Как импрессионисты открыли японию

Обновлено: 18.09.2024

Импрессионизм – это своеобразная форма художественного искусства, направленная на преодоление кризиса реализма в культуре Западной Европы Нового времени, попытка увидеть мир с новой точки зрения.

Импрессионизм появился в связи с тем, что художники и творцы были разочарованы в принципах реализма и романтизма. Реализм всегда стремился показывать мир максимально объективно, в то время как импрессионизм позволил открыть субъективный взгляд самого художника.

Импрессионизм, наследуя традиции романтизма, пытается противопоставить объективному миру субъективный. В этом художественном течении ярко проявляется индивидуализм, культ личности, и в то же время в нем отсутствуют какие-либо нормы, требования или же правила романтизма.

Художественный стиль импрессионистов

В своих произведениях импрессионисты опирались на первичные чувственные образы, которые возникают при непосредственном восприятии какого-либо феномена или же процесса, происходящего в социуме или природе. Иначе говоря, творец в жанре импрессионизма пытается показать мир не таким, каким он его помнит, знает и понимает, а таким, какой он видит мир прямо сейчас, в данный конкретный момент.

Таким образом, каждое конкретное впечатление будет приобретать свою собственную ценность, самодовлеющий характер, который и будет отражаться в произведении.

Истоки появления импрессионизма

Большая часть исследователей полагают, что импрессионизм, а также специфика разнообразных способов воплощения его в произведениях искусства возникли в результате развития естественно-научной сферы и благодаря совокупности определенных социальных факторов. 19 век стал периодом, когда начало развиваться гносеологическое мышление, люди начали предпочитать умозрительность очевидности в отличие от прежней приверженности тенденциям реализма и позитивизма. Благодаря появлению новой формы мышления возникла необходимость и во взаимосвязях между тем, что является видимым и невидимым, наглядным и умозрительным, частным и общим.

Данный поворот в научном мышлении был революционным и сумел привести человечество к осознанию мирового единства, проявляющегося в видимом, невидимом, объективном и субъективном. Поэтому можно говорить о том, что зарождение импрессионизма началось в связи с желанием восстановить мировую целостность, отразить невидимое и видимое, а также преодолеть ограниченность эпохи реализма и позитивизма.

Влияние импрессионизма на развитие искусства

Благодаря импрессионизму появилась свобода художественного видения, искусство стало обращать внимание не только на то, что видит творец или художник, но и на то, каким образом он это видит. Импрессионизм ориентировался в первую очередь на восприятия, при котором реципиент и художник оба находятся на одном уровне, в связи с чем сливают пространства зрителя и произведения.

Таким образом, можно подвести итог, что импрессионизм является особым восприятием реальности, для которого характерна направленность внимания на то, что непосредственно воспринимается, конкретное, в то время как все логические причины и следствия отступают на второй план, тем самым предлагая совершенно новый взгляд на окружающую действительность.

Импрессионизм – направление в живописи, зародившееся во Франции в XIX-XX веках, являющее собой художественную попытку запечатлеть какой-нибудь момент жизни во всей его изменчивости и подвижности. Картины импрессионистов словно качественно смытая фотография, возрождающая в фантазии продолжение увиденной истории. В этой статье мы рассмотрим 10 самых известных импрессионистов мира. К счастью, талантливых художников гораздо больше десяти, двадцати или даже ста, поэтому давайте остановимся на тех именах, которые нужно знать обязательно.

Чтобы не обидеть ни художников, ни их почитателей, список приведен в русском алфавитном порядке.


1. Альфред Сислей


Известный всему миру печальной историей о своем ухе (кстати, отрезал он не все ухо, а только мочку), Ван Гон стал популярным лишь после своей кончины. А за жизнь смог продать одну-единственную картину, за 4 месяца до смерти. Говорят, он был и предпринимателем, и священником, но нередко попадал в психиатрические больницы из-за депрессии, поэтому вся мятежность его существования вылилась в легендарные произведения.


3. Камиль Писсарро

Писсарро родился на острове Сент-Томас, в семье буржуазных евреев, и был одним из немногих импрессионистов, родители которого поощряли его увлечение и вскоре отправили в Париж на обучение. Больше всего художнику пришлась по вкусу природа, ее-то он и изображал во всех красках, а если сказать точнее, то у Писсарро был особый талант подбирать мягкость цветов, сочетаемость, после чего на картинах словно появлялся воздух.


4. Клод Моне


5. Константин Коровин


6. Поль Гоген


7. Поль Сезанн

Сезанн, в отличие от большинства своих коллег, стал известен еще при жизни. Ему удалось организовать собственную выставку и выручать с нее немалые доходы. Люди знали толк в его картинах – он, как никто другой научился совмещать игру света и тени, делал громкий акцент на правильных и неправильных геометрических формах, строгость тематики его картин гармонировала с романтикой.


8. Пьер Огюст Ренуар


9. Эдгар Дега


10. Эдуард Мане


Если у вас появится хоть малейшая возможность повидать картины этих мастеров вживую – вы навсегда влюбитесь в импрессионизм!

8 июля 1853 года эскадра американского коммодора Мэтью Перри достигла берегов Японии. Американцев не устраивал изоляционистский курс, который более двух столетий позволял японцам избегать западной колонизации. Местные власти не хотели пускать иностранцев, но те высадили на берег вооружённый десант. После нескольких месяцев переговоров под угрозой применения военной силы Япония подписала заведомо неравноправный торговый договор с США, открыв для Америки свои порты.

До берегов Японии первые европейцы добрались в середине XVI века. Это были торговцы и миссионеры из Португалии и Испании, которые в ту эпоху активнее других народов осваивали планету. Больше всего в связях с иностранцами были заинтересованы приморские феодалы, получавшие от заморских гостей огнестрельное оружие, и состоятельные горожане из портовых городов, быстро сколотившие себе на международной торговле капиталы, позволявшие им нарастить свою роль в обществе.

Кроме того, отдельные местные властители стали использовать католическую проповедь с целью оторвать своих подданных в духовном плане от остальной страны и поднять среди них собственный авторитет. Всё это раздражало представителей сил, стоявших за объединение Японии, — в частности, образовавшегося в начале XVII века правительства сёгуната Токугава.

Более того, японские правители быстро осознали, что европейцы в Азии категорически не желают ограничиваться одной только торговлей. И рано или поздно перейдут к физическому захвату восточных стран. Поэтому вскоре на территории Японии были запрещены католическая миссионерская деятельность, ввоз иностранных книг и несанкционированный выезд японских подданных за рубеж.

Последней каплей, переполнившей чашу терпения сёгуната, стало восстание крестьян католического вероисповедания на полуострове Симабара в 1637—1638 годах, которое было подавлено властью с большим трудом и потерями. Практически все контакты с иностранными государствами после этого были прерваны. Ограниченный допуск с торговой целью был сохранён только за кальвинистами-голландцами, помогавшими войскам сёгуната подавить восстание католиков.

По миру ходили слухи о несметных богатствах японских феодалов (оказавшиеся на практике сильно преувеличенными), а сами Японские острова занимали важное геополитическое положение у берегов Восточной Азии.

Наибольшую дипломатическую активность на японском фронте развили американцы, видевшие в Стране восходящего солнца свои ворота в Азию.

Однако три экспедиции, отправленные из США в Японию в 1830—1840-е годы, вернулись ни с чем. И тогда дипломатическая миссия была поручена весьма примечательному человеку — коммодору Перри.

Дипломатия Старого Медведя

С учётом его репутации поручение коммодору дипломатической миссии, на первый взгляд, выглядело нелепо. Однако, как оказалось, власти США знали что делают. В 1852 году Перри получил предписание совершить то, чего не удалось добиться другим офицерам и дипломатам, — заключить торговый договор между Соединёнными Штатами и Японией. При этом ему были предоставлены особые полномочия — в частности, на своё усмотрение использовать военную силу. В ноябре 1852 года Перри возглавил эскадру из десяти кораблей и отбыл в Азию через Атлантический и Индийский океаны.


Эффект боевого знамени: как президенты США повышали свой рейтинг, объявляя войны

В мае 1853 года эскадра Перри добралась до королевства Рюкю, находившегося в зависимости от Японии. Местные власти не хотели пускать американцев, но те высадили на берег вооружённый десант. Не имея боеспособных вооружённых сил, жители Рюкю провели с заморскими гостями ни к чему не обязывающие переговоры, устроили в их честь пир, но заявили, что не имеют полномочий для установления международных отношений.

Причём хозяева пошли на хитрость и с точки зрения протокола встретили американцев на более низком уровне, чем, например, китайские посольства. В начале июля Перри разделил свою эскадру и во главе отряда из четырёх кораблей направился в Японию.

Коммодор объявил, что если его за три дня не примут представители высшего политического руководства Японии, то он высадит в Эдо десант и лично явится к сёгуну, который был прикован к постели тяжёлой болезнью. В результате общаться с Перри пришлось главе японского правительства Абэ Масахиро. Он принял у коммодора документы и, сославшись на болезнь сёгуна, попросил на их проработку год. Перри дал ему соответствующее обещание.

Однако своего слова коммодор не сдержал. Он отбыл в Гонконг и там его настигла новость о смерти сёгуна. Американцы развернули свои корабли назад. Уже в феврале 1854 года они, выстроившись в боевой порядок, подошли к Эдо. С учётом того, что японские власти ещё не приняли никакого решения по американским предложениям, Абэ Масахиро пришлось импровизировать. Чтобы взять паузу, глава правительства дал в честь гостей роскошный по японским меркам обед. Однако грубый и нетактичный Перри был недоволен — не имея ни малейшего представления о японской культуре, он считал, что хозяева. прячут от него свои деликатесы.

Абэ Масахиро вскоре осознал, что американцы попросту не оставили его стране выбора, и дал согласие на подписание заведомо неравноправного торгового договора, согласно которому Япония обязалась пускать американские корабли в порты Симода и Хакодате, благосклонно относиться к гражданам Соединённых Штатов, предоставлять им благоприятствование в торговле и разрешить открытие на своей территории консульства США.

Перри по возвращении на родину был объявлен национальным героем, награждён огромной по тем временам премией в $20 тыс. и званием контр-адмирала, после чего вышел в отставку и вскоре скончался.

По пути модернизации

По словам Виктора Кузьминкова, судьба Японии в известном смысле была предрешена.

При этом, по мнению учёного, японское руководство сумело сделать из случившегося выводы.

«Договор-то был заключён, но японцы поняли, что если они ничего не изменят в своей жизни, то рано или поздно с ними всё равно поступят так, как поступили с Китаем. И чтобы этого избежать, необходимо было запустить процесс модернизации. Что и было сделано.

© AFP

Нарышкин заявил о необходимости дать правовую оценку бомбардировке США Хиросимы и Нагасаки

Атомной бомбардировке США японских городов Хиросима и Нагасаки в 1945 году ещё предстоит дать правовую оценку, заявил председатель.

Отрезанное ухо, выстрелы в 7 утра, заменяющие сигнал будильника; яблоко, вырезанное с полотна картины за 25 франков; 1500 изображений танцовщиц; убеждение, что муза – это не только женщина, но и расплавленный сыр с тарелки; сон с ключом в руке для восприятия мыслей; чупа-чупс как шедевр; курение, которое спасло жизнь; имя из 96 букв; картины вместо дров, а салфетки вместо денег… Подобные странности можно было бы продолжать, наверное, до бесконечности, но о них — позже. Все они – радостный или печальный удел моих любимых художников.

Поучимся у них. У сумасшедших, одиноких, шумных, застенчивых, счастливых и несчастных, у особенных и талантливых.

Ван Гог Подсолнухи

Ван Гог Подсолнухи

Гоген Озорная шутка

Гоген Озорная шутка

Но вернемся к самим импрессионистам. Возможно, некоторые из них переживали такое стойкое неприятие общества, а некоторым было безразлично общественное отношение и мнение критиков – они творили, как хотели, как чувствовали. Для импрессионизма не так важно, что изображено на рисунке, но важно как изображено. Их картины представляли лишь позитивные стороны жизни, не затрагивая социальные проблемы, в том числе голод, болезни, смерть.

Импрессионисты внесли в живопись научный подход, на их палитрах царили законы настоящей алхимии, позволяющие нарисовать радость, свет, настроение, впечатление. Чем же отличалось их письмо от других техник? Помните законы оптики, которые мы проходили в школе, пропуская луч света через призму? А поговорку-запоминалку про охотника и фазана? Солнечный луч расщепляется на составляющие: фиолетовый, синий, голубой, зелёный, жёлтый, оранжевый, красный. Но поскольку синий – это разновидность голубого, то их число сводится к шести. Две положенные рядом краски усиливают друг друга и, наоборот, при смешении они утрачивают интенсивность. К тому же все цвета разделены на основные и производные, при этом каждая производная краска является дополнительной по отношению к основной. Вот, например такие пары: голубой и оранжевый, красный и зелёный, жёлтый и фиолетовый. А вообще моя любимая физика утверждает, что цветов не существует – есть только свет и тьма. А вот, про тьму импрессионисты категорически не хотели знать, а вот свет они умели изобразить мастерски, используя свои особые художественные приемы.

Лотрек Певица Иветта Жильбер

Лотрек Певица Иветта Жильбер

Ренуар Портрет Жанны Самари

Ренуар Портрет Жанны Самари

Дега Голубые танцовщицы

Дега Голубые танцовщицы

Все они остались верны своей идее – сделать мир чуть лучше, красочнее.

Художники импрессионисты оставили потомкам нечто больше, чем великолепные полотна, переполненные буйством красок, или лучами, спокойно и тихо рисующими картины жизни. Они оставили нам знания об особом восприятии жизни и свои палитры, в которых нет места черному.

Читайте также: