Как не поехать в лагерь на практику

Обновлено: 18.09.2024

Вожатая практика – это учебная практика, реализуемая для учащихся психолого-педагогических факультетов и ориентированная на применение теоретических знаний, усвоенных по определенному курсу в практической воспитательной деятельности.

Данная практика проводится на первом-втором курсе обучения студентов. Она проходит в течение месяца. Практиканты выполняют функциональные обязанности вожатых в лагерях, отрабатывая свои теоретические знания по педагогике и психологии.

Вожатская практика реализуется в период летних каникул детей. Они отправляются в лагеря, деятельность которых ориентирована на оздоровление организма, воспитание различных сторон личности и организацию рационального и продуктивного досуга учащихся в период отсутствия учебных занятий.

В основе вожатой практике лежит необходимость формирования у студентов компетенций, которые позволяют им выполнять продуктивные виды педагогической деятельности в детских лагерях. Это формирует навыки теоретической и практической деятельности, знакомит с работой вожатого лагеря и формирует представления будущих профессионалов о своей деятельности, о реальном воспитательном процессе с разными возрастными категориями учащихся.

Вожатская практика требует от учащихся следующих знаний, навыков и направлений деятельности, формируемых в ходе ее прохождения:

  • Развитие навыков реализации индивидуально-направленного воспитательного и образовательного процесса. Необходим учет возраста, уровня интеллектуального и физического развития, особенностей функционирования психики ребенка при применении методов и средств воспитательного воздействия;
  • Получение представлений о многообразии практических способов обучения и воспитания разных возрастных групп и детей, с разными психофизическими особенностями развития;
  • Получение знаний об образовательных потребностях учащихся в период летних каникул;
  • Проведение практической реализации программного обучения в период летних каникул;
  • Формирование навыков организации сотрудничество обучающихся в новых условиях и в новом коллективе;
  • Развитие способов поддержания и развития социальной активности и инициативности детей в летнем лагере;
  • Развитие творческой направленности педагогической деятельности;
  • Формирование навыков методической работы. Студенту предстоит научиться проектировать образовательные и воспитательные программы мероприятия по реализации рационального и активного досуга детей в летнем лагере;
  • Формирование навыков планирования и прогнозирования воспитательной и образовательной летней деятельности;
  • Повышение собственных навыков коммуникативного взаимодействия и развитие коммуникативных навыков учащихся;
  • Формирование умения представлять себя в хорошем свете и завоевывать уважение детей;
  • Владение навыками построения образовательного процесса и образовательного досуга в соответствии с правовыми, педагогическими, моральными и этическими нормами.

Готовые работы на аналогичную тему

Рисунок 1. Требования к плану вожатого. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Данные основы практики определяют ее целевое назначение и содержание деятельности практиканта.

Целевое назначение вожатской практики

Целевым назначением летней вожатской практики является практическая реализация студентами психолого-педагогических факультетов своих теоретических знаний в специальных заведениях, ориентированных на отдых и развитие, проведение активного досуга учащихся, где они решают разнообразные образовательные и воспитательные задачи, учатся строить коммуникативное взаимодействие с учащимися.

Данная практика необходима для подготовки будущего профессионала к реальной педагогической деятельности. Она реализуются в условиях решения реальных учебно-воспитательных проблем и помогает внедрить их в педагогический процесс.

В ходе практики студенты овладевают основами применения научно-методической литературы, использования технических средств в воспитательном процессе, но самое главное, происходит освоение особенностей педагогического процесса в условиях летнего досугового времяпрепровождения учащихся.

Исходя из целевого назначения вожатской практики, она ориентирована решение следующих задач:

  1. Углубление теоретических знаний в области методов и средств, технологий воспитания и обучения подрастающего поколения.
  2. Расширение теоретических знаний об особенностях реализации образовательной и воспитательной деятельности в различных условиях ее прохождения.
  3. Формирование навыков самостоятельной практической педагогической деятельности в области работы с методическим материалом и реальным ведением педагогического процесса.
  4. Развитие навыков практического использования различных методов и средств реализации учебно-воспитательного процесса, исходя из его специфики и условий прохождения.
  5. Развитие навыков активизации познавательной заинтересованности детей и формирования их социальной активности.
  6. Формирование понимания правильности выбранного профессионального пути, посредством пребывания в реальных педагогических условиях.
  7. Формирование любви к будущей профессии и желания ее заниматься.
  8. Мотивация студентов к самопознанию и саморазвитию в профессиональной деятельности.
  9. Формирования заинтересованности в научно-исследовательской деятельности, в изучении различных аспектов педагогики, ее отраслей и методов воспитания.
  10. Развитие навыков планирования воспитательного процесса в условиях специального учреждения – летнего лагеря.
  11. Формирование навыков анализа своей деятельности и его представления в отчетной документации.

Решение данных задач представляется студентом в виде отчета по практике. Он включает в себя направления деятельности вожатого, содержание его работы и итоги реализации различных мероприятий по воспитанию и развитию детей, находящихся в летнем лагере в течение определенного временного периода. Как правило, практика охватывает один летний месяц.

В отчете по практике ставятся комментарии руководителя практики и его мнение по поводу успехов деятельности студента и развитых у него компетентностей в ходе прохождения практики вожатого.

Прежде чем отправлять свое чадо в лагерь, стоит внимательно оценить степень его готовности к столь длительной разлуке с родителями. Охотно в лагерь едут дети активные, общительные, не испытывавшие проблем с адаптацией в детском саду и школе, имеющие братьев и сестер. Кстати говоря, серьезным подспорьем при первой поездке был бы совместный отдых с друзьями или братьями, сестрами. В таких случаях администрация лагеря, как правило, даже идет на то, чтобы разместить в одном отряде детей разных возрастов. Ну и, конечно, следует приложить немало стараний и фантазии, чтобы как можно более красочно, но достоверно подготовить ребенка к предстоящей поездке. Правда, делать это надо не очень настойчиво и заблаговременно, чтобы за неделю до отъезда дать небольшой перерыв и не вызвать реакцию отторжения.

Самые тяжелые мысли посещают родителей, когда ребенок начинает звонить домой по приезде в лагерь, слезно умоляя забрать его домой. Что делать? Первое желание – бросить все и мчаться за ним! Однако постойте, чуточку потерпите. Дайте время ему успокоиться и понять, где он и что окружает вокруг. Любому человеку требуется время на адаптацию в новых условиях, домашним детишкам его требуется еще больше. Подождите 3–7 дней – и по голосу своего ребенка вы сами поймете, стоит ли еще принимать кардинальные решения и забирать его из лагеря. Ведь забрав единожды, как вы объясните в следующем году свое нежелание это делать снова? И лагерь так и останется неизведанным островком счастья для вашего ребенка. Непознанного, непонятого счастья самостоятельного детства.

С этой позиции, как ни странно, предпочтительнее лагеря дальние, расположенные на море или заграницей. Во-первых, забрать ребенка сразу по отправлении уже не так просто. Во-вторых, отсутствует возможность привычной для ближайших лагерей практики посещения родителей в выходные. На самом деле при всех видимых плюсах приезжать в выходные к ребенку в лагерь для него оказывается только хуже. Каждые выходные родители невольно возвращают сына или дочку к мыслям о доме и семье, мешая нормально адаптироваться в среде проживания и заставляя всю неделю только и ждать этой встречи.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Если ребенок вас обманул и не хочет сознаваться

Если ребенок вас обманул и не хочет сознаваться Можно, конечно, уличить его во лжи, заставить сознаться и строго наказать. Но стоит ли спешить?Наказание не может быть целью, а сам разговор о лжи потребует от вас предельной честности и открытости.О его вине лучше говорить с

Если ребенок не хочет делать уроки

Если ребенок не хочет делать уроки Если ваш ребенок учится в начальной школе – не заставляйте его делать уроки. Просто скажите ему, что если он сегодня не будет их делать, то завтра не пойдет в школу. Да-да, не пойдет. Потому что пойдете вы. Вам придется отпроситься с работы,

Что делать, если подросток не хочет учиться

Что делать, если подросток не хочет учиться Причина 1. Самая простая: достигнув подросткового возраста, дети вдруг задаются вопросом: для чего это нужно? Да, не удивляйтесь. Ведь аргументы, бывшие вескими для нас, до нынешних ребят попросту не доходят. Еще 15–20 лет назад

Если ребенок не хочет одеваться на прогулку

Если ребенок не хочет одеваться на прогулку Некоторые дети не любят одеваться на прогулку. Это может сопровождаться слезами, скандалами, криками. Как маме уговорить ребенка? Конечно, все зависит от возраста.Вокруг малышей слишком много новой информации и знаний, им

Если ребенок не хочет уходить с прогулки

Если ребенок не хочет уходить с прогулки Несмотря на то, что дети с трудом одеваются на прогулку, увести их с прогулки – не меньшая проблема. Они разыгрались, счастливые – на улице больше простора, чем в квартире, там им намного интереснее. Какие хитрости можно

Если ребенок не хочет укладываться спать

Если ребенок не хочет укладываться спать Как уложить ребенка спать быстро, мирно, без скандалов или капризов – вечерние грезы любой мамы! Давайте посмотрим, каким образом эта мечта может стать вашей привычной реальностью.Как уложить спать грудничка?Бывает, что мамы идут

Если ребенок не хочет есть

Если ребенок не хочет писать в горшок

Если ребенок не хочет писать в горшок Считается нормальным, когда дети писаются до 4 лет и днем, и ночью – это не считается психологическим отклонением. Существует несколько стадий созревания.Ребенок физиологически готов сдерживать свои позывы – он уже может

Если не хочет делиться игрушками

Если не хочет делиться игрушками В возрасте 2–4 лет у детей возникает кризис, когда они не желают делиться своими игрушками. Что делать в такой момент? Как научить ребенка делиться? Рассмотрим три ситуации, когда возникновения этой проблемы.Прогулочная ситуацияЛетом

Если ребенок не хочет помогать по дому

Если ребенок не хочет помогать по дому Часто мне задают вопросы по поводу того, как привлекать детей к ведению домашнего хозяйства. А также что делать, когда дети не хотят выполнять свои обязанности по дому. Особенно это становится актуально, когда детки подрастают. Мы с

Если не хочет делать уроки

Если не хочет делать уроки Что делать, если ребенок не хочет выполнять домашнее задание, может даже в какой-то момент вас обманывает, говорит, что ему ничего не задали или еще что-то вроде этого. Здесь важно переложить ответственность за обучение в школе на самого малыша.

Если не хочет просыпаться в школу

Если ребенок не хочет ходить на горшок

Если ребенок не хочет ходить на горшок Есть дети, которые отказываются сообщать о том, что у них грязный подгузник, держатся за то, что у них есть, и сопротивляются всякой попытке сводить их на горшок.Позднее приучение к горшку, как и позднее обретение навыков ходьбы, может

Если ребенок не хочет устраивать праздник


Многие российские школы до сих пор практикуют летние работы, обязывающие школьников приходить на различные мероприятия для работы во благо заведения. Зачастую отработки составляют порядка двух недель. Однако у многих родителей вызывает вопрос данного мероприятия. Это не является безосновательным, т.к. такие отработки предполагались еще при существовании СССР, что на данный момент не является актуальным. Тем не менее, многие учебные заведения продолжают прибегать к детскому труду.

Законодательная основа летней отработки в школе

Осуществление летней трудовой деятельности на территории школы возможно только с согласия ученика и его родителей.

В летнюю практику включаются такие виды деятельности: уборка учебных аудиторий и прилегающей территории школы, посильные работы на земельных участках, относящихся к школе и прочее.


Таким образом, образовательное учреждение не вправе принуждать школьника и его официальных опекунов к трудовой деятельности, в случае, когда она не зафиксирована в учебной программе в разрезе практики к предмету. Практика по учебному предмету может быть выражена в таких видах деятельности: работа с ремонтным оборудованием, швейная работа, приведение в порядок рабочего места в аудитории, предназначенной для урока труда и прочее.

При этом школьная программа не предусматривает специально отведенных часов на отработки после окончания учебного года. Из этого следует, что летняя практика ― добровольное дело школьника и его родителей, которые должны письменно подтвердить свое согласие на выполнение их ребенком трудовых обязанностей. Также важно понимать, что подобная отработка не должна противоречить медицинским показателям обучающегося и соответствовать всем нормам безопасности, согласно профессиональным требованиям обучения.

Что грозит за отказ от прохождения летней практики в школе


Принуждение к прохождению летней практики в школе не является законным. Следовательно, наказание за неисполнение подобного вида деятельности, также незаконно. Это означает, что при отказе выполнять определенные трудовые обязанности, школьнику и его родителям ничего не грозит.

Тем не менее, во многих учебных заведениях до сих пор остается распространенным использование рабочего труда школьников. Официальным способом привести школу в убранный вид считается наем специалистов, которые выполнят согласованный фронт работ за соответствующую оплату.

Зачастую используют такие методы воздействия для получения согласия на трудовую деятельность после окончания учебного года:

  • угроза не подтвердить переход ребенка в следующий класс;
  • угроза не обеспечить бесплатным печатным материалом ребенка на год;
  • угроза оставлять ребенка после занятий для отработки. Зачастую имеют в виду уборку аудиторий в учебном году после окончания уроков;
  • обоснование того, что ребенок будет находиться в конфликте с остальными одноклассниками, прошедшими летнюю практику.

Несмотря на то, что требование об обязательном прохождении летней отработки незаконно, некоторые учебные заведения используют такие виды манипуляций:

Все данные действия являются незаконными. За отказ проходить летнюю отработку не должно ничего грозить. В случае, когда на школьника или его родителей оказывается давление, они могут основательно обратиться в суд с жалобой на школу и принуждение к незаконной деятельности.

Инструкция, как не проходить летнюю отработку в школе

Наиболее действенным методом борьбы с принуждением к подобному труду будет ссылка на законы. В случае если школьная администрация продолжает настаивать и, что реже, оформляет наказание в виде штрафа или письменного выговора, необходимо подать заявление в полицию с требованием разобраться в принудительном привлечении к труду.

Также распространенным способом является решение вопроса с помощью материальной помощи школы. В случае если администрация предлагает родителям школьника такой вариант, им необходимо уточнить, где можно получить квитанцию об оплате. Выдача квитанций по такому вопросу не предусмотрена школьной бухгалтерией. Если же бухгалтерия все-таки выписала справку о внесении на счет школы денег, такой документ станет основным доказательством неправомерных действий школы.

Также абсолютным освобождением от летней отработки станет справка о состоянии здоровья школьника. В таком случае его никто не имеет права привлекать к работам.

Студент, направляемый в лагерь, часто предвкушает хорошо проводимое время, развлечения и т.д. Практически 99% этих студентов ещё не были вожатыми. Практика в лагере выявляет степень их выносливости, их эмоциональную устойчивость, глубину терпения, понимания детей, а также позволяет определить, правильно ли студент выбрал сферу своей профессиональной деятельности, предусматривающей работу с детьми. Студенты сами убеждаются, могут ли они долго и в сложной ситуации общаться с детьми, не испытывая раздражения, неприятия детей;

Могут ли быть ответственными и честными в общении с детьми. И конечно – насколько студент владеет методикой педагогического общения в своеобразных условиях лагеря.

Летняя практика – самостоятельная педагогическая работа с полной ответственностью за жизнь, физическое, психическое и нравственное здоровье детей, их полноценный отдых и развитие.

Студент должен понимать: родители отдают в лагерь самое ценное, что у них есть, самое близкое их сердцу, и соответственно действовать. Родители могут переживать, не обижают ли их сокровище, какие условия в лагере, чем занимаются дети, чистый ли их ребёнок, причёсанный, не болеет ли?

Вожатый в лагере должен быть полностью в распоряжении детей и днём, и ночью.

Задачи студента:

- научиться самостоятельно работать с детским коллективом;

- овладеть содержанием и различными формами и методами работы в летний период;

- развивать ответственное и творческое отношение к проведению оздоровительной и воспитательной работе с детьми.

Вожатый-студент должен обдумать чередование видов деятельности в своём отряде. Даже самые интересные конкурсы теряют свою привлекательность при чрезмерном их повторении. Старайтесь чередовать игровую деятельность с творческой, интеллектуальной, спортивной, трудовой и др., чтоб дети не уставали от однообразия.

Что взять с собой в лагерь?

Студент отчитывается о своей практике перед заместителем директора по воспитательной работе. Он хочет получить хорошую оценку и характеристику в конце практики. Для этого он должен увлечься работой в лагере и не пожалеть немного потратиться на это.

1) Кроме комплекта своей личной одежды и купального костюма вожатый должен взять с собой запасные кроссовки и шлёпанцы, т.к. летом они часто приходят в негодность. Взять предметы личной гигиены, средства для душа, бритья и т.д.

2) Необходимо продумать план действий в течении смены. Даже если это не требует руководство лагеря, вожатый должен распланировать мероприятия в течении дня: взять с собой методические подсказки, разработку игр и др. Во время отрядных мероприятий хорошо бы пригласить администрацию лагеря. Тогда и дети будут рады, что не сидят без дела в ожидании вечерних конкурсов, и администрация лагеря отметит инициативу вожатого. Только не переусердствуйте. Мероприятия отряда не должны идти в разрез с общелагерными.

3) Хорошо бы вожатому взять в лагерь какие-то детали маскарадных костюмов. Часто есть конкурсы (сказки), миниатюры, выступления, где всё это понадобится и украсит выступление. Может быть дорого купить костюм для ребёнка, но купить шляпку волшебника – не дорого. Дома вожатый может изготовить нос Буратино на резинке по размеру детей, носики-пятачки для Хрюш (3 поросёнка), какую-то накидку волшебника из материала, сделать волшебную палочку, шапку ковбоя, рога коровы и др. на что потребуются минимальные затраты. Очень редко дети берут с собой в лагерь подобное, а конкурсы с костюмами часты;

4) Также хорошо бы взять аптечку. Хотя в лагере есть врач, но бывает, что его нет ночью, либо вы ушли в поход и лагерь далеко. Аптечка должна включать бинт, йод, пластырь, ножницы, таблетки от тошноты, от расстройства желудка, от головной боли, успокоительное (валерьяна в таблетках). Подобная предусмотрительность покажет ваше ответственное отношение к доверенному вам здоровью ребёнка.

5) Каждый отряд имеет своё название, речевку, отрядную песню, отрядный уголок. Хотя администрация лагеря выдаёт краски и бумагу (желательно рулоны ненужных обоев – очень удобно рисовать на них с обратной стороны!), часто этого не хватает для творческой деятельности. Вожатому хорошо бы взять с собой альбомные листы, карандаши, фломастеры, краски и др., обдумать отрядный уголок в общих чертах, но предоставить возможность детям проявить инициативу. Также взять с собой тетрадь, для ведения ежедневного дневника жизни лагеря и для заявлений родителей, когда те захотят взять своё чадо на несколько часов. Взять все документы, медицинские справки, и разные мелочи: фонарик, и прочее.

Читайте также: