Как уехать учиться во францию

Обновлено: 15.09.2024

ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ ИММИГРАНТОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ГЕТТОИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / ПРИОРИТЕТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INTEGRATION OF IMMIGRANT CHILDREN / EDUCATIONAL SUPPORT / PRIORITY AREAS OF EDUCATION / GHETTOIZATION OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS / TRAINING LANGUAGES AND CULTURES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дудко Светлана Анатольевна

В статье представлены этапы становления системы обучения детей иммигрантов во Франции. С 70-х годов прошлого века Министерством образования разрабатываются специальные программы образовательной поддержки для детей иммигрантов из арабских и африканских стран с целью их интегрирования в жизнь общества. Особое внимание уделяется изучению французского языка и культуры. Создаются приоритетные зоны образования. Однако проблемы остаются.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дудко Светлана Анатольевна

On the Education of Children of Immigrants in France

The article presents the stages of the modern system of education for immigrant children in France. The Ministry of Education has been developing special programs to support immigrant children from Arab and African countries to integrate them into society since 70’s of the XX century. Particular attention to the study of French language and culture is paid. The priority areas of education are being created. However, problems remain.

К ВОПРОСУ ОБ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ИММИГРАНТОВ ВО ФРАНЦИИ

в статье представлены этапы становления системы обучения детей иммигрантов во Франции. с 70-х годов прошлого века Министерством образования разрабатываются специальные программы образовательной поддержки для детей иммигрантов из арабских и африканских стран с целью их интегрирования в жизнь общества. особое внимание уделяется изучению французского языка и культуры. создаются приоритетные зоны образования. однако проблемы остаются.

Поиски оптимальных путей сосуществования учащихся - носителей различных культур послужили первопричиной создания современной системы обучения детей из среды иммигрантов во Франции.

В современной Франции считают, что создание школ с этническим компонентом приводит не к интеграции иммигрантов в преобладающую среду, а к их изоляции, поэтому дети иммигрантов учатся в обычных школах вместе со всеми другими детьми. Организация работы идёт по двум направлениям: с детьми иммигрантов второго-третьего поколения и с вновь прибывшими детьми. Дифференциация проводится также в зависимости от уровня знаний, полученных учащимися до приезда во Францию.

В Закон п°2005-380 от 23 апреля 2005 года, касающийся направлений и программы раз-

Первые структуры для приёма детей иммигрантов в начальной и средней школе начали создаваться во Франции в 70-е годы прошлого века. Сначала эти структуры обеспечивали временное обучение отдельных учащихся из числа вновь прибывших во Францию детей иммигрантов. В настоящее время, в соответствии с французским законодательством, условия приёма в школу и получение образования одинаковы для всех детей, проживающих на территории Франции.

В начале 1959 года выходит постановление, в котором указывается, что образование отныне является обязательным для всех детей с 6 до 16 лет как французов, так и иностранцев, проживающих на территории Франции [24].

Можно выделить несколько наиболее важных этапов становления и развития системы обучения детей из среды иммигрантов во Франции в период V Республики (1959 г. - наши дни).

1965 год: открытие самого первого класса для детей иностранцев из стран Магриба в г. Обервилье (АиЬетПИеге) [18].

1973 год: создание программ ELCO (обучение языкам и культурам стран происхождения детей мигрантов).

1974 год: создание структур CEFISEM (Центры информации и сколяри-

зации детей мигрантов) при академиях, CEFISEM занимается изучением условий жизни и проблем детей мигрантов, а также обучением преподавателей, работающих с детьми данной категории, и методологией преподавания французского языка для них.

1985 год: целью обучения в школах провозглашается получение учащимися одной возрастной группы как минимум свидетельства о профессиональной пригодности или удостоверения о профессиональном образовании, а 80% учащихся - диплома бакалавра.

1986 год: появление первых структур, а не только отдельных классов по приёму вновь прибывших детей мигрантов, не говорящих по-французски: создание классов адаптации и вводных курсов по французскому языку [11].

1989 год: закон об образовательной ориентации в школах, касающийся всех учащихся, в том числе детей иммигрантов.

1997 год: создание сетей приоритетного образования (REP) для активизации деятельности зон приоритетного образования (ZEP) и улучшения их финансирования.

2002 год: реорганизация CEFISEM и его замена на CASNAV (Центры по охвату обучением вновь прибывших детей иммигрантов и детей визитёров). CASNAV работают над задачей помощи в интеграции трудных подростков и вновь прибывших учащихся иммигрантов в школе и через

школу и занимаются вопросами профилактики насилия, ксенофобии и дискриминации в школьной среде.

Согласно данным Министерства иммиграции, интеграции, национального единства и общественного развития во Франции в 2005 году 18,1% от общего числа молодёжи в возрасте до 18 лет составляли дети иммигрантов (те, у которых один или оба родителя - иммигранты). Для сравнения: в 1968 году их доля составляла только 11,5% [22]. Потомков иммигрантов в возрасте старше 15 лет в том же 2005 году насчитывалось шесть миллионов, а младше 15 лет - 1,85 млн. [16].

Между тем вплоть до конца прошлого века национальное образование Франции, следуя политической концепции построения единого республиканского общества, отказывалось принимать во внимание этнические, региональные и религиозные различия учащихся, пытаясь воспитать из всех одинаковых граждан Франции. Поэтому совершенно не учитывалась роль родных языков детей иммигрантов.

Однако в 1973 г. в государственных школах Франции было введено обучение языкам стран происхождения иммигрантов [25]. Это было связано с тем, что власти и общество надеялись вернуть иммигрантов на их историческую родину. Были заключены двусторонние соглашения. Первыми странами-партнёрами были Тунис (1974) и Марокко (1975), затем - Португалия (1977), Турция (1978), Алжир (1981). Занятия проводились учителями, приехавшими из этих стран, и оплачивались странами-

партнёрами. Отмечалось, что недостаточное владение родным языком у вновь прибывших детей влекло за собой трудности в обучении французскому языку, и, следовательно, трудности интеграции. созданная программа ЕLCO (Enseignement des langues et cultures d'origine) — Обучение языкам и культурам стран происхождения — должна была решить эту проблему. Однако на родину иммигранты и их дети возвращаться не стали. главная причина заключалась в том, что ожидания детей иммигрантов и их родителей изменились. во втором и третьем поколении иммиграции большинство детей уже ощущали себя больше французами, нежели иммигрантами, и возвращаться на родину родителей не собирались.

А.Н. джуринский считает, что данные по франции (а также некоторых других стран Европы) свидетельствуют, что в стране принимаются меры в духе поликультурного воспитания по трем направлениям:

облегчение школьного успеха детей — выходцев из этнических меньшинств (переход к стратегии профилактики отставания, дифференциация обучения);

внедрение в образование билингвизма, обучение на родном языке на начальном этапе;

обращение поликультурного воспитания не только к меньшинствам, но и к ведущему этносу для развития взаимопонимания, взаимообщения [2, с.95].

ются лучше, чем другие. Учащиеся имеют даже привилегии при поступлении в некоторые университеты [7].

Идея об организации специальных зон образования возникла в связи со значительным ростом детей иммигрантов в крупных городах. Например, в 1980 году во Франции насчитывалось уже более 600 000 детей иммигрантов, обучающихся только в начальной школе, тогда как в 1974-1975 годах их было всего 250 000.

школах всего одна треть учащихся из неполных семей). У 75% учащихся родители являются либо неквалифицированными рабочими, либо безработными. В выбранных коллежах учится наибольшее количество детей иммигрантов, не говорящих или плохо говорящих по-французски, а доходы в семьях, в основном ниже прожиточного уровня.

В настоящее время ежегодно на приоритетное образование уходит 325 миллионов евро бюджетных средств. Всего к 2010 году приоритетным образованием было охвачено 1720 начальных школ, в которых обучалось 282 433 школьника, и 254 коллежа, в которых обучалось 113 290 школьников. В классах в среднем учится по 22 ученика [6, с.90].

Можно уже говорить и о некоторых успехах: например, второгодничество в зонах приоритетного образования снизилось с 34,3% в 2007 году до 29,8% в 2009. Родители стали чаще посещать школы и общаться с учителями. Снизился уровень асоциального поведения среди учащихся и улучшился общий климат в школах [6, с.78].

Государственное образование во Франции является светским с 1881 года. Принцип светского характера школы прописан в конституции Франции. Это означает, что преподавание религиозных предметов и религиозная пропаганда в школах запрещены. Этот принцип основывается на уважении свободы совести.

В новом законе указывается, что принадлежность к какой-либо вере не освобождает учащихся от изучения тех или иных официальных образовательных программ, т.к. до введения Закона были выявлены случаи отказа учеников от посещения уроков по биологии, литературе и т.д. Девочки-мусульманки отказывались от посещения спортивных занятий и плавания под предлогом своего вероисповедания. В Законе подчёркивается, что в целях обеспечения необходимых мер всегда необходимо прибегать к диалогу между педагогическим коллективом, с одной стороны, и учащимися и родителями - с другой.

Несмотря на светский характер французских школ, в современной франции, так же, как и в России, существует мнение, что в средней школе необходимо преподавать историю религий. По мнению социолога университета г. Бордо Франсуа Дюбе, значимой проблемой для французского общества является исчезновение из светской школы религиозной культуры. Нельзя не согласиться, что молодое поколение французов уже не имеет основополагающих представлений не только об элементарных религиозных понятиях, но и о христианской культуре. Едва ли это можно считать правильным в стране, где рядом с европейцами проживает множество мусульманских общин. Французское общество в значительной степени дехристианизируется не только в религиозном, но и в культурном смысле [13].

Многие педагоги, работающие с выходцами из североафриканских стран, отмечают, что первоначально учащиеся-иммигранты признательны школе за то, что она даёт им знания и относительную свободу выбора. Но даже вопреки положительному отношению к школе языковой барьер, пробелы в знаниях и семейные проблемы приводят значительное количество учащихся-иммигрантов в классы специализированного и адаптированного обучения, а в более старших классах они порывают со школой, чтобы быстрее начать зарабатывать и помогать семье. Дети переживают из-за того, что неудачи накапливаются, они чувствуют себя маргиналами и часто замыкаются в себе. Иногда это приводит к уходу в собственную идентичность. Одна из граней поисков идентичности во втором и даже третьем поколении - уход в исламский фундаментализм. Защитная реак-

ция, оборачивающаяся против них самих и против принимающего общества [21].

Неуспехи детей иммигрантов связывают, в том числе, с перегруженностью школьной программы математическими предметами и отсутствием гибкости при тестировании. Признаётся необходимость ликвидировать этот перекос, чтобы дать возможность способным детям из окраин, детям рабочих, а не только детям кадровых специалистов, продолжать учиться в лицеях и высших учебных заведениях, чтобы равенство шансов не нарушалось [19].

Действительно, количество неудач на экзаменах до середины 80-х годов было высоким и составляло 30%. На сессии 2000 года диплом бакалавра получили уже 79,8 % от всех сдававших этот экзамен. Таким образом, число неудач значительно снизилось [3, с.352]. Но исследования, проведённые в районах где проживает подавляющее число иммигрантов из арабских и африканских стран (районы HLM), обнаружили, что всё не так просто. Стефан Бо, сотрудник исследовательского центра CNRS, преподаватель социологии в университете г. Нанта, по результатам десятилетних наблюдений написал книгу, в которой показал, как надежды и иллюзии детей из среды иммигрантов сменились разочарованием и отчаянием. Многие из них, как и раньше, бросают университеты на начальном этапе обучения, даже показывая хорошие результаты в учебе. Анкетирование и опросы учащихся лицеев и университетов из среды иммигрантов показа-

ли, что огромное влияние на них оказывает ближайшее окружение: пример одноклассников, мнение соседей по лестничной клетке и друзей. И очень важным, если не определяющим, является отсутствие позитивного примера. Негативно сказываются стереотипы чужих неудач. К тому же у учащихся бедных кварталов часто нет ни места, ни времени для занятий, и, конечно же, денег для продолжения учебы. Надо помогать семье. Нет возможности покупать книги и необходимое оборудование. Они чувствуют себя изгоями: в лицеях и университетах преподаватели на них часто просто не обращают внимания, относятся как к людям второго сорта. Там трудно найти друзей. Поэтому многие бросают университеты на первом цикле обучения. Личные устремления и мечты семьи остаются нереализованными даже у достаточно успешных учащихся из среды арабской и африканской молодёжи [5].

Логика рыночных отношений проникла также в школу, она приводит к тому, что во Франции исчезают поливалентные учебные учреждения, где вместе учатся дети из благополучных и неблагополучных семей, в школах происходит социальная и расовая поляризация.

В 2000-2001 учебном году прошло несколько забастовок учителей,

которые пытались обратить внимание на процесс геттоизации некоторых кварталов и остановить порочную тенденцию. Но решение данного вопроса не имеет простых решений и во многом связано с психологией родителей. сначала пытались приписывать учеников к школам по месту жительства, но это не дало положительных результатов. Конечно, можно понять стремление французских родителей отдавать детей в сильные классы и хорошие школы. Но ни о какой интеграции детей иммигрантов не может быть и речи, если строить процесс обучения, основываясь на сегрегации. ведь сами идеологи французского образования заявили, что этнические школы способствуют не интеграции детей иммигрантов, а, наоборот, их изоляции [23].

в связи с тем, что во французских школах второгодничество является серьёзной проблемой, в 2008 году было решено организовать педагогическое сопровождение (accompagnement pédagodique) для учащихся всех коллежей, а в зонах приоритетного образования также и для всех обучающихся в начальной школе. Предлагаются дополнительные обучающие программы, которые создаются по результатам диагностики нужд учащихся. При этом такое сопровождение строится таким образом, чтобы способствовать лучшему усвоению основных школьных дисциплин (socle commun). Занятия проводятся на добровольной основе по два часа четыре раза в неделю. Мероприятия, осуществляемые в рамках образовательной помощи, должны дополнять работу в классе. существует четыре основных раздела дополнительного образовательного сопровождения:

• помощь в выполнении домашних заданий;

• практические занятия по искусству и культуре;

• художественное чтение, практика устной речи в изучаемых языках.

Основные направления деятельности находятся в ведении добровольной команды учителей и их ассистентов. Они мобилизуют всё образовательное сообщество и могут привлекать помощников извне. Предусмотрены мастер-классы (художников, техников по сценическому искусству, актёров), а также приглашение менеджеров различного уровня с производственных предприятий.

Такое педагогическое сопровождение, имеет несколько целей: во-первых, повысить успеваемость и снять психологические проблемы детей иммигрантов при обучении; во-вторых, заполнить разумной и полезной деятельностью свободное время, чтобы снизить риски асоциального поведения.

Работа с родителями становится одним из магистральных направлений деятельности педагогических коллективов. Родителей обязательно информируют о существовании образовательной помощи в учебном учреждении, и, в идеале, они должны помогать детям выбрать соответствующую программу, а также следить за тем, чтобы ребёнок посещал занятия регулярно в течение всего учебного года.

Кроме родительских собраний, организовывались дни открытых дверей с целью показать родителям, где и как учатся их дети. По опросам детей и родителей в 2010 году было установлено, что в результате проводимой последние пять лет деятельности доверие родителей и учащихся к школам возросло, улучшились отношения родителей и учителей [6, с.81].

Осознавая необходимость использования эффективных западных моделей образования, нельзя не заметить, что на Западе существует немало противоречий, отрицательных сторон общественной жизни. Но при всех своих недостатках западная цивилизация показала своим многовековым опытом позитивные результаты в развитии социально-экономической сферы, в создании благоприятных условий для развития личности (Б.Л. Вульфсон, 2008) [1, с.296].

1. Вульфсон Б.Л. Нравственное и гражданское воспитание в России и на Западе: Актуальные проблемы / Б.Л.Вульфсон. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2008.

3. Annuaire statistique de France. Ed. 2002, vol.105, Résultats 2000.

4. Ballon Robert. La Bonne École. Paris. 2002.

5. Beaud Stephane. 80% au bac. et apres? Edition La Decouverte. Paris, 2003.

8. Charlot B., Bautier E., RochexJ.Y. Ecole et savoir dans les banlieues. Paris. 1993.

9. Circulaire du 13 janvier 1970.

10. Circulaire du 25 septembre 1973.

11. Circulaire N° 86-119 du 13 mars 1986.

12. Circulaire N°2006-058 du 30 mars 2006.

13. Dubet Francois. Immigration, qu'en savons-nous? Paris, 1989.

14. Ecole: l'échec du modèle français d'égalité des chances // Le Monde. Paris. 12.02.2010.

15. Felouzis Georges, Perroton Joëlle et Liot Françoise. L'apartheid scolaire. Enquête sur la ségrégation ethnique dans les colleges. Paris, les éditions du Seuil, 2005.

17. La loi n°2005-380 d'orientation et de programme pour l'avenir de l'école du 23 avril 2005.

18. L'élève maghrébin à l'école, mieux le connaître pour l'aider à réussir. Conférence donnée à la mairie du XVIIIème arrondissement le 18 mars 1998. Paris.

19. Les maths ont pris trop d'importance dans le système éducatif français. Le Monde. Paris. 13.10.09.

20. Lorcerie Françoise. L'école et le défi ethnique. Éducation et intégration.

21. Malaise dans la scolarisation: rapport de recherche sur les processus de déscolarisation à Corbeil et Grigny - Essonne. Direction de la Protection Judiciaire de la Jeunesse, septembre 2002.

22. Ministère de l'Immigration, de l'Intégration, de l'Identité Nationale et du Développement solidaire, juillet 2010. Infos migrations numéro 15.

23. Natanson Jacques. L'école, facteur d'exclusion ou d'intégration ? // Le Portique, 2006. №3.

24. Ordonnance n°59-45 du 6 janvier 1959 portant prolongation de la scolarité obligatoire.


Требования для студенческих виз во Францию в 2021 году


Лица с российским гражданством, серьезно задумывающиеся об обучении во Франции, должны выбрать наиболее подходящее учебное заведение и оформить студенческую визу в 2021 году. Документ данного типа легализирует пребывание на территории страны в течение периода обучения. Доступны несколько вариантов подачи заявки, подразумевающие необходимость обращения в посольство Франции, один из функционирующих визовых центров (ВЦ) либо агентство, сотрудники которого за определенную плату оказывают помощь в получении разрешения на въезд в сжатые сроки.

Как оформить студенческую визу во Францию самостоятельно

Дмитрий Родин

Выбираете учебное заведение или оформляете визу студента? Мы будем рады помочь вам в решении любого вопроса

Выдаваемые студентам въездные разрешения могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными (срок действия — менее 90 дней либо более 90 дней соответственно). В первом случае вариант продления не предусмотрен.

Такая разновидность визы, как Etudiant-concours, ориентирована исключительно на принятие участия во вступительных экзаменах. Срок действия документа не превышает 90 дней. После зачисления возможен обмен на долгосрочную студенческую визу во Францию в 2021 году, позволяющую получить ВНЖ на весь отведенный на обучение период.

Долгосрочной разновидностью студенческой визы рекомендуется обзавестись иностранцам, срок обучения которых превышает трехмесячный период. Помимо посещения языковых курсов к данной категории отнесены подготовка к поступлению в вуз и получение среднего/высшего образования. Будучи внутренними (национальными) разрешениями, долгосрочные французские визы не позволяют своим обладателям посещать другие государства. Более выигрышной в данном плане представляется краткосрочная студенческая виза, позволяющая легально пересекать границы государств, отнесенных к Шенгенской зоне.

Не так давно МИД Франции была утверждена единая форма долгосрочного студенческого разрешения на въезд, аннулирующая ранее действовавшие разновидности. Из плюсов следует отметить возможность автоматического получения carte de sejour во Франции. К минусам отнесено продление срока оформления визы для студентов. О записи на собеседование желательно побеспокоиться заблаговременно (за месяц и ранее). Изучение документов сотрудниками посольства Франции и вынесение вердикта может занять несколько недель.

Важные нюансы

  • Изменение краткосрочной туристической визы в долгосрочную студенческую разновидность невозможно (норма актуальна для Франции и входящих в ЕС государств).
  • При необходимости последовательной записи в два учебных заведения (на короткий и длительный срок обучения) практикуется одновременная запись в оба вуза. При подаче документов в консульство в запросе на получение визы указывается весь срок учебы.

Подаче запроса на получение въездного разрешения должен предшествовать звонок в визовый центр либо посещение веб-ресурса с целью бронирования удобного для заявителя времени. Запись в онлайн-режиме (задействуется сайт ВЦ) доступна лишь для таких городов, как Москва и Санкт-Петербург.

Краткосрочная виза

Пакет подаваемых документов должен быть укомплектован:

  • Российским вариантом загранпаспорта, срок действия которого превышает дату утраты актуальности визы на 3 и более месяца.
  • Копией первого разворота заграничного паспорта (с фото и паспортными данными).
  • Другими действующими загранпаспортами (при наличии).
  • Копиями оформленных ранее шенгенских виз и въездных разрешений.
  • Внутренним российским паспортом (помимо оригинала предоставляются копии всех разворотов).
  • Цветными фото 35х45 мм (2 экз., фон светлый). , срок действия которой перекрывает период проживания во Франции (минимальная сумма покрытия — 30000 евро, помимо оригинала предоставляется дубликат).
  • Приглашением, подписанным представителем принимающей стороны (оригиналом и копией).
  • Студенческим билетом (оригиналом и копией) либо справкой, подтверждающей зачисление в ряды слушателей курса.
  • Справкой, выданной по месту трудоустройства (помимо названия должности должны быть приведены сведения о заработке за предшествующие три месяца и информационные/контактные данные компании (название, юридический и фактический адреса, номер телефона, банковские реквизиты)).
  • Документальными подтверждениями бронирования билетов в обе стороны на конкретные даты (дополняются копией).
  • Подтверждением проживания.
  • Выпиской по кредитной карте либо счету, открытому на имя заявителя в отделении банка. Для случаев покрытия расходов матерью/отцом либо другим лицом предусмотрено предоставление спонсорского письма. Последнее дополняется документом, подтверждающим финансовую обеспеченность спонсирующего поездку лица (справка о доходах и т.д.).
  • Подлинником свидетельства о рождении и оригиналом заверенного печатью нотариуса разрешения на выезд несовершеннолетнего во Францию (актуально для граждан младше 18 лет, покидающих РФ в сопровождении одного родителя). Обязательно наличие перевода на французский язык и копий упомянутых документов.

Стандартная ставка консульского сбора для визы во Францию студентам в 2021 году — 35 евро. Помощь, оказываемая сотрудниками визового центра, оплачивается отдельно. На освобождение от уплаты консульского сбора могут рассчитывать школьники и студенты, аспиранты и иностранцы, преподающие французский язык.

При изготовлении копий документов могут быть использованы исключительно листы A4. Заверение не требуется.

Процедуру оформления краткосрочного студенческого въездного разрешения можно разделить на несколько этапов. В качестве первого шага определена передача документов в визовый центр Франции, в рамках которой осуществляется проверка предоставляемых бумаг и сверка ксерокопий с оригиналами.

Выявление ошибок либо отсутствия одного/нескольких документов до момента подачи запроса способствует снижению количества отказов в выдаче студенческой визы в 2021 году. Возврат подлинников заявителю осуществляется в день приема пакета (отправке в Генеральное консульство подлежат исключительно ксерокопии).

При необходимости заявитель должен уплатить визовый сбор. Гражданам, впервые подающим заявку на визу, придется пройти биометрию. Помимо дактилоскопии (снятия отпечатков пальцев) предусмотрено повторное фотографирование.

Побывавший в Консульстве загранпаспорт подлежит возврату в визовый центр. Помимо паспортного документа студент получает на руки формуляр OFII, подлежащий регистрации в территориальной префектуре (осуществляется после въезда на территорию Франции). К другим подлежащим возврату документам относят:

  • квитанцию, подтверждающую факт уплаты визового сбора;
  • памятку с перечислением прав, присущих обладателю студенческой визы.

Студенты, подающие запросы на оформление краткосрочного студенческого разрешения на въезд (срок действия не превышает 90 суток), освобождены от прохождения через Campus France.

Долгосрочная виза

Пакет подаваемых документов должен быть укомплектован:

  • Действующим загранпаспортом (помимо оригинала предоставляются копии всех информативных разворотов).
  • Общегражданским российским паспортом (помимо оригинала предоставляются копии всех разворотов, на которых приведена какая-либо информация).
  • Ксерокопиями всех заполненных страниц выдававшихся ранее загранпаспортов (при наличии).
  • Заполненным и подписанным заявителем анкетным бланком (2 экз.).
  • Цветными фото 35х45 мм (3 экз., срок давности съемки — не более 12 месяцев).
  • Справкой о предварительной/окончательной записи в расположенное на территории Франции учебное заведение. От предоставления документа освобождены стипендиаты Французского правительства. Для частных учебных заведений актуально требование оплаты соответствующих расходов.
  • Документом, подтверждающим оплату учебного курса.
  • Документальными доказательствами финансовой обеспеченности, под которыми чаще всего подразумеваются выписки со счетов, открытых в отделениях российских/французских банков. В качестве минимальной ежемесячной суммы, необходимой на проживание, определен показатель от 450 евро. Обязательство покрытия затрат может взять на себя и принимающая сторона. В качестве подтверждения такого намерения рассматривается предоставление копии удостоверения личности спонсора, дополняемой заверенными копиями двух справок (об уплаченных налогах и заработке за предшествующие 3 месяца). Стипендиаты Правительства Франции, Правительств других стран и международных организаций предъявляют справку, в которой должны быть указаны размер стипендии и период ее выплаты. Лица, являющиеся участниками программ Европейского сообщества, должны документально подтвердить этот факт.
  • Документом о получении образования либо выданной вузом справкой, подтверждающей статус студента, школьным аттестатом либо дипломом (дополняются вкладышами с оценками). Для двух последних документов предусмотрены перевод на французский язык и последующее заверение нотариусом.
  • Справкой с места трудоустройства (указывается размер зарплаты) либо трудовой книжкой (актуально для осуществляющих трудовую деятельность граждан и лиц, предоставляющих дипломы, полученные более 12 месяцев назад).
  • Полисом добровольного медицинского страхования. Наличие данного документа обязательно для студентов, не отнесенных к возрастной группе 20-28 лет. Актуально требование и для лиц (без ограничений по возрасту), зачисленных в частные учебные заведения.
  • Квитанцией, подтверждающей факт оплаты регистрационного сбора КампусФранс.
  • Индивидуальным номером КампусФранс.
  • Подтверждением наличия места проживания в течение первых 3-х месяцев (отсчитываются с даты въезда в страну), в качестве которого принимаются: бронь гостиницы (дополняется документом, подтверждающим финансовую состоятельность); подписанное проживающим во Франции гражданином заявление о выделении заявителю места проживания (дополняется документами, подтверждающими факт проживания такого лица по упомянутому адресу); документ, подтверждающий предоставление места проживания учебным заведением либо другой организацией; письмо, в котором изложены подробности проживания заявителя на территории Франции.
  • Оригиналом свидетельства о рождении и заверенным печатью нотариуса разрешением на выезд несовершеннолетнего во Францию (актуально для граждан младше 18 лет, покидающих РФ в сопровождении одного родителя). Обязательно наличие перевода на французский язык и копий упомянутых документов.

Ставка сбора КампусФранс — 50 евро. В случае записи через КампусФранс ставка консульского сбора идентична (от уплаты освобождены стипендиаты Правительства Франции).

Подача заявки на студенческую визу во Францию россиянам в 2021 году возможна исключительно при личном присутствии заявителя в Консульстве Франции, сотрудники которого наделены правом затребования других документов.

Процедуру оформления долгосрочного студенческого въездного разрешения принято делить на несколько этапов. К онлайн-регистрации отнесено выполнение нескольких шагов:

  • регистрация на Campus France и заполнение формы;
  • отправка сведений;
  • изучение предоставленной студентом информации и назначение даты встречи;
  • оплата сборов, взимаемых Campus France.

Визовым центром Франции практикуется предварительное консультирование. Заявки принимаются по электронной почте и в телефонном режиме. Академическое интервью с Campus France advisor проводится исключительно с заявителем, предоставляющим подлинники и копии документов. В рамках собеседования потенциальный студент должен обосновать выбор в пользу приглянувшегося ему учебного заведения и государства в целом.

Адвокаты сайта “Виза инвестора” советуют подавать документы в Консульство Франции после успешного прохождения собеседования.

Оформление ВНЖ актуально для россиян, нуждающихся в продлении периода нахождения в стране. Запрос на получение ВНЖ предоставляется в обслуживающую место проживания префектуру за 2 месяца до даты окончания действия студенческого въездного разрешения.

Стажировка

Помимо стандартного пакета документов желающие стажироваться во Франции россияне обязаны предоставить Convention de Stage. В заключаемом французской и российской сторонами соглашении прописываются период и цели стажировки, а также причастность последней к обучающему курсу. В Конвенции должны быть приведены сведения о функционирующем на территории Франции принимающем учреждении и полицейском департаменте. Дополнительное страхование на рабочем месте обязательно.

Стажировка, период прохождения которой превышает 3 месяца, подразумевает необходимость проставления штампа La Direccte (трудовой орган во Франции).


Первоочередная задача многих абитуриентов из России – учеба в Европе. Из всех возможных вариантов, один из лучших – университеты Франции, по праву занимающие ведущие места в общемировых рейтингах и относящиеся к авторитетнейшим высшим учебным заведениям. В предлагаемом материале приводится краткий обзор лучших университетов Франции, порядок поступления и условия для зачисления российских абитуриентов.

Как поступить во французский ВУЗ?

Немного о том, как иностранному гражданину поступить в ВУЗ во Франции. Иностранцы, включая представителей России, имеют право поступать в университеты Франции наравне с другими претендентами. Вступительные экзамены не входят в перечень предстоящих испытаний. Главное условие, чтобы поступить на первый курс – соответствие кандидата предъявляемым требованиям. Учитывая, что система образования Франции существенно отличается от российской, чтобы претендовать на учебу в заведении высшей школы, русскому абитуриенту необходимо вначале окончить курс или два в отечественном институте или академии. После этого могут быть приняты документы в ВУЗ Франции.

Требования и критерии отбора для каждого французского университета отличаются индивидуальными особенностями, поэтому чтобы ознакомиться с подобными вопросами, необходимо обращаться на официальный сайт заведения.

Но к базовым принципам, общим для всех, включая иностранных студентов, относится наличие:

  • знаний французского языка, подтвержденных документально. Сертификаты выдаются на соответствующих курсах, проводимых во Франции и других странах;
  • аттестата о среднем образовании или диплома высшего образования (если имеется) с оценочным листом;
  • автобиографии, мотивационного и рекомендательных писем.

Все бумаги должны быть предоставлены с французким переводом и подтверждаться нотариальным заверением. Поданные документы рассматриваются комиссией, и если претендента зачислят, ему об этом будет сообщено.

ВУЗы для русских

Претенденты из Москвы или любого другого русского города вправе поступать в любой из университетов Франции, для иностранцев нет никаких ограничений. Но могут возникнуть серьезные трудности в связи с высокими требованиями к будущим студентам.

Чтобы облегчить зачисление, россияне могут воспользоваться курсами, предлагающими предварительную подготовку абитуриентов. Функционируют подготовительные курсы следующей направленности:

  • экономической и коммерческой – подойдет желающим поступить в управленческие и коммерческие заведения. Программа обучения включает математику, историю, языковую подготовку и другие дисциплины;
  • гуманитарной – для Высших Нормальных Школ, Национальной Школы Хартий, коммерческих и политологических ВУЗов. Кроме математики здесь изучаются языки (включая древние), филологические дисциплины, история, искусство и пр.;
  • научно-подготовительной – для инженерных и ветеринарных заведений.

Неплохая возможность поступления в университеты Франции – окончить такие курсы с последующим зачислением в заведение высшей школы. Также это позволит лучше овладеть языком и познакомиться с французской культурой и традициями.

Университеты с бесплатным образованием

Рассматривающим бюджетные варианты стоит остановиться на государственных ВУЗах Франции. Учитывая большие размеры выделяемых субсидий, много платить не придется. Ежегодно вносится до четырехсот евро регистрационного взноса и до двухсот – социальной страховки. Талантливым учащимся оказывается всяческая поддержка от системы образования и государства в виде стипендий и субсидий, направленных на съем жилья. Однако для желающих учиться в столице, это окажется большой проблемой, по сравнению со Страсбургом, Лионом, Монпелье, Греноблем, Анже и другими городами. Стоимость проживания при учебе в столичных ВУЗах достаточно существенная, поэтому такие расходы в состоянии себе позволить не все.

Цены в частных университетах за год обучения составляет от восьми до двадцати тысяч евро, в зависимости от престижности заведения и востребованности профессии.

Лучшие французские университеты

Официальный ТОП-перечень французских ВУЗов не составлялся, но существует общепринятый рейтинг наиболее известных университетов Франции, отличающихся большой историей и устоявшимися традициями. И в указанный перечень не вошли многие ВУЗы из небольших городов, таких как Гренобль и другие, они незначительно уступают более именитым конкурентам из столицы. Французы обоснованно гордятся своей высшей школой. Ниже приводится перечень наиболее престижных университетов во Франции.

Университет Страсбурга

История Страсбургского университета насчитывает пять веков. Отсюда вышли множество нобелевских лауреатов, известных писателей, ученых, политиков, общественных деятелей. Перечень факультетов включает образовательные направления по социальным и гуманитарным наукам, правовым дисциплинам, экономике и менеджменту, медицине. Это один из лучших ВУЗов Франции.

Университет Монпелье

По праву признан одним из старейших медицинских университетов не только во Франции, но и в мире. В Монпелье помнят Нострадамуса, Петрарку и множество других не менее известных выпускников. В заведении функционирует девять факультетов, общее количество студентов превышает шестьдесят тысяч человек, в их число входит много иностранцев. Кроме медицинских дисциплин, характеризующихся наибольшей престижностью в связи с историческими традициями, здесь преподают экономические, правовые и политические дисциплины.

Сорбонна (Париж)

Сорбонна уже не является во Франции отдельным университетом. Изначально университет был основан в тринадцатом веке и постепенно приобрел мировую известность. Этот древнейший европейский ВУЗ разделился на 13 частей, представляющих автономные заведения. Пять из них считаются правопреемниками элитной Сорбонны, составляя единую систему. Здесь стремятся сохранить исторические традиции и дух первоисточника.

Высшая нормальная школа в Париже

Список известнейших университетов Франции был бы не полон без этого заведения, представленного факультетами как гуманитарных, так и точных дисциплин. Отличается жесточайшим конкурсным отбором, проводимым среди самых талантливых претендентов. Этот парижский университет – один из лучших в Европе и во всем мире.

Университет Кюри

ВУЗы Франции представлены еще одним прославленным заведением, названным в честь известных физиков Пьера и Марии Кюри, прославившихся изучением радиоактивности. Это не только академический, но и научно-исследовательский центр.

Париж-Юг

Также входит в университеты Франции, образовавшиеся от распада Сорбоны. Кафедра точных наук здесь уступает предыдущему в списке, но также одна из сильнейших в Европе. Универ располагается в пригороде Парижа – городке Орсе.

София Антиполис

София Антиполис располагается в Ницце. Это государственное заведение относят к пяти процентам престижнейших во всем мире. Более четверти студентов в Софии Антиполис – иностранцы, а всего в данном ВУЗе Ниццы обучается свыше двадцати тысяч человек.

Университет Бордо

В Бордо преподаются разнообразные точные и гуманитарные дисциплины, готовят специалистов по промышленному и сельскохозяйственному производству, в области науки, искусства, здравоохранения и многих других. Перечень факультетов в Бордо обширен.

Высшая нормальная школа в Лионе

Это заведение Лиона – альтернатива столичному. Но оно не слишком ему уступает в плане качества преподавания, а жизнь Лиона существенно дешевле. К абитуриентам здесь относятся с большей демократичностью, поэтому сюда стремятся поступить менее состоятельные абитуриенты, нежели в столичный ВУЗ.

ЕКА Группа

Престижный ВУЗ для специалистов сельскохозяйственной области, расположенный в Анже. Является наиболее престижным учебным заведением Франции в данной области, включая перерабатывающее производство.

Какие бы ВУЗы Франции не были избраны, российский студент по окончании получит диплом международного образца, с неплохими перспективами трудоустройства и последующей жизни за рубежом. Для поступления необходимо преодолеть множество трудностей, при четко поставленной задаче цель обязательно будет достигнута.

Получить студенческую визу во Францию придется всем, кто желает учиться в этой стране. Этапы ее оформления не представляют особых сложностей. Претенденты имеют право получить один из нескольких видов разрешений, которые зависят от цели и планируемого времени пребывания.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

Что это за документ?

Студенческая (учебная) виза Франции — обоснованное разрешение учебы за границей. Оно дает право легально пребывать на территории страны и получать высшее образование, проходить различные курсы в образовательных учреждениях страны.

Преимущества:

  • французское образование относительно дешевое;
  • широкий выбор учебных заведений;
  • самостоятельное планирование обучения и его интенсивности, выбор проектов;
  • диплом высоко ценится в ЕС;
  • возможность получить вид на жительство;
  • виза дает право путешествовать по странам Шенгена.

Виды учебных визовых разрешений

Граждане России при изъявлении желания учиться во Франции получают один из трех типов виз. Для оформления обращаются в посольство, визовый центр или агентство, оказывающее посреднические услуги.

Краткосрочная на 3 месяца (court séjour)

Эта разновидность дает право пребывать на территории Франции до 3 месяцев в течение полугода. Ее выдают, если гражданин намеревается пройти:

  • краткосрочные языковые или профессиональные курсы;
  • летнюю школу;
  • дистанционное обучение;
  • программу MBA Executive (посещение 1-2 раза в несколько месяцев).

Для прохождения экзаменов (étudiant concours)

Виза экзаменационного типа запрашивается при сдаче вступительных испытаний в высшие школы. Она также относится к краткосрочной с аналогичным периодом действия до 90 дней. Ее преимущество в том, что в результате зачисления в ВУЗ студент имеет право переоформить ее в долгосрочную.

Долгосрочная на год (long séjour)

Эта виза выдается в случаях, когда требуется непрерывное пребывание во Франции более 90 дней и переходит в статус национальной (тип D). Действительна в течение года и продлевается при необходимости. Для ее получения документы подают не ранее, чем за 3 месяца до учебы.

Студенческую визу запрашивают в стране, где обучаются на данный момент, даже если заявитель имеет гражданство другого государства.

Иностранному студенту дополнительно ставят пометку sauf CTOM. Она означает, что человек не имеет права посещать внеевропейские владения Франции.

Какие потребуются документы?

В каждом случае заявитель готовит 2 экземпляра каждого документа — оригинал и копия. Для краткосрочной и экзаменационной виз требуется:

  1. Заполненная от руки или на компьютере анкета. Бланк скачивают с сайта ВЦ. Подпись и дату ставят на месте предъявления.
  2. Загранпаспорт, который по окончании поездки будет действовать еще 3 месяца. Обязательное условие — наличие трех чистых страниц.
  3. Три цветные фотографии.
  4. Медицинская страховка на сумму от 30 тыс. евро, которая рассчитана на весь период поездки.
  5. Паспорт РФ с копиями всех заполненных страниц.
  6. Обоснование цели поездки в виде приглашения, свидетельства о зачислении.
  7. Подтвержденное место проживания во Франции: бронь номере в отеле, уведомление об аренде жилья.
  8. Билеты. Если поездка планируется на машине, то предоставляют водительские права.
  9. Доказательство финансовой возможности оплатить расходы. Для этого подойдут выписка с банковского счета, справка 2-НДФЛ, спонсорское письмо, документ о назначении стипендии. Франция устанавливает минимальную норму в 615 евро на каждый месяц пребывания.
  10. Если есть несовершеннолетние дети, то предъявляют их свидетельства о рождении.

Для долгосрочной визы:

  1. Два оригинала анкеты.
  2. Гражданский паспорт и заграничный с аналогичными требованиями как для краткосрочного разрешения.
  3. Приглашение на обучение.
  4. Мотивационное письмо с подробным изложением причин выбора французского образования.
  5. Страховка от 30 тыс. евро.
  6. Справка об оплате обучения.
  7. Подтверждения достаточного наличия денег для поездки (615 евро в месяц) и места жительства во Франции.
  8. Заполненный бланк OFII, скаченный с сайта дипломатической службы.
  9. Фотографии цветные три штуки.
  10. Чек об уплате сбора Кампус Франс (Campus France) и номер досье (не требуется от стипендиатов правительства Франции).
  11. Диплом, аттестат или справка из учебного заведения, если их еще нет.

Как получить?

К оформлению визы стоит подготовиться заранее, чтобы дополнительные вопросы и отсрочки не помешали отъезду.

Campus France

За три месяца до подачи заявки на долгосрочную визу абитуриент проходит полную регистрацию в Campus France — госорган Франции, который занимается вопросами высшего образования для иностранцев. Порядок процедуры:

  • на сайте Campus France создают учетную запись;
  • заполняют и отправляют форму;
  • оплачивают сбор и распечатывают квитанцию.

После рассмотрения файла пришлют приглашение на встречу. На собеседование приносят оригиналы и копии документов об образовании и трудовую книжку, если имеется. Специалист задает вопросы о причинах выбора французского образования, целях и мотивации заявителя. Несовершеннолетние приходят в сопровождении. Успешное прохождение интервью обеспечат честные ответы и досье без нареканий.

Анкета

Чтобы заполнить анкету сначала регистрируют личный кабинет на сайте генконсульства Франции. После заполнения полей она автоматически сформируется и станет доступна для печати. Система дает подсказки и не позволит пропустить незаполненные колонки.

Фотографии

Требования к изображению:

  • размер 3,5 х 4,5 см;
  • лицо анфас на белом фоне, занимает около 80% от общей площади;
  • запрещены головные уборы, очки.

Визовые центры имеют свои фотокабины. Сетевые точки редко имеют требуемый формат изображения.

Этапы оформления

Получение визы начинается с записи на прием в ВЦ или консульство. В Москве и Санкт-Петербурге регистрируются онлайн, в регионах только по телефону. Этапы оформления:

  1. Специалист проверяет наличие документов, сверяет копии с оригиналами. При возникновении какой-либо ошибки заявителю об этом сообщат, что снизит риск отказа.
  2. Копии отсылают в Генконсульство, остальное возвращают.
  3. Оплачивают визовый сбор.
  4. Сдают биометрические данные (фотография и отпечатки пальцев).
  5. Заявке присваивают идентификационный номер, по которому отслеживается ее рассмотрение на сайте ВЦ.

Сроки и стоимость

Примерную дату вынесения решения сообщает принимающий документы специалист. Краткосрочная и экзаменационная визы стоят 35 евро и срок их рассмотрения варьируется от 1 до 4-х недель. За долгосрочную оплачивают 99 евро, а если пройдена процедура Campus France, то стоимость составит 50 евро. Средний срок рассмотрения —10 дней.

Сложности

При запросе разрешения на въезд учитывают ряд нюансов:

  1. Нельзя ошибаться с типом визы. При получении неподходящей краткосрочной придется заново проходить процедуру и уплачивать сбор.
  2. Все справки действительны в течение месяца.
  3. При планировании прохождения языковых или подготовительных курсов, а после них поступления в другой ВУЗ оформляют заявки в оба учреждения. В анкете указывают полный период нахождения во Франции.
  4. Если к началу обучения заявителю не исполнилось 18 лет, то требуется наличие опекуна — гражданина Франции, который проживает в том же городе.

Причины для отказа и советы, как его избежать

  • не переведен диплом или не заверен нотариусом;
  • формат фотографий неправильный;
  • короткий срок действия загранпаспорта;
  • данные в анкете не соответствуют действительности;
  • наличие судимостей;
  • подозрительное поведение;
  • заявитель не способен доказать наличие достаточных средств для проживания в стране;
  • неудачное собеседование в Campus France;
  • срок запрашиваемой визы слишком мал для осуществления учебной деятельности;
  • есть опасения, что гражданин хочет остаться во Франции без объективных на то причин.

Избежать риска отказа поможет внимательное оформление и сбор пакета бумаг по списку. При внесении данных в анкету удостоверяются, что они идентичны информации в документах. На собеседовании следует отвечать развернуто и уверенно. Французская сторона не возражает против совместной аренды жилья группой студентов, если мест в общежитии нет.

Заполнение формуляра OFII

OFII — формуляр медицинской организации, который студент заполняет и регистрирует по месту пребывания в страну. Любой человек, планирующий остаться во Франции более трех месяцев, обязан пройти эту процедуру. Его наличие позволяет беспрепятственно перемещаться по Европе.

Формуляр возвращают вместе с готовой визой. По приезду во Францию его отправляют заказным письмом с уведомлением в региональное отделение OFII. Их адреса написаны на обратной стороне бланка. Сотрудники организации вызовут заявителя для прохождения процедуры.

  • загранпаспорт;
  • подтверждение места жительства;
  • фотография.

Если регистрация в OFII не пройдена в течение трех месяцев со дня прибытия, то проживание перейдет в нелегальный статус.

Продление

Долгосрочную визу продлевают на месте. При желании продолжить образование подается заявление напрямую в учебное учреждение. После получения одобрения обращаются в местную префектуру. Там подают прошение о получении вида на жительство (carte de séjour).

Потребуют следующие документы:

  • загранпаспорт;
  • действующая виза;
  • справка из ВУЗа о продолжении учебы;
  • подтвержденный адрес проживания.

Важно успеть продлить легальное проживание за 2 месяца до окончания действующей, иначе придется возвращаться в Россию и заново проходить получение. Когда студент заканчивает магистратуру, он имеет право получить в той же префектуре временное разрешение на пребывание сроком на 12 месяцев. Основная цель действия — возможность применить на практике знания и найти постоянную работу по специальности.

Можно ли работать, имея такую бумагу?

Учебная виза разрешает работать неполный день. Право вступает в силу со второго года обучения, когда получено долгосрочное разрешение на проживание в стране. Законодательство Франции позволяет иностранному студенту параллельно с обучением работать с официальным оформлением, но не более 964 часов в году.

Тип учебной визы зависит от цели и срока проживания в стране. К сбору документов и подтверждению финансовой состоятельности стоит отнестись внимательно, чтобы не упустить шанс на поступление. Продлению подлежит только долгосрочная виза. После завершения обучения есть вариант остаться во Франции на год для поиска работы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

8 (800) 350-29-87 (Москва)
8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)

Читайте также: