Что привезти в литву из россии

Обновлено: 18.09.2024

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Девушки, есть что-то особенное косметическое в этой Балтийской стране? Не в Дьютике - еду на автобусе. Соответствующий тег изучила - ничего. Решила спросить, как говориться, на всякий случай)

Я, когда год назад ездила в Литву, обратила внимание на местную косметику Margaritha(или что-то похожее), их "крем для волоc с УФ-фильтрами" на мой взгляд - отличная вещь, да и вообще линия для волос интересная. По ценам - очень даже бюджетно

Видела польский Инглот в Вильнюсе (в каком-то торговом центре). О качестве ничего сказать не могу, пробегала мимо))

нашла через сайт Инлота - OZAS Gallery. Местонахождение можно через гугл-мэпс поискать, он недалеко от центра, вроде бы, находился.
Удачи!

1. Набор кистей. http://inglotcosmetics.com/travel.brush.set.red.4/products/567/645
Так как я только начинающий косметический маньяк, с кистями у меня была большая проблема, а спускать на них целое состояние не хотелось. Пользуюсь теперь этим набором каждый день и он меня абсолютно устраивает,не хватает только для пудры кисти, но я ее здесь купила. Цена вопроса 57 лит.
2. Три подводки в баночках, http://inglotcosmetics.com/matte.collection. amc.eyeliner.gel/products/146/346. номера 74, 83 и 87. Они меня впечатлили больше всего (особенно 83), при первой же возможности (ах, вот только когда?)))) пополню коллекцию другими цветами. Купила еще кисть для подводки, но наношу белой кисточкой из набора, мне почему-то удобнее ей. Цена 25 лит.
3. Карандаш для губ http://inglotcosmetics.com/soft.precision.lipliner/products/140/224 . Никогда раньше не пользовалась, никаких нареканий нет))) Цену не помню.
4. Блеск для губ http://inglotcosmetics.com/sleeks.lip.gloss/products/140/216 у меня без блесток, плотный по покрытию, ближе к жидкой помаде, чем к блеску(ну это для меня). Очень нравится! Стоит в районе 18 лит, но могу ошибаться.
и http://inglotcosmetics.com/lip.duo.lip.gloss.lip.paint/products/140/507 , номер 25. Цвет красивый и держится очень долго. 25 лит
5. Такая штука http://inglotcosmetics.com/amc.white.highlighting.powder/products/139/334 . Купила, на следующий день нанесла, и подруга весь день восхищалась солнцем и тем, как оно отражается у меня на лице, фотографировала меня постоянно.))) Ну, я не стала ее расстраивать и говорить, что это всего-лишь правильный хайлайтер)))
6. Тени. Собрала три палетки, одну себе, две в подарок. Все очень довольны, тени хорошие, для своей цены просто отличные. Цвета насыщенные, наносятся замечательно. Но, конечно, не идеальные. Они сильно "пылят", когда их на кисть или аппликатор набираешь, пачкают коробочку.(Надеюсь, Вы поняли мое объяснение))) В общем, если бы у меня не было уже нескольких палеток ИСЛ, мне бы они понравились гораздо больше. Ах, да, у меня в палетке с тенями еще румяна есть, про них то же самое могу сказать. Они прекрасные, но румяна Шанель намного прекраснее))
7. Лаки, не советую. Наносить нужно по три слоя, вроде и ничего получается, но все равно ощущение не то((. Стоят по 25 лит, так что гораздо лучше вместо них подводку в баночках купить))
Вроде все, могу еще сказать, что там была очень приятные девушка-консультант, которая себе не одну руку раскрасила, пока я это все выбирала))) А когда я третий раз за два дня зашла в магазин "посмотреть, может что еще осталось", уже не могла скрывать улыбку.
Ну, надеюсь, мой отзыв Вам помог. Расскажите потом обязательно, чем Ваш шоппинг закончится.

ооооо)) спасибо большое за такой развернутый ответ) Почитала его, и расстроилась - в Вильнюсе я скорее всего не буду(( А потом обрадовалась - через пару недель буду во Львове! Обязательно посмотрю кисти и подводки!

Во-первых, обидно пропустить что-то интересное и аутентичное, во-вторых, из путешествия всегда хочется привезти что-нибудь на память.

Первое что приходит на ум, когда задумываешься о покупках в Латвии, это Рижский бальзам, шпроты и косметика Dzintars.

1. Рижский бальзам продается в супермаркетах, сувенирных лавках и даже в отелях. Самая выгодная цена, конечно же, в супермаркете. Сначала мы не распробовали бальзам. Его невозможно употреблять в чистом виде.

Оказалось, что местные жители делают коктейль из сока черной смородины и рижского бальзама. Сок тоже повсеместно продается в магазинах. А еще бальзам добавляют в чай.


2. Шпроты. Казалось бы зачем вести из Латвии шпроты? Все равно они продаются в России. Несмотря на некоторый скепсис, я все таки прикупила немного консервов. А потом пожалела, что купила так мало. Необъяснимо, но факт — шпроты из Риги самые вкусные, которые я когда-либо пробовала.

3. Dzintars. Фирменные магазинчики встречались в старом городе, но я туда не стала заходить. В Нижнем Новгороде есть официальное представительство известной косметической фирмы и при желании все можно купить дома.

4. Янтарь и украшения из него. И в Риги и в Вильнюсе я встречала множество магазинчиков и лавочек, которые продают изделия из янтаря. При покупке нужно быть особенно внимательным, очень много подделок.


6. Керамика. Здесь выбор более чем достаточный — тарелочки, кружки, различные фигурки, копилки и т.д.


С Литвой немного сложнее, чем-то особенным страна не известна. Именно поэтому я просто отправилась в супермаркет с надеждой, что идея придет сама собой :).

1. Местная косметика. Я люблю привозить из поездок различные косметические штучки. Не что-то special, а продукцию широкого использования: крем для рук, лосьон, шампунь и т.д.


2. Настойка 999. Сама не пробовала, но в магазинах встречала повсеместно.


3. Продукты. Я решила объединить в один пункт все возможные вкусняшки. В Литве отличные мясные деликатесы, хлеб, пиво и сыр. Местные рекомендуют покупать литовский сорт сыра Джугас в фирменных магазинах.


5. Изделия из льна. Здесь особо нечего рассказывать. Я льном не интересуюсь, но в качестве идеи для подарка указать можно.

Кстати, в Вильнюсе есть магазинчик Tiger, который приглянулся мне в Италии. Так что можно туда заглянуть и приобрести различные сувениры.

Этой статьей я завершаю обзор нашего новогоднего автопутешествия в Прибалтику. Совсем скоро я продолжу тему прогулок по Нижнему Новгороду и личных размышлений на тему путешествий :).

Чудесное у вас получилось новогоднее путешествие. Про латвийские сувениры наслышана, а вот литовские для меня были откровением, особенно понравился тортик. Вы его пробовали?

Тортик мы не попробовали. Читала, что он готовится на открытом огне и вкус "на любителя". В магазинах я не увидела маленькие порции на попробовать, только вот такие огромные как на картинке.

Да, тортик весьма необычный, привлекает внимание 🙂
А рижский бальзам — это классика. И с чаем хорош, и с кофе. Некоторые любители в водку добавляют немного.

Вот с кофе я не пробовала). Самый вкусный вариант все таки с черносмородиновым соком.

Подтверждаю — настойка — очень хорошая! Могу рекомендовать желтого цвета)
Красная — по-моему более сладкая и полегче!

Желтая с каким вкусом? Цитрус?

Рижские шпроты мне как-то удалось попробовать. Действительно очень вкусные. В России в их сторону я вообще даже не смотрю никогда. Ну и торт я бы тоже попробовала обязательно, выглядит очень аппетитным. Интересно, из чего он?

Тесто у него вполне обыкновенное, а вот выпекается на вертеле (на открытом огне).

Оксана, с удовольствием прочитала Вашу статью и улыбнулась — на столе стоит "Рижский бальзам" — долго держали в "загашнике" и недавно решили употребить. Добавляю в чай и кофе. Согласна про шпроты — тоже жалела, что мало купила. В вот "Дзинтарс", к сожалению, мне не подошёл — откуда не возьмись на коже вылезла ужасная аллергия, которой с роду никогда не было. Спасибо за советы по Литве, мотаю на ус!

И у нас тоже Рижский бальзам в загашнике. Особенно актуален к чаю, когда вечером хочется немного расслабиться).

Я в Риге раньше всегда покупала трикотаж, шоколад, косметику, парфюмерию. Рижский бальзам и у нас всегда продавался. Я спокойно к нему отношусь как и янтарю. Самые любимые мной сувениры в поездках сейчас — книги и путеводители и кружки — чашки. Вообще же сейчас, когда мы ездим в путешествия очень часто, на сувениры стали тратиться мало. Просто жалко денег. Те же самые магниты еще покупаю по привычке (ну люблю я их), но уже давно храню их в пакетах. Холодильник завесили дальше некуда.
Мне кажется, что сувениры и покупки в поездках больше интересны туристам. Для кого любая поездка редкое событие. А для путешественника лучший подарок — само путешествие. 🙂

Я тоже заметила за собой, что сувениры уже практически не привожу из поездок, максимум что-нибудь вкусненькое или подарки родным.

Еще сыр можно привезти. Он у прибалтов отменный, особенно в Литве!

Я про сыр не забыла, просто не стала отдельно писать, а упомянула в разделе "продукты".


Как купить авто в Литве

Подержанную машину в странах Прибалтики можно приобрести значительно дешевле, по сравнению с европейской частью России. Литва, Латвия и Эстония являются членами Евросоюза, и местные предприимчивые перекупщики везут сюда автомобили со всей Европы. Среди россиян, пожелавших купить б/у авто из Прибалтики, очень популярна Литва.

Так как Литва является государством-членом Европейского союза, для самостоятельной покупки автомобиля в Литве вам потребуется оформить визу. Для начала вам необходимо перевести бюджет на покупку автомобиля в евро, так в Литве удобнее вести расчет именно в этой валюте.

Как купить авто в Литве

Осмотр авто в Литве нужно делать тщательно по возможности можно договориться с продавцом о поездке на СТО

Сразу определимся с возрастом автомобиля: он не должен быть младше 3 и старше 5 лет по дате производства (не дате первой регистрации, которая указывается в Европе). Дата производства определяется по VIN номеру автомобиля на одном из общедоступных ресурсов.

Для начала необходимо найти интересующие вас автомобили на таких Литовских сайтах как autoplius.lt и autogidas.lt. В основном, продажа авто в Литве осуществляется именно через эти сайты. Чаще всего цены указаны без НДС (PVM по-литовски), с пометкой + налоги / экспорт. Это как раз те цены, на которые нужно ориентироваться, так как вы хотите купить авто в Литве на экспорт.

Резервировать автомобиль отправляя залог литовскому продавцу нет необходимости, потому что скорее всего по телефону вам все будут говорить, что автомобиль в отличном состоянии. Верит на слово не стоит, можно предварительно договориться с продавцом о том, что вы приедете на осмотр.

Осмотр авто в Литве нужно делать тщательно, по возможности можно договориться с продавцом о поездке на СТО. Не каждый продавец на это согласится, но, если автомобиль вам понравился, есть смысл настоять. Диагностика автомобиля в Литве не стоит больших денег, поэтому в этом определенно есть смысл.

Оформление и продажа авто в Литве

 оформить документы на экспорт

Когда вы определились с автомобилем договорились с продавцом о цене необходимо при продаже авто оформить документы на экспорт

Когда вы определились с автомобилем, договорились с продавцом о цене, необходимо при продаже авто оформить документы на экспорт. Данные документы при покупке чаще всего оформляет продавец, так как он же заинтересован, чтобы экспорт был выполнен корректно. Средняя стоимость оформления документов при покупке авто в Литве — 80 евро.

Также продавец может попросить вас оставить залог на то, то вы после покупки вывезете автомобиль из ЕС. Как правило просят 300-500 евро. Обязательно попросите у продавца бумагу на эту сумму. Оформление занимает как правило около от 1 до 3 часов в зависимости от очереди в Регитре.

После того экспорт оформлен продавец должен передать вам:

  • техпаспорт;
  • документ на транзитные номера и сами номера;
  • страховка по Литве + зеленая карта. Если зеленую карту вам не дали, это не страшно, просто нужно не забыть сделать страховку на белорусской границе (на 15 дней по вин номеру);
  • экспортная декларация;
  • инвойс/договор купли-продажи на ваше имя.

При выезде на литовской границе попросите таможенника поставить печать в экспортной декларации. Ничего страшного, если вам откажут, но часто таможенники ставят печать, что является дополнительным подтверждением вывоза автомобиля. Литовский продавец увидит подтверждение в системе, но люди есть разные, лучше перестраховаться.

Растаможка автомобиля из Литвы

гаи

За автомобиль с пробегом при таможенной очистке потребуется оплатить пошлину. Размер ее определяется индивидуально. Зависит стоимость растаможки от большого числа факторов.

Также есть определенные правила для ввоза легковых автомобилей, осуществляемого физическим лицом:

  • разрешено ввозить только одну автомашину в год;
  • ввоз второго разрешен при наличии письменного согласия начальника таможни;
  • ввоз третьего будет осуществлен по общим правилам, как для юридических лиц.

Паспорта транспортных средств в настоящее время не выдаются для ТС с экологическим типом мотора ЕВРО 1, ЕВРО 2, ЕВРО 3. Россия проводит политику постепенной ликвидации автомобилей, которые заправляются неэкологичными видами топлива.

Стоимость таможенной очистки очень важна. Каждый автолюбитель, приобретая транспортное средство в Литве, рассчитывает на выгодную сделку.

гам

Важно чтобы сумма стоимости авто за границей ее транспортировки и таможенной очистки была бы ниже чем цена идентичного на рынке в России

Важно, чтобы сумма стоимости авто за границей, ее транспортировки и таможенной очистки была бы ниже, чем цена идентичного на рынке в России.

Можно ли купить авто из Литвы без растаможки

Если кому-то такая процедура покажется сложной, всегда можно воспользоваться услугами брокерских компаний. Не рекомендуется уклоняться от уплаты пошлин и процедура таможенной очистки.

Однако, существует ряд способов ввоза авто без таможенной очистки с ограничениями:

  • временный ввоз сроком на 1 год (только для иностранных граждан);
  • ввоз с оформлением в иностранном государстве (ограничен сроком до 6 месяцев).

Приобретение автомобилей из Литвы

Приобретение автомобилей из Литвы

Прежде чем отправляться в Литву за автомобилем рекомендуется предварительно определить его цену и примерную стоимость растаможки

Процедуру по внесению залога нужно провести за несколько дней до того, как вы собираетесь пересечь границу, ведь на зачисление денег уйдет некоторое время. Поэтому не получится внести залог сразу же в пункте пропуска на таможне. В том случае, если вы не знаете точную стоимость растаможки, лучше заплатить большую сумму. Оставшиеся деньги вам будут возвращены в течение двух месяцев.

Во время внесения залога следует указать, через какой пограничный пункт будет транспортироваться купленный в Литве автомобиль. Также потребуется указать точную дату прибытия, однако по факту допускается отклонение в несколько дней от запланированного графика.

При обращении в транспортную компанию для приобретения автомобиля в Литве вам не придется самостоятельно планировать маршрут следования. А вот если вы поедете за машиной в Прибалтику сами, то об этом мероприятии необходимо позаботиться заранее.

Естественно, нужно спланировать маршрут так, чтобы он был наиболее кратчайшим. Однако не стоит забывать, что качество дорог, особенно на территории России, может сильно отличаться. Этот момент также следует учитывать.

При самостоятельном оформлении автомобиля на таможне вам понадобятся следующие документы:

  • ксерокопии документов на машину;
  • декларация формы ТД-6 (при транспортировке на автовозе или контейнере);
  • таможенная расписка;
  • гарантийный сертификат.

В пассажирской декларации ТД-6 указывается марка и модель автомобиля, а также вписывается её VIN номер. Т.к. машина оформляется, как несопровождаемый багаж, то также необходимо указать номер транспортного средства, при помощи которого машина перевозится.

Стоит ли пригонять подержанный автомобиль из Литвы

Но есть один большой плюс — цены здесь действительно низкие, и именно поэтому торговля идет очень бойко, многие машины раскупаются еще до того, как они успели занять свое место на рынке. Среди покупателей очень много жителей Калининграда, приезжают сюда и люди из соседних Эстонии, Латвии, Белоруссии, и конечно же России. Также очень много машин покупают на запчасти.

Узнать уровень цен можно на любом сайте бесплатных автообъявлений. Как правило, продавцы сразу же указывают все недостатки и размещают качественные фотографии. Однако цены могут ввести в смущение, мы видим две цены — цена в Литве и цена на экспорт. В некоторых случаях эти значения могут различаться в несколько раз — в Литве машина стоит 1,5 тысяч евро, а на экспорт — 5 тыс.

Не стоит обращать внимание на цену в Литве — таким образом продавцы хотят обмануть поисковую систему сайта, чтобы их объявление появилось как можно выше в списке. Цена на экспорт должна быть ниже цены в Литве, поскольку при пересечении границы вам должны вернуть 18 процентов НДС — это условие работает во всех странах ЕС.

Авто из Прибалтики

гпм

Способы ввоза авто из Прибалтики

Таможенное оформление по всем правилам – серьезная процедура для тех, кто хочет купить транспортное средство за границей, но эксплуатировать его в России. Оформление документов на таможенном пункте и уплата пошлин требует времени и серьёзных затрат.

Если автомобиль ввозится в страну легально без растаможки, у его владельца появляется возможность сэкономить деньги и время.

С одной стороны, он становится собственником качественного транспортного средства, но с другой – возникает масса ограничений:

  • не растаможенный автомобиль может находиться в России определенное время;
  • управлять ТС может только лицо, оформившее временный ввоз;
  • авто нельзя продавать, дарить или передавать по доверенности;
  • не допускается использование машины в коммерческих целях;
  • нельзя пересекать границу с другими соседними государствами.

гаи

Эксплуатация транспортного средства в России без растаможки осуществляется только на условиях временного ввоза

Эксплуатация транспортного средства в России без растаможки осуществляется только на условиях временного ввоза, но этой возможностью воспользоваться могут не все. Такое право предоставляется: гражданам иностранных государств, временно находящимся или проживающим на территории РФ; россиянам, проживающим на территории другой страны.

Ввозимое транспортное средство должно соответствовать экологическому стандарту ЕВРО-4 и выше, а также на нём не должно быть более 12 посадочных мест с учётом сиденья для водителя. Использовать его можно только в личных целях. Максимальное время пребывания на территории РФ составляет один год.

гаи

Временный ввоз авто из Прибалтики гражданином России

Чтобы пригнать машину из другой страны на условиях временного ввоза, гражданину России необходимо соответствовать следующим требованиям:

  • наличие вида на жительство на территории ЕС;
  • наличие паспорта гражданина одной из стран Европы (двойное гражданство).

Максимальный срок временного ввоза ТС для граждан России составляет всего полгода. Таким образом, для россиянина единственная возможность воспользоваться такой легальной схемой – оформление вида на жительства в странах Евросоюза или получение гражданства. Проходить это процедуру только в целях покупки подержанной машины в Прибалтике неразумно.

За получение вида на жительство необходимо заплатить около 4000 евро и ещё ежемесячный налог в размере 300 евро, а также соблюсти ряд обязательных условий – иметь недвижимое имущество в чужой стране и проводить там определённое время в течение года. Если речь идёт не о дорогих моделях машин, таможенное оформление обойдётся намного дешевле, чем расходы на официальное проживание в чужой стране.

Советы о ввозе авто из Прибалтики

гаи

Чтобы легально пользоваться машиной ввезённой из Прибалтики необходимо оформить её по всем правилам в таможенных органах

Оформление временного ввоза имеет смысл, только если вы намерены пригнать дорогую модель и готовы соблюдать все ограничения по её использованию. С иностранными номерами вам ещё потребуется привыкнуть к пристальному вниманию со стороны инспекторов ГИБДД. Обойти растаможку по серым схемам могут решиться только любители риска.

Меры наказания за нарушение таможенного законодательства

Меры наказания за нарушение таможенного законодательства изложены в главе 16 КоАП РФ и статье 194 УК РФ.

Административная ответственность наступает в следующих случаях:

  • нарушение сроков подачи декларации на ввозимое транспортное средство – 1000-2000 руб.;
  • несвоевременная уплата сборов и пошлин – 500-2500 руб.;
  • несвоевременный обратный вывоз автомобиля, попавшего в Россию по временному ввозу – 1500-2500 руб.

Уголовная ответственность наступает при неуплате сборов и пошлин в сумме более 1 млн рублей. Когда речь идёт о моделях премиум-сегмента, размеры платежей могут запросто преодолеть этот порог.

УК РФ в этом случае предусматривает следующие меры наказания:

Литовские журналисты выяснили, в каких условиях работают иностранные дальнобойщики. С переработками, обманом и мошенничеством сталкиваются практически все – а некоторые оставляют в рейсах здоровье и даже лишаются жизни.

В конце апреля интернет-канал Laisvės TV опубликовал масштабное расследование – двухчасовой фильм, посвященный работе водителей в литовских транспортных компаниях. Дальнобойщики из России и стран СНГ зачастую оказываются в положении рабов: их заставляют нарушать режим труда и отдыха, а за отказ работать сверхурочно штрафуют и увольняют.

Нередки случаи шантажа: дальнобойщикам угрожают полным лишением зарплаты. Тех же, кто осмелится бороться за свои права, оставляют без денег в незнакомой стране, а иногда и избивают. Более того: рабские условия труда зачастую приводят к непоправимым трагедиям.

Люди третьего сорта

В Литве работает около 77 тысяч дальнобойщиков, и большинство из них - выходцы из стран СНГ и Средней Азии. Российские, белорусские и украинские сайты пестрят объявлениями о вакансиях в литовских компаниях, сулящими высокие (около 2000 евро) зарплаты и социальные гарантии.

На деле всё не так радужно. В объявлениях не указано, что основная часть зарплаты выплачивается в виде суточных, которые водителю придётся тратить на расходы во время командировки (из них также не начисляется пенсия и другие пособия). И всё же водители едут в Литву, потому что даже после вычета расходов такая зарплата превышает зарплату во многих странах СНГ.

— Конечно, Литва член ЕС. И люди едут сюда, думая, что это Европа, что здесь созданы все условия для того, чтобы ты работал и нормально отдыхал. Они действительно созданы, но не для тебя, – рассказывает водитель из России Дмитрий. – Водители сталкиваются с беспределом: они ездят по-черному, не получают зарплату, их обманывают постоянно и на каждом шагу. Ты здесь человек даже не второго, а третьего сорта.

Россиянам, украинцам и белорусам добраться до Литвы сравнительно легко. А жителю Таджикистана Азизу пришлось копить на поездку пять месяцев. Если бы он получил обещанные 1800 евро, то окупил бы расходы на дорогу очень быстро – но случилось иначе. После подписания контракта с компанией Hegelmann работы для водителя не нашлось, и его полтора месяца продержали в арендованном домике, в маленькой комнате с еще тремя такими же дальнобойщиками: это распространённая практика.


В таких условиях дальнобойщики дожидаются каденции.

Вырвавшись из таких комнат, водители сталкиваются с еще одним неприятным сюрпризом, так называемой "бочкой". Это денежные сборы, которые работодатели взимают за возможные инциденты в будущем.

Водителей заставляют платить за нарушения, которые они не совершили и, возможно, никогда не совершат. Разумеется, эти сборы незаконны.

Работодатели собирают "бочку" двумя способами: либо водители платят указанную сумму прежде чем приступить к работе, либо она постепенно вычитается из их зарплат. Менеджеры обещают вернуть эти деньги при увольнении, но чаще всего этого не происходит.

— С литовцев не снимают, а с нас снимают по 30 евро каждый день, – рассказывает украинец Сергей, работающий в компании Hoptransa. – Если кто-то попадёт в аварию или повредит машину, эти деньги пойдут на ремонт. Это неофициально, нигде в договорах такого прописано не было.

Сбор "бочек" – давняя и неизменная традиция литовских перевозчиков. Еще в 2016 году суд установил, что компания Transimeksa взимала со своих сотрудников незаконные сборы. Водители свидетельствовали в суде, что за каждую поездку с них высчитывали по 50 евро до того момента, пока компании не удавалось собрать по тысяче с человека.

Иногда перед началом работы водителей заставляют подписать долговой вексель – это тоже своеобразная страховка от возможных происшествий.

— Это задолженность, и в любой момент работодатель может взять вексель, пойти к судебному приставу и взыскать сумму, на которую подписан вексель. Получается, что не работодатель остаётся в долгу перед сотрудником, а наоборот, сотрудник должен работодателю за то, что у него работал, – рассказывает Аудрюс Цузанаускас, глава Альянса профсоюзов Литвы.

Не оштрафует полиция – оштрафует работодатель

Транспортные компании обычно не выводят свои машины из Центральной Европы. Чтобы добраться до грузовиков, водителям приходится несколько дней трястись в микроавтобусах.

— Садят кучу водителей и везут по Европе. Двоих надо в Париже высадить, одного возле Бордо, одного в Милане, одного в Берлине. Вот и едут по кругу. Пять дней в кресле без душа и туалета, едят фастфуд. человек пять дней едет на работу, и чего ему хочется, когда он приезжает? Убивать ему хочется, – рассказывает водитель из Беларуси Вадим.

Литовские компании принуждают водителей нарушать европейские ПДД, а тех, кто не подчиняется, штрафуют. Известны случаи, когда логисты заставляли водителей избегать платных магистралей и ехать по бесплатным дорогам, на которых движение грузовиков запрещено.

Даже если водителя не оштрафует полиция, его может оштрафовать работодатель – например, за отклонения от маршрута. Вадим рассказывает о том, как выбрал другой путь из-за ремонта дорожного полотна и получил штраф в 100 евро. Эту же информацию на условиях анонимности подтвердил менеджер, работающий в компании Girteka. Таким образом перевозчики борются с перепробегами.


Водителей заставляют как можно меньше использовать "молотки" и выполнять не связанные с вождением работы за счёт времени, отведённого на отдых.

Чтобы утвердиться на рынке Западной Европы и получить преимущество над конкурентами, литовские перевозчики заставляют водителей нарушать РТО. По правилам дальнобойщики в Европе должны непрерывно отдыхать вне кабины большегруза в течение 45 часов не реже одного раза в две недели, но литовские компании наказывают водителей за такой отдых.

— Мы срываем паузы, потому что штраф за сорванную паузу меньше, чем за отдых в кабине. Если поймают на отдыхе в кабине, то штраф несколько тысяч евро, а если на срыве паузы, то штраф 300-700 евро, – рассказывает Дмитрий. – Я на отдых встал и говорю логисту: четыре ночи подряд ехал, я ничего не буду нарушать, сейчас рухну и буду спать! Она напрямую говорит – будет штраф. Я пожал плечами: окей, дело ваше. Потом позвонил главный менеджер, общался грубо, угрожал. Я вёл запись разговора и предупредил его об этом. Ему это не помешало послать меня "пешком" домой с Италии!

По правилам водители должны проводить 45-часовой отдых в гостинице, но на деле в гостиницах никто не отдыхает. Перевозчики дают дальнобойщикам специальные инструкции. В них подробно рассказывается, как перехитрить полицейских, если они застукают водителя в кабине, а не в отеле. Например, водителям запрещается вставать на паузу возле пунктов загрузки и выгрузки, им нужно находиться в кабине с закрытыми шторами, а если проверки не удалось избежать – отрицать, что они стоят на 45-часовой паузе.

Украинец Сергей, работающий в Hoptransa, говорит, что у компании есть соглашения с отелями, поэтому водители могут зарегистрироваться в них и получить листок регистрации, который они позже покажут в полиции – хотя в отеле на самом деле не остановятся.

Есть и другая практика нарушения РТО: использование режима отдыха (паузы) на тахографе во время выполнения "других работ" (т.н. "молотки").

— Нам говорят – ты должен принимать груз и крепить его не на молотках, а на паузе! Но как это может считаться паузой, если ты работаешь? Крепишь груз, а иногда и грузишь его сам электрической рохлей. Или обычной, это еще веселее, – рассказывает Сергей.

Если "молотки" составляют более 20 процентов рабочего времени, водитель получает штраф. В распоряжении Альянса профсоюзов есть подтверждающие это документы: табели учета рабочего времени с отмеченными штрафами. Но перевозчики всё отрицают.


Табели учёта, в которых отмечены штрафы за отдых по правилам, оказались в распоряжении литовского альянса профсоюзов.

Авторы расследования смогли получить видеозапись, на которой менеджер компании Kamida учит водителей не использовать "молотки".

В ответ на запрос журналистов директор компании Каролина Микенене заявила, что приезжие из других стран имеют советское мышление и привычки, и поэтому слишком часто отмечают "другие работы", а менеджер пытался привить им привычную для Литвы культуру эффективного труда.

Избиение в спальнике


На Олександра подняли руку его непосредственные работодатели – владельцы транспортной компании.

По данным профсоюзов, ситуация ухудшается с каждым годом. Некоторые из обратившихся за помощью водителей проводили в командировках по пять, шесть и даже девять месяцев. Работодатели просто не позволяли им уходить в отпуск, угрожая полным лишением зарплаты. В таком положении оказался украинец Олександр, работавший в компании VIRR, которой управляют отец и сын. Во время пандемии он попросил отпуск, потому что чувствовал, что не может работать из-за усталости. Работодатель не отвечал на просьбы водителя, а когда тот заявил о намерении уволиться и сказал, что отдаст CMR только после выплаты зарплаты, перешел к рукоприкладству.

— Сперва сын залез в кабину и начал меня толкать, пытался забрать документы. Потом залез его отец. Они затолкали меня в спальник. Сын сковал мои руки, а отец начал дергать за волосы. Я сказал, что вызову полицию, взял телефон, начал набирать номер. Три раза у меня выбивали телефон из рук. Мне всё-таки удалось закрыть телефон телом и вызвать полицию, после чего они прекратили дебоширить. Мне сказали что я дурак и зарплату мне теперь не дадут, – рассказывает Олександр.

Представители VIRR опровергли эту информацию, но вскоре в СМИ попали данные о другом подобном случае. Второй водитель, которого избили литовские предприниматели, тоже оказался украинцем.

Отец и сын действовали по аналогичной схеме: затолкали дальнобойщика в спальник и несколько раз ударили кулаком по голове, после чего выкинули из машины и с 20 евро в кармане оставили в Польше. До Литвы ему пришлось добираться на попутной машине.

Водители рассказывают о других подобных историях. Иногда дальнобойщиков оставляют без денег в Западной Европе, вдали от родины. Так случилось с украинцем Алексеем, работавшим в компании Avima: его привезли на автовокзал Антверпена, пообещав оплатить билет до Вильнюса. Однако билет на электронную почту так и не пришел, а впоследствии оказалось, что автобусы из Антверпена в Литву вообще не ходят. Добраться до дома помогли земляки. Водитель утверждает, что после этой истории он не получил ни копейки из заработанных им денег.

Проблемы со здоровьем дальнобойщиков заслуживают особого внимания. Работа дальнобойщика опасна и вредна: водители подвергаются риску попасть в аварию, стать жертвой нападения, работают сверхурочно, спят в кабинах и плохо питаются. Они постоянно испытывают напряжение и стресс. Но при несчастном случае водители не всегда получают помощь от своих работодателей.


Белорус Юрий утверждает, что лишился здоровья из-за постоянных переработок.

Так случилось с сотрудником компании Girterka Юрием, который провёл в командировке 11 месяцев и оставил в ней своё здоровье.

— Мы ехали в сторону Праги, и с каждым днём мне становилось всё хуже. Я не спал уже три дня, не мог заснуть, начинал задыхаться, когда ложился. В Чехии на заправке я пошел в душ и потерял сознание. Работник АЗС увидел меня и вызвал скорую, – рассказывает белорус. – А в больнице провели исследования, и врач спросил: где твои почки?

Юрий регулярно занимается спортом, не пьёт и не курит. Он уверен: проблемы со здоровьем вызваны работой. Без малого год за рулём, постоянный стресс, кофе и еда из придорожных закусочных, бессонница и недостаток отдыха.

Оказалось, что Юрию необходима пересадка почки. Страховая компания начала переговоры с Girteka о транспортировке водителя в Литву спецтранспортом, но работодатель прислал за находящимся в тяжелом состоянии мужчиной. тягач с водителем-стажером. Впоследствии работодатель никак не помог водителю, не выплатил ему ни компенсаций, ни даже заработанных денег.

— Я отдал этой компании четыре года, у меня не было ни долгов, ни нареканий, я считался нормальным водителем. Никогда не спорил с начальством: садился и ехал, если надо было нарушать, на всё соглашался. И когда я обратился за помощью, мне в грубой форме отказали.

Украинец Сергей работал в компании Hoptransa и во время пандемии вёз груз в Италию. Во время отдыха на стоянке ему стало плохо. Водитель даже не подозревал, что болен коронавирусом. Он начал сильно кашлять и потеть.

— Коллеги сказали, что с этим шутить нельзя, и вызвали скорую. Что было дальше, не помню: не хватало кислорода, я потерял сознание. Я пролежал в коме девять дней, исхудал, все руки были синие от капельниц, но я выжил! Учился по-новому ходить, разрабатывал мышцы.

Сергей надеялся, что работодатель поможет ему добраться до Украины. Врачи и страховщики согласовали оплату самолёта до родины, но возникла проблема: добираться до аэропорта нужно было на спецмашине, а её работодатель почему-то оплачивать отказался. И тогда Hoptransa повезла Сергея домой на обычном микроавтобусе. Двое суток недавно вышедшему из комы мужчине пришлось ехать в Литву по европейским дорогам.

История Сергея не уникальна: многие водители соглашаются работать без отдыха, чтобы сохранить свои рабочие места. Некоторые из них оставляют в дороге здоровье, а некоторые – жизнь.

За последние два года в Литве зафиксировано 20 инцидентов, в результате которых водители грузовиков погибли во время работы. 9 из них были мигрантами. Казалось бы, на 77 тысяч водителей это не так уж и много. Но следует понимать, что в статистику включены лишь те смерти, которые напрямую связаны с работой водителя: обычно это ДТП. Если же водитель умирает из-за переутомления, такие инциденты записываются как несчастные случаи, не связанные с работой.

Литовец Раймундас скончался во Франции, во время работы, в кабине грузовика. Но работодатели не считают, что смерть водителя связана с его работой (хотя многие факторы указывают на это) и потому отказываются выплачивать компенсацию его родственникам.

— Он ехал без кондиционера, – рассказывает вдова Раймундаса Лайма. – Он просил работодателей починить его, но те говорили, что устройство исправно. Однажды Раймундас позвонил мне и сказал: "Помоги мне, Боже, двинуться в сторону Литвы". Он ехал 38 дней без отдыха, говорил, что льёт воду из бутылок прямо на голову, а термометр в кабине показывает +40 градусов.

Представляете, он снял обручальное кольцо, так сильно у него распухли пальцы. Говорил, что это символ нашей любви, просил, чтобы я не обижалась, говорил, что обязательно оденет его, когда доберётся до дома.

Утром в половине восьмого я проводила доченьку в школу и позвонила Раймунду. Он не взял трубку. Перезвонила через десять минут, он опять не взял. А через два часа мне позвонил его начальник и сказал:

— У вашего мужа инфаркт.

— Главное, что он живой!

— Он мёртв.

У меня был такой шок, я выронила трубку, думала, что он несёт ерунду.

Смерть мужа стала для семьи не только трагедией, но и правовой проблемой.

— С каких это пор смерть 52-летнего мужчины естественна? Это ерунда, он умер от профессионального заболевания, умер, упав на руль. Мы хоронили Раймунда на собственные средства. Нам не выплатили ни зарплату, ни отпускные. Мы все знаем, что Раймунд умер, потому что у него не было кондиционера. Представьте себе, столько времени работать при температуре +40!

Сразу же после инцидента французская полиция задержала грузовик, на котором ехал Раймунд, и начала расследование. Оно еще не завершено, поэтому компания Mitrena, где работал водитель, отказывается комментировать ситуацию.

В ходе расследования литовские журналисты разыскали еще двух вдов, но им не удалось связаться с живущими на Украине женщинами. Выяснилось, однако, что их истории похожи: мужья украинок также работали водителями литовских компаний и погибли за рулём. Их смерть не была связана с работой напрямую, а потому работодатели отказались выплачивать компенсации.

По словам россиянина Дмитрия, приехавших на заработки сажают на галеру как рабов – и они гребут, гребут и гребут, пока не сдохнут. А потом их сменяют новые мигранты из третьих стран.

Читайте также: