Как поехать на ямал

Обновлено: 15.09.2024

Лично для меня идея поехать на Харасавэй (также иногда пишется как Харасавей, в переводе с ненецкого означает "извилистая река") родилась достаточно неожиданно. После весьма удачной поездки в Варандей (http://ashotog.livejournal.com/48316.html) месяцем ранее, мы собирались прокатиться в Салехард, "заехать" на Ямал, потом Надым, посмотреть 501-ю стройку ГУЛАГа. Вобщем никакого экстрима, все чинно, спокойно, без напрягов, по магистральным зимникам.

Но как оказалось, покой нам только снился ;)

Итак, что же это за такая извилистая река и что собственно нам там надо? Харасавэй это река и мыс на полуострове Ямал, также этим именем назван вахтовый поселок и газоконденсатное месторождение. Надо сказать, что месторождение это совсем не маленькое. Запасы его составляют около 2 трлн кубометров газа. Считается, что на всем полустрове Ямал запасов около 55 трлн кубометров.

Забавно, что изначально из Харасавея планировали возить сжиженный газ (СПГ) по Карскому морю, но от идеи отказались из-за того, что данное море не всегда даже летом пригодно для судоходства и теперь тянут трубу.

Газ нас интересовал мало, а вот тот факт, что Харасавэй это одна из самых северных точек, куда можно приехать колесами легкового автомобиля, для нас представлял гораздо больший интерес. Забегая вперед скажу, что мы достигли широты 71°11,066 (столовая вахтового поселка, можно было проехать чуть севернее до 71°12, но. ). Севернее только Тикси, который для нас история следующего года.

От Югорска до Селехарда идет магистральный ("гражданский") зимник, вполне приличного качества (местами его правда забывают чистить) и дорога в город-герой не доставляет особых хлопот.

Еще даже лес есть. Позже, на Яамале, растительность исчезнет.

Путь на Харасавэй проходит через Бованенково, вдоль самой северной железной дороги Обская — Бованенково. Бованенково это крупнейшее месторождение Ямала, его запасы оцениваются почти в 5 трлн кубометров газа. Запуск месторождения отложен на конец 2012 года, т.е. пока ничего не добывается и все находится в стадии строительства.

Железку начали строить аж в 1986 и собираются закончить в сентябре этого года. Протяженность до ст. Бованенково - 525 км (хотя на указателе значится 538), а всего должно быть постороено 572 км. На текущий момент железка не доходит до Бованенково километров 30.

Частники это суровые мужики на трехосных Уралах и КАМАЗах, работающие на Северах - от Варандея до Ванкора и зарабатывающие себе на хлеб тяжелым и опасным трудом. Ничего кроме уважения эти простые в общении люди не вызывают. Нам с ними по пути.

Я не зря написал, что труд у водителей там тяжелый и опасный - это научный факт, не требующий доказательств. Сильная пурга очень быстро полностью заметает Урал. А двигаясь даже в слабую пургу риск промахнуться и упасть в тундру очень велик.

Как всегда в тундре все локанично и просто. Однако, в этой простоте что-то есть.

И наконец вот он мыс Харасавэй, Карское море, ледяное молчание ;)

Тундра забирает не только машины, но иногда и вертолеты. Этот нашел свое последнее пристанище в Харасавэе.

И в заключении напишу просто - мы сделали это! Конечно, ничего уникального - сотни грузовиков ежемесячно ездят по подобному маршруту, возят цемент. Они просто там работают. Однако, не думаю, что много легковой техники своим ходом прошло от Лабытнанги до Харасавэя и обратно. Было реально тяжело.

. желательно); • умение пользоваться технологическими картами. УСЛОВИЯ: • работа ВАХТОВЫМ методом ( Ямал) ; • график работы 60/60 дней, ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА УКАЗАНА ЗА ЦИКЛ ВАХТЫ; • официальное трудоустройство, социальные льготы и гарантии по ТК РФ; • корпоративное .

Изолировщик на термоизоляции ( Ямал) (вахта: Новый Уренгой)

. Работа вахтовым методом в Янао ( Ямало- Ненецкий автономный округ): Харасавэйское газоконденсатное месторождение Условия: Белая заработная плата 2 раза в месяц Официальное оформление по Тк Рф Вахтовый метод работы 60х30 Проживание в вахтовом поселке .

Рыбообработчики отправка январь Камчатка

Приглашаются обработчики рыбы на сезонную работу. Муж , жен и см.пары. Опыт и квалификация не нужны. Всему научат. Группа формируется до Нового года , места ограничены . Отправка группы в январе . Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский. Сегодня ООО – резидент.

Личный водитель

Кухонный рабочий ( Ямал)

100 000 - 120 000 руб.

. клиентоориентированность, лояльность. УСЛОВИЯ: Работа вахтовым методом, Ямал Пункт сбора г. Новый Уренгой. Проезд до пункта сбора и . . График работы 60/60 ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА УКАЗАНА ЗА ЦИКЛ ВАХТЫ (60/60, вахта + межвахта) Заработная плата выплачивается .

Матрос рыбообработчик

РАБОТА В МОРЕ. НА ДОБЫВАЮЩИЙ ФЛОТ ТРЕБУЮТСЯ МОРСКИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ ❗❗❗ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА от 600 000 тысяч рублей за период контракта.( 1- мес -100 000 т.р) Требования: Квалификационное св-во, рабочий диплом , можно и без опыта работы. ( обязательно наличие всех.

Мастер по ремонту оборудования ( Ямал)

200 000 - 222 000 руб.

. и др.). Приглашаем на работу в должности Мастер оборудования на Ямал Обязанности: - Ремонт, диагностика, сервисное обслуживание . . выплата заработной платы два раза в месяц, з/п указана за цикл вахты; - Оплата проезда к месту работы; - Бесплатное проживание .

Разнорабочие на Север без опыта

. требуются разнорабочие без опыта Требования:без опыта Обязанности: Разнорабочие мужчины, женщины ,а также водители ВВШ. ШТАБЕЛЕРА. Условия: питание, проживание, спецодежда, авансы, проезд предоставляется. Оформление официальное. Зарплата указана за Вахту 90 дней.

Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования

. характеристик и принципов работы электрооборудования. УСЛОВИЯ: • работа ВАХТОВЫМ методом ( Ямал) ; • график работы 60/60 дней, ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА УКАЗАНА ЗА ЦИКЛ ВАХТЫ; • официальное трудоустройство, социальные льготы и гарантии по ТК РФ; Мы заботимся о .

Маляр 3, 4 разряда ( вахта: Новый Уренгой)

90 000 - 93 000 руб.

. Работа вахтовым методом в Янао ( Ямало- Ненецкий автономный округ): Харасавэйское газоконденсатное месторождение Бованенковское нефтегазоконденсатное месторождение Условия: Белая заработная плата 2 раза в месяц Официальное оформление по Тк Рф Вахтовый .

Водитель категории "В"

. трудоустройство Вся зарплата "белая" перечисляется на карту банка 2 раза в месяц без задержек. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА УКАЗАНА ЗА 30 ДНЕЙ ВАХТЫ Полная занятость Доставка вахтового персонала осуществляется двумя способами: воздушными путями и по зимнику. На Ванкоре .

Мастер производственного участка

. Мастер производственного участка ( вахта) Обязанности: Управление производственной бригадой; Контроль ремонта; Своевременное . . команде. Условия: Официальное трудоустройство по ТК РФ; Место работы полуостров Ямал; График работы 2/1 вахта. .

Сотранс, группа компаний

Охранник ( ЯМАЛ)

. кандидатов без УЧО, но обязательно с опытом работы с последующим оформлением после вахты; Опыт работы от 1 года. Условия: Работа вахтовым методом в г. Новый Уренгой, Тазовский ( ЯМАЛ) Продолжительность вахты 45 дней. Оплата проезда от пункта сбора .

Водитель-экспедитор

Требуется водитель-экспедитор вахтой в Новый Уренгой. Постоянная и официальная работа. Есть проживание и 3 х разовое питание, компенсируется проезд и Северная медкомиссия. Оплата 172 000 рублей за вахту 45 дней. Звоните, пишите, отвечу всем! Обязанности: перевозка .

Рабочая биржа труда

Машинист буровой установки 5-7 разряда ( вахта: Новый Уренгой)

. Работа вахтовым методом в Янао ( Ямало- Ненецкий автономный округ): Харасавэйское газоконденсатное месторождение, Бованенковское нефтегазоконденсатное месторождение Обязанности: - Буровые работы; - Работа на бурильно-крановой установке Kato Pf-1200 . .

Дорожный рабочий

75 000 - 110 000 руб.

. Способность выдерживать значительные физические нагрузки Условия: Работа вахтовым методом п. Новый Порт Ямало- Ненецкий автономный округ Вахта 60/30 Доставка до места производства работ осуществляется за счет средств работодателя: от города проживания до .

Зимник Салехард — Лабытнанги

У Тюмени с северными автономными округами крепкая связь. Многие жители Ямала и Югры покупают здесь квартиры, отправляют учиться своих детей или просто приезжают в отпуск. В итоге многие северяне буквально живут на два региона. Это даже становится поводом для шуток среди коренных тюменцев. А многие ли из них бывали на Севере? Наш корреспондент Лена Леушина впервые побывала на Ямале — ей понравилось, но осталось много вопросов. Смотрите в фоторепортаже, почему здание правительства Ямала построено на окраине, какие традиции коренных жителей понравились северянам, как разукрашивают фасады многоэтажек и правда ли, что машины обогревают от розетки.

Аэрофобам поездка не понравится

Здание аэропорта Салехарда совсем небольшое, места внутри мало. Около стоек регистрации собираются длинные очереди до самых дверей

Фото: Ирина Шарова

По пути из аэропорта встречаем одну из главных достопримечательностей города — стелу «. Она установлена на месте прохождения линии полярного круга. Первую версию установили еще , но позже ее пришлось перенести. Оказалось, что памятник поставили не в том месте. Новая скульптура полностью повторяла черты старой. Самая высокая точка стелы достигает .

Днем стела отражает голубое небо, а ночью — подсвечивается. По задумке автора переливающиеся огни имитируют северное сияние

Фото: Ирина Шарова

Местные жители придумали шуточный ритуал посвящения в полярники: нужно три раза обойти вокруг стелы и загадать самое заветное желание.

С такого ракурса стела напоминает небоскреб в мегаполисе

Фото: Ирина Шарова

На машине по льду

Если поехать от стелы в противоположную от Салехарда сторону, можно доехать до самой реки Оби. На другом берегу виднеется другой город — Лабытнанги. Добраться до него можно за считаные минуты — по зимнику. Это привычный для жителей Севера вид дороги. Ее эксплуатируют только в холодное время года, при минусовой температуре.

Проезд по ледовой переправе контролируется: между машинам должно быть определенное расстояние

Фото: Ирина Шарова

Зимник Салехард — Лабытнанги

Фото: Ирина Шарова

А здесь мы заметили краны, возвышающиеся на фоне заката

Фото: Ирина Шарова

Местные власти любят тишину

Первым делом водитель Валерий показывает правительство ЯНАО. Руководство региона работает в новом здании, построенном . Рядом расположены небольшой сквер, фонтан и ледяной чум. Территория очень ухоженная и светлая, но, к нашему удивлению, мы не встретили гуляющих людей. Непривычная картина, если сравнить с Тюменью: площадь напротив областного правительства — одно из любимых прогулочных мест горожан.

Какое здание правительства вам нравится больше: современное ямальское или советское тюменское?

Фото: Ирина Шарова

Едем в центр и натыкаемся на большую строительную площадку. На улице Арктической возводят храмовый комплекс в честь Преображения Господня. Объект строят , по задумке архитекторов он должен стать самым высоким храмом в Арктике — . Срок сдачи постоянно откладывается из-за нехватки денег, хотя в стройку вкладывались даже из областного бюджета. Пять миллионов рублей насобирали пожертвованиями от граждан.

Место возведения храма в 2015 году посещал патриарх Кирилл. Тогда он пообещал, что лично освятит собор после окончания строительства

Более тридцати лет ученые исследуют влияние Севера на сердечно-сосудистую систему вахтовиков

Причина в вегетативной нервной системе

Сирень Бабаева, «АиФ — Ямал: Нина Петровна, известно, что жить на Севере тяжело, суровый климат серьезно подкашивает здоровье. На всех ли его влияние одинаково?


Нина Шуркевич: Жить на Севере можно. Во-первых, он очень разный. Во-вторых, у всех людей разное здоровье, которое зависит от индивидуальных адаптационных возможностей организма, генетики, социальной защищенности, психического здоровья и других факторов.

— То есть у вахтовиков со здоровьем сердца все нормально?

— Нет, и у них тоже появляются проблемы с сердцем и сосудами. Есть определенные особенности течения заболеваний на Севере, например артериальная гипертония протекает малосимптомно, сначала с невысокими цифрами подъема артериального давления; изменение структуры сердечной мышцы на фоне гипертонии формируется рано и в большей степени, чем, например, у тюменцев. Атеросклеротические изменения в сонных артериях обнаруживаются чаще, но до определенного времени ничем себя не проявляют. То, что гипертония и атеросклероз сонных артерий очень часто обнаруживаются одновременно, никого не удивляет. Это известный факт. Однако при исследованиях у пациентов с нормальным артериальным давлением мы тоже находили бляшки в сонных артериях. Оказалось, что для их формирования имеет значение не только высокое давление, но и другие факторы. Мы рассчитали формулу, по которой можно выявить вероятность бляшки в сонных артериях. Для этого нужно оценить три параметра: глюкозу крови, холестерин и уровень нижнего (диастолического) давления. Оказалось, что повышение уровня сахара в крови увеличивает риск развития атеросклеротической бляшки на 44,1 %, повышение холестерина – на 25,2%, а уровень диастолического давления – на 6%. То есть важно обращать внимание не только на давление, но и на холестерин, заниматься ранней профилактикой нарушений углеводного обмена и сахарного диабета.


— Когда была последняя ваша экспедиция и что она показала?

— В прошлом году в сентябре наша команда провела экспедиционный выезд на Ямбург, где были обследованы 183 мужчин и женщин. Сейчас мы изучаем набранный материал, но предварительно можно сказать, что у мужчин и женщин болезни сердца имеют свои особенности из-за разных половых гормонов.

Особый стресс

— Много говорят о том, что стресс и болезни сердца взаимосвязаны. С этой точки зрения изучали северян?

— Всегда считалось, что Север – это территория особого климатического и эмоционального стресса из-за регулярной удаленности от семьи, работы вахтовым методом труда, частого выявления сердечных заболеваний. Однако наши предварительные данные показали, что у ямальцев не такой высокий уровень стресса. Во время нашей прошлогодней экспедиции мы собрали много анкет по наличию или отсутствию депрессии, тревожности, восприимчивости к стрессам, самооценке стресса и т. д. Когда начали обрабатывать результаты, оказалось, что депрессии у ямальцев-вахтовиков нет, особой тревоги тоже. Опрос показал, что мужчины (в среднем 45%) и женщины (92%) сами не считают себя стрессорными. Затем была проведена объективная профессиональная оценка уже по специализированному опроснику. Результаты показали пограничный уровень стресса у мужчин и женщин, и между самооценкой и оценкой эксперта. Это значит, что никаких особенных стрессов люди, работающие вахтовым методом труда, не испытывают. Такое внимание к душевному состоянию мы уделили не зря, связь между нервами, переживаниями и болезнями сердца – доказанный факт. Среди ученых есть мнение, что к 2025 году смертность от депрессии будет впереди смертности от сердечных болезней. Но это предварительные данные, мы продолжаем изучать тему стресса у вахтовиков. Самое главное, на мой взгляд, что здоровье вахтовиков находится под постоянным контролем. Хорошо отработана профилактика, диспансеризация, налажены социальные льготы и гарантии, реабилитация, бесплатное лекарственное обеспечение. Проводится большая работа по улучшению здоровья вахтовых рабочих, прилагаются усилия для повышения физической активности работников и улучшения питания. Есть современные спортивные центры. Поэтому организация здорового образа жизни зависит только от желания самого человека.

В структуре смертности болезни системы кровообращения занимают первое место – это инсульты, инфаркты, артериальная гипертония

— Здоровее ли сердце у коренных малочисленных народов Севера?

— Коренные народы мы тоже изучали, но в небольшом объеме. Мужчины 30-50 лет, которых мы исследовали, здоровы. У них нормальное давление, а гипертония появляется только в пожилом возрасте. Но есть тундровые ненцы, а есть поселковые. У последних уклад жизни поменялся, и они болеют теми же болезнями, что и горожане, но есть особенности. Например, при коронарном атеросклерозе у них преимущественно поражается только одна артерия. Это связано с тем, что они всю жизнь живут в своем климате, со спокойным жизненным укладом и особенностями питания. Они приспособились. Чем больше мы изучаем северян, и вахтовиков в частности, тем больше понимаем, что информации еще крайне мало. Тем интереснее это научное направление, и мы будем им заниматься дальше.

Читайте также: