Есть ли в армении многоженство

Обновлено: 18.09.2024

Многоженство в ветхозаветные времена. Господь создал человека (Адам) и помощницу жену (Ева). Кто установил многоженство?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Библейское учение о браке однозначно предполагает моногамию. Сотворив Адама, Господь Бог сказал: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт.2:18). Брак наших прародителей по замыслу Творца должен был стать правилом построения этого важнейшего жизненного союза для всех последующих поколений: Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть (Быт.2:24). Эти слова Спаситель повторил искушавшим Его фарисеям (Мф.19:3-6).

Первым нарушил Божественное установление о браке Ламех: И взял себе Ламех две жены (Быт.4:19). Священный писатель изображает этого ближайшего потомка Каина высокомерным и жестоким: жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне (Быт.4:23). Это было явное злоупотребление, противное Божественной воле. Позже, когда было дано обетование Аврааму (сделаю потомство твое, как песок земной; Быт.13:16), в ветхозаветной истории нередко встречалось многоженство, но это лишь Божие попущение. Так престарелая Сарра, тяжело переживая свое бесплодие, сказала Аврааму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Аврам послушался слов Сарры (Быт.16:2). Патриарх Иаков родил двенадцать сыновей от двух жен и двух служанок. История эта в подробностях известна. Семь лет Иаков работал на своего дядю Лавана, чтобы получить в жены любимую им Рахиль. Ни о каком многоженстве он не помышлял, а желал исполнить наставление своего отца Исаака: встань, пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей (Быт.28:2). Но Лаван его обманул и дал ему вместо Рахили Лию, о чем он узнал утром. Что касается служанки Валлы, которая родила Дана и Неффалима, то это было желание Рахили, сильно скорбевшей по причине своего неплодия: вот служанка моя Валла; войди к ней; пусть она родит на колени мои, чтобы и я имела детей от нее (Быт.30:3). Также и Зельфа родила Гада и Асира по желанию Лии, когда она перестала рожать (Быт.29:35).

Нельзя обойти молчанием тот факт, что эта борьба за умножение потомства, как в случае Авраама, так и в истории Иакова, приведшая к отступлению от моногамии, была оплачена большой ценой – нарушением мира и нестроениями в семьях. Агарь после рождения Измаила стала презирать госпожу свою (Быт.16:4). Сарра выгнала ее, и та едва не погибла в пустыне с ребенком. Между сестрами Рахилью и Лией вспыхнула зависть, и началось соперничество. После рождения Неффалима Рахиль сказала: борьбою сильною боролась я с сестрою моею и превозмогла (Быт.30:8). В начале 1-й книги Царств (1:1-6) рассказывается о матери великого пророка Самуила Анне. Муж ее Елкана имел еще одну жену – Феннану, которая обижала Анну: та огорчала ее, а эта плакала и не ела (1Цар.1:7)

Из этого видно, что в Библии нет никакого узаконения многоженства, а, напротив, показано, что это ведет к потере мира в отношениях.

Некоторые иудейские цари имели много жен, но Священное Писание это никак не одобряет, потому что это противоречило закону. Пророк Моисей говорит о будущем царе: чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его (Втор.17:17). Господь обличил Соломона: за то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему (3Цар.11:11). Известно, что среди грехов Соломона, которые называет священный писатель, было многоженство.

Библия говорит о моногамном браке как единственно возможной в нравственном отношении форме брачного союза: Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей (Прит.5:18); Кто нашел [добрую] жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа (Прит.18:23); Вы скажете: "за что?" За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя (Мал.2:14). По библейскому учению, именно любовь к своей единственной жене может дать человеку земные радости и скрасить тяжесть жизненных трудов: Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это – доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем (Еккл.9:9).

Пророки использовали образ брачного союза для обозначения отношений между Богом и Его народом. Они мыслили только одну форму – единобрачие: Как юноша сочетается с девою, так сочетаются с тобою сыновья твои; и [как] жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой (Ис.62:5). Поскольку речь идет об избрании одного народа и об обетованиях данных Богом по отношению к этому народу, то и муж должен иметь только одну жену – жену юности.

В святом Евангелии учение о браке поднято на особую духовную высоту. Искупительная любовь Иисуса Христа к Церкви составляют образ и живое правило, которому супруги должны следовать. Апостольское назидание супругов о любви и верности выразительно запечатлено указанием на тайну любви Христа к Его Церкви. Поэтому радость последней победы названа в Апокалипсисе браком Агнца: Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых. И сказал мне [Ангел]: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца (Откр.19:7-9).

Иногда удивляешься тому, насколько эластичной может быть человеческая логика, когда пытаются оправдать любое несовершенство. Современные защитники ислама пытаются доказать, что многоженство является лучшей формой семьи, позволяющей решать нравственные, демографические и социальные проблемы. Они говорят, что полигамия необходима, потому что женщин в обществе значительно больше, чем мужчин. Это совершенно неверно. По данным демографической статистики в 2000-2002 годы на 100 мужчин приходилось женщин: в мире в целом – 98,5; в исламских государствах – 97,1; в Саудовской Аравии – 87,4; в Иране 95,5. В Таджикистане согласно национальной переписи населения 2000 года численность населения составила 6,1 млн. человек. Из них женщин – 49,7%, а мужчин – 50,3%.

Ложно утверждение о нравственных преимуществах многоженства. Известно, что определенная мера гармонии в отношениях между двумя супругами достигается путем долгих и нелегких взаимных усилий. Нужно постепенно победить или ослабить недостатки, которые глубоко коренятся в падшей человеческой природе. В семье мужа-многожёнца это недостижимо. Эта семья становится рассадникам таких страстей, как зависть, соперничество, обиды и др. Полигамия является лишь формой узаконенного сожительства, но не браком в том высоком значении, которое определило этому спасительному жизненному союзу Слово Божие: живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное (Еф.5:2).


Скрытый матриархат, селективные аборты и добрачная девственность — все это является частью жизни многих армянок, живущих в Армении (это важно).

Какие они — армянки: как и чем живут женщины одной из самых красивых наций

а) конструктивной;
б) неоскорбительной.

Говоря армянка, я всегда представляю очень ухоженную, ироничную и одновременно очень обаятельную брюнетку. Так оно и есть на самом деле. В самой Армении я была только раз, но местные девушки оставили именно такое впечатление.

1 Армянку сложно завоевать

Армянки, с которыми мне довелось пообщаться, отмечали, что настолько привыкли к браваде и красивым речам мужчин своей нации, что уже не реагируют на подобные выходки. Зачастую такое картинное джентельменское поведение, по их словам, просто хорошая игра. Поэтому лучше пропускать все это мимо ушей.

2 Домашний матриархат

Несмотря на то, что в Армении мужчина, как и во многих кавказских национальностях, пользуется большим авторитетом в обществе. В семьях зачастую царит матриархат. Ничто в доме армянской женщины не сдвинется с мертвой точки, если на то нет согласия жены или матери. И это при всей внешней аполитичности армянок.

Все это приводит к тому, что именно одобрение и советы мамы являются для сыновей и дочерей ключевыми. Однако армянские мужчины никогда не признают это публично.

3 Отличные хозяйки

Армянские женщины — отличные хозяйки. И речь сейчас не только о женщинах старшего поколения. Большинство современных армянок прекрасно готовят и ведут хозяйство. Для них это предмет гордости. Подобное отношение впитывается в сознание девочек с детства, равно как и радушие, с которым хозяйка дома привечает гостей.

Считается дурным тоном, если женщина не сумела как следует встретить гостей и не накрыла шикарный стол.

4 Добрачная девственность

Уже предчувствую, что именно этот пункт вызовет у многих возмущение. Но факт остается фактом. Добрачная девственность до сих пор является негласным пунктом для армянской невесты. При этом неважно, сколько ей лет — 19, 25 или 30. Если семья жениха далека от современных реалий, то этот момент играет ключевую роль в выборе жены для мужчины.

Конечно, бывают и исключения, навеянные ветром перемен и соблазном либеральных ценностей. В основном это характерно для жителей столицы Армении — Еревана. Однако для любого уважающего себя обитателя провинциального городка, не говоря уже о глухих деревеньках, все это сплошной позор на всю семью.

Также в Армении есть еще один негласный момент, касающейся замужества. Считается, что девушка обязательно должна выйти замуж до 25 лет (желательно).

5 Гендерное неравенство

6 Селективные аборты

Возможно, тебя это удивит, но Армения входит в число тех 12 стран, где в определенный период времени число новорожденных мальчиков начинает заметно превышать число девочек. Все дело в селективных абортах, которые женщины вынуждены делать, так как иметь сына в этой стране предпочитают больше, чем дочь.

Прежде чем начать разговор о патриархальной семье, давайте поймём, что значит патриархальная семья. Родоначальником армян был Айк Наапет, который является собирательным образом патриарха армянской семьи. Он был окружён сыновьями, дочерьми и сыновьями сыновей. Айк питал особую любовь к своим предкам и сохранял ценности, передаваемые ими. Его родословная продолжалась по принципу один мужчина и одна женщина, а связь между поколениями была очень крепкой.

Этнические особенности армян

Армянская патриархальная семья / Айк Наапет

В патриархальной семье следующие поколения следовали законам, установленным их предками, которые в свою очередь были обязаны передавать их своим потомкам.

Патриархальная семья насчитывала около 4-5 поколений. Она включала в себя несколько поколений сыновей одного отца с их жёнами, живущих под одной крышей.

Патриарх семьи

Главой семьи или патриархом являлся старший мужчина в семье. Он распоряжался не только имуществом семьи, но и судьбами членов семьи. Патриарх имел неограниченные права.

Все члены семьи несли ответственность перед патриархом за все свои действия, однако сам патриарх ни перед кем не отвечал. А чтобы решить семейные проблемы, патриарх советовался с другими пожилыми мужчинам. Во время еды патриарх всегда сидел во главе стола, никто не имел права сидеть за столом без патриарха.

Патриархальная семья

Когда в патриархальной семье возникали разногласия, патриарх собирал мужчин семьи и говорил: “Когда вода гниёт, её нужно отпустить; тот, кто должен расстаться, пусть расстанется”. Однако расстающиеся или отделяющиеся члены семьи не уходили далеко и часто селились в том же селе.

Когда патриарх умирал, его обязанности и права передавались старшему сыну, который становился новым патриархом семьи.

Разделение ролей в патриархальной семье

В патриархальной семье половозрастное разделение труда. В патриархальный период накопленные деньги и имущество дома хранила жена патриарха, в её руках также были ключи от погреба дома.

Каждому мужчине в семье была доверена своя работа. Основными отраслями хозяйства — земледелием и скотоводством, занимались мужчины. А в обязанности женщин входило ведение домашнего хозяйства, переработка, сортировка и хранение сельскохозяйственного сырья.

Патриархальная семья

А работу по дому жена патриарха делила между своими невестками. Выпечку хлеба и готовку еды доверяли старшим невесткам. Но прясть нитки и шить должны были все. У детей тоже были свои обязанности, которые готовили их к дальнейшей жизни.

Приём пищи в патриархальной семье был целым ритуалом. Сначала за стол садились мужчины, а затем женщины и дети.

Женщина в патриархальной семье

Вторым после патриарха человеком в семье, помогающим ему и поддерживающим его авторитет была его жена. Важнейшая обязанность жены — поддерживать огонь в доме. Часто смерть жены сравнивали с потухшим огнём в домашнем очаге.

По словам Хримян Айрика, благоустроенность дома зависела от женщины и часто понятия дом и жена отождествлялись.

Патриархальная семья

Главной ролью жены было материнство и воспитание детей. Беременная женщина и мать всегда были объектами поклонения. Долгом жены патриарха было передать невесткам и внукам знания об обычаях и истории их семьи, а также о национальной культуре, ритуалах и традициях. Таким образом, жена в семье также сеяла и распространяла этническое самосознание . Хотя власть жены патриарха распространялась в основном на женщин и детей, её уважали все члены семьи. Именно она являлась советником патриарха и хранителем мира в доме.

Армянский лаваш

Патриархальная семья / Выпечка лаваша

В древние времена армянские царицы и княгини имели право без ведома своих мужей отдавать приказы, брать или отпускать пленников, организовывать пиры и посещать королевские собрания.

Браки между семьями

Браки между молодыми решались членами семьи, и часто брак был не более чем соглашением между семьями. Две семьи принимали решение женить своих детей по нескольким причинам: кто-то подходил, кто-то был богат, кто-то предлагал большой выкуп, у кого-то было хорошее приданое. Часто молодые встречали друг друга в день женитьбы. Старшие женщины семьи, вместе с матерью сына шли на смотрины к девушке. Если родители девушки были согласны на женитьбу, они разрешали осмотреть свою дочь. Они смотрели умеет ли она вдевать нитку в иголку. Таким образом они проверяли зрение девушки. А для проверки слуха спрашивали что-то очень тихим голосом.

Армянская традиционная свадьба

Армянская традиционная свадьба / Фото: mshk.am

Если девушка им понравилась, мать сына целовала щеку девушки и ставила ей на ладонь золотую монету. А если девушка не понравилась, они не угощаясь покидали дом.

Также было распространено колыбельное обручение. Родители мальчика оставляли чёрточку на колыбели новорождённой девочки. Это было знаком того, что в будущем девочка выйдет замуж за их сына. Такие обручения происходили с целью установить дружеские отношения между семьями.

Однако не поощрялись браки между сельчанами и жителями городов. Сельская девушка могла пойти замуж в город только если она была очень красивой или богатой.

Родословное древо

Родословное древо служило для поколений свидетельством истории их семьи. На древе упоминались только члены семьи мужского пола, так как именно сыновья давали продолжение ветвям родословного древа. Девушки считались представителями другого дома и хранительницами очага.

Патриархальная семья

Патриархальная семья / Туманян со своей семьёй

Целью и обязанностью мужчины было добавить новые ветви на родословное древо своей семьи. По мнению жителей Сасуна, сын был шипом в глазах недоброжелателей, а дочь считалась плодом внешнего дерева.

Такие виды патриархальной семьи просуществовали до 30-х годов 20-го века. Некоторые пережитки таких семей сохранились в армянских сёлах, но развитие экономики, возникновение денежной единицы, эмиграция привели к исчезновению патриархальных семей.

Однако в армянских семьях до сих пор сохранились некоторые традиции патриархальных семей.

Авторские права на эту статью принадлежат armgeo.am. Содержание статьи может цитироваться или использоваться на других сайтах только с активной ссылкой на источник.

Блог об Армении

7 дней в Армении

7 дней в Армении

Вода как достопримечательность Армении

Озеро Арпи

Горные озёра Армении

Топ-7 горных озёр Армении

Топ-5 водопадов в Армении

Артени

Азатское водохранилище

Азатское водохранилище

Треккинг по горам Армении

Лето в Армении

armenian_geographic

Explore Armenia with us
Hiking and trekking tours in Armenia ⛰️
All the photos on our page are from our trips
☎️ +37443 00 5165 (Viber, WhatsApp)


Права женщин в Иране тема щекотливая и неоднозначная. Одни представляют иранок забитыми и укатанными в черное с ног до головы, другие говорят об их чуть ли не европейском образе жизни. О темной стороне иранского общества далее в статье.

Права женщин в Иране можно рассматривать с разных точек зрения. С одной стороны, в сети немало отзывов туристов, которые рассказывают об открытости и определенной свободе иранок, о том, как они руководят всеми в семье. С другой стороны, меня часто спрашивают, правда ли, что женщину могут забить камнями и ей обязательно ходить с головы до ног в черном? Многие стараются сгладить острые углы жизни в Иране и показывают только хорошее, однако в этой статье я решила рассказать всю правду без прикрас. Об этом не любят рассказывать иностранцам.

Обязательный хиджаб

11 февраля 1979 года в Иране победила Исламская революция. Она положила конец либеральной политике шаха Мохаммеда Резы Пехлеви. Справедливо отметить, что форма правления нового государства была принята по результатам всеобщего референдума. Около 99% проголосовавших были за то, чтобы стать гражданами Исламской республики.

Можно понять простых людей. Имам Хомейни наообещал много всего хорошего: полную свободу от вмешательства других государств во внутреннюю политику, бесплатное электричество, газ и воду, всеобщее бесплатное образование и пр. Народ думал, что все имеющиеся блага сохранятся, и к ним добавятся новые. На деле получилось так, что сегодня, через 40 лет, большинство населения борется за базовые права и просто выживает. Но статья не об этом…

Права женщин хиджаб

Хиджаб – это первые “ягодки”, с которыми столкнулись иранские женщины после установления новой власти. До этого женщины в Иране могли сами выбирать, во что одеваться: хочешь, носи чадру, хочешь – мини-юбку. Теперь улицы стали патрулировать басиджи, серьезые мужчины и грозные женщины в черной чадре. Они отрезали галстук у мужчин и насильно надевали платок на женщин.

Сегодня в Иране совершенно невозможно представить, чтобы кто-нибудь вышел на улицу без платка или в шортах. Специальный отряд правоохранительных органов тщательно следит за внешним видом всех прохожих. Не важно, иранцы они или иностранцы – закон Исламской республики един для всех. Тех, кто переступают границы дозволенного, насильно сажают в минивэн и доставляют в полицейский участок. В интернете полно подобных видео.

Иранки абсолютно не согласны с таким положением дел. Последние несколько лет стали популярны одиночные акты протеста, когда девушки снимают платок в публичном месте. Они не поддаются навязчивым советам окружающих и ничего не боятся. Подробнее о тех, кто защищает права женщин в Иране, читайте ниже.

Дискриминация по половому признаку

Разрыв в оплате труда

В иранских семьях главным добытчиком всегда был и остается мужчина: отец, брат или муж. Считается, что женщине вообще не обязательно работать. Но если хочется, то конечно, можно. В этом смысле права женщин в Иране никто не ограничивает. Однако очень редко можно встретить иранку, которая работает с утра до ночи, чтобы прокормить себя или всю семью. Скорее это приятное хобби, возможность иметь деньги на личные расходы.

Эволюция женской моды в Иране

Эволюция женской моды в Иране

Именно так рассуждают работодатели, а потому не спешат платить иранкам столько же, сколько мужчинам. Последним нужно кормить семью, поднимать детей, помогать престарелым родителям. А у женщины всегда найдется помощник и опекун, можно ей и меньше заплатить. К тому же в иранском обществе распространено мнение, что женщина никогда не сможет работать так же хорошо, как мужчина.

Посещение стадиона

Официальный закон Ирана категорически строго запрещает иранкам смотреть футбольные и любые другие спортивные матчи на стадионе. Их просто-напросто никто туда не пустит!

Внятного объяснения этому ограничению нет. Считается, что болельщики-мужчины ведут себя неприлично, и добропорядочной женщине находиться в такой компании не стоит. Но ведь она сама может решить, не правда ли? Да, и не сказать, что на стадионах творится что-то безобразное. В обычной жизни тоже можно столкнуться с грубостью и невоспитанностью.

Права женщин посещение стадиона

Боевые иранки не мирятся и с этим законом. Они очень любят футбол и не могут упустить возможность поддержать любимую команду. Надевают мужскую одежду, рисуют усы и бороду и на свой страх и риск отправляются на запретный стадион.

Езда на велосипеде

Официальный закон Ирана гласит, что всем лицам женского пола запрещена езда на велосипеде в общественных местах. Дескать, это привлекает ненужное внимание, да и вообще, не скромно это.

Права женщин Езда на велосипеде в Иране

Однако иранки уже так давно нарушают этот запрет, что даже полиция махнула на них рукой. Сегодня редко можно увидеть, чтобы велосипедисткам делали замечания или хотели отвести в полицию. Но официально закон сохраняется. Если очень хочется покататься на велосипеде, лучше делать это в парке.

Пение и танцы

На официальном телевидении Ирана вы никогда не услышите, как поет женщина и не увидите ее танцы. Даже безобидную пианистку прячут за кулисами! Власти Ирана разрешают петь женщине только в составе смешанного хора и, конечно, музыка не должна попадать в категорию запретной. Исключительно традиционная иранская музыка с классическим мотивом на стихи классиков: Саади, Хафиз и др.

В общественном месте запрещено петь и мужчинам. Но, например, в Исфахане каждый вечер около моста Хаджу собираются любители музыки, чтобы послушать импровизированный концерт. Пока полиция не разгонит.

Танцы, как вы понимаете, верх неприличия. Соблазнительные движения восточных красавиц непременно заставят мужчин сойти с правильного пути. Остается иранкам танцевать только на свадьбах и днях рождения в тесном женском кругу.

Домогательство на улице

Наверняка, вы уже не раз слышали, что в Иране очень безопасно и можно спокойно ехать туда одной. Совершенно не спорю, я сама много раз ездила в Иран одна. Однако тут есть небольшое уточнение. Я всегда находилась в компании парня. Конечно, вас никто не украдет. Но будьте готовы к огромному повышенному вниманию и даже (иногда) грубому поведению со стороны мужчин.

Права женщин домогательство на улице

Если иранка одна идет по улице, ей вслед будут ссыпаться предложения познакомиться. Если она одна стоит на остановке, проезжающие мимо машины и мотоциклы будут сигналить с предложением подвезти. А если дело идет к вечеру и это немноголюдный парк, то можно ожидать даже более решительных действий – “нечаянных” касаний, преследование и т.п. До криминала дело доходит крайне редко. Однако испорченное настроение гарантированно.

Наверно, именно поэтому иранки предпочитают ходить большими компаниями – с друзьями или родственниками. Как бы иранцы не старались показать себя современными, воспитанными и культурными, все еще очень много тех, кто неправильно воспринимает одинокую девушку на улице.

Ограничение прав и свобод

Свобода передвижения

Еще 20 лет назад одинокую иранку не посадили бы даже на междугородний автобус. Без законного опекуна (отец, муж, брат, дядя) незачем ей путешествовать. Исключения делали студенткам – раз ей разрешили учиться в университете, то и путешествовать она одна способна.

Сегодня одинокие девушки могут свободно перемещаться по стране. Даже находятся такие смелые иранки, кто одни путешествуют с рюкзаком автостопом. Постепенно люди меняют свои взгляды и отходят от вековых традиций.

А вот если иранка захочет поехать заграницу, без разрешения уже не обойтись. Заявление на получение загран. паспорта нужно подавать в присутствии опекуна, а среди обязательных документов есть заверенное нотариусом согласие. Оно выдается на весь срок действия паспорта. Однако опекун в любой момент может отозвать разрешение – и девушку просто не выпустят с паспортного контроля.

Эта тема хорошо раскрыта в фильме иранского режиссера Джафари Панахи “Круг”. Вообще, аллегория “Иран-тюрьма” актуальна до сих пор.

Право на образование

Всем известно, что в университетах Ирана студенток гораздо больше, чем студентов. Сразу рисуется идиллическая картина в голове. Кажется, что иранки – те же самые европейки, только с платком на голове.

Да, ушло в прошлое мнение, что женщине незачем учиться, что ее место только дома и на кухне. Иранцы стараются соответствовать времени и активно занимаются личным развитием. Плюс в стране появилось огромное количество частных университетов, которые принимают практически всех. Плати деньги – диплом будет.

Права женщин университет

Да, официально закон никак не ограничивает права женщин на образование. Но подумайте сами, кто оплачивает все расходы? За кем последнее слово? Психологический прессинг может быть очень сильным. Помимо этого часто бывает, что перед свадьбой жених утверждает, что только рад образованной жене, а после свадьбы его мнение вдруг меняется. Иранки не привыкли отстаивать свое мнение до последнего, их воспитывают совсем по-другому. Между семьей и карьерой она в большинстве случаев выберет семью.

Для справедливости стоит отметить, что бывают и другие крайности. Девушка до 30 лет учится, потом находит хорошую работу и не спешит уходить из родительского дома. Часики тикают, женихов все меньше, и она так и не выходит замуж.

Работа вне дома

Здесь все очень просто. Муж может поставить условие жене, что не хочет, чтобы та работала. Без шантажа, без ультиматумов. Официально права женщин в Иране не ущемлены, но последнее слово всегда за мужчиной. Ни один судья не сможет помочь женщине, если ее муж не дает согласие на работу.

Иранцы смотрят на это так. Женщина – нежный цветок, который обязательно погибнет без заботливого садовника. Цветок в благодарность отвечает ему приятным ароматом и радует глаз красивым окрасом. Садовник может выставить цветок на солнце, а может – спрятать в теплице. Дело цветка нехитрое – пить воду, питаться и нести радость. Конечно, я немного утрировала. Но общая картина понятна.

Права женщин в семье

Насильственный брак

Насильственный брак – это не только когда жених и невеста впервые видят друг друга на свадьбе. Скромные иранские девушки считают неприличным противиться воле отца при людях. Поэтому если тот показал свое согласие или даже устно договорился со сватами, ей будет крайне тяжело отказать жениху.

Лет 30 назад большинство браков в Иране заключались по договоренности родителей. Происходило это так. Мать или сестра жениха видят красивую девушку на свадьбе. Она подходит им по всем критериям, и фотографию девушки показывают жениху. Далее договариваются с родственниками невесты и определяют день сватовства. В назначенный день жених и невеста настолько смущены, что практически не смотрят друг на друга. Родители ударяют по рукам – пора готовиться к свадьбе.

Права женщин Насильственный брак

Девушке практически невозможно отказаться от брака. “А что люди скажут? Потом тебя вообще никто замуж не возьмет. Ты меня опозоришь”, – все это звучит в Иране очень часто. Бедной девушке легче согласиться, чем терпеть подобное психологическое давление. Стерпится – слюбится.

В бедных семьях бывает еще хуже. Девушку выдают замуж откровенно против ее воли. В подарок семье невесты обещают много денег и ценных подарков. Есть и такие смелые девушки, кто выбирает побег и лишения бездомной жизни вместо золотой клетки с нелюбимым.

Многоженство

Иранцам официально разрешено иметь четыре жены. Отношение к многоженству тут не такое, как в арабских странах. Только около 5% мужчин имеют несколько жен. Персидская культура опирается на моногамные отношения. Так, например, в произведениях древних классиков воспевается чистая глубокая любовь двух возлюбленных.

Тем не менее будет неправильно полностью закрыть глаза и сделать вид, что многоженства в Иране не существует. На юге, где преимущественно живут арабы, две жены уже не редкость. Помимо этого есть и шиитский временный брак, который заключается от 1 часа до 99 лет.

Не буду рассуждать, насколько оправдано многоженство. Каждый решает для себя сам. Могу лишь порекомендовать фильм “Лейла” 1996 года. Там очень хорошо показаны глубокие страдания главной героини, хотя она сама настаивала, чтобы муж взял вторую жену.

Право на развод

Еще 20 лет назад развод был большой редкостью в Иране. Сегодня традиции постепенно уходят в прошлое, молодые женятся не по решению родителей, а по собственной воле, на мнение окружающих стали обращать гораздо меньше внимания. Как результат – около 30% браков в Иране заканчиваются разводом.

Официальный закон Исламской республики предоставляет мужчине право развестись в любое время без какой-либо причины. Захотел – развелся, захотел – вторую жену взял. Красота 🙂 При этом общее имущество после развода не делится пополам. Каждый остается с тем, что записано на его имя.

Протесты в Иране 2018

Политические протесты в январе 2018 года

Женщине получить развод гораздо сложнее. Официально это возможно, есть веская причина:

  • муж не может обеспечить жену едой, жильем и одеждой;
  • муж числится в пропавших без вести больше 4 лет;
  • в брачном контракте женщина заранее утвердила за собой право на развод.

Все – других вариантов получить развод у женщины нет. Как говорится, бог терпел, и нам велел.

Стоит сказать пару слов и о детях. Если ребенку меньше шести лет, то его оставляют с матерью. Более взрослые дети всегда живут с отцом. Изменить это правило могут только исключительные обстоятельства: наркозависимость, алкоголизм, выход из ислама и т.п.

Женщине жить после развода нелегко. Выйти замуж еще раз очень проблематично. Зачастую к ней меняется отношение и становится менее уважительным. Существует мнение, что от хорошей жены муж не уйдет.

Правозащитная деятельность

В 21 веке иранские женщины уже не сидят безропотно дома, боясь сказать слово поперек мужчине. Они активно отстаивают свои права и очень хотят, чтобы права женщин в Иране защищались так же хорошо, как и права мужчин.

Масих Алинеджад – одна из первых, кому удалось привлечь внимание широкой публике к проблеме обязательного хиджаба и нарушения прав женщин в Иране. Ее кампания началась со страницы на Фейсбуке My stealthy freedom (Моя украденная свобода), где она призывала иранок фотографироваться в публичных местах без платка. После этого последовали Белые среды (Charshanbe sefid) – один день в неделе все не согласные с режимом выходили из дома с белым платком на голове. Кампания получила такую широкую поддержку, что об этом говорило даже официальное телевидение Ирана!

Сегодня Масих Алинеджад ведет свой главный журналистский проект, программу Tablet. Она выходит в интернете один раз в неделю и освещает самые главные события в Иране. Программа пользуется огромной популярностью – впервые иранцы получили доступ к правдивой информации без прикрас.

права женщин Насрин Сотудех

Насрин Сотудех

Другая иранская правозащитница, Насрин Сотудех, много лет проработала адвокатом. Ее неоднократно обвиняли в нарушении общественного порядка, плохом поведении и пр. Насрин брала только те дела, в которых ущемлялись права женщин. В марте 2019 года в общественности пробежала волна возмущения и негодования. По очевидно сфабрикованному делу Насрин была осуждена почти на 40 лет тюрьмы. Как говорится, спасибо, что в живых оставили и не приговорили к смертной казни.

Читайте также: