Как в древнем риме называли развлечение которое представляло собой морской гладиаторский бой

Обновлено: 18.09.2024

“Отдых — после дел”, — гласит латинская пословица. Свободным временем римляне пользовались по-разному. Люди образованные, с высокими духовными интересами посвящали себя науке или литературе, не считая это делами(а, рассматривая как досуг, как отдохновение духа).
Вообще, исторически, отдых у римлян, тесно переплетался с физическим воспитанием. Так что отдыхать для римлян отнюдь не значило ничего не делать.

Выбор занятий был широкий: спорт, охота, беседы и особенно посещение зрелищ. Зрелищ было много, и каждый мог отыскать то, которое ему больше всего по душе: театр, бои гладиаторов, гонки на колесницах, выступления акробатов. Иногда отправлялись просто подивиться на какого-нибудь экзотического зверя. Одни искали тишины и покоя, другие — шумных, неистовых развлечений. Одни удалялись на отдых из города к себе в поместье, а иных манили соблазны больших городов.

Впрочем, поездки за город требовали целого дня, а то и нескольких дней. Случалось же, что выпадали только свободные часы, и надо было уметь правильно их использовать. Такие часы можно было посвятить игре в мяч, которой римляне предавались еще охотней, чем греки. Играли и взрослые, и молодежь. Правила игры были, по всей вероятности, такие же, как и в Греции, а в самой игре видели хорошее средство поддерживать себя в подобающей физической форме.

Главной спортивной площадкой жителей Вечного города, которой все могли пользоваться, было Марсово поле, а также комиций, т.е. место на форуме, где проходили народные собрания.

Излюбленным видом отдыха римлян была охота на диких зверей и птиц. Были также различные забавы, игры, которым они могли предаваться как дома, так и в гостях, на пирах.
К играм невинным, не вызывающим опасного азарта, относились всякого рода загадки и головоломки. Ими тешились и взрослые, и молодежь. Например, двое играющих быстро показывали остальным по несколько пальцев, и те должны были сразу же сказать, сколько всего пальцев было показано. Эта простейшая игра так и называлась — “мелькание пальцев”.

Очень популярна была и игра “голова — корабль” надо было угадать, какой стороной упадет подброшенная монета, на плоскостях которых и имелись соотвествующие изображения. Играли также в чет и нечет, подбрасывая некоторое количество орехов, камешков или игральных костей.

Знали римляне и игру, похожую на шашки: на большой доске двое партнеров передвигали по определенным правилам игральные камешки, кости или фигурки, называвшиеся латрункули — наемные воины. Существовало, по всей видимости, множество вариантов этой игры.

В кости римляне играли так же, как и греки, определяя победителя по числу очков, выпавших при бросании костей. Сама игральная кость могла быть маленьким кубиком или шестигранником с углублениями на гранях. Самый неудачный бросок римляне называли “собакой”, как и жители Эллады, самый лучший — Венерой.
Азартная игра в кости была в принципе запрещена в течение всего года за исключением праздника Сатурналий. Однако запреты эти нарушались, и нарушали их как раз те, кто их вводил. Как бы то ни было, римляне продолжали увлекаться азартными играми, теряя подчас целые состояния.

Конечно, греческая и римская культуры очень похожи. “И у греков, и у римлян было свое историческое призвание – они дополняли друг друга, и фундамент современной Европы – их общее дело”. Но в тоже время между этими двумя цивилизациями было очень много существенных различий. В первую очередь это было обусловлено сложностью связи на больших расстояниях, что сильно ограничивало взаимодействие двух культур.

Самым пожалуй значительным различием между Древним Римом и Древней Грецией, были гладиаторские бои, получившие в Риме необычайное развитие.
Гладиаторские бои устраивались ещё в этрусских городах еще с VI в. до н. э. От этрусков они проникли в Рим. Впервые в 264 г. в Риме был устроен бой трех пар гладиаторов. В течение последующих полутора столетий гладиаторские игры устраивались на поминках знатных лиц, назывались погребальными играми и носили характер частного представления. Постепенно популярность гладиаторских боев растет.

В 105 г. до н. э. гладиаторские бои были объявлены частью публичных зрелищ и об их устройстве стали заботиться магистраты, Наряду с магистратами имели право давать бои и частные лица, Дать представление гладиаторского боя — значило приобрести популярность у римских граждан и быть избранным на государственную должность.
А так как желающих получить магистратскую должность было много, то число гладиаторских боев растет. На арену уже выходят по несколько десятков, по несколько сотен пар гладиаторов. Гладиаторские бои становятся излюбленным зрелищем не только в городе Риме, но и во всех итальянских городах. Они стали настолько популярны, что был создан специальный тип здания – амфитеатр, где и устраивались гладиаторские бои.


1. Бестиарии

В отличие от других гладиаторов, бестиарии боролись за свою жизнь с животными, а не себе подобными. Специально для этих боёв римские императоры и сенаторы привозили из Африки и Азии экзотических и сильных животных (например, львов, тигров, слонов и медведей). Они служили символом богатства, а также были участниками зрелищ, которые устраивали для толпы в Колизее и амфитеатрах. Некоторые виды животных (к примеру, слоны) были призваны шокировать и развлекать зрителей, которые прежде никогда их не видели. Другие животные должны были охотиться на людей, а также сами выступали в роли добычи.

Ноксии были представителями самого низшего класса в римском обществе. Их даже не считали за людей. К ним относились христиане, евреи, дезертиры, убийцы и предатели. Ноксий не брали в школу гладиаторов, а их появление на аренах, где они умирали самыми ужасными способами, было, своего рода, наказанием за совершённые преступления. Ноксии могли быть убиты несколькими способами: первый – их разрывали на части дикие животные; второй – их до смерти мучили гладиаторы, которые завязывали глаза и получали инструкции от толпы; третий – они выступали в роли мишени, за которой охотились настоящие гладиаторы. Ноксии, как правило, были одеты в набедренную повязку и не имели брони. Оружием им служил простой гладиус (короткий меч) или палка. Римлянам доставляло удовольствие убивать ноксий. Это служило напоминанием о том, что каждый должен знать своё место в социальной иерархии.


3. Ретиарии

Что лучше: скорость или сила? Смерть от тысячи порезов или одного удара? В древнеримские времена ответ был однозначным: чем больше силы и брони, тем лучше. Именно поэтому к ретиариям изначально относились как к низшему типу гладиаторов. У них было очень мало брони, поэтому им приходилось бороться, используя ловкость, скорость и хитрость, а также сеть, трезубец и – в крайних случаях – небольшой клинок. Ретиарии тренировались отдельно от гладиаторов, у которых были мечи и щиты. Их считали женоподобными и часто высмеивали. Сатирик и поэт Децим Юний Ювенал поведал историю о мелком аристократе Гракхе, который не только вызвал всеобщую немилость, став гладиатором, но и опозорил общество, сражаясь в качестве ретиария. Однако через несколько столетий ретиарии приобрели милость и стали одними из главных на арене.


4. Секуторы

Гладиаторы, которые относились к типу секуторов, должны были преследовать и побеждать ретиариев. Секутор имел мощные доспехи: огромный щит, меч и круглый шлем, который закрывал всё его лицо и имел два крошечных отверстия для глаз. Типичный бой между секутором и ретиарием начинался с того, что последний отходил на безопасное расстояние или – в некоторых случаях – взбирался на возвышенную платформу над водой, где лежал заранее подготовленный запас камней. Секутор (лат. secutor – преследователь) преследовал ретиария и пытался не попасть в его сеть или под град камней. Также он боялся трезубца ретиария, который использовался для того, чтобы не подпустить секутора слишком близко. Секутор был хорошо вооружён, однако он быстро уставал под тяжестью своей брони.

Император Коммод сражался в качестве секутора во время игр; он имел отличные доспехи и оружие, что гарантировало ему победу. Ещё одного знаменитого секутора звали Фламмом, он был родом из Сирии и сражался на арене в одежде, характерной для жителей территории Галлии. Он принял участие в 34 боях и одержал победу в 21 из них. Удивительно, но ему четырежды предлагали свободу, однако он каждый раз отказывался.

Эквиты были похожи на римских кавалеристов, однако их не стоит путать. Римские кавалеристы были в основном представлены мелкими аристократами, которые занимали хорошие должности в сенате и могли даже стать императорами. В свою очередь, эквиты были прославленными организаторами публичных зрелищ. Представления в Колизее, как правило, начинались с боёв эквитов, чтобы оживить толпу при помощи ловкости и скорости, которые демонстрировали эти гладиаторы. Сидя верхом на лошадях, они атаковали друг друга при помощи копий, а затем соскакивали на землю и боролись на мечах. Они носили лёгкие доспехи, что способствовало большей ловкости и атлетичности.


6. Провокаторы

Как мы теперь знаем, в Древнем Риме сражаться друг с другом на арене могли различные типы гладиаторов. Провокаторы, тем не менее, вступали в бой только с провокаторами. Причина заключалась в том, что соперника для них не выбирали – они сами вызывали его на бой. Они сражались, чтобы уладить распри между гладиаторскими школами, которые соперничали друг с другом, или повысить свой статус, победив известного соперника. Каждый провокатор был вооружён как римский легионер: он имел прямоугольный щит, нагрудник и шлем.


7. Женщины-гладиаторы

Женщины-гладиаторы, как правило, носили очень мало брони, и у них почти всегда был оголён торс. В большинстве случаев они даже не надевали шлем, чтобы все знали, что на арене сражается женщина. Бои между женщинами-гладиаторами, которые, кстати сказать, были вооружены коротким мечом и щитом, были редкостью и воспринимались как новшество. Женщины могли сражаться не только между собой, но и с карликами, чтобы вызвать негодование и шок у толпы. В некоторых случаях в гладиаторских боях могли принимать участие женщины, имевшие высокий статус в обществе. Их появление на арене сопровождалось громкими скандалами. В конечном счёте, бои женщин-гладиаторов были запрещены в 200 году нашей эры.


8. Галл / Мурмиллон

Галлы были одними из первых гладиаторов, которые произошли от галльского племени, проживавшего в Центральной и Западной Европе. Большинство из них были пленными, которые были вынуждены выйти на арену, чтобы сражаться. Галлы были хорошо вооружены и выглядели как типичные гладиаторы: они имели длинный меч, щит и шлем, однако носили традиционную галльскую одежду. Галлы были менее проворными, нежели другие гладиаторы, поэтому полагались на свою силу, атакуя противников. Они часто сражались с пленными из вражеских племён.

После того как галлы заключили мир и вошли в состав Римской империи, их стали относить к другому типу гладиаторов, которых называли мурмиллонами. Мурмиллоны по-прежнему использовали тяжёлый меч и щит, однако одевались как римские солдаты и сражались с другими мурмиллонами, гладиаторами из вражеских регионов и ретиариями.

Одного из самых знаменитых мурмиллонов звали Маркусом Аттилиусом, который во время своего первого боя победил гладиатора из личного войска Нерона, Хиларуса, и Луция Феликса. У обоих на счету было более десятка побед.


9. Самниты

Самниты также являются одними из первых гладиаторов, и они имеют много чего общего с галлами. Они также были военнопленными, однако их родиной считался регион Самний (юг Италии). После того как римляне одержали победу над самнитами, они заставили их участвовать в насмешливых церемониальных боях, которые впоследствии превратились в гладиаторские соревнования. Самниты носили традиционную военную одежду и сражались при помощи меча и прямоугольного щита. Их противниками, как правило, были попавшие в плен солдаты из враждующих с Римом племён.

Когда Самний стал одной из провинций Римской империи, самниты перестали относиться к отдельной категории. Они присоединились к гопломахам или мурмиллонам, которые носили такую же одежду и имели похожее оружие.


10. Фракийцы

Самым популярным и хорошо известным гладиатором является Спартак. Он был военнопленным из фракийского племени, проживавшего на территории Юго-Восточной Европы. Он восстал против своих поработителей, которые вынуждали его сражаться на гладиаторской арене. В конечном счёте, Спартак был побеждён, однако легенда о нём живёт по сей день.

Фракийцы, которые имели круглый щит, изогнутый клинок и широкий шлем с эмблемой грифона, были, пожалуй, самыми популярными из первых гладиаторов. Они часто сражались с галлами и самнитами.

Так же, как мы сегодня болеем за разные спортивные команды, императоры и сенаторы имели своих любимчиков среди гладиаторов. Калигула, в частности поддерживал фракийцев и даже убил гладиатора, который победил его любимого фракийского воина. Другой император, Домициан, питал такое презрение к фракийцам, что однажды бросил одного из зрителей на растерзание собакам. Что сделал этот бедняга? Он выдвинул предположение о том, что фракиец, скорее всего, выиграет гладиаторский бой.

Арль, Франция. Реконструкторы, изображающие гладиаторов, сражаются в пыли веков на римской арене, построенной 1900 лет назад. Такие бои помогают исследователям лучше понять этот древний кровавый спорт, веками привлекавший внимание римлян.

Гладиаторы были не совсем такими, какими их показывают в кино. Да и бились они, как правило, не на смерть, а чтобы устроить классное шоу.

В туннеле под римским амфитеатром в Арле темно и прохладно – большое облегчение после обжигающего средиземноморского солнца, раскалившего и посыпанную соломой арену, и каменные трибуны.

Но в шлеме, который я только что надел, душно. Эта копия шлема, который защищал голову римского гладиатора, вся во вмятинах и царапинах, весит около шести килограммов.

Хотя глаза мои прикрыты решетчатым забралом, я могу рассмотреть двух разминающихся мужчин в набедренных повязках. Один из них позвякивает металлическими наручами; в руке, облаченной в кожаную перчатку, зажат короткий кривой меч. Его партнер поднимает свой меч и спрашивает, не хочу ли я, чтобы он ударил меня им по голове, – показать, насколько крепок шлем.

Лопез, бывший офицер французской полиции и тренер по боевым искусствам, знает, что такое настоящий бой. 27 лет назад он увлекся древними боевыми техниками. Заказав себе точные копии гладиаторского снаряжения и оружия, Брис не один год размышлял над тем, как все это могли использовать в схватке не на жизнь, а на смерть, вроде тех, что показывают в фильмах и книгах о гладиаторах.

Считается, что из десяти гладиаторов, выходивших на арену, девять выживали, чтобы впоследствии принять участие в других боях.

MM8905_200814_04160.jpg

Амфитеатр в тунисском Эль-Джеме, построенный в 238 году н. э. по образцу римского Колизея, в свое время был третьим по величине строением Римской империи. Для 35 тысяч зрителей, заполнявших трибуны, гладиаторские бои были главной приманкой.

За последние 20 лет археологи совершили ряд находок, которые подтверждают некоторые из догадок Лопеза относительно гладиаторских боев и ставят под сомнение принятую в массовой культуре точку зрения на эти древние представления. Среди гладиаторов, действительно, были преступники или военнопленные, приговоренные к участию в боях, но для большинства это была просто работа. Это были боксеры, участники боев без правил или регбисты своего времени. У кого-то были семьи, и домочадцы по вечерам ждали бойцов домой.

Работа гладиатора могла приносить неплохой доход, и порой эту карьеру выбирали осознанно, как свидетельствуют письменные источники. Благодаря доблести, проявленной на арене, гладиатор мог стать любимцем публики, а узник – обрести свободу. Но, пожалуй, самое удивительное открытие: абсолютное большинство боев не оканчивалось смертью. Из десяти гладиаторов, выходивших на арену, по некоторым оценкам, выживали девять.

Гладиаторские бои пользовались у римлян огромной популярностью на протяжении шести веков. Сражения были излюбленной темой художников, гладиаторов изображали на мозаиках, фресках, мраморных рельефах и бронзовых орнаментах, стеклянной и глиняной посуде, которые находят на всей территории римского мира.

Сегодня, благодаря бесчисленным и часто неточным изображениям в кино и литературе, гладиаторские бои стали одним из самых известных – и неверно трактуемых – элементов римской культуры. А произошло это потому, что римские авторы отводили на удивление мало места описанию подробностей гладиаторских игр – очевидно просто потому, что были слишком хорошо с ними знакомы. (Как часто вы рассказываете в письмах друзьям, из скольких игроков состоит футбольная команда?)

Как нередко бывает в деле изучения Древнего Рима, некоторые из отлично сохранившихся свидетельств о жизни гладиаторов и гладиаторских боях были найдены в Помпеях, к югу от современного Неаполя. В 79 году н. э. этот процветающий город, как известно, был внезапно погребен под вулканическим пеплом.

Сегодня, прогуливаясь по превосходно сохранившимся улицам Помпей, напоминания о гладиаторских играх видишь повсюду. В восточной части города расположен вмещающий 22 тысячи зрителей амфитеатр, с верхних рядов которого видна грозная громада Везувия. Поблекшие объявления на стенах в центре города зазывают на предстоящие бои. В мозаиках и фресках запечатлены самые интересные моменты прошедших игр.

MM8905_201014_04927.jpg

Богатый клад гладиаторских доспехов и оружия, найденный в Помпеях в 1766 году, включает шлемы, полностью защищающие лицо, и короткие мечи, а также искусно украшенные поножи и щиты. Такое защитное снаряжение уберегало от смертельных ран и обеспечивало непредсказуемость боев.

MM8905_201015_05142.jpg

Богатый клад гладиаторских доспехов и оружия, найденный в Помпеях в 1766 году, включает шлемы, полностью защищающие лицо, и короткие мечи, а также искусно украшенные поножи и щиты. Такое защитное снаряжение уберегало от смертельных ран и обеспечивало непредсказуемость боев.

MM8905_201015_05129.jpg

Богатый клад гладиаторских доспехов и оружия, найденный в Помпеях в 1766 году, включает шлемы, полностью защищающие лицо, и короткие мечи, а также искусно украшенные поножи и щиты. Такое защитное снаряжение уберегало от смертельных ран и обеспечивало непредсказуемость боев.

MM8905_201016_05225.jpg

Богатый клад гладиаторских доспехов и оружия, найденный в Помпеях в 1766 году, включает шлемы, полностью защищающие лицо, и короткие мечи, а также искусно украшенные поножи и щиты. Такое защитное снаряжение уберегало от смертельных ран и обеспечивало непредсказуемость боев.

В 1766 году во время первых раскопок в Помпеях обнаружили целую груду гладиаторского обмундирования. Находка была сделана на окраине города, где бойцам отвели место для жилья и тренировок, после того как землетрясение повредило здание местной школы.

STOCK_MM8905_ALAMY_2D98TKX.jpg

Специалисты спорят о том, в самом ли деле у римлян было принято требовать смерти проигравшего, опуская большие пальцы вниз, как показано на картине, написанной в 1872 году, или это вымысел. Фреска из Помпей (следующее фото) свидетельствует: раненые гладиаторы показывали, что сдаются, подняв вверх указательный палец. После этого организаторы игр решали, сохранять ли им жизнь.

MM8905_191127_03433.jpg

Специалисты спорят о том, в самом ли деле у римлян было принято требовать смерти проигравшего, опуская большие пальцы вниз, как показано на картине, написанной в 1872 году, или это вымысел. Фреска из Помпей свидетельствует: раненые гладиаторы показывали, что сдаются, подняв вверх указательный палец. После этого организаторы игр решали, сохранять ли им жизнь.

Другие изображения, созданные в самых разных уголках римского мира, заставляют предположить, что в помещениях под ареной, а может быть, и одновременно с гладиаторами на арене находилась пестрая компания помощников и прихлебателей. Музыканты разогревали публику, пока гладиаторы занимали свои места, и, возможно, продолжали играть во время боя, придавая особый драматизм происходящему. Шлемы и оружие вносила на арену торжественная процессия во главе с мунерарием – организатором игр.

И, как во всяком популярном виде спорта, болельщикам была доступна обширная статистика, которую можно было изучать. По всему римскому миру счет побед, поражений и ничьих гладиаторов выцарапывали на стенах и выбивали на надгробных камнях. Результатов многих схваток мы никогда не узнаем. Но несложно представить, например, как тряслись поджилки у Валерия – гладиатора, одержавшего, если верить надписи на стене в Помпеях, победу в 25 поединках, когда он выходил на арену против Вириата, за плечами которого было 150 успешных боев.

MM8905_200209_03631.jpg

Когда гладиаторские бои только набирали популярность – вероятно, как часть погребальных ритуалов еще в начале III века до н. э., – в них, возможно, участвовали преимущественно военнопленные или осужденные преступники. Однако к I веку н. э. игры превратились в один из центральных элементов общественной жизни огромной империи, к их организации подходили весьма тщательно, и уровень ожиданий публики вырос. Возник спрос на хорошо обученных бойцов-добровольцев, и, чтобы удовлетворить его, появились десятки гладиаторских школ.

MM8905_200302_03795.jpg

К 150 году н. э. рост стоимости гладиаторских боев вышел из-под контроля: честолюбивые политики устраивали все более зрелищные игры, стремясь перещеголять соперников. Чтобы положить этому конец, император Марк Аврелий установил лимиты расходов на организацию таких представлений. Его указ сохранился на бронзовой табличке, которая, видимо, висела на стене рядом с амфитеатром в испанской Севилье

National Geographic Россия №210, июнь 2021

National Geographic Россия №210, июнь 2021

Статья полностью доступна подписчикам онлайн-версии журнала. Оформляя подписку, вы получаете доступ к эксклюзивному контенту из журнала на сайте, а также PDF-версию выпуска.


Гладиаторами в Древнем Риме называли специально обученных бойцов, иногда рабов, но чаще свободных граждан, сражавшихся на аренах ради развлечения публики (во втором случае — ради бабла и пиара). Широкое распространение гладиаторские игры получили на рубеже I и II веков до н. э., а расцвет пришелся на I век н. э. После восстания Спартака популярность гладиаторских боёв пошатнулась, но их настоящий закат начался лишь в IV в. Окончательно запрещены игры были в начале V в. императором Гонорием.

Образ гладиатора с присущим ему противоречием рабского положения и честолюбия воина-спортсмена послужил источником вдохновения для множества авторов, начиная с Ренессанса и заканчивая современными сценаристами видеоигр.

Содержание

Положение гладиаторов было довольно противоречивым. С одной стороны, они были рабами со всеми вытекающими последствиями, а борьба за свободу являлась основным стимулом сражаться на потеху римлянам. И, разумеется, статус раба был определяющим. Но вместе с тем одержавшие хотя бы несколько побед гладиаторы быстро становились любимцами публики и пользовались большой популярностью, что не могло не сказываться на их самооценке.

Основным стимулом сражаться для гладиаторов была возможность получить свободу за достижения на арене. Конкретные механизмы освобождения неизвестны, не вполне понятно даже то, освобождался ли гладиатор после определенного числа боёв/побед или только в случае совершения какого-то исключительного подвига. Скорее всего, в реальности было возможно и то, и другое. Кроме того, хотя гладиатор и был рабом, он имел право на личные накопления и теоретически мог выкупить сам себя. Однако такой вариант все равно требовал побед на арене, так как основным источником дохода для гладиаторов были ставки на самого себя.

Завоевавший свободу гладиатор получал символический деревянный меч — рудис. По сохранившимся данным, подавляющее их большинство не возвращались к местам прежней жизни, а оставались в сфере боёв. Они часто становились наставниками в гладиаторских школах — лудусах — или даже их владельцами — ланистами. Также нередки были случаи, когда освободившиеся бойцы продолжали выступать на арене. Таких гладиаторов называли рудиариями, и они были чрезвычайно популярны.

Наглядное представление о том, насколько позорным считалось ремесло гладиатора, даёт следующий факт: среди римлян считалось зазорным умение вообще хорошо фехтовать — это сразу наводило на подозрения, что фехтовальщик бывший гладиатор. В Риме не было принято решать противоречия поединками, поэтому стимулы к хорошему владению мечом у свободнорожденных отсутствовали.

При этом следует учитывать, что гладиаторы обучались так называемому сценическому фехтованию — в первую очередь эффектному и только во вторую эффективному. Осваиваемые приемы, как и типичное вооружение, предполагали в основном нанесение резано-рубленых ранений, волнующих зрителей видом крови, а не куда более опасных и практичных, но скучных для публики колотых ран. Поэтому гладиатор может считаться воином примерно с теми же допущениями, что и биатлонист — солдатом горнострелкового батальона.

Описание типов гладиаторов затрудняется тем, что параллельно существовали два основания их классификации: по вооружению/доспехам и по представляемому образу. Например, ретиарий не представлял образ воина того или иного народа и хорошо узнаваем по вооружению (трезубец и сеть), в то время как мурмиллон и фракиец похожи по вооружению и доспеху, но фракиец представлял фракийского воина, а мурмиллон — определенный тип снаряжения. Отсюда же проистекают сложности в составлении биографии исторических личностей. Так, вероятно, самый знаменитый гладиатор — Спартак традиционно считается фракийцем, но точно неизвестно, был ли он уроженцем Фракии или фракийцем по по типу гладиатора.

  • Спартак — лидер самого известного восстания рабов в Древнем Риме. Жил и сражался в городе Капуя. Предположительно был выходцем из Фракии. Вопреки распространённому мнению, на момент начала восстания уже был свободным человеком и преподавал фехтование и борьбу в одной из гладиаторских школ.
    • Не верьте, если кто-то вам скажет, что Спартак прославился на арене Колизея. Когда жил Спартак, Колизей (точнее, амфитеатр Флавиев) еще не был построен.
    • В литературе гладиатор часто описывается как сильный и мужественный человек, одновременно и тяготящийся своим положением, и гордящийся им.
    • В кино, не посвященном собственно гладиаторам, часто встречается сюжетный ход, когда герой вынужденно или добровольно разово участвует в бою на арене.
    • В видеоиграх и словесных РПГ гладиатор, как правило, представляет собой мастера поединка, искусно владеющего необычными приёмами.
    • Если действие происходит в Древнем Риме, гладиаторы там будут с вероятностью 90 %. Не надо далеко ходить — на нашем уютном ресурсе страница о соответствующей эпохе озаглавлена как?

    Ты зарос жирком и обрюзг, мой братец, Дух свой боевой утопил в кружке, Но придётся вспомнить былую доблесть: Гладиатор — это не игрушки! [2]

    (тихо) Если хочешь освободиться, Делай, что я сказал! (громко) Возьмите его! Он будет биться В честь Короля-Жреца!

    Читайте также: