Где берет газ дания

Обновлено: 18.09.2024

Швейцарская ассоциация предприятий газовой промышленности (ASIG) опубликовала интересные цифры, доказывающие, что природный газ завоевывает все большую популярность, хотя в 2007 году его потребление в абсолютном выражении немного снизилось. |

В прошлом году совокупное потребление энергии предприятиями и населением составило 34,194 миллиарда кВт/ч, что на 2,2% меньше, чем годом ранее. Однако очень хороший показатель, учитывая, что прошлая зима оказалась одной из самых теплых за все 150 лет регулярных метеонаблюдений.

В вышеупомянутые 34 миллиарда кВт/ч входит электроэнергия, тепловая энергия, получаемая при сжигании газа, мазута, угля, дерева и отходов, а также энергия, получаемая из других источников, в том числе восполнимых.

В 2007 году что выросло потребление не только природного газа, но и биогаза - на 85%.

Продажи автомобилей с двигателями на газе подскочили на 50% и достигли 5830 штук.

Кстати, скоро в Швейцарии число станций, где можно заправится газом, перевалит за сотню. Подробный атлас таких заправок можно скачать здесь.

Как мы уже писали, автомобили являются одними из основных виновников выброса в атмосферу микрочастиц, что для, например, кантона Женева представляет очень серьезную проблему. Поэтому, начиная с 1 июля, в Конфедерации более экологически чистое газовое топливо будет стоить на 30% дешевле, чем топливо, полученное методом переработки нефти. Это будет достигнуто путем снижения налогов на природный газ и полной отмены налогов на газ, получаемый из биосырья.

В настоящее время почти весь потребляемый в Швейцарии газ поступает в страну из Европы.

Напомним, что недавний визит в Иран министра иностранных дел Мишлин Кальми-Ре, в ходе которого было подписано двустороннее соглашение по газу, вызвало резкое недовольство США.

Главными поставщиками являются Германия (64,7%), Нидерланды (23,7%), Франция (8,5%) и Италия (3,1%).

Швейцария не имеет в газовой сфере прямых контактов с Россией, хотя доля российского газа в его поставках их вышеупомянутых третьих стран составляет от 15 до 20%.


Добавить комментарий









Ассоциация

Association

Covid-19: вход только для вакцинированных и переболевших?


Федеральный совет вынес на обсуждение два варианта дополнительных мер, предусматривающих повсеместное внедрение так называемого правила 2G.


Всемирная туристская организация (ВТООН) отметила Грюйер, Саас-Фе и Вальпоскьяво как лучшие деревни для отдыха туристов в Швейцарской Конфедерации. Здесь стоит уточнить, что Вальпоскьяво – не деревня, а долина… но об этом ниже.

UBS – Франция: символическая победа швейцарского банка


Наша Газета рассказывала о том, что швейцарский банк UBS приговорили во Франции к рекордному штрафу за помощь богатым клиентам в уклонении от уплаты налогов. 13 декабря 2021 года Парижский апелляционный суд снизил сумму штрафа почти в тысячу раз, но это еще не все…

Covid-19: вход только для вакцинированных и переболевших?


Федеральный совет вынес на обсуждение два варианта дополнительных мер, предусматривающих повсеместное внедрение так называемого правила 2G.

Образ жизни – это медицина будущего


Институт Nescens клиники Женолье представляет свою новейшую разработку – программу Cure Reset.

Рецепты для гурманов от женевского музея

Трубы для строительства газопровода

© Sputnik / Алексей Куденко

Прибалтика последовательно отказывается от российских углеводородов, но цена такой бескомпромиссной идеологии может оказаться для нее неподъемной.

Для стран Восточной Европы уже стало "хорошим тоном" останавливать закупки газа из России. Польша близка к тому, чтобы сделать это. Однако ей придется сильно раскошелиться, на чем Литва может немного подзаработать. Впрочем, если рынок ЕС начнет лихорадить, то и Вильнюсу в итоге придется несладко.

Глава польского энергетического концерна PGNiG Павел Маевский в начале сентября на 30-м Международном экономическом форуме в Карпаче заявил, что его страна даже после окончания долгосрочного контракта с "Газпромом" рассчитывает на стабильные поставки газа.

По его словам, российский импорт может заменить растущий объем закупок СПГ, добыча на территории самой Польши, а также строящийся трубопровод Baltic Pipe. В правительстве восточноевропейской страны также намерены использовать для энергобезопасности газопровод-интерконнектор с Литвой GIPL, создание которого началось в прошлом году.

Даже человеку, не слишком хорошо разбирающемуся в тонкостях европейского рынка углеводородов, все эти тезисы кажутся несколько сомнительными.

СПГ, как правило, всегда дороже трубопроводного газа. Перспектива увеличения добычи газа на территории Польши выглядит несколько странной. Неужели нельзя было заняться этим раньше? Или может быть месторождения не такие перспективные, какими их хотели бы видеть в PGNiG?

При беглом взгляде разве что Baltic Pipe и газопровод-интерконнектор с Литвой GIPL выглядят, как нечто, что хотя бы частично может заменить российское "голубое топливо", которое Варшава годами закупала по российскому трубопроводу "Ямал – Европа".

В этой связи возникает вполне логичный вопрос: может, это шанс для Вильнюса лишний раз подзаработать, закупая дополнительные объемы СПГ для терминала в Клайпеде, чтобы потом продавать этот газ после конвертации Польше?

Есть ли жизнь после российского газа?

В данный момент Польша, в рамках Ямальского контракта, покупает у России до 10 млрд кубометров в год, действие которого истекает в 2022 году. Власти восточноевропейской страны уже несколько раз заявляли, что не будут его продлевать.

Примерно раз в 10 дней "Газпром" на аукционе может продавать "голубое топливо" Варшаве, а может и не продавать. Российский холдинг в таком случае вообще никому уже ничего не обязан, а газ по газопроводу "Ямал – Европа", проложенный через территорию Польши, может идти в ЕС исключительно транзитом (не оставляя объемов для PGNiG, как сегодня).

Варшава добровольно лишила себя надежного поставщика углеводородов, у которого, кстати, была (по сравнению с другими экспортерами в восточноевропейскую страну) самая выгодная цена. Теперь Польше приходится рассчитывать на СПГ поставки из Катара и США.

В восточноевропейской стране есть терминал по регазификации в Свиноуйсьце, способный принимать СПГ. По словам главы PGNiG, общий объем такого энергоносителя после конвертации из сжиженного состояния в обычное (когда газ можно закачивать в трубы) составит примерно 12 млрд кубометров в год.

Для сравнения: у России Польша закупала 10 млрд кубометров, за 2020 год импортировала всего 14,79 млрд, добывает на своей территории примерно 4 млрд, а потребляет ежегодно около 20 млрд в год.

Казалось бы, план должен сработать – альтернатива "Газпрому" есть. Американская Venture Global готова поставлять в Польшу 5,5 млн тонн СПГ в течение 20 лет (это на 2 млн тонн в год больше, чем сейчас).

Да, был расторгнут контракт с Port Arthur LNG в США, который мог поставлять сжиженный газ в Польшу. Но PGNiG компенсировала это новыми договоренностями с предприятиями в Соединенных Штатах: с терминалом Calcasieu Pass LNG закупки будут увеличены с 1 млн т/год до 1,5 млн т/год, с терминала Plaquemines LNG – с 2,5 млн т/год до 4 млн т/год.

И вот тут закрадывается неудобная деталь, о которой в Варшаве под любым предлогом стараются увильнуть от ответа, а в идеале – вообще не упоминать об этом. Речь идет, конечно же, о цене за все эти поставки.

В 2020 коронакризисном году СПГ в определенный момент был дешевле трубопроводного газа в ЕС. Однако такие аномалии происходят на европейском (и мировом) рынке энергоносителей крайне редко и длятся не слишком долго. В остальное время сжиженный газ для покупателей обходится дороже.

В отличие от трубопроводного газа (куда его просто закачивают и доставляют к потребителю), с СПГ все намного сложнее. Газ сначала добывают, затем доставляют (сразу посчитываем дополнительные расходы на транспорт) на побережье. Потом его сжижают, а это серьезные энергозатраты.

Затем, его нужно перевезти морским путем. В случае с США – через Атлантику, с Катаром – тоже маршрут неблизкий, ведь идти надо из Ближнего Востока в Балтийское море. Подсчитываем, сколько танкер потратил топлива на этот путь. После прибытия, СПГ надо опять регазифицировать (и снова серьезные энергозатраты) и только после этого уже закачать в газотранспортную сеть восточноевропейской страны.

Неудивительно, что польские политики отказываются называть стоимость закупок американского и катарского СПГ. Даже сегодня, говоря об увеличении импорта сжиженного газа, глава PGNiG Павел Маевский так и не сообщил о том, сколько же будет для Варшавы стоить сжиженный газ из Америки.

К слову, сейчас на спотовых рынках в Европе газ стоит выше $700 за тыс. кубометров, а СПГ, часто использует ценообразование руководствуясь ситуацией на биржах, т.е. его стоимость быстро меняется в соответствии с происходящим на рынке, где он продается. Выходит, "жизнь после российского газа" все же есть, вот только для Польши она становится явно дороже.

Хорошо, скажете вы, но ведь Варшава может ситуативно закупать СПГ, когда это наиболее выгодно, а в роли постоянных поставщиков будет использоваться строящиеся газопровод Baltic Pipe, по которому будет прокачиваться газ из месторождений Норвегии, а также интерконнектор с Литвой. Это верно лишь отчасти. Более того, именно тут и начинается самое интересное.

Литва спешит на помощь… или нет?

В 2022 году планируется окончание строительства магистрального газопровода Baltic Pipe, по которому с норвежского шельфа в Польшу можно будет поставлять до 10 млрд кубометров газа в год. Но тут нужно отметить, что в скандинавской стране уже несколько лет подряд снижается уровень добычи углеводородов.

Новой ресурсной базы для Baltic Pipe попросту нет, а значит, Осло заберет часть объема экспорта из Западной и Центральной Европы и перенаправит его в Польшу. Разумеется, в таком случае скандинавская страна вряд ли сделает для Варшавы скидку, а значит, восточноевропейской стране придется платить за углеводороды больше, чем во время закупок из России.

Выходит, ни Baltic Pipe, ни СПГ из Катара и США не оставляют Польше выбора – тратить на энергоносители придется больше.

И в этой ситуации на сцену может выйти Литва. Раз уж ее сосед все равно готов много платить за СПГ, так почему бы ему не продать этот продукт, тем более, что СПГ-терминал в Клайпеде никогда не был загружен на 100% от своей мощности, а затраты на его аренду надо хоть как-то окупать.

Более того, для такой операции даже есть инструмент – интерконнектор GIPL, который заработает в 2022 году. Суть задумки весьма простая – Литва покупает СПГ, когда цены на него благоприятны, регазифицирует его, после чего прокачивает "голубое топливо" по GIPL в Польшу.

Варшава получает необходимые ей объемы газа, а Вильнюс успешно на этом зарабатывает. Тут еще стоит добавить, что, по словам главы польского концерна PGNiG, восточноевропейская страна готовится к повышенному спросу на природный газ (рост потребления около 50% в ближайшие 10 лет).

Как отметил в комментарии для Baltnews старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко, Польша уже давно работает над идеей стать газовым хабом для Восточной и Западной Европы. Подобную мысль в Варшаве "проталкивают" уже лет 7–8.

Другой вопрос, что во всем этом больше политики, чем экономической целесообразности, причем, в первую очередь, для жителей самой восточноевропейской страны.

"В идеале Польша хотела бы стать местом, куда доставляют СПГ, после чего распределять газ по Европе, получая за счет этой операции определенную маржу. Подобная идея нравится политикам в США, которые хотят, чтобы у Польши был больший экономический вес в Евросоюзе, чем сейчас. Это нужно для того, чтобы при необходимости противопоставлять ее Германии, которая не всегда прислушивается к рекомендациям Белого дома. С мотивацией у польских политиков проблем не будет, поскольку они явно хотят быть проводником интересов Вашингтона в Старом свете", – говорит эксперт.

Но проблема состоит в том, что Польша после отказа от российского газа вынуждена закупать все больше СПГ, цена на который формируется исходя из конъюнктуры рынка, то есть сегодня она низкая, а завтра уже высокая.

Очевидно, что тратить на энергоноситель в таких условиях Варшава будет больше, а значит, в определенный период, когда американский сжиженный газ станет слишком дорогим, возможно, страна будет закупать энергоноситель у Литвы с помощью интерконнектора GIPL, констатирует Владимир Оленченко.

При этом, по его мнению, за все эти операции, где политика стоит впереди экономики, будут расплачиваться простые жители Польши, а в случае обратной закачки в балтийскую страну – литовцы.

Перехитрили сами себя

Польша идет пошла по стопам Литвы и Украины, отказываясь от прямых поставок газа из России. Не исключено, что в какой-то момент, если "Газпром" откажется продавать углеводороды на аукционе Варшаве (как раз когда цена на СПГ сильно возрастет), ей придется выкупать газ на бирже в Германии, которая, напомним, импортирует огромные объемы из РФ.

Разумеется, восточноевропейская страна заплатит (по сути, за тот же российский газ) наценку. Ничего не напоминает? Реверсные поставки углеводородов из ЕС на Украину, например.

Когда Польша будет закупать американский сжиженный газ, он может быть таковым лишь на бумагах. А на практике в польский терминал придет российский СПГ от "Газпрома" или НОВАТЭКа, причем разницу в цене (американский СПГ дороже российского) Варшава еще и заплатит США. Звучит немного глупо? Увы, но такая практика в торговле СПГ работает уже не первый год.

Напомним, Литва с весны 2020 года импортирует российский сжиженный газ уже на постоянной основе. В итоге Польша действительно будет стабильно получать газ из разных источников на бумаге, но де-факто российские углеводороды все равно полностью не исчезнут, причем платить за них придется больше.

При этом Литва если и заработает на поставках газа Варшаве по интерконнектору GIPL, то это будут не такие уж большие деньги. Максимальный объем прокачки – всего 2,2 млрд кубометров газа в год.

Более того, не исключено, что балтийской стране и самой иногда придется покупать по тому же интерконнектору дорогой газ у Польши. Мы уже видим, как сегодня в газовых хранилищах европейских стран наблюдается серьезная нехватка. Это говорит о том, что иногда покупать газ приходится у кого угодно и по любой цене, лишь бы он был в наличии.

"Американские власти достаточно долго "продавливали" истеблишмент Польши в пользу закупок этой страны именно СПГ из США. Получилось. Я не исключаю, что руководство Польши пойдет ради политических целей на все, включая экономический ущерб для своих граждан. При этом, в отличие от Литвы и Украины, которые на бумаге от газа из РФ отказались, а сами все равно де-факто его покупают (реверсные закупки по трубопроводам и закупки СПГ), Польша, возможно, пойдет ради идеологии до конца", – рассказал Baltnews директор Центра политического анализа Павел Данилин.

"Вполне вероятно, что Варшава откажется от импорта российского газа даже через посредников, из-за чего ей придется приобретать только крайне дорогой сжиженный газ у США и Катара, а также трубопроводный у Норвегии. Причем именно этим в перспективе польские политики будут шантажировать наднациональные структуры ЕС. Варшава может заявить, что раз она полностью отказалась от углеводородов из РФ, значит, и Европа обязана делать то же самое, а конкретно – блокировать максимальные мощности "Северного потока–2", как это уже было сделано с его аналогом – Nord Stream", – резюмировал Павел Данилин .

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.


Как Дания может усложнить жизнь

Из-за позиции Дании строительство газопровода может завершиться позже, сообщает одно из крупнейших рейтинговых агентств мира Moody's.

24 канал писал, что Дания опять не дала "Газпрому" разрешение на прокладку российского "Северного потока-2" в своих территориальных водах. Однако в России говорят, что даже несмотря на это переносить дату запуска газопровода не собираются.

Так, в "Газпроме" заявляют, что строительство завершат до конца 2019 года. Тогда завершается действующий контракт на транзит российского газа через украинскую газотранспортную систему.

Однако Moody's отмечает, что препятствия для своевременного ввода газопровода в эксплуатацию могут ослабить позиции "Газпрома" в дальнейших переговорах с Украиной о продлении контракта на транзит газа.

Это также может привести к тому, что после завершения действующего контракта объемы транзита упадут не до 10-15 миллиардов кубометров в год, а до 40-50 миллиардов. Это приведет к более высоким затратам на транспортировку, чем в случае прокачки через "Северный поток-2".

Что такое "Северный поток-2"?Это вторая ветка уже имеющегося "Северного потока". Его проект предусматривает строительство двух веток газопровода общей мощностью 55 миллиардов кубических метров газа в год. Газопровод строят не только для того, чтобы распространить свое влияние в Европе, но и чтобы обойти транзитные сборы Украины. "Северный поток-2" начинается в российском Выборге, проходит по дну Балтийского моря и пролегает между странами Балтии, Финляндией, Польшей, Швецией, Данией и наконец заканчивается в немецком Грейсфальде. В общем – 1230 километров. Уже построено примерно 700 километров.



Где проходит "Северный поток-2"

Против строительства газопровода выступили Польша, страны Балтии, Украина, Молдова, Словакия, США и Дания. Специалисты убеждают, что с точки зрения доходности – это вообще не выгодный проект. Кроме того, существуют утверждения, что появление "Северного потока-2" увеличит зависимость ЕС от российского "Газпрома", который уже поставляет около трети объемов газа в ЕС. К слову, Украина после запуска "Северного потока-2" потеряет не только доход от транзита голубого топлива, но и геополитический рычаг воздействия.

Отметим, на конец марта 2019 года около 34% от общей длины газопровода уже проложили. Комитет постоянных представителей государств ЕС утвердил проект изменений в газовое законодательство Евросоюза. Теперь за применение правил ЕС к этому газопроводу будет отвечать Германия под наблюдением Еврокомиссии. В Берлине настаивают на продолжении транзита газа через Украину.

Категорически осуждают строительство газопровода США. Вашингтон убежден, что "Северный поток-2" вместе с "Турецким потоком" даст Москве возможность реализовать угрозы о прекращении транзита газа по территории Украины.

Израиль предлагает поставлять газ в Европу, но в этом проекте, кажется, больше политики, чем экономической целесообразности


Зажатый в тиски ближневосточного кризиса Израиль сделал Евросоюзу предложение , от которого объединенной Европе будет сложно отказаться. Речь идет о поставках природного газа, которые позволят европейцам укрепить свою энергетическую независимость. Подразумевается, что в ответ благодарная Европа будет благосклоннее относиться к Израилю в его извечном конфликте с арабами.

Старая шутка про Моисея, который сорок лет водил евреев по пустыне, чтобы найти единственное место в регионе без углеводородов, потеряла свой смысл после того, как в Средиземном море были обнаружены колоссальные запасы природного газа и нефти. Теперь Израиль из импортера становится экспортером. В сентябре был подписан контракт на поставку в Иорданию природного газа на сумму $15 млрд – это крупнейшая сделка Израиля с Иорданией на сегодняшний день. К тому же Израиль уже добывает природный газ на море для собственных нужд.

И вот теперь новая идея. Министр энергетики Израиля Сильван Шалом на встрече в Риме предложил европейцам вложиться в строительство трубопровода от морских месторождений Израиля через Кипр в Грецию и далее до Италии. Министр особо отметил, что поставки газа из Израиля снизят зависимость Европы от природного газа из России. Идея на словах вроде бы очень интересная, но вот каким будет ее воплощение?

Сплошные плюсы?

В принципе и Кипр, и Греция, и Италия благосклонно отнеслись к израильскому предложению и ждут, когда в середине декабря Израиль официально представит свой проект в Брюсселе. Газа и нефти у Израиля в теории относительно много, если относить эти месторождения именно к самому Израилю. Согласно заключению экспертов Американской геологической службы, одной из самых уважаемых в мире геологических организаций, в недрах Левантского бассейна содержится около 3,45 трлн кубометров природного газа и 235 млн тонн нефти. Для сравнения: запасы природного газа в России чуть менее 50 трлн кубометров.


Стратегический коридор для Израиля, который должен привязать его к Евросоюзу

Шкура неубитого левиафана

За спорами политиков и торговцев почти не слышно голоса геологов, которые бормочут малопонятные слова. А они как раз пытаются объяснить, что все не так легко и просто с газом и тем более нефтью и расходы на освоение месторождений могут быть больше, чем представляется неспециалистам.


Геологическая картина, с одной стороны, ясная, но есть сложности в самих газонасыщенных слоях

Турбидиты – это осадки мутьевых потоков , образованные на дне морей и океанов. Эти потоки можно сравнить со снежными лавинами в горах. Сорвавшиеся со своего места массы из частиц разного размера стекают под действием силы тяжести вниз по морскому дну и нарушают спокойный ход накопления донных осадков.

В результате образуются сложные отложения, в которых наряду с прослойками породы высокой проницаемости есть и плохопроницаемые породы. Все это может осложнить отбор газа и тем более нефти. Решения есть, но они неминуемо приведут к удорожанию буровых работ.

А главное, и это играет важную роль в оценке объема извлекаемых запасов, их величина может быть гораздо меньше декларируемой. Требуется еще достаточно большой объем геолого-разведочных работ, чтобы прийти к более-менее достоверным оценкам.

Повод для ссор

Лучшие цены на СПГ в Азии, но покупателей смущает идея перевозить израильский газ через Суэцкий канал из соображений безопасности. Хорошим покупателем могла бы быть Турция, причем газа, поставленного по трубопроводу, но такой трубопровод должен был бы пройти через акватории греческого Кипра и оккупированного турками Северного Кипра, о чем договориться непросто. А маршрут через воды Сирии и Ливана еще сложнее и политически, и технически.


Технически оправданный маршрут оказался невозможным из-за политических резонов

Жест отчаяния?

Предложение нынешнего министра энергетики Сильвана Шалома о транспортировке природного газа по трубопроводу в Италию иначе как жестом отчаяния назвать нельзя. Прежде всего потому, что строительство такого газопровода обойдется очень дорого.

Читайте также: