди из руководящих партийных кругов с просьбой причастить дедушку. Это было в начале 60-х годов — во времена жесточайших гонений на Церковь, когда за тайное крещение, причастие на дому и даже за небольшой ремонт храма сажали в тюрьму или заключали в психбольницу. Поэтому вполне возможно, что это могла быть провокация. Но молодые люди убедительно настаивали поехать с ними, говоря, что их дедушка умирает и не может умереть. Неоднократно его мертвым клали в гроб и каждый раз, к ужасу окружающих, он вставал из гроба, требуя привести священника для причастия и объясняя, что как только он умирает, к нему приходят все убиенные и замученные им во главе с тремя священниками, которых он расстрелял, и говорят ему: “Возвращайся, исповедуйся и причастись Тела и Крови Христовых, ибо мы вымолили твою душу у Бога”.

Близкие старика позвали местного священника, но тот, услышав в каких грехах повинен этот человек, отказался читать разрешительную молитву и сказал: “Я не могу разрешить от таких грехов. Ищите монаха…”.

После продолжительной беседы старец согласился поехать к умирающему. Перед исповедью, как положено по правилам, архимандрит попросил всех стоящих в комнате выйти, но умирающий, указывая на молодого человека, приехавшего вместе со старцем, сказал: “Пусть он останется и слышит все, ему это нужно…”. “Более страшной исповеди и в то же время более полной, — пишет архимандрит Георгий, — я никогда в своей жизни не слышал”.

После того как ярый атеист покаялся, старец прочитал разрешительную молитву и причастил умирающего. Перед смертью этот старый человек, познавший истину под страхом проклятия, завещал своим родственникам отпеть его в храме и похоронить под деревянным крестом, и чтобы никакого памятника не ставили. Так и сделали — отпевали его в церкви.

— Кого нельзя отпевать в православных храмах?

— По Уставу Церкви нельзя совершать православные обряды погребения и церковного поминовения людей некрещеных, крещеных, но отрекшихся от веры (еретиков), которые при жизни относились к Церкви с насмешкой, враждой, или, считаясь православными, увлеклись восточными религиями. Раньше таких людей отлучали от Церкви (провозглашали анафему) — ныне такое делается очень редко, но эти люди отлучили себя от Церкви сами. Церковь молится лишь за тех, кто признает Православную Церковь за Церковь истинную.

Не совершается церковное отпевание самоубийц. Наша Церковь отказывает в этом даже людям, покушавшимся на жизнь или имущество ближних и умерших от ран и увечий, полученных в результате отпора. Отпеваются в этом случае только воины, погибшие на поле брани. Их послали защищать свое Отечество и они погибли мученической смертью, выполнив свой воинский долг.

— Что такое заочное отпевание? В каких случаях оно применимо?

— Что делать родным и близким без вести пропавшего, если не известно жив он или нет?

— Если человек пропал не так давно, надо в церкви заказывать молебны св. мученику Иоанну-воину и архангелу Гавриилу. Они помогают находить пропавших людей, а также пропавшие вещи и другое имущество.

— Часто на дорогах в местах аварий со смертельным исходом люди ставят памятники и возлагают цветы. Правильно ли это?

— Нет, не правильно. Наоборот это место надо освятить, пригласив для того священника. Ведь это место осквернено убийством, гибелью человека, то есть на этом месте присутствовали демоны, в результате чего и произошла трагедия.

— Часто в день Пасхи люди едут на кладбище. Стоит ли следовать этому народному обычаю?

— Христос воскрес (то есть ожил) из мертвых, смерть поправ (посрамив, победив), и тем, кто во гробах (умершим) жизнь даровал. Время Пасхи – это время жизни, воскресения, поэтому в такие дни никто из православных о кладбищах даже не помышляет. В церкви всю пасхальную седмицу не служат панихиды, а отпевания тех, кто преставился в эти светлые дни, совершаются по особому чину – пасхальному. Потому что все радуются воскресшему Спасителю мира! А вот когда окончится светлая седмица и наступит Радоница (как в народе говорят – Пасха для усопших), вот тогда только и поедем на кладбище – поздравлять молитвой наших усопших родственников.

— Можно ли на могилу возлагать венки?

— Венки из искусственных цветов, например бумажных, возлагать нельзя. Лучше один живой цветочек положить на могилу, чем множество искусственных. Ведь живой цветок — символ всеобщего Воскресения, а бумажный — это есть мертвость, символ того, что умерший никогда не воскреснет. Бумажные венки заведены атеистами.

Молитва за усопшего — священная обязанность каждого христианина. Большая награда и большое утешение ожидает того, кто своими молитвами поможет усопшему ближнему получить прощение грехов. Ибо Всеблагой Господь это деяние вменяет в праведность и потому, в первую очередь, возлагает милость на тех, кто творит милость, а потом и на души, по отношению которых эта милость была проявлена. Тех, кто поминает усопших, помянет и Господь, помянут и люди по отходе из мира.

По материалам православных газет.

В дни Великого поста — времени покаяния и молитвы несколько суббот посвящены поминовению усопших. Поминать своих умерших близких мы должны не только в эти дни, но постоянно. На вопросы наших читателей отвечает священник Александро-Невского кафедрального собора о. Роман Чадаев.

Что важнее в день памяти близких: побывать на кладбище или отслужить обедню в церкви?

В день памяти умершего прежде всего нужно в храме подать записку на проскомидию, заказать панихиду. Если есть возможность, побывать на кладбище. Можно организовать поминальную трапезу. Так же в день памяти усопшего принято делать добрые дела и раздавать милостыню.

Кому можно подавать милостыню и как это делать?

Милостыню можно подавать тем, кто нуждается в этом. Алчущего накормить, нагого одеть, болящего посетить. Делать это нужно не напоказ, а “в тайне”, чтобы “ левая рука не знала о том, что делает правая ”.

Как часто и в какие дни нужно бывать на могилах и что желательно там делать?

Желательно посещать кладбища в день смерти усопшего, так же в дни рождения, именин (день Ангела), родительские субботы и Радоницу. Нужно помянуть усопшего молитвой, навести на могиле порядок. Там можно попросить священника отслужить панихиду .

Почему люди на панихидах стоят со свечами в руках?

При отпевании по четырем сторонам гроба ставятся четыре свечи, изображающие собой крест. При погребении, а также на панихидах предстоящие держат свечи, символизируя тем Божественный свет, которым просвещен христианин в крещении, который служит прообразом будущего света.

Нужно ли украшать могилы?

Лучшим украшением христианской могилы является надгробный крест. Обычай ставить кресты на могилах умерших восходит к глубокой древности. Впервые он появился около III века на Востоке, в Палестине, и перешел к нам вместе с верой из Греции.
Ограда могилы, надгробный крест, само место в ограде должно быть сохраняемо в благоустройстве и чистоте. Это попечение является естественным проявлением в христианах чувства уважения к праху предков и вообще ближних, в вере скончавшихся.

свечи в храме

Чин отпевания – это последний христианский ритуал, который родственники могут сделать для усопшего человека. В отличие от панихиды, церемония совершается однократно, в день погребения. В традиционном представлении обряд предполагает присутствие тела покойного в храме. Христианские молитвы помогут душе уйти в иной мир, обрести вечный покой. Заочное отпевание проводят в исключительных случаях, когда нет возможности доставить умершего в церковь.

Что такое и особенности

Единственное отличие заочной церемонии от очной – отсутствие тела покойного. В ритуале используют одинаковые молитвы, большинство их читают нараспев, таинство получило название – отпевание.

Обряд не избавит умершего от грехов, не предоставит пропуск в рай. Погребальная традиция освобождает душу от согрешений, за которые было совершено пожизненное покаяние или которые он не вспомнил на исповеди.

Священники признают, что важна не пышность проведения ритуала, а искренность, желание помочь умершему достичь вечного покоя.

Почему возникла потребность заочного отпевания

expert

Потребность в данном ритуале возникла в начале прошлого столетия, когда из-за регулярных войн массово гибли люди. Усопших хоронили в братской могиле, не было возможности доставить тела на родину. В годы войны были ситуации, когда человек погиб, а останков не сохранилось – пилот сгорел в истребителе, танкист – в горящем танке. Родственники желали похоронить покойника в христианских традициях, возникала необходимость отпевания без присутствия тела.

Кого можно отпеть заочно:

  • человек умер в тюрьме или других закрытых учреждениях;
  • смерть наступила вследствие катастроф, стихийных бедствий;
  • причина смерти – военные действия, теракты, взрывы;
  • тело невозможно найти, сохранились только останки;
  • нужно перезахоронить покойника, который не был отпет;
  • после кремации без проведения религиозных обрядов.

Когда проводят заочное отпевание

По христианской религии, после смерти некоторое время душа находится на земле. Срок требуется использовать для проведения ритуала, чин заказывают как можно быстрее. Заочное отпевание усопшего в церкви проводят независимо от времени, прошедшего после кончины.

молитва в церкви

Как осуществить в церкви

Для выполнения ритуала получают разрешение священнослужителя, предварительно предоставляют документы, удостоверяющие факт смерти. В назначенное время близкие люди прибывают в храм. На церемонию приглашают родных покойному людей, которые будет искренне молиться за его душу.

Рекомендуют накануне заочного отпевания приобрести в храме либо скачать в интернете тексты чинопоследования, чтобы мысленно проговаривать.

Священники отмечают, что участилась практика совершения в городах заочных таинств лицами, не имеющими отношения к христианской религии. Злоумышленники предлагают сэкономить на доставке тела в храм. Человек, переживший утрату, соглашается на услугу. На деле ничего общего с христианством мошенники не имеют, их цель – получение дохода. Отпевание совершает служитель православной церкви.

Процесс церемонии и ее особенности

Заочный ритуал выполняют в любой день, кроме Рождества и первого дня Пасхи. Таинство проводят после предварительной договоренности с батюшкой.

  1. Отпевание – не траур, а рождение души в жизни вечной, церковнослужитель облачается в одежды светлого цвета. Символ торжества – свечи, которые держат в руках близкие погибшему люди. Усопший покинул мирскую жизнь для встречи с Господом.
  2. Молитвы осуществляются перед кануном, четырехугольным столом с мраморной доской. На столе размещают подсвечник, зажженные свечи.
  3. Вместо тела отпевают пригоршню земли. Выполняется прочтение: стихи из 17 кафизмы, заупокойные тропари и ектении, ирмосы, седален, стихиры. В конце читается сугубая ектения.
  4. Если покойник не похоронен на кладбище, батюшка отдает родственникам землю, венец, заупокойную молитву. На голову умершего надевают венчик, в ладонь помещают Священное Писание, саван, которым накрыто тело, посыпают землей крестообразно. Когда местонахождение усопшего не установлено, атрибуты для похорон после заочного отпевания не выдаются. Если тело покойного кремировано, землю помещают в урну с прахом.

Родным не следует покидать церемонию без необходимости. Во время ритуала нужно молиться, обращаться к Богу своими словами.

горящие свечи

Когда могут отказать в заочном отпевании в церкви

Решение о проведении заочного таинства принимает церковь. Для проведения требуется получить специальное разрешение в епархиальном управлении.

Самоубийство – тяжкий грех, который невозможно замолить. Церковь не запрещает родственникам покойного молиться за душу самоубиенного, но в заочном отпевании будет отказано.

Исключения – случаи, когда человек ушел из жизни не по своей воле, а из-за воздействия на сознание:

  • лица, которые на момент смерти находились под воздействием алкоголя, наркотиков;
  • психически нездоровые пациенты, эффект после приема психотропов, которые вызвали расстройство сознания;
  • смерть после несчастного случая (отравление продуктами, удар электрическим током, ДТП).

Нельзя проводить заочное таинство путем обмана священнослужителя. Отсутствие материальных средств на транспортировку гроба или приглашение батюшки на дом не является отказом для очного ритуала.

Если ныне покойный не успел до смерти исповедоваться или причаститься, церковь не отказывает в церемонии.

После заочного отпевания не следует забывать об умершем. Согласно христианской религии, нужно посещать кладбище, ухаживать за могилой, молиться о душе усопшего на поминальные дни. Вера в Бога, молитвы помогут притупить боль утраты, останутся светлые воспоминания об умершем.

До революции в РПЦ заочное отпевание допускалось только в крайних, особых случаях, например в связи со смертью "на стране далече". Каждый случай в отдельности рассматривался епархиальной консисторией, и с благословения правящего архиерея совершалось заочное отпевание. В назначенный день в храм или на могилу собирались родные и близкие усопшего и вместе со священником молились об умершем родственнике.

В советское время (довоенное) люди боялись или не имели возможности привезти тело усопшего в храм. Всвязи с чем распространилась практика заочного отпевания.

Во время ВОВ патриарх Сергий (Страгородский) благословил повсеместно совершать заочное отпевание по погибшим фронтовикам. Но, не следует упускать из виду, что эта санкция была локальна по области применения (касалась именно погибших на фронте) и по времени применения (ВОВ).

В советское послевоенное время всвязи с продолжением гонений на Церковь практика заочных отпеваний не прекратилась.

Более того, переросла в привычку, воспринимается народом как норма. Т. е., переросла в порочную практику. Которая, несмотря на прекращение гонений и возможность совершать полноценное отпевание, продолжается в РПЦ до сего дня.

Но, не следует путать невозможность привезти тело в храм и нежелание родственников претерпеть труд и расходы на это. Пусть лучше не купят венки и водку на поминки (что они всегда делают). А то получается, люди как правило ни на йоту не хотят отступить от своих языческих народных обычаев; а от священника требуют поступиться тем, что действительно важно и для пользы усопшего, и для совести священника.

На практике в РПЦ на сегодня практика заочного отпевания имеет неоправданно широкое распространение и воспринимается как норма. Более того, в некоторых (если не в большинстве) храмах большинство отпеваний проходит в заочной форме.

Но даже в случае действительной невозможности доставить тело в храм, когда совершение заочного отпевания оправдано в плане ситуации, этот чин зачастую совершается крайне неудовлетворительно по форме.

Как он должен совершаться – понятно. Коль проблема ни в чём ином, как в невозможности доставить тело в храм, то и чин заочного отпевания не должен отличаться от обычного отпевания ничем кроме отсутствия тела усопшего. Т. е., заочное отпевание должно совершаться по полному чину, точно также, как и обычное, в присутствии родственников и близких усопшего.

Но главное, для чего мы идём на поводу у народного пренебрежения и суеверия? Ведь, мы имеем полную возможность настоять на нормальном совершении даже заочного отпевания. Если не будем выдавать разрешительную молитву иначе как после совершения самого чина отпевания присутствующим родственникам, то им не останется иного как прийти на отпевание.

Итак, очевидно, что практика совершения заочных отпеваний – антимиссионерская. На каждом отпевании есть возможность сказать слово о Боге как минимум 20-ти человекам. Причём, в большинстве это именно тот контингент, которые не ходят в храм. Т. о., идя на поводу у народа, неоправданно допуская совершение заочных отпеваний, и совершая их не вместе с родственниками, а вместо них, мы лишаем многих людей может быть единственной возможности услышать слово о Боге.

«Недавно умер в больнице престарелый родственник. Забирали тело вечером, и я обратился в ближайший храм, чтобы дали венчик и молитву, но священник отказался их давать без отпевания. Я был готов оплатить заочное отпевание, но он не согласился. Как так можно поступать, когда у людей горе?

2) Православие и современность. Информационно-аналитический портал
Саратовской епархии Русской Православной Церкви

«Бывают случаи трагической смерти, когда невозможно найти тело погибшего или когда человек пропадает без вести и родные узнают о его смерти через много лет. Тело человека, утонувшего при кораблекрушении, погибшего на войне или в результате авиакатастрофы, при террористическом акте, далеко не всегда может быть найдено и опознано. В XX веке в России часто бывало невозможно совершить последование отпевания над телом умершего по причине отсутствия храмов и священников или по причине бывших гонений на Церковь и преследования верующих.

В таких случаях появилась традиция совершать так называемое заочное отпевание. Но допустимо оно только в случае крайней нужды и действительной необходимости, а не по лености и нерадению родственников умершего и не потому, что "так проще". Это противоречило бы нашему благочестию, послушанию Святой Церкви и нашей любви к почившему.

В последние годы, к сожалению, сложилась совершенно недопустимая практика, когда родственники усопшего приходят в храм, "заказывают" заочное отпевание и тут же уходят по своим делам. Через несколько дней (в лучшем случае) они являются "за земелькой", то есть тогда, когда их близкий уже отпет священником в полном одиночестве, когда ни одна родственная покойному душа даже и не думала молиться о его упокоении. Такое отношение к умершему показывает черствость души его родственников и полное безразличие к загробной участи усопшего. Эти качества не могут быть присущи христианину, а следовательно, такое отношение к церковной молитве за усопшего является предосудительным.

3) Послание Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия о необходимости церковного погребения усопших, а также недопустимости практики "заочного отпевания" и кремации:

«. С христианской точки зрения главным является забота о душе усопшего, и уже во вторую очередь исполнение нашего долга о захоронении его тела. Заупокойное богослужение, которое формировалось вековой традицией, глубоко назидательно. Оно доставляет душе усопшего большую духовную пользу, а родных и близких, скорбящих об утрате – утешает, обновляя в их сердцах спасительные истины христианства, избавляя от душепагубного отчаяния. Поэтому отказ от соборной молитвы об умершем, совершаемой в храме Божием, является несомненным грехом.

Немногим лучше и те печальные случаи, когда в храм отправляется только один из родственников, чтобы заказать так называемое "заочное" отпевание. В этом случае чинопоследование совершается над листом бумаги, на которую священник насыпает землю. Землю эту родственники переносят на кладбище, где и рассыпают над могилой покойного.

Дорогие братья и сестры! Таким поступком все, кто не принял участие в молитве, показывают свое полное безразличие к покойному, к его загробной участии. Совершение "заочных отпеваний" может иметь место только в особых случаях. Например, во время войны родственники не только не могут иметь возможности участвовать в погребении своего погибшего сродника, но подчас не знают даже и о месте его захоронения, имеют только уведомление о смерти. В этом случае "заочное отпевание" благословляется Церковью и может быть совершено. Оно может иметь место и в том случае, когда человек находится в многолетнем безвестном отсутствии и факт его смерти устанавливается судом.

Но, к нашему глубокому сожалению, "заочные" отпевания совершаются порой даже над теми, кто жил и скончался всего в нескольких кварталах от храма Божия. Почему это происходит? До сих пор дают о себе знать последствия гонения на Церковь от богоборческой власти в ХХ веке. Тогда, даже областных городах СССР, храмы Божии были закрыты. Миллионы наших братьев и сестер были таким насильственным образом лишены духовного окормления со стороны православных священнослужителей. И тогда, когда даже священника для совершения чинопоследования православного отпевания найти было невозможно, родственники усопших христиан были вынуждены погребать без церковной молитвы. Затем они обращались в один из действующих православных храмов, где священнослужители Русской Православной Церкви с благословения священноначалия совершали "заочные отпевания". В данных обстоятельствах совершение такого чинопоследования было вынужденной мерой.

4) До революции были распоряжения разных епархиальных архиереев о допущении заочного отпевания только в крайних, особых случаях.

Исторические причины возникновения и распространени практики заочных отпеваний уже упомянуты. Это гонения на Церковь и войны.

Но, исторические причины не объясняют, и главное, не оправдывают, современное распространение и стойкость этой порочной практики. Подлинная причина – в воле духовенства, поскольку мы имеем возможность прекратить эту порочную практику, если перестанем идти на поводу у народа и проявим твёрдость. Продолжение этой практики покоится на традиционализме, приверженности существующей практике более, чем Преданию. На нежелании критически посмотреть на существующую порочную практику. На недостатке решимости противостать ей.

Итак, следует признать, что существующая в РПЦ практика заочных отпеваний – порочная. Неоправданная по применению и уродливая по форме.

Заочные отпевания должны допускаться только в крайних случаях, – при действительной невозможности доставить тело в храм.

И совершение заочного отпевания должно ничем не отличаться от обычного отпевания, кроме отсутствия тела. Оно должно совершаться по полному чину, в присутствии родственников. Разрешительная молитва должна читаться в своём месте на отпевании, а не отдельно до него.

Должная форма предания тела земле такая. В конце отпевания на могиле на крышку гроба священник бросает землю со словами: "Господня земля, и исполнение ея, вселенная, и вси живущие на ней".

При существующей практике заочных отпеваний действие с землёй превратилось в уродливую бессмысленную манипуляцию. Человек приходит в храм, как в цветочный магазин, за землёй. Придавая ей большее значение, чем самому чину отпевания.

Подлинный смысл предания тела земле – символический, напоминательный. Это напоминание о смерти. О покаянии. Выражение нашего послушания определению Божию о возвращении тела в прах.

При нынешней практике совершения заочных отпеваний этот напоминательный и назидательный смысл не осуществляется.

А какой смысл вкладывается взамен? А никакого. Выдача земли смысла не имеет. Народ сам не знает, какой в этом смысл. А иррациональное действие без смысла – это суеверие.

Но это не объясняет и не оправдывает существование этой практики до сих пор. Которая ныне опирается на традиционализм и нежелание критически посмотреть на порочную практику.

1) Православие и современность. Информационно-аналитический портал
Саратовской епархии Русской Православной Церкви

«В чине отпевания нет никакого указания на освящение земли, которой священник крестообразно посыпает "мощи" усопшего. Как было указано выше, перед закрытием крышки гроба священник посыпает тело землей, произнося при этом слова: Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней (Пс. 23, 1).

Но этому символическому действию наши современники стали придавать магическое значение. Отношение к этой земле превратилось в дремучее суеверие, выражающееся в том, что люди, далекие от Церкви, весь смысл христианского отпевания видят лишь в получении заветной "земельки". Доходит до того, что одни едва ли не падают в обморок, когда священник пытается объяснить им, что смысл церковной молитвы заключается не в "земле". Другие относятся к отпеванию еще более бездумно и даже цинично:

(Лонгин, еп. Саратовский и Вольский. Проблема церковной жизни - повсеместная замена веры суеверием: Интервью газете "Саратов-СП". 2005. № 97-98. 12 мая // Информационно-аналитический портал Саратовской епархии "Православие и современность)

1) Период Пятидесятницы от Фоминой недели; предпразднства и попразднства двунадесятых праздников – гласное поминовение не допускается, только лития при разряде службы меньше славословия; в частном порядке (вне суточного круга) свт. Афанасий (Сахаров) допускает.

2) Предпразднство и попразднство Рождества Христова и Богоявления; попразднство Пятидесятницы; отдание двунадесятых праздников и Преполовения Пятидесятницы – гласное поминовение не допускается; в частном порядке свт. Афанасий (Сахаров) допускает.

3) Славословный разряд службы – гласное поминовение не допускается, только на субботней службе в пятницу после вечерни вместо панихиды служится лития; в частном порядке свт. Афанасий (Сахаров) допускает.

4) Полиелей; бдение – гласное поминовение не допускается; в частном порядке свт. Афанасий (Сахаров) допускает.

5) Рождество Иоанна Предтечи; Усекновение главы Иоанна Предтечи; Ап. Петра и Павла; храмовые праздники; Лазарева суббота; Великий Четверг; Великая Суббота; Среда Преполовения Пятидесятницы; отдание Пасхи; понедельник Св. Духа; второй день Рождества Христова; Обрезание Господне; второй день Богоявления; двунадесятые праздники – гласное поминовение не допускается; в частном порядке также не допускается.

Ремарка: Поминовение усопших воинов в день Усекновения главы Иоанна Предтечи введено в Устав в 1769 г. по распоряжению светской власти (Екатерины ll), которая влезла не в своё дело, посягнула на дела Церкви. Это грубейшее нарушение Устава, и находится в полном противоречии с ним. Это требует внимания священноначалия и исправления.

Это следует не только из строя Устава, но и из самого смысла воскресного богослужения, главным воспоминанием которого является Воскресение Христово. И оно не должно заслоняться скорбью об усопших и вообще меньшим.

Кроме того, есть и косвенные подтверждения недопустимости в воскресные дни гласного поминовения усопших даже в частном порядке (вне суточного круга):

воскресное богослужение превосходит по разряду богослужение Богородичных двунадесятых праздников, в которые также не допускается гласное поминовение усопших даже в частном порядке;

дни памяти усопших Великим постом всегда переносятся с будней на ближайшую субботу, но никогда на воскресенье, из чего следует недопустимость совершения памяти усопших в воскресенье вообще;

в Служебнике в чинопоследовании Литургии свт. Василия Великого, которая служится только в те дни, когда не совершается гласное поминовение усопших, включая воскресные дни, не приводится заупокойная ектения, из чего следует недопустимость её вообще в воскресенье.

7) В первый день Пасхи, двунадесятые праздники, храмовые праздники, а также в воскресные дни не должно совершаться даже погребение (отпевание) усопших.

Часто наблюдаемое нарушение Устава – это панихида в воскресенье и в другие дни, когда гласное поминовение не положено; заупокойная ектения на воскресной Литургии и на Литургии в другие дни, когда гласное поминовение не положено. Это порочная практика.

Ремарка: Некоторые произносят заупокойную ектению на воскресной Литургии, потому что она приводится в Служебнике в чинопоследовании Литургии свт. Иоанна Златоуста. При этом, думаю, никто не произносит её в те дни, когда служится Литургия свт. Василия Великого, потому что её и нет в этом чинопоследовании. Но ведь должно быть понятно, что в Литургии Златоуста она приводится только потому, что эта Литургия служится и в те дни, когда гласное поминовение совершается. А коль её нет в Литургии Василия Великого, которая служится и в воскресные дни, значит она в принципе не положена в воскресные дни, и не для воскресных дней она приведена в Литургии Златоуста.

Церковь запрещает гласное поминовение усопших в определённые дни, чтобы главный смысл священных воспоминаний этих дней не заслонялся меньшим, второстепенным, скорбным, частным.

Поэтому и после Литургии, как вершины богослужения, уже не должно совершаться ни панихиды, ни молебна, ни иного богослужения, чтобы не заслонять большее меньшим. Чтобы соблюдался принцип: от меньшего – к большему, а не наоборот.

Допуская, вопреки Уставу, гласное поминовение в те дни, когда Церковь его не допускает, мы уничижаем радость Воскресения, торжество великих священных воспоминаний позволяем заслонить меньшим, частным. Вместо того, чтобы исправлять сознание народа и напоминать ему о Боге, мы потакаем народу в том, чтобы вспоминать о мёртвых больше, чем о Боге.

Причина распространение этой порочной практики – это языческое сознание народа, которое всегда стремится к разобщению, к частному, к размену Бога на богов, которое ищет не Бога, а чего-то от Бога и всегда сползает в язычество, если вожди народа, пастыри, не ограничивают своим усилием это сползание.

Т. о., вторая причина – это потакание со стороны духовенства языческим стремлениям народа. Вместо того, чтобы ограничивать и пресекать эти народные поползновения, чтобы уводить народ от язычества, мы идём на поводу у народа в сторону его языческих капризов.

«Но неразумно и неосновательно оправдывать свое самочиние ссылкой на христианскую любовь. Апостол наставляет, что любовь не бесчинствует, а христианская свобода не должна быть поводом к распущенности. И может ли быть польза для души умерших или живых от попрания священных правил, внушенных Церкви Божественным Духом?

Отменяя и даже воспрещая в известные дни усиленные моления за умерших, сосредотачивая исключительно и безраздельно все внимание верующих на праздничном событии, Святая Церковь тем самым проявляет свою заботу о том, чтобы праздничная радость их была полной, совершенной, ничем не омрачаемой. «Несоответственное и чуждое,— говорит святитель Григорий Нисский,— кроме того, что не приносит никакой пользы, составляет нарушение порядка и приличия не только в речах, имеющих предметом служение Богу и благочестие, но и в тех, кои относятся до внешней и мiрской мудрости. Ибо неужели найдется столь неразумный и смешной ритор, который, будучи позван на светлое торжество брака, оставит приличную и блестящую сочувственную радости праздника речь и начнет жалобно петь плачевные песни и оглашать брачные покои печальными рассказами о несчастиях, описываемых в трагедиях. Если же в мiрских речах хороши порядок и знание дела, то гораздо более приличны они, когда дело идет о великом и небесном.

Соглашаясь по желанию народа совершать гласное поминовение, когда не положено, мы т. о. народ держим в заблуждении, будто гласное поминовение важнее, чем поминовение на проскомидии и по освящении Даров. А между тем, стоит обратить внимание на мудрость Господа и на мудрость Церкви, которая важнейшее поминовение (тайное) допускает всегда, а для менее важного (гласного) установила определённый порядок в целях нашего назидания.

Итак, нам следует проявить твёрдую принципиальную позицию и прекратить эту порочную практику гласного поминовения усопших в воскресные и другие дни, когда оно не положено по Уставу. Проблему недовольства народа мы должны решать путём разъяснения людям смысла богослужения с принципиальной позиции; а не путём приспособления Церкви под вкусы народа.






Еще никому в этом мире не удалось найти эликсир долголетия, а соответственно никто из нас не избежит такого явления как смерть. Сейчас есть несколько видов захоронения человека: придание земле, кремирование. Что из этого выбрать – это личное предсмертное желание умершего, пожелание его родственников, традиции или определенные требования места, где проживают люди. Просто есть определенные города и страны, в которых позволяют только кремировать, так как нет достаточного количества земли для организаций кладбищ с захоронением в землю. Но бывают и такие ситуации, когда для сбережения места, разрешено делать подхоронение. Кого можно подхоранивать в могилу по закону и через какое время установлено законом — Вы узнаете из нашей статьи.

Что такое родственное захоронение и родственная могила?

Родственной называют могилу, в которой уже захоронены близкие (прямые) родственники. Погребение умершего в нее является родственным захоронением. Порядок организации процесса четко регламентируется Федеральным законом и региональными документами.

Сколько стоит подзахоронение к родственникам

Соответственно, при под захоронении вы платите за конкретные услуги: гроб, венки, перевозку, копку могилы и прочее; никакой отдельной платы вносить не нужно.

Родственное захоронение, его условия

Закон считает, что такое право есть только у ближайших родственников:

  • мужа/жены;
  • родителей и детей (в том числе усыновителей и усыновленных);
  • братьев и сестер;
  • бабушек и дедушек;
  • внуков и внучек.

Оформлением процесса занимается ответственный за захоронение. Без его извещения и согласия любые действия с родственной могилой считаются незаконными. Разрешение на подзахоронение выдается администрацией некрополя при соблюдении всех условий и правил.

Предполагается, что по новому законопроекту неухоженные могилы на кладбищах могут стать вновь востребованными, а прах, наоборот, – невостребованным

Согласно проекту закона, в каждом регионе России появится комиссия, которая будет находить и определять, какие места на кладбищах являются заброшенными.

Неужели чиновникам, инициирующим этот законопроект, неизвестно, насколько коррумпирован и переполнен рынок ритуальных услуг?

Новая комиссия по могилам

Согласно проекту закона, в каждом регионе России появится комиссия, которая будет находить и определять, какие места на кладбищах являются заброшенными.

Повторное использование места захоронения на региональных и муниципальных кладбищах допускается не ранее двадцати лет со дня последнего захоронения. Повторное использование мест захоронения на военных мемориальных и воинских кладбищах не допускается.

Освободившиеся места предлагается использовать для нового захоронения. По приблизительным оценкам министерства, объем брошенных мест захоронений составляет от 18 тыс. до 25 тыс. га.

Торг уместен?

Совершенствуют чиновники наши законы умело.

Вот вроде бы и разрешено повторно хоронить в одну и ту же могилу через 20 лет. Многие люди так и делают, создавая на кладбищах своеобразные семейные склепы. Но это одно дело.

А вот когда совершенно посторонние люди решают, что такой-то могиле не нужно больше существовать, место нужно освободить – это другое.

Неужели в России так мало земли, что нет возможности открывать новые кладбища? Неужели наши чиновники стали настолько циничными, что могут себе позволить выкидывать кости своего народа?

Искать альтернативу

Никто не может сказать человеку, что после смерти будет с его телом.

Мы же не знаем, смогут ли за нашей могилой ухаживать наши родственники: вдруг они куда-то переедут? С религиозной точки зрения молитвенная связь между живыми и мертвыми очень важна.

Да, у нас есть заброшенные могилы, но мы же не знаем, как так вышло. Быть может, у кого-то не получается часто приезжать на могилы родных, но молиться он может и на расстоянии.

В противовес инициативе чиновников в России даже появилось целое движение активистов-добровольцев, некропольцев, которые отыскивают заброшенные захоронения знаменитостей, восстанавливают их и ухаживают. Вот у кого бы нашим законодателям поучиться.

Фото 3

Плюсы захоронения в родственную могилу

Этот вид погребения умерших обладает значительными преимуществами:

  • после кончины близкие люди будут находиться рядом;
  • гораздо упрощенное получение участка земли для погребения. Не нужно искать свободное место на открытом кладбище или участвовать в правительственном аукционе, отдавая немалые деньги;
  • в поминальные дни и религиозные праздники родные могут навестить сразу всех почивших близких, не испытывая неудобств;
  • место погребения заранее известно;
  • значительно меньшие затраты времени и средств на поддержание участка в благоустроенном виде.

Захоронение на закрытом кладбище

На любой территории, отведенной под кладбище, количество мест под захоронение ограничено. Если свободных участков для погребения не остается, кладбище официально закрывают. На закрытом кладбище всегда оставляют резервные места под захоронение.

Новые захоронения на закрытом кладбище возможны на платной основе, а также для лиц, которые внесли важный вклад в развитие нашей страны, совершили героические поступки и отмечены соответствующими почетными званиями и наградами. На таких же условиях можно хоронить их ближайших родственников.


  • Участников ВОВ и других боевых действий, ветеранов органов внутренних дел и госбезопасности.
  • Обладателей высоких правительственных наград, героев СССР, героев РФ, героев соцтруда.

Какие нужны документы для родственного захоронения?

В подзахоронении будет отказано в случае предоставления неполного пакета документов. Он включает:

  • гербовое свидетельство о смерти умершего;
  • документы, доказывающие наличие близкого родства между вновь представленным и уже покоящимся в могиле;
  • удостоверение личности ответственного за захоронение;
  • паспорт захоронения (удостоверение на могилу);
  • заказ-наряд на услуги от ритуальной службы, организующей погребальный обряд;
  • справка из крематория (в случае кремации усопшего).

Ответственному за могилу необходимо обращаться к администрации погоста с заявлением на подзахоронение. Если он не может присутствовать лично, нужна доверенность от него, заверенная нотариусом, и паспорт представителя. В случае, когда умерший сам исполнял роль ответственного, потребуется паспорт родственника, организующего похороны.

Погребение в земле

В настоящее время этот вид похорон считается традиционным для последователей авраамических религий, то есть, для иудеев, христиан и мусульман. Конфессиональные отличия затрагивают срок погребения, обрядовую часть и ритуальную атрибутику.

Иудейские похороны должны быть проведены в течение суток после смерти. Гроб использовать не возбраняется, однако в Израиле хоронят без него. В любом случае лицо и тело умершего закрывают полностью.

Христианское погребение традиционно назначается на третий после кончины день. Хоронят в гробу, причём у католиков во время Мессы он закрыт, а православные закрывают крышку гроба только после отпевания. Над могилой сразу устанавливают символ конфессиональной принадлежности — крест.

Организация похорон требует комплекса действий, которые выполняются оперативно, внимательно, с учётом конкретных обстоятельств.

Мусульманские похороны требуется провести в первые сутки после смерти. В классическом варианте используются носилки. Если же применяется гроб, он имеет самую простую форму. Тело покойного закрывается полностью. При этом мужчин оборачивают тремя полотнами материи, а женщин — пятью. В могиле тело должно лежать на боку, лицом к Мекке.

В 2003 году итальянские дизайнеры Анна Чителли и Рауль Бретцель предложили хоронить умерших в яйцевидных капсулах из биоразлагаемого материала. Над таким захоронением также высаживается дерево, и продукты распада служат для него источником дополнительного питания.

Правила родственных захоронений

Для родственных захоронений существует несколько обязательных правил:

  • на одном участке могут быть захоронены лишь прямые родственники: супруги, родители, дети, братья и сестры, бабушки и дедушки. При остальных степенях родства в захоронении будет отказано;
  • разрешается как традиционное погребение (гробом), так и захоронение урны с прахом;
  • необходимо соблюсти санитарные нормы: с последних похорон на этом участке должно пройти не менее 15 лет (для Москвы) и 20 лет (для области). На погребение урной это ограничение не накладывается: оно может проводиться хоть через день;
  • требуется разрешение от администрации кладбища. Проводится оценка возможности подзахоронения на указанной площади, будет составлена схема погребения и список работ по приготовлению участка.

Важно! У родных покойного сохраняется право на социальные льготы. Дополнительная плата за этот вид погребения не требуется.

Особенности процедуры

Позахоронение осуществляется по тем же самым правилам, что и обычное захоронение. Похороны проходят с воинскими почестями (если есть необходимость), отпеванием в храме и прочими ритуалами. Никакого дополнительного освящения земли перед погружением второго гроба не производится.

По закону умерший человек может быть захоронен там же, где уже похоронен кто-либо из его родни:

  • мама или папа;
  • ребенок (родной или усыновленный);
  • супруг;
  • родные братья и сестры;
  • бабушки или дедушки и т.д.

Такое подзахоронение осуществляется на основании прижизненной воле покойного или по желанию его родственников. Оно возможно на любых кладбищах. Т.е. похороны пройдут в стандартном режиме даже в том случае, если кладбище является закрытым. Но перед погребением понадобится взять разрешение кладбищенской администрации. Для этого заявитель должен оформить запрос и предоставить документы, подтверждающие родство усопшего с тем человеком, который уже похоронен на могильном участке. В одну могилу могут похоронить только самых близких родственников. Если родство покойников не удастся подтвердить, администрация ответит отказом.

К примеру, нельзя похоронить в одну могилу гражданских супругов, для подобного подзахоронения брак должен быть официальным. Можно долго доказывать, что покойные жили одной семьей, обвенчались в церкви и хотели быть похоронены вместе, но администрация будет непреклонна. Сейчас сотрудники большинства кладбищ стараются действовать только в рамках закона, т.к. их работа тщательно проверяется, и любое нарушение может привести к штрафам, увольнению или даже уголовному преследованию.

Родственные могилы есть не у всех – другие способы получить место на кладбище

  1. Оформление бесплатного участка на открытом для свободного захоронения кладбище.
  2. Приобретение семейных (родовых) захоронений через электронный аукцион, организованный Правительством столицы.
  3. Покупка земли напрямую в Департаменте торговли и услуг города по факту смерти.

Другие способы превращения тела в прах

При всей экономии места для погребения, кремация требует существенного расхода топлива и заметно загрязняет окружающую среду. Современные разработчики предлагают альтернативные решения: полное растворение мягких тканей в горячем щелочном растворе с последующим измельчением костных останков, как при кремации, и замораживание тела в жидком азоте с дроблением до состояния праха.

Первый способ, называемый ресомацией, успешно применяется в Великобритании и нескольких штатах США. Второй метод, промессия, пока не реализован.

Сколько стоит отпевание в Москве

Отпевание — одно из тех богослужений, за проведение которого Церковь не вправе брать деньги. Поэтому обнаружив в церкви прейскурант с ценами на проведение отпевания, лучше поискать другой храм.

Однако добровольное пожертвование, совершенное от чистого сердца, будет всегда уместно, при крепком финансовом положении организаторов похорон будет нелишним пожертвовать храму несколько тысяч рублей. Если же родственники усопшего находятся в стесненном финансовом положении, то всегда можно найти храм, где священник проведет отпевание бесплатно.

Наименование услугиЦена в рублях
Отпевание в Московской церквиот 1 000 до 7 000
Отпевание в морге3 500 — 6 000
Отпевание в крематории4 000
Отпевание заочноот 500 до 1500

С точки зрения Писания

Для Всевышнего каждый человек – это отдельная духовная сущность. И как свидетельствуют апостолы Марк и Матфей в своих Евангелиях, после Воскрешения:

Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах. (Марка 12:25)

ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах. (Матфея 22:30)

Данные строки означают лишь одно: все семейные связи существуют лишь на Земле, для физической сущности. И близость расположения могил, где упокоены тела супругов, на Жизнь Вечную никоим образом не скажется. Если души сроднились между собой на жизненном пути, то только этот фактор значим для Господа.

Вопрос и ответ

Почему не реализован способ похорон в биоразлагаемом гробу?
Пока он остаётся только проектом, так как противоречит действующему законодательству.

Можно ли развеивать прах после кремации в России?

Да, российское законодательство не запрещает такие действия. Однако необходимо, чтобы развеивание праха было оговорено в волеизъявлении умершего.

Что нужно иметь для отпевания

Перед богослужением родственникам надо приобрести несколько ритуальных предметов для усопшего:

  • нательный крест;
  • иконку;
  • белый погребальный саван;
  • свиток с текстом разрешительной молитвы;
  • погребальный венчик.

Все эти предметы при внесении тела в храм кладутся в гроб, венчик надевается на лоб покойного.

Также организаторы похорон приобретают свечи для каждого из участников процессии. Свечи вносятся в храм в руках или раздаются внутри церкви каждому из близких.

Что такое отпевание

Отпевание — христианский церковный обряд, одна из разновидностей особого богослужения, проводимого над телом умершего. Церковное название этого обряда — Последование Мертвенное, порядок его проведения описывается в Требнике.

Согласно церковным канонам, отпевание — один из необходимых шагов для того, чтобы душа умершего, очистившись от прижизненных грехов, попала в Царство Божье и обрела вечное блаженство. Во время отпевания душа покойного очищается от его прижизненных грехов, а близкие молятся о прохождении ею испытаний на пути в Царство Божье. Одновременно с этим родственники и друзья прощаются с близким им человеком.

Процесс отпевания

Гроб с телом в храм вносится в открытом виде, на челе покойного повязан погребальный венчик, в руки вкладывается Распятие и текст молитвы. Внутри храма гроб ставится на подставку лицом к алтарю, около него устанавливаются подсвечники с зажженными свечами. Крышка гроба остается в притворе или у двери в храм. Во время богослужения гроб остается открытым, если это возможно по эстетическим соображениям.

При отпевании, как и во время крещения, священник облачен в белое одеяние. В процессе богослужения он произносит многие песнопения, в которых вкратце описывается вся человеческая судьба от прародителей Адама и Евы. Символическим смыслом этих песнопений являются греховная сущность человека и безразмерная милость Господня, который прощает человеку все его прегрешения.

В конце службы звучит разрешительная молитва, ею священнослужитель просит Господа освободить (разрешить) усопшего от его грехов. После нее происходит прощание с умершим. Все близкие, пришедшие на отпевание, с зажженными свечами подходят к умершему, просят у него прощения и прикладываются к погребальному венчику и иконке.

Если священник не сопровождает процессию до могилы, то после прощания родственников он посыпает землей погребальное покрывало усопшего, символически предавая его земле. Затем гроб закрывается крышкой и выносится из храма. При вынесении (как и при внесении) звенят церковные колокола.

Читайте также: