Как поехать на восток

Обновлено: 15.09.2024

Кто ещё не в курсе, мы надысь исполнили программный маршрут каждого уважающего себя российского автопутешественника и прокатились из Выборга до Владивостока. На машине, что важно, ибо многие (особенно иностранцы) считают, что познать Россию можно, просто прокатившись по Транссибу. Нет, так можно познать только боль и унижение недели без душа.

В первой части отчета постараюсь ответить на вопросы, которые задавали нам все встречные и поперечные, узнавшие о нашем весьма неоригинальном, но всегда вызывающем интерес маршруте. Путевые заметки в следующих частях, не переключайтесь.

Там есть дорога?

Многие граждане Российской Федерации до сих пор уверены, что сплошной непрерывной автомобильной дороги из Москвы во Владивосток не существует и где-то там в глухой тайге нужно, отбиваясь от медведей, ставить машину на железнодорожную платформу и часть пути ехать на поезде. Видимо, популярность этих мифов легенды в народе связана с тем, что ещё недавно самый глухой отрезок трассы длиной 2000 километров между Читой и Хабаровском выглядел так:

Москва Владивосток на авто: как это сделать

То есть ехать в принципе можно, но если ты не упоротый перегонщик и есть лишние деньги на поезд, спокойнее и комфортнее будет и правда проехать на нём.

Надо сказать, что не только Федералка недавно выглядела так, но и значительные куски дороги в Красноярском крае и Иркутской области — это мы своими глазами видели во время нашей древней поездки автостопом на Байкал. А объездные некоторых городов на трассе и до сих пор так выглядят.

Однако Федералка благодаря жёлтой Калине все-таки была в 2014 году окончательно заасфальтирована и теперь выглядит в среднем вот так:

Москва Владивосток на авто: как это сделать

Да, тайги в Приамурье толком никакой нет, какая-то тундростепь да болота.

2. И как дорога?

95% дороги — двухрядка, и до Урала, конечно, такой ширины не хватает: первые дни пути постоянно стояли в пробках и перед ремонтами. Но чем дальше в лес, тем трафик жиже, и уже в Сибири все желающие отлично помещаются и на двух рядах.

Москва Владивосток на авто: как это сделать

Традиционно, не всё гладко в городах: там у нас почему-то дороги ремонтировать не принято. Но даже несмотря на это, за 11 500 км (а из Выборга и все 12 300 км) пути ни одна наша шина или диск не пострадали (правда, пострадали на первом же километре нового хозяина машины, но это уже другая история). Самые хорошие дороги нам повстречались, наверное, в Иркутской области, а самые плохие — в соседних Бурятии и Красноярском крае.

3. Сколько ехать?

Мы такие марафоны не любим, поэтому ехали по 500-1000 км в день с нормальными ночевками и дневками в городах. За Уралом пространство расширяется, а километры сжимаются: 1000 км без проблем проезжается за недлинный день, а 500 км быстро стали восприниматься небольшой послеобеденной прогулкой до следующего что-там-у-нас-по-плану-города. В общем, без особого насилия над организмом реально проехать эти 10 тыс км дней за 12. Если хочется по дороге что-то посмотреть, нужно прибавлять еще. У нас на весь маршрут длиной 11 500 км ушло 25 дней, но целую неделю из них мы потратили на прогулки по Алтаю и Саянам.

4. Сколько это стоит?

Извечный религиозный вопрос, ответ на который для всех будет разным. Но на бензин потратиться придется в любом случае. Наш автомобиль, о котором ниже, за весь путь скушал без малого тонну бензина, которая обошлась нам в 41 тысячу рублей.

Кроме того, машину на таком длинном маршруте нужно обслуживать — понадобится как минимум одна смена масла. Ну и поломки, понятно, могут быть самые разнообразные. На обслуживание и ремонт машины в дороге мы потратили еще 9000 рублей. Еще автомобиль необходимо как следует обслужить и подготовить перед поездкой. На это тоже уйдут какие-то деньги.

Ну и всякая фигня по мелочи — входные билеты, бани и прочие развлекушки потянули всего на 1600 р. Не до развлечений было =)

Итого за 25 дней мы потратили 135 000 р. на двоих или по 5400 р. в день. Распределились они следующим образом:

Москва Владивосток на авто: как это сделать

5. На чём ехать?

В общем и целом, что есть — на том и можно ехать. Любая легковая машина сейчас осилит эту дорогу без особых потерь. Но для любителей комфорта есть два нюанса. Во-первых, машина должна быть удобной. Ежедневные пробеги по 500-1000 км не должны выматывать водителя. Во-вторых, машина должна быть быстрой: за Уралом наш круиз-контроль (вместе с анти-радаром) был постоянно установлен на 140, и дорога в большинстве своем позволяла держать такую скорость. Желательно, чтобы и машина могла ехать быстро без повышенного напряжения для водителя и без особого ужора топлива.

Москва Владивосток на авто: как это сделать


В результате муторных поисков машины в Москве (давненько мы не брали в руки шашек) был куплен Subaru Outback 2,5 2004 г. У нас уже был такой Аут предыдущего поколения (на нем мы ездили в Зимний Крым) и эта машина просто отлично подходит для дальнобойных путешествий по российским дорогам с твердым покрытием. Длинная база + полный привод = очень стабильное поведение на дороге, за рулём не устаешь вообще. Движок 2,5 литра достаточно мощный, но расход при этом небольшой — средний получился 8,3 литра на сотню. Увеличенный дорожный просвет в сочетании с полным приводом опять же позволяет при необходимости немножко съехать с трассы в лес, но без ущерба для устойчивости на дороге. Ну и большой багажник, конечно.

6. Когда и в какую сторону ехать?

При движении в один конец в другом конце нужно куда-то девать машину. Можно ее банально продать, что мы и сделали (не очень банально, правда, но об этом позже), а можно переложить бремя перевозки вашего автотранспорта на кого-нибудь другого. Кто-нибудь другой обычно представлен транспортными компаниями, которые предлагают перевозку в железнодорожном вагоне-сетке, контейнере или на автовозе. Стоит такое удовольствие от 40 000 р. за машину.

Касательно сезона — в конце сентября на Урале и дальше было уже конкретно холодно, в Сибири температура доходила до -4. Из Москвы 20 сентября мы выезжали уже на зимней липучке, а взятую на всякий случай зимнюю куртку я как одела на Урале, так и не снимала до самого Приморья. Зато застали почти везде золотую осень и глубокий туристический несезон: боюсь, Алтай понравился бы мне гораздо меньше, приедь мы летом.

Москва Владивосток на авто: как это сделать

А вот что было неудобно, так это короткий световой день. В сочетании с вечной сменой часовых поясов утренние подъемы быстро слились в одно сплошное утро совы: приходишь в себя уже в машине с рулем в одной руке, стаканом кофе в другой и навигатором с маршрутом выезда из какого-то очередного непонятного города в третьей. При этом дороги вполне позволяют с нормальной скоростью двигаться по ним в темноте, но хотелось помимо всего прочего и что-нибудь рассмотреть по пути.

О том, что же нам все-таки удалось рассмотреть по пути, в следующих сериях.

Пляжей с песочком как в Боровом тут нет, тк все пляжи затопила поднимающаяся вода, поэтому тут, как на набережной в Павлодаре, "грибочки" торчат прямо из воды. Вообще, сравнивать с Боровым сложно: государство явно не развивает.

Сложно сказать, с чего началось наше путешествие . Предполагаю, что идея зародилась ещё в 8м классе, когда на уроках географии мы поняли, что у нас богатая и красивая Родина, до того красивая, что не верилось в то, что это в Казахстане. И вот лето. И вот мы с подругой решили поехать на Восток!

Главная цель: Рахмановские ключи/Катон-Карагайский национальный парк (если повезет то озеро Маркаколь,Зайсан, хотя бы посмотреть на гору Белуху)

Пре-реквизиты: никогда в ВКО не бывали, поиски в интернете ничего конкретного не дали (выходили скупые ответы поп оводу баз отдыха, количество информации ограничено, а сайты, на которых она находилась, оставляют желать лучшего), количество родственников в ВКО=0

Бюджет: 25 тыс тг на человека

Формат путешествия: ДИКАРЯМИ

Длительность путешествия: 7 дней

Пункт отправления/назначения: Астана/Алматы

Количество людей: 2

Ручная кладь: 1 рюкзак/чел

Часть первая. Как мы добирались до Усть-Каменогорска?

Почему именно в УК? Потому что именно этот город является отправной точкой во все более восточные районы. Купить билеты на прямой поезд с Астаны до УК мы не успели, время поджимает-решаем ехать на перекладинах.

Мини-автобус 3000 тг/чел

Дорога ужасная, никому не советую выбирать эту опцию.

Небольшая экскурсия от жезде, ужин в замечательном "Фреш" (или "Престиж", так и не поняла) около вокзала, много-много комаров и затопленная набережка



Не могу не закинуть

Прекрасный город без пререканий: чистый, приятный и довольно развитый.

Поезд 1700/чел сели в районе 23-30, прибыли в Семей в 7-8 утра


Решили посмотреть на ТЕ САМЫЕ мосты:здорово, но не впечатлительно.


Обратите название на название бара

Сказать, что мы познакомились с этим городом очень сложно. Поэтому никаких комментариев. Скажу одно: надеялась на то, что, учитывая небольшое расстояние между городами Семей и УК, надеялась на то, что таксисты везут с Семска в Бухтарму или Маркаколь, но УВЫ, ошиблась. Местные таксисты только вытаращили на нас глаза и предложили довезти до УК.

Воспользовались приложением inDriver и доехали за 1700 тг/чел

Наш водитель, услышав откуда мы и куда направляемся, пришел к довольно простому и однозначному заключению "Ну вы, короче, ериккен кыздар".

Приехали мы в город, расположенный в устье каменных гор к обеду - разузнали что и по чем: доехать до Катона можно на такси 5000/чел, а чтобы добраться до Рахмановских ключей нужно нанимать внедорожник с Катона за такую же сумму. Никаких купаний в том районе не предусмотрено ( пантолечение, радоновые ванны и хайкинг онли, что не совсем входило в наши планы) уставшие с дороги и озадаченные, мы решили сначала поесть а потом уж решаться. К нашему приятному удивлению, автовокзал находится на оживленной улице, мы нашли "Пицца Блюз" и там сбросили свои рюкзаки. Подкрепились - и в бой! Вышло что на дорогу и на проживание в Катон или на Рахмановские у нас никак денег не хватит да к тому же там не купаются. Нами было принято решение ехать на Бухтарминское водохранилище. Знакомство с городом произошло чуть позже.

Боже! Это было невероятно-нереально: холмы, разнотравье, перевал, серпантин, зелень, мёд! К сожалению, остановить машину мы не могли, но вид был самый неописуемо-невообразимый!



Результат: трехместка за 4000 в богом забытом месте, где плохо ловит интернет. Два дня блаженства, купаний, солнца и ягодопоеданий.

Что мы выяснили о Бухтарме?

1. Ближайшее село называется НОВАЯ Бухтарма, тк старое село было затоплено ранее.

2. Пляжей с песочком как в Боровом тут нет, тк все пляжи затопила поднимающаяся вода, поэтому тут, как на набережной в Павлодаре, "грибочки" торчат прямо из воды.

3. Вообще, сравнивать с Боровым сложно: государство явно не развивает это место как туристический регион. Базы отдыха и природа как-бы наедине друг с другом и делают что хотят. Нет общественных туалетов, переодевалок на пляже, тропинок и тд.

4.Основная массы отдыхающих: жители 16-го региона, в основном семьи

5. Ребята, которые нас позже встретили и показали округу, яро утверждали, что в базах "Айна" и "Борок" тусуется вся молодежь, но когда мы туда приехали, нас встретили. патрульные. Бывшее обиталище всей молодёжи УК стало пристанищем семейных пар: ни дискотеки, ни волейбола на пляже.

6. Так же большим спросом тут пользуется так называемый Голубой Залив (там тоже базы). Признаться, существенной разницы, на наш взгляд небыло, кроме температуры воды.

7. Вообще тут есть всё: магазины, домики на всякий карман и развлечения, но не зватает порядка (на мой взгляд)

НО всё-таки нам всё очень понравилось, в особенности вода, после которой волосы не как солома.

Человек я небогатый, но и мне надоело мерзнуть каждый день на остановках. И я решил купить автомобиль и сдать на права. Не знаю, как в Европейской России, но в Сибири и на Дальнем Востоке машины приобретают двумя способами: либо просто покупают, либо едут за ними во Владивосток и сами пригоняют, в итоге автомобиль получается на треть дешевле. Я пошел вторым путем. Через месяц после получения прав я выехал во Владивосток, имея за плечами только опыт дальних мотопутешествий

До Владивостока я добирался в самом народном транспорте, плацкартном вагоне. Из Новосибирска и Красноярска отходят поезда, где большая часть пассажиров - "перегоны", то есть люди, перегоняющие автомобили в любую точку.

"Перегонов" узнаешь еще на перроне, их невозможно ни с кем спутать, отличительная особенность большинства из них - огромный живот, свисающий до колен. Как солдата легко узнаешь по выправке, так "перегона" по "беременному" животу.

Кто бы что ни говорил, но авторынков на Дальнем Востоке всего два - во Владивостоке и Уссурийске, именно сюда едет 95% всех "перегонов". В других городах авторынки тоже есть, но удовлетворяют они только свой внутренний спрос.

У каждого рынка строго своя задача: за дорогими машинами едут однозначно во Владик, за более дешевыми и, соответственно, менее качественными - в соседний Уссурийск. Между городами всего 150 км, и если машина долго не продается во Владике, ее везут в Уссурийск, где она уходит "на ура", и наоборот.

Расписание этих рынков уникально, работают они всего два дня в неделю - в субботу и воскресенье, именно в эти дни приезжает большинство покупателей-"перегонов".

Время работы рынков зависит от прибытия первых поездов. Еще до рассвета между автомобильными рядами уже ходят "перегоны" с фонариками и подбирают себе варианты.

Говорят, одно время уссурийский рынок был на грани закрытия, когда бандитский беспредел перешел все границы. Тогда бригадиры от "перегонов" на сходке встретились с главарями банд и сказали, что если те не уменьшат свой пыл и не начнут грабить в рамках разумного, то "перегоны" вместо Уссурийска начнут ездить в Биробиджан, куда за ними переедет и рынок. На этом инцидент был исчерпан.

На Дальнем Востоке две трети мужского населения занято в автомобильном бизнесе, особенно это относится к жителям двух рыночных городов. Раз в три-четыре месяца они едут в Японию и привозят по пять машин (все-таки из Японии по тысяче машин в день сами собой не приходят). По существующему законодательству, через одну таможню на одного человека можно оформить только пять машин, но так как таможен на Дальнем Востоке много, а единой компьютерной базы между ними нет, то каждый раз машины ввозят через новую таможню.

Купить автомобиль на Дальнем Востоке - это только полдела, на нем нужно еще доехать. А для этого мало быть профессиональным водителем, к машине нужно добавить определенный набор простых, но незаменимых на "федералке", то есть федеральной трассе, вещей.

Необходимо, как минимум, два запасных колеса, причем желательно на дисках, ибо шиномонтажек на "федералке" практически нет. На литых дисках лучше не рисковать, "федералку" они не выдерживают и быстро лопаются. Обязателен набор гаишника: аптечка, огнетушитель и аварийный знак - о нем будут спрашивать постоянно.

Масло в "японках" можно не менять, во всяком случае "перегоны" этого никогда не делают. Если авто только что из Японии, значит, там свежее масло и его еще хватит на 5-10 тыс. км. Но если авто брать для себя, то советуют лучше сменить - слишком это разные вещи, гнать себе или дяде.

Но не это самое главное, без чего не может обойтись ни один "перегон" на безлюдной федеральной трассе, так это кассеты или диски с музыкой. На "федералке" без музыки за неделю пути свихнуться запросто можно. Радио в тех широтах работает странно, хоть едешь и по России, но русские каналы оживают только на подъезде к крупным городам, все остальное время доступны одни китайские.

Есть еще одна вещь, без которой не пройти "федералку", это лейкопластырь, да, обычный медицинский лейкопластырь, хватает 7-10 рулонов, которым спасают машину от сколов, обклеивая ее в самых проблемных местах. Новички часто используют для этих целей скотч, его тоже можно, но отдирается он потом вместе с краской, так что машину нужно перекрашивать. Ничего нового в перегоне выдумывать не надо, все уже давно придумано до вас и опробовано тысячами "перегонов", нужно только правильно использовать их опыт. Вместо лейкопластыря иногда еще используют клей ПВА, которым несколько раз покрывают всю машину. Выглядит она после этого ужасно, но доходит более сохранной, а клей потом легко смывается теплой водой.

Выбрать хорошую "японку" довольно легко, большинство их приходит хорошего качества и "федералку" проходит легко. Главное, не взять "конструктор". Продавцы сами никогда не скажут, что у них конструктор, но его на самом деле очень легко определить, это все машины старше семи лет. "Конструктор" - это изобретение последнего времени, после того как сильно возросли пошлины на старые "японки", ввозить их не перестали, но везут теперь в разобранном виде как запчасти, отдельно двигатель, кузов, колеса. Потом все это собирают (как правило, в порту) и продают за машину без пробега по России.

Покупая "японку", "перегоны" на спидометр никогда не смотрят, все равно скручивают все, не скрученную машину продать гораздо труднее как продавцу, так и потом "перегону". Свою машину я купил нескрученной, продавец сказал, что не успел, так как она только что с таможни, и дал адрес, где можно скрутить. Пришлось самому ехать и скручивать, стоит эта процедура 300 рублей за 100000 км. Мне ведь тоже ее когда-нибудь продавать, а каждому покупателю потом не объяснишь, что для япономарки, бегавшей по идеальным японским дорогам, плюс-минус сто тысяч километров ничего не значат.

Оружие и "перегоны" - тема сложная и до конца еще не изученная. Сами "перегоны" говорить об этом не любят, отвечают, что его у них нет, но когда заходят в вагон, у всех в больших сумках угадывается разобранное оружие. Причем стволы у всех серьезные. Газовые пистолеты и прочие игрушки не приветствуются, при встрече с бандитами от них больше проблем, чем пользы. Самый популярный среди "перегонов" - это карабин "Сайга" или "калашников", стреляет как одиночными зарядами, так и очередями.

"Перегоны" и сегодня боятся проходить Хабаровск. На последнем посту ГИБДД перед городом формируются в группы, которые ведет либо местный "перегон" "в законе", либо сопровождает милицейский патруль с мигалкой. Стоит последняя услуга по тысяче с носа - и перегоны довольны, и милиция занимается своей прямой обязанностью - охраной населения.

Чтобы быть уверенными наверняка, группу "перегонов" от первого до последнего дня часто ведет мент. Это такой же "перегон", только он когда-то работал в силовых структурах, поэтому у него остались форма, пенсионное удостоверение и прочее. Подобное лечится подобным, то есть менту с ментом договориться гораздо проще.

С бензином на "федералке" все просто, он есть везде и всегда. Расположены заправки строго на определенном расстоянии, главное - не пропустить, если одну пропустишь, то до следующей можно не доехать. Со мной такое раз случилось.

"Японкам" требуется наш 92-й и выше, но они едут и на 80-м, во всяком случае до дома доезжают. Этим пользуются особо экономные "перегоны", желая сэкономить пару тысяч за перегон. Но профессионалы до этого не опускаются, у каждого из них уже есть свой круг постоянных покупателей.

Поэтому, если вы хотите, чтобы машина ездила долго и ей не нужно было сразу делать капремонт двигателя, гнать ее нужно самому или покупать у проверенного "перегона".

Правила дорожного движения для "перегонов" на федеральной трассе давно сформировались свои, они порой прямо противоположны общероссийским, их задача - помочь доехать домой с минимальным боем по пути. Не зная их, можно легко попасть в неприятную ситуацию: минимальная скорость движения на "федералке" 100-110 км. в час, иначе вас будут постоянно обгонять "перегоны" и обдавать градом камней; на "федералке" останавливаются только на мостах и путепроводах, потому что это - единственное место, где машину не побьет камнями; при непредвиденной остановке машину ставят с левой стороны дороги, что также запрещено правилами, но на "федералке" по левой полосе никто не ездит, и туда не долетают камни из-под колес перегонов; при обгоне необходимо также прижиматься как можно левее, чтобы сначала уберечь свою машину, а затем обгоняемую, иначе тебя ждут у ближайшей кафешки неприятные разговоры с забросанными камнями "перегонами". По общероссийским правилам, за городом можно ехать только с включенным светом, но как мне советовал один "перегон", если его не включать, то этого все равно никто не видит. Я проверил, действительно, не замечают, вероятно, существует некое предписание, что "перегонов" за свет не штрафовать или им просто не хочется возиться с мизерными штрафами, тем более что "перегоны" все равно их не оплатят. Как наставлял меня тот же "перегон", какой бы большой штраф ни был, гаишникам в лапу ничего не давать, требовать квитанцию, которую потом можно выкинуть. Страна у нас большая, и штраф, выписанный в другой области, на ваш адрес все равно не придет, где-нибудь он обязательно затеряется. "Я их никогда не оплачиваю, - советовал "перегон". - И еще ни разу не было проблем". Вся эта писанина рассчитана на наше незнание и водительскую честность.

Кафешек на трассе много, нет никакой надобности брать с собой еду. У каждого из "перегонов" есть на трассе любимые кафе, где они останавливаются год от года. Поэтому, подъезжая к кафешке, легко определить, насколько вкусно там готовят. Если около нее стоит 5-10 авто, значит, стоит зайти. Цены везде примерно одинаковые, но чем дальше от города, тем дешевле и, как ни странно, вкуснее.

Есть блюда на трассе, которые обязаны попробовать все, это уже традиция перегона: на Дальнем Востоке - это икра, в Бурятии - манты, на Байкале - омуль.

Так же, как все, "перегоны" должны зайти в кафе "У Петра", во всяком случае так считают новички. Главная достопримечательность этого кафе: оно удачно расположено, до него несколько сот километров дорожного беспредела, отсутствие человеческого жилья, заправок, так что когда видишь первый признак цивилизации, поневоле остановишься.

. Выходить из машины уже совсем не хочется, да и сил нет. Утром встаешь в 5 часов, глаза спрыснешь из бутылки, не тратя времени на мелочи, сразу трогаешься и начинаешь постепенно просыпаться в движении, нет времени на мелочи, шутка ли проехать своим ходом половину России. Может быть, мы потому и отправляемся в перегон, испытываем запредельные трудности, рискуем своими жизнями, здоровьем, деньгами только ради того, чтобы самим убедиться, какая у нас большая родина.

Только в моем подъезде живет 10 семей с Дальнего Востока как амурчане перебираются в Краснодарский край на ПМЖ

– Изначально мы не собирались перебираться на юг страны, у нас с мужем был маленький ребенок, я была хоть и в декрете, но была любимая работа. Благовещенск в целом устраивал нас. Но в 2014 году мужу предложили работу в Сочи, и мы решили, что есть смысл сорваться с насиженного места, так как зарплату для Сочи предложили очень высокую.

Когда же мы решили продать квартиру в Благовещенске и купить свою в Сочи, разница ошеломила, квартира в Сочи, которая оказалась чуть больше благовещенской, обошлась нам почти в 2,5 раза дешевле. Сейчас цены, конечно же, очень выросли. Мы хотели перевезти маму мужа к нам, но зачастую приличные квартиры в Сочи дороже благовещенских. В итоге взяли в строящемся доме, сдадут уже в этом году.

Нам очень повезло, что у мужа была работа. Если у вас нет готового рабочего предложения или хотя бы небольшой подушки безопасности, рисковать, на мой взгляд, не стоит. Еще в декрете я начала искать работу, в итоге устроилась в банк не по специальности. Зарплата ниже, чем была в Благовещенске, но по меркам Сочи стандартная.

Спустя 5 лет, как я сюда переехала, я ни капельки не пожалела об этом. И могу с большой уверенностью сказать, что на Дальний Восток я больше не вернусь, если только в качестве гостя. Конечно, я очень скучаю по Благовещенску, ведь это моя родина, где я родилась, там остались мои друзья, которых мне очень не хватает. Но жить вновь в холоде – это не по мне. Здесь нет наводнений, нет 40-градусных морозов, нет мошки и комаров, люди живут, а не выживают. Приехав хотя бы один раз, никогда не захочется уезжать.

Олег, 29 лет, переехал в Краснодар в 2018 году:

– Моя любовь к Краснодарскому краю началась в 2015 году. Именно тогда я первый раз поехал в отпуск с целью присмотреться и посетил почти все крупные города в крае. В 2017 году я вновь поехал туда, остановившись на Краснодаре и на Сочи, решил пожить по две недели в каждом городе и выбрать свой.

Краснодар – это маленькая Москва, его я в итоге и выбрал. Здесь жизнь кипит так же, как там, очень много народу, много работы и возможностей. Зарплата особо не отличается от дальневосточной. Климат очень понравился, я был там в январе и вместо одежды, которую должен на себя напялить благовещенец, прежде чем выйти на улицу в это время года, в Краснодарском крае я ходил в легкой осенней куртке и без шапки. Конечно, не бывает на свете такого места, чтобы все было идеально, но в целом меня почти все устраивает. Да, летом жара, снег – большая редкость.

Если нет связей, то сложнее, но со временем ты как-то быстро ими обрастаешь, тут люди не боятся знакомиться и помогать друг другу. Близость моря тоже радует – 100 километров, и ты отдыхаешь на пляже.

В прошлом году встретил девушку, она тоже, кстати, с Дальнего Востока, правда, из Владивостока. Летом у нас свадьба, планируем купить квартиру. Возвращаться на ДВ смысла не видим, нам хорошо здесь.

Ольга, 45 лет, в 2019-м уехала жить в Анапу, в 2020-м вернулась:

– Как и большинство дальневосточников, я мечтала о теплой зиме, о фруктах круглый год, путешествиях и низких ценах. Но реальность оказалась более жестокой. Мы не планировали возвращаться, продали дом во Владимировке и квартиру в Благовещенске в надежде на лучшую жизнь. Работу решили искать уже после переезда, что, наверное, и было нашей главной ошибкой.

Трудоустройство в Анапе – очень сложный аспект. Здесь все зависит от нескольких факторов: от связей и везения. Это, скорее, плохо, чем хорошо, но в Краснодарском крае очень многое могут решить родственные узы. Устройство на работу зачастую происходит по блату, и нередко бывает так, когда в одной престижной компании работает вся семья. Братья, сестры, родители, внучатые племянники – если есть связи, считайте, работа у вас есть. В ином случае поиски могут затянуться на очень долгий период. Я всю жизнь работала бухгалтером. С прежнего места в Благовещенске ушла как главный бухгалтер с большим опытом работы. Зарплата у меня была около 60 тысяч рублей плюс периодически выплачивали премии. В Краснодарском крае мне предлагали… 25-30 тысяч без перспектив в сомнительных фирмах. Во всех хороших фирмах для трудоустройства нужны были связи. В одной фирме после собеседования я разговорилась с секретаршей.

Муж, который всю жизнь проработал начальником отдела в одной крупной фирме Благовещенска, не мог найти вообще ничего. Когда деньги начали заканчиваться и мы поняли, что ловить особо нечего, мы вернулись в Благовещенск. Мужа восстановили на прежнюю должность, я нашла новую работу. Там мы покупали квартиру, продавать не стали, решили сдавать, а иногда приезжать и жить там во время отпуска. Здесь купили домик, взяли ипотеку под 2 %. Мой совет тем, кто хочет уехать – прозондируйте обстановку полностью, найдите работу, а уж потом срывайтесь с насиженного места.

Татьяна, 62 года, переехала в Анапу в 2019 году:

Вернувшись, рассказали о своем желании детям, они нас поддержали. Покупать жилье решили в строящемся доме, так дешевле. Купили, как и мечтал зять, три однокомнатные квартиры на разных этажах. В 2019 году дом сдали, и мы с мужем уехали, дети остались тут. В одной квартире живем, две сдаем, пенсию получаем, а деньги от сдачи квартиры отправляем детям. Хотим, чтобы побыстрее рассчитались с ипотекой и перебрались к нам. Пусть не в Анапу, но куда-нибудь сюда, поближе.

Олеся, 49 лет, живет на два региона:

– Родом я из Свободного, владели небольшим бизнесом в Благовещенске и Свободном. В 2008 году дочь решила поступать в краснодарский вуз. Мы с мужем авантюристы по жизни и уехали следом за ней в Краснодар, но нам там не понравилось. И мы, попутешествовав, остановились на Геленджике. Бизнес остался здесь, рулили им на расстоянии. В Геленджике открыть что-то свое не удалось, хотя хотели, но здесь с этим очень сложно, приезжих не любят. Так, у знакомых подожгли магазин из-за возникшей конкуренции. Прямо скажем, в бизнесе здесь остались лихие 90-е, поэтому рисковать не стали.

Прожив почти 11 лет в Геленджике, периодически приезжая в Свободный, мне захотелось вернуться. Дочь осталась там, а мы с мужем живем на два города: лето и весну в Свободном, а зиму и осень - в Геленджике. Очень я люблю родной город, но не люблю зиму. Поэтому можно сказать, что мы вернулись, но частично.

Ехать или нет, каждый решает сам. Но лучше проверять все на собственном опыте и не слушать других. Лучше рискнуть и пожалеть, чем оставаться на месте не попробовав. Вернуться всегда можно.

Кому-то Краснодарский край подходит, а может, будет лучше так и остаться его частым гостем и видеть его только как курортный край. Не обязательно сразу переезжать – достаточно просто погостить здесь какое-то время (можно даже в разные сезоны года), прочувствовать климат, изучить рынок работы и жилья. Краснодарский край рад всем приехавшим, а то, что местные против этого – ужасные слухи.

Читайте также: