Что сказал гудериан немецким конструктором когда привез танк кв 2 в берлин на выставку

Обновлено: 07.09.2024

КВ-2 в бою

Танк КВ-2

История создания

История танка КВ-2 началась еще в середине 30-х годов, когда советские военачальники пришли к мнению, что Т-35 – тяжелая пятибашенная машина прорыва – уже не соответствует предъявляемым к нему требованиям. В первую очередь военных не устраивал его уровень защищенности. Поэтому в 1937 году специалистам харьковского завода № 183 было поставлено задание, создать новый тяжелый танк (массой до 60 т) с противоснарядным бронированием. Вскоре к работам были подключены и конструкторы ленинградского Кировского завода, которые имели за плечами опыт создания трехбашенного Т-28.

Рисунок КВ-2

В конце 1938 года Комитету Обороны были представлены проекты двух тяжелых танков прорыва: СМК и Т-100. Однако представители обоих заводов заявили, что при сохранении трехбашенной схемы, уложиться в заданную массу 60 тонн они не смогут. Поэтому после обсуждения от второй башни решено было отказаться. При этом ленинградцы предложили параллельно начать разработку однобашенного тяжелого танка, который бы по своим основным характеристикам был аналогичен СМК.

В конце сентября 1939 года разработчики приступили к полигонным испытаниям, но уже 30 ноября началась советско-финская война. По решению руководства страны опытные машины КВ, СМК и Т-100 были отправлены на фронт, где они составили особую роту тяжелых танков.

КВ-2 с повернутой башней

Первые бои Зимней войны наглядно продемонстрировали эффективность тяжелого танка КВ, однако 76-мм пушки было недостаточно для поражения многих видов оборонительных вооружений. С помощью этого орудия можно было уничтожить деревоземляную пулеметную точку, но подавить бетонный ДОТ она не могла.

В январе 1940 года на Кировском заводе началось производство установочной партии КВ, первые четыре машины из которой должны были получить в качестве основного вооружения гаубицу калибра 152 мм. Предыдущий опыт эксплуатации орудия в полевой артиллерии показал ее достаточную мощь для уничтожения серьезных укреплений противника. Первоначально на танк планировали вооружить гаубичным орудием образца 1909/30 годов. Однако к 1940 году его характеристики уже были недостаточны, хотя эта пушка имела подходящие габариты для установки в башню танка.

Разработчики обратили свое внимание на гаубицу М-10, которая была принята на вооружение в 1938 году. Она имела отличные характеристики, но в башню стандартного КВ не влазила. Поэтому для нового штурмового танка была разработана новая башня, с большими размерами, но со старым диаметром погона. Это позволило не переделывать весь бронекорпус машины. Боекомплект орудия составлял 36 снарядов раздельного заряжания. Его установка производилась через специальную дверь в задней части башни.

Также по сравнению с базовой модификацией была немного изменена ходовая часть танка, на него был установлен новый более мощный дизельный двигатель В-2К (600 л. с.). Общая масса боевой машины составила 52 тонны. Кроме 152-мм пушки в состав ее вооружения входили еще три пулемета.

КВ-2 на полигоне

Уже 17 февраля первые два тяжелых танка прорыва со 152-мм орудиями были направлены на фронт, всего же в боевых действиях участвовало три КВ-2. Испытания в реальных боевых условиях показали, что новые машины практически неуязвимы для огня противотанковой артиллерии противника, но при этом имеют слишком слабый двигатель для своей массы.

После окончания Зимней войны испытания танка прорыва были продолжены. Они показали массу недоработок в конструкции машины. Неудовлетворительной была признана работа воздушного фильтра, системы охлаждения, трансмиссии, недостаточной – прочность катков и траков, кроме того, было обнаружено множество мелких дефектов. Эти замечания касались как конструкции танка прорыва КВ-2, так и базовой машины КВ-1.

Если в 1940 году Кировский завод выпустил чуть более 240 тяжелых танков, то план на 1941 год предусматривал производство 1 тыс. машин КВ-1 и КВ-2.

КВ-2 в деревне

Описание конструкции

Тяжелый танк КВ-2 выполнен по классической для советской школы танкостроения схеме компоновки, с задним расположением двигателя и трансмиссии. Корпус танка сваривался из катаных броневых листов толщиной от 20 до 75 мм. Внутри танка КВ-2 находился экипаж, состоящий из шести человек. Первые КВ-2 несколько отличались формой башни от последующих серийных машин.

Чертеж КВ-2

В передней части корпуса находилось отделение управления, в котором размещалось рабочее место механика-водителя и стрелка-радиста. Здесь же располагались органы управления танком и приборы, радиостанция, баллоны со сжатым воздухом для запуска двигателя и аккумуляторные батареи. Над местом механика-водителя находился смотровой люк, который закрывался броневой крышкой с триплексом. В бою он обеспечивал обзор водителю. Люк был и над местом радиста.

Всю среднюю часть машины занимало боевой отделение. В нем находились места командира танка, который одновременно выполнял функции заряжающего, наводчика, замкового и младшего механика-водителя. Существовали две модификации башни танка КВ-2: первоначальный вариант и более поздняя башня с меньшей массой и высотой.

Подбитый КВ-2

Вдоль бортов боевого отделения машины размещались топливные и масляные баки, а также часть боекомплекта. Обзор поля боя осуществлялся за счет зеркальных смотровых приборов, размещенных в крыше башни и в ее кормовой части. Смотровые щели также имелись и в бортах башни. В кормовой части танковой башни располагался люк, который использовался для установки и демонтажа орудия. Позже он стал использоваться для посадки и высадки экипажа, а также загрузки боеприпасов.

Моторное отделение находилось в задней части машины, от боевого оно было отделено специальной разборной перегородкой. Танк оснащался дизельным двигателем В-2К с двенадцатью цилиндрами и мощностью 500 л. с., позже она была доведена до 600 л. с.

КВ-2 имел механическую трансмиссию с пятиступенчатой коробкой передач, которая, по мнению большинства экспертов, была самым слабым элементом его конструкции.

КВ-2 в музее

Танк имел ходовую часть с индивидуальной торсионной подвеской, на каждый борт приходилось по шесть опорных катков. Ведущие колеса находились сзади, а ленивцы – спереди.

Все танки КВ-2 оснащались коротковолновыми радиостанциями 71-ТК-3 и внутренним переговорным устройством.

На танк КВ-2 устанавливалась 152-мм гаубица М-10Т с боекомплектом 36 снарядов раздельного заряжания. Он комплектовался только одним видом боеприпасов – осколочно-фугасной гранатой ОФ-530 массой 40 кг.

Кроме того, боевая машина была вооружена еще тремя пулеметами ДТ калибра 7,62 мм: одним курсовым, кормовым и спаренным с орудием.

Боевое применение и общая оценка проекта

К началу восточной кампании немецкие военные имели крайне смутные представления о советских танковых войсках, количестве боевых машин, находящихся на вооружении РККА и их основных характеристиках. В своей книге Achtung Panzer Гейнц Гудериан оценивает общее количество советских танков на уровне 10 тыс. штук. Гитлер этим цифрам не верил, считая их сильно завышенными. Немецкий генерал действительно ошибался, но не в большую, а в меньшую сторону: по оценкам российских историков на момент начала войны СССР имел более 25 тыс. танков и других видов бронетехники.

КВ-2 и немецкие солдаты

Однако в первые месяцы войны немцы были поражены не только численностью танковых войск РККА, но и боевыми качествами советских машин. Так, например, немецкий генерал Гальдер долго не мог поверить в существование советского танка КВ-2, вооруженного 152-мм орудием.

Причина танковых — да и не только — побед немецкой армии 1941 года кроется не в количественном превосходстве вермахта над РККА — на протяжении всей войны оно было за Красной армией — и не в лучших характеристиках германских танков, а в грамотной стратегии и отличной подготовке танковых экипажей. В начале войны СССР имел огромное количество танков, но не имел танковых войск, как полноценного боевого инструмента.

Мертвый танкист на броне подбитого КВ-2

Захваченный КВ-2

Однако главным минусом этих тяжелых машин было несовершенство их конструкции. Именно поэтому большая часть этих тяжелых боевых машин были потеряны еще до реального столкновения с противником. Надежность танка явно оставляла желать лучшего. Больше всего хлопот танкистам доставляла трансмиссия, она просто не выдерживала массы тяжелой машины. Не меньше нареканий было и на работу воздушного фильтра. Кроме того, несовершенными были приборы наблюдения, которые не обеспечивали экипажу нормальный обзор в бою. Все это приводило к тому, что в условиях отступления танки КВ-2 даже с небольшими дефектами приходилось бросать или уничтожать. Парадоксальнее всего тот факт, что все слабые места конструкции КВ-1 и КВ-2 были хорошо известны советским военным еще до начала войны. Докладывалось о них и высшему руководству страны, но для их устранения ничего сделано не было.

Перевернувшийся КВ-2



В 1932 году под руководством Николая Вселодовича Барыкова был разработан новый советский тяжелый танк прорыва Т-35. Весьма своеобразная машина с несколькими башнями представляла собой достаточно грозное зрелище, несколько раз участвовала в пафосных парадах, но при этом абсолютно не прижилась в Краской армии, хотя и успела поучаствовать в нескольких войнах, включая Великую Отечественную.

Чудовище с пятью башнями. /Фото: livejournal.com.

Идея тяжелых танков с множеством башен тиранично властвовала над умами конструкторов самых разных стран начиная со времен Первой мировой войны. Идея была предельно проста: тяжелый танк виделся этаким сухопутным дредноутом, который должен быть оснащен несколькими ворочающимися башнями с пушками и пулеметами для достижения максимально возможной огневой мощи. Свой смысл в этой идее был. Уж больно соблазнительной казалась возможность стрельбы по нескольким целям одновременно. Тем более, что относительно успешный опыт создания танков подобной конструкции уже был в Империалистическую войну.

Танк вышел очень сомнительным. /Фото: rusautomobile.ru.

До 1941 года не использовался ни в одной войне. /Фото: armedman.ru.

Большинство танков просто сломалось. /Фото: blogspot.com.

Вооружались танк пятью пулеметами калибра 7.62 мм и тремя пушками калибра: одной 76.5 мм и парой 45 мм. Суммарный боекомплект орудий составлял 220 снарядов. К пулеметам прилагалось несколько тысяч патронов. Экипаж танка состоял первоначально должен был состоять из 9 человек: в главной башне находилось четыре человека включая водителя, два человека обслуживали в пушечных башнях, еще три в пулеметных. В движение сухопутный дредноут приводился 12-цилиндровым двигателем М-17 с отдачей 500 лошадиных сил. В дальнейшем двигатель доработали, повысив мощность до 580 л.с.

Танк для парадов, а не для войны. /Фото: militaryarms.ru.

Один танк забрали немцы. /Фото: forums.airbase.ru.

По иронии судьбы, свой последний бой Т-35 воевал за немцев. /Фото: voenspez.ru.

В октябре оставшиеся танки Т-35, не дождавшиеся ремонта были переброшены в армию, где их превратили в стационарные огневые позиции. Последние 2 машины приняли участие в Битве за Москву. Из них так же сделали ДОТы. Армия получила последние Т-35 от военной академии. Иронично, но Т-35 успел повоевать в годы Второй мировой войны даже за немцев. Одна трофейная машина еще в 1941 году была доставлена на Куммерсдорфский полигон, а в 1945 году немцы использовали советский трофей для создания стационарной огневой точки во время Битвы за Берлин.

А вот интересное видео с нашего канала:

В продолжение темы читайте про ИС-3 : как появился и чем был так хорош советский танк.

75 лет назад, 31 октября 1943 года, постановлением Государственного комитета обороны СССР на вооружение Красной армии был принят тяжелый танк ИС-2. Один из сильнейших и самых массовых тяжелых танков Второй мировой войны, он стал одним из символов Победы в Великой Отечественной войне.

Почему со времен Прохоровки альтернативы танкам нет

Аббревиатура "ИС" расшифровывается как "Иосиф Сталин" — официальное название серийных советских тяжелых танков выпуска 1943–1953 годов. Индекс 2 соответствует второй серийной модели этого семейства. Кстати, в годы Великой Отечественной войны вместе с обозначением ИС-2 использовалось и название ИС-122 (этот индекс означал калибр основного орудия).

После завершения войны машины были модернизированы и находились на вооружении советской, а затем и российской армии до 1995 года. Также танки поставлялись в ряд стран и участвовали в некоторых послевоенных вооруженных конфликтах.

Как появился "Иосиф Сталин"

Танковые бои на Курской дуге летом 1943 года со всей очевидностью продемонстрировали необходимость догонять противника по техническим данным танков и восстанавливать паритет в бронетехнике. Новые немецкие танки "Тигр" и "Пантера" во все больших количествах применялись противником на фронте. Танки Т-34 и КВ-1С могли им противостоять только в благоприятных условиях и на коротких дистанциях боя.


Для крупномасштабных наступлений Красной армии был необходим танк, способный вести с противником дуэль на дальних дистанциях. Для этих задач потребовалось создать новую боевую машину. Разработку поручили эвакуированному из Ленинграда в Челябинск Кировскому заводу (ныне Челябинский тракторный завод, ЧТЗ) и его главному конструктору Жозефу Котину.

"Мы помним и чтим трудовой подвиг наших предшественников — танкоградцев, сумевших в годы войны создать на базе предприятия настоящий танковый комбинат, — говорит генеральный директор ЧТЗ (входит в корпорацию "Уралвагонзавод") Петр Переведенцев. — В Челябинске были поставлены на конвейер образцы вооружений, которые превзошли по своим характеристикам и технологичности немецкое оружие. Они выиграли грандиозную битву машин. Особая страница истории — создание тяжелых танков прорыва "ИС". Эти машины не только превзошли новейшие немецкие танки, но и своей броней, гусеницами и огнем сокрушили сильно укрепленные позиции противника".

Танки Т-34 в цехе Челябинского завода, 1942 год ТАСС

Проект танков "ИС" стал для завода возвращением утраченных позиций. До войны и в ее первый год предприятие выпускало большой серией тяжелые танки "КВ". В связи с появлением у немцев новых противотанковых средств летом 1942 года тяжелые машины стали утрачивать свои позиции. Начали проявляться их недостатки — ненадежность трансмиссии и большой вес. Облегченный танк КВ-1С прорывом не стал. Производственные мощности Кировского завода начали переориентировать на производство Т-34.

Сегодня танк войны — это Т-34, потому что их было выпущено порядка 80 тыс. Наш завод Т-34 стал собирать в июле 1942 года к Сталинградской битве и выпустил порядка 5,5 тыс. Но это был танк боя, танк войны — их нужно было тогда больше. А тяжелые танки "ИС" выпускал только Кировский завод. Всего было выпущено почти 4 тыс. И мы продолжали эти традиции

Танк КВ-1 на Пушкинской площади в Москве, 1941 год Наум Грановский/ТАСС

Главной проблемой являлось вооружение нового тяжелого танка. Производство 107-мм пушек, считавшихся перспективными для танков до войны, в 1943-м просто не существовало. 100-мм морская зенитка была адаптирована к использованию в бронетехнике только к концу 1944 года. Поэтому первоначально танки "ИС" проектировались под гаубицу калибра 122 мм и пушку калибра 76 мм.

В августе 1943 года были приняты на вооружение и немедленно запущены в серийное производство танки ИС-1. Эти боевые машины были сконструированы на базе шасси тяжелого танка "КВ" и имели 85-мм пушку, способную пробивать броню новых немецких танков на средних дистанциях боя. Однако одновременно шла разработка танка и под больший калибр. "Объект 240", или ИС-2, получил новую танковую пушку калибра 122 мм с баллистикой орудия А-19 образца 1931 года того же калибра. А-19 являлась артсистемой, не имевшей иностранных корней, полностью спроектированной в СССР.

Николай Духов (советский конструктор бронетехники) ставил задачу: мы входим в Европу. И задача стояла — маневренность, мы вошли в уличные бои, наши поля закончились. Впоследствии ИС-2 освобождал правобережную Украину и всю Европу. И вот ствол у пушки с башней двигался не только в стороны, но и вверх-вниз, чтобы можно было целиться в этажи домов. Вот откуда идут традиции сегодняшней армии

Россия вышлет 2 немецких дипломатов в ответ на такой же шаг Берлина

МИД России 20 декабря вызвал посла Германии Гезу Андреаса фон Гайра. Ему объявили о высылке двух немецких дипломатов. Решение было принято после того, как Берлин на фоне уголовного дела об убийстве Зелимхана Хангошвили объявил о высылке двух российских дипломатов.

Об этом сообщается на сайте российского международного ведомства.

Москва также заверила Берлин, что будет соразмерным образом реагировать на любые конфронтационные выпады в свой адрес.

На днях Высший суд Германии приговорил к пожизненному заключению россиянина Вадима Соколова. Его признали виновным в убийстве гражданина Грузии Зелимхана Хангошвили. Решение о апелляции пока не принято несмотря на то, что защита Соколова сочла доказательную базу недостаточной. После этого немецкий МИД принял решение выслать из страны двух российских дипломатов, которые якобы имеют отношение к преступлению.


Экология

Главный ресурс мировой экологии: как в России работает программа восстановления и охраны лесов

Что еще почитать

В СМИ обнародованы слова слепой болгарской предсказательницы бабы Ванги, сказанные много лет назад о России

Обнародованы предсказания Ванги для России на 2022 год

Дочь Михаила Гуцериева Софья вышла замуж за Ингора Патиева

Раскрыты детали роскошной свадьбы Софьи Гуцериевой и Ингора Патиева

Известный российский тележурналист Дмитрий Киселев заявил в интервью Би-би-си о том, какими могут быть действия России, если Запад продолжит втягивать Украину в НАТО или будет размещать на ее территории вооружение

"Поставим пистолет к виску США": Киселев предупредил Запад по Украине

Мария Максакова навсегда потеряла в суде квартиру за 200 миллионов

В регионах

В Саратовской области удивляет число привитых от коронавируса

Статистика ковида вызывает всё больше вопросов

Погиб 21-летний студент Южно-Уральского госуниверситета

Большое и любимое кино: как снимали фильм "Неуловимые мстители"

Фото Видео 16938

Оформление больничных: что изменится с 1 января 2022 года

Заложники Мира. дом 6: читинцам грозят выселением перед Новым годом

Самый высокий человек в мире приехал в Россию за невестой

Национальная хоккейная лига приостановила сезон из-за коронавируса

В Минцифры России заявили о готовности указа об электронных паспортах

СБУ сообщила правительству Украины об угрожающей ситуации в сфере энергетики

Служебный автомобиль губернатора Кузбасса попал в ДТП

Медицинская неграмотность - барьер на пути к здоровью россиян

Самое читаемое

Mash: Григорий Лепс госпитализирован в психиатрию в Москве

По данным СМИ, 59-летний заслуженный артист РФ Григорий Лепс попал не в кардиологию в Москве, как об этом сообщалось накануне, а в отделение психиатрии

Названы знаки зодиака, которым Тигр принесет успех в 2022 году

Под конец года многие хотели бы узнать, что будет их ожидать в наступающем

Назван простой продукт для нормализации давления и снижения холестерина

У него много полезных свойств

Автовзгляд

Это катастрофа: федеральные серверы ГИБДД залило водой


ГИБДД продолжает штрафовать честных водителей за несуществующее превышение скорости



Womanhit

Лучшее за неделю: Киркоров спелся с Королевой, а Хакамада призналась, что не боится ковида


Знаки Зодиака, которые могут наладить сексуальную жизнь в 2022 году



Охотники.ру

Скандального депутата-охотника нашли мертвым в кабинете


Браконьер поймал петлей оленя и был пойман с поличным


Про надуманную традицию с красной икрой


Московский Комсомолец

Читателям

Рекламодателям

Читайте также: