Что открыли в древнем китае

Обновлено: 18.09.2024

История компаса, как и многих других выдающихся изобретений, начинается в Китае. Первое упоминание о нем датируется 235-м годом до н.э., хотя изобретен он был, по всей видимости, гораздо раньше. Основная деталь этого древнего устройства, называемого сынань, что в переводе значит "показывающий на юг", представляла собой выточенную из магнетита и тщательно отполированную ложку. К ложке прилагалась гладкая дощечка, расчерченная на стороны света и с нарисованными на ней зодиакальными созвездиями. Ложку помещали в центр дощечки и раскручивали, остановившись, она указывала приподнятой над поверхностью тонкой ручкой на юг. Кстати, сама форма ложки тоже была выбрана не случайно, она изображала созвездие Большой Медведицы, которое в Китае называли Небесным Ковшом. Были у этого приспособления и некоторые недостатки. Во-первых, между магнетитовой ложкой и дощечкой, как бы хорошо они ни были отполированы, все же существовало достаточно сильное трение, поэтому компас был не слишком точным. Во-вторых, магнетит - хрупкий и плохо поддающийся обработке материал, и выточить из него такой гладкий и хорошо сбалансированный предмет, как ложечка для компаса, было совсем непросто. Впрочем, нам точно неизвестно, использовался ли этот древний компас для навигации. Предполагают, что основной сферой его применения был фэн-шуй.

Усовершенствование конструкции

Со временем появились новые, более совершенные, разновидности компаса. Китайцы обнаружили, что магниты можно получать и искусственным путем, и это упростило изготовление стрелки. Также предпринимались попытки сконструировать такой компас, в котором бы стрелка могла вращаться максимально свободно. К 10-му веку для определения сторон света намагниченную иголку помещали в сосуд с водой. Об этом упоминается в трактате "Основы военного дела”, датируемом 1044-м годом.

В 11-м веке изучению свойств магнитов и изобретению новых типов компаса много внимания уделил ученый Шэнь Гуа. Он придумал крепить намагниченную иголку к свободно свисающей нитке, и он же предложил другой вариант: насаживать стрелку на вертикальный стержень, что практически соответствует современной конструкции компаса. Также ему удалось установить разницу между магнитным и географическим полюсом.

Механическое чудо

Стоит упомянуть еще об одном интересном навигационном приспособлении, изобретенном в древнем Китае. Это колесница, указывающая на юг. На ней устанавливалась человеческая фигурка, всегда показывавшая на юг вытянутой рукой, в какую бы сторону не свернул возница. Однако принцип ее действия основан вовсе не на явлении магнетизма. Колесница представляла собой замысловатую механическую конструкцию, в которой вращение фигурки определялось разницей в скорости вращения колес на поворотах.

Европейская история компаса

А вот в Европе вплоть до Средневековья никаких компасов не существовало. Уже древние греки и египтяне знали о существовании руд с магнитными свойствами. Фокусники демонстрировали разнообразные трюки с кусочками магнита любопытным зевакам. Однако о существовании магнитного поля Земли никто и не подозревал, поэтому изобретение компаса в Европе так и не состоялось. Древние предпочитали не отплывать далеко от берега. Наиболее смелые и искусные мореплаватели ориентировались по звездам, но увы, этот способ навигации хорош только в ясную погоду.

Идею компаса европейцы в начале 13-го века позаимствовали у арабов, которые в свою очередь узнали о нем от китайцев. И вскоре компас начал применяться повсеместно. Был он предельно примитивен: намагниченная иголка, воткнутая в соломинку-поплавок и опущенная в емкость с водой. Был у него один существенный недостаток: если море было неспокойным, приспособление полностью выходило из строя.

И уже в 1269-м году французский ученый Пьер де Марикур описывал в своем "Послании о магните" усовершенствованную конструкцию: стрелка помещалась на серебрянный стержень, заключенный в корпус с разметкой на ободке. Вот только практическое воплощение этой идеи появилось столетием позже. Позднее для удобства добавили также картушку - диск с делениями. А в 17-м веке компас дополнительно снабдили пеленгатором с визиром на конце - вращающейся реечкой, которая позволяла взять точное направление на определенный объект.

Коварный прибор

История компаса не была безоблачной. Случалось, что стрелка вела себя странно. Европейцы не всегда знали, что магнитный и географический полюса не совпадают, и списывали погрешность на неумелого мастера. И если на экваторе отклонение было допустимым, то ближе к полюсам могло завести очень далеко от намеченной цели. Также не было известно, что стрелка отклоняется вблизи больших участков суши, и именно это привело к бунту на корабле, который чуть не положил конец экспедиции Христофора Колумба. Уяснив коварство компаса, моряки регулярно сверяли положение стрелки с Полярной звездой. А окончательно проблема была решена только в 1701 году, когда на основании информации, собранной специальной экспедицией, была составлена и издана первая магнитная карта.

Гирокомпас и спутниковые системы навигации

Самой сложной проблемой оказалось отклонение стрелки под действием железных деталей, которые были и есть на любом корабле. По сути, для магнитного компаса ее не удалось решить до сих пор. Поэтому в 20-м веке морские суда начали оборудовать гирокомпасами, впервые предложенными в 1908 году. А с развитием спутниковых систем навигации появились также электронные компасы, которые, впрочем, к компасам в строгом смысле слова не относятся.

Но несмотря на то что более поздние изобретения вытеснили магнитный компас из современного мореходства, он по-прежнему широко используется геологами и топографами, яхтсменами и рыбаками, и конечно, туристами всех мастей и выходить из употребления не собирается.

 QR-КОД сайта:

ГБОУ школа №430
Петродворцового района
Санкт-Петербурга

Рукан Иван, 5в класс 

Сайт создан по материалам исследовательского проекта "История письменности".

Изобретение бумаги

В 105 г. н.э. одному из придворных по имени Цай Лунь по поручению императора удалось сделать великое открытие нового писчего материала — бумаги. Он изучил опыт предшественников и решил продолжить эксперименты. Для достижения поставленной цели Цай Лунь провел более сотни опытов, в результате которых был найден способ получения бумаги из тутового дерева, конопляного волокна, древесной коры, ветхих тканей и изорванных рыболовных сетей. Все это натиралось на терке, помещалось в огромные котлы и заливалось водой. Полученную смесь тщательно разминали и очень долго варили на медленном огне. Далее массу черпали небольшими порциями и размазывали по специальному ситу. В результате вода стекала, а на сетке оставался влажный лист бумаги, который снимали и помещали между гладкими каменными плитами для окончательной просушки. Так родилась бумага. Это было одним из самых великих открытий человечества.

В IV в. н.э. в конце правления династии Цзынь был издан императорский указ о переходе на бумагу. Писали деревянными палочками, которые обмакивали в черный лак, приготовленный из древесного сока. Шелк также использовали для изготовления бумаги.

До Цай Луня бумагу в Китае делали из пеньки, а ещё раньше — из шёлка, которую изготавливали из бракованных коконов шелкопряда. Цай Лунь растолок волокна шелковицы, древесную золу, тряпки и пеньку. Всё это он смешал с водой и получившуюся массу выложил на форму (деревянная рама и сито из бамбука). После сушки на солнце он эту массу разгладил с помощью камней. В результате получились прочные листы бумаги.

После изобретения Цай Луня процесс производства бумаги стал быстро совершенствоваться. Стали добавлять для повышения прочности крахмал, клей, естественные красители и т. д.

Книгохранилища в Древнем Китае

В Древнем Китае были созданы специальные книгохранилища. Там книги переписывались, по ним составлялись библиографические пособия и каталоги. Уже в те далекие времена исследовательская работа книг и критика произведений изучались в специальных школах, как отдельные предметы.

По началу книги собирались во дворцах правителей. Позже стали появляться библиотеки. Есть мнение, что императорским библиотекарем был знаменитый мыслитель Лао Цзы (VI — V вв. до н.э.).

Здесь представлены буддийские и конфуцианские канонические трактаты, календари, всевозможные карты, книги по медицине и сельскому хозяйству, сборники песен и стихов, книги по гаданию и заговорам, официальные документы и т.д.

Здесь представлены буддийские и конфуцианские канонические трактаты, календари, всевозможные карты, книги по медицине и сельскому хозяйству, сборники песен и стихов, книги по гаданию и заговорам, официальные документы и т.д.

Почему в Европе так поздно узнали о технологии изготовления бумаги?

Древние китайцы скрывали способ изготовления бумаги. Этот способ и згот овления бумаги получил широкое распространение в Китае , в Европу же он попал через Самарканд, где местные арабы переняли Китайский секрет и привезли его в Испанию. В Европу, а далее и в Англию же секрет изготовления бумаги, попал в свою очередь из Испании.

История бумаги - попала в Европу бумага в период с 1000 по 1100 годы современной эры. Постепенно на старом континенте применились и начали делать бумагу сами, но не из растений, а из дерева, такой метод оказался достаточно практичным и несложным в изготовлении. Постепенно бумагу стали делать не только из дерева, но даже из тряпок, а также из старой бумаги, так оказалось, что старую бумагу можно было использовать неоднократно!

Лучшие образцы бумаги научились делать в XVI веке, в те времена бумага, которая вырабатывалась на бумажных фабриках, стоила очень дорого. Ведь технология производства бумаги, предусматривала ручную работу с каждым бумажным листом, который приходилось высушивать и отжимать вручную. Постепенно, бумагу научились изготавливать более современными, промышленными способами, в результате она стала не такой дорогой, иными словами доступной к массовому использованию.

Если говорить о первой производственной машине, по выпуску бумаги промышленным способом, то такую машину изобрели во Франции в 1798 году.



Произведения искусства, обнаруженные в Сычуани, указывают на существование ранее неизвестной цивилизации - последнее из серии открытий, проливающих новый свет на прошлое. Предыдущие находки варьируются от гробницы первого императора до ранних образцов еды и напитков.

Китайские археологи недавно обнаружили серию древних артефактов, указывающих на существование высокоразвитой цивилизации, которая с тех пор исчезла из исторических источников.

В результате масштабных раскопок на участке Саньсиндуй в юго-западной провинции Сычуань, начавшихся в 2019 году, было обнаружено более 500 сложных артефактов, которые были сделаны из золота, бронзы, нефрита и слоновой кости более 3000 лет назад, включая золотую маску, которую, возможно, носил священник.

Хотя новые открытия поразили многих, в стране уже находится 55 объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Открытия, сделанные за последние несколько десятилетий, варьируются от знаменитой Терракотовой армии до некоторых из самых ранних в мире примеров мужского крема для лица и лапши - и даже до соглашения о разводе, заключенного 1200 лет назад.

Вот некоторые из самых замечательных открытий.

Терракотовая армия


Армия скульптур в натуральную величину, часть мавзолея первого императора Китая, была обнаружена в 1970-х годах недалеко от современного Сиань, одной из древних столиц страны. Когда император Цинь Ши Хуан умер в 210 г. до н.э., он был похоронен с армией из более чем 8000 воинов и лошадей, сделанных из терракоты, чтобы защитить его в загробной жизни. Древний историк Сыма Цянь сказал, что 700 000 человек потребовалось 40 лет, чтобы построить мавзолей, который занимает площадь более 50 квадратных километров.

Самая ранняя форма китайского письма


Кости оракула - это древнейшая из известных китайских письменностей.

Иньсюй, расположенный примерно в 500 километрах к югу от Пекина, был последней столицей династии Шан, которая, как полагают, правила примерно с 1600 по 1050 год до н. э. в современной центральной провинции Хэнань.

Это первая китайская династия, в отношении которой существуют археологические свидетельства, в том числе бронзовые предметы, которые славятся своим качеством и мастерством.

Археологические раскопки площадью 30 кв. км включают в себя ряд дворцов и захоронений, где были обнаружены сложные предметы, такие как колесницы и бронзовая керамика, а также оракульные надписи, вырезанные на костях, самая ранняя форма китайской письменности.

Как сообщает государственное информационное агентство "Синьхуа", до конца следующего года в этом месте будет открыт музей, где наряду с письменами на костях будут выставлены изделия из нефрита и бронзы.

Самая старая в мире миска с лапшой


Остатки блюда из лапши возрастом 4000 лет, найденные на месте в современном Цинхае.

В 2005 году ученые обнаружили 4000-летнюю миску лапши, которая была покрыта осадочными отложениями после сильного землетрясения в северо-западной провинции Цинхай.

Находка на стоянке Лацзя является самой древней из известных версий этого блюда и может служить доказательством того, что китайцы были первыми людьми, которые сделали лапшу.

2000-летний спиртной напиток


В 2018 году археологи вылили из бронзового горшка 3,5 литра бледно-желтой жидкости и обнаружили, что она пахнет вином.

Неизвестно, из чего был сделан напиток, но он был найден в гробнице в Лояне в центральной провинции Хэнань, городе, который служил столицей 13 древних династий.

Гробница также содержала бронзовые артефакты, в том числе лампу в форме дикого гуся, а также другие бронзовые артефакты и множество расписных глиняных горшков.

Соглашение о разводе династией Тан


Пара из династии Тан, правившая между 618 и 907 годами, решила расстаться, и их соглашение было найдено в пещере Дуньхуан на северо-западе провинции Ганьсу примерно 1000 лет спустя.

Мужчина написал: "Я хочу, чтобы ты, моя жена, после нашего развода снова расчесала свои прекрасные волосы и покрасила свои красивые брови, и таким образом продемонстрировала свою грацию и вышла замуж за человека высокого социального положения. Тогда мы положим конец нашей вражде и перестанем обижаться друг на друга. Отныне мы будем чувствовать себя расслабленными после расставания и будем наслаждаться счастьем".

Самая старая мужская косметика


Баночка с древним кремом для отбеливания кожи

Группа ученых обнаружила то, что, по их мнению, является 2700-летним отбеливающим кремом для лица для мужчин, хранящимся в богато украшенной бронзовой банке, запечатанной на протяжении тысячелетий.

В 2017 году команда обнаружила сливки в могиле дворянина из периода Вёсен и Осеней (771 - 476 гг. до н.э.), в основном феодального времени, проложившего путь к эпохе Сражающихся царств.

Ученые пришли к выводу, что шесть граммов остатков, обнаруженных на археологическом участке Люцзява в северо-западной провинции Шэньси, были сделаны из жира жвачных животных, смешанного с моногидрокальцитом, минералом, образованным карбонатом кальция и водой.

Тема урока : Древний Китай. Создание объединенного государства. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения.

Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.

- Познакомить учащихся с географическим положением и природными условиями Древнего Китая, показать взаимосвязь природных условий с занятиями жителей страны, помочь сформировать представления о религиозных верованиях китайцев; подвести учащихся к пониманию значения образования единого Китая и изобретения китайцев; продолжить формирование умений строить рассказ на основе текста, навыков соотношения исторических фактов во времени.

- Развивать творческие способности учащихся, монологическую речь, историческое мышление.

- Воспитывать интерес к истории Древнего Китая, уважение к труду и культуре древних людей.

Планируемые результаты:

Личностные : формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира

Регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Познавательные : умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; смысловое чтение;

Коммуникативные : умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

Предметные : использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории; давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.

Тип урока: усвоение и первичное закрепление новых знаний.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный диалог, эвристический, системно-деятельностный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная.

Основные понятия, изучаемые на уроке: империя, император, конфуцианство.

Деятельность учителя

1. Самоопределение к деятельности. Орг. момент

2. Актуализация знаний

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

С историей какого государства мы с вами познакомились на прошлом уроке? (ответ Мы познакомились с историей Индии).

Перед тем как переходить к новой теме мы должны вспомнить ранее изученное.

Расскажите о Древней Индии, когда началось заселение этой территории

3. Постановка учебной задачи.

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

Ребята, а вы хотите дальше знакомиться с историей Древнего мира?

Тогда двинемся дальше на восток.

Работа по карте.

В какой стране мы оказались? (Китай)

Создание эмоционального настроя: просмотр музыкального видео про Китай.

Сформулируйте тему урока . Государство Китай.

Древний Китай. Создание объединенного государства.

-А что вы хотите узнать про это древнее государство?

(Ответы учеников: 1. Узнать более точное географическое расположение этого государства, 2. Как управлялось государство, 3. Чем занимались древние китайцы).

Это и будут задачи нашего урока.

Учитель пишет план урока на доске, ученики в свою тетрадь.

По мере решения каждой учебн.задачи, учитель крепит напротив него магнит (журавля).

Регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

4. Построение проекта выхода из затруднения

Географическое положение Китая.

Для решения первой учебной задачи нам понадобится карта

Работа с исторической картой и учебно-методическим пособием стр. 80

(История. 5 класс. ВПР. 10 тренировочных вариантов:/ О. А.Чернышева. Легион: 2019 г .)

- Опишите, где находится Китай? (Китай это Восточная Азия). Ученик показывает на карте, остальные на местах работают в своей тетради.

- С какими древними государствами он граничит?

- Какими морями омывается Китай? ( Китай омывается водами трех морей – Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского, являющимися окраинными морями Тихого океана. Реки, которые протекают по этой территории Хуанхе и Яндцы. (Дети подписывают и обводят Китай на карте.)

- Какие реки протекают на территории Древнего Китая?

Древнейшие государства в Китае возникли на б ерегах реки Хуанхэ в период бронзы. В VI веке до н.э. китайцы начали обрабатывать железо. Это позволило вырубить густые леса в долине Янцзы — второй великой реки Китая. Теперь царства образовались и в отдалении от больших рек . (Ученики подписывают р.Хуанхэ и Янцзы).

Первую учебную задачу мы решили. Я отмечу это вот таким символом. Учитель крепит журавлика.

Государственной управление.

Давайте посмотрим внимательно на карту Древнего Китая.

Одинаковым ли цветом окрашена территория.

Это говорит о том, что Китай представлял собой совокупность разных царств.

Как вы думаете, это хорошо, что Китай представляет собой разные царства, или не очень. Почему? (Царства могут между собой воевать).

Почему требовалось объединение Китая?

Границы между ними разъединяли людей, препятствовали их ку льтурным и хозяйственным связи .Между китайскими царствами постоянно велись кровопролитные войны, разорявшие страну. Раздробленный Китай не мог успешно обороняться от внешних врагов.

Горестное положение Китая болью отзывалось в сердцах лучших людей страны.

В VI веке до н.э мудрец по имени Конфуций призывал китайцев человечности и уважению старших. Впоследствии его учение стало очень популярным и было назвал конфуцианством.

Конфуцианство – учение о добродетели .(запись в исторический словарь)

Объединение страны оказалось возможным только с наступлением железного века. Орудия труда усовершенствовались, население увеличилось, государственная власть и армии окрепли. В результате крупные царства подчиняли себе мелкие.

Чтобы защитить себя от врагов нужно было не только объединиться.

- Что ещё поможет государству защитить себя от врагов? (сильная армия)

И такая армия была создана.

Одним из крупных царств было царство - Цинь. Его правители создали сильную армию, вооружённую железным оружием. Основу армии составляла пехота с мечами и арбалётами (самострелами или улучшенными луками). Циньские воины были защищены доспехами, но не имели щитов: им полагалось нападать, а не обороняться. Вместо отрядов колесниц была организован а многочисленная конница, в армии введена строжайшая дисциплина.

Записываем в словарь определение

По его приказу срыли укрепления на границах прежних царств и страну поделили на 36 областей во главе с наместниками. Цинь Шихуан ввёл единую для всего Китая монету, единые меры веса, установил единые законы и одинаковоенаписание иероглифов. Цинь Шихуана люто ненавидела многочисленная знать покорённых царств. Тогда он приказал переселить более 100 тысяч знатных семей в новую столицу — Саньян. Всех, кто выражал недовольство, казнили, а их родственников обратили в рабство. Вместо старой знати, передававшей свои должности по наследству, Цинь Шихуан возвысил чиновников, полностью зависевших от него.

На жизнь властителя Китая не раз совершали покушения. Цинь Шихуан выстроил в столице 37 дворцов, соединявшихся длинными переходами, и не ночевал дважды в одном и том же помещении, опасаясь, что его убьют. Он умер ещё не старым человеком.

Император Цинь Шихуана известен, не только объединение страны.

Что же археологи обнаружили? (В гробнице обнаружили: тысяч глиняных статуй конных и пе ших воинов в полном вооружении. Непобедимая армия ЦиньШихуана должна была охранять его и после смерти. )

И это ещё не всё!

Чтобы защитить государство император создал необычное сооружение и это была …… стена.

Это самый крупный архитектурный памятник, который когда-либо был возведён человеческими руками.

Вы хотите узнать об этом грандиозном сооружении?

Целевая установка для детей: ответить на вопросы письменно в тетради.

(ответы пишут в тетради)

1 . Какова протяженность укрепления?

2. Сколько метров высота стены?

3. Каким способом китайские воины передавали сигнал об опасности?

4.Сколько всадников и пеших воинов могло пройти по стене вряд?

Вывод: Великую китайскую стену называют ещё и "восьмым чудом света". Этот шедевр архитектуры таит в себе множество загадок. Кто знает, может кто- нибудь из вас отгадает загадку Китайской стены….

Государственные преобразования, содержание большой армии, невиданное по размаху строительство требовали огромных средств. Налоги и повинности возросли во много раз. Не уплативших налоги обращали в рабство. После смерти ЦиньШихуана в Китае начались волнения. династия Цинь была свергнута. Вожди восставших превратились в новую знать, а безродный староста маленькой деревушки стал основателем новой царской династии.

Ну а мы решили ещё одну учебную задачу.

Учитель напротив второго пункта крепит журавлика.

Игра: если утверждение верное – шагаем, неверное - хлопаем

6.Великое защитное сооружение – гробница.

3. 3. Изобретения древних китайцев.

А мы переходим к третьей задаче.

Занятия китайцев:

Давайте подумаем, чем могли заниматься древние китайцы, если они жили по берегам рек?

Изобретения китайцев.

Ни один наш день, не проходит без огромного количества изобретений, созданных много тысячелетий назад. Мы настолько заняты повседневными делами, что в суете не задумываемся о том, что этого могло и не существовать.

Давайте познакомимся с изобретениями древних китайцев. А поможет нам вот эта китайская коробочка.

Существует легенда, что однажды, когда китайская царица пила чай на открытой террасе своего дворца, с ветки тутового дерева, что красиво свисала тут же, в чашку неожиданно упал кокон бабочки. Острым, накрашенным, длинным ногтем царица попробовала вынуть его из пиалы, но за ноготь зацепилась тонкая нитка. Царица потянула за нитку, и кокон, распаренный в горячем чае, стал разматываться. С тех давних пор прошло уже более пяти тысяч лет.

(Что же такое обнаружила императрица- ответ шелк)

Из паутинных мешочков (коконов), которые создают шелковичные черви, китайцы научились изготовлять шёлк , красивую и прочную ткань, которая высоко ценилась во всём древнем мире. Главный торговый путь через Азию, начинавшийся на севере Китая под защитой Великой Китайской стены, получил название Великий шёлковый путь.

В конце I тысячелетия до н.э. в Китае появилось другое замечательное изобретение — бумага. Её изготовляли из волокон бамбука, коры деревьев и тряпья. Их превращали в кашицу и заполняли ими специальную рамку с сетчатым дном. Форму встряхивали, при этом волокна переплетались, а лишняя вода стекала. Полученный лист бумаги сушили и прессовали. Так же Китайцам принадлежит немало выдающихся изобретений. Это компас, фарфор, порох и многое другое. Китайцы первыми в мире стали выращивать чай. Китайцы изобрели первыми бумажные день г и и игральных карт.

Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;смысловое чтение;

Коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Личностные : формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира

5. Первичное закрепление.

Закрепление .

Теперь давайте выполним зад. 6 на стр.80

Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей Древнего Китая?

Каждый ученик работает индивидуально в своей рабочей тетради.

Осуществляется проверка

Давайте посмотрим, ответили ли мы на все вопросы, которые ставили перед собой в начале урока?

- Что вы запомнили сегодня на уроке?

- Что вас удивило?

- Как вы оцениваете личность императора?

Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,

7. Рефлексия деятельности

На новый год в Китае принято запускать воздушные фонарики. На столе у вас фонарики разных цветов (по степени сложности материала урока, учащиеся выбирают фонарик нужного цвета) Например: Красный-материал был слишком сложным и непонятным, желтый- у меня остались вопросы, зеленый- я всё понял и узнал много нового.

Ученики крепят фонарики на доску.

Учитель выставляет и комментирует оценки за урок.

регулятивные: владение основами самоконтроля, самооценки,

Инструктаж домашнего задание

параграф 20 вопросы устно.

Письменно в тетрадь: Почему Конфуция почитали китайцы?

Поразмышляйте над его высказыванием: Красота есть во всем, но не всем дано это видеть.

Напишите на доске слова и устно объясните их значение:

Перечисли, что из созданного индийцами в древности используется людьми и в наше время:

Читайте также: