Где отдохнуть на чукотке туры

Обновлено: 18.09.2024

Пережить полярную ночь и не потерять здоровье

Поговаривают, что коренные жители Чукотки и других местностей, где есть полярная ночь, переносят ее куда проще приезжих.

Но мне не повезло. Период вхождения в полярную ночь дается моему организму настольно тяжело, что я иной раз ленюсь прихорашиваться на работу. Умываюсь, чищу зубы, собираю волосы в хвост и плетусь выполнять свой долг. И все это с ощущением, что по мне проехался каток. Зато к вечеру, напротив, сон будто снимает рукой. Я не могу уснуть до поздней ночи, а потом ворочаюсь и почти не сплю.

А утром вновь начинается день сурка, по которому проехался каток.

Благо к концу декабря организм понимает, что спасения ждать не стоит, и наконец-то адаптируется. При этом наша семья честно следует всем советам медиков. Мы едим рыбу, пьем витамины и стараемся не жмотиться на дорогие свежести, которые доставляют к нам только самолетом. Например, на авокадо.

Не зевай! За углом может ждать медведь

На особо охраняемых природных территориях дикие животные вполне законно ощущают себя хозяевами. Со стороны это выглядит очень мило. Особенно когда ты смотришь уникальные видеоматериалы из теплого домашнего кресла, а не из окна в 5 метрах от хищника.

А этот мишка гуляет как раз возле рабочей и часто используемой бани на одном из кордонов.

Наша верная подруга Анастасия однажды наблюдала со стороны, как медведь подходил к бане, когда там мылись сотрудники. Хорошо, что директора заповедника непросто застать врасплох: он громогласным шиком отогнал медведя так, что у белого пятки засверкали.

Контейнеры - "визитная карточка" нашего города

Чем славится город Певек помимо того, что он самый северный в России? Морским портом, конечно же. А где морской порт, там и грузовые контейнеры.

Один из предпринимателей даже начал возводить из контейнеров двухэтажное здание. По слухам, оно станет новым баром или кафе.

Встретить оленя в городе? Легко!

У нас в городе прижился олень Яшка. Он вырос в семье предпринимателя, куда попал еще совсем малышом. Конечно, сегодня он уже совершенно не способен к свободной жизни в природе, но повадки дикого животного все-таки сохранились.

Содержать оленяшку, по словам его хозяина Игоря Александровича, непросто, так как нужно заготавливать много ягеля. В целом Яшка не выглядит несчастным, а у детей и взрослых есть уникальная возможность увидеть живого оленя. Это, как ни странно, на Чукотке редкость.

Да, в период линьки Яшка выглядит не очень красиво, но это временное явление.

Повсюду таинственные и немного страшные заброшки

Певек на 40 % состоит из заброшенных зданий. И несмотря на то, что старые здания разбираются, в ближайшее время их вряд ли станет меньше. Я люблю бродить по пустынным заснеженным улицам и рассматривать черные глазницы окон. Но вот прогулки по самим оставленным домам всегда давались мне нелегко. Есть в этом что-то гнетущее, что заставляет поеживаться и вздрагивать от каждого скрипа и шороха.

Под ногами хрустит стекло, тут и там остатки мебели и предметов интерьера. Некоторые дома выглядят так, будто люди из них бежали. Хотя, возможно, так оно и было, потому что баек ходит достаточно. Взять хотя бы ту, где люди обменивали квартиры на билет на самолет, а многие просто оставляли жилье.

Развенчиваю мифы о длинном рубле

Многие считают, что на Севере платятся баснословно огромные деньги просто за то, что ты там живешь. Но 2015 году я прошла несколько десятков собеседований и везде слышала отказ, потому что в Певеке нужны в основном мужчины с узкими специальностями. Причем зарплаты во многих организациях не особо высокие.

Слесарю-ремонтнику 5-го разряда в одной из организаций обещают от ₽ 60 000, медсестре-анестезисту - около ₽ 40 000, инженеру в золоторудной компании - от ₽ 107 600. Но в последнем случае необходимо иметь минимум 7 лет стажа по специальности "Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия".

Выходит, что без опыта и узкой специальности в Певеке ты будешь получать среднюю зарплату Ельца или Кирова. Чтобы северный рубль реально был длинным, нужно что-то уметь.

Цены на овощи в Анадыре и в нашем Певеке

Анадырь, окружная столица Чукотки, встречает разнообразием фруктов и овощей. После продолжительной витаминной голодовки это очень подкупает. В Певеке если и встречаются черри, то по ₽ 350 в пластиковых коробочках, где внутри не больше 15 помидорок. Но, чтобы в одной торговой точке было 3–4 вида томатов, и речи нет.

На фрукты цены в Анадыре тоже значительно ниже. К примеру, арбуз достался нам по ₽ 80 за кило (в Певеке мы брали по ₽ 330). Дешевле всего в Певеке стоят яблоки - от ₽ 230 за килограмм. Далее сразу идут цифры от ₽ 500 и выше. В Анадыре можно найти груши за ₽ 280, нектарины за ₽ 185 и апельсины по ₽ 190 за килограмм. И все это подкрепляется не только подъемными для Севера ценами, но и изобилием на полках.

Копченые рыбьи головы. Что в них едят?

Копченые головы кеты по праву считаются одним из лучших деликатесов на Чукотке. Даже на фотографиях видно, что там достаточно приличная обрезь рыбьего мяса. Толстую резиновую кожу лучше не есть. Лично мне больше всего понравились щечки.

В пищу идут даже глаза. Схема такая: сам зрачок есть не нужно, а вот жирную оболочку - пожалуйста. Особенно вкусными в головах считаются хрящи. Техника горячего копчения размягчает их, поэтому они становятся достаточно приятными.

На самом деле это малоэстетично, но очень вкусно. Да, я люблю изысканные ресторанные блюда, но настолько же мне приятно провести вечер с друзьями, поедая жирные и потрясающе пахнущие рыбьи головы.

Так вот какая ты, настоящая брусника

После переезда на Чукотку я особое внимание уделяю ползанию на коленях по земле и съемкам самобытного микро (или макро) мира тундры. Но некоторые объекты у меня не получалось идентифицировать. Например, что на этом снимке? Травка? Не травка. Цветочки? Не цветочки. За короткое чукотское лето у меня набралось много фотографий этого растительного нечто - уж очень красиво. А потом один знающий человек поведал мне, что это брусника. Вкусная местная кислая ягода.

Не знаю, как я представляла себе рост брусники, но, по всей видимости, на кустике, как смородину или крыжовник. Но таинственное появление на прекрасном растении ягод я так и не увидела. Видимо, это очередной секрет моей жизни. Для меня брусника - это как маленькие голуби. Все знают, что они есть, но я вот их не видела.

Пляжный отдых на холодном море

Однажды благодаря совершенно сумасшедшему теплому лету друзья пригласили нас съездить пожарить мясо в окрестности заброшенного поселка Валькумей.

Мы попали на пляж с белым песком, который походил скорее на одно из не особо ухоженных побережий юга страны, чем на Чукотку. Тут было уютно и настолько хорошо, что трое смельчаков из нашей компании все же несколько раз окунулись в воду. Впервые в жизни они купались в Восточно-Сибирском море. Я не рискнула и, кто знает, может, упустила единственный в жизни шанс.

Особенности чукотского такси

Доехать в любую точку города стоит ₽ 150. Это потому, что таксисты в Певеке так захотели. Я как-то сразу смирилась и приняла этот факт. При этом ₽ 150 - это стоимость именно от точки до точки. Если по дороге к бабушке я заеду еще в аптеку или в магазин, то выложу уже ₽ 300, а не ₽ 165, как было бы на материке, где обычно платят за простой.

Кто-то может сказать, что для нашего маленького города такси просто блажь. Но, уверяю вас, это не так. Такси очень выручает в пронизывающий ветер или в сильные морозы.

Места, где в России начинается день. А вы хотели когда-нибудь встречать рассвет и понимать, что вы одни из первых людей во всей стране, кто видит солнце в этот день? Тогда

Старт:
Анадырь (Россия)

Финиш:
Анадырь (Россия)

Длительность:
15 дней

Язык группы:
Русский

Возраст:
от 6 лет

Размер группы:
12 чел

Стоимость:
от $9.225

Ближайшая дата:
10 июл - 24 июл 2022

Старт:
Анадырь (Россия)

Финиш:
Анадырь (Россия)

Длительность:
15 дней

Язык группы:
Русский

Стоимость:
от $9.225

Ближайшая дата:
10 июл - 24 июл 2022

Стартуя из города Анадырь, вы посетите города Эгвекинот и Иультин, побываете в деревне оленеводов Конергино, понаблюдаете за птицами в бухте Преображения, узнаете, что такое “Китовая Аллея” на острове Итыгран, прогуляетесь по заповеднику острова Врангеля и повеселитесь на фестивале коренных народов Арктики.

Подготовьте свои фотокамеры - красивых видов здесь не счесть, а воспоминания о ярких моментах круиза будут греть вас каждый раз, когда вы будете пересматривать фотографии.


Что вас ждет


Уникальный регион

Чукотский автономный округ был последней частью Сибири, которая была покорена, а к коренным народам этого региона относятся чукчи, эвены, коряки, чуванцы. Закрытый регион, где зима длится 10 месяцев в году, а среди достопримечательностей дорога из костей китов, датируемая 14 веком. Во время тура вы узнаете, какие ещё тайны хранит Чукотка и чем этот регион так уникален.


Природные ресурсы

Флора и фауна на Чукотке - это то, о чём можно говорить много. Здесь произрастает свыше 900 видов высших растений, а в одном только в Беринговом море обитает 402 вида рыб. Лемминги, северные олени, рыси, овцебыки и белые медведи наверняка встретятся вам во время высадок на островах, а пока мы будем в море, выходите чаще на палубу - там часто можно увидеть китов и моржей.


Ежегодный фестиваль

Отправление

Место встречи и отправления всех участников экспедиции – порт города Анадырь, административного центра Чукотки. Если у вас есть возможность приехать чуть раньше, вы сможете исследовать город перед посадкой на судно. Ближе к вечеру мы отплываем в Эгвекинот.


Иультин – покинутый город

Этот небольшой город был построен заключенными ГУЛАГа в качестве порта для снабжения богатого горного комплекса Иультин на расстоянии около 200 километров от берега. Вы исследуете город с прекрасным музеем, а также в планах путешествие по реке Урал. Здесь вы побываете в тундре и сможете оценить этот уникальный арктический ландшафт недалеко от полярного круга.


Северные олени

Через залив Креста от Эгвекинота находится небольшая деревня оленеводов Конергино. Оленеводство по-прежнему является важной частью культуры и экономики коренных народов, и эта практика практически не менялась на протяжении веков. В районе села находится уникальный памятник природы — озеро Чевтакан, это водоём идеально круглой формы.


Волшебные кадры

Сегодня вы будете путешествовать по южному побережью Чукотки. Экспедиционное судно совершит остановку в бухте Преображения, где на лодках Зодиак вы сможете подойти вплотную к скалам, на которых обитают различные виды птиц. Фотографии здесь получатся красивее, чем на любом сайте турагентства, ведь они будут сделаны лично вами и с душой - проверено не раз!


Загадочные места


Живая история

При хороших погодных условиях мы планируем совершить высадку на мысе Дежнёва - это самая северо-восточная точка континента Евразия. Название увековечивает успех казака Семёна Дежнёва, который был первым европейцем, прошедшим через этот пролив в 1648 году. Рядом находится заброшенный эскимосский посёлок Наукан, жители которого были переселены в 1958 году.


Перезагрузка

У вас есть один день, чтобы собрать все свои воспоминания за прошедшую неделю и подготовиться к новым открытиям - судно держит курс на остров Врангеля. Вы сможете приятно провести время благодаря услугам, предоставляемым на борту, а также пообщаться с нашими экспертами и другими участниками группы, поделиться впечатлениями и услышать невероятные истории их приключений.


В сердце Чукотки

Как только судно достигнет суши, у вас будет возможность прогуляться по острову Врангеля и увидеть его обитателей - белых медведей, лазающих по скалам, а также кольчатых тюленей и моржей, проплывающих мимо на льдинах. Вы проведёте здесь 3 дня, что совсем не много, потому что острову есть, чем вас удивить! Количество видов растений и животных на острове превосходит все точки арктической зоны, поэтому в 2004 году он был внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Не будем раскрывать все тайны острова, ведь совсем скоро вы увидите всё своими глазами.


Морские виды

Ещё один день на борту судна - отличная возможность для рефлексии прошедших дней. Не упустите момент и побывайте на палубе: живописные пейзажи и жители океана, выпрыгивающие из воды, подарят хороший настрой.


Мечта орнитологов

Этим утром будет совершена остановка на острове Колючин. Когда лёд отступает, на берег выпрыгивает большое количество моржей, поэтому вероятнее всего вы встретите этих арктических жителей лицом к лицу. В западной части острова находятся остатки полярной исследовательской станции, а неподалёку вы увидите скалы, где гнездятся тупики, кайры и многие другие виды птиц.


Атмосфера и культура


По пути домой

Совсем скоро экспедиционное судно прибудет в Анадырь, и вы сможете вернуться домой. Все события круиза станут воспоминаниями, которыми нужно непременно поделиться с близкими. Что запомнилось вам больше всего?


Конечный пункт

После завтрака вы вступите на берег города Анадырь. Трансфер доставит вас в аэропорт или в центр города, если вы пожелаете продолжить своё путешествие самостоятельно.


Внимание!
Это путешествие в отдаленный труднодоступный регион. Все мероприятия в ходе круиза зависят от ледовых и погодных условий и определяются экспедиционным лидером и капитаном. Фактический ход экспедиции может отличаться от заявленного. Встречи с заявленными представителями животного мира не гарантированы.

Проживание в круизе

Heritage Adventurer – это поистине новаторское экспедиционное судно. Оно было построено в 1991 году в Финляндии специально для полярных исследований и имеет богатую историю экспедиций.

Непревзойденный стандарт аутентичных путешествий, самый высокий ледовый класс пассажирских судов (1A Super) и впечатляющая история полярных исследований – это всё Heritage Adventurer (ранее известный как MS Hanseatic). Это судно успешно эксплуатировалось в арктических и антарктических путешествиях, а также при пересечении Северо-Западного и Северо-Восточного проходов, поэтому оно идеально подходит для экспедиций в Новую Зеландию.

Heritage Adventurer принимает 140 путешественников на борту, обеспечивая комфортные условия в просторных и стильных каютах. Флот из 14 лодок Зодиак гарантирует, что все гости смогут получить максимум удовольствия от путешествия.


Вас ждёт путешествие в один из самых отдалённых уголков России за полярным кругом. Посетив национальные поселения чукчей и эскимосов, вы познакомитесь с культурой чукотских оленеводов и морских зверобоев, по-разному адаптировавшихся к жизни в арктической тундре.

Во время этой экспедиции вы посетите самое западное в мире поселение эскимосов. Кроме того, вы проведёте две ночи в яранге — традиционном жилище чукотских оленеводов посреди арктической тундры.

За восемь дней тура вы:

  • поживёте в лагере оленеводов в тундре и познакомитесь с традициями морских зверобоев в эскимосской деревне Уэлькаль;
  • примете участие в мастер-классе по метанию аркана и узнаете об особенностях охоты на морских млекопитающих;
  • попробуете традиционные блюда чукчей и эскимосов из оленины и мяса моржа;
  • поучаствуете в подлёдной рыбалке на хариуса и корюшку;
  • посетите музей "Наследие Чукотки", где узнаете об истории освоения полуострова;
  • увидите исторические памятники времён Второй мировой войны;
  • посмотрите выступление эскимосского фольклорного ансамбля и концерт исполнителей традиционного горлового пения.



















Путешествие начинается в Анадыре, куда вам нужно добраться самостоятельно.

После встречи в аэропорту Анадыря вы пообедаете в кафе, а затем отправитесь в посёлок Канчалан на вездеходе Трэкол (70 км, около 2–3 часов в пути). Канчалан — это небольшое чукотское село, где проживает всего 700 человек. Основное занятие местных жителей — это оленеводство и рыболовство. По прибытии в Канчалан вы встретитесь с главой города, прогуляетесь по посёлку и познакомитесь с его историей. Затем вы обсудите предстоящую программу, послушаете рассказ гида о местных традициях и ритуалах и примете участие в обряде кормления духов. Затем вы разместитесь на ночлег в школе-интернате. Вечером вы поужинаете в школьной столовой и отдохнёте.

После завтрака вы поедете к реке и поучаствуете в подлёдной рыбалке на хариуса и корюшку. Затем вы пообедаете и отправитесь на вездеходах в лагерь оленеводов. Вы будете ехать в течение 5-6 часов по тундре (около 100–120 км). В пути вы сделаете остановку для небольшого пикника. Прибыв в бригаду оленеводов, вы познакомитесь с местными жителями и обменяетесь подарками. Они пригласят вас в ярангу на ужин и чаепитие. Вы послушаете их рассказы о жизни в тундре и местных обычаях. Ночь вы проведёте в меховых палатках в яранге.

В этот день вас ждёт ранний завтрак и поездка к стаду оленей. Вы поучаствуете в мастер-классе по метанию аркана и увидите, как проходят будни чукотских оленеводов. На обед вас ждут традиционные блюда местной кухни, а вечером вы примете участие в мастер-классе по приготовлению блюд из оленины. Эту ночь вы также проведёте в палатках в яранге.

После завтрака вы попрощаетесь с оленеводами и отправитесь на вездеходах обратно в Анадырь. По пути вы остановитесь на обед в посёлке Канчалан. Прибыв в город, вы разместитесь в гостинице и поужинаете. После можно будет посетить баню.

В этот день после завтрака вас ждёт переезд на вездеходах по тундре в село Уэлькаль (120 км, пять часов в пути). Это самое западное эскимосское поселение в мире, где проживает всего 100 человек. Основным занятием местных жителей до сих пор остаётся охота на морских млекопитающих: моржей, тюленей и китов. По дороге вы остановитесь у "Крыла" — самолета, разбившегося здесь в годы Второй мировой войны. Устроите пикник и послушаете рассказы об истории Алсиба — знаменитой воздушной трассы между США и Советским Союзом, по которой в годы войны перегонялись бомбардировщики от Аляски до Красноярска. По прибытии в эскимосскую деревню вы познакомитесь с местными жителями, узнаете об истории поселка Уэлькаль и посмотрите концерт местного фольклорного ансамбля "Имля". За ужином вы сможете попробовать традиционную пищу морских охотников (мясо моржа или кита). На ночь вы остановитесь в местном клубе.

На Чукотке осталось много военно-исторических артефактов. После завтрака вы посетите заброшенную военную базу — тропосферную станцию времён холодной войны, а также военное кладбище лётчиков Алсиба. Затем вас ждёт обед в посёлке, после чего вы отправитесь обратно в Анадырь. Прибыв в город, вы разместитесь в гостинице, поужинаете и отдохнете.

Этот день будет использован как резервный на случай непогоды в предыдущие дни. Если вы выполните всю программу, то в этот день вас ждёт экскурсия по городу и окрестностям. Вы посетите музей "Наследие Чукотки", где вам подробно расскажут об освоении полуострова, а также осмотрите городские памятники. На обед вы вернётесь в гостиницу, а после у вас будет свободное время. При желании и за дополнительную плату вы сможете покататься на собачьих упряжках и попробовать себя в роли каюра. Вечером вас ждёт прощальный ужин в ресторане с выступлением фольклорного ансамбля (горловое пение или народные танцы).

Утром после завтрака вас ждёт трансфер в аэропорт к рейсу вылета. По пути вы сделаете остановку, чтобы посетить заброшенную военную базу Гудым с подземной ракетной шахтой (посещение возможно, если будет открыт проезд).

В посёлке Канчалан (дни 1–2-й) вас ждёт размещение на базе школы-интерната (комнаты с кроватями и постельным бельём на 4-6 человек). Туалет и душ расположены на этаже.

В лагере оленеводов вы будете ночевать в яранге (дни 2–4-й). Это традиционное жилище чукчей, представляющее собой большой шатёр, покрытый оленьими шкурами. Вы разместитесь в пологах — небольших двускатных меховых палатках, которые устанавливаются внутри яранги (спальные мешки нужно будет взять с собой). Удобств в лагере нет, вода для умывания будет греться на костре.

В эскимосском поселении Уэлькаль вы разместитесь в здании клуба (вам предоставят туристические коврики, спальные мешки нужно будет взять с собой). Туалет и душ расположены на этаже.

В стоимость тура включено: проживание по программе, завтраки, обеды и ужины, услуги гидов-проводников, транспортное обслуживание по программе (вездеход на шинах низкого давления типа "Трэкол"), экскурсии по программе, билеты в музеи, оформление пропусков в пограничную зону.


Водителя зовут Руслан или Русик, как его все называют. Прозвище Кепка, потому что всегда в кепке. 35 лет. Наполовину чукча. Живет в Билибино.


Через несколько часов проходим два красивейших перевала, входящих в программу постройки круглогодичной дороги между Колымой и Чукоткой.
Названы перевалы по цвету породы вершинных сопок: Белый и Красный.

На Белом мы на планете с желто-оранжевыми сопками вокруг, красивой линией дороги и блестящими реками внизу.


На Красном вершина горы сформирована розовой окаменелой глиной. Вокруг черные сопки с зелеными проплешинами на боках, сделанными как будто хаотичным разбрызгиванием красок огромной кистью.


В караване всего 7 машин: Уралы, Камазы и одна внедорожная Сканья впереди колонны во главе с Алексеем. После каждой реки он по рации объявляет условия брода и дает команду - как его проходить, насколько стравливать давление в шинах, есть ли сыпун на дне (мелкий щебень, в котором очень легко завязнуть).

Водитель с собственной машиной за рейс получает около 150 - 200 тысяч рублей, в зависимости от того сколько тонн он везет и какой тариф, измеряемый в рублях за один килограмм груза. Водители, работающие на чужих машинах получают от 30 до 50 процентов от стоимости перевозки. Русик только купил собственный подержанный Камаз, планирует отбить его за год.

Спустившись с Красного перевала, остается около 30 км до места ночевки и первой большой реки Мельгувеем. До нее на разгруженном мотоцикле можно было пройти все многочисленные броды, по крайней мере так казалось из кабины грузовика. К реке подъезжаем уже в темноте. Машины, переехав оба русла, стоят лагерем в широкой долине.

19 августа. Реки Чаун, Угадка и Пучевеем.
На Чауне стоят дорожники, которые протаптывают и размечают броды вешками. Время обеденное, но большинство дорожников уже "лизнули черта". Алексей просит дать нам в сопровождение грейдер для поддержки в реках.


Чаун прошли самостоятельно. За рекой появляются олени. Услышав колонну, стада бегут от дороги, потом останавливаются, вглядываясь в нашу сторону, и снова убегают.

Едем по Чаунской низменности, по которой с гор стекают в океан самые крупные и опасные для переправы реки на маршруте. Воды здесь настолько много, что площадь суши чуть больше площади рек и разливов.

Мерзлота и сезонность не дают здешним рекам уходить вглубь, поэтому они расходятся вширь, образуют переплетение проток, заводей и перекатов, и вся эта запутанная сеть меняется почти ежегодно, почти в каждый паводок.

Следующая река Угадкын. Первая машина попадает в сыпун, тут же, нырнув в воду, цепляется грейдер, помогая выйти на берег. Русик уже ездил в этом году из Билибино в Певек и знает, как устроены броды, проходим уверенно. Один из следующих за нами Уралов тоже уперся в сыпуне, запрыгав колесами. Большинство машин везут контейнеры, с которыми малейшее неаккуратное движение может привести к опрокидыванию.

Портиться погода. Останавливаемся у базы Яракваам, за ней развилка к месторождению Купол, разрабатываемого канадцами. Рядом с базой раздается гостевой вайфай, что на планете Чукотка невероятная роскошь. Звоню в Билибино, предупредить, что еду.


Мотоцикл планировал скинуть на развилке с дорогой к поселку Илирней. Чем ближе подъезжаем, тем сильнее у меня зуд, чтобы спрыгнуть с грузовика, но так не хочется остаться одному с мотоциклом и вещами посреди тундры под дождем, когда в машине уютно, тепло, сухо, надежно и предсказуемо. Чувствую себя слабым путешественником за страх остаться одному, страх неизвестности, плохой погоды и поднимающихся из-за дождей рек, с которыми мне нужно будет существовать самостоятельно.


Позади остается насыщенный красно-розовый закат, увидев который я наивно обрадовался прояснению на небе, еще не зная, что такие закаты здесь предвестники чего-то радикального в погоде.


Чукоция есть страна возвышенная, и часто попадались нам горы удивительной вышины. Имели мы такие перед своими глазами виды, которые вперяли в мысль нашу восторг, и заставляли нас взирать на те предметы не иначе как с глубочайшим благоговением.

Появляется гладь воды, подсвечиваемая еще не очень темными ночами. С одной стороны озеро подпирают горы, с другой - пологие таежные склоны. Здесь я впервые вижу деревья на Чукотке.



На озерах базируются дорожники, которые сильно удивились моему появлению. Спрашиваю про возможность переночевать. Пара вопросов и меня провожают в вагончик, где есть свободная койка. Беру еду и спальник. Мне повезло, сегодня банный день. Париться после холодной дороги, березовым веником, завезенным с материка, а потом пить чай со свежей выпечкой - настоящие грезы наяву!



20 августа. Рано утром выезжаю в сторону поселка. Дорога идет по вершинам сопок вдоль озер, и, в конце концов, упирается в строящийся мост, по которому пешком можно перейти в поселок.

Илирней - национальное село с количеством жителей около 250 человек, большинство из которых, судя по пустым улицам, находится в тундрах, лесах и реках.

В поселке ничего особенно примечательного не видно, приятно пахнет копченой рыбой и очень много собак, которые изумленно смотрят на мое появление.



Прогулявшись, возвращаюсь к мотоциклу. Надеваю еще один слой одежды, на что погоде тоже есть, что мне ответить - выпадает снег.


Снег и ветер гонят меня из долины. Мокрый снег залепляет визор, примерзая коркой, а влажность и разность температур работают над запотеванием стекла изнутри. Приходится держать его приоткрытым. В щелочку сильный встречный ветер забивает снег, неприятно бьющий по глазам.

Первая из двух больших рек, оставшихся на пути в Билибино - это Раучуа. Использую уже привычный и отработанный процесс снятия и перетаскивания вещей вручную с переездом на легком мотоцикле. Вейдерсы в этих условиях очень пригодились. Ноги не мерзнут и не мокнут в около нулевой температуре целый день. Сначала думал кеды одевать на их неопреновый носок, чтобы боты сухими оставались. Но раз намочив боты, так в них и хожу по рекам.

Выхожу к большой реке. По описанию брода дальнобойщиками - это Нам-Нам с памятником утонувшему водителю. Крупные реки на дороге редко возникают внезапно из ниоткуда, они всегда рядом, часто дорога идет вдоль русла, которое приходится перескакивать по несколько раз. Реки незаметно сменяются от долины к долине и между собой трудно отличимы, количество их несчетное. Самые крупные: Мельгувеем, Чаун, Угадкын, Пучевеем.



Останавливаюсь согреться. Метрах в трехстах, услышав звук мотоцикла, убегают дикие олени. До города остается совсем немного. После катаклизмов со снежным ветром в Илирнейской долине небольшой дождь теперь совсем не беспокоит. Хотел примириться с погодой, вот вжился.

Километров за 20 останавливаюсь под деревянным мостом, где спрятавшись от дождя, устраиваю себе обед с двойной пайкой и поеданием сладкого. Отмечаю свое почти прибытие в Билибино.

С последними подъемами дождь опять переходит в снег с туманом, из-за которого не видно соседних сопок с осенними желтыми елочками.


Внизу в долине показывается город Билибино. Спустившись, обнаруживаю, что телефон не видит связь. Прошу помощи у местных. Выяснилось что Билайн уже месяц не работает. У прохожего МТС, и он тоже не работает. Город маленький, парень оказался знакомый Ивана, сказал мне примерный адрес и обещал из дома позвонить ему с Мегафона.
Ориентиры простые: единственная трехэтажка и мотоциклы у подъезда. Минут через 15 приходит Иван и уже осязаемо мое исполнение мечты последних дней - горячая ванна и холодное пиво.

Читайте также: