Как полететь в космос туристом

Обновлено: 18.09.2024

Итак, вы решили полететь в космос. Что для этого нужно?

Поскольку космический туризм — это:

1. Деньги. Развлечение не из дешёвых. Запаситесь большой суммой денег. Лучше от $50 млн.

2. Время. Услуга, на которую действует предварительная бронь на несколько лет вперёд.

3. Здоровье. Космос — это удовольствие, которое доступно только для физически подготовленных людей. Если у вас есть серьёзные проблемы со здоровьем, о космическом туризме придётся забыть. По крайней мере, пока.

Но космический туризм развивается, появляются всё новые возможности и открываются новые программы, которые позволяют нам посмотреть на Землю из иллюминатора. Причём сделать это разными способами и за разные бюджеты.

Сегодня активно развивается несколько частных программ:

1. Space Adventure. Эта американская компания предлагает своим клиентам 7-14-дневное пребывание на МКС. Благодаря программе в космосе побывали уже несколько сотен человек. Стоимость такого путешествия составляет около $20-40 млн. Дополнительно за $3-5 млн вы можете совершить выход в открытый космос.

3. Virgin Galactic. Пока это полёты за пределы атмосферы на пару часов (вы успеете почувствовать на себе невесомость), стоят они около $250 тысяч. Сформирована очередь из желающих, хотя после крушения 2014 года она заметно уменьшилась. В ближайшее время Ричард Брэнсон планирует выйти в открытый космос и регулярно отправлять в космическое пространство туристов.

4. Blue Origin. Компания Джеффа Безоса с грандиозными планами на будущее. Это ближайший конкурент Virgin Galactic, который также самостоятельно разрабатывает носители (в этом случае — капсула с большими окнами для удобства обзора и ускоритель). Время полёта — полтора часа, стоимость — $150-200 тысяч.

5. World View, Zero2Infinity. Проекты, которые в ближайшем будущем планируют отправлять людей в стратосферу в капсулах на воздушных шарах. На таком расстоянии вы как минимум сможете убедиться, что Земля круглая, а сила притяжения в процессе удаления от планеты становится всё слабее. Продолжительность полёта — 5-6 часов, стоимость — $75-116 тысяч.

6. SpaceX. И последний по порядку, но не по значимости — проект Илона Маска, на который возлагаются большие надежды. Да, первые полёты потерпели неудачу. Но, начиная с 2008 года, компания уверенно набирает обороты. Особенность программы заключается в том, что Маск разрабатывает собственные носители в отличие от большинства программ, использующих российские ракеты.

Что дальше? В будущем планируется развитие не только полётов в открытый космос, но и посещение Луны и Марса. По предварительным подсчётам, стоимость полёта на Луну составит $700 млн.

Помимо новых возможностей, космический туризм в перспективе будет становиться всё более доступным (и по стоимости, и под длине очереди), а количество частных программ будет увеличиваться.

И если со стоимостью и очередью на полёты мы разобрались, то на вопросе физической подготовки стоит остановиться детальнее.


Подавляющему большинству опрошенных россиян (94%) известно, что сегодня в мире активно развивается такая отрасль, как космический туризм: 13% подробно разбираются в этой теме, а 81% — слышали лишь в общих чертах.

Однако пятая часть респондентов (21%) думают, что момента, когда полеты в космос будут массово доступны для людей любого уровня дохода, придется ждать более ста лет. Еще 17% уверены, что это произойдет раньше, через 25-50 лет, 14% — через 70-100 лет, по 12% — через 50-70 лет и менее четверти века. А 24% придерживаются совсем другой позиции и утверждают, что полеты в космос всегда будут доступны лишь состоятельным людям.

Мы также спросили россиян, какая страна, по их мнению, первой сможет сделать космический туризм доступным для масс. Так, больше половины (53%) утверждают, что этого достигнет США, 24% — Китай, лишь 15% назвали Россию, а 3% — Японию.

Отметим, что лишь 9% уверены: Россия сегодня занимает лидирующую позицию в освоении космоса. Многие же (60%) думают, что наша страна является одним из лидеров наряду с другими странами, а 31% — что, напротив, в этой сфере отстает от других государств. Как бы то ни было, абсолютное большинство респондентов (93%) сошлись в одном: освоение космоса происходило бы быстрее, если бы страны проводили в основном совместные исследования в этой области.


Чаще всего россияне хотят полететь в космос, чтобы испытать новые эмоции и ощущения — так ответили 57% желающих стать космическими туристами. Также 50% хотят посмотреть на свою планету из космоса, 47% считают это редчайшей возможностью, которую нельзя упускать, для 40% это возможность узнать что-то новое. Кроме того, 31% сказали, что им всегда был интересен космос, 27% считают космическое путешествие уникальным опытом, а по 22% хотят побывать на другой планете и испытать свою смелость. При этом отметим, что среди опрошенных, которые хотели бы побывать на других планетах, 51% предпочли бы полететь на Марс, 47% — на Луну, а 24% — на Венеру.

Мы также узнали у респондентов, не желающих стать космическими туристами, о причинах этого. Так, большая часть из них (38%) предпочли бы потратить сумму, необходимую для полета, на что-то более важное, 37% ответили, что им хорошо на Земле, и такое же количество опрошенных (37%) не хотят рисковать собственным здоровьем или даже жизнью.

Какие космические профессии будут востребованы в будущем?

Исследование показало, что четверть опрошенных россиян (26%) в детстве мечтали стать космонавтом. Еще у 3% родители хотели, чтобы они выбрали такую профессию. Ожидаемо, эти данные отличаются в разрезе пола опрошенных: мужчины чаще женщин хотели стать космонавтами, а также об этом чаще мечтали их близкие родственники.

Заметим, что в целом большинство опрошенных (81%) считают: профессия космонавта в ее привычном для нас представлении останется востребованной в будущем. А в обратном уверены только 2%. Мы также узнали, какие другие космические профессии, по мнению респондентов, будут нужны в ближайшее десятилетие. Так, многие считают, что в будущем будут необходимы специалисты по обслуживанию космической техники и систем жизнеобеспечения в космосе (60 и 56% соответственно). Также 54% думают, что будут востребованы проектировщики космических сооружений, например, станций или спутников, 52% — специалисты, занимающихся телекоммуникациями и связью в космическом пространстве, а 49% — исследователи живых организмов за пределами Земли.

На Ваш взгляд, достаточно ли сегодня в нашей стране финансируется космическая отрасль для ее эффективного развития?

Отдых на лунном море: изучаем перспективы рынка космического туризма

Читайте в статье:

Восемь туристических полетов за восемь лет

Восемь туристических полетов за восемь лет

В апреле 1961 года казалось, что стоит только захотеть — и на Марсе будут яблони цвести, а за билетами на лунные моря будет стоять очередь из отдыхающих. Но уже 2021-й, а массовой отправки туристов в космос до сих пор не случилось. Полеты по-прежнему носят разовый характер и стоят космических денег.

Первым в мире человеком, накопившим на собственный частный полет в космос, стал американский предприниматель итальянского происхождения Деннис Тито, которому на момент старта исполнилось 60 лет. В 2001 году он отправился на Международную космическую станцию с космодрома Байконур. Заплатив за возможность посмотреть на Землю в иллюминаторе 20 млн долларов. За эти деньги, благодаря восьми месяцам предстартовой подготовки, Деннис Тито провел около шести суток на МКС и успел 128 раз обогнуть планету.

Организатором была американская компания Space Adventures, которая начинала с полетов желающих на российских истребителях и специальном самолете Ил-76К. Это тренажер для космонавтов, на борту которого можно почувствовать невесомость, почти как в космосе, за счет специальной траектории и резкого снижения.

С 2001 по 2009 год в сотрудничестве с Роскосмосом Space Adventures стала монополистом в сфере космического туризма.

Татьяна Крейденко, доцент экономического факультета РУДН

Татьяна Крейденко, доцент экономического факультета РУДН:

— Возможность выхода в космос оценивается еще в плюс 15 млн долларов. К 2030 году годовой объем рынка космического туризма может достигнуть 3 млрд долларов. Отчет инвестиционного банка UBS 2019 года показывает, что общий объем экономической деятельности, связанной с космосом, вырастет к 2030 году до 805 млрд долларов. Для сравнения, в 2010 году он был равен 244 млрд долларов.

хомяк Жора Капустин

При существующих технологиях отправка космических туристов — это всегда компромисс между развлечениями и полезной нагрузкой. Еще во время полета Денниса Тито на Роскосмос сыпались многочисленные упреки из-за использования в коммерческих целях оборудования, предназначенного для исследований.

Возможно, причина еще и в том, что первичные затраты капиталовложений ожидались большие, а сроки окупаемости — неочевидными, полагает эксперт Финтолка.

Планы Virgin Galactic и SpaceX

Планы Virgin Galactic и SpaceX

За рубежом, однако, с суборбитальными полетами пока тоже дела идут неторопливо. Яркий пример — Virgin Galactic (SPCE на бирже). По задумке, полет клиента этой компании должен выглядеть следующим образом.
Космический корабль цепляют к мощному самолету и поднимают на большую высоту. Затем корабль отцепляется, включает собственные реактивные двигатели и добирается на околоземную орбиту. Несколько минут невесомости, восторженные крики пассажиров — и домой возвращайтесь скорей.

Не хотим терять вас, давайте дружить! Подпишитесь на наш Telegram-канал, тут финансовые лайфхаки каждый день!

Космические туристы на Луне

Конец XX века можно по праву назвать началом эры “частной космонавтики”. Космический монополист — государство постепенно открывает “двери в небо” для частных организаций, готовых строить ракеты, и для туристов, желающих увидеть нашу планету с высоты за свои деньги или деньги коммерческих компаний.

Тренировка журналиста, которая заняла чуть больше года, проходила в Центре подготовки космонавтов имени Гагарина. Тогда еще не было разработано специальных обучающих программ для частных лиц, и японца, возможно, готовили по некой “облегченной схеме”, не предназначенной для профессиональных космонавтов (для необученного человека схема тренировки космонавтов может стать непосильной ношей). После выхода на орбиту у Тоёхиро проявилась недостаточность подготовки, во время адаптации к невесомости возникли проблемы со здоровьем, связанные с расстройствами вестибулярного аппарата.

Станция Мир в космосе

КОСМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ

Джефф Безос - глава Blue Origin

Американская Space Adventures уже помогла семи миллиардерам попасть на МКС. Компания тесно сотрудничает с Роскосмосом, и поэтому все ее клиенты проходят обучение на базе Центра подготовки космонавтов имени Гагарина и под наблюдением Государственной корпорации.

РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ КОСМИЧЕСКОГО ТУРИСТА НА ПРИМЕРЕ SPACE ADVENTURES

Как мы отметили выше, пока что единственной компанией в мире, которая уже отправляет туристов в космос, и делает это аж с 2001 года, является Space Adventures. Для этой цели Space Adventures использует ракеты “Союз”, принадлежащие Роскосмосу.

Попасть в космос — это очень дорогое удовольствие, и доступно оно не всем — лишь тем у кого есть миллионы долларов и хорошее здоровье (или почти хорошее). Обычно космический тур представляет собой полет на МКС, а цена на него с 2009 года варьируется от $35-45 млн. Если турист захочет выйти в открытый космос, ему нужно будет доплатить еще $45-55 млн.

В 2002 году государства-члены Международной космической станции подписали документ, который устанавливает общие критерии отбора посетителей (космических туристов) и космонавтов МКС.

Все будущие участники полета должны соответствовать ряду не только медицинских, но и биографических требований. В первую очередь специалисты смотрят, чтобы будущий турист имел “чистое прошлое”:

не запятнал свое имя позорным или нечестным поведением;

никогда не употреблял наркотики;

не испытывал проблем с алкоголем.

Его анкета проверяется Интерполом, а также 16 странами-участницами проекта МКС. Согласие должны дать все 16 государств.

Турист обязан владеть английским (на уровне Intermediate Low) и хотя бы немного языком той страны, которая осуществляет запуск (в данном случае русским).


Когда начинается черед медицинских комиссий, врачи из Института медико-биологических проблем (ИМБП) РАН проверяют историю болезней кандидата на космический полет, просят его сдать целый ряд анализов, пройти медосмотр.

Если все хорошо с анализами, будущий космический турист допускается к нагрузочным тестам, а после их успешного прохождения к стендовым – тестам в барокамере, вращению на центрифуге и т.д. Максимальная перегрузка на центрифуге, которую допускают для космических туристов, составляет 8g.


Среди 7 космических туристов, побывавших на МКС, были люди с клиническими диагнозами, требующими постоянного лечения: во время миссии их здоровье поддерживалось специальными медицинскими процедурами.

По итогам осмотра и физических тестов медики дают заключение. Положительное — турист отправляется в Звездный городок под Москвой для дальнейшего обучения, отрицательное — едет домой. Миллиардер должен пройти большую часть тестов на “хорошо”, сколько бы долларов у него не было, иначе в космос его не пустят.


Фото:
Роскосмос/ Миллиардер Деннис Тито на МКС вместе с российскими космонавтами Талгатом Мусабаевым и Юрием Батуриным

Минимальный срок последующего обучения длится шесть месяцев. За это время будущий участник проходит три вида подготовок: общекосмическую (ОКП), специализированную космическую (СКП), предполетную космическую (ППКП).

За 14 дней до старта турист вылетает на Байконур для окончательной подготовки к полету.

“Даже перед обычным путешествием турист должен продумать, какие именно вещи он возьмет с собой в поездку и что будет делать во время путешествия. Примерно то же самое происходит и с космическим туристом. Уже за полгода до старта мы должны четко представлять, чем будущий участник космического полета будет заниматься в космосе. А это, в свою очередь, означает полное понимание того, что он должен будет взять с собой на Станцию и спустить вниз на Землю при посадке, какие научные эксперименты будет проводить и что для этого понадобится. И всё это в условиях жесточайшего лимита по допустимой массе, причем, масса вещей, возвращаемых на Землю, в три раза меньше, чем допустимая масса при подъеме наверх”, — объясняет Денис Шапиро, сотрудник российского представительства Space Adventures

SPACEX, BLUE ORIGIN, VIRGIN GALACTIC И ДРУГИЕ

В отличие от Space Adventures, другие частные компании пользуются услугами не государственных космических госкорпораций, а небольших стартапов, на которые работают опытные специалисты.

Год назад стало известно о появлении Starfighters. Стартап разработал первую высококвалифицированную программу для подготовки космических туристов, которые забронировали места на ракетах Blue Origin, SpaceX, Virgin Galactic или любой другой компании. Клиенты Starfighters учатся летать на истребителях F-104, с помощью которых можно воссоздать перегрузки и микрогравитацию, аналогичные тем, что испытывают космонавты в полете.

Другой стартап, Blue Abyss из Великобритании в конце прошлого года объявил о том, что собирается готовить к полету миллиардеров. Для этой цели компания наняла одного из лучших инструкторов индустрии космического туризма, эксперта в области микрогравитации Владимира Плетцера, в 1990-х годах он был кандидатом на включение в экипажи шаттлов от Бельгии.

Предполагается, что услугами Blue Abyss может воспользоваться SpaceX.

Нашли ошибку? Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также: