Как называется православный праздник когда иисус въезжает в иерусалим на ослике

Обновлено: 15.09.2024

Праздник имеет несколько названий — Неделя ваий [2] , Ве́рбное воскресе́нье, Па́льмовое воскресе́нье (греч. Κυριακή των Βαΐων , церк.-слав. Недѣ́ля Ва́їй , лат. Dominica in Palmis de passione Domini )

В богослужебных книгах Русской православной церкви называется также Неделей Цветоносной, а в просторечии Вербным воскресеньем, что связано с тем, что пальмовые ветви в России и других странах с холодным климатом заменяли на вербы (ср. болг. Връбница , белор. Вербніца , укр. Вербна неділя , лит. Verbų sekmadienis ). Первое упоминание об использовании вербы в богослужении находят в Изборнике Святослава.

Описание в Евангелии от Матфея

Евангелие от Матфея (21:1–7) повествует, что апостолы по указанию Иисуса берут в Вифании ослёнка и ослицу (по слову Иисуса, хозяева не препятствуют им).

После этого к Иисусу подходят слепые и хромые, и он исцеляет их (Мф. 21:14).

Иисус покидает Иерусалим и проводит ночь в Вифании (Мф. 21:17).

Описание у других евангелистов

Многие иные детали описания также совпадают у всех троих авторов синоптических Евангелий.

Праздник символизирует, с одной стороны, признание Иисуса Мессией (Христом), а с другой — прообраз входа Сына Человеческого в Рай. Кроме того, по мнению Амвросия Медиоланского, он имеет связь с предстоящими Страстями Христовыми так как Иисус вошёл в Иерусалим в день избрания агнца, которого, по иудейской традиции, затем следует заколоть на праздник Пасхи [3] .

Народ Иерусалима, зная о воскрешении Лазаря, встречает Иисуса очень торжественно и, как было принято при встрече чтимых лиц, устилает дорогу перед ним свежесрезанными, только что распустившимися пальмовыми ветвями [4] . Иисус, показывая, что он входит в Иерусалим с желанием мира, а не войны, въезжает в город на осле — животном, которое очень ценилось на Востоке [4] , — в противоположность торжественным въездам полководцев и царей на скакунах и колесницах [3] .

Упоминание о празднике встречается ещё у Амвросия Медиоланского и Епифания Кипрского [5] , а его изображения находят на саркофагах IV века, однако окончательно в западной традиции праздник (лат. Die dominica in palmas — Пальмовое воскресенье) был установлен к VII веку [6] . Предполагается, что впервые он был учреждён в Иерусалиме [7] .


У православных христиан есть обычай хранить освящённые вербы в течение всего года, украшать ими иконы в доме. В некоторых местностях существует благочестивый обычай класть освящённые вербы в руки умерших в знак того, что они по вере во Христа победят смерть, воскреснут и встретят Спасителя с освящёнными ветвями.

О́бщее воскресе́ние пре́жде Твоея́ стра́сти уверя́я, из ме́ртвых воздви́гл еси́ Ла́заря, Христе́ Бо́же. Тем же́ и мы, яко о́троцы побе́ды зна́мения нося́ще, Тебе́ победи́телю сме́рти вопие́м: оса́нна в вы́шних, благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.

Спогре́бшеся Тебе́ креще́нием, Христе́ Бо́же наш, безсме́ртныя жи́зни сподо́бихомся Воскресе́нием Твои́м, и воспева́юще зове́м: оса́нна в вы́шних, благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.

Τὴν κοινὴν Ἀνάστασιν πρὸ τοῦ σοῦ Πάθους πιστούμενος, ἐκ νεκρῶν ἤγειρας τὸν Λάζαρον, Χριστὲ ὁ Θεός· ὅθεν καὶ ἡμεῖς ὡς οἱ Παῖδες, τὰ τῆς νίκης σύμβολα φέροντες, σοὶ τῷ Νικητῇ τοῦ θανάτου βοῶμεν· Ὡσαννὰ ἐν τοῖς ὑψίστοις, εὐλογημένος ὁ ἐρχόμενος, ἐν ὀνόματι Κυρίου.

Συνταφέντες σοι διὰ τοῦ Βαπτίσματος, Χριστὲ ὁ Θεὸς ἡμῶν, τῆς ἀθανάτου ζωῆς ἠξιώθημεν τῇ Ἀναστάσει σου, καὶ ἀνυμνοῦντες κράζομεν· Ὡσαννὰ ἐν τοῖς ὑψίστοις, εὐλογημένος ὁ ἐρχόμενος, ἐν ὀνόματι Κυρίου.

На престо́ле на Небеси́, на жребя́ти на земли́ носи́мый, Христе́ Бо́же, А́нгелов хвале́ние и дете́й воспева́ние прия́л еси́, зову́щих Ти: благослове́н еси́, Гряды́й Ада́ма воззва́ти.

Τῷ θρόνῳ ἐν οὐρανῷ, τῷ πώλῳ ἐπὶ τῆς γῆς, ἐποχούμενος Χριστὲ ὁ Θεός, τῶν Ἀγγέλων τὴν αἴνεσιν, καὶ τῶν Παίδων ἀνύμνησιν προσεδέξω βοώντων σοι· Εὐλογημένος εἶ ὁ ἐρχόμενος, τὸν Ἀδὰμ ἀνακαλέσασθαι.


Чинопоследование мессы этого дня включает в себя чтение Страстей Господних, которые читаются кроме этого дня только в Великую Пятницу. Освящённые на богослужении ветви хранятся в домах верующих до следующего Великого поста. Существует традиция получать пепел для службы Пепельной среды сожжением этих ветвей.

В католицизме латинского обряда

  • Поднимите, врата, верхи ваши и поднимитесь, двери вечные и войдёт Царь славы!
  • Кто сей Царь славы? Господь сил, Он Царь славы.
  • Осанна в вышних! Благословен Ты, Грядущий по великому милосердию Твоему.

Всемогущий, вечный Боже, чтобы дать людям пример смирения, по воле Твоей наш Спаситель принял плоть и взошёл на крест. Дай нам постичь смысл Его страданий и удостоится участия в Его Воскресении. Просим Тебя через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.


Восточные славяне освящённым вербам придают особую очистительную силу, верует в спасение домашнего скота от порчи, болезней, сглаза, хищного зверя, от злых людей и злых духов [11] .

Евангельская история о входе Господа в Иерусалим

После чудесного воскрешения Лазаря многие из иудеев поверили, что Иисус – обещанный Мессия, Сын Божий, Царь Израилев. Весть о чуде дошла до фарисеев и первосвященников, которые, посовещавшись, решили, что пока не поздно, пока весь народ не уверовал в Иисуса и не сделал Его Царём, нужно лишить Его жизни.

Путь на смерть

Путь Иисуса в Иерусалим

Путь Иисуса в Иерусалим

Кроме двенадцати учеников за Иисусом, как всегда, следует толпа. Отозвав апостолов, Иисус говорит им, что Он будет предан в руки первосвященников и осуждён на смерть через распятие на кресте, и в третий день воскреснет.

Христос и апостолы

Христос и апостолы

Ученики Иисуса понимают, что Он идёт на верную смерть, поэтому следуют за Ним со страхом и унынием.

Однако, многие из сопровождающих Иисуса думают, что Иисус идёт в Иерусалим, чтобы провозгласить Себя Царём Израилевым. Все жаждут чуда.

В пути Господь продолжает наставлять своих учеников, открывает им духовные законы. На подходе к Иерихону Господь исцеляет слепого. В Иерихоне обращает от греха мытаря Закхея.

Иисус с учениками в доме Лазаря

Иисус и апостолы поднимаются по ущелью от Иерихона к Вифании.

За ужином сестра Лазаря Мария возливает на ноги Иисуса драгоценное миро и отирает своими волосами. Этот акт любви вызывает недовольство Иуды Искариота, возмущённого пустой тратой денег. Однако, Иисус говорит, что Мария сберегла это миро на день Его погребения, давая понять, что знает о близкой смерти и о том, что Иуда предаст Его в руки убийц.

Пока Иисус находится в Вифании, многие из сопровождающих Его уже дошли до Иерусалима (от Вифании до Иерусалима 3 км) и сообщили о том, что Иисус идёт на праздник пасхи.

Из Вифании Господь с учениками по каменным ступеням узкой дороги поднимаются в Вифагию. Иисус хочет торжественно вступить в Иерусалим, чтобы показать, что Он и есть истинный Христос Царь и идёт на смерть сознательно. А также затем, чтобы Его враги не могли потом сказать, что Он скрывал Своё мессианское достоинство.

Христос едет в Иерусалим на ослике

Христос должен быть узнан людьми, поэтому Он часто действует во исполнение пророчеств Священного Писания. Вот и теперь Он собирается исполнить пророчество о том, что в Иерусалим войдёт кроткий Царь. Поэтому, подойдя к Вифагии, Он посылает двух учеников, чтобы Ему привели не коня, а молодого необъезженного ослика.

ослик

Ослик

Этот день на Святой Земле тёплый и солнечный. Весна украсила землю множеством цветов.

Вечнозелёные пальмы стоят, развесив свои роскошные опахала.

пальма

Это в России природа ещё спит. И только вербы выбросили наружу свои пушистые цветы – первые вестники тепла.

вербы в России

Вербы в России

Вифания и Вифагия находятся на восточном склоне Масличной (Елеонской) горы, обращённом к пустыне. Чтобы попасть оттуда в Иерусалим, нужно подняться на гребень Елеонской (Масличной) горы, а потом спуститься по западному её склону и перейти через поток Кедрон.

поток Кедрон

поток Кедрон

Западный склон Масличной горы покрыт оливковыми деревьями— это та самая Гефсимания, о которой мы знаем из Евангелия. Здесь Господь молился, здесь будет предан в руки убийц.

Гефсимания. Старые оливы.

Гефсимания. Старые оливы.

Плач об Иерусалиме

А Господь едет в Иерусалим на скромном ослике. Вот он на вершине Елеона, откуда перед Ним открывается панорама Иерусалима.

Современный вид с Масличной горы на Иерусалим

Современный вид с Масличной горы на Иерусалим

Вниз ведут высеченные в камне ступени (и древние оливы, и ступени частично сохранились до нашего времени). Господь останавливается и смотрит на город. Иерусалим лежит перед Ним во всём своём великолепии. Золотая черепица храма горит на солнце. Вокруг города раскинулись разноцветные шатры паломников, прибывших в Иерусалим на праздник пасхи. Людей так много, что город не может вместить всех желающих.

Иерусалим. Справа Масличная гора и поток Кедрон

Иерусалим. Справа Масличная гора и поток Кедрон

А Господь смотрит на Иерусалим и не может сдержать слёз, как будто уже видит его разрушенным до основания:

Плач об Иерусалиме

пальма

Толпа приветствует Иисуса как своего Царя, постилает Ему под ноги одежды и бросает пальмовые ветви. Раздаются крики:

Евангелие от Матфея

Золотые ворота

Золотые ворота

Иисус в Иерусалимском храме

макет Иерусалимского храма

Макет Иерусалимского храма

Войдя в храм, Он, как и два года назад, выгоняет из храма всех продающих и покупающих, говоря:

Евангелие от Матфея-2

Иисуса возмущает неблагоговейная атмосфера, царящая в храме.

Значение Иерусалимского храма в I веке просто невозможно переоценить. Иерусалимский храм – единственный храм в древнем мире, посвящённый Единому Истинному Богу, был не просто местом, куда приходили помолиться. Это было место особого присутствия Божия. Храм был Домом Божиим. Туда приходили трижды в год для совершения жертвоприношений. Молиться и читать Священное Писание можно было в любом другом месте. На территории храмового комплекса обменивалась валюта, покупались жетоны для пожертвований, продавались жертвенные животные.

стены Иерусалима

В храме Его, как всегда, окружают слепые и хромые, и Иисус исцеляет их. Но становится поздно. Иисус с учениками выходит из города. Он возвращается на ночлег в Вифанию, в дом своего друга Лазаря. А завтра Он снова вернётся в священный город и будет учить в храме.

Вербное воскресенье в православном храме


Церковный календарь с митрополитом Павлом (Лебедем). 25 ноября. Священномученик Александр Глаголев


Священник Алексей Глаголев. Истории киевской оккупации


Преподобный Амфилохий Почаевский


Преподобный Кукша Одесский


Преподобный Лаврентий Черниговский


Все религии ведут к одному Богу?


Почему женщинам нельзя входить в алтарь храма?


20.03. Международный День счастья


Неделя святого апостола Фомы и Радоница


Великий Вторник


Великий Понедельник


Простые ответы на сложные вопросы


Терапия добром в День онкологии


Предстоятель УПЦ наградил юных паломниц Всеукраинского Крестного хода


Молитва о мире


Встреча Всеукраинского Крестного хода в Киеве


Делегация УПЦ прибыла на Святую Гору Афон


Освящение храма в честь прп. Антония Печерского на Афоне


ФОМА в Украине — 2016


Феномен Маугли


Где взять веру


Зачем нужны компьютерные игры


Толковый словарь. Апостолы


Размышления в Петров пост


Наследие Феофана Затворника

Весной 30 года от Р. Х. в Иерусалим со всех сторон стекались паломники, чтобы встретить главный религиозный праздник — Песах. Сюда же отправляется и Христос вместе с учениками.

Весть о воскрешении Лазаря уже распространилась по улицам Иерусалима. Первосвященники, обозленные возрастающей популярностью Христа, стали думать, как бы физически устранить Его и Лазаря. Толпы людей тем временем вышли встречать Спасителя.

Елеонская гора

Здесь Христос беседует с учениками за несколько дней до ареста (Мф. 24), а позднее — вознесется на Небо (Деян. 1). Гора на иконе символизирует духовное восхождение апостолов. Кроме того, по отношению к Самому Спасителю гора как возвышенное место указывает на Его Божественное схождение на землю ради принесения искупительной жертвы, то есть принятия крестной смерти.

Икона праздника


В центре иконы — Сам Христос. Он боком сидит на ослике и движением правой руки благословляет вышедших Ему навстречу людей. Слева изображены апостолы, они смущенно переговариваются, не понимая, для чего их Учителю понадобилось так торжественно въезжать в столицу. Справа на иконе — жители Иерусалима и гости, которые прибыли на праздник Пасхи. В руках они держат пальмовые ветви — символ торжества, которыми в древние времена иудеи встречали своих прославленных героев-триумфаторов.

В нижней части иконы изображены дети, которые постилают под ноги ослика свои одежды — так обычно народ встречал помазанников на царство, а Богочеловек, согласно христианскому богословию, является Помазанником на Царство Божие. На иконах Христа иногда именуют Царем мира.

Интересные факты о празднике


Согласно преданию, Христос въехал в Иерусалим Золотыми воротами: они вели сразу на территорию храма. В этом открывается особенный символизм события входа Господня в Иерусалим: Христос торжественно входит в главное для всего иудейского народа сакральное место — в дом Своего Небесного Отца.

И когда вошел Он в Иерусалим,
Весь город пришел в движение
И говорил: кто Сей?
Народ же говорил: Сей есть Иисус,
Пророк из Назарета Галилейского.

Евангелие от Матфея

Торжественный вход Иисуса в Иерусалим был вступлением Его на путь крестных страданий. Об этом событии рассказывают в своих Евангелиях все четыре евангелиста - Марк, Матфей, Лука и Иоанн.


46f186b26601
37e00f5aa71d

У евреев был обычай: цари и победители въезжали в Иерусалим на конях или ослах, и народ торжественными криками, с пальмовыми ветвями в руках встречал их.

Исполняя пророчества Ветхого Завета, Христос именно таким торжественным образом въезжал в Иерусалим, но не как Царь земной или победитель в войне, а как Царь, Царство Которого не от мира сего, как Победитель греха и смерти.

Это царское прославление Христа перед Его смертью Церковь вспоминает для показания, что страдания Спасителя были вольными.

В этот день вспоминается встреча иерусалимским народом Иисуса Христа как Царя и Мессии.

Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: "Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! "



Задостойник - одна из разновидностей богослужебных песнопений в составе евхаристического канона (евхаристический канон - главная часть литургии, во время которой совершается пресуществление святых даров) православной литургии. В качестве задостойника могут служить различные песнопения, например, ирмос или тропарь. В русской богослужебной традиции это обычно ирмос 9‑й песни праздничного канона. В греческой традиции существуют отступления от этого правила.

Пресуществление - богословский термин, используемый для уточнения смысла преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Искупителя Христа в таинстве Евхаристии.
Евхаристия (в переводе с греческого - благодарение), Святое Причастие - христианское таинство, заключающееся в освящении хлеба и вина в особом статусе и последующем их вкушении.
Ирмос (в переводе с греческого - сплетение, связь), в византийском и русском православном богослужении - первая строфа в каждой из девяти песен канона, в которой прославляются священные события или лица.
Тропарь (в переводе с греческого - обращать) в православной церкви - краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется священное лицо.

Своё название задостойник получил благодаря расположению в каноне. Согласно Типикону (в православной литургике Типикон - книга, содержащая главным образом устав богослужения) он поётся вместо Богородичной песни; поскольку первые слова этой песни звучат как "достойно есть. ", постепенно сложилось соответствующее название - за ("вместо") и достойник ("достойно есть").


46f186b26601
37e00f5aa71d

46f186b26601
37e00f5aa71d

Сохнет стаявшая глина,
На сугорьях гниль опенок.
Пляшет ветер по равнинам,
Рыжий ласковый осленок.

Пахнет вербой и смолою.
Синь то дремлет, то вздыхает.
У лесного аналоя
Воробей псалтырь читает.

Прошлогодний лист в овраге
Средь кустов - как ворох меди.
Кто-то в солнечной сермяге
На осленке рыжем едет.

Прядь волос нежней кудели,
Но лицо его туманно.
Никнут сосны, никнут ели
И кричат ему: "Осанна!"

Сергей Есенин (1914)

46f186b26601
37e00f5aa71d

На Востоке в этот день используют цветы и ветви других деревьев, как правило, пальм.
У западных христиан используют те растения и цветы, которые свойственны данной местности. Праздник этот называется Пальмовым воскресением.

А вот, к примеру, в Польше, где, как известно, пальмы, как и у нас, не растут, в качестве атрибутов праздника вместо пальмовых ветвей используют изделия из лозы, которые могут достигать в длину нескольких метров, но, обязательно, без каких-либо металлических прутьев. Называют их "пальмами". Лоза увита разноцветными цветами из папиросной бумаги. Проводятся даже соревнования на самую красивую "пальму".
По-польски этот праздник называется - Niedziela palmowa (Пальмовое воскресение).

Праздник входа Господня в Иерусалим на Руси издревле (христианская церковь ввела его в IV веке, а к нам он пришёл в X веке) назывался Вербным воскресением.
В этот день в храмах проводится Всенощная служба, на которой ветви вербы, освященные молитвой и окропленные святой водой, раздаются молящимся.

Серафима Иасоновна Блонская
Девочки. Вербное воскресение (1900)
Таганрогский художественный музей

Воскресенье вербное
Музыка Елены Фроловой на стихи Александра Блока
Поёт Минский детский хор

При везженных свечах верующие стоят до конца службы с веточками верб в руках, что знаменует победу жизни над смертью.

Шварц Вячеслав Григорьевич - Вербное воскресение в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти (1865)
Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)

В ряде русских городов вплоть до 1678 года также совершалось шествие на осляти с участием местного архиерея и воеводы вместо патриарха и царя, соответственно.
В 1697 году обряд был упразднен.

Русские крестьяне не работали в этот день, молодежь обходила дома с окликанием молодоженов, домочадцы и соседи хлестали друг друга и домашних животных ветками освященной вербы, которая в народном сознании наделялась магической силой.

В Вербное Воскресение на праздничном Всенощном бдении освящаются ветки вербы, окропление повторяется в сам день праздника.
Вербовая ветвь является символом победы жизни над смертью - Воскресение Господне.

Считается, что окропленная верба отгоняет нечистую силу и очищает человека от болезней. Ветви вербы принято ставить в переднем углу за икону и хранить до следующего Вербного Воскресения.

Существовал такой обычай: по возращении домой, люди легонько стегали друг друга освященной вербой и вместо пожелания здоровья от своего имени говорили: "Не я бью, верба бьет". Того же, кто проспал заутреню Вербного воскресения, хлестали больно, приговаривая: "Верба хлест - бьет до слез".

Издавна на Руси существовало поверье, что воткнутая в землю освященная ветка вербы оберегает урожай, брошенная в пламя огня - укрощает его, брошенная против ветра - прогоняет бурю.

Вербовые сережки - котики, по преданиям обладают целебной силой, их давали женщинам, у которых не было детей.
В Вербное воскресение хозяйки запекали в хлебцы почки вербы, а затем скармливали их скотине.

В этот праздничный день, несмотря на продолжающийся Великий пост, разрешается вкушение рыбных блюд.

46f186b26601
37e00f5aa71d

Холин Дмитрий Аркадьевич - Вербное воскресенье.jpg

Холин Дмитрий Аркадьевич - Вербное воскресенье

Барашки - авторская песня
Поют авторы - Сергей и Людмила Ершовы

Как и каждый церковный праздник, Вербное Воскресение отличается набором обязательных и желательных блюд, которые подаются к столу в этот день. Как приготовить рыбу - традиционное блюдо этого праздника, можно прочитать в сюжете:

Кулинарное шоу - рыба на Вербное воскресение

Читайте также: