Как поехать в кубачи

Обновлено: 18.09.2024

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

[Tags|12 месяцев, chevrolet, Дагестан, Люди, Репортаж]
[Местонахождение |Кубачи, Дагестан, Россия]

На протяжении всего нашего пребывания в Кубачах там были туманы, которые накрывали горы серо-белыми шапками. Казалось, что мы находимся в месте, не доступном другим людям — ведь оно отделено от мира не только горами, но и пеленой туманов, которые как будто оставляют за своими пределами всю суету, шум и волнения большого мира.

Настоящий тандыр! Вообще прогулки по улицам Кубачей местами напоминают музей, только в нем по-настоящему живут люди.

Большинство каменных домов, выстроенных по склонам гор, производят впечатление добротных, старых и уютных. Легко можно представить, как из поколения в поколение семьи мастеров живут здесь, передавая свое уникальное умение по наследству. Говорят, что тонкости мастерства не открывают даже друзьям и соседям! Каждая семья хранит свои секреты, и если в семье нет наследников, то искусство умирает вместе с мастером. А ведь каждая семья, как говорят старожилы, имеет свой неповторимый орнамент и узор: в исламе запрещено изображение людей и живых существ (сегодня эта традиция, насколько я знаю, сохранилась только в наиболее жёстких режимах, например, талибы уничтожили все журналы и книги на территории Афганистана, в которых были изображения людей!) – так вот, именно поэтому местные умельцы использовали всю свою фантазию и придумывали что-то красивое и необычное – природу, растения, абстрактные рисунки.
В каждом доме есть собственный музей, ювелирная мастерская, место для общения (после ювелирной, мастерской и музея - самое важное место в доме!), место для еды, спальня, ванная. Нам удалось побывать у двух кубачинских мастеров и посмотреть на их дом и работу.
Гаджи-Али делает серебряные заготовки — основу, которая потом переходит к другими мастерами для дальнейшей обработки. Кубачинская техника известна своим разнообразием – здесь есть мастера по гравировке, чернению, работе со штихелем, канфарению.

Основной заработок приносят мужчины, а женщины занимаются хозяйством. Пока мы были в доме Гаджи-Али, его жена постоянно что-то вязала и перед уходом подарила всем нам по паре красивых теплых шерстяных носков.

А это дом Абдусалама Куртаева, у которого мы были гостями. Он специализируется на украшениях, и в частности — на филиграни.

Когда основа украшения готова, его начинают раскрашивать

А это тот самый музей, который есть в каждом доме. Здесь семья хранит самые ценные предметы, передающиеся из поколения в поколения по наследству.

Говорят, что 90-ые годы и война достаточно сильно отразились на процветающем селе – рынок сбыта в 90-ые был разрушен, Кубачинский художественный комбинат чуть не закрылся, хотя до этого на нем работало почти 1000 человек. Сегодня Кубачи постепенно возвращают славу и потерянные позиции.
Как любое место на Кавказе, Кубачи помнит и любит множество легенд — как древних, так и достаточно современных. Из древних мне запомнилась одна: как-то персидские мастера прислали в Кубачи тончайшую золотую проволоку и сказали, что никому в мире не удавалось сделать такую же. После чего кубачинские мастера прислали им их же проволоку, просверленную изнутри!

Ну а мы тем временем едем дальше — на настоящую дагестанскую деревенскую свадьбу, о которой будет следующий рассказ.

Плохо ли это или хорошо — не важно. Но вот факт: Махачкала — город, от которого совершенно непонятно, чего ожидать. А раз так, любой попавший сюда путешественник непременно столкнётся с сюрпризами и всевозможными открытиями. Казалось бы — вот прекрасная возможность самому всё разложить по полочкам, но – нет: каждый новый час Махачкала будет менять цвет, словно хамелеон, форму, как детский трансформер, и настроение, будто подросток в пубертате. И это — здорово! Однако же, настраиваясь на подобную переменчивость, о столице Дагестана стоит кое-что узнать заранее.


Борис Войцеховский

Как добраться до Махачкалы

Самолётом

Поездом

А в вагоне-ресторане
Попивают коньячок
Мрачноватые армяне
И какой-то старичок…

В Махачкалу ходят прямые поезда из Петербурга (6000 ₽ за 2 дня и 5 часов пути в плацкарте), Ростова-на-Дону (2800 ₽ за 15 часов в плацкарте) и Тюмени (6100 ₽ за 2 дня 16 часов в плацкарте).


Автобусом

Не москвичам в этом смысле повезло больше. За 5 часов и 750 ₽ ходит автобус Владикавказ — Махачкала. Из Грозного до столицы Дагестана можно добраться за 4 часа и 300 ₽, из Краснодара — за 20 часов и 2350 ₽, из Ставрополя — за 13 часов и 2000 ₽. Да, в таком ценообразовании нет никакой логики, но это уже совсем другой вопрос.
Недорогие билеты на автобус

На автомобиле

Доехать из Москвы до Махачкалы на своём автомобиле — приятный вариант для тех, кого не смущает перспектива преодолеть 1814 километров. Из очевидных плюсов: возможность по дороге посмотреть Тулу, Тамбов, Волгоград и Элисту (если ехать по трассе М6). Тем, кто устал в пути, лучше всего переночевать в Волгограде и его окрестностях, где в последние годы появилось много мотелей на разный вкус и карман.

Есть и другой маршрут: по трассе М4 через Чечню и Воронеж. Придётся проехать лишние 300 километров, однако дороги будут и получше (местами даже четырёхполосные), и покрасивее в плане природы.

На территорию Чечни не стоит провозить алкогольные напитки. Любые. Даже пиво. Если, конечно, вы не любитель вступать в философские и теологические диспуты о смысле жизни, понятиях, правилах, свободах, гордости и предубеждениях с местными полицейскими, которых тут иногда стоит вдоль трасс больше, чем было сказок у Шахерезады. И да, не надевайте в Чечне шорты, если хотите спокойно доехать до Дагестана.


Как доехать до Махачкалы из аэропорта

Где остановиться в Махачкале

Махачкала — город приморский, но пока не курортный. Да и вряд ли им станет, учитывая кучность застройки береговой линии, плотность автомобильного движения и скудность парковых зон. Это, скорее, место для того, чтобы начать знакомство с Дагестаном и почувствовать его ритм, а не расслабляться в шезлонгах. Впрочем, в Махачкале каждый сможет найти жильё по душе.

Отели около моря


Жильё в центре города
Санатории Махачкалы

Морская вода, подземная минеральная вода, лечебная грязь — всё это позволяет учреждениям санаторного и профилактически-лечебного типа специализироваться на лечении заболеваний центральной нервной и сердечно-сосудистой систем, болезнях опорно-двигательного аппарата, нарушений обменных процессов организма, урологических и гинекологических патологий.


Частный сектор

Как перемещаться по Махачкале

Такси

Ходить по Махачкале на дальние расстояния тоже не вариант — стараниями сменяющих друг друга мэров от тротуаров дагестанской столицы остались лишь обломки, осколки, недоразумения, рожки, ножки, воронки и полосы препятствий. Так что если вы на каблуках — забудьте! С коляской? Забудьте! С больными ногами? Даже не думайте! А лучше сразу вызывайте такси, благо прокатиться из одного конца города в другой стоит от 80 до 250 ₽ в зависимости от загруженности водителей и наличия свободных машин. А рублей за 400 вы вполне можете прокатиться по Махачкале на автомобиле бизнес-класса.

Аренда автомобилей и каршеринг
Прокат велосипедов


Городской и пляжный дресс-код в Махачкале

Иные пугают: мол, с внешним видом в Дагестане всё так же строго и травмоопасно, как в соседней Чечне. Но это далеко не так, ибо всё тут сильно зависит от географии.

В Махачкале, однако, всё куда демократичнее. Особенно в центре. Особенно днём. Особенно не возле мечетей. Стоит держать в голове, что вы — на Северном Кавказе, а не в Сен-Тропе, и воздержаться от излишнего обнажения всевозможных частей тела, за исключением головы. Но джинсы для женщин и шорты ниже колен для мужчин в столице Дагестана — дело давно уже привычное. Скажем больше: вечерами, отправляясь в ночные клубы, местные девушки выглядят так, что многие москвички обзавидуются, недаром салоны красоты и магазины с дорогой одеждой в Махачкале — едва ли не главная статья пополнения городского бюджета. Как, впрочем, и магазины с традиционной мусульманской одеждой.

Особое место в культуре народных промыслов занимают авторские работы, предназначенные для международных и республиканских выставок-собраний Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства хранятся уникальные ювелирные изделия мастеров народных промыслов России, переданные в 1930-х годах в коллекцию музея народного искусства имени С-бЛ.Морозова. Особого внимания среди них заслуживают работы кубачинских ювелиров.

В то же время не стоит забывать, что та незначительная часть изделий, которая сохранилась в собрании музея до наших дней, не может дать полного представления об экспозиции промыслового раздела выставки. Но именно эти чудом сохранившиеся предметы позволяют представить те творческие проблемы, которые стояли перед кубачинскими ювелирами в 1930-е годы, и оценить ту высокую степень профессионализма, уровень мастерства и масштаб дарования народных мастеров той далекой поры, которые и сегодня восхищают зрителей.

В истории кубачинского ювелирного промысла XX столетие, и особенно советское время, ознаменованы глобальными изменениями как в производственной, так и в художественной сферах. Особое значение в этот период приобрело участие народных мастеров в международной выставочной деятельности, которая на долгие годы стала активным творческим и экономическим стимулом. Впрочем, для кубачинских златокузнецов это не было новой формой творчества. Еще в начале XIX века, после присоединения Северного Кавказа к Российской империи, ювелирное искусство Кубачи открыло новую страницу в своей истории. Обширный российский рынок позволил народным мастерам активнее развивать производство, а. с конца XIX столетия регулярно представлять свое искусство на всероссийских и международных выставках. На рубеже веков, в 1900 году, они экспонировали свои работы на Всемирной художественно-промышленной выставке в Париже. Так же достаточно широко изделия кубачинских мастеров были представлены и в 1889 и 1901 годах на Кавказской выставке предметов сельского хозяйства 1 промышленности (Тбилиси), а в 1902 и 1913 годах — на Всероссийской кустарно-промышленной выставке кустарных изделий в Санкт-Петербурге.

Но Первая мировая и Гражданская войны и особенно последствия революционного переворота, привели к упадку художественного производства, общей экономической и производственной нестабильности на кубачинском ювелирном промысле. Только в начале 1920-х годов, с принятием первых правительственных постановлений о народных промыслах и преобразовании их в систему промысловой кооперации, появляется реальная возможность с помощью государственной поддержки восстановить и сохранить производство.

Поэтому произведения мастеров народных художественных промыслов России, созданные в пору становления системы промысловой кооперации в стране, сегодня стали уникальными памятниками советской эпохи. Политическая, экономическая и культурная история России получила в них свою особую образную интерпретацию и толкование. В тот период новые экономические законы и социальные приоритеты изменили не только условия работы мастеров на традиционных промыслах, но и привели к сложению нового творческого метода и орнаментального лексикона, а в ряде случаев способствовали и эволюции самого технического принципа оформления изделий.

Учитывая огромную общественно-политическую и экономическую значимость самого события, на экспозицию советского павильона Международной художественно-промышленной выставки в Париже были представлены авторские изделия лучших, самых известных кубачинских ювелиров, даже тех, кто переехал и обосновался в других городах.

Участие в выставке накладывало на всех кубачинцев большую ответственность, так как в этом контексте их творчество представляло не только искусство Дагестана, но и практически всех российских промыслов. Поэтому провал мог негативно сказаться не только на мастере, но и бросить тень на саму перспективу развития промкооперации в Кубачах и стране в целом.

Автором идеи и исполнителем солонки в виде мучала был Ахмед Кишев (1893—1943), потомственный кубачинский ювелир, гравер. Особую прелесть и выразительность изделию придала подлинная форма предмета, уменьшенная в несколько раз. Именно в выставочных произведениях 1937 года кубачинские мастера впервые применили этот принцип стилизации, использовав в качестве формы для стандартных европейских предметов столового серебра традиционную кубачинскую утварь, наделив обыденные изделия особой романтичностью. Эта блестящая идея жива и в работах современных мастеров. Со временем логичность конструкции, эргономичность и своеобразие дизайна народной посуды придали драгоценным авторским изделиям не только местную кубачинскую, но и национальную символику.

В 1930-е годы цветная эмаль становится на промысле признаком подарочного или выставочного произведения. Технику работы с цветной эмалью, которая позволяла имитировать инкрустацию цветными камнями и стеклом, кубачинские мастера освоили еще во второй половине XIX века.

Бахмуд Тубчиев (1868—1943), потомственный ювелир, эмальер, гравер, мастер филиграни, вместе с братом, выдающимся гравером Абдуллой Тубчиевым (1874—1938) и его сыном Шапи (1917—1942 ?) представили на выставку эмалевые браслеты и пудреницу.

Одними из первых они стали широко использовать в своих произведениях эмаль, создав новое направление в кубачинской культуре оформления серебряных предметов. В технике выемчатой эмали ими виртуозно были исполнены не только дамские туалетные принадлежности, но и роскошные предметы мебели. Своеобразие работ этих художников — в красочности миниатюрных орнаментов, изящной композиции и совершенстве исполнения.

Кубачинская орнаментальная культура формировалась на протяжении столетий в плотном многонациональном художественном окружении, сделав искусство стилизации и синтеза основой творческого метода мастеров. Но только в искусстве XX столетия кубачинские художники смогли соединить различные приемы в единый целостный ансамбль, где традиционные растительные мотивы переплетались с сюжетными композициями и пейзажами.

Алихан Ахмедов (1895—1966), талантливый художник-орнаменталист и гравер, потомственный мастер, выполнил выставочный поднос с изображением села Кубачи в круглом медальоне, обрамленном черневым и гравированным орнаментами. Гравировка — техника, определившая сам принцип художественного украшения кубачинского произведения. В нем именно пейзаж — ключевой композиционный центр, которому подчиняется вся орнаментальная среда. Но так как мастерство ювелира на промысле оттачивается в течение всей жизни, формируя его предрасположенность исключительно к стилизованным растительным мотивам, то сама композиция подноса — классический образец орнаментального и сюжетного ансамбля, ставшего к 1980-м годам знаковым сюжетом в культуре промысла.

В то же время необходимость комплексной поддержки промыслов и их интегрирования привела к возникновению совершенно оригинальных проектов. Таким решением стало использование недрагоценных материалов. Пример тому — шкатулка из полированного капо-корня с серебряными гравированными накладками работы Шапи (Шафи) Муллаева (Мюллаев) (1917—1942?), потомственного ювелира и гравера.

Но самой главной целью выставки было показать миру все многообразие возможностей ювелирного производства советской России, в которой промыслы заменили частные предприятия. Поэтому многие выставочные работы кубачинских мастеров оказались явно ориентированными на образцы российских ювелирных мастерских и фабрик XIX — начала XX века: чайники, кофейники, столовые приборы.

Однако стремление промыслов соответствовать уровню современного европейского рынка с его классической стилистикой и традициями, чуждыми принципам народного искусства, приводила к откровенным курьезам. Величественная созерцательность, свойственная консервативной художественной культуре народов Северного Кавказа, оказалась несовместимой с западной эстетикой.

Ювелирные изделия мастеров кубачинской артели были удостоены Золотых медалей Всемирной художественно-промышленной выставки в Париже, а мастера награждены премиями.

Успешно участвовали кубачинские ювелиры и во Всемирной художественно-промышленной выставке в Нью-Йорке в 1939 году. И хотя эта экспозиция не была столь масштабной, как парижская, она тоже стала важной вехой в истории промысла.

Надо отметить, что именно благодаря Международной художественно-промышленной выставке 1937 года в Париже изделия, выполненные к международным, всесоюзным и всероссийским выставкам, до сих пор занимают важное место в творчестве кубачинских мастеров, и именно в них в полной мере воплощены представления самих художников о синтезе народных традиций и современных образов в классическом национальном искусстве.

Сулакский каньон - одна из главных достопримечательностей Дагестана. А какой вид открывается со смотровой площадки! Река извивается и прорезает каньон, вокруг высокие недоступные скалы, а под нами вода незабываемого бирюзового оттенка. Это зрелище, которое останется в сердце каждого. На плато пахнет степными травами и дуют каспийские бризы.

В этом прекрасном месте у нас и будет обед.

Но наш день ещё не заканчивается, нас ждёт ещё одна локация. Словно мы оказались на другой планете - песчаные дюны и вершины, удивительная растительность, а на фоне невысокие горы - это Бархан Сарыкум. Прекрасное место, чтобы встретить закат и завершить наш первый день незабываемой поездки.

Вечером мы заселимся в отель “Андалусия” в Махачкале.

Начнем свой день с завтрака и подкрепившись сразу сядем в автобус. Нас ждёт самый красивый город Дагестана - Дербент (расстояние 130 км)

Чтобы познакомиться с древними улочками города, мы пройдём с экскурсией по старому городу и крепости Нарын-Кала. Дербент - ворота, или дверь, начало великой кавказской стены. Древнейшая крепость, старый город и многочисленные народы, которые до сих, пор из поколение в поколения населяют здешние места и стараются жить друг с другом в мире и процветании.

Пообедаем в чайном домике у Октая.

А после ужина у нас запланировано посещение хаммама, построенного в XVII веке. Здесь мы отдохнём телом и душой.

Сегодня едем в горы! Поэтому после завтрака снова садимся в автобус, нас ждёт горный аул Кубачи. А чтобы познакомиться с местным бытом, по пути сделаем остановку близь Уракарах, здесь посмотрим как в старину заготавливали камни для постройки жилища.

Но вот мы и приехали в знаменитые Кубачи. Пока нам готовят обед, мы сходим на Промысловый Комбинат.

Жители дагестанского села Кубачи не одно столетие украшают клинки из дамасской стали и ювелирные изделия, которые славятся уникальным узором по металлу. Чтобы узнать их секреты, в прошлые века на село не раз совершались набеги. Каждая семья до сих пор бережно хранит свои тайны. А нам их с удовольствием расскажет местный мастер Алибег Курта - ремесленник в шестом поколении. Он проведёт нам мастер-класс, где покажет как работать с серебром, плавить, делать узоры, расскажет про свои инструменты, про свои работы и выставки, покажет лучшие работы. Можно будет самим попробовать создать узор.

А затем Камиль - потомственный кузнец, проведёт мастер-класс по ковке сабель, клинков и холодного оружия. Каждый из нас попробует сделать себе сувенир.

Как всегда начнём свой день с завтрака, а дальше снова пустимся в новые приключения.

Сегодня у нас впереди заброшенный город Амузги - город кальчужников. Сейчас в нем остается всего один житель.

Прогуляемся по древнему городу в горах с великолепными видами. Немного почувствуем себя археологами: отыщем петроглифы и водные накопители.
От села Кубачи до Амузги нам идти меньше 5 километров.

Природа там чудесная, воздух опьяняюще чистый. В средневековье Амузги представлял из себя крепость, одна из сторон на крутом обрыве.

После прекрасной прогулки нас, конечно же, будет ждать вкусный обед, а затем мы поедем в аэропорт и будем прощаться с гостеприимным Дагестаном.

Читайте также: