Как привезти машину из китая

Обновлено: 15.09.2024

Министерство торговли КНР сообщило о начале экспортных поставок подержанных автомобилей из Китая. Первую партию из 300 машин уже подготовили к погрузке в порту южнокитайской провинции Гуандун.

 Фото: Александр Рюмин/ТАСС

Впрочем, конкретно в нашу страну автомобили с пробегом из Китая пока не отправились. По информации местных СМИ, первые 60 машин загрузили в судно, которое ожидают в нигерийской столице Лагос.

Чем грозит очередной масштабный проект китайского правительства? Стоит ли россиянам ожидать массовой экспансии "бэушек" из КНР и как это изменит отечественный вторичный авторынок? Опрошенные "РГ" эксперты уверены, что опасаться пока нечего.

Фото: Пресс-служба Brilliance

- Начнем с того, что в ту же Нигерию отправили не какие-нибудь ржавые седаны местного производства, а ввезенные когда-то в Китай премиальные Lexus RX350. Их средняя цена, судя по приведенным в СМИ цифрам, составляет около 11,5 тысячи долларов. То есть, это явно не автохлам, - отмечает редактор специализированного портала "Китайские автомобили" Михаил Надеждин.

По его мнению, поставки подержанных машин в Россию если и состоятся, то значительно позже, чем в другие страны, о которых говорят китайские чиновники.

- Это не какая-то частная история, за экспортом "бэушек" стоят китайские власти и госкорпорации, поэтому речь не идет о неофициальных продажах или каких-то мошеннических схемах. Перед отправкой к нам первой пилотной партии машин должна быть проведена серьезная подготовительная работа. Как минимум, китайцам нужны партнеры среди наших дилеров. Пока, насколько мне известно, никакой подготовки не проводилось, - констатировал Михаил Надеждин.

Фото: Пресс-служба Suzuki.

Редактор портала "Колеса" Алексей Кокорин в прошлом году ездил в Китай по приглашению компании, готовой стать одним из операторов экспортной торговли подержанным автомобилями.

- Да, Россия числится в списке целевых рынков, но никаких конкретных планов и объемов тогда никто не называл, - вспоминает он. - В целом они понимают, что в Нигерию, Танзанию и особенно Мьянму (это будет явно главный рынок для китайской "вторички") машины ввозить куда проще, а у нас и пошлины, и конкуренция. В числе адресатов называются в том числе и Монголия с Казахстаном. Хотя Казахстан в Таможенном союзе - и с ним для китайцев всё тоже непросто.

Что касается каналов продаж автомобилей, то, по мнению эксперта, создание своей дилерской сети китайцы потянуть не смогут, а официальные дилеры брендов, которые уже работают в России, в таких машинах просто не заинтересованы. Другими словами, площадками для продажи "вторички" из Поднебесной, скорее всего, станут автосалоны, которые и сейчас торгуют "бэушками".

Фото: Борис Захаров

- В целом распределение потоков машин явно будет зависеть от продаж: куда легче будет их ввозить и где лучше их станут брать, туда они и повалят. Я думаю, у нас пока ограничится какими-то сотнями, они будут прощупывать свои возможности с учетом цен, потому что на "вторичке" в Китае машины не такие дешевые, как в Европе и США. То есть, у нас проект вполне может и не пойти или пойти очень слабо - и они не расстроятся, а сконцентрируются на Африке, - заключил Алексей Кокорин.

Добавим, что, по официальным данным Китайской ассоциации автодилеров, в первом полугодии продажи автомобилей с пробегом составили в стране 6,86 миллиона единиц. В России за 5 месяцев объем вторичного рынка едва превысил 550 тысяч машин.


Немецкая Audi прогнозирует нехватку микрочипов и сбои в производстве автомобилей еще как минимум на два года. Осторожны в прогнозах и другие европейские бренды, включая BMW, Skoda, Mercedes и Volkswagen. Дефицит автомобилей, вероятнее всего, продолжится в течение всего 2022 года — аналитические агентства прогнозируют недовыпуск 10-15% машин. Следовательно, и на российском рынке сохранится дефицит. При этом нехватку автомобилей могут восполнить китайские бренды, которые уже сейчас наращивают поставки и расширяют модельные ряды.

Китай наращивает производство

Пока европейцам приходится останавливать конвейеры на своих заводах по всему миру, китайские автоконцерны уже наращивают мощности. В 2022 году оптовые продажи машин планируют увеличить на 5%, сообщает агентство Синьхуа со ссылкой на прогноз Китайской ассоциации производителей пассажирских автомобилей.


Европейские, американские и некоторые азиатские концерны сейчас планируют наладить собственный выпуск электронных компонентов. Но это требует времени и вложений, поэтому как минимум пару лет ситуация останется на нынешнем уровне.

Впрочем, некоторые эксперты делают более оптимистичные прогнозы. Генеральный директор агентства Vector Market Research Дмитрий Чумаков предполагает, что ситуация по нескольким европейским автомобильным маркам существенно улучшится в декабре 2022 года.

Продажи китайских автомобилей в России растут

Машины Haval в этом году покупали чаще Mitsubishi. Рост продаж за год, по данным Ассоциации Европейского Бизнеса, составил 125%. В октябре компания реализовала в России 4 803 автомобиля, что в 3 раза больше, чем в аналогичный период прошлого года. И это даже при том, что компания поднимала цены на свои машины семь раз за 2021 год.


Спрос на Chery в прошлом году поднялся вообще на рекордные 266%. Бренд продал 28 786 автомобилей за год. Более того, Chery попал в десятку самых популярных кроссоверов и внедорожников по версии АЕБ. Chery Tiggo 7 Pro оказался на девятой строчке с результатом 1795 штук, это в 3,7 раза больше, чем годом ранее.

На лидирующие позиции в сегменте выходит и Geely, который продолжает увеличивать объемы поставок автомобилей в России. В портфеле компании всего три модели (Coolray, Atlas Pro и Tugella), однако аналитики отмечают невероятный спрос: с начала года продажи Geely выросли на 67%. Всего за 10 месяцев 2021 г. китайский бренд продал 19,6 тыс. автомобилей. Это больше, чем, например, Peugeot, Suzuki и Subaru вместе взятые.

Генеральный директор агентства Vector Market Research Дмитрий Чумаков считает, что китайские автомобили все-таки вряд ли займут существенную долю рынка в ближайшее время.

Продажа подержанных автомобилей в Пекине

© AFP 2019, GREG BAKER Baijiahao, Китай

Помимо России эти автомобили отправятся в Камбоджу, Нигерию и Мьянму.

Продавать автомобили становится все сложнее

В мае 2018 года я встретил одного российского солдата, который был весьма обеспокоен проблемой покупки машины.

За последние пять лет в России стало сложнее зарабатывать деньги и покупать машины. Эти годы стали тяжелыми как для автомобильного рынка, так и для всей экономики в целом.

Из-за снижения темпов экономического роста, с 2012 года на российском авторынке сложилась непростая ситуация, особенно явными были неудачи в среднем и нижнем сегменте рынка.

Автомобили, произведенные на заводе Great Wall Motors в Баодине, Китай

Но это было еще не все. В 2014 году упали цены на нефть, обвалился рубль, на страну были наложены санкции. В 2015 году все эти факторы начали активно проявляться.

Следующие три года рынок медленно и тяжело восстанавливался.

Незначительный подъем 2017-2018 года объяснялся исключительно прямыми государственными субсидиями и затронул в основном дорогостоящие модели и легкие коммерческие автомобили.

Когда в 2019 году помощь со стороны правительства сократилась, предполагалось, что остановится и рост. Субсидии государства в этом году составили всего треть от суммы, выплаченной в 2018 году, и объемы продаж на авторынке стали стремительно сокращаться. В мае понижение составило 18%.

Причина происходящего предельно ясна: среднегодовой доход обычной российской семьи упал за эти пять лет на 40%, а средняя цена на автомобиль, зависящая от курса рубля, возросла на 66%.

Это значит, что даже без учета инфляции, санкций и колебания цен на конкретные марки, российская семье, которая в 2013 году могла за три года накопить на обычный автомобиль ценой около 10 тысяч долларов, в 2018 году для осуществления той же цели понадобится уже как минимум восемь лет.

Если учитывать непрерывно растущую стоимость жизни и вероятность снижения доходов, то на машину придется копить 10 с лишним лет.

Не получается приобрести новую машину — купи подержанную

Людей, способных зарабатывать большие деньги становится все меньше, и когда мечта об автомобиле лопается словно мыльный пузырь, выбор падает на подержанные машины.

Несмотря ни на какие трудности рынок подержанных автомобилей в России продолжает упорно идти в гору. Кризис 2015 года привел к снижению продаж подержанных машин на 20%, что значительно меньше, чем на рынке новых автомобилей. В 2016 году торговля подержанными машинами вновь оживилась.

За 2018 было продано 5,4 миллиона подержанных автомобилей, что в три с лишним раза больше, чем на рынке новых машин.

Но, кажется, расцвет рынка подержанных автомобилей подходит к концу. В первой половине 2019 года продажи, стремительно росшие предыдущие три года, упали на 0,7%.

В настоящее время сложно точно определить причину подобных колебаний, к тому же появилась еще одна проблема: вместе с увеличением цен на новые автомобили, стали дорожать и подержанные. Стоимость популярных европейский и японских машин стала заметно расти.

Такое значительное отклонение в цене не заставило российских потребителей покупать отечественные автомобили. 72% от 5,4 миллиона подержанных машин, проданных в 2018 году, были иностранных марок, что на 4,8% больше по сравнению с 2017 годом.

Что принесут с собой китайские подержанные автомобили?

Статистика внушает оптимизм: за первый квартал 2019 года объем продаж китайских подержанных автомобилей в России увеличился на 4%. Было продано 19 тысяч машин Chery Tiggo, что на 3,5% больше, чем в прошлом году. Объем продаж машин Lifan Х60 увеличился за три месяца на 13,5%.

Еще одной более сложной проблемой стало то, что многие уверены в дальнейшем ухудшении ситуации на российском автомобильном рынке. На пятый год кризиса страна так и не смогла найти приемлемого выход из него. Из-за невозможности увеличить покупательскую способность населения многие предпочитают смириться с реальностью и просто отказываются от покупки машины, переставая искать пути ее приобретения.

Но вдруг до россиян дошла новость о подержанных автомобилях из Китая, которые мчатся к ним на китайско-европейском экспрессе или ждут отправки в далекой Поднебесной.

Под этим комментарием разразилась целая война в 200 с лишним записей.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Первое китайское предупреждение


В конце июля первая партия автомобилей с пробегом из Гуанчжоу была отправлена на экспорт. Таким образом местная компания отреагировала на решение министерства торговли Китая о снятии запрета на экспорт автомобилей китайской сборки с пробегом. Изначально жесткие ограничения на экспорт авто с вторичного рынка действовали по договоренности между китайским правительством и автоконцернами — существовали серьезные опасения, что плохое качество произведенных в стране автомобилей (иностранных в том числе) навредит имиджу этих компаний за рубежом.

За последние годы качество китайских автомобилей существенно выросло. В то же время в 2018 году рынок новых машин Китая вошел в фазу стагнации (28 млн шт.; -2,8% к 2017 году), в связи с чем и было принято решение немного увеличить емкость рынка новых авто за счет экспорта подержанных.


Первая экспортная партия составила 300 штук суммарной стоимостью $2,5 млн. Таким образом до таможенной очистки средневзвешенная цена одного отправленного на экспорт автомобиля составила $8,3 тыс., или примерно 510 тыс. рублей. Правда, компания из Гуанчжоу не указала, о каких именно марках и моделях автомобилей идет речь, но уже известно, что в качестве адресов назначения выбраны Мьянма, Камбоджа, Нигерия и Россия.


Ищут вход

Единичные поставки подержанных автомобилей из Китая в Россию уже осуществлялись. К примеру, сейчас на одной из площадок объявлений можно найти лот с BMW 530Li, буква L означает, что это удлиненная версия BMW 5-series. Такие машины производятся исключительно для Китая, но именно они могут быть интересны россиянам, считает автомобильный эксперт Сергей Ифанов.



Много не привезут

Впрочем, большой перспективы у подержанных китайских автомобилей в России нет. Экспорт вряд ли перешагнет хоть сколько-нибудь существенный показатель, считает аналитик по автопрому ВТБ-Капитала Владимир Беспалов. По его словам, меры российского правительства — заградительные таможенные тарифы и утилизационный сбор — защитили российский рынок от подержанных иномарок. Экономической целесообразности везти какие-либо подержанные иномарки в Россию нет, полагает эксперт.

Сейчас в России таможенная пошлина на легковые автомобили с пробегом составляет 22%. Вдобавок не менее ощутимо бьют по импорту проиндексированные на 15% в 2017 году ставки утилизационного сбора. Например, за автомобиль с двигателем объемом свыше 2 л придется заплатить сбор 84–126 тыс. рублей. Кроме того, придется потратиться на получение свидетельства безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС).



Сервис и продавцы найдутся


В компании Toyota сообщили, что отзывные кампании и обслуживание у дилера будут производиться также независимо от страны ввоза, но на заводскую гарантию не стоит рассчитывать.



Официальный представитель Volkswagen сообщила, что концерн не готов комментировать вопрос обслуживания подержанных импортных автомобилей. В компании Mercedes-Benz рассказали, что на все новые автомобили распространяется гарантия завода-изготовителя в соответствии с законодательством, действующая по всему миру независимо от того, для какой страны произведен и в какой стране пребывает автомобиль.

«Сейчас российские потребители потихоньку начали привыкать к китайским автомобилям, спрос на них есть, и он постепенно повышается. Поэтому, если в России будет официальная дистрибуция китайских авто, мы будем рассматривать вариант дилерства и настроены положительно. Рано говорить о марках, так как пока не известно, какие именно авто будут поставляться в Россию. Обслуживать китайские автомобили планируем в случае доступности запчастей, даже если не станем дистрибуторами, — отметил Петрунин.

Читайте также: