Как только наступил рассвет туристы двинулись в путь

Обновлено: 18.09.2024

1. Определите тип подчинения в многочленных сложноподчиненных предложениях.

2. Начертите схемы предложений.

1. На полях в наступающих сумерках нигде не было видно ни пары волов под ярмом, ни пахаря за плугом, так как сельские работы были уже закончены и поселяне сидели в своих хижинах, занимаясь изготовлением пряжи или другими домашними работами (Лад.). 2. Когда время стало приближаться к полуночи, я отправился на условленное место, уселся на первый попавшийся камень и слушал, как море тихо плескалось у моих ног (Лад.). 3. Иван Тимофеевич чувствовал, как за овинной стеной затихали последние отголоски зимы, как шумел уже стихающий Ярыкин ручей. (В. Бел.). 4. Нам было странно смотреть на эти торжественные римские одежды, так как здесь обычно носили эллинские хламиды и в городе часто появлялись варвары в овчинах и кожаных штанах (Лад.). 5. Но с каждым летом Давыд Давыдыч все больше убеждался, что в саду нет ничего необыкновенного, сколько ни открывай и ни обшаривай темных углов (А. Н. Т.). 6. Когда же наш караван миновал ворота, то мы очутились среди варварских земель, где уже не было римских законов (Лад.). 7. Повинуясь опытным кормчим, корабль сделал широкий поворот и стремительно проскользнул между двумя башнями, на которых в ночное время зажигается смоляной огонь, чтобы указывать путь терпящим бедствие рыболовам (Лад.). 8. Легенда о том, что я мальчик больной, хилый, который не может учиться, росла и укреплялась. (Аверч.). 9. Когда тусклый рассвет осветил наконец море, нам показалось, что буря уже стихает. (Лад.). 10. Нашлось время и для осмотра музеев (Достоевский скоро вошел во вкус и подолгу простаивал у картин великих мастеров), и для знакомства с замечательными архитектурными памятниками, и для разговоров с местными жителями, хотя Страхов и считал, что жизнь чужого народа за такой короткий срок понять невозможно (Бр.).

1. Юноша прибыл в Рим с острова Мелита, где добровольно разделял ссылку отца, на которого обрушился гнев господина в связи с каким-то глупым доносом (Лад.). 2. Когда-то, стоя на эшафоте в ожидании казни, Достоевский думал, что, если бы ему была дарована жизнь, он и минуты не потерял бы зря (Бр.). 3. Когда я слышал из уст поэта подобные высказывания, мне самому начинало казаться, что наша жизнь полна нелепостей. (Лад.). 4. Такой мороз, что Груздев еле отдирает губу от железа, когда зубами распутывал поводья узды и нечаянно прикоснулся к удилам (В. Бел.). 5. Наш караван, состоявший из мулов и ослов, двинулся в путь еще засветло, когда в городе едва пропели сонные третьи петухи и на небе еще сияли звезды (Лад.). 6. Иван Тимофеевич сидел в тулупе на полудугах, которые кладутся на дровни, чтобы не раскатывались дровяные кряжи (В. Бел.). 1. Когда мы пересекли знаменитую Канопскую улицу, то собственными глазами удостоверились, что солдаты громили торговые предприятия (Лад.). 8. Когда в дверь перестали стучать и шаги затихли, Катенька легла ничком на кровать, обхватив обеими руками подушку (А. Н. Т.). 9. Дирижер изо всех сил сжимает воздух в кулак, будто воздух такой упругий, что с трудом поддается сжатию (Е. В.). 10. На террасе, с которой была снята парусина, отчего она казалась обширной и странно пустой, свет долго еще боролся с тьмою. (Андр.).

Каждое наше выражение мыслей состоит из логически связанных предложений. Чтобы грамотно составить предложение, которое полностью передаст весь смысл, нужно знать, из чего оно состоит, и какая структура должна быть для правильного понимания. Чем сложнее формулировка, тем больше составных частей, которые сложно уловить и осмыслить с первого раза. Чтобы упростить понимание, существует синтаксический разбор.

Что такое синтаксический разбор предложения?

Синтаксический анализ подразумевает изучение строения текста. Это выражается через выявление взаимосвязей между определенными частями речи. Соединение словосочетаний и предложений между собой также играет важную роль. Синтаксический анализ текста позволяет:

  1. Разобрать, как построено и из чего состоит каждое отдельное предложение или словосочетание.
  2. Выявить взаимосвязь между отдельными словами.
  3. Определить темы, которые относятся к синтаксическим единицам.
  4. Выявить главные и второстепенные члены предложения.
  5. Определить грамматические основы.

При таком разборе определяют какого времени и наклонения часть речи, действующие лица, а также количество главных членов предложения.

Какие члены предложения определяют при синтаксическом анализе?

Полный синтаксический разбор выполняется для того, чтобы проанализировать структуру предложения и, тем самым, повысить уровень грамотности в сфере пунктуации. Этот анализ проводится:

  • по тексту;
  • по предложению;
  • по словосочетанию.

Выделяют 5 основных членов предложения:

  1. Подлежащее
  2. Сказуемое
  3. Дополнение
  4. Обстоятельство
  5. Определение

Подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения (существительное или местоимение + глагол). Остальные 3 части речи являются второстепенными. Определение выражается прилагательным, обстоятельство уточняет место, либо время, а дополнение относится к подлежащему.

Как провести синтаксический разбор предложения онлайн?

Как это работает:

Пользователю будет показано число каждой части речи, содержащейся в тексте. Каждая часть речи выделена в тексте определенным цветом, что наглядно показывает, где в предложении она находится. Наведя на определенную часть речи, всплывает дополнительное окно, где указана информация:

  1. Какая это часть речи.
  2. Начальная форма.
  3. Характеристики (в зависимости от части речи: род, число, падеж, время, изменяемость, вид, одушевленность и т.д.).

Это позволяет детально разобрать каждую составляющую текста и лучше понять их взаимосвязь.

Результаты анализа можно сохранить. После каждого разбора, пользователю предоставляется индивидуальная ссылка на результаты анализа введенного текста.

Кому понадобится синтаксический анализ предложений?

В первую очередь, этот инструмент очень полезен для учащихся и студентов. Они могут использовать его как для более подробного разбора темы и улучшения понимания, так и для проверки своих знаний и закрепления. Также его могут использовать копирайтеры и редакторы, это поможет повысить качество текстов и значительно уменьшит количество стилистических ошибок.

Схематические диктанты

I. 1) Снега покрылись твердым настом, по которому голодные волки подходили по ночам к самой усадьбе. (А. Толстой) 2) В лесу еще снег лежит, а на просеке уже чернеют пятна земли. 3) Я пригляделся и увидел, что синичка ловит ртом снежинки. (В. Белов) 4) И лягушкам не поется, если осень настает. (С. Козлов) 5) Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит. (А. Пушкин)

II. 1) Бежит заяц по полю, а след за ним тянется. (В. Бианки) 2) Я увидел, что выпал снег. 3) Летом будет хороший урожай трав, если в апреле на заливных лугах стоит вода. 4) Как-то раз Кот узнал, что король собирается на прогулку по берегу реки. (Ш. Перро) 5) Во всем сестры спрашивали совета у Золушки, потому что у нее был хороший вкус. (Ш. Перро)

III. 1) Потянул свежий ветерок, и белая туча вскоре заволокла горизонт. 2) Когда мы проснулись, солнце уже поднялось высоко. 3) Я заметил, что мои спутники устали. 4) Весенний лес не смолкает ни на минуту, и ухо ловит невольно каждый звук. 5) Солнце уже скрылось, и длинные тени быстро надвигались со стороны леса.

IV. 1) Когда мы поднялись на гору, я увидел большое селение внизу. 2) Петя не пойдет в поход, потому что заболел. 3) Вдруг я увидел, что из кустов выскочила лисица. 4) На деревьях шелестела молодая листва, а в кустах звонко щебетали птицы. 5) Жилин знал, что его письмо не дойдет. (Л. Толстой)

V. 1) Уж роса пала, а Жилин до края леса не дошел. (Л. Толстой) 2) Осенью олени перебираются к югу, где они находят много корма. 3) Когда мы ложились спать, ежик бегал по дому. 4) Дверь тихонько отворилась, и царевна очутилась в светлой горнице. (А. Пушкин) 5) Когда на небе вспыхнула вечерняя заря, лес спокойно заснул.

VI. 1) Мы перебрались через лесной овраг, и перед нами открылась большая поляна. 2) Когда из-за вершин деревьев выглянуло солнце, в каждой капле росы зажегся фонарик. 3) Я разбудил брата, и мы пошли на рыбалку. 4) Буря утихла, и по воде поплыли большие льдины. 5) Но вот зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. (В. Астафьев)

Предупредительный, объяснительный диктант

1) Была ночь, когда охотник вышел из леса на берег моря. (В. Бианки) 2) Неожиданно он увидел впереди малышей, которые играли посреди бульвара. (Н. Носов) 3) Рожь уже выколосилась, и по ней плыли легкие тени от облаков. (Г. Скребицкий) 4) Снег в лесу стаял, и на лесных тропинках заголубел лед. (Н. Сладков) 5) Наступил день, и на городской улице появились бродячие циркачи. 6) Повалил снег, и вскоре белое одеяло скрыло все следы. 7) Я направился к тому месту, где вчера охотники устроили привал. (В. Песков) 8) Он-то и рассказал мне, что вчера медведь приходил на пасеку. (В. Песков) 9) Неопытный человек скажет, что все соловьи поют одинаково. (В. Песков) 10) Ударили первые морозы, и скоро земля потонула в белой пелене метелей.

Придаточные определительные содержат характеристику предмета или явления, названного в главном предложении, и отвечают на вопрос какой? Они относятся к члену главного предложения, который выражен существительным или другим словом в значении существительного. Присоединяются к главному предложению при помощи союзных слов который, куда, когда, что и др.

Например: Утро (какое утро?), когда начинается этот рассказ, наступило пасмурное, но тёплое. (К. Паустовский.) Мы встретили знакомого (какого знакомого?), с которым давно не виделись.

Чтобы выделить определяемое слово в главном предложении, можно употребить указательное слово.

Например: Из того пруда (какого пруда?), который находился на окраине деревни, вытекал ручей.

В таких предложениях придаточная часть прикрепляется к сочетанию существительного с указательным словом. Указательное слово здесь не является конструктивно обязательным и может быть опушено: Из пруда, который находился на окраине деревни, вытекал ручей.

Прочитайте сложноподчинённые предложения.

От выделенных слов поставьте вопрос к придаточным предложениям.

Какой частью речи являются выделенные слова?

Какую позицию по отношению к главному предложению может занимать придаточное определительное?

1. В ту ночь приехал я в город, где должен был пробыть сутки для закупки нужных вещей.

2. С рассветом жители спешили взойти на крепостные стены и устремили взоры в ту сторону, откуда ожидали неприятеля.

3. Служба, о которой за минуту думал я с таким восторгом, показалась мне тяжким несчастьем.

4. Мороз пробежал по всему моему телу при мысли, в чьих руках я находился.

5. Мы условились драться за скирдами, что находились подле крепости.

107. Спишите, расставляя выделительные запятые, сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. Оформите запись по образцу.


108. Спишите, расставляя необходимые знаки препинания. Выделите опорные слова и словосочетания в главном предложении. Обозначьте союзные слова как члены предложения и как части речи.

II. 1. Сад— неотъемлемая часть усадеб 18—19 веков. Так было повсеместно. Так было и в Тригорском. В 1970 году сад был разбит на том месте где был прежде. С одной стороны он примыкает к месту где когда-то стоял хозяйственный двор с другой — граничит с центром усадьбы и парком. 2. В Тригорском парке проводится лечение больных деревьев которые пострадали во время Великой Отечественной войны. 3. Вторая жизнь этого красивейшего места началась лишь в наши дни когда Тригорское стало заповедным.

109. Ответьте на вопросы сложноподчинёнными предложениями с определительной придаточной частью, присоединяемой с помощью союзного слова который.

1. Какой раздел науки о языке называется синтаксисом? 2. Что такое словосочетание? 3. Какие предложения называются двусоставными? 4. Какой член предложения называется дополнением? 5. Какие предложения называются безличными?

110. Составьте сложноподчинённые предложения с определительными придаточными, используя в качестве главных предложений первые примеры, а в качестве придаточных — вторые. Используйте союзные слова который, где.

  1. 1. Дорога вела к станции.
    2. На этой дороге показались всадники.
  2. 1. Дятел сел на ту же берёзу.
    2. Он утром шелушил шишки.
  3. 1. Холм был окружён со всех сторон еловым лесом.
    2. Возвышался помещичий дом.

Придаточные определительные могут относиться к местоимениям тот, каждый, всякий, все, любой, такой, таков в главном предложении и присоединяться к главному при помощи союзных слов кто, что, какой, каков, который, чей или союзов что, словно, как, как будто. В таких предложениях употребление местоимений в придаточном обязательно.

Например: Я тот, кого никто не любит. (М. Лермонтов.) Почерк у него был чёткий, красивый, такой, каким пишут очень аккуратные люди. Каково лето, таково и сено. (Поел.) Вид у него был такой, как будто его кто-то обидел.

111. Спишите, расставляя выделительные запятые, сложноподчинённые предложения. Заключите в овал средства связи придаточного с главным. Союзные слова подчеркните как члены предложения. Определите вид придаточных предложений.

1. Всё что мы сейчас в заповеднике делаем исходит от нашей любви к Пушкину. 2. Мы стр..мились во..тановить мемориальный дом таким каким он был при жизни поэта. 3. Всё что вы прочтёте в этой книге приметы любви и пам..ти народной к в..ликому русскому поэту. 4. Каждый кто пр..езжает в Пушкииское Святогорье (по)своему зап..минает встречу с Пушкиным здесь, в наших полях, рощах, на берегах Сороти. 5. Всё что воздв..гает человек вокруг себя и для себя — избу, амбар, баньку, часовню, храм — он строит для вс..го сущего вокруг, для пр..роды, для красоты земли.

112. Прочитайте русские пословицы. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. В каждом предложении определите вид придаточных, охарактеризуйте средства связи главного и придаточного предложений.

1. Каковы сами таковы и сани. 2. Кто словом скор тот в деле (не)спор. 3. Каков вопрос таков ответ. 4. Каков мастер таково и дело. 5. Каков едет таков и пог..няет. 6. Какое дерево такой и клин каков батька таков и сын.

113. Устраните неоправданное повторение союзного слова который. Используйте для этого синонимичные союзные слова что, где, куда, откуда. Запишите предложения в исправленном виде. Объясните (устно) постановку знаков препинания в записанных предложениях.

Образец исправления: Карточка, которая висит над телевизором, очень дорога мне. На ней есть подпись космонавта, который приезжал к нам в школу.— Карточка, что висит над телевизором, очень дорога мне. На ней есть подпись космонавта, который приезжал к нам в школу.

1. Рекомендую тебе прочитать книгу, которая заинтересовала всех наших ребят. В ней есть глава, в которой увлекательно ра..казано о достижениях наук., и техник.. .

2. Задача, которая затруднила тебя, действительно не из лёгких. А я знаю способ, с помощью которого ты сможешь решать и такие задачи.

3. Городок, из которого к нам пр..шло письмо, (в)скоре избавит..ся от вредных выбросов, которые отравляли воздух.

114. Устраните неоправданное повторение союзного слова который. Для этого замените определительное придаточное предложение причастным оборотом. Запишите предложения в исправленном виде. Объясните постановку знаков препинания.

Образец исправления: Пишу тебе о событии, которое удивило моего друга, который об этом ничего не знал. — 1. Пишу тебе о событии, которое очень удивило моего друга, ничего об этом не знавшего.

2. Пишу тебе о событии, очень удивившем моего друга, который об этом ничего не знал.

1. Сегодня мы всей семьёй побывали на выставк. которая посв..щена пам..ти выдающегося художника, который жил в нашем городе.

2. Заканчивая выступление, хочу особо отметить гимнаста, который зам..чательно выступил на соревнован. на которое мы его отправляли.

3. Вот это действительно модель, которая сделана с большим мастерством, до которого могут подня..ся только ребята, которые любят технику и умеют (по)настоящему труди..ся.

115. По данным схемам постройте и запишите сложноподчинённые предложения с определительной придаточной частью.


116. Замените причастные обороты придаточными определительными и запишите эти предложения. Какие из этих вариантов, выражающих определительные отношения, по вашему мнению, легче произносятся и воспринимаются?

1. Сетевым этикетом называют правила поведения в компьютерной сети, обеспечивающие бесконфликтное общение людей. 2. Это новый тип этикета, рождающийся на наших глазах. 3. Молодому поколению предстоит развевать правила сетевого этикета, сложившегося к нашему времени. 4. Сетевой этикет должен отвечать принципу коммуникации, реализующемуся в наборе определённых требований: полнота информации, качество информации и др.

Списать предложения, вставляя знаки препинания, пропущенные буквы и подходящие по смыслу слова.

Составить схемы трёх предложений 1)Зацвела черёмуха ____ грянули черёмуховые холода.

2)На т_полях лопнули почки ___ из каждой почки, как бабочка из куколки, вылупился зелёный листик.

4) Все любят цветы.

Только каждый по - своему.

5) Каждую весну птицы сп.

Впервый увидели синее небо и з.


1) Зацвела черёмуха, и грянули черёмуховые холода́ (хо́лод).

2) На тополя́х (то́поль) лопнули почки, и из каждой почки, как бабочка из куколки, вылупился зелёный (зе́лень) листик.

4) Все любят цветы, но только каждый по - своему.

5) Каждую весну птицы спеша́т (спе́шка) туда, где впервые увидели синее небо и зелёную землю.

Схемы : 1) [Зацвела ( = ) черёмуха], и [грянули ( = ) черёмуховые холода].

Схема : [ = __ ], и [ = __ ].

2) [Все любят ( = ) цветы], но [только каждый по - своему].

Схема : [ _ = ], но [ _ ].

3) [Каждую весну птицы спешат ( = ) туда], (где впервые увидели ( = ) синее небо и зелёную землю).

Схема : [ _ = ], (где = ).


Разобрать по членам предложения?

Разобрать по членам предложения.

Весной лопнули на берёзах почки, зацвело волчье лыко, а на ветках дуба всё шуршали старые листья.

Как острова прошлогодней осени, стояли дубы среди нового весеннего леса.


Подбери к каждому слову подходящее по смыслу слово - название предмета?

Подбери к каждому слову подходящее по смыслу слово - название предмета.

Составить предложение с любый из этих слов.


Спишите вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания?

Спишите вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

Определите вид сложных предложений.

Составить их схемы.


Пришла весна?

На яблоне лопнули почки.

Распустились первые цветы.

Они пахнут медом.

Пчелки любят пить нектар.

Подчеркните слова в которых звуков больше чем букв.


Встаньте пропущенные знаки препинания и буквы, составьте схемы сложноподчиненных предложений, определите вид придаточного в каждом из них?

Встаньте пропущенные знаки препинания и буквы, составьте схемы сложноподчиненных предложений, определите вид придаточного в каждом из них.


Списать предложения?

Вставить подходящие по смыслу слова с разделительным мягким знаком.

Весной по дорожкам потекли .

. Илья любит пенки с .


Распространи предложения второстепенными членами?

Распространи предложения второстепенными членами.

Зацвели тюльпаны и маки.


Прочитай предложение?

Почки на тополях зеленеют.

Воробьи сидят на ветках.

Птички клюют зелёные листики.

Устно поставь каждое слово в предложениях в начальную форму.

Не забывай задавать к словам вопросы.

Из второго и третьего предложений выпиши каждое слово, а рядом запиши его начальную форму.

Посмотри, как это нужно сделать, на примере первого предложения.

Образец : почки - почка, на тополях - тополь, зеленеют - зеленеть.


Из слов каждой строчки составь и запиши предложения?

Из слов каждой строчки составь и запиши предложения.

Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.


Спиши предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания?

Спиши предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Составь графическую схему предложений.

Нужно ТОЛЬКО 4, 5.


Картина В. Васнецова мне очень нравится. В. Васнецов мой любимый художник! На переднем плане изображена прекрасная девушка Иван Царевич. Они сидят на чудесном Сером Волке. Cерый Волк мчится по лесу неся их на себе. На заднем плане изображён гус..

Читайте также: