Как поехать послушницей в монастырь

Обновлено: 18.09.2024

С нуля не получится. Во-первых, в монастыре послушничеству предшествует период трудничества — это когда вы приезжаете просто пожить, помолиться и поработать. Во-вторых, в монастырь лучше идти, пожив обычной жизнью мирянина: молитвы утром и вечером, храм по воскресеньям, регулярное участие в таинствах, постоянное общение со священником (лучше одним), посты… Так появляется определенный ритм церковной жизни. В монастыре он будет гораздо строже, плюс — как правило, там тяжело физически (жесткий режим дня: ранний подъем, двухразовое питание без мяса; много работы). Психологически в монастыре бывает очень тяжело, потому что многое из того, что в миру кажется положительным или естественным, в монастыре не одобряется или не допускается в принципе: общительность (монастырская жизнь все-таки ставит идеалом немногословие), инициативность и умение отстаивать свое мнение (часто в монастырях выполняют какую-нибудь монотонную техническую работу именно с целью научиться послушанию и…

И так пожить не один месяц, естественно! Это нужно для того, чтобы понять: на самом ли деле ваша любовь к Богу выше всего в этой жизни и готовы ли Вы ради этого оставить все?

В любом случае, о прибывании в монастыре в любом качестве, прежде всего, принимает решение игумен данного монастыря после личной беседы с…

Принять решение об уходе в монастырь непросто, такой поступок является одним из самых крутых поворотов в жизни любого человека. Причины для этого могут быть самые разные. Для того, чтобы достичь этой цели, каждый, кто твердо решил связать свою жизнь с церковью, должен пройти определенные испытания.

Достижение этой цели можно условно разделить на 3 этапа:

получение благословления; поступление в монастырь в качестве послушника; постриг в монахи.

Благословление

Многие граждане воспринимают уход в монастырь как бегство от обычной мирной жизни. Принимается такое решение, как правило, по целому ряду причин, но итоговый результат всегда одинаков. Молодой человек в монашеском одеянии многим непосвященным кажется неуместным там, где он оказался. Кажется, ему бы жить да жить. Однако, это не совсем верно. Святой отец, который должен благословить человека на уход в монастырь, как правило, очень долго беседует с пришедшим к нему, тщательно присматривается, чтобы понять,…

Безысходность или духовное призвание? Несчастная любовь или желание служить Богу, — почему женщины идут в монастырь?

Говорят, в монастырь уходят от безысходности, отчаяния, разбитой любви, когда теряешь все, и остается только отречься от всего, уйти, забыться. Но это не так, каждый монастырь живет своей жизнью, где требуются сильные люди, у которых призвание – служить Богу.

Есть еще и такие монахини, которые приходят потому, что хотят прожить жизнь счастливо – молясь обо всех и совершая добрые дела. Красота жизни монахинь не всем видна и…

Это не было ни заданием редакции, ни желанием испытать себя. Так уж сложились жизненные обстоятельства, что мне пришлось сменить цветные рубашки на затертый черный подрясник, а матрас — на жесткое монашеское ложе. Но я ни капли не жалею о таком поступке…

НА ВХОД… С ВЕЩАМИ

Одно могу сказать: попадают в монастырь не случайно. За все время моей короткой подвижнической жизни там я ни разу не видел слабых людей. Приходили, конечно, обездоленные, бомжи, бродяги, но такие быстро бросали обитель и уходили обратно в мир. Ведь часто, со стороны, монастырь кажется чем-то вроде санатория: мол, живут себе монахи в свое удовольствие, да еще и за счет прихожан, песни поют, ничем не занимаются. Благодать. Но отчего же тогда так мало людей становятся монахами, если это так просто?

…В монастырь я уходил сомневаясь: смогу ли стать настоящим православным подвижником? Но, в конце концов, в октябре 199… года я оказался в канцелярии Выдубицкого мужского монастыря. В приемной…

Мрачные стены векового замка, куда лишь изредка проникают лучи света. Строгие лица женщин, облаченных в закрытые черные одеяния. Маленькие аскетичные кельи, коленопреклоненные фигуры и молитвы с утра до ночи. Душевные метания девочки Мегги Клири из популярнейшего романа Колин Маккалоу, которую за любое нарушение церковных канонов бьют по рукам тоненьким хлестким прутом… Так мне долгое время представлялся образ женских монастырей, в которые простому смертному попасть не так-то просто. Но времена меняются, и, чтобы посмотреть на реальную жизнь женской обители да и побыть день наедине с собой и высшими силами, мы отправились в Знаменский район, где находится действующий женский монастырь, не как корреспонденты, а как простые прихожане. Нас предупредили: к журналистам в монастыре отношение настороженное и интервью никто давать не будет. Поэтому диктофоны, ручки и блокноты были спрятаны в сумку, оставалось надеяться на собственные наблюдательность и память.

Появилось желание уйти в монастырь. Не так ли? Ну тогда стоит, светлая твоя головушка, прочитать сначала правила для трудников, узнать кто такие, зачем они в монастыре… В общем читайте, обдумывайте.

Трудник – раб Божий,

продолжительно живущий и работающий в монастыре

на добровольной и бескорыстной основе,

не принадлежащий к братии.

800 Утреннее правило

900 Выполнение послушания

1300 – 1320 Обед

1400 – 1800 Выполнение послушания

1900 – 1920 Ужин

1920 – 2200 Свободное время

2200 Вечернее правило

Трудничество является первой ступенью в подготовке и испытанию

для принятия монашеского пострига или работой во славу Божию.

Но это только в древние времена в монастырь заточали без желания человека, обрезав ему все дороги в мир. Сейчас для зачисления в монахи нужно иметь сильное желание и огромное терпение.

Шаг первый: регулярное посещение церковных служб
Итак, вы…

Послушание — это следующий за трудничеством этап вхождения в монастырскую жизнь, учеба по смирению страстей и подготовка к монашеской жизни.

Основным качеством послушника является неукоснительное следование требованиям персонального духовного наставника, отречение от собственной воли. Если послушник уязвляется отеческим назиданием наставника, замыкается в обиде, настаивает на своей правоте, то что приобретает он находясь в монастыре? Базовым процессом образования на этом этапе становится практика постоянно наблюдения и контроля своих помыслов и деяний, дополняемая совершенствованием души через таинство исповеди. Послушник включается в жесткий монастырский режим дня, рассчитанный поминутно и не оставляющий свободного времени.

Послушание состоит в постоянном добровольном смиренном подчинении себя воле другого с решительным отвержением собственной воли и собственного разумения. Истинный послушник выполняет послушание именно так, как ему указано, ничего не опуская и не прибавляя….

ЭТО выражение можно внести в список устойчивых словосочетаний русского языка. Но вряд ли кто-нибудь имеет представление о том, что ожидает его за монастырскими стенами. Хотя некоторые и уходят, чаще всего в сложные моменты жизни. А попадают из одной переделки в другую.

ИСПОВЕДЬ БЫВШЕЙ ПОСЛУШНИЦЫ

«Я ЧЕЛОВЕК верующий. Поэтому, когда со мной случилось несчастье — в 35 лет потеряла трудоспособность, средств для существования не было, — я ушла в монастырь. Надежды, что меня туда возьмут, было мало из-за состояния здоровья, о чем я без утайки рассказала настоятельнице Шамординского монастыря, что в Калужской области. К своему удивлению, меня приняли в послушницы безоговорочно. Вскоре по благословению старца из Оптиной пустыни я продала квартиру

и все деньги отдала настоятельнице без какой-либо расписки.

После этого отношение ко мне резко изменилось. Меня заставляли работать наравне со здоровыми. А кто…

Автор: Елена ЕСАУЛОВА
Фото: Борис БАРМИН

Если мир не мил

Как стать послушником монастыря — скачать архив с инструкцией

Как стать послушником монастыря

Алкоголики, наркоманы, ярые атеисты, иноверцы, лица, страдающие душевным расстройством и инфекционными заболеваниями в монастырь на послушание не принимаются. Вопрос непростой и не зная всех обстоятельств, трудно на него ответить. И еще приоткрывает завесу другой культуры для других — в виде комментариев, фотографий, отзывов. В монастыре на это есть время, да и весь распорядок дня вместе с образом жизни только тому и способствуют: — подумал о сексе? Стоя на коленях и поклонившись три раза до земли мы смотрели друг другу в глаза. Дорогая, чем смогу — помогу, о боязни монастыря, страхе и всем проблемам с этим связанными я знаю много, моя шкура многое поведала. По своей собственной вине я оказалась в ситуации, которая не только явилась тупиковой для меня, но и угрожает испортить жизнь моим близким, а одному из них…

От всего сердца желаю уйти на служение Богу. Это моя жизнь. Примут ли меня в 14? Я ОСОЗНАННО собираюсь сделать этот шаг.

Не примут. Тебе им абсолютно нечего принести: ни квартиры, ни машины, ни суммы в рублях хоть какой завалящей нетути. Но послушницей на них бесплатно можешь попахать. Летом, в каникулы.

НЕТ - еще несовершеннолетняя
Можно пожить трудницей

А что это тебе даст?
Рай? Просветление? Святость?

Бог никогда не просил о таких жертвах - монастыри это выдумка людей

Потом намного сложнее жить "в миру" с его проблемами и негативом, чем отгородиться от него стенами и сказать: "всё что за стенами меня не касается"

ЗЫ
И вот если ты православная то "плодитесь и размножайтесь" у вас там написано
Так следуй этому и заводи нормальную семью!
А быть монахом - это уже людская выдумка!

По-видимому вы очень желаете служить Богу и, удивительно, что в таком раннем возрасте. Хочу вас обрадовать, что можно служить Богу где бы мы не находились. Служить Богу - значит исполнять его волю. Его воля заключается в том, чтобы мы приобретали точные знания о нём, как записано об этом в Библии книге 2Тимофею, во 2 главе, в 3,4 стихах. А знания должны побуждать действовать или что-то менять, Иакова 2 глава, 20 стих.

вряд ли кому-то откажут, если он осознанно и уверенно делает шаг

Нет, не примут, в 18 лет будешь решать и то будут отговаривать.

Монастырь - это человеческое, а не Божье изобретение. Люди идут в монастырь, чтобы получить бонус в виде духовного развития. Но это не способствует тому, чтобы они стали по-настоящему добрее, милосерднее. Они просто научаются следовать ряду правил, а внутри не меняются.
Богу можно служить и не в монастыре, без этих искусственных внешних ограничений.

Да.. , крепко вас охмурили. Променять земную любовь, радость материнства. . на химеру от которой пользы ни Богу, ни людям. (

Не занимайся ерундой. Ты еще слышком мала что бы понять всю важность этого решения. Подрости, дождись хотя бы 18 летия, если не передумаешь, гробь свою жизнь. А так если у тебя сейчас проблемы в семье или с парнем, в школе и прочее это не повод для подобного.

монастырь обитель сатаны.. если вы хотите так рьяно служить сатане мне вас жаль.

Без разрешения родителей в письменном виде не примут. А про служение Богу так не обязательно в монастыре это делать можно в любом месте где бы ты не находилась служить Богу. Разве 12 апостолов не так делали? Они не ушли в монастырь но свою жизнь посвятили Богу.

А ты вообще еще жила, что бы решить такой вопрос?
И что ты принесешь в монастырь? Свою девичью глупость?
Никто не запрещает, пойти и спросить Игуменью. Можно даже написать. Обязательно ответит. На сколько я знаю, это можно сделать и в Интернете.

Кончно примут, ты должна быть настойчива и упорна в своем решении.

И что только в голову не придет.. ) чем же тебе так жизнь не угодила, в 14-ть то лет. )

. и к подруге лучшей ушел

Фигней не страдай.
Ты фанатка, поэтому не понимаешь, что на самом деле такое религия.

Я тоже собираюсь, но очень строго обдумываю, потому что это очень важный шаг. Понять Божию истину жизни

Жизнь в монастыре (1 часть)

Пару слов от себя. Не скажу, что около церковные темы меня слишком интересуют. Но данная статья мне показалась занимательной. Тем более, что никогда не понимала, что заставляет обычных людей оставить мирскую жизнь. А далее перепост. Букв много =)

Испытание платочком

У меня не было никаких проблем в мирской жизни. Она была благополучной и беззаботной: высшее образование, работа, любящие меня мама и брат, большая уютная квартира. Никаких разочарований, потерь, измен…

Монахини в черном облачении раньше вызывали у меня недоумение и страх. Уйти в монастырь? Оказаться среди них? И мысли такой никогда не возникало. Я любила комфорт, а любые запреты и ограничения вызывали во мне решительный протест. Походы в церковь ограничивались тем, что я ставила свечки перед иконами. Но однажды довелось помочь по храму. Моя мама, которая регулярно убиралась в небольшом Афонском храме Воскресенского Новодевичьего монастыря, прийти не смогла. Я согласилась подменить ее без особой охоты. Быстро сделать, что попросят, и уйти — таково было мое намерение. Но меня так приветливо встретила инокиня-церковница, что я осталась до позднего вечера! И даже пришла на следующий день.

Познакомившись со всеми сестрами обители, матушкой игуменьей (настоятельницей монастыря) Софией, я стала ходить в храм все чаще. Меня приняли на послушание (так в монастыре называется работа) в местную лавку с неплохой зарплатой и двухразовым питанием.

Но не прошло и трех месяцев, как незаметно для самой себя я оказалась в числе послушниц. Как же это случилось? Подействовали разговоры сестер о спасении и радостно-спокойной жизни в монастыре, о миссии избранницы невесты Христовой. Одним словом — завербовали.

Оказывается, такая келья была большой привилегией. Обычно все, кого принимает игуменья в монастырь, сначала живут в паломнической гостинице. В келье на 10 или 15 человек. Выполняют грязную и тяжелую работу. Питаются в рабочей трапезной. Молятся отдельно от сестер.

Никогда бы не подумала, что окажется так тяжело постоянно ходить с покрытой платком головой. Она постоянно чешется, волосы через какое-то время начинают выпадать. Пожаловалась игуменье, она поддакивает: да-да, у меня то же самое. Хотела облегчить себе жизнь и подстричься, но та не благословила, мол, оставь косу для пострига! Оказалось, что еще и спать надо в платочке! Матушка игуменья приходила в келью ночью, проверяла, чем занята сестра: спит или молится, во что одета, что лежит у нее на прикроватной тумбочке.

Потеряла жениха — сделала карьеру

Между сестрами не благословляется распространяться о жизни, которую они вели в миру, возрасте и причине ухода в монастырь. Но женщины есть женщины — и как-то постепенно из разговоров все узнавали друг про друга. От хорошей и благополучной жизни никто в монастырь не уйдет. Нужен толчок: должно случиться нечто потрясшее настолько, что белый свет станет не мил.

В монастырь приходят женщины любого возраста. Но несовершеннолетние девушки или замужние, а также имеющие маленьких детей не принимаются согласно правилам обители. Правда, просто пожить там могут даже дети, выполняя послушание, которое им по силам. В летние месяцы к нам приходили 10-летняя девочка. Ей поручили во время службы следить за свечками, а днем штамповать книги в монастырской библиотеке, а 14-летняя школьница пела на клиросе и помогала в огороде.

Среди 22 женщин, с которыми я делила стол и кров, трое были весьма преклонного возраста, четверо — девушки за двадцать. Возраст большинства сестер — от 35 до 60 лет. Многих беспокоили оставшиеся в миру взрослеющие дети. Они постоянно отпрашивались у монастырского начальства домой — решать проблемы дочерей. Некоторые из-за этого впоследствии ушли из монастыря.

Одна сестра пришла в обитель сразу после смерти своего пятилетнего горячо любимого сыночка. Она беспрекословно шла на любое послушание. Казалось, ее даже радовала тяжелая работа. Без устали скоблила, убирала, мыла, полола, стараясь забыть горе в работе. Но утешения от скорби так и не нашла — через год запросилась обратно в мир. Другая сестра, потеряв обоих родителей и жениха, напротив, сделала в монастыре карьеру — в сравнительно короткий, по монашеским меркам срок, стала инокиней и правой рукой игуменьи.

Чем старше по возрасту монахиня, чем дольше живет она в обители, тем больше от нее пользы монастырю. Наученная горьким опытом, она не впадает в искушения, свойственные новоначальным сестрам. Быстро ориентируется в нестандартной ситуации. Работают эти 60–70-летние бабушки, не уступая молодым — и поклоны резво кладут, и в огороде копают, и в трапезной кашеварят. И вставать поутру, в отличие от молодых сонь, им нетрудно. Пенсия старушек идет в монастырскую казну, что опять же относит их к разряду выгодных насельниц (проживающих) для обители. А им тоже выгодна монашеская жизнь — и накормят, и полечат. А когда Господь призовет, то и похоронят здесь же, на кладбище на территории монастыря, на монашеском участке.

Вот что крест животворящий делает!

Благословение на укол

Поклоны — это довольно унизительно на взгляд обычного человека. Встаешь в центре храма или трапезной (на усмотрение игуменьи) и, пока все едят, делаешь земные поклоны — их может быть три, а может — сорок. В зависимости от того, насколько силен гнев игуменьи. Послушницы прилюдных поклонов стесняются. Взрослые монахини делают их равнодушно и быстро, как отжимания: упал — лбом об пол — подскочил…

Турне к Николаю Чудотворцу

Не жалуйся и не проси

Быть изгнанной из обители — самое страшное наказание. И никто не может быть от этого застрахован. Среди сестер, которые годами живут на полном пансионе и без заботы о зарабатывании на хлеб насущный, упорно бытует убеждение, что после монастыря, вкусив молитвенной радости, ушедшая в мир сестра непременно будет несчастлива. Вернуться в жестокий мир очень трудно. Друг друга пугают историей про одну такую сестру, которая не выдержала возвращения в мир и сошла с ума.

В монастыре не принято иметь привязанностей: ни к сестре, ни к предмету обихода, ни к послушанию. Но все же каждая имеет подружку, которой можно поверить на ушко в укромном уголке свою обиду и выслушать в ответ те же сетования. Игуменье жаловаться нельзя!

Эффектный уход

Однако иногда эта дружба принимает совсем другой оборот. После одного случая, взбудоражившего весь монастырь на несколько месяцев, игуменья стала пресекать уединения сестер.

Послушницы Ольга и Галина были подругами, просто не разлей вода. Потом Галина приняла иноческий постриг и… спустя три недели обе совершили побег из монастыря! Обитель гудела как улей. Многие сестры плакали. В кельях беглянок царил беспорядок: одежда на полу, неубранные постели — ушли на заре. Ни с кем не простившись. Все недоумевали — ведь какие правильные и образцовые были сестры! Однако игуменья рассудила так: послушница совратила на побег инокиню. Уйти без благословения (особенно новопостриженной инокине) — тяжкий грех: в душе мира не будет до самой смерти.

Отредактированная праведница

Каждый день после ужина, который начинался в 21 час, настоятельница София подводила итоги дня, увещевала провинившихся, строила планы на будущее или делилась впечатлениями от паломнических поездок. Дежурные по трапезной все это время переминались у ее дверей: украдкой поглядывали на часы — убираться придется до глубокой ночи. А значит, на следующий день был риск проспать утреннюю молитву. И в один из постов игуменья предложила сделать ужин в 16 часов. А тем, кому трудно переносить длительный перерыв от ужина до завтрака, предложено было вечером келейно пить чай с печеньем. Нововведение всем понравилось и прижилось!

Игуменья не подруга

Среди монастырей, которые в большом количестве, как грибы после дождя, начали открываться в конце 90-х по всей России, нет ни одного похожего. Как протекает в них жизнь и какие в нем сестры — зависит исключительно от настоятельницы. Моя игуменья была очень строгой женщиной. Не прощающей малейшей провинности, не идущей на компромисс, щедро раздающей епитимьи.

Монашество не стало смыслом моей жизни. Быть монахиней — это не только отказ от мирских утех. Это особенное состояние души. Когда любая неприятность, которая выбьет из колеи нормального человека, монахине в радость — возможность пострадать за Христа.

— Надо мне пойти и примириться с матушкой! Не по силам мне такое наказание, — проговорилась я одной из сестер.

— Да думаешь ли ты, о чем говоришь? — воскликнула потрясенная монахиня Анастасия (она-то все свои наказания стойко переносила и если и страдала, то молча). — Она же игуменья! И помириться с ней невозможно. Она не подруга. Сама должна снять епитимью.

В монастыре не принято рассуждать и иметь рациональное мышление. А самое трудное, что лично я так и не смогла преодолеть, — это подчинять себя чужой воле. Безропотно выполнять приказание, каким бы оно ни казалось нелепым. Монахиней нужно родиться.

МК-справка

Расписание монашеского дня

Не каждый выдерживает однообразие монастырской жизни. Ведь по существу распорядок дня годами неизменен. В Воскресенском Новодевичьем монастыре он был таков:

05:30 — подъем. Утро в монастыре начинается с двенадцати ударов в самый большой колокол (начало каждой трапезы также возвещают двенадцать ударов).

06:00 — утреннее монашеское правило (молитва, на которую не пускают прихожан). На него разрешается не ходить только дежурным по трапезной.

09:00 — завтрак — единственная трапеза по желанию, на обед и ужин обязаны приходить все без исключения.

10:00–12:00 — послушания, каждый день оно новое: сегодня может быть послушание в монастырской лавке, завтра — храм, послезавтра — трапезная, рухольная (монастырский гардероб), гостиница, огород…

После обеда до 16:00 — послушания.

17:00–20:00 — вечернее богослужение, по окончании которого свободное время.

Соловецкий монастырь (опыт трудника)

В Спасо – Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь (таково его полное название) я поехала трудником в компании с двумя очень верующими и очень душевными людьми, Татьяной и Светланой. Мне хотелось поглубже окунуться в христианство и понять монастырскую жизнь, правила и обряда православия, самой все пощупать и потрогать. И хотелось принести какую-то ощутимую пользу делом своим монастырю. Поэтому трудником. Забегая вперед, скажу, что это, наверное, самый верный способ понять религию, лучше познать себя и познакомиться с такими людьми, которых по жизни встречается очень мало!

Мы не сильно готовились к поездке: лишь купили билеты Москва – Кемь – Москва (ехать в одну сторону ровно сутки), созвонились с Соловецким подворьем в Кеми и договорились, чтобы нас встретили. Не надо бояться ночного приезда поезда Москва – Мурманск в Кемь, так как летом там белые ночи. В Кеми просто светло, на Соловках вообще солнце светит и организм не понимает: спать ему или не спать (такое со мной только на Новый год бывает). От вокзала до подворья ехать примерно минут 20. Подворье находится почти возле причала, в селе Рыбачеостровск, в бывшим здании школы (до революции), потом военного клуба. С 1992 года здесь гостиница для паломников: одна комната, где можно готовить (есть печка) и есть (длинный стол с лавками и шкаф с посудой), и другая комната тоже с печкой, где в три этажа срублены из карельской сосны кровати. Все очень чисто и аккуратно, заведует всем православный татарин Дмитрий, который просит о пожертвовании в 30 рублей с человека. Все идет монастырю. Рядом построена деревянная церковь. Господу помолимся!

Ладно, мы терпимы. Едем же пострадать. Вот и началось. Главное не пороть горячки. Достали свои припасы, оставшиеся с поезда, завтракаем. К нам подсела еще одна паломница. Она с мужем (муж спит в другой комнате, так как есть четкое разделение на места для братьев и места для сестер) тоже приехала вчера на ночном поезде из Москвы и тоже вот попала в шторм. Она уже не первый раз едет на Соловки и говорит, что так всегда случается: прежде чем попасть на святой остров, надо потерпеть немного. Это не так просто. Это не сел и приехал. Необходимо оставить всю суету здесь, и когда в голове у тебя будут только духовные мысли, когда помолишься, когда почувствуешь, что вот, Соловки, рядом, тогда и придешь. А потом, - на все воля Божья!

Был сильный ветер, очень холодно, пасмурно и сурово. Истинный север! Собирали багульник, то и дело смотря под ноги, чтобы не наступить на колючую ржавую проволоку, оставшуюся здесь после лагеря. Потом прошлись немного вдоль воды, и вернулись на подворье пить чай и согреваться. Чай мы всегда пили черный с мятой и с медом. Так вкусно – я первый раз в жизни так чай пью!

Часам к 11 приехали николаевцы со своим владыкой. За час женщины приготовили еду и они, помолившись, сели обедать. Их владыка благословил и других паломников на еду, и мы своей компанией (нас трое, та женщина с мужем и еще 5 студентов тоже из Москвы) накрыли стол в соседней комнате со шпротами и огурчиками. Кто-то сбегал в магазин на причале и купил много местного вкусного хлеба. К чаю достали постные пряники и печенье, ибо Петров пост шел. Молочное и мясное нельзя (поэтому шоколад только горький, черный).

И вот паломники объединились. Нашлись! Можно было бы конечно красиво сказать, что вот шли мы бедненькие с разных концов нашей родины матушки поклониться Соловецким угодникам, и эта наша цель и усердие в вере объединила нас еще на земле, на материке. Но шли мы все из Москвы, и даже в общем-то не шли, а ехали на поезде, и цели у нас были разные: кто-то с палатками по соловецкому архипелагу собирался путешествовать, кто-то трудиться, кто-то поклониться угодникам, но жить в нормальной гостинице. И все-равно: мы вместе и плыть нам уже будет легче. Ведь говорят, долго плыть.

Средь бурного белого моря

Есть остров красивый на вид.

Купаясь на водном просторе,

Он в тихую пристань манит.

Все паломники, закутанные в платки, в куртки высыпали на палубу. Лица радостные, фотографируют, все смотрят на главный храм. Вот уже и стены видны, вот ведь уже и в бухту Благополучия зашли. Прибыли!

И звон колокольный несется

Как призыв в обитель святых,

И сердце восторженно бьется

При виде крестов золотых.

На причале группу встречают обычно Марина, Ксения или Вика.

Вика – девочка из 10 класса, почти местная. Почти, потому что она здесь родилась, но в 7 классе переехала в Иваново, где доучивается сейчас в школе – интернате. Летом она приезжает сюда, работает в монастыре, помогает маме. Все ее бывшие одноклассники, даже пятерочники, спились. И ничего больше в жизни не хотят. У нее в аттестате пока всего 4 четверки, остальные пятерки. Еще не знает, кем хочет быть. Может быть, юристом. Она очень умненькая. Тут ее все знают и она делает все, о чем ее попросят: моет катера, работает на кухне. И с ней всегда весело. А расставаясь с нами, она даже всплакнула. Да и мы тоже… Спаси ее Господи!

Марина и Ксения – послушницы. Приезжают на лето. Марина занимается экскурсиями для паломнических групп, Ксения их размещением. Когда начала Ксения ездить – не знаю. Марина же - 17 лет назад. Первый раз приехала на археологические раскопки, потом полюбоваться природой, потом ее затянуло, и она стала ездить несколько раз в год. Говорит, что и зимой здесь жила. Зимой хорошо: туристов нет, паломников очень мало (только редко на самолетах прилетают). Паломническая трапезная закрывается, все вмещаются в братскую. Световой день длится 3 часа, все остальное время – снег, ветер и темнота. Полярная ночь. Собственно до полярного круга отсюда 160 километров. Белое море покрыто льдом и снегом (собственно, поэтому так и называется). И все молятся Богу и мысли обращены только к нему. Ты с Ним наедине! И тогда поистине, - с нами Бог!

Паломническая гостиница находится у стен монастыря, там же где почта и телефон. Это двухэтажное здание, с очень чистыми туалетами в коридоре, одной кухней с печкой и многими комнатами. Комната для трудников была под номером 1, с видом на монастырь и Священное озеро. Там было 11 железных кроватей, 1 стол и два стула. Жить было можно. Ксения выдала нам по 2 простынке (но лучше привезти постельное белье с собой, потому что здесь нет горячей воды, стирать приходится на руках и часто, и лучше поберечь труд послушников и сэкономить им время для чего-то другого), 2 одеяла и спать было хорошо и даже не холодно. Поселились и пошли в церковь святителя Филиппа, где проходит утреннее и вечернее богослужение. Было уже около 9 вечера, уже закончили целовать крест и только несколько паломников еще стояли в очередь, чтобы прикоснуться к святым мощам преподобных Зосимы, Савватия и Германа.

Основание Соловецкого мужского монастыря относится к 1429 – 1436 годам, когда Савватий из Кирилло-Белозерского монастыря ушел на Валаам, а потом стал искать места еще более отдаленные. Тогда же к нему присоединился Герман, который уже бывал в здешних местах.

С молитвой деревья пилили

И крест воздвигали в глуши,

У Бога же силы просили

Обитель устроить в тиши.

Им чайки да звери служили,

Питались растеньем одним,

Начало трудам положили

И путь указали другим.

Поздней подвизались другие:

Зосима, Филипп, Иринарх.

Останки их всем дорогие

Хранятся нетленно в мощах.

После поклонения святым мощам нас отвели в паломническую трапезную, где мы успели поужинать. Здесь рядами стоят деревянные столы для братьев и сестер, висят иконы. За трапезой кто-то из мужчин – паломников читает истории из Жития Святых, с тем, чтобы мы при приеме пищи сосредотачивались на духовном, и благодарили Господа за то, что он дал. Кроме того, трапеза считается из-за этого продолжением службы.

На Секирной горе, одной из самых высоких точек острова Большой Соловецкий, находится Свято-Вознесенский Скит. Туда на машине от монастыря минут 20 езды. Руководила нами Надежда, тоже послушница, давно живущая при монастыре. С нами вместе пропалывали картошку два монаха из этого скита. После прополки и окучивания, умылись колодезной водой, и монахи с Надеждой показали нам храм. Были мы и на смотровой площадке (открывается красивый вид на округу из лесов, озер и моря; собственно в храме над куполом был устроен маяк) и спустились потом по длинной-длинной лестнице с горы к Поклонному кресту, воздвигнутому в 1992 году в память о всех погибших узниках Соловецкого лагеря.

К обеду нас привезли в монастырь, а после мы остались на кухне помогать готовить полдник и ужин. Полдник в 4 часа представляет собой не съеденную с обеда еду. Ужин после вечерней службы, то есть около 9. Утренний молебен и вечерняя служба здесь длятся гораздо дольше, чем в городских храмах. И читают молитвы и поют медленнее. И красивее. А как нежно поют мужские голоса хора братии монастыря! Кажется, что поют ангелы! А как вкусно пахнет воском и ладаном! Это настолько умиротворяет, настолько сильно погружаешься в мысли о Боге, настолько сильно восприятие Иисуса Христа, что просто невозможно быть неискренним и со всем сердцем просишь покаяния и прощения у Бога, просишь за всех людей. Помилуй нас, Господи, помилуй нас…

В свою гостиницу возвращаемся обычно около 12. Акафист преподобным Зосиме, Савватию и Герману, каноны перед причастием, молитвы на сон грядущий. На дверях комнат, где живут послушницы и трудники висят молитвы. Если хочешь зайти, то стучишься в дверь, читаешь вслух молитву и заходишь.

Суббота и воскресенье у трудников считаются также выходными. Но те, кто проходил послушание на кухне, должен был трудиться и там.

Руководит она отменно, при этом нормально реагирует, когда ее тысячу раз дергают и спрашивают: а это куда, а что дальше делать, а какую кастрюлю взять, а на сколько человек накрывать… И было лучше спросить лишний раз, чем сделать что-то без ее ведома. Потому что тогда она могла расстроиться, что отходы от свеклы выбросили не в ведро для коровок, или что помыли кастрюлю, которую можно было еще использовать, а вы тем самым не экономили воду. Здесь ко всему относятся бережно, более того, матушка проверяет помойные отходы и, если от морковки остались крупные шкурки, Светлану ругает. Матушка (она и правда мать нескольких главных братьев -игуменов) ведает братской трапезной и выдает продукты паломнической трапезной, то есть Светлане. Причем картошку, например, выдает уже чищенную, в ведре с водой. Морковку, свеклу тоже она дает. Хлеб, крупы приносит другой брат, а все остальное – пожертвование самих паломников. У кого огурчики останутся не съеденными, у кого банка шпрот. Все несут Светлане, а она так их мастерски куда-нибудь добавит, что потом братья и сестры от салатов оторваться не могут. Некоторые жертвуют деньги, на которые она покупает приправы, чеснок, моющие средства. Все это, если не в тягость, привезите Светлане с собой, она будет рада!

В свободные часы между обедом и полдником и между полдником и ужином мы гуляли по острову. Например, к лабиринтам. Таких языческих капищ, выложенных из булыжников людьми каменного века, в мире всего 50. Из них 30 здесь: на Заяцком острове, на Большом Соловецком.

Вечерняя субботняя служба с 17 до 22:00. Тогда же проходит и исповедь, где священник, являющийся свидетелем человеческой исповеди перед богом, решает, можно ли тебя допустить к причастию или нет. Причастие в воскресенье утром. Служба долгая. Если нет сил стоять, то можно присесть на скамейки, стоящие вдоль стен храма. Смотришь проникновенно на икону Богоматери, оклад которой вышит голубым бисером, слушаешь хор и чувствуешь, как благодать снисходит на тебя. Благословен еси, Господи!

После ужина чистка рыбы на завтра, мытье полов, ступенек… До комнаты еле доплелись. Зато (видимо, чтоб бодрость духа не терять) у нас в коридоре репетирует женский хор из Николаева. И так они красиво поют, что слезы наворачиваются. Они готовятся к завтрашней праздничной службе, которую будет читать их владыка! Ибо завтра, 3 июля – праздник всех святых, в земле российской просиявших. И крестный ход вокруг монастыря с иконами, фонариками, хоругвями и небольшой пестрой паствой, следующей за монахами!

Еще мы ездили на Филиппову пустынь, но оказалось, что там картошка взошла плохо и полоть ее еще рано (тут вообще в конце июня сирень и яблони зацветают!), поэтому мы испили колодезной водицы и просто собирали незабудки и валялись на травке, ждали пока за нами приедут. Благодать!

Мы здесь чуть ли не единственные, у кого есть обратный билет. Все остальные в монастыре так долго, как Бог даст. Вообще, пробыв на Соловках семь дней, нам нисколько не хотелось обратно. Старожилы так и говорят: две недели минимум! Тогда и поработать сможешь и кое-что посмотреть. Дело в том, что трудников Марина старается бесплатно пристроить на всевозможные экскурсии. Но делается это естественно с разрешения того, у кого ты проходишь послушание. Он – то и решает, много ли сегодня работы или нет, справятся ли здесь без тебя и вообще – заслуживаешь ли ты экскурсии.

Отче наш, Иже еси на небесах! Да святится имя Твое, да придет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертый помилуй нас!

Обзорную экскурсию по монастырю (длится три часа) вела послушница Надежда. С ней-то мы и зашли в восстановленный Спасо-Преображенский собор с новым иконостасом, который освятил наш патриарх Алексий II. Он же является и главным настоятелем монастыря. А еще Надежда обратила внимание, что, оказывается, на 500 – рублевой Купере изображен Соловецкий монастырь.

Впечатлений столько, что, приходя на полдник, кажется, будто пришел на обед в новый день.

Читайте также: