Как называется вид массажа в котором происходит массирование и нажатие определенных точек языка

Обновлено: 18.09.2024

Показания и противопоказания

Специалист порекомендует логопедический массаж, если у ребёнка:

  • проблемы с дикцией;
  • неврологические нарушения;
  • нарушения голоса;
  • проблемы с сокращением мышц лица;
  • заикание;
  • непроизвольное повышенное слюноотделение;
  • дизартрия;
  • повышенный тонус артикуляционных мышц.

Врачи назначают этот вид процедур детям, не начавшим говорить в два-три года, т.к. он проводится и для развития речи.

После обращения к специалисту станет понятно, почему возникли дефекты речи. При сложных случаях нарушений необходима консультация невропатолога. Обследование покажет, стоит ли назначать массаж, нет ли противопоказаний, таких как:

  • заболевания ротовой полости (стоматит, воспаления дёсен);
  • воспалительные, инфекционные болезни (в т.ч. простуда, грипп, герпес, конъюнктивит);
  • проблемы с сердцем, сосудами;
  • эпилепсия;
  • увеличение лимфоузлов.

Могут возникнуть другие противопоказания, поэтому окончательное решение по вопросу, назначать массаж или нет, принимает врач.

Методика воздействия

Методика логомассажа разработана недавно. Это серьёзная лечебная процедура, требующая специальной подготовки.

В начале, проверяется степень активности рвотного рефлекса у ребёнка. Затем ротовая полость очищается специальным устройством. Это ещё одна причина, по которой массаж языка ребенку должен выполнять специалист. Однако при небольших отклонениях логопед покажет, как очищать рот и проводить процедуру в домашних условиях.

Первые сеансы длятся 1-2 минуты, чтобы у ребёнка не возникло неприятных ощущений, а мышцы привыкли к нагрузке. Даже если отторжения не происходит, первые процедуры не должны занимать больше 5 минут. Постепенно количество упражнений и продолжительность массажа растут.

Логопед определяет, чем будет проводиться процедура:

  • пальцами (при помощи напальчников);
  • зубной щёткой;
  • чайными ложками.

Иногда логопед рекомендует ежедневный массаж языка. Однако оптимально проводить процедуру через день, чтобы мышцы и языковые рецепторы успевали отдохнуть.

После обследования врач определяет вид массажа, количество сеансов и их продолжительность. От того, повышен или понижен мышечный тонус, зависят набор упражнений и схема движений во время процедуры.

Виды логопедического массажа

Классический массаж воздействует на проблемные зоны теми же приёмами, что и обычный.

Точечный предполагает массирование биологически активных точек, где бы они ни находились. Во время такой процедуры массируются стопы, уши, затылок, кисти рук, спина.

В кабинете логопеда находится оборудование для зондового или аппаратного массажа ротовой полости и мышц тела.

Процедура своими руками

Делать массаж дома можно после прохождения специального инструктажа. Пробный сеанс проведите при обращении к логопеду: он укажет, на что обратить внимание.

Что важно помнить:

Избыточное слюноотделение уменьшится, если ребёнка научить сглатывать слюну и хорошо жевать.

Удобно массировать, когда ребёнок:

  • лежит на спине, под шеей – валик из мягкой ткани или маленькая подушка, руки спокойно лежат вдоль тела;
  • сидит в кресле с подходящим по росту подголовником;
  • полулежит в коляске (для маленьких);
  • сидит на руках у взрослого.

Последний способ поможет ребёнку не испугаться процедуры. Специалисту удобнее сидеть за головой пациента или справа от него.

Виды движений, применяемые при разных видах домашнего массажа языка:

Соблюдайте основные правила процедуры, чтобы добиться положительных результатов. Завершая сеанс, не забудьте похвалить малыша.

При пониженном тонусе

Если во время обследования выяснилось, что у ребёнка пониженный тонус мышц, массаж выполняют энергичными движениями, постепенно увеличивая силу нажатия (не доводя до болевых ощущений). Начинают его с зоны под подбородком, с шеи и плеч: это косвенно активизирует мышцы, связанные с языком.

Приёмы и направления

Мышцы лица (поглаживать):

  • лоб – от переносицы к волосам; от виска к виску;
  • глаза – через верхнее веко от переносицы к вискам;
  • щёки – от мочек ушей к крыльям носа.

Затем можно слегка пощипать подбородок и пройти, легко надавливая, по лицу сверху вниз.

Массаж губ (поглаживать):

  • от углов к середине (каждую по очереди);
  • верхняя губа – сверху вниз;
  • нижняя губа – снизу вверх;
  • носогубный треугольник.

Затем можно слегка надавить на губы, пошлёпать их подушечками пальцев.

В ротовой полости

Переходим от губ к языку. Массажный комплекс начинается с поглаживаний дёсен в горизонтальном, потом в вертикальном направлении. Затем массируется нёбо.

  1. Большой палец – на языке, указательный и средний – под ним. Слегка трите язык поочередно с обеих сторон, начиная от корня.
  2. Повторите это массирование по спирали.
  3. Похлопывания по поверхности языка.
  4. Мягкое давление на продольные мышцы.
  5. Сжимайте язык с боков на 1-2 секунды, перемещаясь по направлению от корня.
  6. Слегка пощипайте язык;
  7. Помассируйте уздечку.

Чтобы снизить рвотный рефлекс, переходите его границу постепенно: на новых сеансах увеличивайте зону воздействия.

При повышенном тонусе

Гипертонус отмечают чаще, чем гипотонус. Приёмы логопедического массажа языка здесь менее интенсивные, они помогают расслабиться.

Перед началом посадите ребёнка так, чтобы ему было удобно. Массирование лёгкое, поглаживающее, замедленное. Цель: снизить возбуждение тканей.

Начните с массирования шеи и плеч. Придерживая голову ребёнка, сделайте 3-4 круговых вращения в обе стороны.

Приёмы и направления массирования при гипертонусе такие же, как при пониженном тонусе.

Массирование ложками

Вам понадобятся чайные ложки без узоров и декора, об который можно пораниться. Продезинфицируйте приборы. Потребуются две ложки, однако, подготовьте несколько штук про запас. Движения повторяйте 7-8 раз.

Логопедический массаж ложками - Ольга Крупенчук

Техника выполнения процедуры выпуклой частью ложки:

  1. Погладьте виски по часовой стрелке.
  2. Мягко погладьте глазные впадины. Сначала ведите ложку к внешнему уголку глаза вдоль брови, затем под глазом возвращайте к носу.
  3. Легко погладьте щёки по кругу.
  4. Разотрите виски по спирали. В конце – аккуратное лёгкое нажатие.
  5. Таким же способом разотрите пространство между бровями.
  6. Разомните по кругу мышцы подбородка.

Поворачивая ложку в соответствии с указаниями, продолжайте массирование:

  1. Проведите по щекам от подбородка к глазу ребром ложки.
  2. При помощи кончика ложки разотрите носогубный треугольник.
  3. Слабо нажимайте кончиком ложки то на верхнюю, то на нижнюю губу.

При массировании ложками включаются в работу все элементы речевого аппарата.

Массаж зубной щёткой

  • небольшая мягкая зубная щётка, купленная специально для процедуры (не забудьте продезинфицировать);
  • бинт для подъязычных тампонов (понадобится заменять каждые 2 минуты).

Процедура проводится слабыми вибрирующими движениями и круговыми поглаживаниями. Эта техника расслабляет мышцы, находящиеся в гипертонусе. Используется и щетина, и палочка зубной щетки. Язык должен быть расслаблен: помассируйте подчелюстную ямку.

Лечение дизартрии

Одна из причин нарушения развития речи – дизартрия. Она возникает из-за расстройства речевого механизма при поражении центральной нервной системы. Помимо проблем с произношением звуков, наблюдается:

  • повышенное слюнотечение;
  • отсутствие интонаций голоса;
  • нарушение темпа и ритма речи;
  • нарушение дыхания в момент речи;
  • затруднение пережёвывания и глотания;
  • повышенный рвотный рефлекс.

Массаж языка при дизартрии в сочетании с другими методами лечения уменьшает симптомы, расслабляет или стимулирует артикуляционные мышцы.

Логопедический массаж проводят курсами по 10-15 регулярных сеансов с перерывами на 2 месяца. Процедура остаётся нетрадиционным методом лечения и полезна в комплексе с упражнениями для развития речевого аппарата.

Точечный массаж при грамотном исполнении оказывает на организм сильное воздействие. Процедуру проводят как в целях профилактики, так и для лечения заболеваний самых разных органов.

Содержание статьи:


Точечный массаж – это механическое воздействие пальцами рук на биологически активные точки на теле человека. Наибольшую популярность получили две техники такого воздействия: китайская называемая акупунктурой и японская – шиацу. Чтобы выполнять точечный массаж, особенно в домашних условиях, необходимо тщательно изучить его непростую технику. Делать такой массаж себе можно после обучения, например, на курсах в Петербурге. Однако начинающим мастерам лучше какое-то время практиковаться.

Эффект точечного массажа

Эффект точечного массажа зависит от того, на какую точку воздействует специалист. В целом подобные манипуляции оказывают успокаивающее воздействие на центральную нервную систему.

Точечный массаж рук помогает устранить усталость и общее недомогание. С его помощью удается существенно улучшить процесс кровообращения, избавиться от зубной боли и проблем с деснами, мигрени. В данном случае мануальный терапевт может работать с биоэнергетическими точками как одной, так и обеих рук.

Данная манипуляция оказывает терапевтическое воздействие на сосуды, позволяя крови намного легче циркулировать.

Массирование точек, расположенных на ногах, является профилактикой сердечно-сосудистых заболеваний. Кроме этого такая процедура позволяет устранить болевые ощущения в области ног, которые нередко являются симптомом серьезных сосудистых проблем.

Воздействие на мышцы и суставы

Точечное воздействие на строго определенные участки тела положительно влияет на весь опорно-двигательный аппарат. Манипуляции способствуют повышению эластичности мышц и суставов, укреплению поясницы, улучшению кровоснабжения, бодрости и работоспособности, устраняет защемление нервных корешков.

С помощью акупунктурного воздействия удается замедлить дистрофические процессы в мышцах при разнообразных ревматических заболеваниях. При воздействии на мышечную систему необходимо полное расслабление мышц. Для этого пациент должен занять положение, при котором мышцы смогут максимально расслабиться и получить пользу, а не вред.

Эффект акупунктуры на сердечно-сосудистую систему

Положительное воздействие данной процедуры на сердечно-сосудистую систему можно наблюдать при перераспределении крови – от внутренних органов кровь начинает оттекать к кожному покрову и мышцам. В результате происходит периферическое расширение сосудов, что значительно облегчает работу сердца.

Сеансы акупунктуры помогают улучшить кровоснабжение сердечной мышцы, ускоряют обмен веществ, способствуют насыщению тканей кислородом, уменьшают застойные явления в малом и большом кругах кровообращения.

Показания к проведению точечного массажа

Проведение точечного массажа показано при самых разных патологиях организма. На любую систему или орган в дополнение к основному лечению можно воздействовать с помощью техники акупунктуры. Это поможет вылечить заболевание и улучшить общее клиническое самочувствие пациента, снизить повышенное артериальное давление, способствовать избавлению от аллергии. Точечный массаж должен выполняться правильно и только профессиональным специалистом с медицинским образованием.

В качестве основных показаний можно назвать следующие патологии:

  • Неврозы – группа заболеваний, обусловленных психотравмирующими воздействиями (депрессивный, истерический, неврозы страха, стресс и др.).
  • Заболевания органов пищеварительной системы – функциональные расстройства желудка, пищевода, кишечника (панкреатит), желчного пузыря.
  • Патологии нервной системы – неврит нервов, ВСД, мигрени, головокружения, невралгия тройничного, тазобедренного и седалищного нерва, шум в ушах, плечевой плексит и другие расстройства неврологии и неврологические симптомы.
  • Остеохондроз позвоночника, проблемы с поясничным отделом.
  • Заболевания системы кровообращения (аритмия, тахикардия).
  • Гормональные нарушения - проблемы с щитовидной железой.
  • Заболевания соединительной ткани и костно-мышечной системы – межреберная миалгия, деформирующий артроз, аллергический и ревматический артрит, спондилез, люмбаго, остеоартроз.

Техника выполнения точечного массажа

Поэтому на организм такие техники могут оказывать как успокаивающее, так и возбуждающее действие, в зависимости от выбора методики. По направленности своего воздействия точки бывают:

  • Общего действия – воздействуя на них, можно влиять на общее функциональное состояние всей центральной нервной системы.
  • Локальные точки отвечают за работу конкретных систем и органов. Они располагаются, как правило, в связках, суставах, мышцах и сосудах.
  • Спинальные – расположенные вдоль позвоночника, в местах начала нервных корешков и вегетативных волокон. Воздействие на такие точки улучшает функционирование самых разных органов: поджелудочной железы, легких, селезенки, диафрагмы, толстой кишки и других.

Основные приемы точечного массажа:

  • надавливание пальцем либо ладонью,
  • легкое касание,
  • непрерывное поглаживание,
  • глубокое надавливание,
  • растирание,
  • захватывание (щипок),
  • укол,
  • вибрация.

Используя все эти приемы, очень важно следовать важным правилам процедуры.

Поглаживание должно осуществляться беспрерывно, допустим как медленный, так и быстрый темп на усмотрение специалиста, однако заданный темп должен без снижения сохраняться на протяжении всей процедуры.

Поглаживание с вращением можно проводить с незначительным нажатием. Все вращения выполняются по часовой стрелке.

Манипуляция может выполняться вращательными и вибрирующими движениями. Глубокие надавливания должны длиться недолго. Использование массажера или палочки для воздействия на точки недопустимо, возможно давление только с помощью пальцев.

При массировании точек в районе живота все приемы выполняются на выдохе пациента. При воздействии на точки на спине пациент должен лечь, подложив подушку под живот.

Женщинам точечный массаж необходимо делать за несколько дней до начала месячных, мужчинам в любое время. При наличии острых патологий с разрешения лечащего врача акупунктуру следует проводить каждый день.

Правила подбора биологически активных точек при различных патологиях

Существуют специальные схемы на фото и даже можно купить или скачать из Ютуба целый комплекс с видео, где подробно представлено расположение активных точек на теле человека, как мужском, так и женском. Обычно там же на рисунке можно посмотреть информацию, какая точка за какой орган отвечает и с какой силой на нее необходимо оказывать лечебное воздействие.

Если речь идет о патологиях в желудке или кишечнике, специалисты одновременно воздействуют на точки нижних и верхних конечностей. Обратите внимание, что беременным точечный массаж не проводится. Современная медицина считает, что беременность является противопоказанием к процедуре.

При лечении пояснично-крестцовых радикулитов воздействие может проводиться на точки, расположенные непосредственно на месте нарушения либо там, где необходимо снятие болезненности.

Точечный массаж по методу Уманской

Крепкая иммунная система ребенка – основа его здоровья и забота родителей с самого рождения грудничка. Особенно часто вопрос с иммунитетом встает при начале посещения ребенком детского сада. В любом ДОУ малыша с насморком отправят домой.

Поэтому повышение защитных сил растущего организма – первоочередная и индивидуальная задача. Одним из методов укрепления иммунитета является точечный массаж биологически активных точек по авторской системе профессора Уманской Аллы Алексеевны.

Данный метод основан на классическом воздействии пальцами всего на 9 точек, расположенных на теле ребенка. По мнению профессора Уманской, именно эти активные точки отвечают за функционирование всего детского организма, от макушки до пяток.

Массажное воздействие на активные точки позволяет усилить в холодное время защитные свойства растущего организма, в частности гортани, бронхов, носоглотки, трахеи, а также многих других органов. Эффект проявляется индивидуально и сравним с иглоукалыванием. Манипуляции по методу профессора Уманской способствуют выздоровлению при разных патологиях и могут проводиться при:

  • насморке, больном горле, ангине с температурой,
  • гриппе, ОРВИ, ОРЗ, рините,
  • гайморите, аденоидах (отек горла),
  • отите, синусите, тугоухости,
  • кашле, бронхите,
  • анемии,
  • коклюше,
  • болях в спине,
  • заикании, логоневрозе и других логопедических проблемах,
  • нарушенном мочеиспускании (энурез) и запоре,
  • сколиозе,
  • головной и зубной боли,
  • бессоннице,
  • при похудении (для школьников),
  • усталости глаз.

Биологически активные точки по методу профессора Уманской:

Точка № 1: занимает область всей грудины и находится во взаимосвязи со слизистой оболочкой трахеи, бронхов и костным мозгом. Ее массирование помогает улучшить кроветворение и уменьшить кашель, способствует легкому засыпанию дитя.

Точка № 2: взаимосвязана со слизистой гортани, нижних отделов глотки и вилочковой железой. Воздействие на нее позволяет активизировать пониженные иммунные функции.

Точка № 3: позволяет повышать защитные функции слизистой гортани и глотки дошкольника. Воздействие на нее улучшает метаболизм и кровообращение, способствует увеличению синтеза гормонов.

Точка № 4: связана со слизистой задней стенки глотки, оболочкой гортани и верхним шейным симпатическим нервным узлом. Улучшает кровоснабжение всего тела, а также головы.

Точка № 5: воздействует на слизистую пищевода, трахеи. Ее массирование помогает восстановить работу бронхов, сосудов, легких и сердца, мочевого пузыря.

Точка № 6: связана с передней и средней долями гипофиза. Ее массаж позволяет улучшить кровоснабжение слизистых носоглотки и гайморовых полостей, снять воспаление.

Точка № 7: связана со слизистой лобных пазух и с лобными отделами головного мозга. Массирование ее улучшает как зрение, так и умственное развитие ребенка.

Точка № 8: находится в районе ушных козелков и оказывает при массировании положительное влияние на вестибулярный аппарат и орган слуха даже новорожденного.

Точка № 9: находится на кистях рук и помогает восстановить работу самых разных систем организма, так как руки связаны с отделами и спинного, и головного мозга.

Терёхина Е.А., логопед, Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа –Югры “Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями “Гармония”, г.Нягань.

Детям со значительными речевыми расстройствами (алалия, дизартрия, дислалия, обусловленная укороченной подъязычной уздечкой и др.) для коррекции звукопроизношения недостаточно только артикуляционной и дыхательной гимнастики. Необходим логопедический массаж. Взяв за основу систему массажа Архиповой Е.Ф. для детей с детским церебральным параличом и знания, полученные на курсах обычного лечебного массажа, я подготовила подробный материал, как для специалистов, педагогов, так и для родителей имеющих детей с тяжелыми нарушениями речи. Что значительно облегчит коррекцию звукопроизношения и позволит добиться определенных результатов. В настоящее время для коррекции речевых нарушений на своих занятиях использую различные виды логомассажа. Знакомлю родителей с методикой и техникой логопедического массажа, для дальнейшего проведения массажа в домашних условиях.

Роль логопедического массажа

Логопедический массаж ~ активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающими речевыми нарушениями.

Массаж используется при дизартрии (имеются нарушения тонуса мышц), в том числе и ее стертые формы, заикании, а также нарушения голоса.

Массаж оказывает благоприятное физиологическое воздействие на организм. Массаж улучшает секреторную функцию кожи, активизирует ее лимфо-и кровообращение. А следовательно, улучшает ее питание, повышает обменные процессы. Под влиянием массажа капилляры расширяются, увеличивается газообмен между кровью и тканями (кислородная терапия тканей). Ритмические массажные движения облегчают продвижение крови по артериям, ускоряют отток венозной кожи. Массаж оказывает рефлекторное воздействие на всю лимфатическую систему, улучшая функцию лимфатических сосудов. Существенно изменяется под влиянием массажа состояние мышечной системы. В первую очередь повышаются эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мышц, восстанавливается их активность после нагрузки. Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц, и напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры. Это помогает формированию и осуществлению активных произвольных, координированных движений органов артикуляции. Между силой воздействия при массаже и ответной реакцией организма существует сложная зависимость. При легком, медленном поглаживании снижается возбудимость массируемых тканей.

Таким образом, логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечных системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.

Основными задачами логопедического массажа являются:

- нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата (в более тяжелых случаях — уменьшение степени проявления двигательных дефектов артикуляционной мускулатуры: спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, синкинезии);

- активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, в которых была недостаточная сократительная способность (или включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих);

- стимуляция проприоцептивных ощущений;

- подготовка условий к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции;

- укрепление глоточного рефлекса;

- афферентация в речевые зоны коры головного мозга (для стимуляции речевого развития при задержке формирования речи).

Противопоказаниями для проведения массажа являются инфекционные заболевания (в том числе ОРВИ, грипп), заболевания кожи, герпес на губе, стоматит, конъюнктивит. С большой осторожностью следует применять массаж у детей с эписиндромом (судорогами), особенно, если ребенок плачет, кричит, вырывается из рук, у него “синеет” носогубный “треугольник” или отмечается тремор подбородка.

Логопедический массаж проводится в теплом, хорошо проветренном помещении. Обычно массаж рекомендуется проводить циклами по 10-15-20 сеансов, желательно каждый день или через день. После перерыва на 1-2 месяца цикл можно повторить. При определенных обстоятельствах, когда массаж невозможно делать часто и регулярно, допускается его проведение в течение более длительного времени, но реже.

Длительность одной процедуры может варьировать в зависимости от возраста ребенка, тяжести речедвигательного нарушения, индивидуальных особенностей и т. д. Начальная длительность первых сеансов составляет от 1-2 до 5-6 минут, а конечная — от 15 до 20 минут. В раннем возрасте массаж не должен превышать 10 минут, в младшем дошкольном — 15 минут, в старшем дошкольном и школьном возрасте — 25 минут.

Положение тела при логопедическом массаже

Перед началом сеанса массажа тело ребенка необходимо привести в правильное положение. Правильная поза способствует нормализации мышечного тонуса (обычно — расслаблению), делает более свободным дыхание.

При логопедическом массаже наиболее оптимальны следующие положения:

- в положении лежа на спине под шею ребенка подкладывается небольшой валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть назад голову; руки вытянуты вдоль тела; ноги при этом лежат свободно или несколько согнуты в коленях (под колени ребенка также можно положить валик);

- ребенок — в положении полусидя в кресле с высоким подголовником;

- ребенок — в положении полусидя в откидывающемся детском стульчике или сидячей коляске.

Основные виды логопедического массажа:

Классический ручной массаж.

Лечебный классический массаж – применяется без учета рефлекторного воздействия и проводится вблизи от поврежденного участка тела или непосредственно на нем. Основные приемы ручного классического массажа это: поглаживание, растирание, разминание и вибрация.

Для выполнения данных приемов при массаже языка логопеды часто используют зубные щетки с мягкой щетиной, шпатели, соски и др.

Точечный массаж – разновидность лечебного массажа, когда локально воздействуют расслабляющим или стимулирующим способом на биологически активные точки (зоны) соответственно показаниям при заболевании или нарушении функции.

Аппаратный массаж проводят с помощью вибрационных, вакуумных и других приборов.

Зондовый массаж (по методу Новиковой Е.В.).

Определение массажа вытекает из его названия. Массаж ребенок делает себе сам. Это может быть как массаж лица руками, так и, например, массаж языка с помощью зубов (артикуляционной упражнение “Причешем язычок”, когда ребенок с силой проталкивает язык через сомкнутые зубы).

Рекомендации для выполнения логопедического массажа.

  1. Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры.

Применяется в случае повышения тонуса (спастичности) в речевых мышцах (в лицевой, губной, язычной мускулатуре).

Проведение лицевого массажа способствует не только формированию мимических средств общения, но и развитию оральной сферы, что необходимо для нормального питания ребенка и последующего развития речи.

Важно: Ребенку придать положения, в которых патологические тонические рефлексы проявлялись бы минимально или не проявились вовсе.

Расслабление мышц шеи (пассивные движения головы).

Перед началом расслабляющего массажа артикуляционной мускулатуры, особенно в случае значительного повышения мышечного тонуса верхнего плечевого пояса и шеи, необходимо добиться расслабления этих мышц.

Положение ребенка на спине или полусидя, голова несколько свешивается назад:

а) одной рукой поддерживать шею ребенка сзади, другой производить круговые движения головой сначала по часовой, затем против часовой стрелки;

б) медленными, плавными движениями поворачиваем голову ребенка в одну и в другую сторону, покачиваем вперед (3-5 раз).

Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка. Расслабление оральной мускулатуры достигается легким поглаживанием, похлопыванием мышц лица, губ, шеи, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Движения должны быть легкими, скользящими, слегка прижимающими, но не растягивающими кожу. Каждое движение повторяется 5-8 раз.


Задержка в развитии речи у малыша может привести к серьезным последствиям. С помощью речи ребенок развивает эмоциональное восприятие, легче усваивает новую информацию, познает окружающий мир.

Диагностика развития речи проводиться на 3-4 году жизни ребёнка. Если логопед определяет нарушения задача родителей как можно скорее начать коррекцию дефектов. Чем младше ребёнок, тем быстрее проходит развитие речевого аппарата .

Логопедический массаж как метод коррекции

Главное при коррекции речи – это комплексный подход к проблеме . Разучивание специальных скороговорок, песен, дыхательных упражнений и артикуляционной гимнастики, а также выполнение массажа при систематической работе дают отличный результат.

Логопедический массаж – это комплекс упражнений, который проводит специалист. Но простейшие манипуляции можно делать на дому для закрепления лечебного эффекта.


Методика Новиковой

Одной из наиболее популярных и действенных методик является методика Новиковой Е.В., известного логопеда-новатора. Суть методики заключается в том, что применяются специальные логопедические инструменты для массажа языка разработанные самим автором.

Эти приспособления называются зондами. Всего используется восемь видов зондов в строгой последовательности.

Обусловлена такая поочерёдность тем, что определённый инструмент стимулирует только одну зону. При помощи данного метода можно достигнуть:

  • снятия тонуса мышц
  • нормализации речевого дыхания
  • нормализации нервной системы
  • исправление звукопроизношения
  • улучшения голоса
  • стабилизации психоэмоционального фона

Показания и противопоказания

Зондовый массаж языка назначается детям с серьезными нарушениями развития речи. Показаниями для проведения процедуры являются следующие диагнозы:


Несмотря на несомненную пользу, которую приносит зондовый логопедический массаж, эта процедура имеет и ряд противопоказаний:

  1. Воспалительные процессы у ребёнка в области носоглотки
  2. Заболевания сопровождающиеся судорожными припадками
  3. Раны, грибковые поражения у ребёнка или массажиста
  4. Травмы языка
  5. Заболевания крови различной этимологии
  6. Аллергические реакции сопровождающиеся отёком слизистых оболочек
  7. Инфекционные заболевания

Инструмент для массажа и техника выполнения

Логопед Е.В. Новикова логопедический массаж разработала с применением специального инструмента.

Задача родителей проследить, чтоб специалист использовал именно специализированное оборудование. Это обезопасит ребенка от травм и повреждений артикуляционного аппарата. О подручных средствах даже речи быть не может.

Оригинальный инструмент состоит из длинной ровной ручки с металлической насадкой на конце. Для проведения массажа ребенок принимает позу лёжа. Логопед при помощи салфетки захватывает язык и приступает к работе.

Итак, какие же они — зонды для логопедического массажа

Зонд 1 – Вилочковый

Этот зонд имеет заостренный конец. Упражнение начинается с обкалывания щек, языка, губ и неба. Движения ритмичные и быстрые, когда ребёнок привык, упражнение усложняется , к покалыванием добавляются легкие покачивания.


Зонд 2 – Восьмерка

Этот инструмент выполнен в форме 8. С помощью этого зонда массажными движениями разогревают мышцы губ, щек. А вот на язык оказывается только точечное давление , сопровождающиеся легки покачиванием

Зонды 3,4 и 5 – большие, средние и малые саночки

Различие состоит в области захвата и силе натиска инструмента. Применяются они для массажа ротовой полости.

Зонд 6 – Топорик

Этот инструмент применяют для восстановления мышечного тонуса. Зонд вдавливается в мышцу и проходит по ней скользящим движением .

Зонд 7 – Крестовина

Зона его воздействия – язык. При помощи надавливания стимулируется сокращение мышц .

Зонд 8 – Толкачик

Этот зонд завершает массаж. Поочередно на язык оказывается давления(5 с), а затем дается время расслабиться.

Постоянно проводить процедуры нельзя. Схема логопедического массажа языка зондами предусматривает курсы по 14-21 дню. После обязательно должен быть период отдыха в 40-45 дней. Некоторым детям достаточно и одного курса такого массажа.

Читайте также: