Как называется любая перевозка туриста внутри туристского центра

Обновлено: 15.09.2024

Прием туристов характеризует деятельность по обслуживанию туристов, прибывающих в данный регион или туристский центр. Из этой деятельности по организации туризма вытекает загрузка перевозчиков, гостиниц, ресторанов – всей инфраструктуры туризма, приток денежной массы, а в случае иностранного туризма – валюты. Прием туристов вызывает интенсивное создание рабочих мест в туристском регионе или центре, способствует развитию экономики региона за счет эксплуатации местных туристских ресурсов. Существует понятие баланса между приемом внутренних туристов и иностранных.

По формальному признаку, все зависит от экономико-политических факторов. В СССР было важно принимать иностранных туристов по идеологическим и экономическим соображениям, что позволило создать особую отрасль по обслуживанию интуриста. Кроме того, туризм был важным источником поступления иностранной валюты. В то же время, для определенных категорий иностранных туристов путешествия в СССР осуществлялись практически даром. Наблюдалась резкая разница в уровне туристского обслуживания, предоставляемого интуристам и советским гражданам. С введением конвертации местной валюты и выравнивания стоимости обслуживания произошли изменения, для ряда столичных фирм и туристских центров стало выгоднее принимать состоятельного туриста из Тюмени, чем относительно бедного и прижимистого немецкого туриста.

Отправка туристов – также важная категория. Такая деятельность всегда сопровождается вывозом денежной массы в другие регионы, а в случае иностранного туризма – в другие страны. Собственно рабочие места образуются лишь в сфере организации туризма и отчасти в сфере перевозки. Поэтому отправка туристов никогда не является приоритетной отраслью для местной власти региона и в части выезда за рубеж, для государства. Стоит ли добывать нефть, качать ее по длинной трубе за рубеж, чтобы продать эту нефть и получить валюту, которую граждане туристы вывезут обратно в иностранные государства. Туризм образует довольно ощутимую утечку валюты за рубеж или денежной массы в другие регионы, и именно поэтому государства и стремятся развивать внутренний туризм, часто вводя жестокие экономические барьеры на пути выездного туризма.

В ряде местных законов у субъектов РУ имеет место смешение понятий въездного и выездного туризма. Так, в законе Ленинградской области, выездной туризм рассматривается с точки зрения границ областной территории. Выехал турист за пределы области, значит, выездной туризм. Это приводит к смешению понятий и путанице в применении налоговых льгот и преференций, поскольку внутренний турист, покидающий пределы области и направляющийся в Псковскую область или на Черноморское побережье, лишается всех привилегий и приоритетов, что несправедливо. Он путешествует в пределах своей страны и, значит, относится к категории внутренних туристов.

Имеет также место понятие национальный туризм national tourism: совокупность деятельности в сфере внутреннего и выездного туризма, т. е. обслуживание туристов из числа жителей своего государства.

В развитых странах, где туризм развивается гармонично, присутствует баланс внутреннего и въездного туризма. Внутренний туризм способствует освоению и эксплуатации национальных туристских ресурсов и развитию индустрии и инфраструктуры туризма.

Однако на практике не все страны могут позволить себе таковое, в особенности, если экономика страны полностью ориентирована на туризм. Так, 50 тыс. коренных андоррцев принимают ежегодно 12 млн. иностранных туристов. Можно, естественно, предположить, что им просто некогда выезжать из своей страны. Некоторые страны по причинам внутреннего устройства ограничивают выезд собственных граждан за рубеж или вводят меры государственного регулирования туристской деятельности.

Вторая, и немаловажная причина – существенные ограничения к выезду за рубеж по причине временных ограничений для работающих в отраслях и на предприятиях, связанных с ознакомлением с государственной тайной. Россия – страна с богатейшими природными и культурно-историческими туристскими ресурсами, которые способны удовлетворить любые потребности для собственных граждан. Но большие пространства вызывают длительные перевозки, которые в настоящих условиях поглощают огромные средства и ограничивают перемещение туристов. Этот фактор вызывает в настоящее время интенсивное развитие регионального туризма с максимальным использованием местных туристских ресурсов для удовлетворения потребности жителей в туризме и отдыхе.

В новых законах стабилизационных программ введен налог с продаж. Туризм в своей значительной части стал относиться к предметам роскоши и приравнен мехам, ювелирным украшениям, автомашинам и др. Таким образом, признано, что для россиянина гостиничный номер с санузлом, т. е. по международному стандарту приравнен к роскоши. Для обычных людей предусмотрены гостиницы с общими туалетами и умывальниками на этаже.

Плановый групповой и индивидуальный туризм.

По своей внутренней организационной природе туризм различается на плановый и самодеятельный.

Плановый туризм –любые виды туризма на организованной основе, разрабатываемые и осуществляемые организаторами туризма, т. е. предприятиями сферы туризма. Плановый туризм регулируется государством законодательными и нормативными актами. Он и составляет основу мировой индустрии массового туризма.

На основе длительного изучения потребностей сформировался вполне ясный по своему содержанию комплект туристских услуг, входящий практически в любой турпакет – бронирование, перевозка, размещение, питание, развлечение. Это основные составляющие любого тура. В зависимости от вида и разновидности туризма доля и стоимость каждой составляющей может быть различна или даже не существовать вовсе. Плановый туризм предусматривает, что все эти элементы тура будут отвечать единой цени, гармонично взаимно дополнять друг друга и быть точно увязанными по времени, т. е. следовать один за другим по этапам исполнения программы.

Плановый туризм включает групповой и индивидуальный - independent travelers.

Групповой плановый туризм. Исключительно по экономическим соображениям фирмы, предоставляющие туристские услуги, заинтересованы в разумно наибольшем объеме таких услуг, загрузке производственных мощностей. Чем больший поток туристов обслуживается и больше оборот, тем выгоднее дело, имеется возможность снизить цены и повысить конкурентоспособность услуг на туристском рынке. В целях интенсификации загрузки мощностей предприятий туристской индустрии этими предприятиями вводятся существенные скидки в цене на групповое обслуживание туристов.

Понятие группы туристов, в смысле ее минимальной численности, зависит от вида туристской услуги. Так, на некоторых видах транспорта групповой билет и соответственно групповую скидку в цене можно получить при численности группы туристов от 5 – 6 человек. При размещении отели и гостиницы предоставляют групповые скидки для группы, начиная с 11 человек. Однако, если это дорогостоящая бизнес-группа, то минимальная численность может быть определена как 7 человек.

При меньшей численности туристы относятся к категории туристов - индивидуалов и для них устанавливаются нормальные расценки и тарифы, обычно и принимаемые за базовые. Для примера стоимость обслуживания в гостинице: двухместное размещения для индивидуалов 55-60 USD на человека, для групп туристов цена будет существенно ниже – 18 – 20 USD на человека. Аналогичные групповые скидки могут быть установлены на обслуживание в ресторанах, музеях, развлекательных центрах и др. На некоторые перевозчики, например, авиалинии для небольших коллективов индивидуалов, устанавливают особые скидки. Например, семья, следующая в поездку, может получить особую семейную скидку (билет на имя главы семьи) family plan.

Индивидуальный тур всегда дороже группового. Тем не менее, туристов, путешествующих в индивидуальном порядке, довольно много, и поэтому цены в каталогах предприятий сферы обслуживания указаны обычно для индивидуальных туристов. Групповые скидки – важная часть составляющей договорной работы организаторов туризма. Поэтому в целях экономии нередко ловкие туристы, следующие по гостевым приглашениям, покупают место в групповом туре, а далее по прибытию выходят из состава группы, возвращаясь позднее самостоятельно. Это вызывает глубокое раздражение иммиграционных служб, поскольку, с одной стороны, гостевая виза обычно стоит дороже туристской, установлен иной, обычно более жесткий, порядок ее получения и оформления. С другой стороны, такой турист выходит из-под контроля служб, контролирующих пребывание гостя (продолжительность пребывания, место проживания, найм на работу, обязательность выезда в указанное в визе время и др.).

Начало плановому групповому туризму положил Томас Кук. Именно он первым придумал продавать туристские услуги в пакете: перевозку, проживание, экскурсии и питание, Оказалось, что такая комплексная услуга понравилась туристам. Первоначально цели организации таких туристских путешествий были чисто религиозные, но затем начала бизнеса возобладали. Кук создал туристскую фирму, которая стала успешно развиваться. В 1841 г. им были организованы речные экскурсии по Темзе. далее он договорился с железной дорогой и организовал экскурсии выходного дня из Лейчестера в Ливерпуль и другие города Англии. За счет организации плановых туристских групп ему удалось получить существенную скидку в цене переезда по железной дороге, на размещение и другие услуги. В дальнейшем к экскурсионным услугам прибавилась услуга размещения в отеле с питанием, ставшая в последующем определяющей.

Эти принципы и легли в основу планового туризма, теорию и практику пэкидж-туров package-tour, package holiday, package travel. Томас Кук стал ведущим специалистом в туризме и основал одноименную туристскую компанию, которая сегодня является истинной империей мирового масштаба, наравне с американской фирмой Американ Экспресс. Отметим, что обе гигантские компании представляют собой более финансовый институт, чем туристскую фирму, поскольку занимаются финансами, страхованием и другими сферами туристской индустрии.

Такое суждение в принципе неверно. Туристская фирма проектирует туристский маршрут, комплектует пакет, взаимоувязанный из различных услуг, согласованных по времени, уровню качества и цен, назначения, т. е. организует самый интересный тур, выискивает надежных партнеров, организующих прием в стране посещения, добивается низких цен на услуги за счет получения групповых скидок, получает визовую поддержку от своего партнера за рубежом, сопровождает поездку, несет за нее ответственность и обеспечивает безопасность туриста.

Индивидуальный плановый туризм. Определенная часть туристов предпочитает путешествовать индивидуально, по собственной программе. Это либо молодежь, странствующая по свету в период каникул, либо туристы, считающие, что они могут сами спланировать свое путешествие дешевле. Особую группу составляют состоятельные, богатые туристы и нувориши, заказывающие роскошные алькасары, парадоры или целые этажи в гостиницах, лимузины, яхты, отдельные самолеты. Среди последних есть и соотечественники.

Есть специализированные туристские фирмы, обслуживающие туристов-индвидуалов, например семьи. Они заказывают нестандартные пакеты обслуживания, для них проектируют специальные программы, бронируют туристское обслуживание. Это, конечно, отнимает много времени у организаторов, и такие услуги стоят недешево. Профессионально работающая туристская фирма организует 10 – 15 стандартизированных групповых туров по нескольким направлениям, рассчитанных на массового туриста, и также выполняет любые заказы туристов-индивидуалов.

Туристские фирмы и предприятия Плановый туризм является главной составляющей деятельности различных коммерческих организаций и предпринимателей, в общем случае, эти предприятия относятся к категории туристских фирм. Наиболее распространено разделение на две категории туроператоров и турагентов.

Туроператоров формирует, продвигает и реализует оптово туристский продукт. Оптово или в розницу – вопрос спорный. Туроператоры, естественно, считают своей прерогативой продавать любым способом. Но – по всем канонам теории туризма – туроператор должен продавать туристский продукт оптово – т. е. туристским агентствам, а, если есть желание продавать и туристам, то создавать свое центральное туристское агентство. Туристское агентство реализует туристский продукт в розницу собственно туристу.

Особо выделяются экскурсионные и туристско-экскурсионные бюро, а также бюро гидов-переводчиков. Есть и другие организации, по формальным признакам, деятельность которых может относиться (предприятия социального туризма, подразделения профсоюзов, ведомственные структуры, организующие отдых работников и служащих).

Туризм перспективен, и на всякий случай его включают в разрешенные виды деятельности. Внутренний туризм не требует лицензии, и поэтому, кто и как им занимается – совершенно не известно. Пока!

Директории турфирм (агентств и тур операторов) зарубежных стран составляют огромные гроссбухи о 2000 страниц, где мелким шрифтом указываются адреса и реквизиты связи предприятий. Электронные каталоги насчитывают до 500 000 адресов туристских фирм.

Туризм - это путешествие, совершаемое человеком в свободное от основной работы время в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях. Это один из видов активного отдыха, наилучший способ отвлечься от суеты, увидеть новое и интересное, набраться положительных эмоций. Туризм дает возможность познакомиться с культурой других стран и регионов, удовлетворяет любознательность человека, обогащает его духовно, оздоровляет физически, способствует развитию личности. Он позволяет совмещать отдых с познанием нового.

Туристское путешествие предполагает только временный выезд человека за пределы его обычной среды, без ведения в месте пребывания оплачиваемой деятельности, что исключает из категории туристов людей, профессионально или вынуждено совершающих поездки (дипломатов и консульских работников, военнослужащих, эмигрантов, беженцев, кочевников и др.).


Ключевая фигура в туризме - турист. Он выступает потребителем туристского продукта или услуг (тура), для его качественного обслуживания формируется и работает индустрия туризма.

Значение для экономики. Туризм - это не только путешествия и отдых, но и важная сфера экономики. Индустрия туризма охватывает предприятия различных отраслей, из продукции и услуг которых туроператор создает привлекательный для потребителя туристский продукт.

Индустрия туризма способствует притоку в страну финансовых ресурсов. Она не только дает доходы туристским фирмам, но и обеспечивает налоговые поступления, увеличивает спрос на продукты питания и разнообразные услуги, стимулируя тем самым развитие сопутствующих отраслей (транспорта, гостиничного хозяйства, связи, торговли и общественного питания, производства сувениров и т.п.). Обслуживание туристов - это источник доходов для местного населения.

Данный вид деятельности не требует крупных стартовых инвестиций, отличается высоким уровнем рентабельности и относительно небольшим сроком окупаемости капитальных вложений. Развитие туризма способствует созданию новых рабочих мест и обеспечивает занятость населения (зарубежный опыт свидетельствует, что для обслуживания одного иностранного туриста требуется до 10 чел.).

Социально-культурное значение. Развитие туризма совершенствует систему социально-культурного обслуживания населения, увеличивает ресурсы для модернизации соответствующей инфраструктуры, повышает качество жизни.

Политическое значение. Туризм поднимает престиж страны, ее авторитет в мировом сообществе и среди рядовых граждан. Он укрепляет межрегиональные и международные дружеские связи, развивает народную дипломатию, стабилизирует отношения между регионами и государствами. Уровень развития туризма является своеобразным показателем состояния общества, его материального достатка и духовного здоровья.

- стабильная социально-экономическая ситуация (в мире в целом, в отдельной стране и конкретном регионе);

- отсутствие административно-чиновничьих барьеров при перемещениях через границы и в период гостевого пребывания;

- высокий уровень сервиса, обеспечение комфортного проживания, гостеприимство, культура и профессионализм персонала;

- высокая ответственность туристских организаций и их структурных подразделений за проведение конкретных туров;

- положительный туристский имидж территории, высокая репутация обслуживающих туристов фирм и компаний.

Первая и наиболее значимая заключается в том, что, в отличие от отраслей материального производства, индустрия туризма экспортирует не продукт, а впечатления. Чтобы лучше раскрыть эту особенность, приведем пример.

Это фото с тура Легендарная Тридцатка, знаменитый маршрут 30
Это фото с тура Легендарная Тридцатка, знаменитый маршрут 30
Это фото с тура Легендарная Тридцатка, знаменитый маршрут 30
Это фото с тура Легендарная Тридцатка, знаменитый маршрут 30
Это фото с тура Легендарная Тридцатка, знаменитый маршрут 30

Это фото с тура Легендарная Тридцатка, знаменитый маршрут 30, через горы к морю с легким рюкзаком

Это фото с тура Легендарная Тридцатка, знаменитый маршрут 30, через горы к морю с легким рюкзаком
Это фото с тура Легендарная Тридцатка, знаменитый маршрут 30

Это фото с тура Легендарная Тридцатка, знаменитый маршрут 30 - через горы к Черному морю с легким рюкзаком

Это фото с тура Легендарная Тридцатка, знаменитый маршрут 30 - через горы к Черному морю с легким рюкзаком
Это фото с тура Легендарная Тридцатка, знаменитый маршрут 30
Это фото с тура Легендарная Тридцатка, знаменитый маршрут 30

Можно экспортировать 1 т нефти, скажем, за 100-150 дол. При этом проданная нефть уйдет за пределы страны, а в земных недрах ее запасы уже не восстановятся. Номер в первоклассной гостинице тоже может приносить 100-150 дол., но каждый день! За год он может дать десятки тысяч долларов, избавив от необходимости экспортировать семь-восемь железнодорожных цистерн нефти. То же относится к экспорту других невозобновляемых природных ресурсов. Турист же ничего из страны не увозит, кроме впечатлений (продукта виртуального), а оставляет вполне материальный - деньги.

Данная особенность исключительно важна для современной России, экспортирующей невозобновляемые ресурсы (нефть, газ, металлы) и при этом располагающей условиями для развития туризма.

Вторая особенность связана со спецификой продукции и услуг, невозможностью переместить их к потребителю. Турист, а не производитель или продавец, должен переместиться в место их производства. Данная специфика обусловлена объективными причинами. Ведь невозможно переместить к туристу Байкал, Балатон или Альпы.

Отсюда вытекает третья особенность. Заключается она в том, что продукция индустрии туризма представляет собой совокупность услуг, которые могут быть опробованы только в момент их потребления. В этой связи, успешная продажа туристского продукта предполагает особо доверительные взаимоотношения между клиентами и продавцами. Поэтому здесь исключительно важна высокая репутация туроператоров и турагентов, отелей и авиакомпаний.

Классификация современной туристской деятельности осуществляется по ее наиболее существенным признакам, представленным в таблице.

Цель путешествий Рекреационный (оздоровительный) Познавательный (экскурсионный) Культурный Научно-образовательный Профессионально-деловой Спортивный Экологический Приключенческий (экстремальный) Шоп-туры Религиозный (паломнический) Ностальгический Экзотический

Походы в горах России, тур Знаменитая Тридцатка, поход через горы к морю

Фото на маршруте 30 - Легендарная Тридцатка. Тридцатка - это выбор тех, кто приезжает в этот заповедный край, чтобы пройти свой путь к облакам и заглянуть в себя в медитативном молчании вершин.

Туристский поход, маршрут 30, тур через горы к морю

Фото на маршруте 30 - Легендарная Тридцатка. В горах не любят громких слов. Горы - это особый мир. Люди там любуются радугой ПОД НОГА­МИ, варят кашу, живут высоко в магнитном поле вершин, и ещё там БЬЕТ в лицо ветер - ВЕТЕР ОТ ВРАЩЕНИЯ ЗЕМЛИ.

Горный туризм, маршрут Тридцатка, тур через горы к морю

Туристы на маршруте 30 - Легендарная Тридцатка. на фоне горы Оштен в переводе "собиратель туч". Склоны этой горы населяют горные серны, занесенные в Красную книгу, туристы часто видят их своими глазами. Кроме серн здесь на протяжении многих лет обитали козлотуры Сиверцева, недавно покинули Оштен. А вот благородных оленей здесь еще можно встретить.

Внутренний туризм - путешествия граждан внутри страны, без пересечения государственной границы (и без осуществления в месте временного пребывания оплачиваемой профессиональной деятельности). Данный вид туризма особенно популярен в США. В нашей стране на его долю также приходится около 80 % туристских поездок.

Международный (иностранный) туризм - путешествия за пределы страны постоянного проживания с туристскими целями. К иностранным туристам можно отнести всех временных посетителей, прибывших в данную страну не менее чем на 24 ч (кроме осуществляющих в посещаемой стране оплачиваемую профессиональную деятельность). Иностранный турист становится как бы временным посетителем другой страны.

После объединения Европы и создания Евросоюза началось сближение внутреннего и международного туризма, что обусловлено упрощением таможенных формальностей (Шенгенское соглашение).

Въездной туризм - путешествия с туристскими целями в пределах страны лиц, не проживающих в ней постоянно. Прием в стране иностранных туристов является своеобразным экспортом услуг (именно так Всемирная туристская организация определяет въездной туризм, поскольку прибыль от него поступает в принимающую страну в иностранной валюте).

Выездной туризм - путешествия граждан, постоянно проживающих в одной стране, за рубеж с туристскими целями.

Рекреационный (оздоровительный) туризм - путешествия для отдыха и лечения. Может подразделяться на пляжный (посещение морского побережья, особенно в зимнее время) и санаторно-курортный, характеризуемый

Турмаршрут в горах Крыма, горный поход к морю

Поход в горном Крыму, маршрут через горы к морю

большей длительностью (обычная продолжительность тура на лечение - 21-28 дней, что значительно больше, чем по другим видам туризма). Хотя оздоровительный отдых носит сугубо индивидуальных характер, рекреационный туризм являются наиболее массовым видом туризма. Он может включать зрелищные и развлекательные программы (театральные и кинофестивали), занятия по интересам (охота, рыбная ловля, музыкальное и художественное творчество), этнические походы (связанные с изучением национальной культуры страны пребывания) и т.д.

Познавательный (экскурсионный) туризм - путешествия или экскурсии с познавательными и расширяющими кругозор целями. Разновидностью познавательных поездок является автомобильный туризм. По сравнению с путешествиями на других видах транспортных средств поездки на автомобилях и автобусах предоставляют туристам гораздо большие познавательные возможности.

Культурный туризм предполагает посещение мест культурно-исторического наследия и сосредоточения памятников культуры, а также мест проведения культурно-развлекательных мероприятий. Может подразделяться на культурно-познавательный, культурно-развлекательный, этнический и др.

Данный вид туризма - наилучший способ знакомства с мировой культурой. Ведь каждая страна и каждый народ имеют свое неповторимое культурное наследие,

являющееся достоянием всего человечества. Знакомство с историей и культурой других стран обогащает, делает жизнь более насыщенной и интересной.

Культурное наследие народа составляют произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, ученых, мастеров народного творчества. Культура охватывает как материальные, так и нематериальные произведения, обычаи, язык. Объектами туристской деятельности могут быть музеи, театры, заповедники, места важных исторических событий, памятники истории и архитектуры, фестивали и симпозиумы, объекты религиозного культа, библиотеки и др.

Это фото с тура Легендарная Тридцатка, знаменитый маршрут 30
Это фото с тура Легендарная Тридцатка, знаменитый маршрут 30
Это фото с тура Легендарная Тридцатка, знаменитый маршрут 30
Это фото с тура Легендарная Тридцатка, знаменитый маршрут 30
Это фото с тура Легендарная Тридцатка, знаменитый маршрут 30

Это фото с тура Легендарная Тридцатка, знаменитый маршрут 30, через горы к морю с легким рюкзаком

Это фото с тура Легендарная Тридцатка, знаменитый маршрут 30, через горы к морю с легким рюкзаком
Это фото с тура Легендарная Тридцатка, знаменитый маршрут 30

Это фото с тура Легендарная Тридцатка, знаменитый маршрут 30 - через горы к Черному морю с легким рюкзаком

Это фото с тура Легендарная Тридцатка, знаменитый маршрут 30 - через горы к Черному морю с легким рюкзаком
Это фото с тура Легендарная Тридцатка, знаменитый маршрут 30
Это фото с тура Легендарная Тридцатка, знаменитый маршрут 30

Научно- образовательный туризм - сравнительно новый вид международного туризма, предусматривающий путешествия с целью проведения научной работы, обучения или повышения квалификации. Специализированными видами научного туризма являются палеонтологический, археологический, лимнологический и др. Кроме того, к научному туризму можно отнести участие в научно-исследовательских экспедициях, научных симпозиумах и конференциях. Что касается образовательного туризма, то здесь наиболее популярны туристские поездки для изучения языка, особенно в Великобританию и другие англоязычные страны.

Профессионально-деловой туризм предполагает деловые поездки, связанные с выполнением профессиональных обязанностей (участием в фестивалях, форумах, конференциях, симпозиумах, ярмарках и т.д.). Для этого создаются крупные конгресс-центры, имеющие залы для заседаний и деловых встреч, для размещения посетителей.

Участники деловых поездок тратят в месте пребывания значительно больше средств, чем обычные туристы. Поэтому многие государства стремятся к проведению у себя крупных международных мероприятий. Большим преимуществом данного вида туризма является возможность его организации в мертвый сезон.

Экологический туризм (экотуризм) предполагает использование ресурсов естественной природной среды (памятников природы и природных достопримечательностей) для организации широкого спектра путешествий - от небольших познавательных туров для школьников до регулярных туристских программ в национальных парках и заповедниках. Он показывает важность охраны окружающей среды. Получаемая турфирмами прибыль может частично направляться на природоохранные мероприятия. Этот вид туризма стимулирует бережное использование ценных и хрупких природных ресурсов.

Приключенческий (экстремальный) туризм связан с большими физическими нагрузками и эмоциональным напряжением, с риском и приключениями. Он представляет собой своеобразный способ отдыха в особо привлекательных и не тронутых хозяйственным освоением местах с занятием необычными и рискованными видами деятельности. Приключенческие туры относится к разряду элитарного отдыха. Подобные путешествия требуют значительных затрат, тем не менее, спрос на них неуклонно растет. Они очень популярны на Западе.

Применяемый для целей туризма транспорт классифицируется Всемирной туристской организацией на сухопутный (автомобильный и железнодорожный), водный (подводный и надводный) и воздушный.

Железнодорожный транспорт обеспечивает достаточно высокую скорость перевозки туристов на средние расстояния в комфортных условиях при умеренных ценах. В отдельных случаях железнодорожный транспорт может использоваться как цель туристского путешествия (например, Восточноевропейский экспресс или популярные ранее туристские поезда).

Среди водных транспортных средств различают подводные (экскурсионные подводные лодки) и надводные средства (теплоходы, круизные суда, морские паромы, прогулочные суда, яхты, катера).

В воздушные транспортные средства включаются самые разнообразные транспортные средства — от самолетов гражданской авиации до таких экзотических, как воздушные шары, дельтапланы, парашюты.

В системе транспортного обеспечения в туризме различают следующие направления:

♦ туристские перевозки — входят в основной комплекс туристских услуг, включаемых в тур. Это доставка туристов от места их постоянного проживания к месту назначения (или месту начала маршрута) и обратно;

♦ трансфер — предоставление транспортных средств для обеспечения встречи и проводов туристов;

♦ транспортное обслуживание программных мероприятий по туру — экскурсионное обслуживание, выезд на программные мероприятия, посещение окрестностей, перемещения по маршруту.

Выбор предприятием транспортных средств для обеспечения туристского путешествия зависит от целого ряда факторов: целевой направленности тура, длительности транспортировки, количества путешествующих, вместимости транспортного средства, программы тура, безопасности передвижения, мобильности транспортного средства и уровня комфорта.

Автомобильные перевозки являются одним из основных видов туристских перевозок. К несомненным достоинствам автомобильных перевозок относятся мобильность, относительно высокая скорость, невысокая стоимость, отсутствие необходимости совершать пересадки, а также гибкость в установлении графиков движения.

Автоуслуги, используемые в туристском обслуживании, включают три основных направления:

♦ организацию автобусных путешествий;
♦ организацию путешествий на личном автотранспорте туристов;
♦ прокат автомобилей.

Объединенные в сети междугородных и городских маршрутов автобусы перевозят большее количество людей и обслуживают больше населенных пунктов, чем поезда и самолеты вместе взятые. В большинстве стран междугородные и международные автобусные перевозки обслуживаются как автобусами, принадлежащими государственным учреждениям, так и независимым компаниям.

Во многих странах запрещена работа автобусов на туристских маршрутах, если их срок эксплуатации превышает восемь лет. В соответствии с европейским законодательством автобусы должны проходить технический контроль каждые шесть месяцев.

Относительно низкие затраты на приобретение туристских автобусов (в сравнении с другими транспортными средствами), а также высокая эффективность их использования делают этот вид перевозок привлекательным для туристских предприятий. Использование собственных автобусов позволяет уменьшить издержки туристского путешествия и как следствие этого — снизить его стоимость. Наибольшее применение туристские перевозки собственными автобусами нашли в организации туров, ориентированных на массового потребителя.

Использование арендованного транспорта лишено недостатков, связанных с приобретением и обслуживанием собственных туристских автобусов. Аренда наиболее эффективна для начинающих туристских предприятий и компаний, не достигших значительного оборота средств. Аренда туристских автобусов осуществляется на основании договоров аренды, заключаемых между туристским и транспортным предприятиями. Аренда туристских автобусов позволяет туристскому предприятию выбрать наиболее подходящего партнера, отвечающего требованиям к перевозке туристов. При этом туристская фирма не будет нести прямых затрат на ремонт, обслуживание и поддержание технического состояния транспортного средства.

Использование личного автомобильного транспорта туриста представляет собой особый вид туристских путешествий, называемых автотурами. Их организация требует тщательной подготовки и планирования.

Во многих случаях туристы не хотят привязываться к конкретному маршруту. Они считают самостоятельный путь следования на личном автомобиле более привлекательным; переезжая из мотеля в мотель или из кемпинга в кемпинг, по дороге заезжают в различные города, осматривают достопримечательности и т.д.

Самые распространенные путешествия с использованием личного транспорта туристов — поездки выходного дня. По видам туризма наиболее популярными автотурами являются оздоровительные (выезд на природу или к местам отдыха) и познавательные (поездки к историческим или культурным памятникам).

В некотором смысле развитие гостиничной инфраструктуры, в частности мотелей, напрямую связано с автотуризмом. В разных странах по традиционным туристским трассам построены целые цепи малых отелей и кемпингов, ориентированных, прежде всего, на обслуживание туристов, путешествующих на личных автомобилях.

Специфическим видом услуг, используемых в туристском обслуживании, является прокат автомобилей. Индустрия проката автомобилей развивается с времени изобретения автомобиля. К сожалению, широкого развития в нашей стране она не получила, чего нельзя сказать про зарубежные страны.

Индустрия проката автомобилей в большей степени ориентируется на бизнес-туристов, однако рынок отдыха тоже стремительно разрастается.

Крупные фирмы по прокату автомобилей имеют представительства в городах и пригородах, но большая их часть сконцентрирована в аэропортах. Этим фирмам при расчете стоимости аренды автомобиля приходится учитывать достаточно высокую плату за аренду места в аэропорту. В результате стоимость проката автомобилей у таких компаний обычно выше, чем у тех, которые не имеют представительства в аэропорту. Несмотря на это, потребители ценят удобства от того, что могут сразу при выходе из самолета подойти к стойке проката автомобилей.

Туристу, отправляющемуся в путешествие с деловыми, оздоровительными, познавательными и другими целями, прежде чем арендовать автомобиль, необходимо поинтересоваться условиями парковки и ценами на такси. Возможно, поездка на такси окажется более выгодной как в финансовом, так и моральном плане.

Железнодорожные перевозки представляют собой эффективный инструмент транспортного обеспечения в туризме. В системе пассажирских перевозок поезда делятся на вне- рейсовые (чартерные), которые комплектуются по мере необходимости перевозок, и рейсовые, следующие по строго установленному маршруту, в строго соблюдаемом промежутке и графике движения.

Внерейсовые (чартерные) поезда — это специально заказанные поезда, назначаемые вне регулярного расписания. К специальным поездам часто относятся туристско-экскурси- онные поезда, следующие вне регулярного расписания по специально для них проложенным маршрутам и графикам движения, составленным с учетом окон в регулярном расписании, а также с учетом туристско-экскурсионных целей.

Рейсовые поезда делятся на пригородные, местные и дальние.

Пригородные поезда следуют по твердому расписанию в пределах области или края. Состав обычно вмещает до 1500 пассажиров, причем сидячих мест — до 1000. Поезда совершают частые остановки на местных станциях. Места в вагонах не нумерованы.

Дальние поезда следуют на расстояние свыше 700 км. Делятся на скорые круглогодичного обращения, скорые сезонные (летние), пассажирские дальние круглогодичного и сезонного обращения.

Поезда и вагоны также делятся на разные категории.

Категории поездов: пригородный, пассажирский, скорый, скоростной; категории вагонов: сидячий, плацкартный, купейный, спальный, вагон-ресторан.

При наличии устойчивого пассажиропотока назначается рейсовый маршрут в определенном направлении. Поезд в среднем включает до 17 вагонов, при большом потоке количество вагонов может быть увеличено до 25.

Стандартные железнодорожные туры условно можно разделить на три самостоятельные категории: однодневные, непродолжительные (2—3 суток), многодневные (от 5 дней и более).

Организация железнодорожных перевозок осуществляется учреждениями железнодорожного транспорта. Туристская фирма на основании заявки приобретает железнодорожные билеты для перевозки туристов. Железнодорожные билеты, приобретаемые для перевозки туристов, могут быть индивидуальными или групповыми. Помимо этого, железные дороги предоставляют широкий спектр скидок и льгот для различных категорий пассажиров. Организация туристских поездов осуществляется на основании договора по согласованным графику и маршруту движения.

Морские и речные перевозки туристов, как правило, осуществляются в виде пассажирских перевозок, экскурсионных путешествий, путешествий на паромах и круизов. Обеспечение морских и речных перевозок осуществляется специальными компаниями (пароходствами, круизными компаниями), которые в большей части случаев выступают в роли туроператоров.

Основным видом морских и речных перевозок в туризме являются круизы. Индустрия морских круизов начала развиваться на туристском рынке в начале 1970-х гг. и продолжает развиваться в настоящее время. С 1980 г. до 1990 г. более 3 млн дол. США были потрачены на строительство кораблей для круизов, что удвоило мировой флот круизных кораблей.

Стандартная программа круиза содержит несколько главных элементов: питание, деятельность, спорт и т.д.; развлечения; время на берегу. Предпочтение различных элементов зависит от типа круиза. В круизах в теплых водах, например, делается упор на занятия спортом, развлечения. Приключенческий круиз, с другой стороны, акцентирует внимание на времяпрепровождении на берегу. Круизы должны удовлетворять запросам и ожиданиям различных групп пассажиров.

Менеджеры круиза расписывают полную программу занятий на день, когда корабль находится в море. Физическая культура очень популярна среди пассажиров. На больших кораблях есть инструкторы по гольфу, теннису, танцам, иностранным языкам и т.д. После ужина пассажирам предлагаются всевозможные развлечения: ночное музыкальное шоу, танцевальные залы с живой музыкой, дискотеки и ночные клубы, казино.

На цену круиза влияют следующие факторы: его продолжительность, сезон, расположение и размер кают, тип корабля. Цена обычно вычисляется по дневному тарифу. Самые высокие цены во время высокого сезона (зима на Карибах, лето на Аляске) и самые низкие — в низкий сезон. Расположение каюты — важный фактор, влияющий на цену круиза. Каюты, расположенные высоко над водой, достаточно дорогие, так как открывают туристам вид на океан и расположены ближе к местам развлечений, ресторану и др. Цена круиза на некоторых старых судах выше, чем на новых, потому что старые корабли более просторны, имеют низкую плотность пассажиров.

Наглядна и удобна для турагентств и клиентов ценовая классификация круизов. Условно круизы можно разделить на пять категорий: экономичные (75—150 дол. США на человека в день), классические (100—200 дол.), премиум (150—400 дол.), люкс (400—1000 дол.) и эксклюзивные (700 — 1200 дол. США на человека в день).

География круизов — весь Мировой океан. В летний сезон у европейских и российских туристов наиболее популярны маршруты по Средиземноморью, особенно Западному. Такие путешествия начинаются из Венеции, Неаполя, Марселя, Барселоны, Канн, Рима. Летом большой спрос также отмечается на круизы вдоль побережья Западной и Северной Европы и по фьордам Норвегии.

В отличие от морских речные круизы менее подвержены влиянию погоды, более информативны, так как имеют береговой обзор. Кроме того, у туристов есть прекрасная возможность пользоваться зелеными стоянками.

Западная Европа имеет довольно протяженную судоходную сеть водных путей. По ее территории протекают Сена, Эльба, Дунай, Рейн и другие реки. Все они соединены сложной системой каналов, что дает возможности для роста популярности речных круизных путешествий. Первое место в речных круизах удерживает Германия, далее идут Великобритания, Голландия, Швейцария и Австрия. Наиболее популярны маршруты по Рейну и его притокам (Мозель, Майн, Неккар, Везер). В Европе большим спросом пользуются речные круизы по Дунаю через семь стран.

Наиболее популярные среди зарубежных туристов маршруты речных круизов проходят по Рейну и Дунаю. На втором месте — Волга, Дон, их притоки, озера и каналы. Спрос на эти маршруты снизился в связи с аварией на Чернобыльской АС, развалом СССР и нестабильной экономической ситуацией в России и странах СНГ.

Речные путешествия широко используются для организации экскурсий, совершаемых на речных судах с целью ознакомления с памятными, историческими и другими достопримечательностями, продолжительностью не более 24 часов. Такие рейсы совершаются, как правило, судами портового флота и проводятся в пригородных и внутригородских зонах. Характерными примерами являются экскурсии по Темзе (Лондон), Сене (Париж), Неве (Санкт-Петербург). Обычно экскурсии по воде осуществляются небольшими прогулочными пароходами, называемыми речными трамваями.

Воздушный транспорт регулируется на трех уровнях:

♦ национальном — лицензирование авиаперевозчиков, работающих как на внутренних, так и международных маршрутах;

♦ межправительственном — регулярные воздушные маршруты основываются на соглашениях между правительствами соответствующих стран;

♦ международном — тарифы на регулярные рейсы устанавливаются (для членов авиалиний) на основе взаимных договоров между участвующими авиакомпаниями при посредничестве Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) или третьего лица.

Авиация делится на транспортную и авиацию общего назначения.

Транспортная авиация состоит из компаний, осуществляющих перевозку пассажиров (рейсовые перевозки), грузов и почты.

Авиация общего назначения обеспечивает как общепринятые, так и специальные услуги и может быть разделена на шесть категорий: 1) воздушные такси, функционирующие как чартерные; 2) самолеты для перевозки производственного персонала, принадлежащие предприятиям и фирмам, а также вертолеты; 3) специальные самолеты (для аэросъемки, пожарные, медицинские и т.д.); 4) самолеты для тренировки профессиональных пилотов; 5) частные самолеты для бизнеса и путешествий; 6) спортивные самолеты.

Набор предоставляемых авиакомпаниями услуг, прежде всего, зависит от класса обслуживания. Во всех авиакомпаниях мира существуют три класса обслуживания: первый класс, бизнес-класс, экономический класс.

На борту воздушного судна существуют следующие виды питания.


Пассажиры, летящие первым классом, обслуживаются по высшему разряду. Посуда для напитков из хрусталя и фарфора, льняные салфетки и серебряные ножи, вилки, ложки. Лишь в первых классах подают супы, есть выбор блюд: два вида закусок (мясная или рыбная), горячее, на десерт могут подать торт или щербет. Пассажиры экономического класса в основном довольствуются тем, что подадут.

В рамках организации туристских путешествий существуют несколько форм взаимодействия туристских фирм и авиакомпаний:

♦ бронирование мест и выкуп авиабилетов через агентства авиакомпании или через системы бронирования;

♦ договор с авиакомпанией на квоту мест на регулярных авиарейсах;

♦ агентское соглашение и работа в роли агентства по продаже авиабилетов для своих туристов;

♦ организация чартерных авиарейсов под туристские перевозки.

На национальных рынках в качестве компаний, предоставляющих воздушные суда в аренду, выступают большинство национальных авиаперевозчиков, имеющих право выполнения внутренних и международных полетов. В ряде государств созданы специализированные авиакомпании, осуществляющие исключительно чартерные авиаперевозки. География европейских чартерных перевозок распространяется на крупные центры отдыха, в основном в летний период. Основными направлениями являются Испания, Греция, Кипр, Болгария, Италия, Турция и др.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Заключили с тур. фиромй договор об оказании тур. услуг по которому тур. фирма забронировала и купила билеты (без предоставления других услуг по размещению и питанию), при этом в договоре указано, что фирма обязуется предоставить тур. услуги.

Улетели в другую страну и узнали, что тур. фирма приостановила свою деятельность. Купили билеты за свои деньги, поскольку фирма не исполнила свое обязательство по покупке билетов в обратную сторону, вернулись в Россию.

Предъявили требования к страховой компании, там сказали, что одно приобретение билетов не является тур. продуктом, поэтому выплачивать ничего не будут.

Вопрос: интересует СВЕЖАЯ (до 2016 года) судебная практика по данному вопросу (желательно города Москва и СПб), где судья отвечает на вопрос, что же все-таки является тур. продуктом - комплекс услуг или различные виды услуг вне комплекса тоже могут являться тур. продуктом?


приобретение билетов тур продуктом не является как минимум должны услуги по размещению иначе расторгайте договор Суд отказался удовлетворить исковые требования к туроператору о взыскании убытков, причиненных ненадлежащим исполнением обязательств по договору, процентов за пользование чужими денежными средствами, морального вреда и штрафа, т.к. авиаперелет не является услугой, входящей в туристский продукт туроператора, туроператор не является поставщиком услуг по авиаперелету и на него не может быть возложена ответственность за взыскание убытков, причиненных при перелете.

В обоснование своих требований истец указывал, что туроператор не выполнил обязательства по договору: произвел смену авиаперевозчика и изменил класс посадочных мест (вместо бизнес-класса указан эконом-класс). Суд пояснил, что смена авиакомпании не является существенным изменением обстоятельств, при которых сторонами был заключен договор, истцу не было предложено осуществление перелета более низким классом, условия путешествия не ухудшились, истец получил оказанную услугу. Истец не доказал факт причинения ему убытков в связи с заменой уровня обслуживания при перелете. Турагент выполнил все взятые на себя обязательства по бронированию и оплате услуги, входящей в туристский продукт.

(Апелляционное определение Московского городского суда от 12.04.2017 по делу N 33-13810/2017)

По общему правилу ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за качество исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени, несет туроператор (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги), если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо (ст. 9 Закона о туристской деятельности).

До принятия указанного постановления суды, разграничивая ответственность туроператора и турагента, в каждом случае исходили из содержания договора агентирования (об оказании туристских услуг), ответственность по которому может нести как агент (турагент), так и принципал (туроператор) в зависимости от условий договора. В настоящее время для разграничения ответственности данные условия договора значения не имеют.

Турагент может рассматриваться самостоятельным субъектом ответственности в следующих случаях.

На турагента возлагается ответственность, когда он заключает договор агентирования по форме комиссии от своего имени, а также от своего имени производит расчеты по сделке (ст. 37 Закона о защите прав потребителей, п. 1 ст. 1005 ГК РФ). Следует отметить, что по всем изученным делам договор о туристическом обслуживании заключался именно в такой форме. В данном случае ответственность наступает в пределах агентского вознаграждения. В тех случаях, если нарушение права потребителя связано с качеством предоставления услуг, за которое отвечает туроператор, агентское вознаграждение, исходя из ст. 15 ГК РФ, может рассматриваться как убыток потребителя, отнесенный на основного исполнителя (туроператора) (п. 48 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года № 17). На турагента также возлагается ответственность по договору о туристском обслуживании в связи с оказанием услуг, исполнителем которых является непосредственно турагент (трансфер до аэропорта, оформление виз и т.п.). Также на турагента может быть возложена ответственность в случае неисполнения услуги по его вине (перечисление денежных средств не указанному в договоре с потребителем туроператору и т.п.).

Разграничение ответственности с перевозчиком.

По спорам, возникающим в связи с осуществлением воздушных и иных перевозок пассажиров в рамках исполнения договора о реализации туристского продукта, надлежащим ответчиком и исполнителем договора перевозки с потребителем признается туроператор. В данном случае действует приведенное выше общее правило разграничения ответственности. Аналогичная правовая позиция изложена в п. 50 приведенного выше постановления Пленума Верховного суда РФ.

Читайте также: