Как первый раз поехать на машине в москву

Обновлено: 07.09.2024

Прежде всего, у москвичей и россиян из регионов, приехавших покорять столицу, совершенно разные жизненные ориентиры. Грубо говоря, у первых с рождения есть многое из того, чего нет у вторых, и это многое объясняет.


Придорожные новостройки одной из московских окраин. Скриншот карты Google

Финансовый журналист Екатерина обращает внимание на другую деталь: регионалам в Москве важно непременно купить машину, тогда как для москвичей этот вопрос не стоит настолько остро. Из-за чудовищных пробок и дорогих парковок многие просто не видят в этом смысла и ездят на метро и такси.

Наглость – второе счастье

Часто можно услышать, что москвичи ленивые и непробивные. И это действительно так, если сравнивать с гиперактивными приезжими, чье жгучее стремление реализоваться в Москве невольно наделяет их негативными чертами.


Shutterstock

Кичатся тем, что они москвичи

Столичные жители, кстати, считают, что именно приезжие со своими комплексами породили миф о том, будто коренные москвичи кичатся тем, что они москвичи.

Поближе к центру и вакханалии

Также в блогах много пишут про различия в житейских привычках. Но тут выводы спорные.


Гуляющие на Красной площади и Никольской улице. sokolovalbv / Instagram

Так же считает автор канала Indepеndent Man: «Москвичей не встретить в центре города, разве что мимолетом, когда коренной житель идет домой с работы. Также коренные жители предпочитают встречаться с друзьями в кафе не особо далеко.

Однако многие москвичи, наоборот, признаются в любви к историческому центру (местам, которые еще не успели испохабить новостроем) и отрицают, что устают от бешеного ритма.

Человек на букву М

Но особенно сильно бросается в глаза разница в поведении в общественных местах.

В комментариях поддержали эти выводы, а один поделился:

«Когда-то давно мент метрошный мне рассказывал, как он москвичей в потоке в метро определяет: москвич привык к тесноте – руками на ходу почти не машет, всегда торопится (не шарахается, а именно торопится, никому не мешая), даже если не знает дороги, на указатели смотрит мимоходом.

Заметьте, даже на главных телеканалах много ведущих и звезд с довольно сильным акцентом, который режет москвичам по ушам. Навскидку: рэпер Баста, ведущие Дмитрий Дибров, Жанна Бадоева, Лера Кудрявцева, собкор ВГТРК в Италии Ася Емельянова.

Но при этом у них грамматически правильная, не засоренная речь, а ведь от обычных людей зачастую можно услышать то, что фактически ставит на нем клеймо. Например:

Я так одну москвичку расколдовал с сайта знакомств. Печалилась она, что её не замечают. - Ну так фотки у тебя как у приезжей. Ну зачем фото на Красной площади? А в Макдональдсе? эТО Ж ПРИЕЗЖИЕ ТАК ФОТКАЮТСЯ. А ты на Университете встань на фоне цирка, теперь на фоне здания университета. Оно видно. Поверь. Если ближе к цирку встать. На фоне Пожарки. Просто у дома своего 5-ти этажного. Переделала как посоветовал и сработало.

Один эпизод из жизни про "коренных" маскалей. В 1996 г. получил путевку на Черное море от профсоюза. Живем на русском Севере, добираться пришлось на поездах через маскву, я с женой и дочкой 8 лет, были куплены все билеты. Ночной поезд из масквы отменили, следующий предложили только утром. Никакой речи о том, где провести ночь, даже не было, мол идите куда хотите. Пришлось искать ночлег. Подошла тетя, предложила комнату со всеми удобствами неподалеку. Пока шли до хаты, рассказала, что она учитель, мол интеллигентный человек и помогает только русским людям. В комнате, за которую с меня взяли приличные деньги, был только один диван для нас троих, пахло неприятно, может кошками или клопами. Было лето, шли с чемоданами около 30 минут, все устали, вспотели. Идти обратно уже не было сил. Я спросил у тети, можно ли нам помыться, на что тетя ответила, что водой пользоваться нельзя, соседи могут услышать, к тому же, вода стоит денег, ведь нас три человека, и для нее это накладно. Жена с дочкой отказались от такого маскальского гостеприимства. Я же им воспользовался, дав этой учителке еще денег. С тех пор часто бывал в маскве по необходимости, в командировках, и не могу сказать о маскалях ничего хорошего. Мы не одна страна и не один народ. Масква не Россия, и это отлично показал опрос на канале ОТР.





Основная идея пространства – создание сообщества творческих людей, которым были бы близки идеи формирования экопоселения. В усадьбе останавливаются художники, артисты, архитекторы и представители других профессий. Есть детские активности, так что можно смело приехать всей семьей.

Время в пути: два с половиной часа.

Цены: от RUB 300 за размещение в кемпинге до RUB 600 за ночевку в гостевом доме.





Фабрика Хлудовых (ул. Парижской Коммуны 1Б) . Самое известная местная достопримечательность. Часовую башню главного корпуса экскурсоводы называют Биг-Беном. Сходство едва уловимое, но что-то есть. Сейчас бывшая бумагопрядильная мануфактура частично отреставрирована и сдается под офисы, частично заброшена. Побродить вокруг территории и пофотографировать можно беспрепятственно.


Электротехническое училище в Егорьевске (ул. Профсоюзная, 34) . Бывшее низшее училище ныне филиал Московского государственного технологического университета – МГТУ Станкин. Интересный с архитектурной и исторической точки зрения объект Егорьевска. Здание построено в 1907 году на средства местного купца Михаила Бардыгина. В царские времена в нем размещалось оборудованное по последнему слову техники механико-электротехническое учебное заведение для мальчиков 13-25 лет. Внешне строение напоминает готический замок. Сейчас выглядит обветшалым, но все еще внушительным. Войти внутрь нельзя, пропускной режим.

Как добраться? В Егорьевск с Казанского вокзала дважды в день, утром и вечером, ходит электричка. Билет RUB 300.
Время в пути: три часа.



Время в пути: полтора часа.



Суздаль – очень туристическое местечко. Судя по свежим отзывам, тройки лошадей на новогодних праздниках выглядели такими замученными от бесконечного потока желающих прокатиться, что хотелось их обнять и накормить, а не мчать на санях, позвякивая бубенцами. Есть надежда, что за время локдауна туристы на Суздаль уже насмотрелись, и в следующем сезоне там будет посвободней.



Плещеево озеро и прилегающие территории являются национальным парком. Купить разрешение на посещение можно через официальный сайт парка либо в стационарных кассах при въезде. За установку палатки нужно заплатить отдельно – RUB 311 в сутки.

Сезон для отдыха на озере – круглогодичный. Хотя летом развлечений здесь побольше. Кроме пеших походов, купания и поедания шашлыков есть возможность заняться рыбалкой (действуют ограничения по вылову), кайтсерфингом (очень ветреное место), арендовать сап или лодку. Координаты зон для водных видов спорта на Гугл-картах:


Пляж серферов 56°43'31.2"N 038°46'57.9"E. Рядом с пляжем есть платный кемпинг (RUB 500 в сутки).

Зимой можно жить в гостевом доме, гулять по туристическим тропам и наслаждаться одиночеством. Номера в советском стиле обойдутся в RUB 3 500 за ночь на двоих.



Сумароковская лосиная ферма (Костромская обл., Красносельский р-н, д. Сумароково) – место, где очень демократично относятся к лосям. Животные могут в любой момент уйти в лес. Но, учитывая тот факт, что с детства их прикармливают, они почти всегда возвращаются. В мае рождаются лосята, в июне-июле на них можно посмотреть в специальном беби-загоне. Рога у самцов есть только в осенний период, где-то с конца августа по ноябрь. В остальное время они выглядят странно лысыми и непохожими на свое изображение на дорожном знаке!

В цену входного билета включена экскурсия по ферме, порция корма, который звери берут из рук, и дегустация лосиного молока. Последнее весьма на любителя – соленое и мало похожее на привычный нам продукт.

Цена за вход: RUB 100 – дети, RUB 150 – взрослые.



Кострома – обязательный остановочный пункт по дороге на лосеферму. Тут можно переночевать перед или после поездки к лосям. В городе можно погулять по центральной Сусанинской площади, посмотреть на исторические здания и памятники, полюбоваться панорамой Волги из беседки Островского.

Если путешествуешь с детьми, можно посмотреть терем Снегурочки (ул. Лагерная, 38) – это официальная резиденция внучки Деда Мороза. Экскурсия проводится по типу театрализованного представления. Билеты RUB 300 взрослым и RUB 200 детям до 16 лет.






Лесной терем Асташово

Бывший крестьянский терем (Костромская область, Чухломский район, д. Осташово) находится в 200 км на северо-восток от Костромы. Вокруг – леса. Место позиционирует себя как отель-дача-музей. Здесь можно почувствовать себя вдали от цивилизации и ощутить уединенность этого места, но главное – увидеть результаты грандиозной реставрационной работы: здание буквально разобрали и собрали заново по бревнышкам. Причем все это было сделано частными лицами, без привлечения государства.

В Асташово проводят туры внутри терема – они бесплатны, если живешь в отеле, и стоят RUB 300, если нет, а также по ближайшим окрестностям – стоимость зависит от маршрута (RUB 850-1 850). А еще можно попариться в бане и просто отдохнуть за городом: искупаться в озере, побродить по лесу, а вечером вернуться в очень комфортный деревянный дом с удобствами. Ночь в двухместном номере отеля – от RUB 4 000 (завтрак включен).

В дороге рекомендуем послушать выпуск подкаста, посвященный истории терема и его реставрации.




Наукоград Дубна находится на севере Московской области. Здесь расположен центр исследований ядерной физики. Этим объясняется не совсем стандартный набор достопримечательностей для Центральной России:


Второй в мире по размеру памятник Ленину;


Гигантский деревянный стул (9 метров, внесен в книгу рекордов РФ);


Две ротонды на Менделеевской набережной в окружении яблонь;


Множество памятников и мемориалов, посвященных событиям и участникам Второй Мировой войны;


Шар под Дубной (Тверская обл., Игнатово,7) – загадочный объект в 20 км от города. До недавнего времени представлял с собой полую сферу с необычной акустикой внутри. В феврале 2021 года конструкция развалилась (съехала верхняя часть) по неизвестным причинам.

В советский период Дубна считалась городом велосипедистов. И сейчас этот вид транспорта очень популярен у дубнинцев. Перед большинством общественных зданий есть велопарковки. Самая крупная, на 50 мест – возле конструкторского бюро Радуга, специализирующегося на разработке крылатых ракет. Хотя велоинфраструктура не дотягивает до нидерландской, на фоне других российских городов выглядит все оптимистично, так что любители двухколесного транспорта могут воспользоваться шансом совершить вело- или самокатотрип.






Фото: Дарья Меньщикова

Торжок не включен в Золотое кольцо России, поэтому, с одной стороны, там нет такого столпотворения туристов. С другой – есть некоторая запущенность, имей это в виду.

Из исторических мест в Торжке нужно посмотреть:


Борисоглебский мужской монастырь (ул. Старицкая, 7) . Здесь ротонды, башни и массивные деревянные двери. С колокольни открывается панорама города, вход наверх – RUB 100.

Добрый день, друзья! На днях вернулась из поездки по Золотому Кольцу России. Впечатлений много, но не все прошло гладко.

Маршрут по Золотому Кольцу России

Почему не все получилось как планировали?

Вы скажете, где была твоя голова, ведь изначально понятно, что успеть все в столь короткий срок невозможно? Я конечно понимала это, но хотелось проверить на практике. Поэтому и не бронировала жилье заранее, не хотелось привязываться к датам.

На третий день путешествия, в Ростове Великом, пришло окончательное осознание того, что осилить все задуманное за неделю — утопия. Хотя физически и возможно объехать этот маршрут на машине за 9 дней, но посмотреть даже знаковые достопримечательности запланированных городов Золотого Кольца в полном объеме точно не получится.

Пришлось перестраиваться и вышло так:

Москва (Кратово) – Сергиев Посад – Переславль Залесский – Ростов Великий – Карабиха — Кострома — Сусанино — Щелыково — Красное на Волге — Кострома — Нерехта – Плес – Иваново – Палех – Суздаль (Кидекша) – Владимир (Боголюбово) – Гусь-Хрустальный – Муром — Москва (Кратово)

Маршрут по Золотому Кольцу России на карте

Открыть карту Гугл и посмотреть наш маршрут в любом масштабе можно здесь .

Как видите, отказались от крюка в 250 км, пропустили такие интересные города как Углич – Мышкин – Рыбинск – Тутаев – Ярославль. На них требовалось потратить минимум три дня, которых у нас не было. Зато в последний момент добавился незапланированный Муром, о чем мы совсем не жалеем. Хотя крюк получился значительный, но на Муром хватило одного дня. А пропущенные города обязательно посетим на машине в ближайшие свободные выходные.

Какие города и достопримечательности удалось посмотреть?

Свято-Троицкий Данилов мужской монастырь (Луговая, д. 7)

Феодоровский женский монастырь (Московская, д. 85)

Историко-архитектурный музей заповедник Успенский Горицкий монастырь
(Музейный пер., д. 4, вход 50 руб., экспозиции на территории отдельно от 50 до 100 руб.)

Музей Александра Невского

Ансамбль Красной Площади Переславля Залесского:
Спасо-Преображенский собор (80 руб.)
Владимирский собор
Церковь Петра Митрополита
Церковь Александра Невского
Музей утюга (140 руб.)
Музей хитрости и смекалки (150 руб. стоимость с экскурсией)
Музей антикварные штучки
(все последние музеи и Красная площадь находятся в шаговой доступности по ул. Советская д. 11-14)

Музей радио (Подгорная, д. 40)

Музей чайников (120 руб.) и Музей истории денег (находятся через дорогу напротив друг друга деревня Веського, ул. Петра Первого, д. 17)

Никитский мужской монастырь (слева по дороге к озеру, Западная, д. 20)

Спасо-Яковлевский монастырь (Ростов, Энгельса, д. 44)

Ростовский Троице-Сергиев Варницкий мужской монастырь (п. Варницы, улицы нет)

Богоявленский Авраамиев женский монастырь (Желябовская, д. 32)

Богоявленско-Анастасии монастырь (Симановского, д. 26)

Музей льна и бересты (Терешковой, д. 38, 150 руб.)

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь (ул. Просвещения, д. 1)

Часовня Сусанина (д. Домнино)

Плесский музей-заповедник (ул. Луначарского, д. 6)

Музей промышленности и искусства (напротив Музея ситца - ул. Батурина, д. 6/40, 100 руб.)

Свято-Введенский монастырь (Базисная, д. 23)

Спасо-Евфимиев монастырь (ул. Ленина, 400 руб. единый)

Суздальский Кремль (ул. Кремлёвская, 20, вход 50 руб., посещение всех экспозиций 350 руб.)

Дмитриевский собор (Б Московская)

Свято-Успенский Собор (Б Московская, д. 54)

Золотые ворота (Б Московская д. 1А)

Музей в Водонапорной башне (ул. Козлов вал, д. 14, 100 руб.)

Патриаршие Сады (Козлов Вал, 14, 150 руб)

Свято-Троицкий женский монастырь (пл. Крестьянина, д. 3а)

Свято-Блоговещенский мужской монастырь (Красноармейская, д. 17а)

Все расходы на путешествие

Нас было двое. Мы не высчитывали кто сколько съел. Просто записывали все траты в блокнотик. Дома подбили общий баланс и разделили его на два. В эту сумму не вошли только личные записочки в Храмах и подаяния. Все остальное: чеки из продуктовых магазинов, отели, бензин, мойки машины, питание в столовых, входы в достопримечательности, в сумму входит.

Правда у Люды была льгота (она работник культуры), входные билеты ей продавали с 30-50% скидкой, но мы компенсировали это общей фотосъемкой, за которую почти в каждом месте приходилось платить отдельно.

В конечном итоге получилось, что потратили на девятидневное путешествие по Золотому Кольцу 39800 рублей. Грубо говоря, по 20000 рублей с человека. Для кого-то эта цифра покажется большой, кто-то подумает иначе. Я же считаю, цена вполне реальная за такое путешествие, учитывая, что мы не ночевали в многокоечных гестах, и в еде себе особо не отказывали.

Если интересно, то вот расходы отдельно на отели (с общим с/у была только одна гостиница, в Ростове):

Посмотреть актуальные цены на гостиницы можно здесь .

Для автолюбителей решила подбить отдельный баланс по машине. Сразу скажу, полный бак не заправляла, потому что по всему маршруту ни разу не встретила заправщиков, везде приходилось заливать самой. Не записывала сколько стоил литр бензина на каждой АЗС. Количество литров тоже не считала, на заправках просто называла сумму в рублях. Поэтому детально расписывать не буду, озвучу одной цифрой. Ввиду того, что вернулась домой с тем же количеством бензина с каким выезжала, а платила всегда только картой (по ней и считала) — цифра точная.

До начала путешествия пробег на спидометре – 7485 км, по возвращении – 9414 км. Проехали 1929 км.

Дома и на первой заправке заливала 92, потом только 95 бензин (Почему? Читайте в следующей статье).

Вот расходы на машину:

  • Бензин 6900 руб.
  • Штраф 250 руб.
  • Мойка 600 руб. (2 раза)
  • Платная парковка в Ростовском Кремле 150 руб.

Если вычесть из общей суммы расходы на машину и отели (40000 – 16700 – 7900) получается на еду и входные билеты мы потратили около 15000 рублей на двоих. Что в среднем составляет (15000:2:9) около 850 рублей в сутки с человека. Прикидывайте дальше сами. Полную информацию я вам дала, надеюсь кому-то пригодится.

Выводы по маршруту

Конечно посмотрели не все. По уму, в каждом городе Золотого Кольца нужно провести минимум день. Мы же, старались увидеть хотя бы самое значимое и интересное. Не могу сказать, что все удалось. Какие-то достопримечательности по маршруту не работали, куда-то мы просто не успели, но постарались выжать из этой поездки максимум.

Изменила бы я маршрут? В целом — нет. Единственное, что точно бы поменяла, это отрезок пути вокруг Костромы (Красное на Волге, Сусанино, Щелыково, Нерехта). Почему? Об этом я подробно рассказала в отдельной статье, которая посвящена этому тяжелому дню нашего путешествия. Ознакомиться сможете здесь. Ну и конечно в Муром целесообразнее отправляться после Владимира, а не после Гусь-Хрустального, как это вышло у нас. Все остальные передвижения географически были лаконичными. Ни об одном населенном пункте я не пожалела. Везде было что-то интересное.

    (Сергиев-Посад — Переславль Залесский — Ростов Великий) (Ростов Великий — Карабиха — Кострома — Сусанино — Щелыково — Красное на Волге — Кострома — Нерехта) (Нерехта – Плес – Иваново – Палех – Суздаль) (Суздаль (Кидекша) – Владимир (Боголюбово) — Гусь-Хрустальный – Муром)

Если у вас нет возможности путешествовать на машине, рекомендую обратить внимание на экскурсионные предложения по Золотому Кольцу России Магазина путешествий . Там много разных маршрутов по вполне разумной цене.

Если вам приходилось путешествовать таким образом поделитесь своими впечатлениями, напишите рассказ. Как опубликовать его на моем блоге, читайте тут. Подписывайтесь на обновления. В этой статье я не описывала достопримечательности, скоро напишу о самых понравившихся, будет много фото, которые лучше покажут вам обстановку на местах. Конечно расскажу о своих впечатлениях и неудачах. Не забывайте делиться статьей в социальных сетях, возможно ваших друзей тоже заинтересует маршрут по Золотому Кольцу России.


Трасса М4 — одна из любимых у российских водителей. Ведь у многих она ассоциируется с отпуском и отдыхом. Автодорога протяженностью полторы тысячи километров тянется от Москвы до Новороссийска. Отсюда по местных дорогам можно поехать и в Крым.

Трассу М4 условно мы делим на 3 участка: первый участок — от Москвы до Воронежа, второй — от Воронежа до Ростова-на-Дону, третий — финальный, до побережья. Именно от этого отталкиваемся мы с семьей, когда планируем путешествие по М4, и на эти отрезки рассчитываем бензин. Получается, что дорога на море встает нам в 3 заправки по полному баку.

Выезжаем из Москвы вечером, чтобы проехать часть пути, когда нет яркого солнца и не жарко. Уже от столицы трасса приятная — широкая, многополосная и скоростная. Главный плюс — хорошее освещение, так что никакой разницы днем или ночью в этом плане нет.

Вот на пути уже и первый платный участок. Сегодня на всей трассе, по официальным данным, 12 участков с платным движением. Первые стали появляться массово в 2013 году. Именно тогда россияне-путешественники увидели необычные терминалы для оплаты и начали привыкать к новым реалиям путешествий.


За окном то поля, то леса, то поселения, дорога довольно разнообразна и интересна. Когда выезжаешь с платного участка, сразу чувствуется разница в поездке — асфальт чуть менее ровный, света поменьше и т. д.

Едем дальше — платные участки сменяют бесплатные, средняя скорость держится на одном уровне. Кстати, на М4 местами есть ограничение в 130 км в час.

Заправки

Второй участок без заправок — новый, что построен в обход села Лосево. Этот факт тем, кто собирается на море, надо учитывать.

Но, в общем и целом, по трассе заправок можно, причем буквально на любой вкус и цвет — от известных крупных сетевых до мелких местных. В небольших бензин, бывает, стоит подешевле. Однако рисков может быть чуть больше. Мы выбираем проверенные варианты, ведь сломаться за сотни километров от дома не хочется совсем.


Места отдыха

Сегодня трасса М4 современная и хорошо приспособленная к путешествиям. Есть много площадок для отдыха, на которых стоят туалеты, а на некоторых новых, как, например, увидели на трассе в обход Лосево, есть и специальные площадки для отдыха в виде лавочек и столиков, чтобы посидеть и поесть. Причем все это абсолютно бесплатно. На таких площадках много машин путешественников из разных регионов, которые останавливаются отдохнуть и восстановить силы. Некоторые умудряются даже разбить палатки, чтобы выспаться с особым комфортом — сами таких путешественников в этот раз увидели.

Также туалеты есть на всех крупных заправках. Здесь можно и умыться. Кроме того, вся трасса буквально пестрит предложениями душа и туалета. Понятно, что это чаще рассчитано на дальнобойщиков, но воспользоваться предложением могут все желающие — услуга платная. Мы на себе не опробовали.


Развлечения на трассе

Время в пути летит то стремительно, то начинает тянуться в зависимости от пейзажа. Так, в Ростовской и Воронежской областях преимущественно поля — можно полюбоваться в этот период целыми плантациями ярких и жизнерадостных подсолнухов, с которыми многие путешественники так любят фотографироваться. Правда, по большей части пути сделать это проблематично, так как на дорогах не предусмотрен съезд и прочерчена сплошная.

Особо в дороге не поразвлекаться, так как даже с интернетом в полях бывает беда, сеть ловит, но сигнал 3G, а значит, загрузки страниц ждать придется долго. Местами есть парки развлечений по пути. Но тут надо съезжать, а когда мчишься навстречу морю, делать это не особенно хочется.

В Краснодарском крае М4 подарит необычные эмоции, когда въезжаешь в зону гор. Там и затяжные спуски, и прекрасные виды. Есть несколько памятников, возле которых все с удовольствием фотографируются. Например, медведь на склоне. Возле Новороссийска есть целый ансамбль монументов, посвященных героям начала XX века. А смотровая площадка здесь же с прекрасным видом на море превращает это место в настоящий арт-объект.

Благодаря тому, что открыли новый участок трассы, который убрал необходимость проезда по однополосной дороге довольно длительный промежуток пути, ехать стало веселее, быстрее и комфортнее. Теперь чистого времени в дороге — 18 часов, исключая перекусы и отдых. Поездка до Краснодарского края обошлась нам в 5 с половиной тысяч по бензину. Стоит топливо по всей трассе около 48 рублей за литр 95-го с разными вариациями: от 47,30 до 47,90 рублей.

После прочтения у вас не останется вопросов! Рассказали не просто про аренду авто, но и про дороги Алтая, заправки и сервисы. Все достопримечательности отметили на карте. А ещё дали личные советы и рекомендации.


Долина Белухи

Как добраться

Где это — Алтай? Куда лучше прилетать и сколько стоят билеты

Республика Алтай граничит с Алтайским краем, Кемеровской областью, Хакасией, Тывой, Монголией, КНР и Казахстаном.

Если есть желание посмотреть не только природу Алтая, но и столицы регионов, обратите внимание на другие варианты. Мы давно хотели побывать в столице Сибири, поэтому начали путешествие с перелёта из Москвы в Новосибирск.


Аренда авто

Прокатные компании в регионе, какую машину выбрать, сколько стоит аренда

Главный совет — ехать лучше на внедорожнике или кроссовере. В идеале — с полным приводом. Легковушка подойдёт только для основных достопримечательностей и дорог. И хоть местные жители везде проезжают даже на жигулях, туристу лучше не рисковать.

Рынок аренды автомобилей в регионе развит, но больше представлен местными компаниями. Единственный международный сервис — Avis – работает только в Новосибирске. Аренда кроссовера в Avis обойдётся от 4300 рублей в сутки, а легковушки от 4000 рублей. Пробег не ограничен.

Мы снимали Hyundai Creta в аэропорту Новосибирска через Avis. Автомобиль оказался почти новым, с пробегом 9000 километров, и стал верным другом на две недели. Небольшой объём двигателя (1,6 литров) и передний привод чувствовались на гравийных участках, а вверх на Кату-Ярык мы заехали на последнем дыхании (с 4х4 проблем не будет). Для аренды, помимо паспорта и прав, нам потребовалась кредитная карта для залога (12 000 рублей).

В Горно-Алтайске выделяются три компании:


Марсианские горы

  • Рекомендуем бронировать машину заранее, особенно в сезон. Иначе рискуете переплатить. Или придётся выбирать из того, что осталось. Можно сделать заявку на сайте или по телефону. Как правило, при бронировании нужно внести 100-процентную предоплату;
  • Во всех компаниях попросят залог. Суммы разные — от 3 до 12 тыс. рублей. Внести его можно наличными;
  • Обычно компании ставят ограничения по пробегу (150-250 километров в сутки). Если понимаете, что на поездку этого не хватит, лучше сразу заплатить немного больше, но выбрать безлимитный тариф;
  • В случае ДТП или поломки сразу же связывайтесь с прокатной компанией — там вы получите консультацию и поймёте, как лучше действовать;
  • На арендованной машине нельзя выехать в другую страну (если вдруг вы собирались заодно посетить Монголию или Казахстан);
  • Обращайте внимание на год выпуска машины, можно сделать косвенный вывод о техническом состоянии. Частные компании предлагают и десятилетние машины и годовалые.


Дороги Алтая

Состояние, камеры, заправки, шиномонтажи и сервисы

Главная трасса Алтая — Чуйский тракт проходит через весь регион, тянется почти на 1000 км от Новосибирска до границы с Монголией. Всё отлично — покрытие, разметка, отбойники, карманы. Магистраль постоянно ремонтируют и модернизируют — в сезон можно встать в пробку, но не более, чем на час.

Если планируете сворачивать в сторону Тюнгура и к долине Чулышмана, готовьтесь к ямам и гравийным участкам! Дорога до южного берега Телецкого озера — полнейший экстрим (75 км за 4 часа).

Камер много — больше всего в Горно-Алтайске и по тракту до Семинского перевала (примерно каждые 10 км), потом почти нет. В глубинках ни одной камеры не встретили. Будьте внимательны и соблюдайте ПДД. Сотрудники ГИБДД встречаются только на постах, нас за 2 недели ни разу не остановили.

С АЗС проблем нет — до Семинского перевала каждые 10-30 км, после реже — каждые 30-60 км. В глубинках значительно меньше, советуем заправлять полный бак на тракте. Из федеральных есть Газпромнефть, Лукойл, Роснефть, а также крупные региональные — Ника и Расул — и мелкие заправки, качество топлива которых проверять не стоит.

Шиномонтажи и сервисы встречаются примерно раз в 30-50 км, есть даже в деревнях не на трассе.


Маршрут

Что посмотреть обязательно, куда сходить в поход, и где самые лучшие смотровые площадки

Внимательно изучите карту , чтобы спланировать свой маршрут.

Основной маршрут

Займёт 6-10 дней, зависит от личного темпа и предпочтений (~ 1200 км).

Гора Чёртов палец

Смотровая площадка, которая задаст темп вашим приключениям или станет отличным вариантом для завершения поездки. Почти на самый верх ведет грунтовая дорога (200 рублей за въезд). На сам скалистый выступ (палец) мы забираться не стали, выглядит не очень безопасно, фото и так получились супер.


Чертов палец

Всесезонный курорт Манжерок

Зимой здесь горнолыжные развлечения, а летом можно прокатиться на канатной дороге с панорамным видом на озеро и долину реки Катунь (взрослый 470 рублей, детский 235 рублей за билет туда-обратно). Подробная информация о базе на сайте .

Семинский перевал

Первый крупный перевал (1717 м) с пейзажными видами. Считается, что после него начинается настоящий дикий Алтай.

Перевал Чике-Таман

Высота 1295 м, но виды открываются однозначно лучше, чем с Семинского. Хороший вариант для остановки (парковка бесплатная): на рынке куча сувениров и еды (блинчики, сырники, пирожки и манты).


Вид с перевала Чике-Таман

Слияние рек Чуи и Катуни

Одна из визитных карточек Алтая. Плотность и цвет рек разные, поэтому фотографии получаются невероятно красивые. В районе развит рафтинг разного уровня сложности.


Слияние Чуи и Катуни

Петроглифы урочища Калбак-Таш


Петроглифы

Гейзерное озеро

Ярко-бирюзовое озеро, на дне которого бьют гейзеры, создавая причудливые узоры. Идти нужно вглубь леса минут 15, много комаров.


Гейзерное озеро

Вид на Северо-Чуйский хребет

Отсюда открывается вид на заснеженные вершины, высотой 4000 тыс. м.


Вид на Северо-Чуйский хребет

Марсианские пейзажи Чаган-Узун


Марсианские горы

Село Кош-Агач

Находится недалеко от границы с Монголией. На местных рынках можно купить изделия из верблюжьей шерсти, восточные ковры и посуду. Здесь заканчиваются горы и начинаются бескрайние степи. Мы съехали с трассы вглубь степи на 3 км и сделали одни из лучших фото из путешествия: вокруг на несколько километров ни души!


Степи в районе Кош-Агач

Село Акташ

Перевалочный пункт на пути в Чулышманскую долину или обратно. На рынке в центре села продают рыбу горячего копчения и самодельную медовуху, мы возвращались за добавкой.

Озёра Чёйбеккель

Комплекс живописных озёр вдоль дороги — неплохой вариант для короткой остановки. Мангал поставить сложно, очень ветрено.


Озеро Чёйбеккель

Улаганский перевал

Самый высокий перевал региона (2080 м). В хорошую погоду видны белые вершины восточного Алтая. После вершины ям и разбитых участков на дороге становится гораздо больше.

Перевал Кату-Ярык

А теперь — самый сложный и экстремальный перевал, ведущий в долину. 9 поворотов с наклоном до 35°, асфальта нет, только гравий и камни. Будьте аккуратны!


Перевал Кату-Ярык

Долина реки Чулышман

Нетронутая природа, бурная чистая вода и водопад Чул-Оозы. Перевал и долина стали для нас самыми яркими впечатлениями от Алтая (после похода к Белухе).

Дополнительный маршрут

Прибавляйте 1-2 дня на каждое место.

Село Чемал

В районе села находятся несколько мест — живописный остров-скала Патмос с церковью Иоанна Богослова; чемальская ГЭС с музеем внутри; палеопарк, где каждый может почувствовать себя археологом.

Телецкое озеро

Один из символов Алтая. Заповедная зона находится под защитой ЮНЕСКО. На берегу много баз отдыха и кафе, проводятся водные туры. В сезон здесь слишком много людей.

Село Тюнгур

Точка старта в походы к подножию горы Белуха и Мультинским озёрам.


Вид на Белуху

Водопад Учар, урочище Аккурум (каменные грибы)

Расположены в Чулышманской долине. Добраться непросто — сперва 20 км по разбитой дороге, потом пешком: час до грибов, два-три часа до водопада. Людей здесь почти нет.

Походная часть

Отдельная тема, тут можно ходить долго!

  • Аккемское озеро и долина горы Белухи — долина семи озёр, каменный город, ледник — самый популярный и живописный маршрут.
  • Мультинские озёра — менее популярный, но не менее красивый. Озёр три — нижнее, среднее и высокое.
  • Каракольские озёра — обычно совмещают с посещением района с. Чемал. Комплекс из семи нетронутых горных озёр.




Проживание

Где найти и забронировать жильё, тонкости и личные советы

Основное жильё на Алтае — это базы отдыха разного уровня и формата. Где-то большой дом с несколькими спальнями, а где-то летний домик с кроватью и тумбочкой, без отопления. Туалет часто оборудован на улице, равно как и душ. Горячая вода есть не в каждом месте. Часто есть настоящая русская баня — приятно снять напряжение в конце насыщенного дня.

Вы можете заранее забронировать жильё через сайты бронирования , но многих вариантов там нет. Список баз смотрите здесь .

Всегда есть вариант не планировать ночёвки заранее, а искать на месте, в зависимости от того, сколько проедете километров. Это несложно, не все базы заняты: чем дальше по Чуйскому тракту, тем людей меньше.

Кстати, бесплатные частные парковки есть на всех баз, с этим проблем не возникнет.


Рекомендуем следующие места:

И конечно, самый бюджетный и романтичный вариант — палатка!


Кухня и питание

Что обязательно попробовать, сколько стоит обед и личные советы, где вкусно перекусить

Побывать на Алтае и не попробовать местную кухню — преступление. Мясо, много мяса, молочные блюда, — принято считать, что именно эта еда даёт человеку силу.

  • Чегень — нечто среднее между кефиром и айраном;
  • Каймак — алтайская сметана;
  • Сыр курут — о нём ходят легенды: ещё древние алтайские кочевники хранили и передавали из поколения в поколение рецептуру. Говорят, что когда раскопали курган алтайской принцессы, помимо сокровищ, там нашли кусочки сыра;
  • Боорсок — нечто похожее на пончик, только в форме шарика, обильно обжаренного в масле. Обычно едят, обмакивая в мёд;
  • Кан или кровяная колбаса — местный деликатес, приготовленный из крови барана;
  • Кёче — суп с ячменем на бараньем бульоне;
  • Дьёргём — сложное блюдо из желудков и кишок;
  • Мун — мясной жирный бульон, который был незаменим для кочевников в качестве отвара для пополнения сил;
  • Тиштеген-эт — фактически это шашлык, только не маринованный, а натёртый солью;
  • Копченая рыба;
  • Чай с молоком, солью и талканом;
  • Тягучая ароматная медовуха;
  • Арак — местная водка.

Нас особенно впечатлили сыр курут, суп кёче, копчёная рыба и медовуха. Помимо этого практически во всех кафе будут манты и плов.

Общепит на Алтае представлен в основном в виде придорожных кафе с максимально простым интерьером и приятными ценами. Рекомендуем несколько заведений:

Обед на человека обойдется в 300-500 рублей.

Не забудьте устроить привал на природе и пожарить мясо, не зря же вы везли с собой мангал (вы его взяли?). Свежее мясо продаётся в любом населенном пункте прямо на рынке.

Бюджет

  • Билеты: от 4 000 рублей на человека в одну сторону (без багажа);
  • Аренда авто: средняя цена 3 500 рублей в сутки (депозит 3 000 — 12 000 рублей);
  • Бензин: около 5 500 рублей (1200 км);
  • Проживание: от 800 до 2 500 рублей в сутки за двоих, в зависимости от предпочтений;
  • Питание в день: 1 000-1 500 рублей на человека;
  • Итого на двоих за неделю ~ 80 000 рублей.


Когда ехать

Алтай — дело тонкое, и в каждом сезоне свои прелести.

Самый популярный сезон, конечно, лето — людей, соответственно, много. В июне поток ещё не хлынул, а погода уже радует. В июле и августе становится жарче, поля цветут, урожай набирает обороты. Обратите внимание, цены в сезон повышаются примерно на 20%.

Осень непредсказуема. В сентябре тепло, жара спадает, деревья окрашены яркими красками. Никогда не знаешь, чего ждать в октябре и ноябре — может быть тепло, а может лежать снег. Но вокруг уже тишина и покой, туристов практически нет.

В зимний период людей очень мало, а снега — много. Световой день короткий, поэтому активные приключения лучше переложить на первую половину дня.

В итоге самые приятные месяцы для посещения — май-июнь и сентябрь. Но не стоит себя ограничивать, мы были на пике сезона в июле и не жалеем, мест и маршрутов достаточно, поэтому поток людей не напрягает.

Читайте также: