Иностранные туристы на байкале

Обновлено: 18.09.2024


Экология Байкала за последние несколько лет претерпела серьезные изменения. На озере увеличилось количество спирогиры, уменьшилась популяция омуля, исчезли многие виды лишайников, растений и животных. Эпишура уже не справляется с очисткой озера, а флора и фауна Байкала страдают от многочисленных туристических потоков, строительства заводов и гостиниц, оставленного на берегах водоема мусора. И это только часть проблем, которая выпала на долю Великого и Могучего. Ясно одно, что Байкал уже не такой, каким был прежде, и озеро нужно спасать уже сейчас. На просторах интернета и СМИ все чаще звучит идея ограничения потока путешественников. Какие плюсы и минусы у инициативы и как она отразится на туристическом бизнесе? Подробнее об этом — в материале ИА IrkutskMedia.

Потоки туристов и нарушения владельцев турбаз

По данным агентства по туризму Иркутской области, в первой половине 2019 года регион посетили порядка 762 тысяч путешественников. Высокую долю среди иностранных туристов традиционно занимают жители Китая. В первом полугодии число гостей из Поднебесной составило около 84,5 тысячи человек. Также Приангарье популярно среди путешественников из Кореи, Германии, Франции, Монголии, США, Японии, Великобритании, Польши и Швейцарии. Ежегодное среднее число туристов на Байкале с учетом не только Иркутской области, но и Бурятии составляет 2,5 млн человек, рекреационную деятельность осуществляет свыше 1 тысячи турбаз. Объекты, где останавливаются путешественники, чаще всего и являются основным источников прямого негативного воздействия на окружающую среду и экологическое состояние озера. На многих турбазах нарушаются требования Водного кодекса РФ, Федерального закона "Об охране озера Байкал", постановления правительства "Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории".

"Установлено, что практически все объекты размещения туристов (более 90%) действуют с нарушениями и оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Практически повсеместно сточные воды туристических баз и гостевых домов после предварительной очистки сбрасываются в негерметичные дренажные колодцы. При этом уровень загрязняющих веществ в стоках значительно превышает нормативы. Значительная часть туристических объектов сбрасывает бытовые отходы в грунт без какой-либо очистки. Все эти стоки дренируют и распространяются по акватории Байкала", — рассказала старший помощник прокурора по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Елена Мальханова в ответе на официальный запрос редакции.

Она также отметила, что многие земли для индивидуального жилищного строительства на Байкале используются не по назначению, капитальные объекты возведены без прохождения экологической экспертизы. Нарушение законодательства на берегах озера служит основанием для приостановления или прекращения деятельности туристических объектов. В настоящее время к административной ответственности по постановлению прокурора привлечено 106 человек. Внесено 52 представления об устранении нарушений законодательства.

Озеро

Озеро. Фото: Мария Оленникова, ИА IrkutskMedia

Видя многочисленный проблемы, которые буквально захватили Байкал, большинство экспертов сходятся в одном: предложение ограничить поток туристов на озеро — как никогда актуально, ведь популярные среди путешественников прибрежные территории подвержены серьезной антропогенной нагрузке. Но все же нужно двигаться не только в этом направлении. Необходимо не уменьшать число туристов, а даже, наоборот, распределять их по менее "болезненным" точкам региона.

Как отметил генеральный директор компании "Гранд Байкал" Виктор Григоров, Байкал — это уникальный объект всемирного наследия и он имеет огромное количество интересных рекреационных территорий. По его словам, говорить об ограничении туристического потока нужно именно в этом направлении. Путешественников нужно отправлять в те районы, в которых ущерб природе будет минимальный.

"В целом Байкал заслуживает того, чтобы сюда приезжало большее число людей, но концентрировать этих туристов нужно в тех точках, в которых их пребывание не будет нести ущерб природе. Мы давно уже вышли с инициативой маршрута по южному Байкалу. Ядром этого проекта является Байкальск, где можно было бы построить много отелей, различных рекреационных туристических объектов, развлекательного, познавательного, ресторанного обслуживания. И концентрировать там туристов. А уже из Байкальска отправлять путешественников в более живописные точки на Байкале. Вроде реки Выдрино, Мамая, Снежной, хребта Хамар-Дабана. КБЖД и так далее", — сообщил Виктор Григоров.

Низкий сервис обслуживания и отсутствие остановок

Сейчас туроператоры и владельцы туристических объектов в основном обеспокоены отсутствием в Иркутской области необходимой инфраструктуры, соответствующей всем международным требованиям. Как отметили в компании "Истлэнд", качество сервиса в регионе довольно низкое. Поэтому в Приангарье необходимо в первую очередь развивать инфраструктуру, начиная с зоны прилета в аэропорту и таможенного контроля и заканчивая обустройством остановок по пути на Байкал.

"Нужно не только ограничивать поток туристов, но и приводить в порядок существующие объекты — это аэропорт, дороги, причалы, флот для судоходного туризма, транспортная логистика, строительство новых гостиниц высокого уровня, банных комплексов, объектов рекреационного назначения для проведения конференций, деловых мероприятий и так далее. В основе своей эту инфраструктуру должно сформировать государство совместно с инвестициями, которые будет вкладывать бизнес в объекты туристической индустрии", — резюмировал директор "Гранд Байкала".

В ГК "Истлэнд" также отметили, что сейчас в мире достаточно много примеров организации больших туристических потоков (несопоставимы с тем, что есть на Байкале), но при этом с сохранением экосистемы и снижение нагрузки на нее. Необходимо использовать сложившуюся ситуацию как возможность для скорейшего внедрения самых современных технологий в области защиты и восстановления природы, переработки стоков и отходов, логистики.

Легальный байкальский бизнес и развитие инфраструктуры без ущерба для окружающей среды

Все же, несмотря на многие плюсы ограничения потока путешественников на Байкал, у инициативы есть и минусы. Как заявил уполномоченный по правам предпринимателей Иркутской области Андрей Капитонов, это предложение негативно скажется на дальнейшем развитии туристического бизнеса в регионе.

"Байкальская природная территория — это зона с особыми природными условиями, подлежащая максимальной защите и охране, что действительно необходимо для сохранения уникальной экосистемы озера. При этом развитие цивилизованного легального туристического бизнеса принесет пользу региону в целом, его жителям и имиджу государства, положительно скажется на деловом климате области. На пути к достижению этих целей сейчас имеются проблемы, связанные с несовершенством законодательства, регулирующего туристическую деятельность, осуществляемую на Байкальской природной территории. Необходимо идти не по пути ограничения туристического потока, а по пути создания цивилизованных, соответствующих всем нормам по охране озера Байкал условий как для ведения туристического бизнеса, так и для отдыха граждан, в том числе и отдыха в палатках", — сказал Андрей Капитонов.

Он также подчеркнул, что проблемы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности на Байкальской природной территории, в том числе и туристической деятельности, могут быть решены только на федеральном уровне путем устранения выявленных правовых коллизий. На сегодняшний день разработка научно обоснованной концепции модернизации законодательства об охране озера Байкал поручена Научно-исследовательскому институту правовой охраны Байкала ИГУ по заказу комитета Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям.

Байкальская территория

Байкальская территория. Фото: Мария Оленникова, ИА IrkutskMedia

Как заметила заместитель министра экономического развития Иркутской области Марина Петрова в ответе на запрос, ключевые задачи развития туристической отрасли в регионе как раз и затрагивают развитие инфраструктуры без ущерба для окружающей среды, улучшение экологической обстановки в местах с накопленными отходами, проведение информационной и просветительской работы, а также содействие экономическому росту территории и подъему уровня жизни местного населения.

"В настоящее время приоритетным направлением является развитие на территории Иркутской области организованного туризма с одновременной минимизацией ущерба экосистемам, наносимого туристским потоком. С целью регулирования деятельности предпринимателей и туристов в центральной экологической зоне Байкальской природной территории правительством региона разработан проект правил организации туризма и отдыха. В основу проекта легла научно-исследовательская работа Института географии им. В.Б. Сочавы СО РАН. В проекте выделены 11 туристско-рекреационных зон и обозначены их тип и преимущественная туристская специализация. Также прописаны правила поведения туристов и отдыхающих. В частности, обозначено, что лица, находящиеся на территории ЦЭЗ БИТ, обязаны бережно относиться к объектам инфраструктуры, соблюдать чистоту и общественный порядок, выполнять законные требования представителей государственных, муниципальных органов, администрации места массового отдыха и иных уполномоченных лиц", — отметили в Минэкономразвития региона.

В случае принятия правил на Байкальской природной территории будет категорически запрещено использование агрессивных моющих средств, мытье автотранспортных средств в открытых водоемах, оставление мусора вне контейнерных баков или вне специально отведенных местах, разведение костров в установленный пожароопасный период, установка палаток вне специально отведенных для этого мест, нанесение надписей, граффити, расклейка плакатов, объявлений на скалах, камнях и деревьях. Запреты коснутся также вырубки леса и кустарников, сбора краснокнижных растений и эндемиков, передвижения туристов и экскурсантов вне дорог, обустроенных троп для недопущения вытаптывания растительного покрова.

Проект правил прошел независимую антикоррупционную экспертизу, процедуру оценки регулирующего воздействия и согласован с Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратурой.

Хужир

Хужир. Фото: Мария Оленникова, ИА IrkutskMedia

По мнению гендиректора компании "Гранд Байкал" Виктора Григорова, туризм на Байкале никогда не будет самым дешевым и по-настоящему массовым. Это будет довольно дорогой туристический продукт и на озеро в основе своей приедут туристы, которые в день смогут потратить 200-250 долларов США.

"Безусловно, работа в сфере туризма на Байкале должна быть общая. Нужен единый центр управления этим процессом. Какая-то некоммерческая или государственная структура. Основная проблема сейчас в разобщенности усилий, которые направлены на развитие туризма. Из-за того, что они идут из разных ведомств и субъектов РФ эффективного управления не получается. Необходимо также создание пусть небольшого, но четкого туристического продукта, продвижение его по всему миру. Сегодня в рамках стратегии, разработанной Сбербанком совместно с правительством Иркутской области и турбизнесом, такие продукты были определены "Стихия Байкала" (0+), "Диалоги о Байкале" (0+), "Лед Байкала" (0+) и другие. Начинать нужно с этого, параллельно формируя необходимую инфраструктуру", — отметил Виктор Григоров.

Напомним, что специальный представитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов предложил ограничить доступ туристов на Байкал со временем придется ограничить. По его словам, в Прибайкалье практически нет промышленных выбросов, однако путешественники после отдыха оставляют на берегу озера тонны мусора.


Хотя Советский Союз был довольно закрытой страной, это не значит, что туда нельзя было попасть. Для иностранцев такое путешествие было довольно дорогой экзотикой, но зато запоминалось на всю жизнь.

Это не просто путешествие, это поездка в новый мир

Одними из первых туристов стали известные общественные деятели, писатели, художники: в 1927 году приезжал Теодор Драйзер, в 1932 – Бернард Шоу, в 1935 – лауреат Нобелевской премии французский писатель Ромен Роллан.

Бернард Шоу в Москве

Бернард Шоу в Москве

Помимо Москвы и Ленинграда, заманивали пейзажами Крыма, речными круизами по Волге и автомобильными путешествиями по стране.

Американские туристы на Красной площади, 1972

Американские туристы на Красной площади, 1972

Туристы из Австрии на Манежной площади, 1963

Туристы из Австрии на Манежной площади, 1963

Александр Коньков, Борис Трепетов/TASS

Туристы из Франции пробуют русское мороженое, 1976

Туристы из Франции пробуют русское мороженое, 1976

Гид должен был быть политически грамотным

Японские туристы на Байкале, 1980

Японские туристы на Байкале, 1980

Иностранные туристы в музея деревянного зодчества на острове Кижи, 1972

Иностранные туристы в музея деревянного зодчества на острове Кижи, 1972

Куда возили туристов?

Как правило, путешествие начиналось в Москве или Ленинграде, где были крупнейшие аэропорты. А дальше все зависело от путевки.

Туристы из ГДР на экскурсии в Воронцовском дворце Алупки, 1977

Туристы из ГДР на экскурсии в Воронцовском дворце Алупки, 1977

Летом были популярные маршруты по черноморским курортам. По данным ТАСС, в 1968 году общее число отдохнувших в Крыму составило около 4 млн чел, из них 30,6 тыс. иностранных туристов из 40 стран мира. Лидерами по посещению оказались граждане ФРГ - 8,2 тыс., ГДР - 4,4 тыс., Чехословакии - 3,5 тыс., Италии - 3,1 тыс., США - 2,8 тыс. туристов. Две трети прибыли на круизных кораблях.

Если путевка выпадала на май или ноябрь, то туристов обязательно водили на демонстрации.

Иностранные туристы во время первомайской демонстрации на Красной площади в 1970 году

Иностранные туристы во время первомайской демонстрации на Красной площади в 1970 году

Молодежь на страже идеологии


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
ЧИТАЕМОЕ ЗА СУТКИ
КОММЕНТИРУЕМОЕ ЗА СУТКИ

Телеканал National Geographic установил рамку-инсталляцию на Байкале

МЧС рекомендовало отложить открытие зимнего маршрута вдоль Байкала из-за тонкого льда

Кобзев оценил перенос полигонов и модернизацию очистных на берегу Байкала в 38 млрд рублей

Спасатели эвакуировали 53-летнего мужчину с подозрением на инсульт с КБЖД

ЧИТАЕМОЕ ЗА СУТКИ

Минтранс Приангарья определил, как будет ходить троллейбус в Молодёжный 360

Людей, купивших сертификаты о прививке и попавших в реанимацию, выявили в Приангарье 167

Ветхий фундамент и лепнина XIX века: Как гибнет памятник в центре Иркутска 133

Мантуров заявил, что сертификация МС-21 до конца года будет зависеть от погоды 122

КОММЕНТИРУЕМОЕ ЗА СУТКИ

Минтранс Приангарья определил, как будет ходить троллейбус в Молодёжный 1

Ветхий фундамент и лепнина XIX века: Как гибнет памятник в центре Иркутска

Что будет, если съесть слишком много мандаринов? Отвечает врач

Иркутск и Список-Который-Нельзя-Показать

Коледова Ирина Прокопьевна Модерация • 30.03.2018 22:24

Вытопчут весь Ольхон., и не будет эндемиков на нём. Даже зимой китайцев очень много со всеми вытекающими..

Станиславовна С Модерация • 30.03.2018 23:31
Марина Сергеевна Б Модерация • 24.05.2018 20:35

Однозначно нужно регулировать и ограничивать, это нормальная практика , которая существует на многих островах того же Тайланда, куда в принципе нельзя причаливать , это заповедная зона со своей эко системой и ничего , не выглядит это не дружественно. Почему у нас это должно выглядеть недружественно ? Преступно это будет по отношению к будущему поколению лишать их такого наследия, почему об этом не думают?

Мы удаляем оскорбления героев публикации, авторов текста, комментаторов, просто третьих лиц. Удаляются обвинения в преступлениях и правонарушениях, подробности личной жизни героев публикации, личной жизни журналиста-автора, комментарии, которые не относятся к теме текста, маты, капс, обильные многоточия, истерики, бессвязная речь, любая реклама.

Комментарий будет удалён, если в нём есть призывы к нарушению законов, свержению власти, революции, массовым беспорядкам, нарушению территориальной целостности государства, разжиганию национальной розни, содержат признаки религиозного или языкового превосходства, содержит персональные данные или может нанести ущерб деловой репутации.

Удаляются комментарии, содержащие ссылки на сторонние сайты, не гарантирующие достоверность публикуемой информации, просьбы о переводе денег героям публикации (если ситуация того требует, эта информация есть в редакции и её можно получить по телефону 400-890). И мы оставляем за собой право удалять оценки работы редакции.


Путешествие по Байкалу — мечта миллионов российских автомобилистов, в какой бы части страны они ни жили. Великое озеро зовет и манит бесконечной гладью самой чистой в мире пресной воды и завораживающе мистическими пейзажами. Вот только добраться до таких мест на автомобиле зачастую невозможно: Байкал прекрасен своей уединенностью и дикой природой, которой не коснулась цивилизация (в том числе и автомобильные дороги — на бóльшую часть береговой линии попасть можно только по воде). С другой стороны — легкодоступные места (Листвянка, Малое Море) обезображены как местными жителями, которые постарались выжать из сибирских красот максимум личной выгоды, так и залетными туристами, цинично засоряющими и разрушающими святые места.

1. Листвянка, Порт Байкал, КБЖД (60 км от Иркутска, 1-1,5 часа)



Больше суток в Листвянке точно делать нечего. А вот день можно провести содержательно. По пути стоит сделать остановку в архитектурно-этнографическом комплексе Тальцы (47-й км трассы) — большой воссозданной сибирской деревне, в которой представлены разные направления деревянного зодчества XVII-XIX веков — с народными гуляниями, хороводами и мастерскими традиционных ремесел. Различных интересных программ и событий здесь множество, посещение лучше спланировать заранее.


Любителям эксклюзивных фото стоит добраться по воде до Шаман-камня — выступающей на 1,5 м над гладью озера вершины скалы, овеянной множеством легенд. Сама скала разделяет Байкал и вытекающую из него в этом месте (самый широкий исток реки в мире) Ангару.




Если повезет и видимость будет хорошей, — просматриваются и хребет Хамар-Дабан на противоположном берегу, и десятки километров вытекающей из Байкала Ангары, и, конечно, безграничная гладь озера.


Байкальский музей ИНЦ СО РАН — расположен сразу при въезде в Листвянку. Несмотря на академическое название — интереснейшее место для погружения (в прямом смысле — есть виртуальный батискаф) на дно озера. В аквариумах можно увидеть многих обитателей Байкала, а на мониторах — трансляцию с лежбища нерп на заповедных Ушканьих островах. По соседству с музеем — приятный для отдыха небольшой Дендрологический парк.




Однако, как часто бывает, и на подобном толковище есть свои места притяжения.




— Нерпинарий — получасовое шоу байкальских нерп смотреть обязательно, даже если вы без детей; интерьеры довольно скромные, но в целом эмоциональное впечатление от шоу морских животных ничуть не меньше чем, скажем, в знаменитых Sea World во Флориде или Калифорнии.










Отсюда же отправляется лучшая и самая содержательная экскурсия на Байкале — однодневный тур по шедевру инженерного искусства начала XX века, а сейчас заповедной Кругобайкальской железной дороге (КБЖД) (84 км по тупиковой ветке вдоль Байкала с пятью большими остановками для прогулок, 3200-4000 руб.).


От железнодорожного вокзала начинается крутая тропа (по сути — кольцевой маршрут) к череде смотровых площадок (одна прекраснее другой) — у Камня желаний, Старого маяка и Преображенской церкви.



Через 2,5 км от вокзала — незамерзающий ручей Тепленький: источник целительной воды и граница цивилизации (дальше — только пешком). Отсюда начинаются уединенные галечные пляжи.


А вскоре (через 2,5 км) появятся и первые тоннели КБЖД, до сих пор считающиеся произведением инженерного искусства.



2. Большое Голоустное (120 км, два часа)






Резюме: если и отправляться в Большое Голоустное, то ради похода в пещеру Охотничья, но в этом случае без проводника не обойтись.


3. Малое Море и Остров Ольхон (300 км от Иркутска, 3-5 часов)



Самый интересный и популярный маршрут на Байкале, привлекает сотни тысяч туристов своими заливами, песчаными пляжами, обилием солнца и завораживающими пейзажами.



От Сахюрты по берегу Малого Моря идет живописная лесная дорога (110 км) до поселка Онгурен, но полностью ее проехать можно только на внедорожнике. Для легковых автомобилей преодолимы только первые 29 км этого пути — до мыса Курминский за поселком Сарма. Этот участок летом — один из самых многолюдных и шумных на всем Байкале: добрая сотня гостевых дворов и туристических баз плюс тысячи туристов в палатках. Большой популярностью пользуется залив Мухор, считающийся самым теплым и живописным.


Дальше цивилизация заканчивается, лишь в местечке Зама есть большая и комфортная база отдыха, но добраться туда можно только на подготовленном внедорожнике или по воде.


Заповедный еще два десятилетия назад остров Ольхон (в начале 2000-х здесь еще и электричества не было) переживает туристический бум, в том числе и из-за массового нашествия китайских туристов. На острове живет всего 1500 человек (большинство — в поселке Хужир), которые в последние годы почти забросили свои традиционные занятия — скотоводство и рыболовство — и переключились на туризм.



Ольхон стал местом массового паломничества именно за счет своей уединенности и даже сакральности — многие места здесь овеяны бурятскими мифами и легендами.



Отсюда же начинается и роскошный трехкилометровый Сарайский пляж.


Восточная часть острова из-за высоких скалистых берегов практически безлюдна.


Резюме: очаровательные байкальские пейзажи, сакральные места — это Малое Море и Ольхон. Местные заливы и песчаные пляжи — излюбленное место отдыха сибиряков (но при этом надо помнить, что вода прогревается максимум до +22°С). В пик сезона здесь излишне шумно и многолюдно.


4. Юго-восток Байкала (Посольский Сор, Энхалук, Сухая, 310 – 470 км, 5-8 часов от Иркутска)




Юг Байкала — Култук, Слюдянка, Байкальск (где расположен большой горнолыжный центр) — летом никак не востребован туристами. И места не слишком фотогеничные, да и вода плохая, в том числе и из-за загрязнений от уже закрытого Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Привлекательное место здесь — пасторальные Теплые озера на реке Снежной (182-й км Р-258, 5 км от трассы в районе поселка Выдрино) и окружающий их реликтовый лес с тополями в несколько обхватов и живописной пирамидальной горой Шапка Мономаха.



Другой популярный туристический кластер на юго-востоке Байкала — поселки Энхалук и Сухая — расположен в районе залива Провал, который образовался в середине XIX века после десятибалльного землетрясения. Туристов сюда привлекают десятикилометровый песчаный пляж и целительные минеральные источники Загза.


5. Восточный берег Байкала (Гремячинск, Турка, Максимиха, Усть-Баргузин, 640 км, 9 часов от Иркутска)





Большой плюс этого направления — скоростной участок дороги Р-438 (Улан-Удэ — Улюнхан), еще недавно асфальт заканчивался в поселке Максимиха, но теперь хорошая дорога вдоль берега озера идет до Усть-Баргузина.



Восточный берег стоит посетить из-за его доступности и близости к цивилизации (от Улан-Удэ до Гремячинска 140 км), сочетания речной и озерной рыбалки, фантастической скалы Черепахи (Турка), целебных горячих источников (Горячинск), возможности водных путешествий к сакральным Ушканьим островам — лежбищу байкальских нерп и по знаменитому Чивыркуйскому заливу (Максимиха), а также повсеместных песчаных пляжей.





В случае объезда через Улан-Удэ крюк составит 110 км, в плюсе — отсутствие ожидания парома и хорошая дорога.


Резюме: Восточный берег — перспективная территория, в том числе и из-за хорошей доступности на автомобиле из восточной части России и большей протяженности красивых песчаных пляжей. Однако в целом инфраструктура здесь развита куда меньше, чем в Приангарье. Зато здесь самые длинные песчаные пляжи.

6. Северобайкальск (820 км, 14 часов) + дорога вдоль БАМа




Далее дорога на Байкал лежит вдоль участка БАМа, самой интересной для познания точкой будет поселок Улькан, построенный 45 лет назад азербайджанскими комсомольцами. Сюда стоит заехать, чтобы полюбоваться привокзальной площадью и возведенными из привезенных из Азербайджана традиционных материалов зданиями вокзала и соседнего с ним ТЦ (спроектированный в стиле атриум, он задумывался как культурно-досуговый центр для жителей поселка), в архитектуре которых легко заметить национальные азербайджанские мотивы.


Почти перед самым Северобайкальском дорога упирается в Байкальский хребет — начинается перевал Даван (990 м), под седловиной которого пробит один из самых грандиозных тоннелей БАМа (почти 7 км). Здесь проходит граница между Иркутской областью и Республикой Бурятия. Качество дороги на перевале зависит от прилежности работы грейдеров и сильно ухудшается после дождей и снегопадов.



В начале лета мелководье на севере Байкала пересыхает и по дну озера можно устраивать скоростные заезды

Северобайкальск — самый крупный город на побережье Байкала. Проектировался как промышленный центр с несколькими автомобильными заводами, но… не сложилось.

В самом городе достопримечательностей, пожалуй, и нет, а вот окрестности интересны.


Недалеко от озера, у села Байкальское расположен мыс Лударь (55.365300, 109.213175), одно из самых живописных мест Байкала — уступами спускающаяся к озеру гора, на вершине которой находятся руины древнего городища. На мысе есть несколько пещер, а скалы украшают древние петроглифы.



Резюме: самый дальний и экзотический маршрут для любителей безлюдных мест, дикой тайги и первозданной природы. Вероятность невелика, но на дороге можно встретить даже медведей!

Читайте также: