Что изучала экспедиция возглавляемая академиком и м губкиным в казахстане накануне индустриализации

Обновлено: 18.09.2024

В первой половине 1920-х гг. в стране утвердилась советская власть, были созданы ее государственные органы, образован Союз Советских Социалистических Республик, принята его Конституция. Также в основном было восстановлено народное хозяйство, разрушенное революциями и Гражданской войной. Поэтому с середины 1920-х гг. в СССР начинается практическая реализация доктрины построения социализма. Она включала в себя три главных звена: индустриализацию, то есть форсированное превращение страны из аграрной в промышленно развитую, индустриальную; коллективизацию — создание социалистического коллективного сельского хозяйства; культурную революцию — борьба с неграмотностью, создание системы образования, науки, культуры, воспитание новой социалистической интеллигенции и утверждение нового образа жизни. По времени процесс индустриализации в Казахстане совпал с I пятилеткой развития народного хозяйства СССР (1928–1932 гг.).

Первым шагом стала индустриализация, главными задачами которой были преодоление технико-экономической отсталости и формирование профессионального рабочего класса и кадров производственно-технической интеллигенции. В декабре 1925 г. прошел XIV съезд ВКП (б), определивший курс на индустриализацию страны. Максимально быстрыми темпами необходимо было превратить республику из аграрной в промышленно развитую. На начало индустриализации 84,5 % всей валовой продукции Казахстана приходилось на сельское хозяйство, 90 % населения проживало в сельской местности.

Одним из крупных объектов индустриализации стало строительство Туркестано-Сибирской железной дороги (Турксиб). Сооружение дороги, соединяющей Сибирь со Средней Азией, протяженностью 1445 км началось в апреле 1927 г. Стройка приобрела всенародный характер. Дорога была построена за три года вместо пяти, намеченных по плану. 25 апреля 1930 г., на 17 месяцев раньше срока, она была завершена, северный и южный участки сомкнулись на станции Айнабулак. С января 1931 г. Турксиб был введен в постоянную эксплуатацию. На строительстве Турксиба трудились почти 100 тыс. человек: русские, казахи, украинцы, киргизы, дунгане, татары, башкиры. Около 10000 рабочих-казахов стали специалистами-железнодорожниками, строителями, техниками, мастерами дорожного дела.

Крупными стройками того периода были: Чимкентский свинцовый завод, Балхашский медеплавильный и Ачисайский полиметаллический комбинаты, началось строительство Текелийского полиметаллического и Джезказганского медеплавильного комбинатов, Усть-Каменогорского свинцово-цинкового завода. Это были крупнейшие предприятия цветной металлургии не только в Казахстане, но и в СССР.

Началось строительство предприятий химической промышленности в Чимкенте, Актюбинске и других регионах. Увеличилось производство электроэнергии: Карагандинская ЦЭС, Ульбинская ГЭС, ТЭЦ Балхашского медеплавильного комбината — были ударными стройками того времени. Развивался Эмбенский нефтяной район. Были расширены старые промыслы: Косшагыл, Макат; разработаны новые месторождения: Кульсары, Сагыз. Казахстан вышел на второе место в Союзе по производству цветных металлов, на третье — по добыче нефти, Караганда стала третьей угольной базой страны.

В годы индустриализации были построены и крупные предприятия пищевой промышленности: Семипалатинский мясокомбинат, Гурьевский рыбоконсервный завод, Алма-Атинский плодоконсервный завод, сахарные заводы в Джамбуле, Мерке, Талды-Кургане.

Индустриализация дала свои результаты. В хозяйстве Казахстана промышленность стала преобладающей отраслью, в 1939 г. ее доля составляла 58,9 %. Ряд поселков превратился в города, такие как Караганда, Риддер, Балхаш, Арал-Море и другие. Если в 1926 г. в Казахстане было 44 города и поселка городского типа, то в 1939 г. стало 81. Доля городского населения соответственно возросла с 8,6 до 29,8 %. В 1939 г. в городах проживало 375 тыс. (16%) казахов — в 5 раз больше, чем в 1926 г. (2,1%). Городское население росло за счет рабочих, инженеров и техников, прибывших из Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова, Свердловска и других городов Советского Союза. Формировался отряд квалифицированных рабочих, инженерно-технических кадров. В 1926 г. рабочие составляли 10,7 % занятых в народном хозяйстве, в 1939 г. их стало 33,8 %.

Вместе с тем индустриализация имела и негативные последствия. Она потребовала огромных средств, и эти средства добывались за счет их перекачки из сельского хозяйства и внутреннего займа. Индустриализация происходила за счет налога с крестьян. Осуществлялась командными административными методами — директивным планированием, безусловным подчинением центру. Производство, сбыт и снабжение — концентрировались в руках государства.

Индустриализация в рамках Союза привела к тому, что промышленность Казахстана имела сырьевую направленность, он оставался поставщиком многих видов горнорудного сырья. Из республики почти за бесценок выкачивались редкие металлы, нефть, уголь, фосфориты. В республику завозились дорогие готовые средства, так как отсутствовали предприятия по переработке нефти, газа, металлов; предприятия машиностроения, станкостроения, приборостроения, автомобилестроения. Казахстан отставал по удельному весу в электробалансе страны, по наличию и эксплуатации железных дорог. Грузооборот железнодорожного транспорта превысил 1913 г. в 21,3 раза, главным образом, за счет перевозки уникального природного богатства края — угля, руды, нефти, металла, химикатов за пределы республики. Увеличился миграционный поток в Казахстан. Это были переселенцы из России, Украины, Белоруссии и других регионов страны. В 1928–1939 гг. механический прирост населения городов Казахстана за счет миграции составил 1,8 млн человек. В результате голода 1920–1930-х гг. и миграционных процессов доля казахов в обшей массе населения Казахстана сократилась в 1939 г. до 38 %.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-консультация по истории Казахстана.

Тема: Подготовка к ЕНТ - 2016г.

Цели:

Развивающая: Способствовать развитию мыслительной активности учащихся, логического и аналитического мышления, речи, умения работать в команде, творческих способностей.

Воспитательная: Способствовать воспитанию патриотизма, уважения к истории своей Родины, чувства толерантности, уважение к историческим личностям.

Методы: интерактивный, критического мышления.

Тип: Урок-консультация.

Оборудование: презентация, карточки с заданиями, листы самоконтроля.

Ход урока.

1.Психологический настрой.

2. Целеполагание.

Как вы думаете, каковы цели нашего урока?

Хочу привести вам слова очень известных и успешных людей в мире, среди них спортсмен, политик и бизнесмен.

Желание — это самое главное. Когда человек хочет, то он делает всё, чтобы этого достичь, несмотря на преграды.

Не важно с какой скоростью ты движешься к своей цели, главное не останавливаться.

Не сделаешь ты, сделает кто-то другой. Не напишешь ты, напишет кто-то другой. Не возьмешь все в свои руки, возьмет кто-то другой. Всегда будет кто-то другой.

Задумайтесь над ними… и начнем работать!

3. Разминка. Работа в парах.

Цель: отработка заданий легкого уровня на скорость.

Учащиеся фиксируют результаты в листах самооценки.

4. Работа с картой.

Цель: отработка картографических знаний и умений, необходимых при сдаче ЕНТ. Индивидуальный опрос + взаимопроверка.

Ученики выбирают листы с заданиями:

  1. Территория казахских жузов.
  2. Территория монгольских улусов.
  3. Территория генерал губернаторств по реформам 1867-1868гг.
  4. Территория целинных областей в Казахстане.
  5. Территория расселения древних людей в каменном и бронзовом веке.
  6. ВШП на территории Казахстана.
  7. Национально-освободительное восстание 1916г.
  8. Расселение племен раннего железного века в Казахстане.

Критерий: оценивают друг друга по 5-балльной шкале.

5. Работа с датами.

Цель: развитие хронологических знаний – одно из главных слагаемых успешной итоговой аттестации.

Выполняется в парах (меняются).

Задание на сопоставление.

Завершение присоединения Казахстана к России

объявили ислам государственной религией в государстве Караханидов

Образование Казахского ханства

Годы массовых политических репрессий

Вторжение монголов на территорию Казахстана

6. Физминутка.

Цель: соблюдение Санпина, охрана здоровья детей, снятие напряжения.

7. Работа с логическими заданиями.

Цель: отработка новых заданий на ЕНТ.

  1. Созак, Самарканд, Сыгнак, Йассы.
  2. Брежнев, Кунаев, Колбин, Хрущев.
  3. 1710г, 1836-1838гг, 1916г, 1837-1847гг.
  4. Рубило, скребло, зернотерка, остроконечник.

Цель: знание исторических персоналий.

1.С кем вели войны сакские племена в 6 веке до н.э.?

А)Гуннами В)Славянами С)Монголами Д)Персами Е)Аланами

2.По Шелковому пути из Индии через Среднюю Азию и восточный Туркестан с середины I

в. до н.э. начал(о) распространяться:

А) Манихейство. В) Зороастризм. С) Христианство. Д) Ислам. Е) Буддизм.

3. После смерти хана Тауекеля ханский титул перешел к его младшему брату Есиму, который

4. Великий казахский поэт, участвовавший в работе Семипалатинского областного статистического

комитета: A)Ж. Жабаев B)Ш.Кудайбердиев C)Шоже D)А.Кунанбаев E)С.Сейфуллин

5. В 70-е годы по сравнению с предыдущей пятилеткой в два раза были увеличены объёмы финансирования отрасли: A )Угольной B) Металлургической C) Машиностроительной

A) 4,4 млн. га.
В) 2,5 млн. га.
С) 1 млн. га.
D) 2 млн. га.
Е) 3 млн. га.

А) В 1925 г.
В) В 1922 г.
С) В 1920 г.
D) В 1919 г.
Е) В 1918 г.

Когда постановлением ЦИК КазАССР принято точное наименование: казахи, Казахстан?

А) 1936 г.
В) 1922 г.
С) 1924 г.
D) 1930 г.
Е) 1920 г.

Укажите годы жизни комсомольского организатора в Казахстане и Туркестане Гани Муратбаева

А) 1902-1924 гг.
В) 1907 -1935 гг.
С) 1910-1940 гг.
D) 1912-1938 гг.
Е) 1905-1926 гг.

А) Алиби Джангильдин
В) Гани Муратбаев
С) Ахмет Байтурсынов
D) Сакен Сейфуллин
Е) Турар Рыскулов

Декрет ЦИК Казахстана «О введении делопроизводства на киргизском (казахском) языке?

А) В ноябре 1923 г.
В) В ноябре 1920 г.
С) В ноябре 1919 г.
D) В ноябре 1918 г.
Е) В ноябре 1917 г.

А) В январе 1921 г.
В) В январе 1927 г.
С) В январе 1929 г .
D) В январе 1931 г .
Е) В январе 1935 г .

119. Укажите годы первой пятилетки:

В какие годы первым секретарем Казкрайкома партии был Ф.И.Голощекин?

А) 1925-1933 гг.
В) 1929-1940 гг.
С) 1937 -1939 гг.
D) 1935 -1936 гг.
Е) 1935-1940 гг.

A) Ф.Голощекин
В) Ж.Мынбаев
С) А.Садвакасов
D) С.Мендешев
E) И.Курамысов

А) И.В. Сталину
B) М.В.Фрунзе
С) В.И.Ленину
D) Я.Свердлову
Е) А.Андрееву

А) С.Садвакасов и Ж.Мынбаев
В) И.Курамысов и Н.Бухарин
C) Т.Рыскулов и З.Троцкий
D) М.Нурмаков и Д.Омаров
Е) М.Курнаков и Я.Свердлов

125. Что изучала экспедиция академика И.М.Губкина накануне индустриализации?

А) Урало-Эмбенский район
В) Минерально-сырьевые ресурсы Центрального Казахстана
С) Жезказганскую медь
D) Ресурсы минеральных удобрений Жамбылской области
Е) Наличие железнорудных запасов Северного Казахстана

Количество трудящихся на строительстве Турксиба?

А) 100 тысяч
В) 500 тысяч
С) 300 тысяч
D) 450 тысяч
Е) 250 тысяч

127. Железная дорога Турксиб соединила.

A) Среднюю Азию с Сибирью

B) Среднюю Азию с Уралом

C) Оренбург с Ташкентом

D) Кавказ со Средней Азией

E) Семиречье с Оренбургом

Строитель, прошедший путь от рядового строителя до начальника Турксиба?

А) Д.Омаров
В) В.Шатов
С) Н.Нурмаков
D) Т.Казыбеков
Е) Т.Кузембаев

А) Нефтяная Эмба
В) Мунайлы
С) Новый Узень
D) Тенгизская нефть
Е) Кашаган

Количество поголовья скота, насчитывавшегося в республике к 1929 году?

А) 40,5 млн. голов
В) 30 млн. голов
С) 10 млн. голов
D) 22,5 млн. голов
Е) 20 млн. голов

131. Необходимость ликвидации и конфискации крупных байских хозяйств возникла:

А) Из-за основных принципов классовой борьбы
В) Из-за давления баев на бедняков
С) Из-за сопротивления баев Советской власти
D) Из-за изменения приоритетов в экономике
Е) С целью ликвидировать последствия голода

Когда предлагалось завершить процесс оседания кочевых хозяйств в Казахстане?

А) К 1933 году
В) К 1940 году
С) К 1937 году
D) К 1939 году
Е) К 1938 году

133. Вооруженное выступление против насильственной коллективизации в Казахстане произошло:

А) Тургайским перегибщикам
В) Семипалатинским перегибщикам
С) Петропавловским перегибщикам
D) Уральским перегибщикам
Е) Семиречинским перегибщикам

Сколько крестьян было привлечено к ответственности в годы коллективизации?

А) Более 56 тысяч
В) Более 40 тысяч
С) Более 30 тысяч
D) Более 45 тысяч
Е) Более 25 тысяч

А) Ф. Голощекину
В) И. Сталину
С) И. Курамысову
D) С. Мендешеву
Е) М.Калинину


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

C) Наличие железнорудных запасов Северного Казахстана.

D) Жезказганскую медь.

Е) Минерально-сырьевые ресурсы Центрального Казахстана.

Школы и училища трудовых резервов создаются в республике в

послевоенное время с целью:

A) Ликвидации нехватки рабочей силы.

B) Организации профессионального образования.

C) Освоения смежной профессии.

D) Занятости населения.

Е) Повышения квалификации рабочих кадров.

Какой метод использовали андроновцы при добыче руды в плотных породах?

А) Метод "огневой проходки".

B) Закладывание шурфа.

D) Кайлование и закладывание шурфа.

Е) Строительство шахтных стволов.

В период раннего средневековья тюркоязычные жители поклонялись

Тенгри и женскому божеству, покровительнице очага и детей

Год ликвидации ханской власти в Младшем жузе.

667. Основной итог национально-освободительного движения 1916г.:

A) Рост национального самосознания.

B) Отмена указа о "реквизиции инородцев".

C) Свержение колониальной администрации.

D) Ослабление колониального гнета.

E) Образование автономии.

В состав Туркестанской Автономии, образованной в ноябре 1917 года,

вошли области Казахстана:

A) Сырдарьинская и Семиреченская.

В) Сырдарьинская и Семипалатинская.

C) Сырдарьинская и Петропавловская.

D) Сырдарьинская и Жаркентская.

E) Сырдарьинская и Ферганская.

669.Учредительный съезд Советов Казахской АССР состоялся 4 октября 1920г. в:

670. "Кызыл керуен", выполнявший пропагандистскую и просветительскую

работу в 20-е годы XX в., прошел путь:

A) От Оренбурга до Семипалатинска.

B) От Петропавловска до Кокчетава.

C) От Кокчетава до Караганды.

D) От Семипалатинска до Усть-Каменогорска.

E) От Оренбурга до Петропавловска.

671. Вместо намеченных 5 лет Турксиб был построен за:

В заговоре строителей Красной столицы (Кзыл-Орды, 1928г.) были обвинены

А) П.Буддаси, С.Голдгор, М.Тынышпаев

В) Ж.Аймаутов, А.Ермеков, Х.Досмухамедов

С) С. Нурпеисов, Н.Нурмаков, С.Сегизбаев

D) Л.Мирзоян, С.Шариков, Т.Жургенов

E) М.Татимов, К.Таштитов. И.Беккер

673. О сакских памятниках Чирик-рабат, Бабиш-мулла, Баланды сообщает греческий учёный:

675. На монетах в раннее средневековье (VI-VIII вв.) представители влиятельных родов ставили:

D) Портреты правителей.

Е) Имя правителя.

Тюркское название Византии в эпоху средневековья.

Находясь в Уральске в 1833 г. А.С.Пушкин сделал записи казахской поэмы

А) Козы-Корпеш - Баян Сулу

Одна из причин голода в Казахстане в 1921 году.

B) Частые восстания шаруа.

C) Нежелание работать на Советы.

D) Проливные дожди.

E) Отток населения из Казахстана.

679. О масштабах пострадавших во время коллективизации Сталину написал в своем письме в марте 1933 года, общественный деятель Казахстана:

Читайте также: