Как дать человеку отдохнуть от себя

Обновлено: 18.09.2024

Иногда у человека наступает период Болдинской Осени. Период затворничества. Когда хочет побыть наедине с собой. Со своими мыслями. В тишине и покое. Разобраться в себе и распахнуть двери к прекрасному

Поговорить наедине с собой дано не каждому.

Человеку необходимо иногда побыть одному, чтобы ничто не мешало ему разобраться с собой…

Находясь наедине с самим собой, люди начинают слышать самих себя, одни начинают любить одиночество, другие бояться.

Всё не так, как от, а и до я,
И теперь всё, что нужно, не нужное.
Вот начало идёт сентября,
Пришла осень дождливая, чуждая.

И швыряя листвою в лицо,
Гонит в лапы холодные полночи.
Сколько можно в конце то концов?
Словно нелюди мы, да и сволочи.

Эти серые цветом дома,
Эти лужи… и грязные улицы,
Грустью сводят своею с ума,
Заставляя дрожать и сутулиться.
… показать весь текст …

Из диалога с Е. Москаленко

То, что можно наедине с собой, всем не скажешь…

ты даже когда молчишь, ведёшь монолог наедине с собой…

Побыть наедине с собой, это практически означает, что заполучил в единоличное владение всю Вселенную…

Когда ты теряешь соприкосновение с внутренней тишиной, ты теряешь контакт с собой. Когда ты теряешь контакт с собой, ты теряешь себя в мире!

Самое интересное, наедине с собой, начинаешь лучше понимать себя,
и слышать себя в окружении природы,
где происходят интересные события, чем-то напоминающие
приключения, в которых ты сама участвуешь, наблюдаешь
и удивляешься необычности жизни.

Идешь на работу и вдруг из-под скамейки в парке, вылетают белые голуби,
ты улыбаешься и думаешь:
— Какой хороший день! И день, действительно, становится чудесным.
И еще, скучать не дают люди, которые так похожи с твоими взглядами,
да и природа не дает ску…
… показать весь текст …

Так хочется порою погрустить,
И пить горячий кофе сидя в кресле.
Так хочется забыться и забыть…
И выбросить всё то, что не на месте.
Так хочется укрыться тишиной
И отпустить все мысли до рассвета.
Побыть немного лишь наедине с собой,
Как будто ничего на Свете больше нету.
И хочется не думать ни о чём,
Смотреть в окно — как дождь танцует в лужах,
Как по стеклу бежит вода ручьём…
Надеяться, что ты кому-то нужен.

Скажи , мой друг , а ты сегодня жил:
Смотрел на небо , полное лазури?
А ветер , листья , сколько в них души!
И диск Луны , чуть тронутый латунью!

Скажи , мой друг , а ты сегодня жил:
Смотрел на небо , так же , как и в детстве?
Остановись! Всмотрись и не спеши.
Хотя б минуту будь с природой вместе.

Мы появляемся однажды.
Нас принимает этот мир,
Где много нас, но всё же каждый
Вперёд шагает сам, один.
Как может, как хватает воли,
Терпенья, мудрости и сил.
Вы скажете — один не воин!
И разве в поле он один?
Ведь есть семья, друзья, коллеги.
Помогут — руку протяни.
Согласна. Но на самом деле
Душою мы всегда одни.
Есть мир, в который не пробраться
Всем тем, кто близок, дорог нам.
… показать весь текст …

наедине с собой
он становился
колодцем
на дне которого
блестели
осколки сотен зеркал
разбитых
задолго до того
как он научился быть
наедине
с собой

Когда ты сам себе задаешь вопрос — это самый предельно искренний диалог, потому что ты наедине с самим собой. Это никто не может ни зафиксировать, ни отрецензировать, ни опубликовать, ни откомментировать. Это твое личное. Поэтому, наверное, это самые мучительные разговоры.

Самое ужасное в жизни человека
— хилое здоровье, отсутствие своей крыши над головой и неизбежность,
что нет возможностей, способностей и сил всё это в перспективе изменить.

— О чём вы обычно думаете наедине с собой?
— О многом… о разном… о Вселенной… о далёком и чём-то родном… о том, что хотела бы видеть в своей жизни… о том, чего хотела бы достичь… о том, какие места хотела бы посетить…

Иногда это просто необходимо - скорость, уединение, размышления, "проветривание мозгов", освобождение души от лишнего груза. (И)

Хлопья ночи ушли и растаяли в утренних бликах.
Предрассветный туман цвета бледного кофе-гляссе.
На востоке алеет заря, словно горсть земляники,
Ослепляя меня ярким светом на мокром шоссе…

Я несусь в никуда по петляющей в скалах дороге,
И уводит всё дальше извилистый змей-серпантин.
Счётчик мерно плюсует число километров в итоге,
Безразличный мотор плотоядно сжирает бензин…

Тишина. Только шины шуршат наждаком по асфальту,
Голос Клауса Майне поёт о ветрах перемен…
Вновь схитрила судьба: не сдала мне козырную карту.
Но не стоит о грустном… Или, как говорят: tout va bien…
… показать весь текст …

[i]ФГОС ДО 3.3.2.[/i] Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. 3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.Вариативность среды предполагает: наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

Центр уединения, призван решать одну из задач стандарта дошкольного образования - создания благоприятных условий для реализации индивидуальной потребности ребенка в покое.

Отличия по ФГОС

Центры уединения в РППС ДОУ.

Дети гораздо больше, чем взрослые, подвержены переменам настроения. Их легко как развеселить, так и огорчить. Поскольку они ещё мало знают себя и не умеют владеть собой.

Для полноценного развития ребенка большое внимание следует уделять его эмоциональной сфере. Дети дошкольного возраста очень восприимчивы, они испытывают более десятка эмоций в день. Эти эмоции бывают, как положительными, так и отрицательными. Задача педагога - не подавлять и искоренять негативные эмоции у ребенка, а уметь грамотно отрегулировать эмоциональную сферу ребенка посредством его уединения от остальных детей.

Согласно существующим требованиям к организации развивающей среды в образовательных учреждениях, является необходимым создание в ДОУ комфортных условий не только для активной деятельности воспитанников, совместных игр, занятий под руководством педагога, но и для психологической разгрузки, отдыха детей. При пребывании целый день в шумном коллективе ребенку может потребоваться личное пространство. Для этого создаются Центры уединения. У детей дошкольного возраста часто меняется настроение в связи с недостаточной сформированностью эмоционально-волевой сферы. Малыши еще не умеют контролировать проявления своих чувств. Поэтому нередко происходит демонстрация таких эмоциональных проявлений, как гнев, злость, грусть. Для ребенка изменение обстановки, пребывание целый день в шумном кругу людей при отсутствии мамы, а также исполнение требований педагогов и восприятие большого объема новой информации является серьезным стрессом. Поэтому для сохранения психологического комфорта дошкольника в группах создают специальные центры или уголки, где малыш может побыть в одиночестве. В таком уголке кроха может "спрятаться" от окружающих, выразить свои накопившиеся негативные эмоции, отвлечься от суеты с помощью интересных спокойных игр и просто отдохнуть в тишине. Центры уединения в детском садупомогают решить следующие психолого-педагогические задачи: сформировать условия для развития эмоциональной сферы дошкольника; помочь малышам адаптироваться к новым условиям, сверстникам, педагогам; создать в детском коллективе положительный микроклимат; предупредить нервное перенапряжение воспитанников, снизить вероятность возникновения конфликтных ситуаций.

Цель: преодоление эмоционального дискомфорта дошкольников, посредством создания в группах центров психологической разгрузки - "уголков уединения".

• Создать положительный эмоциональный микроклимат в группе;

• Формировать позитивное отношение ребенка к сверстникам и взрослым;

• Организовать систематическую работу по нормализации и развитию эмоциональной сферы детей;

• Способствовать сплочению детского коллектива, формируя позитивные дружеские отношения в группе;

• Облегчить привыкание к детскому саду, к новым сверстникам и взрослым, новому распорядку дня.

Содержание центра

Центрпсихологической разгрузки может содержать:

§ места для уединения (палатки или шатра, раскинутого над стулом, где малыши могут посекретничать, помечтать, посмотреть картинки, фотографии;

§ стола (полки, открытого шкафчика) с материалами.

Работа в центреили уголке психологической разгрузки:

Для создания ситуации успеха — реализации основного принципа в работе с детьми — используются индивидуальные, парные и групповые формы работы. А также элементы театрализации, когда малыши играют роли и положительных, и отрицательных персонажей, стараются дать оценку и тем, и другим.

Рекомендации по оформлению В ДОУ центр должен представлять собой закрытое комфортное пространство. Ребенку необходимо ощущать себя в безопасности, быть уверенным в том, что его никто не потревожит. Поэтому чаще всего такой угол оформляют в виде шалаша, палатки, домика. Важно создать атмосферу домашнего уюта, спокойствия. Поэтому рекомендуется, чтобы внутри пространства был приглушенный свет, много подушек, мягкий удобный диванчик, картины и другие мелочи, которые помогут реализовать идею. Безусловно, необходимо позаботиться и о безопасности детей. Так, ни в коем случае нельзя размещать в центре мелкие, острые и бьющиеся предметы, краски и другие химические вещества. Следует заранее предусмотреть "окошко" - для того, чтобы в отдельных случаях педагог, не беспокоя малыша и не нарушая его личного пространства, убедился в его безопасности и хорошем самочувствии. Оформление зависит от интерьера группы, а также предпочтений самих детей. Воспитанники могут принимать непосредственное участие в изготовлении и декорировании такой зоны.

Наполнение центров или уголков должно соответствовать следующим принципам:

Безопасность. Материалы центра не должны угрожать здоровью и безопасности детей, а также способствовать накоплению негативных эмоций (игрушки без острых углов, даже отрицательные эмоции на средствах наглядности должны быть скорее смешными, чем злыми и пр.).

Креативность. Основное требование к оформлению пространства группы в полной мере относится и к созданию центрапсихологической разгрузки: оригинальные материалы, интересная комбинация элементов и пр.

Нельзя перенасыщать центры и уголки!

Рекомендации по созданию:

- Уголок уединения должен быть небольшого размера.

- Цвета, используемые в уголке, должны быть пастельных оттенков, спокойными, не кричащими. Ребенок в нем должен отдыхать, а не дополнительно раздражаться агрессивными яркими тонами.

- На пол обязателен мягкий коврик и красочные подушки, или уютное детское кресло, можно использовать мягкие модули.

- Возможно размещение пейзажных картин, размещение различных световых и шумовых водопадов.

- Фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями.

- Куклы (в том числе народные, сшитые из ткани).

- Клубочки разноцветных ниток (для разматывания и сматывания).

Наполняемость уголка: (по возрастам)

Центр уединения, как правило, наполняют предметами, к которым ребенок испытывает теплые чувства, которые ему близки.

рекомендуется положить в него фотографии родных и близких.

игрушечный телефон, по которому можно "позвонить" маме с папой.

если позволяет форма уголка, его расположение, на стену можно повесить пейзажи, обладающие терапевтическим эффектом.

обязательным атрибутом такого центра будут мягкие, красивые подушки, на которые ребенок сможет прилечь отдохнуть и, к примеру, послушать плеер с расслабляющей музыкой (дуновение ветра, шум воды, пение птиц, звуки дождя).

помимо мягких подушек, игрушки-обнимашки, релакс – подушечки, наполненные шариками.

ростовые куклы, изображающие семью, чтобы ребенок не ощущал себя одиноким, сувенирные маятники. Повторяющиеся движения могут отвлечь тревожного ребенка и успокоить агрессивного, чрезмерноактивного.

столик, полка для дидактических и сенсорных игр, коробочки злости, крика, релакс – подушечки, наполненные шариками, коробочка–мирилка, дидактические игры.

коробочки (мешочки) с разнообразными картинками, наполненные шумовым материалом (камни, жёлуди, пуговки, семечки, горох.). Они должны быть плотно закрыты или запаяны!

разнообразные куколки, с которыми дети разговаривают.

семейные альбомы и альбомы групповые.

массажные мячики, эспандеры, которые хорошо снимают мышечное напряжение.

тактильные, сенсорные коврики

игры для развития мелкой моторики (нанизывание, перебирание по форме, по цвету)

клубочки разноцветных ниток (для разматывания и сматывания)

волшебный сундук, в котором хранятся различные атрибуты для театрализованной деятельности. Ребенок запросто может превратиться в любого персонажа сказок

Отдельная категория игрушек и пособий уголка может быть направлена на то, чтобы ребенок смог выплеснуть все свои негативные эмоции.

С этой функцией отлично справятся:

подушки для битья

Помогает детям избавиться от возникшего внезапно чувства гнева. Он представляет собой обыкновенный коврик для прихожих с шероховатой поверхностью или связанный из грубых ниток, с небольшими разноцветными бантиками на нем. Ребенок снимает обувь, заходит на такой коврик и вытирает ножки до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться.

Представляет собой красиво оформленный темный стакан. Если ребенок проявляет агрессию, воспитатель предлагает ему отойти в уголок уединения и оставить все нехорошие слова и мысли, всю свою злость, гнев в этом стаканчике. После чего ребенок имеет возможность выговориться, а стаканчик затем плотно закрывается и прячется.

Каждый ребенок в группе, при желании, может нарисовать на этой доске свое настроение, эмоции, переживаемые чувства и пр. Кроме того, дети могут рассмотреть иллюстрации, изображающие разные эмоции, поразмышлять и выбрать себе ту картинку, которая соответствует его текущему настроению.

Если у ребёнка плохое настроение, можно предложить ему сесть перед зеркалом, в уголке уединения, посмотреть на себя внимательно и улыбнуться. Настроение обязательно улучшится.

Стоит отметить, что содержимое уголка или центра следует периодически обновлять, однако некоторые предметы должны находиться в уголке постоянно. Это будет придавать ребенку чувство уверенности и постоянства.

Оснащение психологического уголка

Зона для психологической

разгрузки Уголок для уединения (шатер, палатка и т. д., мягкая мебель, фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями, мягкие игрушки

Обучение агрессивных детей

способам выражения гнева в

Обучение детей умению владеть

собой в различных ситуациях,

бесконфликтному общению с

Обучение детей навыкам

согласованным действиям в

При подборе материала для центров использованы разработки Я. А. Павловой, Л. В. Панфиловой и Л. В. Кузнецовой, О. В. Хухлаевой, Г. Д. Черепановой.


Сложности расставания

Вступая в отношения, человек осознанно или неосознанно стремится реализовать свою основную потребность в любви. Но понимание любви у всех очень разное, не всегда наши ожидания оправдываются и совпадают с видением партнера.

Что для нас отношения

Мы вкладываемся в отношения и душевно, и психологически, и физически, и материально, а также тратим драгоценное время на другого человека. Это сродни вложенным инвестициям, и мы бессознательно рассчитываем на получение дивидендов в будущем в виде стабильности, защищенности, преданности. Партнер нам как бы должен, а если этого не происходит, и он не платит по счетам, то эго чувствует себя обворованным.

Два пути здорового прохождения кризиса отношений

  1. Если у пары есть потенциал развития, то посредством открытого диалога партнеры смогут прояснить свои цели, совместные ценности и принять решение оставаться дальше вместе.
  2. Если же неизбежность расставания очевидна, то пережить боль потери, отпустить человека и забрать себя из отношений возможно только изменив свое восприятие и перестав смотреть на отношения с позиции долженствований.

Как же это сделать?

Шаг 1. Прежде всего, принять и прожить всю ту гамму чувств, которая неизбежно накроет, поскольку принятие новой реальности потребует немалых душевных сил и времени. Здесь вам в помощь будет здоровая поддерживающая среда (близкие люди, психологические группы поддержки, индивидуальные консультации психолога). Позволяйте себе принять помощь от других, ведь от того, как вы проживете травму, будет зависеть ваше эмоциональное состояние и в будущих отношениях.

Шаг 2. После первой волны чувств, поверить и допустить мысль о том, что в жизни впереди еще много чего интересного и приятного. Ваша способность переживать счастье не должна ни от кого зависеть, никто не отвечает за то, насколько вы умеете извлечь положительные эмоции из различных событий.

Шаг 3. Развернитесь в сторону личных интересов, вспомните, если подзабыли, что вы раньше любили, что привлекало внимание и от чего получали положительные эмоции. У каждого из нас огромный потенциал и неординарные способности. Может быть, пришло время реализовать давнюю мечту? Мы живем во времени, когда возможно очень многое. Можете в качестве внутренней поддержки выбрать себе образ какого-нибудь героя, который вам близок, кто послужил бы мотивирующей силой.

Если сразу не получается сориентироваться в сфере интересов, то просто переключайтесь. Впустите в жизнь разнообразие, пробуйте разное:

  • Cпорт, любая физическая активность помогут высвободить энергию напряжения. Тело — наш очень благодарный друг.
  • Творчество наполнит позитивной энергией и вдохновением, разовьет фантазию, переключит с деструктивных мыслей.
  • Можно подумать о смене внешнего образа или обновлении интерьера.

Важно работать со своей самооценкой, зачастую при расставании она падает, так как обесценивание — распространенная стратегия поведения между бывшими партнерами.

Старайтесь больше общаться с позитивными людьми, которые личным примером доказывают, что счастье есть, учитесь у них умению преодолевать трудности и находить поводы для радости.

Цените то, что есть, будьте внимательны даже к мелочам, заведите привычку в конце дня насчитать 10 приятных моментов.

Очень важно уделять время себе и помнить, что самый главный человек в жизни — это именно ВЫ, без вас ничего не будет.

Ключевой момент при расставании

Это благодарность. Что бы ни происходило, какую бы боль вам ни причинил партнер, очень важно отказаться от позиции обиды и найти то лучшее и ценное для вас, за что его можно поблагодарить. Ведь каждый человек, встречающийся на нашем пути, — это учитель, через которого мы получаем бесценный опыт, развиваемся и вырастаем как личность. Если все-таки не получается поблагодарить человека, тогда остается поблагодарить саму ситуацию и извлечь из нее уроки.


Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Мозг никогда не отдыхает, но нуждается в покое

Некоторые считают, что отдых — это когда мозг ничем не занят, то есть когда мы не решаем рабочие задачи, а, например, сидим в тиктоке. Кажется, будто в первом случае задействованы почти все ресурсы мозга, а во втором — он отдыхает. Но это не так.

Почти весь XX век многие нейрофизиологи тоже считали, что когда человек расслаблен и лежит на диване, активность мозга снижается. Все изменилось в середине 1990-х годов, когда Маркус Райхл, профессор нейробиологии и биомедицинской инженерии, открыл и исследовал дефолт-систему мозга (Default Mode Network, DMN), или сеть пассивного режима работы мозга. Вместе с коллегами Райхл сравнил фМРТ (Functional magnetic resonance imaging) снимки мозга в состоянии покоя с фото, которые делали, когда испытуемые решали контрольную или опытную задачу. Оказалось, что разница в количестве энергии, которую потребляют работающий и отдыхающий мозг, — всего 5%.

Хотя мозг потребляет почти одинаковое количество энергии во время работы и отдыха, это не означает, что можно брать на себя больше задач. В пассивном режиме различные области мозга активно взаимодействуют с друг другом, обрабатывают информацию и воспоминания, и тем самым отвечают за самооценку, планирование будущего и принятие решений. Например, бывает, что человеку нагрубили, он растерялся и молча ушел, а спустя пару часов придумал достойный ответ, пока мылся в душе. Это и есть результат работы пассивного режима мозга — он нужен, чтобы анализировать события, находить решения, прогнозировать будущее и вовремя реагировать, если ситуация повторится.

Итак, периоды покоя нужны мозгу, чтобы лучше работать, и мы становимся более продуктивными, когда мы даем себе отдохнуть. Многие исследования подтвердили, что память зависит от сна, но отдых во время бодрствования также важен для психического, эмоционального и физического здоровья. Здесь можно провести аналогию со спортсменами: они делают перерывы между тренировками, чтобы их мышцы росли и восстанавливались.

Когда уборка, медитация и просмотр сериалов — это отдых

Чтобы отдых сработал, недостаточно сменить одну рутинную задачу на другую. Так, если всю неделю не вставать из-за компьютера, а в выходные перемывать гору посуды, которая накопилась за это время, — это не будет отдыхом. И то, что пока человек драит кастрюлю, он не сидит в рабочем чате, ничего не значит.

Уборка может быть формой отдыха для некоторых людей. Разница в том, добавляет ли это занятие сил или помогает ли их восстановить. Например, если попытки избавиться от мусора и ненужных вещей делают человека счастливым — это отдых, а если вам не нравится мыть полы и протирать плафоны — лучше вызвать клининг и потратить свободное время на поход в кино.

Нет конкретных видов деятельности, которые сделают отдохнувшим любого человека. Кого-то расслабляет йога на свежем воздухе, а другого бесит сам факт, что в выходной ему придется вставать и тащиться в парк с ковриком. Вот почему отдых — это любое занятие, которое улучшает физическое или психологическое состояние. Посмотреть два сезона сериала за выходные — это нормально, если после этого человек чувствует себя лучше. Но если он пролежал все выходные на диване, а в понедельник все равно чувствует себя уставшим — значит, отдых не получился.

Почему алкоголь и наркотики сами по себе не помогают

Звучит странно, но нужно учиться отдыхать. Для этого придется отслеживать, помогают ли разные виды деятельности восстановиться или нет. Можно составить список дел, которые теоретически могут добавить сил, а потом отслеживать свою реакцию на каждое из занятий.

Как отдохнуть

БесплатноПлатно
Принять ваннуСходить в бассейн и сауну
Прогуляться в парке под музыкуСходить на концерт
Заняться спортом под видео на ютубеЗаписаться в спортзал на йогу, пилатес или зумбу
Почитать книгуСходить в кино
ВыспатьсяПойти с друзьями в ресторан

В течение жизни занятия, которые помогают расслабиться, могут меняться. Чтобы отслеживать свои реакции и не тратить время на бесполезный отдых, можно вести дневник или заметки в телефоне. Например, можно записать там, помогли ли видео в тиктоке почувствовать себя лучше или это была пустая трата времени.

Отпуск — это здорово, но эффект быстро проходит

От отдыха не будет толку, если давать себе расслабляться раз в месяц или реже. Загибаться на работе с мечтами об отпуске один-два раз в год — тоже плохая идея. Согласно исследованию, для которого опросили 96 работников, не все сотрудники испытывают позитивный эффект от отпуска. В другом опросе приняли участие 1512 взрослых американцев; 24% из них заявили, что преимущества отпуска — в частности, прилив энергии и снижение стресса — пропадают сразу после выхода на работу. А 40% работников отметили, что эффект от отпуска длится всего несколько дней. Это значит, что отпуск не имеет смысла, если человек отправляется в него без сил. Вот почему стоит отдыхать до того, как устал, и соблюдать баланс между работой и отдыхом.

Если доделывать рабочие задачи из последних сил, то в отпуске захочется просто лежать с выключенным телефоном. А потом человек вернется на работу и будет жалеть, что не съездил на море. Чтобы такого не происходило, нужно стараться не доводить себя до выгорания и хронического стресса — например, не брать работу на выходные и не пытаться заработать все деньги мира. Нормально хотеть зарабатывать больше. Но если работать без продыху, силы рано или поздно закончатся, мозг будет работать хуже, качество работы снизится и денег больше не станет.

Согласно исследованию 2013 года, нет связи между длительностью отпуска и удовлетворенностью жизнью и работой. Можно уехать на Мальдивы на две недели и вернуться разбитым или сходить в поход на два дня, но чувствовать себя отдохнувшим и счастливым. Как мы уже говорили, отдых — это занятия, которые помогают восстановиться и прибавляют сил. Вот почему отпуск сама по себе — не панацея. Можно рвануть с подружкой на неделю в Будапешт, но если одна будет постоянно таскать другую по музеям, хотя второй это неинтересно, отпуск удастся только у одной из подруг.

Зачем планировать отдых

Чтобы отдых работал как надо, он должен быть регулярным. Для этого нужно знать, какие занятия приносят удовольствие и помогают расслабиться именно вам — иначе можно просидеть все выходные в попытках придумать, что бы такого поделать или посмотреть. Бывает и по-другому. Например, человек знает, что отдыхает за чтением детективов, но отказывается от чтения в пользу условно более полезных дел — стирки, глажки или похода в супермаркет. Совсем отказаться от бытовых задач не получится, зато можно спланировать день так, чтобы времени хватило на все. Например, почитать, пока стираются вещи или курьер везет продукты.

Регулярный отдых — это не только выходные и отпуск. Отдыхать нужно и в течение рабочего дня. Например, ставить таймер через каждые 25 минут, чтобы встать и размяться, отвлечься от компьютера или заварить чай и поболтать с коллегами. Это техника из тайм-менеджмента, которая называется метод Pomodoro. Не всем удобно делать перерывы через каждые 25 минут, поэтому можно подобрать временные рамки под себя. Например, работать 45 минут и отдыхать 15 — почти как в школе. В Австралии провели опрос среди 3367 госслужащих: по результатам, сотрудники, которые делали несколько 15-минутных перерывов на зарядку в течение рабочего дня, испытывали меньше стресса и тревоги.

Запланированный регулярный отдых поможет меньше уставать, быстрее восстанавливаться и чувствовать себя лучше. Иногда кажется, что важных дел слишком много даже в выходной, но правильное планирование поможет распределить время между всеми задачами. Если планировать не получается, можно почитать книги по тайм-менеджменту или посмотреть видео на ютубе.

А если вы проверяете рабочие чаты даже в выходные, нервничаете, когда не можете заглянуть в почту, или испытываете чувство вины за отдых — стоит обратиться к психологу.

Читайте также: