Как поехать на уазе

Обновлено: 18.09.2024

У меня была самая обычная нормальная жизнь, потом появилась она, и все перевернулось с ног на голову. И хотя моя бывшая девушка тоже никогда раньше так не жила, ей очень хотелось попробовать. Я ее очень любил, поэтому согласился на авантюру. Мы вместе изучали новую жизнь и новые возможности. Выяснилось, что мне это подходит. Сперва мы съездили в отпуск во Вьетнам только с рюкзаками, потом исследовали другие страны и постепенно стали привыкать к жизни в дороге.

И вот пару месяцев спустя мы уже проехали от Дрездена до Бали, ни разу не воспользовавшись самолетом, перемещались только автостопом, автобусом, поездом и даже пешком. Это было лучшее время в моей жизни, которое полностью перевернуло мою картину мира. Перед тем как уехать, я продал свою машину, сдал квартиру, а вещи оставил у друга, потому что все это мне оказалось не нужным.

Сытая, комфортная жизнь — это здорово, но ведь это ощущение не длится постоянно, рано или поздно тебе все сложнее удовлетворить потребности, ты тратишь больше денег на вещи.

За первые три месяца мы проехали Россию на поезде по Транссибирской магистрали, побывали во многих местах, от Москвы до озера Байкал, которое оказалось невероятно красивым. Должен сказать, что моя бывшая девушка, хоть и немка, свободно говорит по-русски, поэтому в России нам было легко. Но смотрели на нас странно: двое блондинистых европейцев едут через всю страну поездом в третьем классе. Деньги на первый класс у нас были, но нам не хотелось их тратить, потому что нам нужен был новый опыт. Мы все время останавливались в недорогих отелях, ели в забегаловках и выбирали самый дешевый транспорт. И это принесло нам большое удовольствие, ведь мы наслаждались тем, что нас окружало, и людьми, которые нам встречались, а не какими‑то роскошными гостиницами.

Внутри я все поменял: поставил кровать, маленькую кухоньку, есть даже вода для походного душа и мини-бар. В машине, если нужно, можно даже жить.

Во время путешествия я так и делал, только изредка останавливался в специальных лагерях, и то потому, что был вынужден. Например, в Хорватии нельзя просто остановить машину и спать в ней, надо заехать на определенную стоянку. В остальное время я никогда не пользовался отелями — моего фургона более чем достаточно.

Большое путешествие на русском уазике

У нас в Германии есть большое сообщество владельцев УАЗ. Бывает, что некоторые люди покупают эти машины, а через пару месяцев продают, потому что такой автомобиль не для них. С ним действительно надо быть терпеливым. На нем невозможно ехать слишком быстро, а еще может быть такое, что вчера ты был в мастерской, что‑то починил, а завтра все опять сломалось — русская рулетка. Всегда надо держать в уме, что машину стоит периодически проверять самостоятельно. До того как я ее купил, я ничего не понимал в ремонте автомобилей, сейчас могу какие‑то несложные вещи починить сам.

В другой раз я встал на трассе. Топливомер в моем УАЗе не работает как нужно и показывает только половину бака или меньше, поэтому сложно понять реальный уровень топлива. И вот я не уследил и встал посреди дороги. Это было в Северной Македонии, так что ничего страшного не случилось, я просто прогулялся до заправки. В Германии это было бы нереально: вот так стоять на шоссе у нас нелегально.

Однажды я застрял в песке на пляже, пришлось спускать давление в шинах, но ничего, вылез. Это небольшое неудобство, зато перед этим у меня был шанс ночевать прямо в десяти метрах от моря под звездным небом.

Сейчас я пока в Германии, недавно приехал. Живу у друга на диване. Скоро поеду в Австрию, буду работать сезон в отеле. По-моему, это самый лучший способ заработать и заодно покататься на лыжах. В следующем году я снова планирую тур, но еще масштабней. Может быть, в Африку или Центральную Азию, пока не решил.

На Хантере и Патриоте, не знаю, но а на Буханке на это дело есть на сошке шлицы, . которые можно переставить.

От себя не пилят, прилетит в лоб если закусит

А чё с завода так нельзя сделать?

@Daniel Ferrary даже проще, нужно все это отрегулировать. Видимо некому.

@Юрий Мелащенко Ну блин)) я же не прошу электростеклоподъемники или фары ксенон. Ну тягу то просто нужно отрезать нужного размера и всё. Тут затрат никаких.

Нельзя. Вы же хотите бютжетный внедорожник.

Приколхозил рулевой редуктор вместе с гур от крузака 80ки и нет никаких проблем при езде,но чувствую будут проблемы при прохождении ТО((

А ЧТО НА ЗАВОДЕ ИЗГОТОВИТЕЛЕ СОВСЕМ ИДИОТЫ РАБОТАЮТ ? ВЕДЬ ПРИЧИНА В ЗАВОДСКОЙ НЕДОРАБОТКЕ И ОНА РАСПРОСТРАНЕННАЯ ЧТОЖ ЗА ОТНОШЕНИЕ ТАКОЕ БЛЯДСКОЕ?

А при этом не изменится обороты руля при вывороте колёс.

Я разници не заметил.

Почему да почему. да просто это уаз он хочет ехать ВЕЗДЕ!

Российский автором говно не умеххи потомушто нет конкуренции

Юрий вот бы Вы сделали видео про развал-схождение! :)

На уазе нет развала,нужно просто следить за шкворнями

Спасибо большое очень помогло ездию отдыхаю

Юрий, а можно это дело как-то проверить без разбора конструкции? Вывесить передние колеса и убедиться что положение колес прямо имеет больший люфт чем некое смещенное положение влево/вправо? Или если не отвинчивать тягу люфт этот так не прочувствовать будет (ну по крайней мере без опыта)?

Нет . В идеале проверять все индивидуально , отсоеденив от тяг которые могут скрыть излишний люфт.

@Юрий Мелащенко Ну я подумал может путем поворачивания вывешенных передних колес можно как нибудь :)

Нет. Разом вместе никак. Только пошагово шаг за шагом. Одно второе третье. Как вы собераетесь люфт сошки проверить не снимая тяги с нее.

Обрезать тягу. Да ну нахер. Они там на заводе дураки что ли, раз тягу придумали длиннее, чем надо. Это бляха муха причина в каких то регулировках, но не в длине тяги.

Печально, что из всего перечисленого, вы заметили только подрезку тяги.

Погодите, а кастор разве не влияет на это?

Кастор это последнее что яб делал. Хотя по началу задумывался и хотел завалить его на своем хантере. А после проделаных и оговоренных в видео процедур , кастор не нужен. А в лесу кастор зло, ухудшает выход из колеи.

Сколько раз регулировал колонки и действительно же в центральном положении люфт минимальный а об этом и не подумал даже! Лайк!)

купил вчера уазик, ехал до дома 600 км, дорогу вообще не ловил, вы зажрались мужики , у меня до этого соболь был, вот там аж спина сырая от напряга езды, а тут сказка. Но за видео лайк, посмотрю на своем, и если можно сделать лучше то не знаю вообще буду мизинцем ноги подруливать

Юра, привет! У меня не пришлось резать тягу. Выкручивал на 1 см каждый наконечник. Не снимая редуктор подтянул пятачок. Еду как по рельсам. Спасибо.

А перекинуть сошку на шлицах как-то можно
Чтобы не резать тягу?

Нет, там 4 больших шлица недадут. На редукторе 2008г они есть. Может на других их нет.

Как определить и выставить этот центр то??

@Самодельный Снегоход Бввает. С завода не отрегулирован.

@Юрий Мелащенко ну это заводской люфт? Просто патриот с завода не едет прямо

@Самодельный Снегоход Сошку сильно не повернеш, шлици не дадут .
Искать нужно в центре , если люфт всеравно велик , нужно снимать и регулировать. А ближе к краю сошка луфтит конкретно.

@Юрий Мелащенко можно так доискаться что выворота не будет в какую либо сторону. А если сошку потом на шлицах провернуть то смысл то в поиске минимального люфта какой??

@Юрий Кучерявый Это не совсем так в случае суазом. В нашем случае нужно искать положение сошки с минимальным люфтом.

Спасибо ятубу но это реально помогло только надо еще видео как выставить эту самую середину сошки у меня уазка вобще от 60 до80 скакал как козлик выстовил по этому совету все прошло сяс езжу и радуюсь автору респект и уважуха

Юрий , а что можно сделать с рулевым карданом есть люфт в шлицах?

Сделать болгаркой пропил в толстой части кардана и поставить хамут с рулевой тяги. Тем самым можно будет поджать и устранить люфт. Как на штоке сидушки велосипеда.

Просто наконечники закрутилибы да и всё,там место позволяет.

Былоб куда крутить, яб не пилил.

Спасибо большое! Теперь я просто отдыхают за рулем а ни как раньше сторонился встречи. Я уже подписан.

Всё это имеет место быть .Но это всё следстия. Перед Патром из салона 4 месяца. Подлавливание напрягает. Был LC80 12 лет Нет такого, года2 ездил без релевого демпфера . Почему никто не видет разницы между конструкциями клюшек уаз и крузеро80 ,место крепления к раме ,порассуждайте над степенями свободы первой и второй конструкций ивам станет понятной физика процесса, ход вылета переднего моста,вибрации на раму ит дороги ,подлавливание .Творческих успехов.

Делайте правильно схождение, оно регулируется обеими тягами, запомните обеими. И будет вам счастье.

Спасибо. а есть более подробная информация, а то в умной книжке пишут только про одну тягу.

А нельзя сошку на рулевом редукторе переставить и ничего не пилить?

@Юрий Мелащенко понял спасибо

Нет. Там шлицы разные, недадут.

У меня уаз с салона не едет прямо

Так и есть на конвеере некому этим заниматься.

Юра, привет! Опыт твой архи полезный для Уазоводов, балгодарю. Лайк!

Я на своём тоже тягу пилил, чтобв попасть в минимальный люфт сошки. Помогло.

Такая же проблема была

а куда он из колеи денется )))

Хуйню прогнал, это должен знать любой опытный водила

Отрегулируй развал_схождение, купи и поставь нормальную резину ( импортную) и будет ходить нормально.

Прошу огласить методику регулировки РАЗВАЛА на Патриоте.

Не всегда помогает. Бывает, рама на заводе сварена неточно, и расстояние между правыми и левыми колёсами ( мостами) справа и слева - разное.

Этого не достаточно, речь идет про остроту руля.

Скажите, уважаемый, на сколько я понял, в вашем случае количество витков на закрученных в тягу уменьшилось примерно на 15. Следовательно усилие на разрыв данного соединения требуется значительно меньше. От сюда вывод: гарантии, что вы не лишитесь управления автомобилем в самый неподходящий момент НЕТ. возможно надо найти другое инженерное решение, например, нарезать в тяге резьбу глубже.

Я на отпиленной тяге влетел ночью в открытый люк обоими левыми колёсами. Ехали в пятницу на рыбалку. И я и пассажиры чуть языки себе не откусили.
С подвеской всё в порядке. И с рулевым тоже. От заднего левого колеса оторвало провод датчика системы АБС. Это все повреждения, которые получил автомобиль. Слава Богу.

Согласен в идеале нарезать резьбу. В моем случае все затянуто хомутами и этого достаточно, не трещен не других повреждений не наблюдаю.
Чтоб там вырвало нужно конкретно влитеть на бордюр или другое припятствие.
Я сделал это видео чтоб люди обратили внимание на эти моменты и выставили все правильно для лучшей рулежки.

А я думал только у меня такая херня, тоже вчера пилил тягу на барсе, жаль что видео увидел после, а то сделал бы раньше. Спасибо думаю многим будет полезно.

Юрий добрый день.Потскажи у меня болтается хвостовик на переднем мосту,ходит вперед назад,что зделать чтоб убрать этот люфт!?

Если нормальные подшипники,значит надо убирать регулировочные прокладки те,что между подшипниками.Или торцевать распорную втулку.

АНАТОЛЬ день добрый. В идеале, открутить флянец, вынуть подшипник и поменять распорную втулку (можно выстучать немного ее молотком чтоб она стала чутка повыше) поставить обратно подшипник и флянец и затянуть до ищезновения люфта. И закернить.
Или затянуть так как есть и закернить гайку. Но это не лучший вариант.
Перед работой стоит почитать руководство.

Я в шоке от конструкторов УАЗа! Деситялетиями это проблема на УАЗах! И на современных патриотах такая же хрень! На тест-драйве когда обнаружил рыскание патриота 2017 модельного года выпуска спросил менеджера, который сидел рядом: "на тестовом, рекламном авто разве нельзя было устранить такой косяк!?" На что он ничего не смог ответить. От покупки УАЗа я отказался.
Об этом написано тысячи статей и роликов, как это устранять. Руководству УАЗа похер! Ничего не меняется в этом плане.

какой ещё развал?))

Спасибо большое обязательно попробую и отпишусь

На ровной дороге

На ровной, смотри карданы, особенно передний. Попробуй без переднего кардана прокатиться, так будет ясно он или нет.

Юрий спасибо за позновательное видео. Вот такой вопрос уаз хантер поменял резину болансировка все как положено + схождение машину все равно болтает на 80 км. Что смотреть? И еще проблема с правым бензобаком а именно с креплением насоса как сменить шпильки или как дороботать все крепление?

Константин, всегда пожалуйста. Болтает на ровном асфальте или с неровностью? С баком у меня таких проблем не было. Снимать, наполнять водой и проводить сварочно-балгарочные работы)) глаза боятся руки делают..

Спасибо за подробное видео! Не мог бы ты подсказать рулевая колонка на УАЗ Патриот с двигателем Ивеко (дизель) такая же как и на бензиновым двигателе ?

Арслан, на патриоте 3 или 4 вида рулевых в зависимости от года выпуска. Не думаю что у каждого мотора он свой, так как редуктор на свежих патриотах ставят с наружи рамы.

ставьте панару на задний мост и будет вам счастье. Доработанная тяга? Резьбы укоротил. Это не классика, не асфальтный авто, НЕЛЬЗЯ ТАК ДЕЛАТЬ.

Не от хорошей жизни эти переделки.

DIM причём тут панара? Вы видос смотрели?
В этом ролике про взаимодействие рулевого и колёс передней оси.
Нельзя с люфтами ездить.

А трубу нельзя было сразу посередине укоротить?

Адасей Шлопов, можно но не стоит. Мы не редко выезжаем в лес и гнём тяги о препятствие. Сварачное соединение не всегда надёжное, если гнутую тягу всегда можно выгнуть обратно, то лопнутую по сварке врятли получится востоновить в полевых условиях..

А тяга - это труба или сплошной прут? Я не ставлю в сомнение, что укорачивание резьбы наконечника критично снизило прочность. Я изначально после слов про укорачивание подумал про вырез куска из тяги и сваривание оставшихся. Опять же вопрос будет, кто насколько доверяет прочности сварки (плюс усиление можно порверх).

Изменение конструкции (тяга должна быть целой, а не сваренной из двух кусков) рулевого управления строго запрещено.

Молодец мужик. Я ездил два года дорогу не мог поймать.

Спасибо.
Дай Бог здоровья!

Болгаркой лучше не пилить без защитного кожуха.

ЭТИЧЕСКИ СОМНИТЕЛЬНЫЙ
Не у всех есть соответствующий метчик с левой резьбой.

Лайк на обмен за установку защитного кожуха

Все в видео вроде правильно, но терзают сомнения в целесообразности резки тяги. Это же рулевое, опасно с ним так экспериментировать.

Подскажите пожалуйста куда лезть? УАЗ ХАНТЕР не перекачивает бензин в основной бак!

Однозначно бензонасос на выброс. Расход на мёртвом насосе повышенный

Иван, смотри сеточку на бензонасосе и сам насос. Когда насос устаёт падает производительность и уменьшается обратка. Нет обратки нет перекачки.

у меня уаз патриот 2012г,аналогичноя ситуация,только наконечники я не резал подрезал тягу и нарезал дальше резьбу,мне кажется это опасно все вместе резать.

горе научный деятель, а поворачивать ты как будешь), угол поворота руля то уменьшился, то есть угол разворота увеличился, читайте мат часть, годе механики(

хотелось ещё сказать, в целом на внедорожнике не самая хорошая система переднего расположения тяг рулевых рычагов управления, ещё по этому может быть такое плохое управление

ну по скольку я знаю, изгиб в сошки руля не просто так и не просто сделан, нагрузка на гур и остальные агрегаты будет, в любом случае посмотрим, у меня нету таких сильных проблем, машина Симбирь, 4 год, балка панары была заменена новыми сайлентблоками только в этом году, да машина не много тысяч прошла, 70 всего, естественно почистил сетку, но как таковых проблем не было, ну кроме одной, вышел из строя подшипник на передней крышки, возраст как ни как, заменили, крышку, радиатор и вентилятор, при этом машине много лет и проблем не возникало, даже с управлением

DOCTOR, ну что вы глупости пишите. Вы думаете там тяга была впритык? Количество оборотов руля в обе стороны одинаковое, как и было до переделки. При вывороте руля косание с ограничителями есть. пробег уже более 10 000.
Так что сами освежите свои знания матчасти.
Этоже УАЗ.

Иван Спасибо! Мне помогло, рекомендую. Поставь колёса прямо сними тягу и найди центральное положение сошки с минимальным люфтом. и приложи к сошке тягу.

как влияет на безопасность укорачивания глубины резьбы на сошке?

резьбы то много но мы знаем из какого металла делают уаз не рекомендую резать наконечники резать тягу и нарезать в ней резьбу отдав токарю т.к. с одной стороны левая(резьба)

Поздравление!

Ровно год назад мы впервые оказались на Алтае по приглашению известного уазоводам Хасана Карагужина, который и в этом году не позволил нам грустить в Москве, позвав продолжить исследовать осенний Алтай. Ведь осенью Алтай не просто красив - он невероятен.

Нашим транспортным средством, как и в прошлом году, снова стал УАЗ Патриот - автомобиль, которому уже в стоке доступны маршруты, только снящиеся многим владельцам кроссоверов. Только на этот раз это новенький Патриот с АКПП. Автомобиль практически в заводском исполнении, за исключением небольших доработок с помощью продукции СТО22-Бийск: новый задний кардан, ШКОТы и опора рулевого вала версии 2.0. Пользуясь случаем Хасан (уже традиционно) предложил мне протестировать его продукцию в самых что ни на есть боевых условиях, намекнув, что съезды с асфальта у нас запланированы с завидной регулярностью.


Часть 1. Несостоявшийся подъем на Ороктойский перевал

Утро первого дня началось уже традиционно с приветствия Катуни и с песни "Что такое Манжерок". Ночью шел дождь, а утром по реке полз туман. Это немного беспокоило, так как в планах была попытка подняться на Ороктойский перевал, а учитывая то, что наш УАЗ почти в полном стоке и на штатной резине Кама, вдобавок к ночному дождю, это все выглядело не очень здоровой авантюрой.


В прошлом году мы были в этих местах на десять дней раньше - погода стояла теплая, но осенних цветов уже хватало. В этом году осень еще больше радует цветами, а местами уже лежит снег, что только придает особый колорит и эмоции. Решив немного усложнить маршрут и срезать путь на Акташ, мы отправились в сторону Ороктойского перевала. Сомнения были, но разве это мешает нашим любимым "слабоумию и отваге"!?


Река Катунь по-настоящему изумрудная, а в районе Ороктойского моста она еще обрамлена каменным берегом, создающим особенный узор. Дорога сюда частично асфальтирована, частично представляет собой вполне сносный грейдер, а после моста надеяться на асфальт уже не стоит. И чем дальше, тем больше дорога превращается в оффроуд, медленно, но уверенно начинающий подниматься в сторону Ороктойского перевала, усыпанный довольно глубокими колеями и крупными камнями, неприятно задевающими мосты нашего Патриота.


Не услышав первый звоночек в виде сползающего боком Патриота мы преодолели несколько километров. Хасан подбадривал: "Миша, давай тут ходом. Может быть все же сможем!?". Понимая возможности штатных шин и местами уже выезжая "на ушах" я показывал Хасану следы проехавших недавно "Симексов" и намекал, что пора разворачиваться. В этот раз - без шансов. К тому же снова пошел дождь и наши перспективы внезапно "подмокли" еще больше.



Не успели мы развернуться и проехать пару километров как выглянуло солнце. К знакам надо прислушиваться - просто не в этот раз. Жаль, что нет ни одного кадра: фотограф я один, я же и рулил, поэтому фотодоказательств нет, но поверьте рассказу - на штатном Патрике и на штатных шинах нам было весело, если у меня даже не было возможности и желания что-то снимать. Впрочем, учитывая наш настрой, все только начинается, а значит заходите в этот отчет, который я продолжу как появится связь и новые впечатления.

Часть 2. Долина реки Чулышман и перевал Кату-Ярык

Кто был на Алтае, но не проехал перевал Кату-Ярык - тот не был на Алтае. Простите за снобизм, но это одно из самых удивительных мест, которые есть в этом благословенном для автопутешествий регионе России. Почти 4 километра протяженности, почти 900 метров высоты, грунтово-каменная дорога, подмываемая сточными водами, проходима для внедорожников, а вот спускаться сюда на городском кроссовере и шоссейных шинах будет откровенным безумием - пойдет снег, польет дождь и вы станете клиентом водителя грузовика, дежурящего внизу и готового погрузить ваш беспомощный автомобиль в кузов и поднять наверх.


Летом на прохождении перевала Кату-Ярык можно встрять на длительное время: пропустить одних, дождаться пока залезет другой или спасут третьего. Сюда тянутся караваны желающих увидеть своими глазами одну из легендарных дорог Алтая, бывшую когда-то просто конной тропой. Однако не все так грустно - дорогу немного расширили, местами стало возможно даже разъехаться без страха свалиться вниз, да и нам откровенно повезло: вниз мы ехали хоть из под дождем и снегом, но воды текло немного и размыть грунт она не успела, вверх ехали после морозца и почти по сухому. Но это было лучше, чем ползти на пароме через Телецкое озеро.


Кстати, еще одна добрая новость для автопутешественников, но не очень добрая для любителей аутентичности - вдоль всей долины реки Чулышман (она же Челушман, она же Чолушман) укатали довольно широкую каменную дорогу, местами по которой можно наваливать на Патриоте 70-80 км/ч.


Дорогу проложили до самой Балыкчи, после которой начинается традиционная грунтовка, знакомая бывавшим здесь туристам. Впрочем, даже осенью и после дождей она легко проходима на стоковом Патриоте на стоковых шинах. Местами есть раскатанные места, но их всегда можно объехать, заехав на косу перед Телецким озером, где хорошо встать лагерем.




Впрочем, я немного забежал вперед. Мы покидаем теплую и солнечную долину реки Чулышман и еще не знаем, что за перевалом нас ждут снега и мороз.

Часть 3. Подъем на ретранслятор


До заброшенного рудника добрались с легкими приключениями, но добрались без проблем. Интересная локация - сохранились административные здания, сохранились штольни, пусть и засыпанные через несколько метров от входа, сохранился антураж промышленной заброшки, если кто интересуется подобными объектами.


А вот дальше начались проблемы стоковых шин - пробили снежный перемет к повороту на сам ретранслятор почти весь, но маленькая его часть в конце не хотела сдаваться, а УАЗик беспомощно буксовал на снегу и на довольно скользких камнях. До нас сюда уже кто-то пытался пробиться, судя по следам, и на более злых шинах, но что-то тоже безуспешно. В итоге и мы бросили машину на половине подъема и отправились вверх пешком.


Но вид. вид с этой высоты стоил того, чтобы решиться на подъем. Стоил того, чтобы пойти пешком по сильному ветру. Стоил того, чтобы попытаться подниматься сюда, не добившись результата в первый раз в прошлом году.


Если решитесь на подъем на ретранслятор, то не стоит это делать на кроссовере. Летом и зимой здесь весьма крутые буераки и камни, проехать на Патриоте, и то местами проблематично. Лучше воспользоваться местными услугами заброски наверх - парни на заряженных УАЗиках сделают это с удовольствием, но за плату.


Нам же оставалось только спуститься, и это было сложнее, чем подняться, но УАЗ Патриот остался цел. Пока цел.

Часть 4. Долина Актру

После восхождения на ретранслятор подниматься к леднику Актру на стоковых шинах, когда горы уже довольно плотно укутало снегом, было бы небольшим безумием, но это не значит, что нельзя прокатиться по долине Актру к заброске, до известного старого моста и каменистого брода. Что мы и сделали.


Это и была наша первая небольшая ошибка. Или недочет. Дело в том, что этим утром в сторону заброски ушел только один автомобиль - подготовленный УАЗ Хантер, но и он пошел другим маршрутом. В итоге, лужи на нашем пути оказались подо льдом, а Патриот превратился в маленький ледокол. Результат: разбитая противотуманка, помятый номер, поцарапанный бампер и ушедший куда-то под него парктроник. Не самые большие потери, скажу я вам, учитывая толщину льда.


Дальше старого моста не поехали - уже не было смысла. Подняться на своих шинах туда мы не сможем, а проехать брод, рискуя добавить недочетов техническому состоянию нашего "Патрика", просто так. не самое умное решение, что ли. Зато погуляли по старому мосту и посмотрели, как преодолевает этот брод ЗиЛ-131, везущий наверх дрова. Топливо он поглощает с завидным аппетитом, но едет по бездорожью отлично.


Из долины Актру открывается отличный вид. Впрочем, как из половины долин Горного Алтая. Чего только стоят виды с перевала Богомоюз или еще одной долины со своим микроклиматом - долины Джазатор. Но туда мы отправимся в следующей части рассказа о путешествии.


Часть 5. Перевал Богомоюз

Осень на Алтае - это смесь легкого авантюризма во всех вылазках - каждый подъем в горы сопряжен с риском влипнуть в снежный плен, помня о том, что едем мы все же на стоковых шинах Кама, далеких от идеалов внедорожных или зимних шин. Но все же мы решились попробовать съездить в сторону перевала Богомоюз. Больше для того, чтобы разведать его состояние в октябре и оценить шансы проехать его в это время.


Проехать в сторону ключей и на Богомоюз можно только через оформление на погранзаставе, а дорога на перевал проходит уже в 5-километровой зоне границы, что сопряжено с необходимостью получать пропуск в ФСБ. Помним, в какой стране мы живем - здесь боятся не только перебежчиков снаружи, но и перебежчиков изнутри. Это в Норвегии можно подплыть к пограничному столбу, заякориться за него и ловить рыбу. У нас все сложнее, но хорошо, что не как в Северной Корее, хотя. к черту политику.


Перевал Богомоюз оказался довольно сильно заметен, несмотря на то, что снега в долине было не очень много. Сама дорога к перевалу заметена снегом без единого следа - видно, что никто в ту сторону после выпадения снега не ездил. Сентябрь и октябрь - отличные месяцы для путешествия по Алтаю - туристов мало, но есть и недостатки - проехать получается совсем не везде, где хотелось бы.


Зато вид, открывающийся с местных вершин, просто завораживает. Внизу еще почти лето, пусть и желтое, и с ночными заморозками, а тут дует ветер и идет снег. Отличное время, чтобы за час можно было сменить одно время года на другое. Летом такие фокусы не пройдут, если только не подниматься к леднику Актру.


Нам же оставалось только попробовать проскочить к селу Джазатор и заглянуть в степь Самаха. Оказалось, что будучи в этих местах несколько раз, Хасан ни разу не доезжал до села, имеющего второе название Беляши. Кстати, довольно интересное место, но это уже в следующей части - завершающей наше путешествие.


Часть 6. Село Джазатор (Беляши) и степь Самаха

Добраться до селения Джазатор, имеющего второе название Беляши, и за простирающейся за ним степи Самаха было программой максимум. Почему бы и нет!? К тому же, многие доезжали до перевала Богомоюз, до Теплых Ключей, даже до ворот Укока, но не бывали в Джазаторе. Исправляем это дело напоследок перед возвращением домой.


Дорога в Джазатор снова утопает в снегу и покрыта льдом. Это как раз тот случай, что осенью на Алтае очень легко за час проезжать по лету и по зиме. Самое интересное, что стоило чуть-чуть въехать в долину, как резко потеплело, а снег исчез. Хороший повод, чтобы остановиться на обед. Заодно впервые по делу испытали подаренный Хасану алюминиевый ящик от РИФ и провели сравнение с "классической" корзиной для пикника, побывавшей уже много где, но все еще живой.


Степь Самаха начинается прямо за селом Джазатор. Начальник погранзаставы, с которым мы умудрились познакомиться едва въехав в село, описал дорогу примерно так: выедете за село, а там выбирайте любую дорогу, которая вам больше понравится - все они приведут в степь. Так и случилось.


Степь не впечатлила. Точнее, ради одной ее ехать сюда не стоит. Обычная долина, с которой легко посоревнуются другие, более легкодоступные степи Алтая. Особенно омрачает еще то, что в самом живописном месте расположилась местная свалка, куда местные свозят все отходы. Бил себя по рукам, чтобы не показать этот мрак в красивом месте, но пусть это останется на совести местной администрации.


А вот село Джазатор или Беляши оставило необычный след - оно попросту не похоже на 99% алтайских сел и больше смахивает на селение староверов, ушедших жить в удаленную долину. В Джазаторе мы смогли найти даже "крестовые" дома, которых особо уже и не увидишь. Это когда деревянный дом разделен двумя внутренними стенками ровно крестом, образуя четыре равных помещения. Но большая часть села - это обычные "пятистенки".


Вишенкой на торте стал казах на лошади, несущийся по селу с белоснежной гитарой. Я не казах, сказал нам Акташ, я русский, и согласился спеть песню. Какой-то сюрреализм - начинается снегопад, нам еще возвращаться через перевал более ста километров, а тут под забором он нам поет песню Малинина про незабудки.


Перевал прошли вполне безопасно. Снегопад остался где-то за спиной и догнать нас не смог, а вот в горах снегопад принес немного волнений, судя по улетевшему туда спасательному вертолету в полном оснащении для эвакуации лежачих пациентов.


Нас же снегопад застанет уже позже, по дороге на Акташ и дальше в сторону Бийска. Но это уже обычная история возвращение по Чуйскому тракту, которую вам расскажет любой побывавший на Алтае. Поэтому подробности этого красивого, но довольно избитого маршрута оставим в стороне.


Можно подвести итог, что вторая осенняя поездка, состоявшаяся на две недели позже прошлогодней, принесла не меньше, а может быть и больше открытий и возможностей увидеть необычный осенний Алтай. Совершенно другой Алтай, который недоступен побывавшим здесь летом.

В завершение хочется поблагодарить Хасана Карагужина, его семью и весь коллектив СТО22-Бийск за оказанный теплый прием и сопровождение на маршруте, предоставив новенький УАЗ Патриот с АКПП. Это было комфортное и вполне безопасное путешествие. Ну, за редким исключением.


Что, где, когда?

Ч тобы прочувствовать всю боль от покатушек на Уазике, расскажем об экспедиции. Потому что хоть убейте, но я плохо себе представляю пять тысяч километров на “головастике”.

DSC_0231

Во-первых, организаторов по большому счёту двое. Это завод “Авторос”, который выпускает не только “Шаманы”, но и колёса низкого давления для вездеходов и многих автомобилей (Нивы, УАЗы, Toyota Land Cruiser, Mitsubishi Pajero, Nissan Patrol), и внедорожный клуб “Лебёдушка”. То есть, экспедиция объединяет многих людей, а не является сумасбродной идеей какого-то одного производителя.

DSC_0217

И вот эта вся разнокалиберность участников и должна привести нас к мысли, что преград для покорения Севера нет. Было бы желание, а транспорт найдётся.

А теперь перейдём к УАЗику.

А всё-таки он плавает!


Работа с УАЗом 2006 года выпуска началась в том же 2006 году, и то, что мы видим сейчас — плод долгих поисков и испытаний его создателя Евгения Павлова. Основной отличительной особенностью “Головастика” (кстати, 3303 часто называли "головастиками", но у этой машины это практически имя собственное) можно считать его умение плавать. Бывает такое: задираешь машину, “лифтишь” её, а потом понимаешь, что выше уже некуда, а непройденных дорог ещё много. И озёр с реками. И тогда выход остаётся один: научить машину плавать.

bqvOeRvUhXc

Раньше у этого УАЗа впереди был поплавок в форме носа лодки. С ним машина плавала хорошо, а если поставить хороший лодочный подвесной мотор, то даже выходила на глиссирование. Жаль, я этого не видел, глиссирующий УАЗ произвёл бы на меня впечатление большее, чем прыжок с парашютом без парашюта. Но поплавок сильно мешал на земле, и от него пришлось отказаться.

9sa1wjO3o8Y

Вполне достаточную плавучесть обеспечивают кузов и колёса. Кузов тут, само собой, не стоковый. Он сделан из алюминия и полностью герметичен.

Колёса тут стояли разные. Раньше были Interco Super Swamper Bogger на 42 дюйма, но сейчас на их место встала продукция того же “Автороса”: шины низкого давления MX-TRIM размером 1050-500-18LT.

DSC_0213

Теперь пару слов о технике.

Мотор УАЗа, как вы знаете, должен быть трёхлитровым бензиновым. Но настоящему вездеходу более подходит дизель. Поэтому родной мотор отсюда вытащили, а поставили хорошо известный мерседесовский ОМ 601. Эта рядная "четвёрка" в своё время стояла, например, на Mercedes Vito. Почему всё-таки дизель?

DSC_0223

Причин тому несколько. Во-первых, вернёмся к нашей судостроительной теме. Чем легче машина — тем она лучше плавает. А вес дизеля ниже, чем стокового бензинового мотора. Кроме того, он немного сдвинут назад, что тоже хорошо: основной запас плавучести обеспечивает как раз задняя часть, тот самый герметичный кузов. Поэтому чем дальше в его сторону сдвинут центр тяжести, тем лучше.

DSC_0211

Во-вторых, мы уж говорили, что технический состав экспедиции довольно разношёрстный. И было бы совсем плохо, если бы на пару с дизельными “Шаманами” (напомню, что на них стоят моторы Iveco) пошёл бы любитель бензина. Тащить с собой отдельный запас еды для “Головастика” было бы слишком жирно. Так что как ни крути, а дизель выглядит предпочтительнее.

Ходовая часть УАЗа переделана незначительно, но сзади в подвеске добавилась реактивная тяга.

Коробка передач — родная от УАЗа, раздатка — тоже (понижающий ряд — 4,2). А вот мосты — это тоже творчество создателя. Они комбинированные: середина — типа “тимкен” (более известный как гражданский или колхозный), чулки с колёсными редукторами — от военного моста. Разумеется, оба редуктора с электрической блокировкой.

DSC_0215

И если приглядеться, то видно, что на “Головстике” стоят две лебёдки: и спереди, и сзади. Кстати, вы, наверное, уже поняли, что название клуба “Лебёдушка” происходит от слова "лебёдка", а не "лебедь". Мужики, конечно, романтики, но не настолько.

“Сам решай, где дорога”

Что ж, пора лезть в кабину. И хотя она довольно высока, забраться в “Головастика” несложно: авторосовские колёса как раз такого размера, что по ним можно лезть как по лестнице. Открываем дверь и… да, если у вас развито чувство прекрасного, вам лучше этот интерьер не видеть. Хотя, конечно, понятие прекрасного растяжимо, так что мне, например, тут всё понравилось. Хочется жрать полусырое мясо, пить водку “из горла”, орать “дороже любого богатства для нас внедорожная пыль, давайте накатим за братство, за лучший уазомобиль!” и потом долго молча глядеть в костёр, вспоминая, как “на воду садились утки”, переживая, что “для вас это что-то вроде шутки”.

DSC_0221

Честно говоря, нам повезло поймать машину на следующий же день после замены стокового мотора на дизель. Само собой, о красоте тут думать было пока преждевременно. Так что к кабине приглядываться не будем: тут работы ещё много. Кстати, уже на следующий день после нашего теста УАЗ отправился на доработку: нужно сделать кожух на мотор, подумать над хотя бы минимальной шумоизоляцией, поставить сиденья… В общем, работы ещё много, и судить сейчас об интерьере пока рано.

DSC_0225

DSC_0224

Запускаем мотор, который стоит рядом открытым. Звук, конечно, радует — всё-таки ОМ 601, а не Дэу Матиз на 0,8 л, господи прости, так что потерпеть можно. Но долго слушать тоже тяжко — больно громко. Думается, с “шумкой” тут будет комфортнее. Прежде чем ехать, попытаемся разобраться в ощущениях.

DSC_0220

Сижу высоко, гляжу далеко — вот что вспоминается первым делом. Из-за своих колёс и лифта ”Головастик” стал очень высоким, а ширина кабины осталась стандартной. И возникает чувство, что ты сидишь в какой-то башне, а не в машине. Ну, а остальном — Уазик как он есть. Включаем передачу и трогаемся.

DSC_0219

Под колёсами — рыхлый снег. Не сказал бы, что машина с рёвом уносится вдаль. Даже моментному дизелю на такой дороге приходится трудновато. Можно, конечно, включить понижайку, но пока обойдёмся без неё. Просто чуть больше крутим мотор и включаем вторую.

Знаете, о чём думал я первые метры? Как бы не кувыркнуть эту башню к чёрту. Потом, конечно, привык… Да и волновать стали совсем другие вещи. Например, выяснилось, что тяги мотора хватает вполне. Но главное — что крутить руль тут чуть сложнее, чем выворачивать из асфальта бетонный столб. По прямой, конечно, проще, а вот слегка закопавшись в снегу на развороте, я начал пыхтеть, как старый паровоз.

И ещё надо сказать, что надпись на борту УАЗа “Сам решай, где дорога” — это истина. Хочешь — лезь в овраг, хочешь — вылезай из него. Хочешь — жми по снежной целине или лезь в сугроб. Кстати, о сугробах.

Когда мне надо было обойти машину вокруг, я с сожалением выяснил, что минимальная глубина снега в этой части Тверской области — по колено. А местами в оврагах и больше. Барахтаться в снегу на морозе — занятие неприятное, поэтому я подумал, что будет гораздо проще бегать по следам “Головастика”. Но я здорово ошибся: в колее, оставленной машиной, я тонул точно так же, как и в целине. А это значит, что удельное давление на грунт УАЗа на этих колёсах очень мало. Это плохо для меня, но хорошо для экспедиции.

DSC_0216

Мне действительно трудно представить, как на этой машине проехать пять тысяч километров. Но почему-то кажется, что уж если ехать по побережью Баренцева моря, то он подойдёт для этого идеально. Ну, а мы будем держать руку на пульсе (и дизеле) экспедиции и периодически рассказывать, как идут дела у путешественников. И у этого “Головастика” тоже.

Читайте также: