Как привлечь туристов в казахстан

Обновлено: 18.09.2024

Общая информация о стране

Государство расположено в самом центре Евразии, на южной стороне от гор Урала. Страна омыта Каспийским и Аральским морем. Мало кто знает, но Казахстан достаточно большая страна. По своим размерам она находится на девятом месте во всем мире.

Расположение
Границы Казахстана проходят с такими странами:

  • Китай;
  • Россия;
  • Туркмения;
  • Узбекистан и Киргизия.

Самая длинная граница с матушкой Россией, она тянется более 7,5 тысяч километров. Очень много в республике Казахстан и рек. На территории государства их более 8,5 тысяч. Самые большие: Урал, Сырдарья, Иртыш. Не меньше и озер – Балхаш, Зайсан, Тенгиз и так далее. На мой взгляд, Казахстан страна уникальная, благодаря разнообразности природных ландшафтов. Тут есть все: степи и леса, пустыни и горы.

Управление

Форма управления в стране – президентская, то есть, это унитарное государство, столицей которого с далекого 1997 года является город Астана. Среди крупных городов страны: Алма-Ата, Павлодар, Караганда, Актобе и Шымкент. На территории Казахстана расположен и знаменитый космодром Байконур, он находится в одноименном городе, имеющем особый статус. Дело в том, что сам населенный пункт и непосредственно космодром арендовало правительство России до 2050 года.

Национальности

Я заметил еще одну особенность республики – многонациональность. На территории этого государства проживает более 120 национальностей. При этом большую часть – 60% приходится на казахов, чуть меньшую – четверть всех людей – русские. Остальные цифры в большей или меньшей степени распределяются на остальные национальности.

Основной язык – казахский, но на русском говорят более половины всего населения. Кроме того, его используют на разных переговорах. То есть, как межнациональный язык.

Денежная единица

Говоря о Казахстане кратко, нельзя упустить еще одну особенность – валюту. Национальный денежный знак – казахский тенге. И никакие другие деньги тут нигде не принимают. Даже если у вас карта рублевая, банкомат выдаст исключительно национальную валюту. Лучшие карты для путешествий, читайте здесь.

Казахские тенге

Казахские тенге

Климат

Ну и еще одна особая черта республики: климат. Он тут континентального типа (резкий), случаются достаточно сильные перепады температуры. Как на протяжении суток, так и всего года. Лето тут длинное и очень жаркое, а зима достаточно холодная, с сильными морозами. Особенно холодно в степной местности, когда поднимается сильный ветер. Погоду сейчас, смотрите здесь .

Пустыня в Казахстане

Пустыня в Казахстане

Как добраться до Астаны

Самолет

В столице Казахстана – Астане расположен международный аэропорт. Перелеты преимущественно только по территории республики, но и из России много рейсов. Улететь в Казахстан можно из крупных городов: Москвы, Петербурга, из Екатеринбурга и Новосибирска, Омска и Оренбурга. А также из Томска и Челябинска. Из Москвы в Астану вылет возможен с любого аэропорта. Подробнее о аэропортах тут.

Цена билета на пассажирский самолет зависит от выбранного класса, объема багажа и даты вылета. В среднем время перелета составляет порядка трех часов, но зависит от города отправления. Ну и от наличия или отсутствия пересадок.

Трансфер (такси из аэропорта)

Если вы прилетаете в страну самолетом, то удобнее всего будет заказать трансфер из аэропорта. От места жительства в аэропорт так же можно уехать, заказав трансфер. Самый достойный из всех КивиТакси.
Узнать цены можно здесь.
Подробнее о сервисе тут

Цены на билеты Москва – Астана, и из других городов России

ГОРЯЩИЙ ТУР. А вы знали, что в некоторых случаях приобрести путевку значительно выгоднее, чем покупать билет на самолет? Путевка играет роль авиабилета на чартерный рейс, мало того, в ее стоимость включаются: перелет, отель, трансфер, страховой полис и питание. Самые интересные предложения, по горящим турам удобно и выгодно искать на сайтах Травелата и Level.Travel. На сервисах сравниваются предложения практически всех туристических операторов. Именно поэтому тут можно найти идеальный вариант. Приобрести путевку можно в режиме онлайн, а это очень удобно.

Поезд

Из Российской Федерации в Астану есть возможность добраться и поездом. Выехать в Казахстан можно практически с любого крупного города России. Например, в Москве поезд в Астану отправляется с Казанского вокзала, а в Петербурге с Ладожского. Так же пассажирские поезда в Астану идут из Екатеринбурга и Кургана, Омска и Рязани, Вологды и так далее. Цена билета на поезд в Казахстан зависит от класса и типа выбранного вагона, объема поклажи, наличия и количества заказываемых дополнительных услуг в дороге. Посмотреть цены и купить билет можно здесь.

Автобус

Автовокзал Сапаржай в Астане принимает автобусы из России, отправляющиеся с таких городов: Барнаул и Екатеринбург, Томск и Тюмень. Дорога на автобусе не такая комфортная, как на поезде, но и ним есть возможность добраться до столицы РК. Продолжительность поездки около суток, то есть примерно – 21 час в пути. Сказать точно, сколько придется провести времени в дороге, не получится, так как это зависит от пункта отправления. А так же от надобности пересадки на другой общественный транспорт, то есть – автобус. Билеты на автобус с возможностью выбора мест продаются здесь.

Автомобиль

Какие нужны документы для пересечения границы.
ОСАГО для россиян в РК – страховка для российских машин.

На первый взгляд сервис по поиску попутчиков может показаться совершенной авантюрой. В том смысле, что садишься к незнакомому человеку в авто. Но, как только ближе познаешь систему, понимаешь, что тут так же как и в каучсерфинге – каждая деталь продумана тщательно.

Автостоп

Для романтиков: по Казахстану можно перемещаться и автостопом. Кому интересно как это делать, читайте статью: “Правила автостопа”

Кроме того, туры в Казахстан это еще и удивительная возможность восстановить здоровье на разных климатических курортах в горах. Увидеть полноту азиатской культуры. Посмотреть тысячелетние города Великого шелкового пути. Ну и, конечно же, насладиться неповторимой кухней с ее знаменитым кумысом и айраном. Я ищу туры на сайтах Травелата и Level.Travel

Такси

В Казахстане такси дешевле чем в России, но в целях экономии брать его стоит в тех случаях, когда за один день надо посетить много мест. В других же случаях общественный транспорт – отличный способ передвижения. Чтобы сэкономить на такси путешествуйте группами по несколько человек. Подробнее о такси здесь.

Деньги

Какие деньги брать

Банкоматы

Банкоматов по стране много, впрочем как и в России. Какими картами пользуюсь я, в поездках за границу, можно прочитать тут.

Жилье

Квартиры посуточно

Квартира которую мы сняли на AirBnb в Казахстане

Квартира которую мы сняли на AirBnb в Казахстане

Отели

Недорогие отели

Квартиры помесячно

Квартиру на более длительный срок можно найти в интернете. Главное не попасться на мошенников. Самый лучший совет: не платите вперед, а если не соглашаются, попросите сканы документов – мошенники никогда не дадут Вам их. Договоритесь платить первую неделю – ежедневно.

Хостелы и гостевые дома

Медицинская страховка

Гости республики Казахстан имеют право получить бесплатное медицинское обслуживание в случае возникновения заболеваний, несущих прямую угрозу окружающим. К таким заболеваниям относятся: туберкулез легких; простудные заболевания (грипп и ОРВИ), инфекционные и вирусные болезни, в том числе краснуха, корь, малярия и так далее. Мероприятия, относящиеся к экстренным мерам, то есть оказание неотложной медицинской помощи предоставляются бесплатно исключительно до момента, когда угроза жизни пациента минует. Все остальные медицинские услуги, в том числе стационарное лечение, покупка лекарственных препаратов, анализы и так далее оплачиваются отдельно. Вызов врача, лечение в условиях стационара или амбулаторное осуществляется на платной основе, согласно действующим тарифам.

Чтобы избежать лишних расходов рекомендуется еще на территории РФ приобрести медицинский страховой полис. Это выступит гарантом и основательной поддержкой в неожиданных ситуациях. При наличии страхового полиса лечение будет оплачивать страховая организация.

Важный момент: Нужна ли медицинская страховка в путешествии? Однозначно ДА. Заплатите копейки, а сбережете десятки тысяч и нервы. Медицинскую страховку можно оформить на сервисе Черехапа — здесь есть свобода выбора: поиск происходит в 13 компаниях, где удобно сравнивать цены. Подробнее о сервисе здесь.

Прививки

Есть один момент, на который не многие туристы обращают внимание, но он имеет большое значение для зарубежных поездок. Этот вопрос достаточно важный, поэтому рекомендую не оставлять его без внимания. Подробнее какие прививки стоит сделать перед поездкой на отдых в Казахстан читайте в статье: “Прививки перед путешествием в РК”

Важно.

Такси: стоимость одного километра дороги вам обойдется порядка 40 рублей (200 тенге). За поездку в аэропорт или из него в город заплатите рублей 250, на тенге это около 1200. Загородная поездка (смотря куда) стоит от 80 рублей или в пересчете на местную валюту – 400 тг. Тут стоит обратить внимание на еще один важный момент – загородная поездка может обойтись очень дорого, даже если она будет по времени короче, чем дорога в пределах города. В таком случае, если Вас 3-4 человека, можно подумать о аренде авто. Где арендовать – здесь.

Где поесть (кафе, рестораны, столовые)

Местная кухня

В Казахстане особенная местная кухня. Блюда разнообразные, несмотря на то, что готовятся преимущественно из мяса, правда разных животных: и верблюда, и барана, и коня и так далее. А так же молокопродуктов. Есть блюда, знаменитые на весь мир и почитаемые гурманами других стран. Например, тот же казахский плов под названием палау, или манты. А так же кисломолочный напиток айран. Приехав в РК, стоит обязательно попробовать как минимум эти блюда. Чтобы в полной мере понять и оценить колорит страны. Более подробнее в этой статье.

Достопримечательности

Актау по праву является настоящей достопримечательностью и, несомненно, гордостью всей республики Казахстан. По сути это единственный город на всей территории республики, где можно полноценно насладиться всеми прелестями отдыха на пляже. Причем с удовольствием это делают как гости страны, так и местное население. Туристов тут еще не так много, соответственно и отдыхающих значительно меньше в сравнении с популярными курортными городами других стран.

Водителям

Дороги

АЗС и АГЗС

Аренда авто

Авто в аренду в Казахстане берут очень редко. Туристы из Европы или Америки чаще пользуются услугой аренды, чем россияне, которые приезжают в страну, в основном, на своем автомобиле. Или передвигаются исключительно на общественном транспорте.

Не много организаций, предоставляющих прокат авто можно найти в небольших городках или поселках. В основном все крупные компании работают в больших городах. И чем больше населенный пункт, тем солиднее контора проката, хороший выбор автомобилей. В маленьких городках поселках не больше 1 – 2 компаний по прокату. Владеют они в основном старыми иномарками и машинами российского производства. Где взять авто в аренду, читайте тут.

Транспорт

Метро Алматы

face

Привет друзья. Приветствую Вас на своем блоге. Мечта сбылась, теперь мне не нужно ходить на работу и появилось много свободного времени на путешествия. Чем я и занимаюсь сейчас.

Внутренний туризм в большинстве развитых в туристском отношении стран дает от 30 до 50% всех поступлений от туризма. Казахстан имеет хорошие перспективы развития внутреннего туризма, но сегодня он в основном является стихийным, неорганизованным. Из-за отсутствия должного внимания к нему со стороны государства бюджет недополучает большие средства, продолжает разрушаться инфраструктура, наносится ущерб природным, культурным и историческим памятникам.

Уделяя внимание социальному туризму, государство сможет за счет государственных и негосударственных фондов, благотворительных организаций на деле оказать поддержку наименее обеспеченной части населения в реализации ими нрава на отдых. Это в первую очередь касается создания условий для путешествий школьников, молодежи, пенсионеров, инвалидов, ветеранов войны и труда и иных групп социально незащищенных граждан. Целесообразно восстановить практику предоставления социальных льгот, поддержки средних и малых предприятий, осуществляющих деятельность в сфере социального туризма, льготного кредитования. Безусловно, со стороны государства надо поощрять благотворительность, меценатство и спонсорство в отношении социального туризма. Даже в царской России этому вопросу уделялось серьезное внимание и был отработан соответствующий механизм.

Необходимо создать условия для дальнейшего развития самодеятельного (спортивного) туризма. Он хорошо зарекомендовал себя в советские годы, выполняя, но существу, социальный заказ профсоюзов по оздоровлению населения, подготовке общественных туристских кадров (турорганизаторов, инструкторов туризма). Именно эти кадры, которые хорошо знают казахстанские туристские маршруты и в состоянии обеспечить безопасность туристов, сегодня остаются главными действующими лицами в современном коммерческом туризме, работают во время трекингов с иностранными группами в качестве гидов и носильщиков. Необходимо поднять статус спортивного туризма, определить основные направления его развития в современных условиях.

Важным звеном туристской деятельности остается турпродукт, т.е. то, что Казахстан может предложить туристам. Главная задача состоит в том, чтобы казахстанский турпродукт полностью соответствовал рыночному спросу и был востребован как на внутреннем, так и на международном рынке. При этом важно, на каких сегментах международного рынка казахстанский турпродукт будет конкурентоспособен, а для этого необходима разработка стратегии маркетинга. Безусловно, предпочтение должно быть отдано развитию культурного туризма на казахстанском отрезке Великого Шелкового пути и тесно связанного с ним эколого-приключенческого туризма.

Важно и продвижение казахстанского турнродукта на рынки развитых стран. Рынок международного туризма — это арена жесткой конкурентной борьбы, развернувшейся между странами, для многих из которых иностранный туризм является важнейшей статьей национального экспорта. Результаты этой борьбы напрямую зависят от конкретных усилий каждой страны но продвижению национального турнродукта. Туристский имидж Казахстана должен создаваться и укрепляться с помощью различных рекламно-пропагандистских мероприятий, проводимых национальной туристской администрацией — Агентством но туризму и спорту Республики Казахстан.

На положении дел в сфере туризма в Казахстане отрицательно сказалась бессистемная реорганизация органов государственного управления, отвечающих за развитие туризма, урезание финансирования на их содержание, различные кадровые перестановки. Искусственное соединение коммерческого туризма с бюджетной физкультурой и спортом в рамках Агентства по туризму и спорту не совсем понятно ни с организационной, ни с экономической точки зрения. Туризм должен быть выделен в самостоятельную отрасль экономики со специальным органом управления, например Министерством туризма (как это сделано в соседнем Узбекистане и в ряде европейских стран), который обеспечил бы проведение единой политики в области отдыха и туризма.

Тормозит развитие туризма в стране практически полное отсутствие научного обеспечения туристской деятельности. Нужны соответствующие научные структуры, которые занимались бы вопросами комплексного прогнозирования развития и территориальной организации туризма, вели работы по оценке туристско-рекреационных ресурсов, разрабатывали научные принципы организации туризма, включая отдельные его виды, и управления им.

Ключевой проблемой является подготовка кадров для индустрии туризма. Начало профессиональному образованию в сфере туризма в Казахстане было положено в 1992 г. В начале XXI в. в республике насчитывалось свыше трех десятков учреждений, выпускающих специалистов для индустрии туризма. Несмотря на заметные сдвиги в этой области, процесс формирования национальной системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма находится на начальной стадии.

Актуальным остается вопрос о создании контрольно-спасательной службы, которая была ликвидирована несколько лет тому назад. За время ее отсутствия участились случаи гибели людей в горах, в том числе иностранцев. Обеспечение безопасности туристов — это главный вопрос.

Туристская отрасль Казахстана в конце 80-х годов прошлого столетия представляла собой автономную, социально-ориентированную сферу услуг. Туризм был ориентирован в основном на рекреационные цели и не рассматривался как сфера коммерческой деятельности.

Основные проблемы развития туризма постсоветского периода:

Наряду с перечисленными недостатками имелись и преимущества, к которым можно отнести следующие: туристские услуги внутри страны были общедоступными для всех слоев населения, предоставлялись льготные туры через профсоюзные организации.

После отмены государственных регулирования и бюджетных дотаций, удельный вес туристских услуг на душу населения снизился - с 23% в 1989 году до 3% в 2001 году.

После получения Казахстаном независимости в 1991 году, туристское пространство временно оставалось без контроля, к тому же в стране отсутствовала базовая и непрерывная система подготовки туристско-экскурсионных кадров, способных выполнить комплекс инноваций в туризме, а также отмечались низкий уровень хозяйственной самостоятельности туристских предприятий и отсутствие их заинтересованности в результатах деятельности.

В 1992г. была принята первая Концепция развития туризма в Казахстане, в том же 1992 году по рекомендации ВТО в республике было создано Министерство по делам молодежи, туризма и спорта.

Для данного периода характерен процесс разгосударствления и приватизации, создавались небольшие новые туристские организации, деятельность которых в основном была ориентирована на выездной туризм (рис.1).

В Казахстане наивысшие показатели выезда туристов были достигнуты в 1995 году, затем до 2001 года наблюдается спад и постепенный рост. Снижение показателей объясняется тем, что учет по статистике ведется по поездкам не только туристским, но и миграционным, а именно в 1994-1995 году наблюдаются активные миграционные процессы из Казахстана.

Динамика выездного туризма в Казахстане

Рисунок 1 Динамика выездного туризма в Казахстане

Из стран СНГ наиболее посещаемыми являются Россия и Кыргызстан, что объясняется наличием у них познавательных и рекреационных ресурсов, также часто путешествия преследовали этнические цели. Из стран дальнего зарубежья наибольшим спросом пользуется Китай, Турция, Германия, что объясняется тем, что для казахстанских граждан популярными являются рекреационный и шоп-туризм.

Как видно динамика показателей въездного туризма аналогична с динамикой въездного туризма ( рисунок 3).

Рассмотрим динамику показателей по въездному туризму, т.е. изменения, происходящие в иностранных туристских потоках Казахстана за последние 10 лет.

Наивысшие показатели характерны для 1994 года, это объясняется тем, что иностранные бизнесмены проявляли особый интерес к экономике Казахстана и вместе с тем, многих иностранных туристов привлекала новая страна с особой культурой.

Динамика показателей въездного туризма в Казахстане

Рисунок 2 Динамика показателей въездного туризма в Казахстане

В 2002 году характерны самые низкие показатели въезда иностранцев, а затем начинается постепенное их увеличение в 2004г. Из зарубежных стран Казахстан чаще всего посещают туристы из Китая, Германии, США, что объясняется экономическими связями с этими странами, а в отношении Германии более возможны этнические причины.

Среди иностранных туристов популярностью пользуются познавательные, спортивные, экологические виды туризма, особенно наблюдается тенденция увеличения активных видов туризма с использованием спорта, что определяет их культуру и менталитет. Кроме того важное значение имеет отслеживание конъюнктуры международного въездного рынка, так как там периодически происходят изменения. Так во многих странах стали популярны экзотические и экстремальные виды туризма.

Удельный вес прибывающих в Казахстан иностранных туристов из стран дальнего зарубежья к общему числу прибытий представлен на рисунке 3.

Удельный вес прибытии иностранных туристов Казахстан к общему числу прибытии

Рисунок 3 Удельный вес прибытии иностранных туристов Казахстан к общему числу прибытии

Полный анализ структуры рынка должен быть представлен как в разрезе стран, так и в разрезе по видам туризма: въездной, выездной и внутренний.

Для эффективного регулирования деятельности туристских фирм на туристском рынке проанализируем, какие виды туризма у казахстанцев пользуются большим спросом.

Таблица 1 - Структура выездных потоков Казахстана по видам туризма

Темп роста 2004г. к 2003г.,%

1. Рекреационные поездки

2. Этнические и сафари поездки

3. Деловые и профессиональные поездки

4. Лечебные поездки

5. Паломнический туризм

6. Коммерческие поездки

7. Прочие поездки

Динамика предпочтений казахстанских потребителей туризма показывает, что наибольший удельный вес приходится на рекреационные поездки (2002г. - 44,5%, 2002г. - 33,5% и 2003 - 36,1%) и шоп-туризм (2002г. - 41,7%, 2004г. - 42,7). [23] При этом следует отметить тенденцию снижения поездок к родственникам за границу и на рыбалку, охоту, а также увеличение поездок с религиозными целями, хотя их доля в общем объеме очень низка. Имеет место также стабильное снижение удельного веса показателей делового и профессионального туризма в общем объеме показателей (спортивный, водный, горный), хотя именно у них наибольший темп роста.

В последние годы популярны и комбинирование целей при посещении других стран, так многие шоп-туристы совмещают работу с отдыхом.

Показатели въездного туризма имеют несколько иную структуру и динамику. (таблица 2).

Снижение удельного веса рекреационных туров, при темпе прироста за последние рассматриваемые два года составляет - 90,6%. Наибольший удельный вес приходится на этнические и сафари туризм, это объясняется тем, что иностранных туристов привлекает национальная охота, традиции народа Казахстана. Приведенные данные свидетельствуют о том, что достаточно высок удельный вес деловых и профессиональных поездок, так как Казахстан является привлекательной страной и с точки зрения экономики и имеющихся минерально-сырьевых ресурсов.

Для осуществления туристского бизнеса важное значение имеют туристские ресурсы, которые в Казахстане не облагаются налогом, поэтому они и являются наиболее дешевой составляющей бизнеса. Что также способствует достижению высокой рентабельности предпринимательской деятельности в сфере туризма.

Таблица 2 - Структура въездных потоков в Казахстан по видам туризма.

Темп роста 2003г. к 2004г.,%

1. Рекреационные поездки

2. Этнические и сафари поездки

3. Деловые и профессиональные поездки

4. Лечебные поездки

5. Паломнический туризм

6. Коммерческие поездки

7. Прочие поездки

Оценка туристско-рекреационных ресурсов республики показала, что она богата горными, познавательными и культурными ресурсами. В Казахстане выявлено 80 ландшафтно-рекреационных зон, 9 тысяч памятников истории, культуры и природы, 18 природоохранных учреждений, благоприятные туристско-рекреационные ресурсы занимают 6-8%, площадь заповедников, заповедно-охотничьих хозяйств и природных национальных парков достигает 0,01% территории страны. 23. Они расположены в южной части Казахстана. Здесь же находятся и наиболее привлекательные и значимые объекты показа в населенных пунктах, известных как первые оседлые поселения Казахстана: Туркестан, Отрар, Баба-ата, Испиджап (Сайрам), Тараз, Мерке, Талхиз (Талгар), Койлык (Талдыкорган).

Развитие национального туризма за счет имеющихся доступных туристских зон и территорий требует разработки эффективных программ рационального природопользования, сохранения и воспроизводства туристских ресурсов.

Обладая выигрышными атрибутами экзотики и уникальности, Казахстан проигрывает зарубежным аналогам по доступности, уровню сервиса, безопасности, экологическим параметрам и цене туристских услуг. Это означает, что казахстанские ресурсы не отвечают требованиям Глобального этического кодекса туризма и Эстерсундской декларации по безопасности туризма и уменьшения риска путешествий (1995г.).

Рассмотрим текущее состояние рынка труда в сфере туризма. С учетом объема предоставляемых услуг в 2004 году на одну фирму, при их официальном количестве 713, производство туристских услуг на одного турагента составляла 60 реализованных туристских путевок. 23. В странах Европейского союза данный показатель составляет 250 ед. в год на человека, из этого можно сделать вывод что уровень квалификации туристских кадров в стране низкий, степень информатизации туристских предприятий не отвечает требованиям в полном объёме.

Все это приводит к снижению качества предоставляемых услуг, экономическому ущербу, потере имиджа туристскими фирмами. Кроме того, отмечается недоверие к фирмам со стороны как отечественных, так и зарубежных потребителей.

Следует отметить, что из общего числа занятых в этой сфере 32,5% - мужчины, 67,5% - женщины. В г.Алматы был проведен опрос КТА среди 20 туристских фирм по вопросам обеспечения кадрами, который показал, что большая часть специалистов не имеет соответствующего высшего образования, но имеют достаточный опыт работы в сфере туризма. Особенно остро стоят вопросы кадровой политики в туристских фирмах, занимающихся приемом иностранных туристов, так как эти потребители требуют тщательного подхода при их обслуживании и организации отдыха.

Туристская деятельность на территории Казахстана развивается неравномерно. Первоначально повышалась туристская активность по показателям въезда, затем наибольший удельный вес приходился на показатели выездного туризма и в последние годы наблюдается увеличение показателей внутреннего туризма, в 2004 году по сравнению с 2000 годом показатели увеличились в четыре раза. Предпосылками роста показателей внутреннего туризма является появление поездок выходного дня и краткосрочных поездок, а также увеличение доходов населения Казахстана. ( рисунок 4)

Динамика показателей внутреннего туризма по Казахстану (человек)

Рисунок 4 Динамика показателей внутреннего туризма по Казахстану (человек)

Рассмотрим в целом тенденцию и динамику основных показателей развития сферы туризма в Казахстане. (таблица 3)

Анализ показывает, что валовой внутренний продукт имеет тенденцию к увеличению, но динамика показателей развития туризма носит противоречивый характер. В 2001-2004 годах темпы роста ВВП опережают темпы роста поступлений от туризма. Несмотря на устойчивую тенденцию роста поступлений от туризма, его вклад в ВВП незначителен и в 2004 году составил 0,07%. 23

В связи с ростом спроса на турпоездки в последние годы увеличивается число туристских фирм. Несмотря на это, происходит снижение доходов одной фирмы на 86,9%.

Основными причинами падения натуральных показателей по туризму является отсутствие финансовых возможностей у потребителей Казахстана и современной инфраструктуры, обеспечивающей развитие въездного туризма, низкие доходы населения, не позволяющие развивать сектор выездного туризма. По рекомендации ВТО и Международного бюро социального туризма соотношение внутреннего и выездного туризма в интересах национальной экономики должно быть разным 4:1, т.е. на четырех туристов, путешествующих по стране, должен приходиться один турист путешествующий за рубежом. В Казахстане это соотношение пока имеет соотношение 1 :1.

Туристскую подвижность можно определить с помощью коэффициента интенсивности туризма, который определяется по формуле:

Ки = Ат 100 (1)

Где Ат - часть населения, ежегодно совершающего хотя бы одно туристское путешествие за рубеж или внутри страны;

А - общее число населения в стране.

Таблица 3 - Показатели туристской деятельности в Казахстане


Настя Жвик работает журналисткой в Москве, а в свободное время развивает различные экоинициативы. Она уже рассказывала нам о своем путешествии по Монголии – теперь настал черед Казахстана. Публикуем готовый рецепт поездки по этой недооцененной среди туристов стране, где тебя ждет бескрайняя степь, заброшенный город Жанатас, роскошные мавзолеи Туркестана и космический Чарынский каньон.

Цены актуальны на дату публикации: € 1 = 431 тенге

Большинство русскоязычных путешественников почему-то обходят эту страну стороной, в то время как для европейских Казахстан является чуть ли не top destination. Попробую описать эту страну так, чтобы и ты обязательно добавил(-а) ее в свой вишлист.



Казахстан – это огромная страна размером с Западную Европу, поэтому для понимания, как добраться, нужно сначала определиться, в какую точку ты поедешь. В Казахстане находятся 16 международных аэропортов, самые главные из них – Нурсултан Назарбаев (TSE) и Алматы (ALA). Как добраться до них, подробно рассказано в гайдах по Нур-Султану и Алматы. Я же ехала в Казахстан автостопом из родного Севастополя.

Виза, валюта, жилье

Россиянам виза для поездок в Казахстан не нужна, если посещение не будет превышать 90 дней. Более того, въехать в страну можно по внутреннему паспорту. Также виза для посещения Казахстана не нужна беларусам и украинцам (с такими же условиями).

В качестве валюты здесь используют тенге. Купюра в 10 тысяч тенге была признана самой красивой в мире согласно рейтингу британского издания The Telegraph. Поменять деньги можно без проблем в банке или обналичить в банкомате. Также в большинстве мест есть возможность расплачиваться карточкой.

С жильем в Казахстане примерно так же, как и в большинстве провинциальных городков России: самая распространенная тема – недорогие гостиницы советского типа. При этом ситуация отличается в Алматы и Нур-Султане, где есть спрос на качественные хостелы и отели.

Каучсерфинг развит по всей стране: я могла найти хостов в любом городе и даже в маленькой деревушке.

Междугородний транспорт в виде автобусов практически отсутствует в Казахстане. Чаще всего люди передвигаются с помощью оплачиваемого автостопа. На автобусах едут, если нужно попасть из города в районный центр. Существуют и межгородские автобусы, но их немного.

Помимо этого, по стране можно передвигаться на самолете. Так, билет в одну сторону обойдется от € 20 до 65. По стране летают Air Astana и Scat Airlines.

Можно также путешествовать по Казахстану на обычных поездах или же на скоростных. При этом последние стоят в 3-4 раза дороже.

Я передвигалась автостопом, хоть все и говорили, что его в Казахстане не существует. Водители охотно останавливались на мой выставленный большой палец, просили денег, но когда я им объясняла, что я езжу автостопом, и они видели мой большой рюкзак сзади, то все равно брали меня с собой. Мои туристические атрибуты словно служили доказательством того, что я не халявщица, а исследовательница, которая приехала познавать их страну.

Мне хотелось проехать весь Казахстан с запада на север, а оттуда на юг и потом на восток. Было интересно увидеть самые известные города, при этом хотелось побывать и в таких, про которые другие говорили, что там нечего делать. В итоге мой маршрут был следующим: Атырау – Уральск – Кызылорда – Туркестан – Шымкент – Тараз – Жанатас – Алматы.

Одним из самых ярких моментов поездки было ее начало. Путь из Астрахани до Атырау был очень интересным, разница между Россией и Казахстаном была колоссальной и чувствовалась во всем. Во-первых, сама дорога была узкой и разбитой (и это дорога между двумя странами!): ехали мы со скоростью примерно 30-40 км/ч. Прямо навстречу нам на бешеной скорости мчались машины, которые лихо перестраивались в свой левый ряд буквально за несколько секунд до потенциального столкновения. По словам моих водителей, на этом участке дороги происходит множество катастроф (и это неудивительно).

Пока мы ехали, рядом с нами прямо по дороге шли верблюды, которые неохотно уступали путь. Тут и там сидели бабушки, продававшие кумыс, соленый сыр и прочие молочные продукты. Вдоль обочины на горах то и дело встречались мусульманские кладбища, а также святыни. Мои водители были православными русскими, но все равно периодически останавливались на дороге и отдавали почесть святым местам наравне с казахами.



На следующий день меня ожидал переезд в другой город – на север страны. Карта показывала, что поездка будет близкой, но я уже поняла, что навигаторы в Казахстане не работают, и тут свои расстояния. Так все и было: на дорогу у меня ушел весь день вместо пары часов.

Сам Уральск был еще больше похож на типичный российский город, чем Атырау. Позднее я узнаю, что такова участь всех казахских городов, расположенных на границе с Россией: тут схожая архитектура, а также проживает много русских. В городе не было ничего интересного, а впереди меня ждала долгая дорога на юг.




Кызылорда (1 день + дорога 3 дня)

До Кызылорды у меня случилось первое знакомство с настоящей степью. Я не знала, что дорога будет такой долгой, что вокруг не будет ничего, что мне придется провести с одним и тем же дальнобойщиком целых три дня в одной машине, что вокруг не будет ни туалетов, ни магазинов.

Но это все был нереальный опыт, о котором я с удовольствием вспоминаю и сегодня. Трехдневная дорога в степи in the middle of nowhere стала самым ярким впечатлением из этой поездки: такого со мной не случалось никогда ни до, ни после, и если бы я знала, что меня ждет в эти три дня – то никогда бы не поверила.


За эти три дня на нашем пути встретился только один город – Байконур. Это закрытый космический городок, куда не попасть без специального пропуска. Но уже позднее я узнала от своих друзей, что в одном месте есть дырка в заборе, через которую можно было пробраться внутрь. Слева по трассе стоял и космодром Байконур, откуда в 1961 году впервые в космос полетел Юрий Гагарин. Сегодня попасть внутрь можно либо нелегально, либо с туром , цена за который составляет от € 350 – с возможностью наблюдения за запуском космического корабля.

Еще один день, еще немного бескрайней степи и верблюдов за окнами – и вот я снова вернулась в цивилизацию – в город Кызылорд. Тут уже реже слышна русская речь. Именно здесь я впервые почувствовала, что вот я наконец в настоящем Казахстане. Мы с моей хосткой сходили на базар, где было впечатляющее разнообразие сортов дынь и арбузов, познакомились с продавцами и поболтали с ними о жизни.

Туркестан (1 день)

Туркестан – это первый город на моем пути, в котором действительно было интересно. Именно сюда едут все иностранцы, путешествующие по Средней Азии, и именно поэтому со мной тут впервые говорили не на казахском, не на русском, а на английском.

Известен Туркестан своими мавзолеями, которыми славятся Узбекистан и Иран, но нашлось им место и в казахской степи. Все потому, что город когда-то был одним из узлов Великого шелкового пути.

Самый знаменитый – это Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, который находится в центре города. Стройка его началась в 1385 году на могиле поэта и проповедника по велению Тамерлана. Я впервые в жизни видела настолько красивый и яркий мавзолей! Чуть позже, в Самарканде, я увидела гораздо больше подобных памятников.

Другое место, куда стоит зайти – это Мавзолей Арыстан-Баба. Доподлинно не известно, когда он был построен, но историки считают, что в XII веке – на месте могилы святого Арыстан-бабы. И еще одна святыня напоследок: Мавзолей Домалак Ана, построенный в 1456 году. Находится он за городом, недалеко от заповедника Каратау.

Если интересуешься историей Шелкового пути, то загляни в Отрарский оазис в 60 км от Туркестана. Именно тут археологи ведут раскопки одного из самых значимых городищ – Отрара.



Мне, как любительнице заброшенных зданий и городов, было довольно-таки интересно увидеть то, что осталось от когда-то развитого советского города Жанатас. Город на этом месте появился в 1969 году в связи с открытием первых заводов химической промышленности. Постепенно место развивалось, сюда начало съежаться все больше простых людей, а также специалистов со всей страны, появлялась инфраструктура. Но после развала Советского Союза промышленность пришла в упадок. Сегодня это место находится в ужасном состоянии: люди живут по соседству с заброшенными домами, внутри которых не осталось ничего, мародеры вынесли даже обои. Здесь царит бедность, о жителях забыли все и они выживают как могут. Так и живут.

Напоследок у меня оставался самый интересный и самый развитый город Казахстана – Алматы. После долгого путешествия по степям, этот город стал словно глотком цивилизации. Конечно, здесь есть что посмотреть. Я решила, что интереснее всего взглянуть на горы, поэтому выбрала три места, которые хотела посетить и в городе, и за городом.

На следующий день я отправилась в спортивный комплекс Медео (ул. Керей-Жаныбек Хандар, 465, Бостандыкский район) . Чтобы подняться вверх, пришлось преодолеть 842 ступени. Тяжело, но вид на горы сверху стоил того.

Но, конечно, все увиденное было словно тренировкой перед последним путешествием в Чарынский каньон. Это место называют казахским Гранд-Каньоном, и оно действительно впечатляющее! Поскольку туда было довольно сложно попасть автостопом, я решила поехать с туром. Нас привезли в Долину Замков, каждый камень которой напоминал собой башни и крепостные стены, а некоторые – и вовсе различных людей и животных. В конце путешествия нас ждала прохладная река Чарын, в которой было здорово искупаться после жаркой дороги.





Летом в Казахстане начинается самое пекло, а зимой – настоящие морозы. Поэтому приезжать сюда лучше всего поздней весной или ранней осенью.


Все национальные блюда в Казахстане связаны с мясом, поэтому если ты вегетарианец(-ка), имей это в виду.


Если есть желание, напросись погостить в деревне. Так у тебя будет возможность увидеть жизнь изнутри.


В степи бродят волки, поэтому в палатке там лучше не ночевать.


В Казахстане лучше всего пользоваться справочником 2Гис. Остальные карты не так точно описывают места в этой стране.


Большое путешествие по всей Средней Азии на 34travel.



Бюджет на одного на 2 недели:


Еда – € 35;


Экскурсия в каньон – € 10;


Билет Алматы – Москва – € 110;


Сувениры – € 7;


Ночлег – каучсерфинг + ночевки в фурах.

Читайте также: