Как поехать вожатым в лагерь пенза

Обновлено: 15.09.2024

Моё долгожданное лето. Думаете, началось? А вот и нет. К большому сожалению, я отдохнула за все лето только около недельки в самом начале июня. Спросите, почему? Отвечу, только не сейчас.

Вечером, собрав огромный чемодан и положив всё нужно-ненужное и, конечно, любимый плед, я улеглась спать. Ночь выдалась нелегкая: столько мыслей приходило, как же всё-таки откосить от поездки. Да, честно признаюсь, я очень не хотела никуда ехать. Нет, детей я люблю, но я дико боялась, что во время отдыха они попадут в какую-нибудь неприятную историю с очень плохим завершением. Днём я пересмотрела все ужасные ролики, как дети развлекаются в лагере, поэтому ночью не сомкнула глаз.

Утро. Час сборов прошел незаметно, и вот уже стою на остановке, выпив дома от нервов валосердина и закусив валидолом. Стояла я не одна — в качестве поддержки (или что б не сбежала) стояла моя мама. Она успокаивала меня, говорила, что всё нормально будет, но я задала ей один вопрос: "Мам, валерьянку положила?". Она вздохнула и кивнула головой.

Автобуса долго не было, и я опять обратилась к маме: "Мамусь, автобуса что-то уже долго нет, может, это судьба? Сам Боженька, наверное, не хочет, что б я поехала в лагерь. Пошли домой? Давай еще 10 минут — и домой пойдём, и преподавателям так и скажем, что транспорта не было, и возможности тоже, ну ведь пару раз прокатывало, когда пары прогуливала, и сейчас, может, сгодится".

Мама была в негодовании, но понимала моё волнение, поэтому на все эти глупости отвечала с юмором и с шутками. В итоге автобус, к моему огромному сожалению, приехал.

Кто и как работает вожатыми

Вожатые, дорога в лагерь

40 минут тряски в автобусе, и я в городе, в колледже. Увидев родные лица однокурсниц и поняв, что я не одна такая с недовольным фейсом, выдохнула с облегчением. Вначале нам сказали, что мы поедем в комфортабельном автобусе, так как нас 20 человек, но вместо этого за нами приехала маршрутка. Мы, бедные 19-летние детки, кое-как залезли в эту маршрутку на 17 или 18 мест, поверх нас оказались наши чувалы, в общем, было тяжело и дышать, и двигаться, а говорить даже не хотелось. Дверь закрыта, а нас ждали чудесные 200 км, или же 4 часа поездки в лагерь.

Как ехали, рассказывать не буду, скажу одно: было всего одно окно, дальше понимаете, думаю, каково нам было.

Первое вожатское собрание, после которого мы еще больше хотели вернуться домой, было совсем не весёлым. Нас загружали всякой информацией и штрафами — да, про штрафы мы запоминали лучше, ведь это наши денежки. В общем, идя расселяться по корпусам, мы рыдали.

Разложив свои вещи, поделив кровати и полки, чуть не подравшись, где кто будет спать, девочки 19 лет пошли осматривать комнаты своих подопечных. Ничего особого там не было: 4 кровати, душ, туалет и розетки.

Поняв, что завтра тут будут дети, и их будет много, очень много, мы решили чем-нибудь их порадовать. Думаете: "Какие хорошие вожатые, готовятся самостоятельно к приезду деток". Ага, нас заставили это делать в час ночи! Т.е. мы уставшие после дороги должны были вырезать что-нибудь оригинальное, положить деткам на кровати, и чтобы там были надписи типа: "Мы вас ждали", "Вы лучшие", "Мы рады вашему приезду". В общем, нам пришлось выжать из себя все эти милости и создать праздник. Создавали мы его недолго, нам хватило часа, и в два ночи, дорыдав последние слёзки, уснули.

Вожатая в детском лагере. Первый рабочий день

В 7:00 мы с опухшими лицами после ручьёв слёз начали собираться к трудовому дню. Мы думали, что нам привезут деток, выдадут — и все, мы их только расселим. Ага, не тут-то было!

В лагере было такое место — КПП, это мини-дворик внутри лагеря, там находились столики и лавочки, и только там дети встречались со своими родителями, мы сразу назвали его мини-тюрьмой. Так вот, нас вызвали на это КПП, возглавляла всю процессию директриса. Когда приехал первый автобус было легко: директрисе дали список детей, и она быстро расписала кого куда.

Мы отвели первых двоих к себе в отряд, и очень хотели, чтобы больше в нашей "семье" никого не было, но потом автобусы приезжали один за другим, и все ничего не успевали. Мы были как заведенные спортсменки по бегу — туда-сюда-обратно, и так раз 200. В общем, набежало к нам 30 человек детей в отряд, и мы не знали, радоваться или нет.

Было видно сразу, что дети очень шустрые. Собрав всех на первый "отрядный совет", я и моя напарница стали детям доносить информацию о том, что можно делать, а что нет. Но у детей было иное представление о жизни в детском лагере. Началось все с того, что один мальчик ушел, как оказалось, проведать своего друга в другой корпус, а мы не знали, что делать, и куда он мог ускользнуть. Потом он зашел как ни в чем не бывало и спросил: "Я ничего не упустил?". Все начали шуметь, нас уже не слушали, и мы их распустили по комнатам распаковывать чемоданы. В общем, мы осознали, что отдыхать тут точно не будем.

Так и оказалось. Первые три дня я была вся в детях, в документах и в звонках их родителей. Напарница в то время была в депрессии, но и в детях тоже. Я думала, что умру, и мысли о переводе в другое училище казались очень реальны.

Наши первые дни казались адом, а дети — дьяволятами, которые так и норовят что-нибудь сломать, кого-нибудь ударить, ну, или же в крайнем случае послать вожатых. Мы в свою очередь были готовы ко всему: с утра 2 пачки кофе, 7-8 таблеток валерьянки, в обед доза лекарств чуть меньше — вот и день прошел. Вечерами мы плакали, хотели домой, но детей встречали с улыбкой каждое утро. Дети же ни при чем.

Мы к ним привязались

На вторую неделю мы свыклись со всем, что происходило, и старались держаться, так как валерьянка закончилась, а кофе закончилось еще раньше. Мы работали, играли, угождали, учили, журили, участвовали, лечились, пели, танцевали, учились чему-то новому, открывали в себе разные таланты, в общем, круто проводили время.

Последняя неделя тянулась, дети почувствовав, что скоро домой, начали сносить крышу всему лагерю. Были попытки бежать в "Страну чудес", как рассказал один мальчик, которого я поймала возле выхода из лагеря. Произошел такой диалог:

— Ты куда собрался?

— Так, расскажи, пожалуйста, что у тебя случилось, может, я тебе смогу помочь?

— Нет, я иду искать "Страну чудес".

Озадачившись ответом, отвела его в корпус, спросила у напарницы, что будем делать, а она расхохоталась и сказала, что "Страна чудес" — это какая-то игра, которую придумали дети, правда, правил никто не знает.

Неделя тянулась, а дети съезжали с планки "пиратов, крушащих всё подряд" до "мамонтёнка, который хочет к маме". Стараясь подарить любовь детям, на протяжении всей смены мы незаметно к ним очень привязались. Да, пускай мы не спали из-за них, крышевали их, ручались головой за них перед их родителями, нас ругало начальство из-за их поведения, но мы их сильно полюбили. Это были наши дети, и за них мы готовы были порвать всех и вся. Мы с детьми стали бандой, положительной.

В последние дни, хоть и распорядок был четкий, мы большую часть времени проводили за беседами. Разговаривали о лагере, смеялись, придумывали шутки, да и просто развлекались все вместе.

В предпоследний день, стоя в орлятском кругу, мы с напарницей разрыдались, хоть и дали друг другу обещание, что плакать не будем. Нам было сложно представить, что завтра в корпусе будет тихо, никого не будет в комнатах. Дети плакали вместе с нами. Они подходили после этого круга, обнимали и говорили, как они нас любят и, главное, за что.

Ко мне подошел обниматься не только мой отряд, но и ребята из других отрядов. Во время смены мне удалось пообщаться чуть ли не с каждым ребёнком, и это происходило невзначай. Кто-то сидел горевал на лавочке о расставании с любимым, кто-то не хотел переводится в другой отряд, кто-то убегал от вожатой, кто-то грустил о несчастной любви и многое другое. И в эти моменты я не могла пройти мимо. С теплыми объятиями, с улыбкой, с облегчением на душе, с новыми позитивными мыслями ребята уходили по корпусам.

Я ничего особого не делала и не говорила, просто выслушивала и как-то быстро подбирала хорошую цитату из книг либо совет. Они уж сами решали, то ли слушать, то ли развернуться и уйти снова в себя. Все выбрали первый вариант. Они доверяли мне и слушали очень внимательно, а после ни одного из них я не видела с поникшими лицами.

От слов, которые говорили мне ребята, я таяла и плакала. Настолько не хотела уезжать и оставлять рябят.

Лагерь закончился, как и моя педагогическая летняя практика, и сказав в самом начале самой себе: "Я сюда больше ни ногой", собираюсь на последнюю смену в этот прекрасный лагерь. И думаю, что валерьянку брать не придётся.

Дети

Вожатство – достаточно распространенное занятие для современной молодежи. Практически каждый третий в определенный момент хочет попробовать себя в этой роли. Но, безусловно, не все становятся настоящими вожатыми, чувствующими свое призвание к занятию этим родом деятельности. А для тех, кто чувствует в себе силы и желание отдать всего себя вожатству, существуют отличные школы вожатых, где научат всем премудростям общения с детьми всех возрастов, тому, как построить организационные моменты и многим другим составляющим этой профессии.

Стоит отметить, что вожатство является достаточно сложным видом деятельности. Ведь эта работа связана с постоянным общением с детьми, причем, с большим их количеством, причем всегда с разными. А ведь у каждого ребенка свой характер, а найти подход нужно ко всем. Важно, чтобы каждому ребенку было интересно в отряде, чтобы каждый, даже самый злостный сорванец и нарушитель порядка поддавался влиянию вожатого. Для всего этого вожатый должен обладать недюжинной выдержкой, глубоким талантом, способностью веселиться тогда, когда не хочется, умением притягивать внимание и авторитетно влиять на каждого ребенка из отряда. А это дано далеко не каждому.

Но вожатство – это еще и весело. И при всей тяжести этой работы, она всегда приносит удовольствие. Развлекать детей, доставлять им радость и не давать скучать, а затем видеть их неподдельный интерес, благодарность и привязанность – все это вызывает чувства, которые не передать словами. За время, которое вожатый проводит с детьми, они становится родными друг другу, а расставание в конце смены несет много душевных расстройств, но вместе с тем и приятных воспоминаний – о веселых происшествиях, играх и всем прочим, чем наполнена лагерная жизнь. Потому вожатство – это не просто работа, это дело, которое призвано даровать детям радость и счастье, это колоссальный труд, который делает мир детей ярче, эмоциональнее, интереснее!

Мы предлагаем Вам познакомится с опытом и историей вожатых, работающих ранее и считающих вожатство своим призванием! У Вас есть уникальная возможность изучить их опыт и проникнуться духом и идеями, а затем и найти свой неповторимый образ вожатого.

Свои успешно выполненные задания прикрепляете в личный кабинет

Тема 2

лагерь

Лагерь. Какой он? Для ребенка, впервые, или не впервые, приезжающего в лагерь, для родителей, отправляющих свое чадо далеко от себя, для вожатого, в первый раз приезжающего на смену? Для каждого он свой.

Чего ожидают дети от смены в лагере? Веселья, впечатлений, друзей, приключений? Что для них важно? Друзья, вожатые, вечерние огоньки, купание, походы…. А что важно родителям? Безопасность, питание, режим…. Такие разные запросы и ожидания. Каждый: ребенок, родитель, вожатый, мечтают об идеальном лагере – лагере мечты.

Говоря о лагере, мы всегда помним, что это дети и вожатые, а как же родители? У них тоже есть свои представления, ожидания и опасения. Да у каждого они есть… Поэтому, даем тебе второе задание: прочитай два письма, от родителя вожатому и от ребенка вожатому. Подумай, какие же ожидания существуют у ребенка и родителя, что для них является главным в лагере… Заполни таблицу, где напиши, что является самым важным для родителя, ребенка и вожатого. Свои размышления отправляй в личный кабинет.

Тема 3

возраст

Ваша задача на сегодня - изучить возрастные особенности. Ведь дети - они разные. У каждого ребенка свой удивительный мир внутри и огромное количество интересностей, которыми он так хочет поделиться.

Для этого, мы прикрепляем тебе методический материал, в котором подробно описаны все особенности каждого возраста.

Твое задание: создай "Облако тегов" на основе особенностей каждого возраста. В середине расположи возраст, про который будешь писать, а вокруг напиши слова (или сочетания слов), которые его характеризуют. Пример облака можешь найти ниже.

Задание №2: Тебе будет предложен сюжет, в котором показана педагогическая ситуация, требующая твоего решения. Напиши, как бы ты поступил? Твой ответ ждем в личном кабинете.

Тема 4

«Время летит – это плохая новость.

Майкл Альтшулер

лагерь

Смена. 21 день. День за днем идут по порядку. Вот перед тобой лист бумаги с расчерченной таблицей – твой план, план-сетка жизни твоего отряда. Только от тебя будет зависеть, каким будет содержание каждого дня будущей смены.

Смена, как любая хорошая книга, состоит из начала, кульминации и развязки, которая приводит к счастливому концу. Только в лагере эти части называются немного по-другому: организационный, основной и итоговый период. Давайте разберем каждый важный период смены подробнее. Всю нужную информацию вы можете найти ниже, в прикрепленных документах.

К каждому разделу прилагаются и задания для самостоятельной работы. Выполнив их, вы сможете наилучшим образом понять и вникнуть в организацию смены в лагере.

Каждый день в лагере - это праздник. Получается, у нас 92 праздника каждое лето! Это же здорово! Каждый день можно сделать тематическим, посещенным какой-либо дате или событию. Прочитав пример такого Календаря вожатого, вам нужно выполнить еще одно задание: Предложите свой вариант тематического дня для детей разного возраста.

Предлагаем ознакомиться вам с приемами, которыми пользуются уже опытные вожатые. Видеозапись с советами вы можете найти в прикрепленных документах.

Тема 5

д

Никто не застрахован от ошибок. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Для того, чтобы в работе вожатого избегать ошибок, предлагаем вам несколько советов.

Совет 2. Заведи блокнот и делай записи. Твои будни без блокнота можно сравнить с поеданием горячего супа без ложки. Записывай все: дела, планы, необходимый реквизит, фамилии своих подопечных. Зачем это записывать? Зачем тратить время на чирканье ручкой в блокноте? Поверь, оно того стоит: ты не забыл в первый раз, во второй, но на пятый раз забыл, и тебе придется вести детей назад или ждать вместе с ними лишнее время, и тогда в плане появится несостыковка, потому что потом твой отряд не успеет, например, на репетицию.

Совет 3. Группируй задачи. Вспомни сказку про Золушку. Злая мачеха смешала мешок зерна и мешок риса, повелев разобрать все перед балом. Давай к этой задачке добавим еще одно условие: мешки для сортированного риса и пшена стоят в разных комнатах. Можно носить рис в другую комнату по зернышку или горстями, но проще всего принести мешок в ту комнату, где находится крупа. Все дело в грамотной логистике и группировке задач. Тебе нужно понять эти принципы и пользоваться ими.

Совет 4. Расставляй приоритеты. Помни про принцип Парето, который гласит, что 20% усилий дают 80% результата. Что в твоем случае будет результатом? Эмоции и здоровье детей. К примеру, один вожатый готовил отрядную игру и мучился полночи, чтобы написать свой текст в стихах, потом еще полдня его учил. А что в итоге? Каждое задание из игры ему приходилось повторно объяснять своими словами. И стоило ли оно того? Что, если бы он сразу рассказал суть сам, как умеет? Игра стала бы хуже? Ты не должен оценивать себя по количеству затраченных усилий, твоя цель – результат.

Совет 6. Идеальные планы в неидеальном мире. Ты, вожатый, уже прекрасно усвоил все предыдущие принципы и готов применять их на практике. Может быть, уже применяешь. Однако действительность диктует еще одно суровое правило: никогда не получится точно так, как ты задумал. Задумал игру провести после полдника на улице – а тут дождь. Бороться с этим бесполезно. Нужно просто с ним ужиться. И в этом лично тебе помогут ещё два правила. Во-первых, планируй время с запасом минимум 30 %. Есть задача, которую ты можешь выполнить за час. Планируй, что она займет 1 час и 20 минут. Во-вторых, всегда должен быть альтернативный вариант. Около каждого важного дела в своем плане на день в скобочках подпиши, что ты будешь делать, если проведение занятия окажется сорванным по тем или иным причинам. Естественно, нельзя предусмотреть все возможные варианты развития событий. Просто прими за истину, что любой пункт может оказаться невыполнимым в силу форс-мажорных обстоятельств, и подумай о запасном варианте.

Предлагаем вам посмотреть ролики с явными ошибками вожатого и найти решение.

Это ваше задание по данной теме. Свои ответы выкладывайте в личный кабинет.

Логотип Daily Карелия

Школа вожатых

Самые яркие истории в моей жизни связаны с лагерем. Там дети получают бесценный опыт в виде дружбы, любви, соперничества и предательства. Они вынуждены не только встречаться, но и жить со сверстниками, которые могут быть им не очень приятны.

Когда мне стукнуло 18, я вернулась обратно в лагерь в роли вожатой. На обучающих курсах, которые длились три месяца, казалось, что нас учат очевидным вещам. Работа вожатой уникальна, потому ты чувствуешь свою значимость.

Конфликт

В лагерях встречаются и антилидеры. Это дети, которые провокациями подрывают дисциплину в отряде. Они конфликтуют, высмеивают вожатых и вызывают уйму негативных эмоций. Чаще всего они растут в неблагополучных семьях, где им не хватает внимания и любви.

Наказания

В лагере нельзя поставить ребенка в угол или как-то наказать. Физические наказания, в том числе бег, запрещены. Хотя раньше воспитателем было наплевать на такие табу. У вожатых нет власти над детьми. Есть только так называемая опека.

Конечно, встречаются такие вожатые, которые пытаются самоутвердиться за счет детей. Помню, однажды ночью взрослые хотели окунуть палец 15-летнего в воду, чтобы тот описался. А другого напарника я как-то застала за распитием с детьми чачи. Оказалось, он боялся детей, поэтому старался казаться для них хорошим.

Если я увижу сигареты, то забираю их и возвращаю в конце смены на вокзале. Причем не родителям, а самим детям. Потому что считаю, что это их выбор. Я не могу судить их за это, потому что сама, будучи подростком курила.

Личная жизнь

Я считаю, что вечерняя свечка и ходить строем – это правильно. Так просто играть с детьми в матч, поставить танец или провести упражнения на командообразование. Но не каждый сможет объяснить подростку, почему важно сидеть тихо и слушать другого. Люди любят говорить, но не любят слушать других.

Свободное время у вожатых появляется только ночью. Ты либо спишь, либо тусишь. В моем первом лагере у нас собралась огромная компания из 50 человек. Там были все вожатые и руководители. Мы отдыхали в местном кафе неподалеку, и даже не знаю, кто в эти моменты оставался в лагере. А если ты решил остаться дома, то все равно не уснешь. Потому что нужно готовить сценарии, танцы, мероприятия.

Руководителям обычно все равно, кто с кем проводит ночь, поэтому завести любовные отношения не составит труда. Хотя были и те, кто просто спал. Секс и ничего больше. Отношения в лагере – это настоящая проверка чувств, это репетиция семейных отношений, только у вас не один ребенок, а 20. Лишь одна из семи пар смогла продержаться до конца смены и не разорвать отношения.

Зарплата

Несколько лет назад за смену можно было получить около 20 тысяч рублей. Когда я начинала работать, для меня сумма заработка была не важна. Я шла туда за эмоциями и атмосферой. Ты буквально оставляешь в лагере часть своей души.

Походные лагеря

В одном из карельских лагерей, но не в том, где произошла страшная трагедия, я решила проверить свою выносливость. Мне было физически тяжело, потому что я была не подготовлена. Считаю, что инструкторы там проходят недостаточную подготовку. Одного инструктора даже сняли с работы, потому что он не справлялся с обязанностями. Одно дело, когда ты был в нескольких таких походах, а другое дело, когда ты ходишь всю жизнь.

В бюджетных лагерях с питанием все плохо. Питание невкусное, поэтому приходится бегать в магазин за вкусняшками. Помимо этого еды очень мало, например, на юге летом дети могут получить арбуз два раза от силы.

Традиции

Родители

Чаще всего родители забывают о детях во время лагеря. Они отдыхают и расслабляются от постоянных стрессов дома. Когда видишь родителей на вокзале, то сразу становится понятно, как они относятся к своим детям.

Взрослые дети

Ни для кого не секрет, что дети в лагерях курят и пьют. Достать алкоголь легко, потому что территория плохо охраняется, а ребенок может без труда сбегать до ближайшего магазина. Вожатые не имеют права копаться в личных вещах воспитанников, поэтому им сложно найти бутылки или сигареты. Когда работники лагеря замечают пьющих детей, то они обращаются к родителям и требуют объяснительные.

Во время смены дети успевают несколько раз влюбиться. И сколько бы ты ни утешал ребенка, для него разрыв первых отношений – это трагедия. В подростковом возрасте дети думают и разговаривают о сексе. Поэтому иногда он случается в лагере. А там для этого мест полного: душ, кровать, пляж и лес. Я считаю, что, застав детей во время секса, нужно выйти из комнаты, а не орать, потому что для них это первый опыт. А крики истерики могут травмировать их психику. И всегда нужно звонить родителям.

Работа вожатым на лето – прекрасный выбор для тех молодых людей и девушек, которые любят общаться с детьми и хотят провести летний период на природе, да еще и заработать. Однако, как и в любой работе, здесь существуют свои тонкости.

Как устроится вожатым

Если вам нравится общаться с детьми, то в качестве занятости на летнее время можно устроиться вожатым в детский лагерь. Обычно основной набор идет в педагогических учебных заведениях, студентам которых требуется практика. Впрочем, педагогическое образование не является обязательным требованием. В газетах объявления о вакансии вожатого публикуются крайне редко, поэтому нужно либо обзванивать руководителей детских лагерей с предложением своей кандидатуры, либо периодически заглядывать на доски объявлений педагогических колледжей и университетов.

Также стоит просматривать сайты с вакансиями в интернете и объявления в социальных сетях. Учтите, что в качестве вожатого может быть принят только совершеннолетний. Набор в штат лагерей осуществляется еще весной, так что предпринимать действия по поиску работы нужно заранее. Впрочем, и в середине летнего периода может появиться свободное место, если кто-то из вожатых заболел или был вынужден уехать из лагеря.

Еще один способ устроиться на работу вожатым - вступить в педагогический отряд. Такие отряды есть во многих высших учебных заведениях, и занимаются они как раз централизованной подготовкой детских вожатых. Правила приема там достаточно лояльны ко всем желающим, вам даже не обязательно учиться в том же вузе. Найти такие отряды можно в социальных сетях в интернете, или просто зайти в ближайшие крупные учебные заведения и посмотреть расписание секций и кружков. Кроме того, вожатым можно стать через центры детского и юношеского творчества, занимающиеся подготовкой туристических инструкторов.

Для устройства в качестве вожатого, конечно, желателен опыт аналогичной работы. Во многих городах России проводятся специальные подготовительные курсы, на которых будущие вожатые узнают о работе лагеря, организации дня, развлекательных и воспитательных мероприятиях. Лучше потратить некоторое время и на самостоятельную подготовку, чтобы вашим маленьким подопечным было интереснее жить в лагере. Учтите, что для работы вожатым обязательно нужно иметь личную медицинскую книжку, которая оформляется в специализированных медицинских учреждениях. Чтобы ее получить, необходимо пройти медицинский осмотр и сдать теоретический экзамен.

Не стоит рассчитывать на то, что работа вожатым – это отдых на природе. В первую очередь, это большая ответственность. Будьте готовы к стрессовым ситуациям и практически ненормированному рабочему дню. Кроме того, вожатый должен быть примером для детей, поэтому на территории детских лагерей часто запрещено курение, употребление спиртных напитков. С другой стороны – это бесценный опыт, который не раз пригодится вам в будущей жизни.

Читайте также: