Как поехать на самокате eleven

Обновлено: 15.09.2024

Езжу на обычном самокате уже два года, присматриваюсь к электрическому. Хороший электросамокат развивает скорость до 60 км/ч , а велосипед или мопед — максимум до 30 км/ч .

К каким участникам дорожного движения приравниваются люди на электросамокатах: пешеходам, велосипедистам или водителям мопедов? Какие правила дорожного движения касаются электросамокатов? Нужен ли шлем, как на мопеде или мотоцикле? Можно ли ездить по проезжей части, а не по тротуару?

Электросамокат — это пример того, как законы не всегда успевают за техническим прогрессом. Раньше самокаты выглядели так, что даже правила дорожного движения скромно относили самокатчиков к пешеходам. А потом ситуация изменилась.

Современные самокаты ездят быстрее, чем старый Москвич. Но если для Москвича нужны права, то для электросамоката нет. Прогресс опередил законодательство.

Но это не значит, что водителям самокатов можно делать все что угодно. Это зависит от мощности двигателя самоката и его максимальной скорости.

С точки зрения ПДД водитель самоката — пешеход

Водитель самоката по ПДД приравнен к пешеходам. Так же как люди на роликовых коньках и те, кто пользуется санками, тележками, детскими или инвалидными колясками.

Водительское удостоверение для управления самокатом не требуется, шлем тоже не нужен: пешеходы их не носят.

Отсюда вытекают обязанности водителя самоката:

  1. Перемещаться по тротуарам, пешеходным и велодорожкам.
  2. Если тротуаров или дорожек нет, двигаться по обочинам дорог или по краю проезжей части. Делать это необходимо навстречу потоку движения.
  3. В темное время суток иметь на одежде светоотражающие элементы.

Для самокатов, которые приводятся в движение исключительно человеческой ногой, такие требования выглядят вполне обоснованными.

Но закон за прогрессом не всегда успевает. К самокату приделали электромотор, и его скоростные характеристики изменились. А требования ПДД остались прежними.

Так выглядит современный электрический самокат. У этой модели мощность двигателя — 3,5 кВт, емкость аккумулятора — 8 ампер-часов, максимальная нагрузка — до 120 кг, а скорость — до 30 км/ч . Стоит он около 20 000 Р

Все зависит от мощности двигателя и максимальной скорости электросамоката

Пешеходом водитель электросамоката считаться может. Но только если мощность его самоката меньше 4 кВт, а максимальная скорость не выше 50 км/ч . Смотреть технические характеристики будут по паспорту или инструкции по эксплуатации конкретно вашего самоката.

Теоретически любое транспортное средство под горку можно разогнать и до 100 км/ч . Но в данном случае учтут только технические характеристики, которые указал производитель.

Если мощность самоката по паспорту выше 4 кВт, а скорость больше 50 км/ч , то для того, чтобы им управлять, возможно, потребуется водительское удостоверение категории М. В этом случае человек, который управляет самокатом, уже не пешеход. В чем разница между велосипедами, мотоциклами и мотороллерами, можно посмотреть в п. 1.2 правил дорожного движения.

Что о самокатах говорит судебная практика

Суды тоже всегда смотрят на технические характеристики самоката, принимая решения, какие меры принять к его владельцу.

Пример из суда. Пьяный мужчина в Тамбове ехал на электросамокате. Сам он, правда, утверждал, что самокатом не управлял, а просто находился рядом с ним на тротуаре. Сотрудники ГИБДД осмотрели его самокат и обнаружили маркировку мощности двигателя — больше 4 кВт. Суд решил, что по техническим характеристикам это мопед, а значит, водитель не относится к пешеходам. То, что мужчина не управлял самокатом, не подтвердили свидетели. И суд лишил его права управления транспортными средствами. Обжаловать решение суда не получилось.

Отсутствие водительского удостоверения в таком случае тоже не спасло бы от ответственности. Если прав нет, за такие нарушения наказывают штрафом от 5000 до 15 000 Р . А если права есть, но водителя лишили их раньше, то штраф — 30 000 Р .

Другой пример — из суда города Ливны. Мужчина, как и в предыдущем случае, управлял электросамокатом в нетрезвом виде. Сотрудники ГИБДД отправили его на освидетельствование, которое это состояние подтвердило. Дело направили в суд. Однако в суде мужчина предъявил инструкцию по эксплуатации электросамоката. В ней было сказано, что мощность двигателя — всего 2 кВт. А это означает, что такой самокат транспортным средством не является, а мужчина — пешеход. Лишить пешехода права управлять транспортом, даже если он пьян, нельзя.

Суд постановил: этот электросамокат нельзя отнести к какому-либо транспортному средству. А значит, управление им в пьяном виде — это не нарушение. Поэтому водительского удостоверения человека не лишили.

Но его наказали по другой статье — за нарушение ПДД лицами, которые непосредственно участвуют в процессе дорожного движения, если они находятся в состоянии алкогольного опьянения. В результате мужчину оштрафовали на 1200 Р .

Правила безопасности тоже нужно соблюдать

Хотя водитель самоката считается пешеходом, соблюдать правила безопасности все равно нужно. Если владелец электросамоката их нарушит, его можно привлечь к ответственности на тех же основаниях, что и пешехода, — по статье 12.29 КоАП РФ.

Я рекомендую водителю электросамоката следующее:

  1. Не перевозить на электросамокате детей, пассажиров или крупногабаритные грузы. Электросамокат для этого не предназначен.
  2. Не пытаться разогнать самокат быстрее, чем это допускается инструкцией по эксплуатации. Под горку любой электросамокат разгоняется очень хорошо, а вот рассчитана ли его тормозная система на такую скорость, придется выяснять опытным путем.
  3. Не пользоваться мобильным телефоном во время движения. А еще я не советую надевать наушники, чтобы не пропустить гудок машины или другие звуки.
  4. Ездить по тротуару с такой скоростью, чтобы не мешать движению пешеходов.
  5. Шлем и защитная амуниция необязательны, но желательны. Если столкнуться с препятствием даже на скорости 20—30 км/ч , это может привести к серьезным травмам. В автомобиле водителя и пассажиров защищает прочный кузов, есть ремни и подушки безопасности. У самоката их нет. Даже массивная рама велосипеда лучше поглощает удары и нагрузки, чем низко расположенная платформа самоката.
  6. Не надевать для езды длинные и объемные вещи. Их элементы цепляются за столбики ограждений, кусты и ветки деревьев, и можно упасть или порвать одежду.

Что в итоге

Все зависит от мощности и максимальной скорости электросамоката.

Если мощность меньше 4 кВт, а скорость меньше 50 км/ч , надо ездить по тротуарам или велосипедным дорожкам, а на дорогу выезжать только в крайних случаях. Ни водительское удостоверение, ни шлем не требуются.

Если мощность больше 4 кВт, а скорость выше 50 км/ч , электросамокат могут посчитать мопедом. В этом случае нужны и права, и шлем. А за пьяное вождение такого самоката могут лишить прав.

Не выбрасывайте инструкцию к самокату. Хранить ее закон не обязывает, но если что-то случится, то будет проще общаться с сотрудниками ГИБДД.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.


"Мопед" - двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики. Из последней редакции ПДД, такой самокат будет уже мопедом со всеми вытекающими и необходимостью категории "М"


Дмитрий, не понимаю, как вы пришли к такому выводу, когда черным по белому написано, что с двигателем мощнее 250 Ватт уже считается мопедом! 4-х киловаттный самокат ещё поискать надо, не уверен, что вообще такие бывают. Средний самокат - 350-500 Ватт

Алекс, вы плохо умеете читать. Человек писал не о том, что он тоже хочет ездить со скоростью раненого гепарда, а о том, что такая скорость недопустима на тротуаре


В ПДД как-то должны это закрепить. Я на велосипеде езжу всегда по дороге, вместе с машинами согласно ПДД. А олигофрены на электросамокатах и моноколесах летают по тротуару на скоростях под 30 - 40 км/час. Пару раз чуть не сбили.
Нужен запрет на перемещение такой техники по тротуарам и пусть ГИБДД штрафует.


Павел, среди велосипедистов олигофренов тоже хватает: одни через пешеходные переходы летают, другие левые повороты пытаются закладывать. Мне тоже не нравится по тротуарам ездить: пешеходы, которые любят растянуться на весь тротуар, дети, собаки. Но переместить электросамокатчиков на обочину или проезжую часть это тоже задача. Я не понимаю, как, например, на самокате во время движения показать остановку или правый поворот, не отрывая руку от руля, т.к. в отличие от велосипеда, он сразу теряет устойчивость. Как ехать по обочине, которая машинами заставлена. Как выбоину на дороге обьехать, которая для автомобиля или велосипеда не критична, т.к. у них колеса большие, а для самоката очень даже критична.


Дмитрий, Извините, конечно, но вы сами то судебную практику, которую привели, читали? Во втором примере четко написано, что мощность двигателя 200 ватт = 0.2 киловаттам. О каких 2 кВт идёт речь - не понятно. Не понятно также и как вы в первом своём примере усмотрели 4 кВт, если этот момент был скрыт в тексте.
Что уж говорить и о банальном не умении читать термин, который приводит закон в отношении мопеда. Если максимальная скорость до 50 км/ч, а мощность электродвигателя от 0.25 кВт до 4 кВт, то такой электросамокат приравнивается к мопеду. Вы же говорите, что права категории "М" необходимо иметь лишь к тем электросамокатам, которые превышают 4кВт, а скорость больше 50 км/ч. Читаем определение мотоцикла и видим, что если скорость больше 50 км/ч, то это прямой путь уже к мотоциклу.
Исходя из ПДД, управляющие электросамокатом мощность электродвигателя которого менее 250 ватт - пешеходы. И никак иначе. Судебная практика ваша в корне неверна отражена в статье.

Ездить на самокатах, скейтах, роликовых коньках и прочих гироскутерах разрешат только на трезвую голову. Для автобусов введут новый знак "Въезд запрещен". Им также запретят парковаться во дворах и разгоняться больше 70 км/ч.

Если человек едет на самокате в потоке пешеходов, то его скорость не должна превышать 20 км/ч, говорится в новых правилах. Фото: Сергей Михеев/РГ

Если человек едет на самокате в потоке пешеходов, то его скорость не должна превышать 20 км/ч, говорится в новых правилах. Фото: Сергей Михеев/РГ

Все это прописано в новых поправках в правила дорожного движения, которые разработал Минтранс.

Этот проект внесен в рабочую группу по безопасности дорожного движения в рамках "регуляторной гильотины", сообщает "Коммерсантъ".

Главное в документе (с чего, собственно, и начался этот проект) - то, что в нем прописаны правила для самокатов, гироскутеров и моноколес. Вся эта техника получила название "Средства индивидуальной мобильности" (СИМ). В нее же вошли роликовые коньки и скейтборд. К ним же можно отнести и лыжи.

В правилах расписано, где разрешается ездить на СИМ. Детям можно по пешеходным дорожкам и тротуарам. Взрослым по ним можно тоже, но только если они сопровождают детей. В основном же самокатчиков, роллеров и иже с ними отправят на велодорожки.

На правый край проезжей части им можно выезжать, если СИМ оборудован тормозами, фарой и катафотами. При движении же вместе с пешеходами скорость таких средств передвижения не должна превышать 20 км/ч. При движении по пешеходному переходу скорость должна быть пешеходная. Неизвестно только, кто ее будет контролировать.

В темное время суток все СИМ должны перемещаться только с фонарем или фарой. Это относится и к роликовым конькам, и к скейтам.

Надо сказать, что в ГИБДД возражают против причисления к СИМ роликов и скейтов. А глава "Союза пешеходов" Владимир Соколов категорически против их совместного передвижения вместе с пешеходами. По его словам в прошлом году зафиксировано 140 наездов электросамокатчиков на пешеходов. При этом владельцы СИМ обычно скрываются после наезда.

Управлять любым СИМ будет разрешено только в трезвом виде. Означает ли это, что роллеров, выпивших пива, будут лишать прав - неизвестно.

Теперь что касается транспорта. Для знака "Остановка запрещена" прописали новое ограничение. Он будет действовать до знака "Парковка".

Двигаться по краю проезжей части разрешат самокатам, которые оборудованы тормозами, фарой и катафотами

Автобусы смогут двигаться за городом со скоростью 90 км/ч, если их кресла оборудованы ремнями безопасности, а также, если все пассажиры в салоне сидят. Все остальные автобусы должны ездить со скоростью не более 70 км/ч.

Если под задним стеклом автобуса загорелась надпись "Внимание, пассажир", то следующий сзади автомобиль обязан остановиться и пропустить пешеходов. Трогаться можно, только когда табло погаснет. В общем, автобус приравняли к трамваю.

Скорректированы упомянутые в правилах ГОСТы. Сейчас они ссылаются на стандарты, которые уже не действуют. Так, например, в поправках к разметке указывается действующий ГОСТ по разметке, который предполагает возможность нанесения разноцветных линий. Например, синих. Синяя разметка наносится на перекрестках для обозначения границ движения.

Напомним, что ГОСТ по знакам, несмотря на то что изменился, сохранил прежний номер. Поэтому его менять в правилах не надо. А ГОСТ по установке знаков, указанный в правилах, отменен. МВД разработало поправки в правила, которые меняют этот ГОСТ. Документ недавно прошел общественные обсуждения.

Также в проекте минтранса прописан новый ГОСТ по тонировке. Он предполагает, что светопропускание лобового и передних ветровых стекол должно быть не менее 70 процентов. Такое требование, кстати, закреплено в техническом регламенте таможенного союза. ГОСТ, на который ссылаются действующие правила дорожного движения, предусматривал светопропускаемость лобового стекла 75 процентов, передних ветровых - 70 процентов.


А теперь, как видим, все переменилось: популярность самокатов растет как на дрожжах, и они уже соперничают на равных с велосипедами! Все потому, что у них появился мотор. По всей видимости, изнеженную публику, как всегда, прельщает простота - чем проще и примитивнее, тем лучше. На велосипед еще надо взгромоздиться, держать равновесие, крутить педали - плюс маленькие велосипедные сиденья подходят, увы, далеко не для всех объемистых поп - а ведь эпидемии ожирения, увы, бушуют в мире почище распиаренного ковида. С самокатом не требуется почти никаких ни умений, ни усилий - просто встаешь и едешь. Плюс иллюзия почти полной безопасности "как у пешехода": ты стоишь почти на уровне земли, колесики маленькие, падать вроде как как невысоко - не то что с велосипеда. Что речь именно об иллюзии - многие самокатчики до сих пор не догадываются, и гоняют, гоняют. При том, что статистика несчастных случаев именно с электросамокатами накопилась достаточная, и травмы там вполне серьезные - как у самих самокатчиков, так и у тех, с кем они сталкиваются.

Конечно, удивляет, что самокаты с мотором не стали трендом много раньше. Ведь в их конструкции, собственно, нет ничего принципиально нового - ничего такого, чего бы не было известно, хотя бы теоретически, в тех же 70-х годах прошлого века. Принцип работы электромотора известен чуть ли не со времен Эдисона, в СССР регулярно проводились соревнования автоконструкторов-любителей, которые упоенно гоняли по самодельным трекам дистанционно управляемые машинки собственной конструкции, чаще всего - именно с электромоторами. Казалось бы, от такой машинки - лишь шаг до создания электросамоката. Но нет - он так и не был сделан.

Вроде бы все упиралось в отсутствие достаточно емких батарей и аккумуляторов. Точнее сказать - автоиндустрия не могла породить достаточно мощного запроса на блок питания для индивидуальных средств передвижения, которые казались просто "баловством". И помощь пришла неожиданно с совсем другой стороны - от. производителей компьютерной техники, а точнее - ноутбуков! Именно им понадобились емкие и при этом не очень тяжелые источники питания (чтобы их мог спокойно таскать человек), они породили могучий спрос на такие батареи, спрос создал конкуренцию - двигатель прогресса, и в один прекрасный день видному инноватору по имени Илон Маск пришла в голову идея - соединить воедино много уже готовых, серийно производимых батарей для ноутбуков, чтобы создать блок питания. для своего электромобиля. После того, как идея "электродвижения" стала мейнстримом, создание электросамокатов стало уже "делом техники". Моторчик всегда был, батарея - вот, Маск подсказал.

Сначала всем казалось, что в изобретении одни плюсы и никаких минусов. Детская игрушка, дети будут кататься, веселиться. Потом внезапно выяснилось, что самые ярые фанаты самокатов - это больше взрослые, чем дети. Увлечение самокатами росло, захватывало мир, прежде всего - мегаполисы. Россия здесь в кои-то веки - в тренде, почти не отстает. Но чем больше становится самокатчиков, тем больше ненависти к ним. Ныненшний, 2021 год, становится в каком-то смысле переломным в отношении общества к этому на вид безобидному явлению: во множестве стран, уже не уровне не только городов, но парламентов и правительств, выдвигаются требования и законопроекты ПРОТИВ как самокатчиков-пользователей, так и фирм, которые сдают самокаты в аренду.

А есть горячие головы, кто и вовсе требует ЗАПРЕТА пользования электросамокатами в городах - на том основании, что наши города для них просто не приспособлены. Дескать, на самокатах в городе просто негде ездить: по проезжей части при нынешней плотности движения нельзя - самокатчика собьет машина, а по тротуарам - тоже нельзя, потому что там бедовый самокатчик уже сам может сбить пешехода, въехав в него на скорости или "в лоб", или сзади.



Самокатчик на улице Дыбенко сбил девочку

Откуда же такое ожесточение? Психология учит нас, что в основе любой ненависти всегда лежит страх. В древнегреческом эти понятия даже вообще не различались - греческая "фобия" это одновременно и "страх", и "ненависть". Большая беда самокатчиков в том, что их реально стали БОЯТЬСЯ после того, как их стало много. Пешеходы, уже попадавшие в "происшествия" с самокатами, или хотя бы слышавшие о них с развитым воображением, зарабатывают те самые фобии. Основные факторы испуга: то, что, во-первых, самокаты движутся практически бесшумно (спасибо электричеству), во-вторых, они движутся на скорости, которая может в 3, 4, а то и 10 (!) раз превышать скорость пешехода, и - пожалуй, главный фактор - они могут ударить сзади. Страх внезапного удара сзади - сильнейший стрессовый фактор, поскольку тут играют роль древнейшие инстинкты: приматы, в отличие, скажем, от птиц, не обладают круговым зрением, самосохранение всегда шепчет нам, что сзади мы беззащитны. И вот появилась угроза, которая бьет именно сзади, и от которой нет спасения даже на тротуаре!

Но, с другой стороны - передвижение на самокате обладает такой психологической привлекательностью, что запретить самокаты тоже едва ли удастся. Этого джинна уже не загнать обратно в бутылку - особенно учитывая, что за самокатным увлечением стоит мощнейшее мировое "зеленое лобби", которое делает упор на "малые" средства передвижения типа велосипедов и самокатов, "меньше отравляющие атмосферу". Выбирая, что лучше запретить - самокаты или частные автомобили - сегодняшние правительства скорее выберут запрет автомобилей, как раз с тем, чтобы отдать дороги самокатчикам!

В основе желания "стать на самокат" лежит старое как мир стремление - превзойти пешехода. Самокат дает такую возможность при абсолютном минимуме навыков и усилий. Он максимально демократичен - доступен и слабой женщине, и ребенку, и старику. Главный враг самоката - скученность. Там, где улицы забиты автомобилями, а тротуары - людьми, там самокат становится опасен и для тех, и для других. Но что делать, если как раз в мегаполисах люди предьявляют на самокаты наивысший спрос?!

По сути, если смотреть правде в глаза, самокат - это игрушка. Игрушка, которая неспособна решить ни проблемы скученности, ни проблемы защиты окружающей среды, ни проблемы экономии времени (чем выше скорость самоката в городе, тем выше угроза для всех). Но в том-то и дело, что современный человек все больше впадает в детство, среди нас все больше инфантилов. Люди хотят простоты, они хотят ИГРАТЬ. И в этом мире расшалившихся детей даже самокаты постепенно превратятся в экзистенциальную угрозу.


фото электросамокат

Новичкам обязательно перед каждой поездкой проверять электротранспорт на пригодность к эксплуатации. Для этого производители рекомендуют выполнять такие действия:

  • осмотреть детали конструкции на предмет отсутствия деформаций и качества креплений;
  • проверить работоспособность тормозов;
  • изучить покрышки колес с целью выявления повреждений, убедиться в наличии давления в шинах;
  • удостовериться в заряженности батареи, достаточной фиксации рулевой штанги и хорошей затяжке болтов, удерживающих руль.

Проводить обучение лучше всего на ровной поверхности, где отсутствуют препятствия и помехи. Малопопулярные дорожки в парках, пустующие паркинги и площадки во дворе жилого дома – оптимальное решение.

Инструкция по вождению электросамоката

Научиться управлять самокатом с электромотором относительно просто, особенно если у райдера имеется опыт катания на обычном самокате. Алгоритм действий для освоения этого транспорта выглядит следующим образом:

фото электросамокат

  1. Необходимо положить обе руки на рукоятки руля и сжать их, после чего можно включить кнопку активации устройства.
  2. Далее одну ногу требуется поставить на платформу самоката, а второй несколько раз оттолкнуться от земли, задавая стартовую скорость транспорта, затем можно поставить на платформу и вторую ногу.
  3. Последующее ускорение устройства осуществляется при помощи плавного нажатия рычага акселератора. Как правило, чем сильнее райдер нажимает на рычаг – тем быстрее движется электросамокат.
  4. Для выполнения поворота вправо или влево, требуется повернуть руль транспортного средства в ту сторону, куда планируется ехать.
  5. Выполнение торможения и/или остановки осуществляется при помощи рычага тормоза. Его зажимают на все время торможения, пока устройство не сбросит скорость или не остановится. Чем сильнее нажатие на рычаг – тем экстреннее происходит остановка.

Во время поездки важно контролировать ситуацию на дороге, держать корпус прямо, смотреть вперед, сохранять равновесие. Ступни желательно располагать на платформе одну перед другой. После того, как сеанс использования самоката окончен, обязательно поставить батарею на зарядку до 100%. Крайне не рекомендуется хранить самокат во влажном месте, ездить на нем без обуви, нарушать правила дорожного движения.

Как кататься на электросамокате в дождь

фото электросамокат

Покупатели электрических самокатов часто задаются вопросом, можно ли эксплуатировать двухколесную технику во время осадков или при наличии на дорогах луж. Как правило, ответ на него дается производителем индивидуально для каждой модели. Одни конструкции надежно защищены от проникновения влаги, другие имеют только поверхностную защиту и не приспособлены для использования во время сильной непогоды.

При небольшом дожде пользователи могут ездить на своем транспортном средстве в штатном режиме. Однако если наблюдается сильный ливень, не помешает дополнительно защитить самокат.

  • Индикатор заряда аккумулятора, помещаемый на ручку самоката, имеет провода, которые во время обильных осадков может закоротить. Для повышения безопасности этого участка техники, желательно провести изоляцию индикатора, а заодно использовать специальные перчатки во время езды.
  • Рама самоката и ручки имеют специальное антикоррозионное покрытие. Дополнительно их можно обработать спреем от намокания.
  • Электродвигатель и аккумулятор – детали самоката, которые более всего подвержены повреждениям при контакте с влагой. Стоит периодически проверять их гидрозащиту и тщательно оберегать от погружения в воду, иначе произойдет короткое замыкание и выход детали из строя.

При интенсивной эксплуатации самоката, агрессивном стиле езды, частом попадании под дождь райдерам рекомендуется раз в несколько сезонов проверять состояние влагозащиты.

Большинство современных электросамокатов без проблем переносят повышенную влажность и могут активно использоваться во время дождя, однако погружать их в глубокие лужи крайне не рекомендуется. Особенно если речь идет об изделии неизвестного китайского бренда. Наилучшую влагозащищенность демонстрируют изделия именитых торговых марок: Razor, Volteco, NextDrive и других.

Набор инструкций по управлению электросамокатом представлен в следующем ролике:

Кикшеринг

Прокат электросамокатов за последние несколько лет стал настоящим трендом. Интересно, что первооткрывателем этого бизнеса был предприниматель из России Василий Быков, зарегистрировавший в 2015 году компанию Samocat Sharing. В 2016 году у его компании уже была на руках первая рабочая версия самокатной станции. Сама же идея уже витала в воздухе по всему миру и в 2016 году студентами в Сингапуре был создан подобный стартап под названием Telepod. Но мощным толчком в развитии индустрии стал успешный стартап бывшего топ-менеджера Uber Трэвиса Вандерзанена. Он покинул свой пост в 2016 году из-за подозрения в промышленном шпионаже, а спустя год запустил станцию аренды самокатов в Санта-Монике под брендом Bird, являющегося сегодня одним из самых крупных провайдеров по прокату самокатов в мире.

Суть бизнеса и краткий обзор рынка

Кикшеринг представляет собой систему предоставления самокатов или электросамокатов в краткосрочную аренду. Услуга стала очень популярна в последние годы. Электросамокат можно арендовать с поминутной оплатой.

Причины по которым люди выбирают кикшеринг:

  • Удобство — электросамокат легко объезжает все пробки, при необходимости можно ускориться на пешеходных улицах.
  • Лёгкость в использовании — для того чтобы поехать нужно встать одной ногой на платформу, оттолкнуться другой и нажать на рычаг газа на руле.
  • Экономия сил и времени— ехать всегда проще, чем идти.
  • Быстрая аренда — регистрация в приложении занимает 2 минуты.
  • Комфорт — не нужно прилагать лишних усилий, самокат едет сам.

Кикшеринг набирает популярность по следующим причинам:

  1. Быстрое открытие бизнеса (от пары недель до пары месяцев);
  2. Небольшой финансовый стартап;
  3. Несложная логистика;
  4. Быстрая окупаемость проекта;
  5. Не нужны затраты для обучения персонала.

Финансовая сторона кикшеринга

Стоимость проката самокатов довольна разная, её устанавливают сами организаторы. В среднем по России 30 минут аренды стоят от 150 до 200 руб. За это время можно преодолеть расстояние до 500 метров, а полностью заряженный самокат способен проехать 30 километров. В день можно покатать до 30 человек при стопроцентной зарядке. Доход выходит около 6 тысяч рублей. А в месяц доход может доходить до 200 тысяч рублей. И это только от одного самоката. Чем больше электросамокатов будет в аренде, тем выше будет доход.

Ниже приведены примеры некоторых крупных представителей этого бизнеса и их тарифы на услуги.

Компания Тариф Условия пользования
URentBike 5 руб/мин Не менее 18 лет
Делисамокат 5 руб/мин или 250 руб час Не менее 18 лет
Samocat Sharing От 2 до 5 мин/мин Не менее 14 лет
Рушеринг 150 руб/30 мин;280 руб/час;420 руб/90 мин Не менее 16 лет
Whoosh 5 руб/мин+платная активация 50 руб Нет ограничений по возрасту
YouDrive lite 5 руб/мин Не менее 18 лет

Но чтобы начать зарабатывать в этой сфере, нужно сначала вложить деньги. Стоимость одного электросамоката для бизнеса составляет 400-1000$. Для запуска можно начать с 50 пунктов, а это значит, что для запуска понадобится от 20 000$. Плюс к этому придётся потратиться на оборудование, программное обеспечение и регистрацию предприятия. Существуют скутеры уже с готовыми решениями.

Провайдер Количество самокатов Количество городов Выручка (2020)
Urent 40 тыс. 50 800 млн руб.
Whoosh 30 тыс. 17 855 млн руб*
Карусель 3,6 тыс. 7 40 млн руб.
Lite 2,7 тыс. 2 23 млн руб*
E-Motion 2 тыс. 20 89,6 млн руб.*

Источники: Данные компаний (*), открытые источники.

Затраты сервиса кикшеринга

Чтобы уверенно запустить свой бизнес в городе, население которого составляет до 150 тыс. человек, понадобится примерно 50-100 самокатов. На их приобретение и оснащение придется потратиться от 50 тыс. долларов или 3,7 млн руб.

Конкуренция

Уровень конкуренции в этой сфере напрямую зависит от размера локального рынка. По подсчётам Четверекова, самая сильная конкуренция в Сочи: там 13 операторов, в Москве в своё время только 9. Сооснователь Urent Андрей Азаров предполагает, что рынок столицы может вырасти до 100 тыс. электросамокатов, на данный момент их около 30 тыс. Перспективными считаются также следующие города: Иркутск, Красноярск, Кемерово, Владивосток, Томск, Саратов и Оренбург, исходит из предположения франшизы Urent.

Сложности бизнеса

Прокат электросамокатов, как и любой бизнес, имеет свои нюансы. Исходя из расположения сервиса необходимо учитывать качество дорожного покрытия, погодные условия, юридические требования и запреты к эксплуатации оборудования, наличие велодорожек и т.д.

  1. Сезонность. На Юге, Краснодаре и Сочи сезон прокатов длится круглый год. В средней полосе — 7 месяцев.
  2. Техническое оборудование. Станция проката нуждается в перезагрузке, мелком ремонте, очистке самокатов. Эту роль исполняют франчайзи. Он пользуется услугами уже существующим сервисом обслуживания или может создать свой, зарабатывая при этом до 20% от выручки на обслуживании партнёров.
  3. Обслуживание клиентов. Станция полностью автоматизировна, на ней нет кнопок или экранов. Клиент взаимодействует с системой через приложение. Благодаря системе Samocat Cloud легко обеспечивается до 100 тысяч поездок одновременно.
  4. Вандализм — если станция находится на улице, то есть риск столкнуться с вандалами. В закрытых помещениях такой риск минимальный.

С кем договариваться при запуске кикшеринга?

Шеринг электросамокатов осуществляется публично, поэтому необходимо удостовериться, что управление города не свернёт ваш проект. Договариваться придётся с администрацией (муниципалитетом) города. Если осуществление проката самокатов планируется на частной территории, то с её владельцами.

Необходимо придумать аргументы в пользу своего бизнеса, чтобы показать, что ваш бизнес принесёт пользу не только вам.

Примеры отличных аргументов:

Изменения коснулись и количества самокатов, которые операторы могут иметь в своем парке. Теперь крупные компании смогут иметь не более 10 000 электросамокатов, при этом 30% из них должны будут находиться в пределах Садового кольца, еще 30 процентов — между Садовым и Третьим транспортным кольцом, и еще 40 процентов — за пределами Третьего транспортного кольца.

8 июня 2021 года скорость передвижения на электросамокатах в Санкт-Петербурге ограничили до быстрого шага. В центре Санкт-Петербурга можно будет разогнаться до 10 км/ч, на окраинах города — до 20 км/ч.

Выбор программного обеспечения

Мобильное приложение является важной составляющей бизнеса, так как все действия аренды электросамокатов проходят именно через него. Вы можете разработать его сами, если у вас имеются подобные навыки или начать сотрудничество с разработчиком уже готового приложения.

В приложении для удобства клиентов должны присутствовать:

  1. Информация об учётной записи клиента, включая его контактную информацию;
  2. История бронирования и поездок;
  3. Актуальные рекламные коды и купоны;
  4. Варианты ценообразования и оплаты;
  5. Свободные в настоящее время транспортные средства;
  6. Варианты маршрутов.

Функционал платформы для аренды электроскутеров:

  • Полное описание и вся информация о каждом устройстве;
  • Информация о состоянии батареи, времени использования, местонахождении;
  • Установка GPS-системы;
  • Вся информация о клиентах;
  • Вся информация о платежах;
  • Информация об активных и неактивных заказах;
  • Информация о способах оплаты;
  • Руководства;
  • Отчёты;
  • Индивидуальные настройки.

Сегодня некоторые IT-компании предлагают воспользоваться готовым программным обеспечением. Например, этим занимаются следующие компании: CARTREK, Cariot, Samokato, ScootAPI и т.д.

Привлечение пользователей

Помимо мобильного приложения и сайта каждая кикшеринговая компания занимается привлечением внимания аудитории к своим услугам с помощью рекламы. Для того чтобы реклама работала правильно необходимо чётко знать свою целевую аудиторию.

Те компании, которые тратят все свои средства на закупку самокатов и оборудования, при этом не оставляя денег на маркетинг, вероятнее всего быстро сойдут с рынка. Компании, имеющие успех тратят на маркетинг минимум 30% от первоначального капитала

Для привлечения новой аудитории отлично подходят:

Для удержания уже существующей базы клиентов рекомендуется выполнять следующие действия:

  • Создавайте чек-листы, с помощью которых будут проверяться все транспортные средства перед началом работы.
  • Еженедельно проводите осмотр вашего транспортного парка.
  • Отслеживайте статистику и вовремя заменяйте непригодный транспорт. Поломка у клиента может серьёзно подпортить репутацию вашего сервиса.

Как правильно выбрать электросамокат?

Наиболее популярными брендами элекстросамокатов для бизнеса являются Xiaomi и Ninebot (подбренд Xiaomi), но есть и другие, например, City-Bird. Среди них есть готовые предложения для бизнеса, где после покупки достаточно подключить сим-карту.

При выборе стоит обратить внимание на ёмкость аккумулятора. Чем лучше батарея, тем больше расстояния транспорт сможет проехать без зарядки. Малоёмкий аккумулятор может вызвать внезапную остановку, что негативно отразится на репутации компании. Лучше если заряда будет хватать на расстояние от 25 км.

Следующее — аммортизация. Совершать поездку на самокатах без подвески по плохой дороге достаточно некомфортно, они создают неудобство для ног и спины, особенно при поездках на дальние расстояния.

И последнее — подсветка. Она необходима для поездок в ночное время, так никто не останется незамеченным на дороге и не подвергнет себя риску.

Юридическое оформление компании

Бизнес по прокату практичнее всего будет открыть элекстросамокатов минимум в формате ООО.

Читайте также: