Как попасть на внутренний рынок китая

Обновлено: 18.09.2024

Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 началась с Китая, но местной авторынок пережил её относительно легко: по итогам 2020 года реализовано 19,7 млн новых легковых автомобилей, всего на 6,7% меньше, чем в 2019-м. Многим маркам при этом удалось существенно улучшить свои показатели.

В то время как западные страны сейчас во всю борются со второй волной пандемии COVID-19 и считают убытки, в Китае после первой волны жизнь быстро наладилась: если в феврале 2020-го, в самой острой фазе китайского карантина, продажи новых легковушек сократились на 81,7% (по сравнению с февралём 2019-го — здесь и далее приведены данные с ресурса CarSalesBase), то уже в марте местные дилеры возобновили работу, к лету рынок перешёл в рост и закончил год мощной прибавкой в 10,9% и 6,2% в ноябре и декабре соответственно. Тем не менее провальное первое полугодие стало причиной сокращения продаж за весь 2020-й на 6,7% — получается, что китайский авторынок падает третий год подряд, но 2021-й имеет все шансы закончиться в плюсе, если, конечно, на мир не обрушится какая-нибудь новая диковинная хворь.


Honda CR-V — бестселлер японской марки в Китае и США, а вот российский рынок этот популярный кроссовер скоро покинет.

Лидером китайского рынка среди марок, несмотря на падение продаж на 15,8%, остался Volkswagen: реализовано чуть более 2,6 млн машин. Это, к слову, на миллион больше, чем объём всего российского авторынка в 2020-м — почувствуйте разницу.

Второе место — у Honda: продано 1 638 430 автомобилей, на 5,5% больше, чем в 2019-м, и таким образом китайский рынок для Honda постепенно становится более приоритетным, чем американский: в США японская марка по итогам 2020-го реализовала всего 1,2 млн автомобилей.

Toyota закрепилась на третьем месте с небольшим отставанием от Хонды: продано 1 537 296 машин (+9,1%). Geely заняла четвёртое место с результатом 1 134 433 проданных автомобиля (-9,5%) и сохранила за собой звание самой востребованной китайской марки. На пятом месте Nissan c падением продаж на 4,5% до 1 121 061 шт.


Разнообразные модификации, в том числе гибридные, вывели среднеразмерный кроссовер CS75 в частности и марку Changan в целом в лидеры китайского рынка.

На шестом месте один из лидеров роста в 2020 году — китайская марка Changan: спрос на её продукцию вырос сразу на 22,3% до 963 383 единиц. Если Changan сохранит такую динамику в 2021-м, то может обойти Geely и стать китайской маркой №1 на внутреннем рынке. Очень хорошо (+10,9%) прибавила марка Chery: реализовано 500 398 машин.

Самой востребованной премиальной маркой в 2020 году в Китае стала Audi: продано 655 800 машин (+5,8%), 9 место рейтинга. Джи-эмовская марка Buick, расположившаяся на седьмом месте (926 328 шт., +6,3%), премиальной в Китае не считается. В плюсе оказались почти все крупные премиальные иномарки, за исключением Lincoln (39 185 шт., -16%), Infiniti (25 695 шт., -26,7%) и Acura (11 210 шт., -24,2%).


Hongqi — это китайский аналог проекта Aurus, у которого всё получилось: машины запущены в производство, спрос отменный.

Продажи нишевого французского люкса DS исчезающие малы: дилеры реализовали всего 427 машин (-65,9%) — Groupe PSA явно переоценила свои возможности на китайском рынке. Citroën просел на 60,1% до 20 079 единиц, Peugeot – на 56,1% до 27 975 единиц. Французская марка Renault китайский рынок в этом году покинула.

К главным неудачникам года в Китае следует отнести Hyundai с падением продаж на 35,4% до 443 186 единиц — это следствие обострения политических отношений между КНР и Южной Кореей, китайцы просто отказываются покупать корейские машины. Продажи марки Kia снизились на 12% до 249 256 единиц.


Jetta VA3 — ещё одна вариация на тему VW Polo и Skoda Rapid, но только как бы для молодёжи. Китайцы новую марку пока не очень жалуют.

В сильном минусе в этом году оказались бюджетные джи-эмовские бренды: Baojun просел на 29,1% до 428 470 шт., Chevrolet — на 39,7% до 311 134 шт. Продажи чешской марки Skoda сократились сразу на 46% до 150 458 единиц. Молодёжный бренд Jetta (запущен концерном VW специально для Китая) за первый полный год продаж реализовал 160 511 машин — на фоне материнской марки VW скромно.

Tesla реализовала 135 449 седанов Model 3 китайской сборки. Tesla Model S, Tesla Model X и Tesla Model Y в прошлом году в Китае тоже официально продавались, но как импортные модели, а их китайская статистика, к сожалению, не учитывает. Кроссовер Model Y на днях тоже, наконец, был локализован на заводе Tesla в Шанхае и поступил в продажу, так что в 2021 году продажи Tesla на китайском рынке резко вырастут — по самым скромным оценкам, в два раза.

Добавим, что на долю китайских марок в 2020 году пришлись 38,2% китайского рынка, то есть иномарки пока уверенно доминируют.

Верхнюю строчку в рейтинге самых популярных моделей китайского авторынка в очередной раз занял седан Nissan Sylphy, сменивший поколение в 2019 году: продано 542 725 шт. (+15,3%). Haval H6 вновь стал самым востребованным кроссовером: реализовано 376 864 едиинц (-2,5%). Лидер китайского рынка первой половины прошлого десятилетия — минивэн Wuling Hongguang — продолжает сдавать позиции: продано 270 310 шт. (-27,9%), 8 строчка рейтинга. Самым продаваемым премиальным автомобилем стал удлинённый седан Audi A6L (178 501 шт., +37,2%).

Доля сегмента SUV (внедорожники и кроссоверы) за год выросла на 5,1% до 47% китайского рынка и почти сравнялась с долей сегмента традиционных легковушек, которая сократилась на 6,7% до 47,4%. Оставшиеся 5,6% — это сегмент MPV, то бишь всевозможные минивэны. В следующем году сегмент SUV, скорее всего, станет доминирующим на китайском рынке.

В течение 2021 года акции крупных китайских компаний, популярных среди инвесторов, снизились на 25–40%. Это при том, что в этом году Китай снова станет бенефициаром восстановления экономики, продемонстрировав рост ВВП на более чем 8% (как прогнозируют аналитики МВФ). Что делать в такой ситуации российскому инвестору?

Просадка китайского фондового рынка связана совсем не с экономической ситуацией. В первую очередь падение было вызвано чрезмерно нервной реакцией участников рынка на действия китайского руководства — хотя стратегически ничего принципиально нового они не сделали.

Традиционно в Китае мыслят и планируют не четырёхлетними избирательными циклами, а как минимум десятилетиями. И, как показывает опыт реформ со времён Дэн Сяопина, компартия не имеет ничего особо против богатеющего населения, включая миллиардеров, однако не терпит никакой политической оппозиции.

Новый закон, ограничивающий частным компаниям сбор и хранение персональных данных, также в первую очередь связан с государственной безопасностью, а не экономикой. Например, имея доступ к данным о поездках на такси высокопоставленных государственных служащих и членов их семей, спецслужбы иностранного государства могут получить много полезной информации.

Например, мы несколько месяцев назад практически полностью вышли из китайских ADR в США и оставили только ETF на китайские акции. Так как управляющие компании фондов учреждены в США, то мы считаем риск их делистинга минимальным. Отдельные акции планируем покупать на Гонконгской бирже (HKEX), где отсутствует риск делистинга на американских биржах.

Если акции эмитента перестанут обращаться, например, на Нью-Йоркской фондовой бирже, то вложения инвестора на какое-то время станут неликвидными. В таком случае, чтобы не потерять деньги, ему придётся сначала конвертировать ADR/ADS в акции, торгующиеся в Гонконге, а потом искать брокера, предоставляющего доступ к HKEX. Поэтому акции китайских компаний мы рекомендуем покупать непосредственно на биржах Поднебесной.

Подводя итог, отмечу, что вводимые ограничения против технологического сектора в моменте хоть и кажутся катастрофическими, но, на наш взгляд, они положительно отразятся на секторе в долгосрочном периоде, поскольку вызовут рост конкуренции и увеличение инновационности. Этот тезис подтверждает динамика фондовых индексов в этом году. Так, индекс крупнейших китайских компаний CSI300 с начала года снизился на 7%, в то время как ChiNext, состоящий из компаний средней и малой капитализации, вырос на 11%.

Материал не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Упомянутые финансовые инструменты или операции могут не соответствовать вашему инвестиционному профилю и инвестиционным целям/ожиданиям. Определение соответствия финансового инструмента/операции/продукта вашим интересам, целям, инвестиционному горизонту и уровню допустимого риска исключительно ваша задача.

Материал не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Упомянутые финансовые инструменты или операции могут не соответствовать вашему инвестиционному профилю и инвестиционным целям/ожиданиям. Определение соответствия финансового инструмента/операции/продукта вашим интересам, целям, инвестиционному горизонту и уровню допустимого риска — исключительно ваша задача.

В 1980 г. китайской компании Yizheng Chemical Fibers очень нужны были деньги для реализации амбициозного плана – строительства большого завода по производству химических волокон. Государственные финансовые организации не смогли профинансировать этот проект. Не найдя инвестиций на местном рынке, Yizheng выпустила международный облигационный заем на $50 млн и стала первой китайской компанией, вышедшей на глобальный долговой рынок.

Сегодня, почти 40 лет спустя, иностранные инвесторы сами приходят в Китай. И мы уверены, что, несмотря на напряженность в сфере глобальной торговли, интерес к китайскому рынку сохранится.

Многие годы считалось, что инвестировать в Китай сложно, так как все финансовые операции здесь жестко контролируются государством. Хотя страна занимает третье место в мире по размеру долгового рынка и второе – по размеру фондового, доля зарубежных инвесторов на них остается чрезвычайно низкой. Иностранцы контролируют чуть более 2% рынка внутренних облигаций и около 7% находящихся в свободном обращении акций категории A. Китайский рынок облигаций начал открываться внешнему миру около 10 лет назад, но, несмотря на свой огромный размер ($12 трлн) и выгодную доходность (по сравнению с такими регионами с низкими процентными ставками, как США, Япония и Европа), по-прежнему недостаточно представлен в глобальных инвестиционных портфелях.

Однако реформы последних лет изменили ситуацию – для иностранных инвесторов открылись более легкие пути.

С 1 апреля 2019 г. номинированные в юанях облигации правительства и государственно-частных банков Китая включены в глобальный сводный индекс Bloomberg Barclays Global Aggregate. Он отслеживает бумаги общей стоимостью около $2,5 трлн и является одним из ключевых индексов мирового долгового рынка.

В 2018 г. международные инвесторы приобрели китайские облигации более чем на $81 млрд, выведя Китай на первое место в мире по иностранным инвестициям на развивающихся облигационных рынках. Глобальный аналитический департамент HSBC прогнозирует, что к ноябрю 2020 г. к ним добавится еще $150 млрд. Кроме того, $600 млрд в ближайшие 5–10 лет иностранцы могут вложить в акции китайских компаний.

Включение китайских бумаг в глобальные индексы означает, что управляющие активами во всем мире, использующие эти индексы в качестве эталона при инвестировании от имени пенсионных и суверенных фондов и страховых компаний, должны будут приобретать китайские облигации и акции, чтобы синхронизировать свои показатели.

Важно, что инвесторам дается возможность приобрести долю в экономике, растущей за счет высоких технологий и все больше ориентированной на потребителя, что способствует увеличению среднего класса и появлению многообещающих историй успеха в целом ряде секторов. Хотя экономический рост замедлился с некогда двузначных показателей до прошлогодних 6,6%, эта прибавка к ВВП Китая все равно эквивалентна размеру экономики таких стран в 2018 г., как Испания или Австралия.

Китайские власти признают, что открытие рынков капитала для иностранцев способствует дальнейшему росту экономики, помогая местным предприятиям диверсифицировать источники капитала. Это поддерживает очень важный для Китая процесс постепенной замены банков на фондовый рынок в качестве главного источника долгосрочного финансирования. Такие реформы отвечают долгосрочным интересам Китая.

Китайский подход к реформам, реализуемый в последние 40 лет, предполагает постепенность. Это относится и к процессу либерализации рынков капитала. У инвесторов еще остаются вопросы относительно ликвидности рынка, способности оценивать свои портфели, подходов к регулированию, кредитных рейтингов и рисков дефолта. Им, естественно, нужно время, чтобы освоиться на новом рынке. Однако Китай уже продемонстрировал приверженность курсу на открытие рынков капитала, и это должно вселять уверенность в будущем. Будет ошибкой упустить возможности, которые создает одна из крупнейших экономик мира.

Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Представление по случаю столетия КПК

План из 10 пунктов, рассчитанный до конца 2025 года, вечером в среду опубликовали Государственный совет Китая и Центральный комитет Коммунистической партии.

Согласно этому документу, вскоре появятся новые правила, охватывающие такие области как национальная безопасность, технологии и монополии во второй по величине экономике мира.

Последние годы внимание официального Пекина все больше привлекают технологическая и образовательная отрасли.

Обвал на биржах

Спад начался после серии репрессивных, по мнению инвесторов, мер, принятых правительством Китая против компаний в сфере технологий и образования.

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

Конец истории Подкаст

Китайские власти также взялись за онлайн-сервисы, от приложений для доставки еды до стриминговых платформ.

В конце июля Государственная администрация Китая по регулированию рынка обнародовала новые правила, направленные на улучшение условий занятости работников доставки: работники служб доставки должны как минимум получать минимальную заработную плату, более качественное профессиональное обучение и сокращенную нагрузку.

Акции Tencent обвалились на бирже в Гонконге после того, как Пекин приказал технологическому гиганту прекратить эксклюзивные сделки по лицензированию музыки с крупными звукозаписывающими компаниями по всему миру.

Регуляторы объяснили свое решение доминирующим положением компании на рынке музыкального стриминга.

Государственное регулирование

В документе упоминается и председатель Мао: Китай празднует 100-летие Коммунистической партии страны.

В нем говорится, что для важных областей, таких как наука и технологические инновации, культура и образование, государственное регулирование будет усилено, а китайское правительство собирается бороться с монополиями и "верховенством закона иностранного происхождения".

Новые правила коснутся и цифровой экономики Китая, включая интернет-финансы, искусственный интеллект, обработку "больших данных" и облачные вычисления.

Рынок заволновался, что в ближайшие годы Пекин продолжит ужесточать регулирование технологических и частных образовательных компаний.

Пекин уже начал антимонопольные расследования в отношении некоторых из крупнейших технологических компаний страны.

В феврале этого года в стране заработали новые антимонопольные правила.

В частности, правила не позволяют электронным торговым площадкам заставлять поставщиков заключать с ними эксклюзивные контракты.

Государственная администрация по регулированию рынка Китая таким образом пытается прекратить фиксацию цен, хищническое ценообразование и невыгодные торговые условия.

Также введены правила против ограничения технологий и использования данных и алгоритмов для манипулирования рынком.

Новые правила также будут применяться к компаниям, занимающимся финансовыми технологиями и платежами.

Рекордный штраф

В апреле технологический гигант Alibaba получил рекордный штраф в 2,8 млрд долларов по результатам расследования, показавшего, что компания годами злоупотребляла своим доминирующим положением на рынке. Это 4% от выручки компании за 2019 год.

Автор фото, Getty Images

Давление на Alibaba усилилось в октябре прошлого года после того, как соучредитель Джек Ма раскритиковал регулирующие органы, заявив, что они сдерживают инновации.

Вскоре после этого выступления китайские регуляторы запретили вывод на рынок акций Ant Group, дочерней компании Alibaba и крупнейшего оператора электронных платежей в Китае.

Правда, некоторые комментаторы тогда отмечали, что по поводу работы подразделения Ant Group в сфере потребительского финансирования у властей существуют вполне оправданные опасения.

Борьба с монополиями

Alibaba - не единственная китайская компания, на которую положили глаз китайские регуляторы.

Весной этого года Государственная администрация по регулированию рынка Китая заявила, что оштрафовало 12 компаний за 10 сделок, нарушающих антимонопольные правила.

В их числе - Tencent, Baidu и Didi Chuxing, которые входят в число крупнейших технологических компаний страны.

В рамках реформы образовательных организаций в ходе недавней проверки один человек и шесть учебных заведений были наказаны за то, что предлагали нелицензированное внеклассное дополнительное обучение, которое нарушало правила. Об этом в понедельник сообщила муниципальная комиссия по образованию Пекина.

Автор фото, Getty Images

Рыночная стоимость Ant Group накануне несостоявшегося IPO оценивалась в 150 млрд долларов

Таким образом правительство ответило на изменения в форме деятельности репетиторских фирм, которые те предприняли после июльских заявлений официального Пекина.

На этой неделе китайская банковская и страховая служба ужесточила регулирование деятельности онлайн-страховых компаний.

Комиссия по регулированию банковской и страховой деятельности Китая предписала фирмам прекратить ненадлежащие маркетинг и ценообразование, пригрозив им суровым наказанием.

Читайте также: