Дальний восток и арктика в зоне интересов туристов надолго ли

Обновлено: 18.09.2024

По данным единого института развития – КРДВ, подведомственного Министерству по развитию Дальнего Востока и Арктики, на территориях опережающего развития (ТОР) и свободного порта Владивосток (СПВ), созданных в Дальневосточном федеральном округе, реализуется 208 инвестиционных проектов, связанных с созданием туристической инфраструктуры и сервисов. Это около 8% от общего количества проектов в ТОР и СПВ. Инвестиции в новые туристические кластеры, санатории, отели, базы отдыха, спортивно-оздоровительные комплексы, глэмпинги превышают 231 млрд рублей. Открытие этих объектов даст регионам около 11 тысяч новых рабочих мест в сфере гостеприимства.

Лидер развития туристической индустрии – Приморский край. В регионе реализуется 127 проектов – более 60% от общего объема. 52 проекта инвесторы развивают на Камчатке, 20 проектов – на Сахалине.

Альпийские домики на Сахалине, шале и гостиница – на Камчатке

Первозданная природа Камчатки и Сахалина сделали их мечтой миллионов туристов со всей России и мира. И инвесторы, сделавшие ставку на эти территории, не прогадали.

Разработчики флагманского проекта прогнозируют, что его реализация поможет к 2027 году увеличить туристический поток в Камчатский край с 240 тысяч до 600 тысяч визитов в год и создать более 1700 новых рабочих мест. В настоящее время проект находится в стадии проектирования, ведется разработка проектно-сметной документации.

Как отметил глава Минвостокразвития, резиденты арктических территорий также придерживаются тренда на развитие внутреннего туризма – например, в российской Арктике из 146 проектов, реализуемых в преференциальном режиме АЗРФ, почти 25% относится к туристской сфере. Из 32 проектов 14 реализуются в Мурманской области, 7 в Карелии, 6 в Архангельской области.

Благодаря частным инвестициям на севере уже в ближайшие годы появятся отели и гостиницы; спортивно-рекреационные зоны и круглогодичные туристские базы для любителей активного отдыха с предоставлением комплексного пакета услуг; новые экскурсионные программы с этнографическими маршрутами; современные объекты придорожного сервиса с качественным питанием и другими необходимыми услугами на пересечении популярных туристических маршрутов; информационный центр, где гости смогут узнавать о местных достопримечательностях, музеях, выставках и прочих культурных мероприятиях.

По данным опроса, проведенного КПМГ совместно с Минвостокразвития России, на Дальний Восток и в Арктику путешествуют активные туристы в возрасте 27-35 лет с семьей или в компании друзей и знакомых. Как правило, туристы выбирают стандартный пакетный тур, либо организуют самостоятельное путешествие, сочетающее в себе приключенческий и спортивный виды туризма продолжительностью до 14 дней. Около 26% респондентов интересуются круизами, которые рассматриваются туристами как нестандартный формат путешествия, позволяющий получить яркие, необычные впечатления.

Кольский полуостров – от глэмпингов до отелей

По мнению резидента АЗРФ, Арктическая зона требует исключительных подходов к освоению и развитию. Привычные экономические модели сложно применимы к арктическим проектам. Это связано с их высокими стоимостью и рисками, длительными периодами окупаемости. В этой связи для компаний, работающих в Арктике, очень важна стабильность условий ведения бизнеса. Речь идет о поддержке со стороны государства, неизменности налоговых, бюджетных и тарифных правил.

Фото: Долина гейзеров

Долина гейзеров

Этот завораживающий своей красотой каньон ежегодно посещают тысячи туристов, несмотря на его труднодоступность. Долина гейзеров – единственное место во всей Евразии, где можно увидеть фонтаны из кипящей воды и пара. Самый мощный гейзер долины выпускает струю пара на 300 метров в высоту. Кроме этого, здесь огромное количество водопадов, озер, горячих источников и прочих красот природы. Для туристов проложена экологическая тропа, с которой открываются прекрасные виды, а если повезет, можно увидеть и медведей в естественной среде обитания. Долина открыта для посещений только с экскурсионными группами.

Фото: Владивосток

Владивосток

Дальний Восток России хорош не только удивительной природой, но и интересными городами. Портовый город Владивосток может похвастаться самым большим в мире вантовым мостом, впечатляющим видом на Тихий океан, а также известными на всю страну крабами. Еще в этом городе заканчивается самая длинная в России железная дорога – транссибирская магистраль. Но мы, конечно, рекомендуем воспользоваться самолетом. Отправляться во Владивосток лучше в августе, в этом месяце там устанавливается самая приятная погода. Исследуя город, не забудьте посмотреть на памятник амурскому тигру, пройтись на закате к Звездному маяку и прогуляться по местной набережной. Если кажется, что Владивосток слишком далеко, а на майские праздники так и не придуман маршрут, то здесь есть варианты.

Фото: Авачинская бухта

Авачинская бухта

Фото: Быстринский природный парк

Быстринский природный парк

Если вам хочется изучить весь Камчатский край (такой красивый и так дешево можно на него попасть!), но нет такой возможности, вы можете посмотреть на все его красоты в миниатюре. В Быстринском парке встречаются все типы камчатских ландшафтов, леса и горные массивы. Благодаря уникальности природы, этот парк включен в список природного наследия ЮНЕСКО. Туристы могут исследовать это место в составе многочисленных экскурсий, доступных круглый год, либо самостоятельно. Здесь можно сплавляться по рекам, ездить на собачьих упряжках, подняться на вулкан, пойти в поход по альпийским лугам и лиственным лесам.

Фото: Вулканы Камчатки

Вулканы Камчатки

Этот парк уникален тем, что на его территории расположен учебный полигон, где фиксируются ежедневные процессы образования гор, действия вулканов и развития популяций животных и рыб. Среди вулканов много действующих и они также находятся в списке ЮНЕСКО. Здешняя природа особенно тщательно охраняется от посягательств людей, поэтому попасть в парк непросто – необходимо специальное разрешение, а также обязательное следование всем правилам заповедника. Чуть больше о горных массивах России и СНГ.

Фото: Долина смерти

Долина смерти

Самое аномальное место Дальнего Востока – Долина смерти – получила свое название не ради красного словца; здесь и в самом деле опасно находиться из-за огромного количества ядовитых газов. Однако это гиблое место распложено совсем рядом со знаменитой Долиной гейзеров, и долгое время никто даже не подозревал, что буквально под боком таится такая опасность. Обнаружилось все случайно, когда местные охотники не досчитались нескольких собак, а потом нашли их мертвыми и сами почувствовали себя плохо. К счастью, через несколько часов после того, как человек покидает эту местность, слабость проходит, но долина все же закрыта для посещений. Однако есть уникальная возможность посмотреть на нее сверху, заказав экскурсию на вертолете.

Фото: Вулкан Узон

Вулкан Узон

Этот вулкан появился более сорока тысяч лет назад, и в результате последнего извержения образовал кальдеру – чашу, получившуюся после обрушения стенок кратера вулкана. Сейчас здесь множество рек и ручейков, термальных источников и озер с сернистой водой, температура которых достигает 40 градусов. Здесь были найдены древнейшие микроорганизмы и даже нефть. В центре кальдеры есть вертолетная площадка, с которой начинаются экскурсии по этому удивительному месту. Чтобы попасть туда, нужно получить специальное разрешение.

Фото: Арка Стеллера

Арка Стеллера

Природа порой создает необычные вещи, глядя на которые трудно поверить, что здесь обошлось без вмешательства человека. Один из таких объектов – арка Стеллера, расположенная на острове Беринга. Ее высота 20,6 метров, и состоит она из твердого камня; за многие века все мягкие породы были вымыты водой либо уничтожены ветрами. Арка названа в честь немецкого ученого, который посвятил большую часть своей жизни изучению природы Дальнего Востока. Лучшее время для посещения этого места, конечно, лето, хотя и зимой заснеженная арка выглядит очень завораживающе.

Фото: Ключевской природный парк

Ключевской природный парк

На огромном плато парка находится 12 главных вулканов, среди которых есть и самый высокий в Евразии действующий вулкан Ключевской. Он достигает 4750 метров в высоту. Вершины вулканов покрыты льдом, и с них берут свое начало почти все реки природного парка. В парке обитают редкие животные, например, снежные бараны и росомахи и очень богатая растительность. Отправляясь в путешествие по здешним тропам, нужно быть осторожным и обязательно иметь при себе спутниковый телефон и прибор навигации GPS. Некоторые маршруты разработаны специально только для профессиональных альпинистов. Наилучшее время для посещения Ключевского парка – с июня по август.

Фото: Командорские острова

Командорские острова

Между двумя континентами находится чудесный уголок дикой природы, куда стремятся люди со всего мира. Командорские острова часто называют местом, где царит вечная осень. Поэтому самое лучшее время для посещения островов – июль, август и сентябрь, поскольку в остальное время года погода крайне переменчивая. На островах можно пожить некоторое время вдали от цивилизации, заниматься рыбной ловлей, собирать ягоды и грибы, однако охота здесь запрещена.

Ежегодное расширенное совещание по вопросам развития экономики и улучшения качества жизни на Дальнем Востоке и в Арктической зоне

Меры, направленные на стимулирование жилищного строительства, развитие туризма, а также широкий круг других ключевых тем дальневосточной повестки обсуждались на ежегодном расширенном совещании по вопросам развития экономики и улучшения качества жизни в ДФО и Арктической зоне РФ, прошедшем 29 и 30 января.

В мероприятии приняли участие заместитель Председателя Правительства РФ – полномочный представитель Президента РФ в ДФО Юрий Трутнев, заместители Председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин и Дмитрий Чернышенко, министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, министр природных ресурсов и экологии РФ Александр Козлов, главы дальневосточных регионов.

Президентом России Владимиром Путиным поставлена задача по повышению качества жизни граждан, включающая решение жилищных проблем, укрепление опорной инфраструктуры. Ввод жилья на Дальнем Востоке по итогам 2020 года превысил прошлогодние показатели и составил 2,5 млн кв. метров. По словам Марата Хуснуллина, в целом по округу динамика ввода жилья в сравнении с 2019 годом превышает среднероссийское значение. Шесть дальневосточных регионов – Камчатский и Приморский края, Сахалинская и Магаданская области, Чукотский автономный округ, Республика Бурятия – смогли нарастить объёмы ввода.

Лидером жилищного строительства на Дальнем Востоке стала Сахалинская область. В 2020 году введены рекордные для региона 436 тысяч кв. метров – это на 100 тыс. кв. метров больше, чем в 2019 году. В 2021 году планируется передать новосёлам ещё 500 тыс. кв. метров.

Ежегодное расширенное совещание по вопросам развития экономики и улучшения качества жизни на Дальнем Востоке и в Арктической зоне

Ежегодное расширенное совещание по вопросам развития экономики и улучшения качества жизни на Дальнем Востоке и в Арктической зоне

Полностью планы по строительству и ремонту социальных объектов выполнили шесть регионов: Сахалинская область, Чукотка, Республика Саха (Якутия), Забайкальский край, Амурская и Магаданская области. Наименьший показатель (87%) наблюдается у Еврейской автономной области. Основные причины нарушения сроков связаны с неисполнением обязательств подрядных организаций, задержками поставок оборудования, отсутствием заявок на выполнение строительно-монтажных работ.

По итогам совещания Юрий Трутнев поручил главам регионов ДФО проработать с Минстроем России предложения, направленные на наращивание объёмов строительства жилья по доступной для дальневосточников цене.

Ежегодное расширенное совещание по вопросам развития экономики и улучшения качества жизни на Дальнем Востоке и в Арктической зоне

Ежегодное расширенное совещание по вопросам развития экономики и улучшения качества жизни на Дальнем Востоке и в Арктической зоне

Обсуждалась работа по улучшению инвестиционного климата. В 2020 году принято 11 федеральных законов, из них семь касаются Дальнего Востока, а четыре – Арктической зоны РФ. Четыре региона ДФО вошли в топ-30, десять регионов повысили свои места в Национальном рейтинге. По поручению Юрия Трутнева Минвостокразвития России разработает план мероприятий, который позволит сохранить положительную динамику показателей в Национальном рейтинге для регионов ДФО и повысить уровень инвестиционного климата в арктических регионах.

За год в ТОРы на Дальнем Востоке привлечено 87 резидентов, создано 8,2 тыс. рабочих мест. Резидентами свободного порта стали 457 компаний, создано 6,3 тыс. рабочих мест. В Арктику привлечено 37 резидентов (заявленный объём инвестиций 179 млрд рублей), создаётся 4,4 тыс. рабочих мест.

Рассматривалось внедрение дальневосточной и арктической концессии – усовершенствованного механизма государственно-частного партнёрства, направленного на создание новых объектов инфраструктуры. В течение года будут разработаны необходимые нормативно-правовые акты.

Еще одним вопросом совещания стала реализация Национальной программы развития Дальнего Востока. В неё вошли 805 мероприятий с 23 показателями. В качестве ключевых ориентиров Нацпрограммы определены измеримые значения, установленные Указом Президента Российской Федерации о мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока.

Важным направлением работы является повышение эффективности управления лесным комплексом и разработки полезных ископаемых на Дальнем Востоке. Как напомнил Юрий Трутнев, по поручению главы государства Правительство РФ подготовило новую редакцию Стратегии развития лесного комплекса до 2030 года. Главные цели этого комплексного документа – повысить эффективность лесной отрасли, удвоить её вклад в ВВП страны, способствовать дальнейшему развитию нашей экономики, в том числе в рамках достижения национальных целей и решения других задач, которые были определены Президентом России. Основные задачи – сделать так, чтобы большая часть добавленной стоимости при переработке древесины формировалась на территории страны, чтобы открывались новые современные предприятия по производству бумаги, картона, фанеры, стройматериалов, биотоплива, мебели и создавались рабочие места.

По поручению Михаила Мишустина проходит реформирование институтов развития ДФО и Арктики. Для более эффективного использования государственных ресурсов на основе Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) формируется Единый институт развития. Он объединит ряд функций, которые выполняли различные институты развития, выступит оператором мер государственной поддержки инвестиционных проектов и сможет оказывать инвесторам полный цикл поддержки инвестиционных проектов. В планах – увеличить более чем на 30% объём инвестиций резидентов ТОР, обеспечить создание более 200 новых предприятий и более 10 тыс. рабочих мест.

Зачем России развивать Арктику? История освоения и современные проекты на Севере

В России есть целая программа по развитию Арктики, на которую планируется выделить приличную сумму из бюджета. Но так ли это необходимо? С одной стороны, Север – это нефть и газ, а с другой – умирающие города и поселки. Пробуем разобраться, что России нужно от Арктики и как с этим дела обстоят у других стран.

Что принято считать Арктикой

Арктикой принято называть зону, которая находится вокруг Северного полюса, в том числе Северный Ледовитый океан и некоторые сухопутные территории. Но вот парадокс – до сих пор даже в науке нет точного определения, что же считать Арктикой.

Есть 5 основных теорий границы Арктики:

  • астрономическая – Арктикой считается все, что находится к северу от Северного полярного круга. Это территория, где есть полярные дни и ночи (хотя бы раз в году Солнце не заходит минимум 24 часа, и еще раз – не восходит столько же);
  • по дискомфорту проживания – здесь учитываются сумма отрицательных температур воздуха, распространение мерзлоты и т.д.;
  • климатическая – если период с температурой ниже минус 30 градусов длится более 45 суток;
  • CAFF (Conservation of Arctic Flora and Fauna) – учитывается распространение арктической флоры и фауны;
  • административная – если арктическая зона законодательно определена. В России есть Арктическая зона Российской Федерации, или АЗРФ, определенная в 2014 году.

Есть и совсем экзотические теории, например, Арктикой предлагают считать все, что находится севернее 60 градуса северной широты (в том числе, например, Санкт-Петербург и Вологду).

В России проще всего взять за основу административное деление АЗРФ, а статус арктической зоны других стран определять международными соглашениями.

Итак, на международном уровне есть 5 приарктических стран:

  • Россия;
  • Канада;
  • США (Аляска);
  • Норвегия;
  • Дания (Гренландия).

Плюсом к ним еще 3 страны – Исландия, Швеция и Финляндия – претендуют на этот статус, хоть и не имеют океанических границ с арктической зоной. Но эти страны уже входят в Арктический совет, созданный в 1996 году.

Если с территориями отдельных государств все относительно понятно, то статус территории от их северных границ до Северного полюса до сих пор остается неопределенным.

Впервые вопрос статуса Арктики подняла Канада в 1909 году, объявив суверенитет над территорией от ее границ до Северного полюса. В 1926 году так сделал СССР. И до самого 1982 года такой секторный подход действовал для всех стран.

blank

Деление Арктики по секторам (до 1982 года)

Была лишь одна проблема: с помощью секторов поделили земли и острова, но не акваторию. Когда научный прогресс дошел до добычи природных ресурсов на арктическом шельфе, пришлось придумывать новый подход.

Он содержится в Конвенции о морском праве, которую приняли в 1982 году: теперь территориальными водами считается 12-мильная полоса вдоль берега, а 200-мильная зона считается экономической зоной этой страны:

blank

Современная карта Арктики (красным отмечены спорные территории, на которые претендует Россия)

Теперь благодаря этому подходу в Арктике есть обширные международные воды, а часть территорий считается спорными: Россия считает часть морского дна продолжением берега и претендует на 150-мильную зону от таких границ.

Интересы России в арктической зоне

Россия конкурирует с разными странами за право вести хозяйственную деятельность в Арктике. Причин для конфликтов несколько, но самая крупная из них – принадлежность хребта Ломоносова. Это подводный хребет в Северном Ледовитом океане, который поднимается над дном океана на 3300-3700 метров. Тянется он от Новосибирских островов до Канадского Арктического архипелага.

Позиции сторон такие:

  • Россия считает хребет продолжением континента, поэтому требует пересмотреть установленные границы;
  • Канада считает, что это продолжение Канадского Арктического архипелага;
  • Дания считает, что это продолжение Гренландии.

Больше всего усилий приложила Россия, проведя целую экспедицию Арктика-2007, но Комиссия ООН по внешним границам шельфа до сих пор не приняла никакого решения.

Другие конфликты постепенно решаются: в 1990 году была согласована граница между СССР и США в Беринговом море, а в 2010 году Россия урегулировала территориальный спор с Норвегией о границах в Баренцевом море. С Норвегией есть договоренности насчет острова Шпицберген.

Для чего же страны прилагают столько усилий? Дело в том, что владение Арктикой открывает для страны весьма неплохие перспективы. Так, интересы России в арктической зоне можно свести к трем пунктам:

  1. природные ресурсы;
  2. Северный морской путь;
  3. вопросы обороноспособности.

Главное – это, конечно, природные ресурсы. Хоть до сих пор нет точных оценок углеводородных запасов Арктики, хоть там крайне сложные условия добычи, арктические месторождения позволят серьезно укрепить финансы страны, которая будет их добывать.

Так, по оценкам Геологической службы США на 2008 год, в Арктике насчитали 90 миллиардов баррелей запасов нефти. Даже при средней цене в 60 долларов за баррель потенциал территории огромен – более 5 триллионов долларов.

Не менее привлекательна и добыча газа на арктическом шельфе. Только 3 месторождения (Штокмановское, Русановское и Ленинградское) оценили в 10 триллионов кубометров газа, которые при цене в 250 долларов за тысячу дадут 2,5 триллиона долларов.

Конечно, не на каждом месторождении можно вести добычу, по крайней мере, при существующем уровне развития технологий. Но 13% мировых запасов нефти и 30% запасов газа стоят того, чтобы вести дипломатические войны за территорию.

Но углеводороды – не все, что есть в Арктике. Только лишь на материковой части Арктики уже обнаружены редкоземельные металлы, золото, платина, алмазы, никель, медь, кобальт и множество других минералов.

Наконец, Арктика – это 20% мировых запасов пресной воды, и уже в скором времени этому найдут применение.

Что касается Северного морского пути, то это тоже крайне перспективное направление для грузов из Азии в Европу и обратно. СМП конкурирует с Суэцким каналом: если судно идет из Иокогамы (Япония) в Мурманск через него, то преодолевает 12 840 миль, а через СМП – всего 5 770 миль:

Схема Северного морского пути (отмечен синим)

Но пока, хоть перевозка грузов через СМП и растет, до показателей Суэцкого канала ему далеко. Одна из причин – финансовая: проход по Северному морскому пути формально бесплатный, но за ледокольное сопровождение нужно платить (по некоторым данным, около 380 тысяч долларов). Также нужно оплачивать страховку – это еще около 70 тысяч долларов.

Поэтому, хоть путь и более краткий, на него больше ориентируются компании из Китая, которые опасаются провокаций со стороны США при прохождении через Суэцкий канал.

Что же касается обороноспособности, то здесь переоценить значение Арктики сложно – это весьма короткий путь от России до США, поэтому контроль над территорией важен для национальной безопасности.

Как осваивали Арктику разные страны

Российская империя, СССР и снова Россия

В России достаточно большая часть сухопутной территории относится к Арктической зоне. Ее границы были определены указом президента от 2 мая 2014 года. В частности, в состав Арктической зоны вошли:

  • Мурманская область;
  • Ненецкий автономный округ
  • Чукотский автономный округ
  • Ямало-Ненецкий автономный округ
  • некоторые районы Республики Коми, Карелии, Якутии, Красноярского края и Архангельской области.

Первые упоминания об арктических исследованиях относятся к записям в Никоновской летописи за 1032 год – русские мореплаватели начинают осваивать побережье Северного Ледовитого океана. Дальше начинают постепенно осваиваться северные территории – с одной стороны, заселяются Беломорье и другие заполярные территории вплоть до нынешнего ЯНАО, с другой – казачий атаман Семен Дежнев открывает проход между Азией и Америкой.

Первый план по освоению Крайнего Севера был разработан в 1894 году правительством Российской империи по предложению министра финансов С. Витте. В 1913-1915 годах впервые удалось завершить плавание через Северный морской путь – экспедиция смогла пройти из Владивостока в Архангельск.

Новый импульс развитию Крайнего Севера дало установление советской власти: все усилия координируют через один Институт по изучению Севера, заселяется остров Врангеля, а в 1931 году открывается первое промышленное нефтяное месторождение на русском севере.

В 1932-м СССР начинает активно развивать Северный морской путь, параллельно активно заселяя и осваивая Арктику. Строятся порты Игарка, Диксон, Тикси, Певек, основаны Нарьян-Мар, Норильск, Воркута и другие. В Западной Сибири открываются крупные месторождения нефти и газа.

Крупнейшие нефтегазовые месторождения открываются в 1960-е – это Уренгойское, Ямбургское, Бованенковское. В 1980-х месторождения открываются уже на арктическом шельфе. СССР обладает целой арктической флотилией.

Как и везде, с приходом 90-х ситуация ухудшается: сокращается финансирование регионов российской Арктики, вымирают небольшие города и поселки, население уезжает в другие регионы страны. В 1996 году объем перевозок грузов через СМП сократился в 4 раза по сравнению с 1987-м.

Впервые хоть какая-то политика в отношении Арктики появляется в 1996 году, когда принимают соответствующий федеральный закон, который обещает государственную защиту отраслей хозяйства в Арктике. Через 4 года принимается Концепция национальной безопасности, которая уже требует начать развитие кризисных регионов Севера.

В 2000-е расконсервированы многие инфраструктурные проекты на Севере – это Ямальская железная дорога, которая теперь доходит до Надыма, построены Варандейский нефтяной терминал и газопровод в Европу.

Сейчас в Арктике реализуется несколько крупных проектов российских компаний, но они требуют достаточно много инвестиций и налоговых льгот, что в текущих условиях организовать не так просто.

Другие страны

Другие приарктические страны, как и Россия, весьма заинтересованы в хозяйственном и не только освоении Арктики. Каждая из этих стран (Норвегия, Финляндия, Канада, США, Исландия) в 2000-х разработали стратегические документы в сфере развития своих арктических территорий.

Более того, интересы высказывают страны Евросоюза (Италия, Германия, Великобритания, Испания, Польша), и даже совсем неожиданные в этом контексте Китай, Корея, Индия, Япония и Сингапур. Все эти страны заинтересованы, в том числе, в научных исследованиях Арктики.

Не забывают страны об экономическом освоении. Например, в США половина неразведанных запасов нефти (примерно 30 миллиардов баррелей) находится на Аляске. И это одна из ключевых статей доходов штата – деньги от продажи нефти даже просто раздают жителям Аляски. Для транспортировки нефти даже построен 1300-километровый нефтепровод в южную часть полуострова, откуда нефть перевозят судами на американские НПЗ.

Добычу углеводородов на севере ведет и Канада. Осваивались эти месторождения еще в 70-80-х годах прошлого века, а теперь там работают компании Chevron, Statoil и Exxon Mobil, благодаря чему объемы добычи постоянно растут.

Для Норвегии нефтедобыча тоже является одним из ключевых источников дохода, страна накопила огромный фонд для будущих поколений – в нем уже более триллиона долларов сверхдоходов от продажи нефти.

Даже Дания имеет ведет разведку месторождений в Гренландии, хоть из-за природных условий это крайне сложно делать. Еще сложные условия влияют на то, что добычу нефти будет трудно сделать рентабельной, хоть лицензии на разведку уже выданы.

Как видно, арктические страны не теряют возможности заработать на добыче природных ресурсов, и Россия явно не отстает от своих соседей по Арктике, реализуя множество проектов.

Российские проекты в Арктике

Значительная часть федерального бюджета и ВВП России формируется в арктической зоне – там ведется добыча нефти, газа, и многих других природных элементов.

Но изучать проекты в Русской Арктике можно и другим способом. Так, на северных предприятиях сколотили капиталы самые богатые люди страны:

Кроме того, в российской части Арктики ведется добыча железной руды, фосфатов, никеля, меди, алмазов, драгоценных металлов и огромного перечня других минералов.

Среди перспективных остаются проекты по подготовке и отгрузке сжиженного природного газа (СПГ) – так Россия пытается составить конкуренцию США, которые уже практически начали захватывать европейский рынок.

Параллельно государство не забывает о Северном морском пути. Если в 2018 году по нему перевезли 17 миллионов тонн грузов, к 2024 году поставлена цель в 80 миллионов тонн. Часть этих грузов планируется доставлять в порты по строящейся железной дороге – Северному широтному ходу.

В перспективе есть еще много проектов в Арктике, но их будущее зависит, в основном, от государства – захочет ли оно помочь в создании инфраструктуры или предоставить налоговые льготы.

blank

ПАТЭС разместят в городе Певек на Чукотке.

А что с местными жителями?

Хоть Арктику и называют приоритетным направлением государственной политики России, на жизни простых россиян это влияет не всегда. Да, формально зарплаты на Севере относительно высокие (средние по некоторым регионам – даже выше, чем в Москве), но от этого там не становится легче жить.

Проблем у жителей Севера хватает:

  • огромные цены на продукты из-за особенностей логистики – доставить их туда можно, в основном, по воздуху;
  • уехать – тяжело и дорого. Продать жилье на Севере можно только за бесценок, а добраться до цивилизации получится только на самолете;
  • климатические особенности – они тоже не добавляют здоровья, и т.д.

Это все приводит к серьезным проблемам для северных регионов. Стимулов работать на Севере все меньше, в итоге там наблюдается отрицательный миграционный прирост – уезжает людей больше, чем приезжает.

И если в крупных городах вроде Сургута или Якутска еще можно жить, то в Воркуте население за 30 лет сократилось с 200 до 60 тысяч человек, а цена 3-комнатной квартиры составляет около 60 000 рублей.

Единственное, что еще хоть как-то удерживает людей на Севере – это хороший социальный пакет:

  • отпуск больше на 24 дня, чем у остальных регионов;
  • северные надбавки благодаря районным коэффициентам;
  • раз в 2 года семьи получают право на бесплатный проезд или полет до места отдыха и обратно;
  • тем, кто отработал 15 лет, дают жилье;
  • на пенсию можно выйти на 5 лет раньше;
  • тем, кто хочет переселиться в другой регион, могут предложить субсидию.

Поэтому на Севере все еще живут люди – им или просто некуда податься, или они ждут наступления пенсионного возраста, чтобы уехать на юг и больше не возвращаться.

Читайте также: