Есть ли в иордании многоженство

Обновлено: 18.09.2024

Президент Ингушетии Руслан Аушев своим указом легализовал регистрацию многоженства: мужчина вправе иметь до 4-х законных жен. 9 из 10-ти жителей Ингушетии - мусульмане. Семейный кодекс Российской Федерации полигамию, точнее полигинию, многоженства не допускает. Коран допускает при определенных условиях. В ряде мусульманских стран - Турция, Тунис - многоженство прямо запрещено. В Египте и Сирии крайне затруднено. Легально многоженство не допускается в Азербайджане, Узбекистане, Туркмении, Казахстане, Таджикистане, Кыргызстане. В Чечне разрешено, но ей дела до российских законов нет. Как относиться к указу Аушева? Почти половина опрошенных россиян считает многоженство для мусульман допустимым, но мужчины говорят "да" в три раза чаще, чем женщины. Наш предстоящий разговор о многоженстве. Участвуют: Радий Фиш, Москва; Эльмира Ахундова, Баку; Джованни Бенси, Прага.

Легализовав многоженство в Ингушетии, Руслан Аушев пояснил, что поскольку в республике женщин много больше, чем мужчин, то они не могут устроить свою судьбу, а заниматься, как он выразился, "блудом", не каждая женщина хочет, кроме того, это категорически запрещает Коран. Замечу, что Коран не запрещает проведение референдума, а конституция Ингушетии его даже предусматривает. И вот теперь с вопросом к Радию Фишу, Москва: Радий Геннадиевич, вы - востоковед, тюрколог, так вот, в Турции многоженство запрещено с 26-го года, Турция просто приняла тогда швейцарский гражданский кодекс, но огромное большинство населения в Турции - это мусульмане. И вот вопрос: чем был вызван запрет многоженства?

Радий Фиш:

Запрещение многоженства в Турции было связано с реформами Ататюрка - руководителя турецкой республики и победителя в национально-освободительной войне против европейских держав. Ататюрк революционным путем в течении 10-ти лет провел целый ряд реформ, в том числе и гражданского кодекса. Было запрещено ношение одежды, запрещены дервишевские ордена, было предоставлено право голоса женщинам в 34-м году, на 12 лет раньше, чем во Франции и право выбирать и быть избранными. Таким образом, была ликвидирована и статья в Конституции, которая говорила о том, что государственной религией в Турции является ислам, и была отменена присяга президента и всех должностных лиц на Коране, была заменена гражданской присягой. Целый ряд реформ, в том числе и связанные с многоженством. Хотя старые пары и многоженцы, которые были до этого указа, они продолжали существовать легально. Это была попытка европеизации страны.

Лев Ройтман:

И на сегодняшний день, как в Турции решается реально проблема многоженства?

Радий Фиш:

Реально многоженство не существует легально, оно существует на практике, так же как во Франции, так же как в России, но оно не легализовано и никогда не может быть легализовано до сих пор. Те пары, которые, или тройки, или четверки, которые живут, и если они остались живы после 20-х годов, они продолжают в многоженстве жить, никакого многоженства официального в Турции не бывает.

Лев Ройтман:

Спасибо, радий Фиш. И Джованни Бенси, вы автор книг, автор статей об исламе многоженства, это ведь не абсолютное религиозное право мусульманина, есть ведь и в самом Коране достаточно жесткие ограничения и жесткие условия, при которых многоженство допускается?

Джованни Бенси:

Лев Ройтман:

Я хочу сказать, что в Тунисе именно этот стих был интерпретирован таким образом, что поскольку не возможно равное отношение ко всем женам, то следует многоженство запретить, и в конституции Туниса прямо написано - многоженство не допускается.

Джованни Бенси:

Лев Ройтман:

Кроме того, он должен всех обеспечивать, он должен обо всех заботится. И в Сирии пошли следующим путем: это не решение мужчины, что он может заботиться, он должен это доказать. И доказывает он это в суде, куда он обращается за разрешением на прибавку в женской части семейства, и сплошь и рядом в современных условиях он этого разрешения не получает. Таким образом, вроде бы и Коран соблюден, и в то же самое время страны эти отошли от средневековой практики, к которой возвращаются в Ингушетии сегодня, где, как мы понимаем, не может быть того уровня обеспечения каждой жены, которая имелась в виду пророком, и предполагалось, что каждая из них будет иметь отдельное жилище. Где вы сегодня в городской квартире обеспечите отдельное жилище для каждой жены? Но, тем не менее, многоженство допущено. И теперь с вопросом в Баку: Эльмира Ахундова, вы наш бакинский корреспондент, так вот в Азербайджане, где так же большинство населения мусульмане, несомненно проблема обсуждалась на официальном уровне, как она, впрочем, обсуждалась во всех мусульманских регионах России и во всех мусульманских республиках бывшего Советского Союза. Каково решение легальное в Азербайджане?

Эльмира Ахундова:

Лев Ройтман:

Спасибо, Эльмира Ахундова, Баку.

Радий Фиш:

Указ Аушева не прошел через референдум, это ясно, поэтому не опрошено все население. Но я думаю, что это обосновывается другим обстоятельством. Во-первых, адатом, обычным правом, существовавшем на Кавказе, внебрачная связь, даже освященная муллой, для чеченской женщины вообще позор и хуже позора смерть может быть, клановое общество там. А главное, Аушев обосновывает тем геноцидом, который провела российская армия против вайнахского народа, в том числе и чеченцев, и ингушей, которые входят в вайнахский народ, и заботой о детях-сиротах в том числе, и о невестах, которые не могут найти себе мужа. Это реальное обоснование. Мне кажется, в этом есть смысл, но только нужно провести, на мой взгляд, референдум было бы. Хотя в Турции это было сделано без референдума.

Лев Ройтман:

Спасибо, Радий Фиш. Теперь вновь с вопросом к Джованни Бенси: в чем смысл, в чем суть запрета для христиан состоять в полигамном браке?

Джованни Бенси:

Но это для многих может показаться любопытным или новым, но в христианстве такого запрета нет. Мы знаем, что многоженство существовало в разных формах у евреев в эпоху Ветхого завета, то есть в христианское время.

Лев Ройтман:

Простите, Джованни, для точности: до 10-го века, когда оно и теологически было признано непотребным, так сказать.

Джованни Бенси:

Но в Библии есть много примеров многоженства или наложничества и так далее. В христианстве, в Новом завете говорится, конечно, о разных условиях брака, заключения брака, совместной жизни мужчины и женщины, там есть много спорного, но там не сказано открыто, откровенно, четко, ясно, что жена должна быть только одна. Конечно, эта моногамная семья установилась у христиан главным образом на основе не еврейского наследия, библейского наследия, а на основе римского юридического наследия. В Риме, в Древнем Риме не допускалось многоженство по закону. Надо сказать и другое, что отношения принципиальные к женщине в исламе и в христианстве немножко иное, с точки зрения богословского. Потому что, согласно всей христианской традиции, первая женщина Ева была тем элементом, тем фактором, так сказать, который ввел в заблуждение, в грех Адама. Значит, сначала согрешила Ева, и она заставила согрешить Адама (история с запрещенным плодом). Но в исламе этого нет. Конечно, Мохаммед знал Библию, но знал, очевидно, не очень хорошо и знал тексты Нового завета, но, это тоже очень любопытно, видно из Корана, он знал прежде всего апокрифические тексты Нового завета, то есть те Евангелия, которые не признаются как канонические вселенской церковью. В исламе есть много библейских рассказов, которые там пересказываются каким-то образом, и Мохаммед или Аллах, согласно интерпретации мусульман, вводит какие-то изменения, что-то добавляет или что-то отнимает и так далее. И поэтому в рассказе о сотворении мира нет этого элемента. Есть элемент, что Адам и Ева согрешили, но согрешили вместе, там не сказано, что более виновата Ева или менее виноват Адам. В еврействе это тоже не играет очень большую роль, потому что вся эта история, этот рассказ о сотворении мира, который есть в начале Библии, в Книге Бытия, но потом во всем тексте Библии это практически забывается, не играет потом никакой определенной роли. И это христиане снова открыли этот элемент и превратили его в первородный грех: все грешат, все рождаются грешными, потому согрешили прародители. Но у Корана этого первородного греха нет, поэтому женщина и мужчина как будто бы, говорят апологеты ислама сегодня, женщина и мужчина более равны, чем в христианстве.

Лев Ройтман:

Но, простите, какое это имеет отношение к институту полигамии или к институту моногамии?

Джованни Бенси:

Но это имеет отношение к положению женщины и отношению к женщине как к вещи, так сказать. Есть в некоторых формах семейных отношений, что женщина считается второстепенной тварью. Вы знаете, что в посланиях апостола Павла, например, говорится: "пусть женщина молчит на собрании или в церкви".

Лев Ройтман:

Но, простите, Джованни, это по-прежнему не отвечает на мой вопрос, вы в чем-то и противоречите себе. В том случае, если женщина считается вещью, если она считается не вполне чистым существом, если она искусительница, почему в этом случае.

Джованни Бенси:

Я хочу привести здесь точку зрения мусульман, которые отрицают, что многоженство это унижение для женщины. Между тем, как в западной цивилизации, несмотря на эти отрицательные элементы, которые находятся в духовном наследии христиан, Западной Европы и так далее, на основе римского права, многоженство считается унижением для женщины. Это в римском праве унижение для женщины, поэтому мужчина и женщина равноправны. Но это наследие в христианстве - это наследие римского права, это не наследие Нового Завета.

Лев Ройтман:

Спасибо, Джованни Бенси. Ну что ж, будем читать, что Валентина Матвиенко, заместитель председателя Совета министров России стоит на позиции римского права, когда говорит, что решение президента Ингушетии Аушева является для нее, как для женщины, унизительным. Эльмира Ахундова, Баку: а как у вас обстоит дело реально? Юридическую сторону вопроса в Азербайджане вы осветили, а на практике?

Эльмира Ахундова:

Вы знаете, у жизни свои законы. Ни один, даже самый совершенный документ не может подсказать, что делать, если живут супруги хорошо, дружны, весьма довольны друг друг, но есть одно очень существенное "но": женщина не способна родить мужчине детей. А понимаете, для мусульманина не иметь наследника - это большая трагедия. И вот не так давно по азербайджанскому телевидению показали сюжет об одной азербайджанской семье, живущей в каком-то отдаленном горном районе, вот одна из таких бездетных женщин сама привела в дом за руку вторую жену. И сейчас, прошло уже много лет, они вдвоем воспитывают появившихся детей, и дети обоих женщин называют мама. Вообще в азербайджанской глубинке и больших городах нередки случаи, когда состоятельный мужчина заводит еще одну семью на стороне. Свои отношения со второй семьей он особенно не афиширует, однако о ее существовании знают и родные, и близкие, и часто сама законная жена. И вот я узнавала, в азербайджанском законодательстве еще сохранилась специальная статья Ѕ 130, по которой за двоеженство полагается до трех лет лишения свободы. Однако профессиональные юристы, с которыми я разговаривала, не могли припомнить ни одного подобного дела, которое дошло бы до суда. Дело в том, что азербайджанское общество достаточно терпимо относится к нарушителям семейных устоев. Лично я знаю по меньшей мере нескольких очень известных людей из мира литературы и искусства, которые долгие годы жили на две семьи, и там, и там имели детей, которых записали на свою фамилию. То есть у жизни свои законы.

Лев Ройтман:

Спасибо, Эльмира Ахундова. Но о законах в той же Ингушетии: в 93-м году была отменена уголовная ответственность за многоженство, эта уголовная ответственность предусматривалась действовавшим тогда Уголовным Кодексом Российской Федерации в разделе, который именовался "Преступления, составляющие пережитки местных обычаев". Там же был запрещен и калым, и умыкание невесты. Но в Российском уголовном законодательстве, в новом Уголовном Кодексе более вообще нет такого раздела и нет такой статьи, таким образом, ни двоеженство, ни многоженство более в уголовном порядке не преследуется. Ну что ж, законы это одно, а жизнь, как сказала Эльмира Ахундова, это другое, и не судите, да не судимы будете.

57.98 КБ

Маленькая бедуинка торгует в Петре открытками.

Девчонки в Иордании очень веселые и радостные.

Собственно говоря, они совершенно опрокинули мое представление о закрепощенных женщинах Востока.

Девочка надевает платок, когда становится девушкой.

Правда, наш гид рассказывала, да и мы сами это видели, что в Иордании женщина может одеваться как хочет, и никто даже взглядом не выкажет ей осуждения.

Обучение в государственных школах в Иордании раздельное. В частных - мальчики и девочки учатся вместе.

Девушки могут получить образование в шестимиллионной Иордании в 33 высших учебных заведениях, из них - 12 вузов - государственные. При приеме на работу нет дискриминации.

Такие вот наряды у девушек в жаркую погоду. Общественное мнение все-таки давит. 75% иорданских семей - ортодоксальные мусульмане.

Девчонки выходят из музея машин короля Хусейна

Девочка в Петре продает бусы

382.55 КБ

Маленькие бедуинки хотят напоить щенка водой.

Школьницы на экскурсии в Петре

Девушки в Иордании служат в армии.

В армию они идут добровольно.

Почему-то в Иордании на все экскурсии толпами ходят именно девушки, мужчин как-то на культурных объектах мало.

В плотной одежде и в форме очень жарко.

Курсантки рядом с дервишем.

Вот этот мужчина попытался помешать мне сфотографировать его жену. Таким образом закутанных женщин в Иордании много, но я стеснялась их фотографировать.

О свадебных обрядах нам немного рассказала наш гид, русская женщина из Тбилиси, которая уже 27 лет замужем за арабом.
Чтобы арабу жениться, надо иметь очень много денег, потому что он должен обеспечить свою жену всем необходимым и подарить ей много золота. Поэтому арабские мужчины женятся после 30 лет, когда получат образование и заработают на свадьбу.
Обычно это происходит так, рассказывала наш гид Стэлла. Где-то к 35 годам мужчина уже не хочет жениться, потому что он уже привык и ему уже и так хорошо, однако начинает беспокоиться его мама и подыскивает ему невесту.
Затем невесту и жениха знакомят. Если девушка совершенно закрывает свое лицо, то она может показать его жениху в присутствии брата или отца. На фигуру девушки смотрят женщины из клана жениха в бане. Есть еще много разных ухищрений узнать о состоянии здоровья девушки. Например, ей предлагают разгрызть нечищенные орешки, чтобы проверить здоровые ли у нее зубы, и так далее.
Если при первичном осмотре девушки и мужчина решают, что подходят друг к другу, то все мужчины клана жениха, а это могут быть и 50 человек и сто, встречаются с мужчинами из клана невесты и просят ее руки. Девушка должна сказать, сколько золота она хочет получить на свадьбу. Обычно женятся на ровне. Средняя семья обычно закупает золота для невесты на свадьбу примерно на 8 тысяч долларов. Если мужчины семьи невесты согласны выдать девушку, то им предлагают выпить кофе, то есть сделка завершена.
Начинается полугодовой период ухаживания за невестой, когда мужчина и девушка встречаются в кафе, ходят в кино, гости и так далее. За это время они подбирают себе квартиру, обставляют ее мебелью и всем необходимым. Это прежде всего забота жениха. В это время они, узнав друг друга получше, могут отказаться от свадьбы. В этом нет ничего страшного. До свадьбы же, разумеется, никаких сексуальных отношений.
Свадьба же обычно бывает очень большая. Приглашаются все родственники и друзья. Невеста надевает красивое белое платье. Если невеста не хочет показывать лицо, то свадьба играется "на две половины" мужскую и женскую. На одной тусуются женщины и жених с невестой без паранджи, на другую половину к мужчинам периодически выходит жених, чтобы им не было скучно.

165.68 КБ

Главой семьи тут традиционно считается мужчина. Мужчина, например, покупает в семью все продукты, решает вопросы обеспечения, отдыха, учебы детей и так далее, хотя, как хитро говорит наш гид Стэлла, как в известной поговорке "мужчина голова, а жена шея".
Мужчины могут взять себе до четырех жен, однако каждую они по закону обязаны обеспечить отдельной квартирой и полным содержанием. Почти все мужчины в Иордании теперь имеют только по одной жене, говорит Стэлла. Когда мы спросили, есть ли у ее мужа вторая жена, она очень возмутилась и сказала, что такого не потерпела бы.
При разводе мужчина должен обеспечить женщину всем необходимым. Ребенок считается собственностью мужчины, но до 15 лет суд отдает ребенка матери, а потом его спрашивают, с кем из родителей он хотел бы жить. И пусть только мужчина попробует не обеспечить только свого ребенка, тут Стэлла воинственно сверкает глазами. Женщина сразу же подаст на своего бывшего мужа в суд.

Вот в таких черных одеждах иорданские девчонки вышли искупаться на городской пляж. Они так в этих черных балахонах и окунаются. Европейские женщины могут купаться в Мертвом и Красном море в Иордании только в пятизвездочных отелях, у которых собственные пляжи, 4- и 3-звездочные отели не имеют своих пляжей, приходится ходить на городской. Если там раздеться, то никто тебе ничего не скажет, но будут смотреть ТАК, говорит наш гид Стэлла, что тебе самой не захочется больше купаться в купальнике.
Мы это испытали в ущелье с горячими источниками. В черном базальтовом ущелье, в котором стоял наш отель, сверху лились водопады с термальной водой температурой струй от 30 до 80-ти градусов. И можно было ходить под этими струями в специальных ваннах от теплой к горячей. Ну мы, европейские девушки, и ходили в купальниках, однако за нами из купальни в купальню ходила толпа арабов в плавках до колен, которые периодически погружались по пояс в воду. Мне в связи с этим вспомнился анекдот: "один петух говорит другому: Пойдем в супермаркет, на голых курочек посмотрит". Чувствовали мы себя при этом крайне неуютно.
- А как же горячие арабские мужчины, которые женятся примерно в 35 лет, обходятся все это время, - спросила я нашего гида. - Не знаю, - ответила Стэлла, стараясь при этом сделать слишком честные наивные глаза.
- Ослы, мальчики и мужчины. Это здесь развито. - ответил на мой вопрос один арабист из нашей группы. - Сексуальное общение с мальчиками и мужчинами тоже преследуется по закону, но не так строго, как с женщинами. Еще есть проститутки, о которых все знают, особенно их много приезжает с Украины. Из Киева везут целыми самолетами.
Еще одна женщина из нашей группы, у которой муж иранец, сказала мне, что эти закутанные женщины и сами не промах. По-крайней мере, в Иране две самые популярные пластические операции: первая, это пластика носа - из носа с горбинкой делают прямой аккуратненький носик, и вторая, это восстановление девственной плевы.

Это жена Лота, превращенная в соляной столб, когда она обернулась, уходя из Содома.


Еще один любимейший вопрос туристов к резидентам касается многоженства. Некоторые могут прямо поинтересоваться, какая ты по счету жена)
Да, в Египте у мусульман допускается многоженство, но оно не слишком распространено – в пределах 5%. Если большинство мужчин могут позволить себе жениться лишь к 30-35-40 годам, то что говорить о второй жене (которую также надо содержать, обеспечить жильем и т.п).
Вторую жену обычно берут обеспеченные мужчины (и то – далеко не все. Ибо, как говорится, одна жена – одна проблема, две жены – две проблемы). Селят ее отдельно, и по Шариату мужчина должен относиться к обеим женам одинаково во всем, делить свое время поровну между ними, дарить равноценные порядки и т.п. В деревнях изредка возможно проживание двух жен в одном доме на разных этажах или в разных комнатах, в городах они обычно живут в разных квартирах.

У отца моего мужа было две жены, но уже тогда это был довольно редкий случай. Часто для второго брака имеется веская причина – например, бесплодие первой жены.
По закону и по традициям мужчина должен оповестить первую жену, если хочет взять вторую, однако он не обязан спрашивать ее разрешения на этот брак.
Согласно принятым в годы правления Мубарека поправкам в Семейный кодекс (так называемым "поправкам Сьюзен Мубарек") если первая жена не согласна, она может подать на развод в течение года, и это будет считаться разводом по инициативе мужчины, т.е быстро и с выплатой муахра.

Иногда случаются истории, когда жила-жила себе жена лет 20 или 30, и в ус не дула, а потом в один далеко не прекрасный момент (иногда- после смерти мужа) узнала, что уже давно была у своего мужа не единственной.

Идут ли египтянки вторыми женами? По-разному. Некоторые - идут, а другие скорее умрут старыми девами, но предложение стать второй расценят как личное оскорбление.
Еще более интересный вопрос - идут ли славянки вторыми женами? Да, такое иногда бывает, хотя об этом предпочитают не слишком распространяться. Развестись мусульманину в теории возможно, но на практике это бывает малореально, - придется слишком много заплатить бывшей супруге, плюс осуждение общества, разборки с семьей бывшей жены, с детьми. Иногда проще взять вторую, тем более если она согласна.

Как определить, женат ли египтянин?

Многих девушек интересует вопрос: а как выяснить, женат ли мужчина-египтянин? У египтян нет внутренних паспортов, соответственно, нет и пресловутых штампов о браке. Паспорта им заменяют ай-ди карточки, где (в теории) указано семейное положение – разумеется, на арабском языке. Но проблема еще в том, что мужчины не всегда меняют ай-ди после женитьбы. И даже когда подходит время менять ай-ди (а они меняются раз в семь лет), он может запросто не показать документы о браке, и получить новые документы как неженатый человек.
Мужчины - мусульмане не носят золота, поэтому традиционных обручальных колец у мужчин вы здесь не увидите. Кольца у них серебряные, и надевают их на левую руку. Впрочем, эти кольца напоминают обычные украшения, так что не всегда можно сказать, какое кольцо обручальное, а какое – нет.

Самый точный способ определения семейного статуса мужчины – это так называемая "справка о неженатости" (по-арабски Кетфарди), которая делается на основании справки о составе семьи.
Раньше для заключения брака с гражданкой России мужчина был обязан предоставить эту справку в наше российское консульство. Сейчас переведенный и заверенный должным образом Кетфарди требуют только в наших органах ЗАГС, если брак заключается на территории России. То есть теоретически на территории Египта девушка может выйти замуж за египтянина, у которого уже есть жена. В таком случае в свидетельстве о браке будет указано, что она становится второй женой, и для России такой брак не легализовать, - поскольку у нас многоженство запрещено, и легальным признается лишь тот брак, который был заключен первым. В таком случае можно быть замужней на территории Египта и незамужней – в своей стране. А что, даже удобно))

Если у девушки есть сомнения насчет неженатости своего египтянина, лучше всего настоять на знакомстве с его семьей, - не с братьями или какими-нибудь двоюродными кузенами, а со всей семьей, в первую очередь – с родителями. Хотя и здесь бывают истории-страшилки, когда семья, заинтересованная в жене-иностранке, скрывала наличие египетской жены, выдавая ее за сестру или кузину. По крайней мере, я встречала такие истории на просторах в Сети. Но чаще всего "неожиданно давно женатыми" оказваются те, кто годами под разными предлогами отказывался знакомить свою избранницу с семьей.

По статистике, процент разводов в Египте – самый высокий среди арабских стран и составляет 40% (хотя за верность этой статистики я не ручаюсь, но неоднократно видела эту цифру). При этом в деревнях люди разводятся довольно-таки редко, так что в городах, скорее всего, этот процент существенно выше.
Ислам допускает развод, хотя не одобряет его. В большинстве случаев родственники сделают все возможное, чтобы примирить супругов, особенно если в семье есть дети. У египетских христиан развод невозможен, за очень редким исключением (обычный светский брак можно расторгнуть на общих основаниях, но очень сложно развенчаться, тем более - получить разрешение на повторное венчание).

Для развода мужчине-мусульманину достаточно трижды произнести слово "талака" – развод. Это в самом деле так – правда, есть некоторые особенности, но по большому счету мужчине достаточно на словах трижды освободить свою жену. После двух "талака" еще возможно примирение, но третий развод уже окончательный. Если развод не окончательный, супруги должны выждать трехмесячный срок, чтобы удостовериться, что жена не беременна. Оформление развода на бумаге не займет много времени, если инициатор развода – мужчина, или же развод происходит по обоюдному согласию.

Если же развестись хочет жена, то такой развод называется хула и проходит значительно сложнее и дольше – от нескольких месяцев до нескольких лет. Раньше женщина могла лишь просить развода у мужчины и получала свободу только с его согласия, но благодаря поправкам, принятым по инициативе Сюзан Мубарек, женщины получили возможность развестись без согласия мужа.
В случае, если инициатором развода является женщина, она не получает муахр - отступные, прописанные в контракте. Если же мужчина хочет развестись, он обязан выплатить ей эту сумму (а это могут быть ого-го какие деньги).

У египтян нет понятия совместно нажитого имущества – на кого что записано, тому то и принадлежит. Дети обычно остаются с матерью, на мужчину ложится обязанность обеспечить их жильем, а также выплачивать алименты, размер которых определяет суд. Часто женщины подают еще и на компенсацию за прожитые с этим мужчиной годы.
Однако в случае повторного замужества женщины дети останутся с ней только если мужчина не возражает против этого (обычно мужчина против). Чаще всего детей забирает бабушка по материнской линии, или же они уходят в семью отца.
Если жена – иностранка, то дети все равно чаще всего остаются с ней, но бывший муж может воспрепятствовать их выезду из Египта, или даже забрать ребенка вопреки решению суда.

Впечатления об Иордании. А также советы тем, кто желает посетить эту страну. Прошло уже больше года с того времени, как я побывала в Иордании (с ноября 2005 г), но до сих пор вспоминаю эту ст.


Вечер в шатре бедуинов. Вади Рам.

4 февраля 2007 г.Katerrin

Впечатления об Иордании


Закат в Вади Рам

4 февраля 2007 г.Katerrin

Впечатления об Иордании


Пустыня Вади Рам

4 февраля 2007 г.Katerrin

Впечатления об Иордании

Дюна в пустыне Вади Рам

4 февраля 2007 г.Katerrin

Впечатления об Иордании


Петра - город в скалах

4 февраля 2007 г.Katerrin

Впечатления об Иордании


Маленькая бедуинка в Петре.

4 февраля 2007 г.Katerrin

Впечатления об Иордании

Впечатления об Иордании. А также советы тем, кто желает посетить эту страну.

Прошло уже больше года с того времени, как я побывала в Иордании (с ноября 2005 г), но до сих пор вспоминаю эту страну с восхищением и уважением.
Иордания была выбрана для путешествия по нескольким причинам:
1) Есть, что посмотреть: город Петра, который можно уверенно назвать Чудом Света, пустыня Вади Рам, место крещения Иисуса Христа, римские города и другие достопримечательности.
2) Яркий контраст во всем, по сравнению с Россией (религия, обычаи, народ).
3) Красное море.
4) Мертвое море.
5) Довольно экзотическая страна, в которой мало кто был.
6) Безопасная страна.

Петра – это настоящее чудо света. Съездите - не пожалеете.

5. Пустыня Вади Рам
Любителям острых ощущений и романтикам советую переночевать в пустыне Вади Рам. Розовый песок, скалы, просторы… В пустыню можно приехать из любого города на такси, на входе купить билет, выбрать маршрут. А дальше кататься на джипе по пустыне, останавливаясь в самых интересных местах, гулять по дюне, любоваться закатом… Многие только ради заката едут в пустыню. Действительно, незабываемое зрелище. Вся пустыня, всё небо окрашиваются в розово-красный цвет, а над скалами висит огромное белое солнце.. Ощущение такое, будто находишься на Марсе. Фотографии получаются удивительные.
Совет для тех, кто поедет в Вади- Рам: возьмите много теплых вещей, особенно для детей. Ночью очень-очень холодно, пронизывающий ветер.
Ночевка для туристов организована в бедуинских шатрах, посреди пустыни. До самой ночи, при свете костра, бедуины играют на национальных инструментах, поют, угощают ужином, чаем. А туристы разных национальностей располагаются вокруг костра и отдыхают. Потом все ложатся спать. Конечно, условия не европейского отеля. Матрасы лежат прямо на песке, но это розовый песок! Ветер свистит через дыры в палатке, но зато видны звезды! Одеяла попахивают верблюдами, но это же пустыня! Так живут и кочуют бедуины. Все по-настоящему. Всего несколько часов, а впечатлений – на всю жизнь.

6. Сувениры
Многие привозят на память бутылочки с цветным песком ручной работы, украшения. Можно взять специи, кофе, орехи (покупать лучше на местных рынках) и, конечно, сладости (из самих кондитерских). Иорданские сладости очень вкусные, необычные, они представляют собой сладкое печенье, как будто запеченные конфеты.
Если поедете в Иорданию, возьмите с собой несколько матрешек, уверяю, найдутся люди, которым вы захотите их подарить. И многие увидят это чудо в первый раз.

Вот, вкратце, и всё об Иордании. О поездке остались самые светлые впечатления, от самого первого до последнего дня в этой стране.

Читайте также: