Как отдохнуть в автобусе

Обновлено: 18.09.2024

Иногда денег не то чтобы мало, а нет совсем. По моему опыту, порой путешествовать бывает дешевле, чем зимовать в Москве.

Я молода, здорова и небогата. Студенткой я побывала в Италии, Франции, Люксембурге, Германии, Чехии, Португалии, Бельгии, Голландии и в других странах, которые принято считать дорогими. В поездках я экономлю на переездах, ночлеге, еде, воде и музеях.

Эта статья — не исчерпывающий источник советов о путешествиях. Это личный опыт, который будет полезен тем, кто отказывает себе в поездках, не разобравшись, сколько они могут стоить. А еще тем, кто готов пожертвовать комфортом ради впечатлений.

Перелет

Авиаперелет, по моему опыту, — самая большая трата в любом путешествии. Я и сама не раз переплачивала, не разобравшись в ценах.

Я отписалась от акций авиакомпаний, так как за много лет не получила от них никакой реальной пользы. Теперь просто мониторю сайты по продаже авиабилетов за 2—3 месяца до вылета и ищу выгодные предложения

Дорога из аэропорта

Из любого аэропорта обычно нужно как-то добраться в город. Я иду на сайт аэропорта и читаю, каким общественным транспортом можно доехать до ближайших городов.

Обычно на сайте любого аэропорта всегда есть схема остановок, расписание автобусов и поездов, стоимость проезда.

На сайте миланского аэропорта Мальпенса перечислены автобусы, которые едут туда с центрального вокзала. Цена — от 8 €, билет покупают у водителя. На том же сайте описано, как добраться в аэропорт поездом и на машине

В Стамбуле из аэропорта Ататюрка можно сразу спуститься в метро. Жетон стоит 4 лиры (около 60 Р ). Чтобы добраться до центра города, придется купить два жетона. Для сравнения: такси будет стоить 60—70 лир (900—1050 Р ), по информации сайта The Istanbul Insider за 2017 год.

В Вильнюсе в аэропорт я хожу пешком. От вокзала до него всего 6 км. Однажды пришлось доехать на поезде — он стоит 70 центов и идет 7 минут.

Гугл считает, что пешком дорога до аэропорта в Вильнюсе займет 1 час 14 минут, но в хорошую погоду я трачу на это меньше часа, если идти быстрым шагом

Переезды внутри страны

В Индии поезда, наоборот, самый экономичный транспорт. Билет на сидячее место из Ришикеша в Патанкот стоит 145 рупий (130 Р ). Расстояние между этими городами — 450 км, поезд идет 11 часов. Из Мумбая в Удайпур (760 км) я ехала за 250 рупий (230 Р ) на полке плацкартного вагона. Вся Индия ездит на поездах, поэтому 35 часов в поезде Гвалиор — Гоа познакомили меня с этой страной лучше, чем заранее изученная литература о местной культуре.

Сидячий вагон 2-го класса в индийском поезде. Здесь я ехала 9 часов. На окнах нет стекол, а снаружи жарит солнце, дует ветер и воняет мусором

Приехав в страну, я каждый раз уточняю у местных жителей, как можно добраться из пункта А в пункт Б, и почти всегда нахожу дешевые альтернативы.

Кругобайкальская железная дорога — инженерное произведение искусства. По ней можно пройти пешком, а можно проехать на поезде

Карта выездов из Милана с комментариями автостопщиков. Зелеными точками обозначены удачные места для автостопа, а красными — неудачные

Еще есть приложение для смартфона Hitchhiking Maps. Там указаны 18 420 точек для автостопа в Европе. Каждое место я изучаю в режиме просмотра улиц, там же указано среднее время ожидания машины, есть комментарии путешественников и сравнительный рейтинг. Бывают зеленые, желтые и красные точки.

Жилье

Бесплатно волонтером. На волонтерском проекте со всего мира собираются люди, которые ничего не умеют делать, но очень хотят кому-нибудь помочь. Я строила каменную стену вокруг кельтского кладбища на атлантическом побережье Франции и расчищала горные тропы в Италии.

Оба проекта длились по несколько недель. Нас разместили в местных школах и кормили, как только умеют кормить французы и итальянцы. Я ничего не платила за участие, кроме взноса в 5000 Р российской организации World4U — через нее я искала международные волонтерские проекты.

Холл во французской школе — он же столовая, он же место для собраний и вечеринок, он же спальня для тех, кому холодно в палатке

«Есть правила: не мешай, а по возможности помогай — мой посуду, не шуми ночью, делай уборку, делись своим опытом, приноси недорогую еду и помогай в ее готовке. При желании поддержи проект рублем.

Сикхские храмы есть почти в любом крупном индийском городе, больше всего их на севере страны.

В Европе церкви — тоже выход: например, в Италии мне несколько раз разрешали поставить палатку в церковном саду. Пришлось стучать в дверь церкви и просить об этом, потому что вся остальная земля частная, и просто так на ней палатку не разобьешь. Церкви есть практически во всех европейских городах. Лучше искать ту, что подальше от центра.

В России мы ставим палатку в лесу, в деревнях, на пляже, в поле и в горах, не спрашивая ни у кого разрешения. На Балканах порядки те же — можно не бояться разбить палатку на берегу озера или реки. В Центральной Европе тоже можно попробовать, если это густой лес далеко от дорог, но официально установка палаток запрещена.

Сейчас в Индии есть как бесплатные ашрамы, так и те, где просят от 20 до 1500 рупий за сутки (от 18 до 1350 Р ). В цену входит место для сна, обед и ужин, вода и иногда занятия йогой.

Питание

Покупать еду в супермаркетах и готовить самому экономичнее, чем питаться в кафе.

Питьевую воду в Центральной Европе я не покупаю, там она течет из каждого крана. На улицах есть фонтанчики, из них можно пить, если на табличке не указано обратное. Иногда я прошу стакан воды в баре, наливают без вопросов.

В Индии на регулярной основе можно поесть в сикхских храмах — гурудварах. Круглые сутки там готовы накормить рисом, лепешками и чечевичной похлебкой — обеденный зал открыт для всех без исключения. Я обедала в гурудваре в Дели, Пушкаре, Гвалиоре — как и за жилье, за еду там платить не нужно.

Достопримечательности

Я больше не студент, поэтому за билет в основные музеи мира плачу полную стоимость. Я не закладываю ее в бюджет, потому что помню про дни бесплатных посещений. Многие музеи Европы работают бесплатно по определенным дням, чаще всего это первое воскресенье месяца. Музей Ватикана открыт в последнее воскресенье месяца, музей Прадо в Мадриде — каждый день по вечерам.

На официальном сайте ближайшего музея я проверяю день, когда можно не покупать билет. Так я бесплатно сходила в Лувр и в музей Орсе в Париже, в музей Азулежу в Лиссабоне, в галерею Уффици во Флоренции. В Лувр можно попасть без билета только с октября по март, но в Париже есть много и других бесплатных музеев, например дома-музеи Бальзака и Виктора Гюго. Чтобы попасть в любимый музей без билета, можно подстроить под это целый отпуск, заранее узнав на сайте дату свободного посещения. Но, конечно, надо быть готовым к очередям на входе.

Самые красивые кладбища мира — Пер-Лашез в Париже и Стальено в Генуе — тоже бесплатны. Версальский дворец мне увидеть не удалось: летом он не работает бесплатно. А вот в огромный парк при дворце можно пройти без билета после шести вечера. Об этом написано прямо у билетной кассы.

В Эрмитаж я бесплатно хожу в первый четверг месяца и вожу с собой друзей-иностранцев. В обычные дни билет стоил бы мне 400 Р , а им — 600 Р .

Прочее

Когда я путешествую с рюкзаком и палаткой, всегда стараюсь использовать возможностью умыться и почистить зубы на заправке или в туалетной комнате в кафе. Моя подруга моет там голову и сушит волосы под сушилкой для рук.

Часто в городах есть общественные душевые, но их в основном используют бездомные. Например, в Париже туда лучше даже не заходить.

Фотография парижской общественной душевой из журнала Libération. Вероятно, так чисто эта душевая выглядела в первый день работы

Я не покупаю местную симку. Звонков на местные номера можно избежать, а вайфай обязательно будет в аэропорту, хостеле, кафе или туристическом офисе. В Мумбае мне понадобилось позвонить знакомому на индийский номер и я сделала это из газетного киоска (1 рупия в минуту, то есть 90 копеек).

Когда мне нужно оставить рюкзак на несколько часов или на полдня, я спрашиваю владельцев кафе, магазинов или хостелов. В России и в Индии соглашаются охотно, в европейских странах — редко. Вообще, я доверяю людям, и за десять лет путешествий у меня ни разу ничего не украли. Но, возможно, это не показатель.

В итоге

Попытки сэкономить в путешествии для кого-то граничат с попрошайничеством, наглостью или мелочностью. Я стараюсь не переходить эту черту и плачу там, где нужно. Для меня экономия уместна, когда она приносит новые знания или оборачивается жизненным опытом. Под угрозой не должны оказаться мое здоровье и комфорт окружающих.

Отправляясь в путешествие, я планирую только основные пункты маршрута, а во всем остальном полагаюсь на случай и здравый смысл. Чем больше я урезаю бюджет, тем больше на меня сыпется незабываемых приключений.

Если бы у меня был билет Дижон — Марсель, я бы не отправилась в недельное путешествие на поездах с контролером французских железных дорог. Если бы я заранее подготовилась к поездке в Геную, я бы не гастролировала по средиземноморскому побережью с местными музыкантами. Если бы вместо волонтерства я выбрала пакетный тур, я бы не провела трех недель во французской деревушке среди виноградников, латая дощатый пол водяной мельницы. Если бы я боялась ездить автостопом, я бы не узнала, у кого из европейцев самое доброе сердце. Если бы я заранее бронировала жилье, я бы не провела двух дней в замке итальянского миллионера и еще целый день — в его парке аттракционов.

Нередко жизнь диктует нам свои условия, так что в дальнюю дорогу приходится отправляться вместе с детьми, для которых многочасовая поездка в автобусе — серьезное испытание. Задача взрослых — сделать путешествие наименее неприятным, а для этого нужно и ребенка к поездке подготовить, и самим к ней как следует подготовиться.

Междугородний автобус

Обсуждать предстоящий вояж необходимо даже с очень маленьким ребенком — лет с двух-трех. Нужно лишь говорить с ним на понятном ему языке и настраивать малыша позитивно.

Во-первых, сообщите ребенку о поездке. Чем он младше, тем позднее это следует делать (но не позже, чем за пару дней).

Непременно обещайте приключения, новые впечатления, что-то интересное, необычное: путешествия ребенок должен ждать, как праздника. Не "храните интригу" и не оставляйте простора для негативных фантазий. Дети склонны во всем непонятном находить повод испугаться и огорчиться.

Во-вторых, максимально точно обозначьте цель поездки. Вы едете к бабушке — отлично! Расскажите ребенку, что в конце пути его ждут те, с кем он любит проводить время, две недели отдыха и вкуснейшие пирожки в придачу.

Отправляетесь по делам в другой город? Пусть малышу эта поездка обещает встречу с красивыми улицами, новыми развлечениями, приятными людьми, необычными продуктами. Как все будет на самом деле — покажет время, но в ваших интересах отложить все хлопоты на потом.

С ребенком 7-10 лет можно совершить виртуальное путешествие по карте: посмотреть, какие интересные места вы будете проезжать, что увидите в пути и на месте прибытия. Пусть "игра в поездку" заставит его забыть все опасения и страхи.

В-третьих, подробно обсудите с сыном или дочкой правила поведения в автобусе. Что можно и чего нельзя, как нужно вести себя в разных ситуациях. Проговорить необходимо все: вопросы питания, сна, гигиены, игр. Не "руководите"! Объясняйте неизбежное и советуйтесь с малышом обо всем остальном. "Ты будешь сидеть у окна. Давай возьмем темные очки, чтобы было удобно смотреть против солнца, и плед, чтобы не дуло от окна". "Какая игрушка поедет вместе с нами? Давай выберем кого-нибудь небольшого и мягкого, чтобы он помогал тебе спать и не тяжело было нести его".

Обозначая ограничения и запреты, объясняйте, чем они обусловлены. Делать это в салоне автобуса, мягко говоря, поздновато: снять все неясности нужно за день-два до поездки. "Давай договоримся, что ты постараешься пить меньше, чем дома: сходить в туалет мы сможем только на остановке, а они бывают не очень часто".

Каждое не слишком приятное требование или условие смягчайте поощрением: "Мы будем ехать долго, несколько часов, и в это время нельзя вставать, ходить по проходам и шуметь. Зато можно будет поиграть на планшете, порисовать, и мы с тобой почитаем новую сказку".

Что взять с собой в междугородний автобус для ребенка

И наконец, собирайте вещи в дорогу вместе с ребенком. Максимально учитывайте его предпочтения! Не стоит ждать, что малыш безропотно согласится есть и пить то, что не любит. И уж точно он не захочет играть во что попало и спать с нелюбимой игрушкой.

Разумеется, все дорожные принадлежности нужно собрать в сумку или рюкзачок, который ребенок понесет сам и за который будет отвечать в дороге. Ничто так не дисциплинирует малышей, как настоящая взрослая ответственность!

Что взять с собой в междугородний автобус для ребенка? Для самых маленьких путешественников: вода (ее полноценно заменит успокоительный чай), прикорм, пустышки, подгузники, влажные салфетки, все необходимое для переодевания и сна.

Для малыша-дошкольника необходимо добавить к этому любимую мягкую игрушку и разные мелочи, которые смогут занять его в дороге (раскраску и восковые мелки, печатки, мультики на планшете, аудиосказки). Успокоительные препараты и таблетки от укачивания — на ваше усмотрение.

Для ребенка постарше понадобятся гаджет с играми, книжка, какие-нибудь головоломки (вроде "Змейки" или кубика Рубика). Ваше чадо само подскажет вам, что ему необходимо: надо просто захотеть его услышать.

Какие места выбрать в автобусе? С грудничком лучше занимать место у прохода в голове автобуса, а ребенка постарше посадить у окна в центре салона слева по ходу движения. Оттуда видно не только обочину, но и шоссе (можно считать машины!) и панораму за ним. Приобретайте билеты заранее, чтобы иметь возможность выбора.

Необходимость такой поездки бывает связана с командировкой, работой, личными встречами. Или вы собираетесь на отдых, экскурсию вдалеке от дома. Почему все же многие для таких путешествий и зимой выбирают автобус?

Дальняя поездка: почему стоит выбрать автобус?

Это нелегко, но интересно. Стоит потратить немного времени и предусмотреть все, что понадобится в дороге.

  • Доступность. Ехать автобусом дешевле, чем другими видами транспорта. А остановку междугороднего автобуса можно найти практически в каждом населенном пункте.
  • Комфортабельность. Современные туристические автобусы оборудованы всем нужным для того, чтобы пассажиры как можно лучше чувствовали себя во время поездки. Это откидные кресла, которые имеют специальную анатомическую форму, столики для еды, телевизоры в салоне, розетки около каждого сиденья.
  • Познавательность. Недаром именно автобусом организуют экскурсионные поездки — пейзажи из окна второго этажа захватывают дух. Важно быть открытыми для нового даже тем, кто считает маршрут знакомым и предсказуемым.
  • Совместимость. Это возможность одновременно преодолевать немалые расстояния и спать. Конечно, собственная кровать незаменима, зато когда будете ехать ночью, сэкономите средства на ночевке в гостинице.
  • Двойные кресла. То есть при полностью заполненном автобусе достаточно близко с собой нужно будет терпеть другого человека. И у этого соседа бывают разные габариты, запах, настроение…

Лучше всего, конечно, чтобы из-за этого не волноваться, путешествовать семьей или с другом. Но и с незнакомыми людьми можно найти общий язык. Таким образом, развиваем свою коммуникабельность, терпение, лояльность — что пригодится не только в автобусе.

  • Нестабильность температуры. Погода будет меняться, если будем ехать далеко. Днем бывает слишком жарко, ночью слишком холодно. Кондиционеры и обогреватели автобуса частично разрешают эту проблему, но всем не угодишь.

Поэтому предусматриваем возможность остаться в более легкой одежде на случай духоты и достать что-то более теплое, когда мерзнем. Если холодно ночью, то нужен теплый плед из дома или же длинная куртка.

  • Лишние звуки. В автобусе не всегда тихо, ведь рядом еще немало людей. Кроме громких разговоров и детского плача, может мешать телевизор, проигрыватель водителя.

При этом пригодятся беруши и повязка на глаза. Они не очень удобные, но незаменимы во время сна в автобусе.

  • Скованность. Сидеть много часов подряд нелегко физически — может онеметь спина, ноги отекают. Свободного места не очень много.

Устроиться удобнее в кресле поможет мягкая подушка в форме подковы (есть и специальные надувные подушки для таких поездок). А ноги, если захватить теплые носки, можно иногда подтягивать на сиденье. И не следует терять возможность размяться во время остановки — сделать несколько наклонов, приседаний или совершить недалекую прогулку.

Кроме того, в путешествии на автобусе возникают индивидуальные неудобства — тошнота, например. Следовательно, с собой в салон автобуса стоит взять дорожную аптечку. Готовим и еду в дорогу, а также интересную книгу.

Остальной багаж оставляем в багажном отсеке, однако пытаемся следить за ним во время остановок.

  • запоминаем внешний вид автобуса, записываем его номер и номер телефона водителя или гида;
  • уточняем продолжительность остановок и пытаемся не терять автобус из поля зрения;
  • личные вещи, деньги, документы держим всегда при себе.

Такие простые и полезные советы пригодились уже не одному путешественнику. И если пассажиров в автобусах не становится меньше, значит, и наша поездка будет удачной. Счастливого пути и приятных впечатлений!

Особенности выбора места в автобусе для дальней поездки

Дальние путешествия в автобусе связаны с многими неудобствами. Заранее требуется распланировать поездку, упаковать багаж и забронировать хорошее место. Чтобы долгая дорога не оказалась пыткой, важно позаботиться о своем комфорте и безопасности, учитывая все тонкости расположения кресел в транспорте.

Правила выбора

Б ольшинство пассажиров приобретают билеты через интернет. Такой способ обладает множеством плюсов – отсутствие очереди, возможность самостоятельно выбрать подходящее место, поменять дату или маршрут при необходимости. Критерии выбора мест в автобусе:

  • Дальность маршрута;
  • Расстояние до точки назначения;
  • Собственный комфорт;
  • Безопасность поездки.

При длительных путешествиях водителя на середине пути заменит сменщик, что повышает риск аварий. В таком случае рекомендуется выбрать наиболее безопасную зону.

Если человек не планирует ехать до конечной остановки, то не нужно садиться в задних рядах. Тогда не придется доставлять неудобства другим пассажирам при спешном покидании салона (это же правило применяется при погрузке багажа).

С обственный комфорт зависит от индивидуальных особенности гражданина. Высоким людям удобнее сесть у прохода, чтобы можно было вытянуть ноги при их затекании. При путешествии с детьми следует сесть рядом с ними и не усаживать ребенка возле окошка на постоянной основе, так как это небезопасная зона.

Наиболее опасные ряды располагаются спереди, поэтому лучше их избегать. Если у человека проблемы с вестибулярным аппаратом, можно принять таблетку от укачивания (продается в каждом аптеке) и сесть в середине салона.

Особенности нумерации мест в автобусе

Каждый трансфер отличается индивидуальной нумерацией кресел. Она может не совпадать даже в автобусах одинаковой марки, так как этот параметр зависит от вместительности и года выпуска транспортного средства. Уточните схему посадки заранее у перевозчика, чтобы потом не возникло неприятных разочарований.

Самые опасные и безопасные варианты

Автокатастрофы – это не редкость во время дальних поездок. Чтобы минимизировать риск пострадать в случае аварии, требуется избегать опасных зон в автобусе. Наиболее ненадежные варианты посадки:

  • Первый ряд (в особенности правая сторона от прохода). Сюда приходится первый удар при лобовом столкновении.
  • Последний ряд. Пассажиры пострадают при заднем столкновении.
  • У окна с левой стороны салона. Эта часть всегда повернута к потоку машин при правостороннем движении.

Самая безопасная зона находится в середине салона у прохода. Также можно смело садиться сразу за водителем, так как считается, что он интуитивно отведет удар от себя, подставляя под столкновение правую сторону автобуса.

Характеристика зоны рядом с дверью

Если разместиться в этой зоне в холодное время года, то пассажир будет ощущать холод при каждом открывании двери. Но в жаркую погоду этот недостаток становится преимуществом. Также к плюсам относится доступность к туалету, буфету и выходу.

Кресла, которые располагаются справа непосредственно перед дверью, не откидываются, чтобы не мешать другим пассажирам. Обычно на такие места предоставляются скидки, но многие люди не понимают причину такого бонуса.

Нюансы заднего ряда

При болезнях спины или коленей, во время путешествия с детьми от заднего ряда придется отказаться. Сзади располагается 5 мест, но там усаживают обычно 2 человека, так как кресла не откидываются и у пассажиров должна быть хоть какая-то возможность прилечь. Сзади сильнее укачивает, поэтому люди со слабым вестибулярным аппаратом стремятся разместиться в передней части трансфера. Недостатки заднего ряда:

  • Сильнее трясет;
  • Кресла не откидываются;
  • Сильно дует кондиционер (при отсутствии системы климат контроль);
  • Не видно и не слышно телевизор, рассказов гида.

Достоинства и недостатки двухэтажного транспорта

Двухэтажный автобус имеет особую схему посадки, которая отличается от стандартного транспорта. Каждый этап обладает положительными и отрицательными сторонами.

Снизу пассажиры получают просторный салон, удобные столики, близкий доступ к туалету и другим удобствам. Главный недостаток – низкое расположение по отношению к дороге, поэтому не получится полюбоваться красивыми пейзажами. Ночью, чтобы не уснуть, водитель включает музыку или фильмы, которые слышно в салон.

Со второго этажа открываются потрясающие виды и не слышно никакого шума. Но здесь очень тесно, а для похода в туалет или на кухню придется спускаться на низ, что не очень удобно в дороге. Второй этаж не предназначен для людей с ограниченными возможностями и лишним весом.

Заключение

При выборе места учитывайте собственный комфорт и безопасность. Заранее уточните схему посадки у перевозчика. Лучше избегать зоны спереди, сзади и возле дверей. Идеальный вариант с учетом комфорта и безопасности – середина салона ближе к проходу.

Читайте также: