Как здесь поехать автобусу

Обновлено: 18.09.2024

Маршрутки – это бич наших городов: они опасные и неудобные, они редко перевозят льготников, они не приспособлены для маломобильных пассажиров, они мешают движению нормального общественного транспорта и отнимают у него пассажиров, а ещё создают пробки.

Но также маршрутки – важный инструмент обогащения чиновников и их друзей, поэтому ваша мэрия не спешит от них избавляться.

Судите сами: каждый день пассажиры платят водителю кучу налички, которая не поддаётся никакому подсчёту и контролю. Соответственно, с налогами можно мухлевать как угодно. Припарковать маршрутку можно на любой бесплатной парковке в городе. Починить – у друзей в гараже. В принципе, осталось только забрать у города самые хлебные маршруты – и всё, бизнес готов!

Тем, кто бывает в разных городах России, возможно, приходилось обращать внимание на то, что в одних городах на улицах работают "маршрутки", а в других – этого вида общественного транспорта нет. Причём эта разница может наблюдаться даже между населёнными пунктами одного региона. Огромный массив литературы – как отечественной, так и зарубежной, как академической, так и публицистической, несмотря на обстоятельное изучение вопроса, увы, не способен объяснить эту разницу между городами. Материалы небольшого исследования, которое было проведено ещё в 2016 году, позволяют сделать шаг в сторону разрешения этого вопроса. И даже расширить подход к изучению организации транспортного обслуживания.

Первые "частники"

Появление "частников" на городских маршрутах было связано с дефицитом транспортных средств, который, в целом, характерен и для периода СССР. Разница заключалась в том, что события 90-х годов усугубили эту ситуацию. "Частники" стали едва ли не единственным быстрым решением проблемы городских перевозок. Так, во-первых, Газели, РАФики и даже УАЗики появились на маршрутах муниципальных перевозчиков. Во-вторых, к существующим маршрутам стали добавляться небольшие изменения в духе продления на пару сотен метров. И, наконец, появились принципиально новые связи. Если для первых двух методов вопрос исчерпывающего пассажиропотока, в целом, не стоял, то последний подход подразумевал уже определённые коммерческие риски.

Освоение территории требовало некоторых усилий по "накатке" маршрута. Это подразумевало работу в убыток в течение нескольких месяцев. Однако успешное завершение, или, другими словами, "освоение" платного пассажиропотока, гарантировало довольно быстрый успех. Таким образом, со временем частные перевозчики превратились в "хозяев" маршрутов, которые опутали своими сетями весь город.

Приватизация маршрутов

Несмотря на отсутствие легального механизма приватизации маршрутов, этот процесс фактически был осуществлён. Чиновники продавали возможность выхода на маршрут, или, другими словами, доступ к платным пассажиропотокам. В Москве, например, по словам одного известного специалиста:

"Никакого механизма особого не было, собирались на 11 этаже в переговорной комнате, ну и, грубо говоря, кто громче крикнет – тому маршрут и доставался".

В Москве на маршруты были установлены расценки:

"От одного до трёх миллионов за один маршрут в докризисные времена. Городской, как правило, миллион, пригородный и междугородний – три".

При этом легальное разрешение на пассажирские перевозки не было отягощено избыточной бюрократией. По словам транспортного чиновника из Ульяновска,

"Формат был какой – перевозчик должен прийти и получить паспорт маршрута согласованный и расписание согласованное. И всё".

В случае положительного результата "накатки" маршрута направление закреплялось за определённым перевозчиком, который сдавал в аренду водителям возможность работать на нём. Так появилась, скажем так, "перевёрнутая" система организации работы, в которой перевозчик зачастую не представлял собой организацию с парком транспортных средств, ремонтной базой и прочими атрибутами. Он не платил зарплату водителю, а наоборот, водитель вынужден был оплачивать ренту за возможность работать на маршруте. Этот подход в отечественной литературе принято называть "система плана".

Система "плана"

Устройство работы маршруток обстоятельно описано ещё в 80-х годах на примере стран так называемого "Глобального Юга". Отечественный опыт подытожен, например, Антоном Бусловым в 2013:

"Обычная схема построения бизнеса в маршрутках такова: водитель владеет микроавтобусом, некая контора выбивает себе маршрут и ставит на него автобусы. За это водитель половину выручки отдает этой конторе в виде дани, на остальное чинится и живет сам. Контора отстегивает деньги чиновникам, чтобы они открывали маршруты, ГИБДД и УГАДНу, чтобы они никак их не проверяли. Фактическим собственником бизнеса является каждый водитель в отдельности, так как он владеет автобусом, и он собирает деньги. Изредка встречаются ситуации, когда автобусы принадлежат конторе, но чаще все ищут "водителя со своим автобусом". Эти водители работают на автобусе сутками, после чего сами же их чинят. Денег у них не так много, так что чинят его как можно дешевле. Без всякого контроля. Гаража у них тоже нет – автобусы хранят у дома, и выезжают на линию опять же без всякого контроля".

"План" – и есть упомянутая Антоном "дань". Сотрудники транспортного ведомства Ульяновска иронизируют:

"У него [перевозчика] 10 машин. Эти 10 машин перечисляют определённую сумму по итогу месяца этому перевозчику. Чем больше машин – чем они менее вместительные, тем их больше будет. Тем больше они будут перегонять ему деньги в виде плана. Им выгодно было бы взять рикши. Принцип такой. Поэтому никто не стимулировал хозяев на большую вместимость. У всех плановая система работы, из этой системы сложилась вся система".

Обеспечение права собственности

Право собственности ввиду отсутствия институциональных условий (судов, полиции, закона) осуществлялось "силовыми" методами. Поджоги транспортных средств в Ульяновске, стрельба в Петербурге, "коктейли Молотова" в Челябинске – неполный перечень тех мер, к которым прибегали при разбирательствах.

Право собственности на маршруты держится на договорённостях, которые поддерживаются за счёт перераспределения суммы "плана" между чиновником и "хозяином". Так соответствующие органы извлекают двойную выгоду. Сначала продавая доступ к освоению платных пассажиропотоков, что и оформляется в маршруты, и затем обеспечивая перевозчику условия для извлечения ренты из результатов труда водителя.

"Хозяева" маршрутов, в свою очередь, оказываются в большинстве своём отставными сотрудниками силовых структур. Административный ресурс становится фундаментальным условием для развития "бизнеса". Аргументы такого рода приводят как работники ГЭТ, так и некоторые перевозчики. Например:

"Администрация города внедряет отработанную коррупционную схему: проводится конкурс на обслуживание, победителем всегда является подконтрольная администрации компания, у которой совершенно нет ресурсов для выполнения обязательств по контракту. Затем эта компания предлагает предприятию, работавшему в данной сфере до проигрыша на конкурсе, субаренду, фактически вставая паразитирующей прокладкой в экономической цепочке".

В этом контексте организация транспортного обслуживания отражает специфику политико-экономического устройства процесса перевозок.

Организация транспортного обслуживания

Структура расходов на содержание маршрутки ГАЗ-322132 предполагает окупаемость нового автомобиля за полгода. Автобус ПАЗ-32053 "начинает приносить прибыль через год" (по словам чиновника из Казани). Здесь важно упомянуть такую деталь, что чем больше транспортное средство, тем дороже его эксплуатация. Более того, большая вместимость требует и более трудоёмкого подхода к организации работы общественного транспорта. Так, трассировка маршрута для обслуживания микроавтобусами, в целом, не сильно отличается от рисования линий на контурных картах. Со слов сотрудника транспортного комитета мэрии Ульяновска:

Приходит [в транспортный комитет мэрии] девочка вся упакованная, вся из себя.

– Хочу открыть маршрут.

Говорю: "Ну, давайте". Вот она открывает схему и по центру вот так, вот так, вот так и по Свияге [делает круговые движения руками по столу]. Я говорю: "А всё-таки пассажиропоток надо изучить".

– Да мы с Вадиком посидели и решили вот так.

По мнению сотрудника "Мосгортранса", большая вместимость означает куда более трудоёмкий подход:

"Что нужно, чтобы было выгодно работать на большой вместимости? Чтобы оправдать свой размер, автобусу нужен интервал больше, чем перед Газелькой. Это невозможно если конкуренция на улице происходит. Даже сами маршрутчики там, где они полностью отжали пассажиров, им не надо уже ни с кем конкурировать, даже если они конкурируют друг с другом на линии, где был бы оправдан автобус большой вместимости каждую минуту, они вынуждены ездить на малой вместимости каждые 20 секунд. Такие примеры есть. В Твери, например, на их главной улице, там интенсивность 180 единиц в час. Это малая вместимость и изредка ПАЗики. Они высаживают во втором и третьем ряду. Никакая посадочная площадка не может переварить такой поток. ПАЗики едут по трамвайным рельсам и высаживают как трамвай. Находясь в левом ряду".

Маршрутка как символ

Эта транспортная единица оказывается материальным объектом, в котором сходятся определённые отношения господства, власти и труда. Пересмотр прав собственности на маршруты выражается в использовании транспортных средств, затраты на которые и окупаемость которых минимальны по времени. Причём в сфере перевозок "частниками" произошли некоторые изменения, будь то более вместительные транспортные средства или безналичный расчёт. Однако де-факто маршруты по-прежнему являются приватизированными.

Подобное наблюдение также хорошо объясняет ограничение интервенционистского потенциала при "системе плана". Действительно, сегодня насчитывается крайне мало примеров, когда у маршрутов в разных городах оказывается один "хозяин". Контрпример, подтверждающий правило – подробности появления компании "Питеравто" в Карелии, их же участие в печальной судьбе МУП ПАТП-1 Вологды, а также выход на обслуживание маршрутов в Волгограде и Москве, как и неудачная попытка проникновения в Новокузнецк.

Маршрутные сети обслуживаются местными "компаниями", в самом механизме функционирования которых зашита прочная спайка с региональным чиновничеством, без которого право собственности на маршруты перестаёт работать. Поэтому и перспектива реформирования пассажирских перевозок, организованных по "системе плана", представляется крайне затруднительным мероприятием. Что и подтверждается примерами городов России, где маршрутки были искоренены — в Казани и Москве.

"Живые наличные деньги, мало или много, но каждый день. Постоянно и неучтенные. Налогов нет. А сегодня найти такие деньги. не в каждой области такое есть".

В свою очередь, отсутствие маршруток объясняется иной схемой приватизации маршрутов, которая во многом связана с необходимостью надёжного функционирования транспортной системы. Автобусы большой и особо большой вместимости в таком городе как, например, Череповец, связаны с тем, что транспорт малой вместимости в принципе не способен доставить работников промышленных предприятий к началу смены в полном объёме. Похожая ситуация в Димитровграде Ульяновской области, где вместо "Газелей" работали автобусы ПАЗ. Пространственные условия индустриального характера в этом случае могут играть основную роль в вопросе объяснения разницы между городами с маршрутками и без.

Цель: приобретение детьми знаний и навыков поведения в общественном транспорте и на дорогах города. Предупреждение и профилактика дорожно–транспортного травматизма.

• закрепить знания о сигналах светофора;

• Закрепить знания о назначении дорожных знаков;

• Развивать память, мышление

• Расширять кругозор у детей о правилах дорожного движения;

• Обучить детей правилам поведения в общественном транспорте;

• Прививать ответственность детям за свое поведение на дорогах;

• Закрепить навыки правильного поведения на улице.

Дорожные знаки, два круга красного и зеленого цвета, кроссворд, памятка правил поведения в автобусе.

Ход занятия:

- Ребята, как называется город в котором мы живем?

- Называние каких улиц вы в нашем городе знаете?

- Скажите, какой транспорт ездит по дорогам нашего города? (грузовой, общественный, специального назначения)

- Какой транспорт относится к общественному?

- Когда вы едите в автобусе кто вы? (пассажиры)

2. Возьмем взрослого за руку

3. Посмотрим на светофор, дождемся,когда загорится зеленый свет

4. Посмотрим о сторонам, подождем, когда остановится транспорт и спокойно переходим дорогу.

Что нам поможет узнать, что здесь останавливается автобус? (знак). Ожидать автобус мы должны на специально обозначенной площадке. Какие еще мы должны соблюдать правила здесь?

1. На остановке мы не должны бегать, играть

2. Нельзя подходить близко к краю тротуара, обочине.

Каков порядок посадки в автобусе?

1. Перед тем как войти в автобус необходимо дать возможность выйти взрослому.

2. Нужно стоять чуть в стороне, чтобы не мешать выходящим людям.

«В автобусе, в автобусе

Водитель сидит автобус,

Автобус, автобус едет гудит.

«Вот поле, вот речка

Приехали дети, автобус стой!

1. Устройство регулирующее движение (светофор)

2. По ней ходят, ездят, а ей не больно? (дорога)

3. Дорожка по которой переходят дорогу (переход)

4. Дорожка сбоку от проезжей части (тротуар)

5. Место, где ожидают общественный транспорт (остановка)

6. У кого покупаем билет? (у кондуктора)

7. Участники дорожного движения (пешеход, пассажир, водитель).

«В магазине мы купили глобус круглый и большой,

Об одном мы позабыли,

Как нести его домой.

Но, подъехав к остановке

Дверь открыл, и очень ловко.

В миг приведи и нас и глобус

«Знает правила движенья

Как урок учитель.

Плюс сноровка при вождении

«Там, где есть машин поток

Дорожных знаков много.

«Для спасенья есть возможность

Лучший тормоз – осторожность.

Жизнь свою побереги

«Напомним ротодею строго:

Стой! Здесь проезжая дорога

Кто так на улице резвиться

А вот и наша остановка. Мы приехали. А как мы будем выходить из автобуса? А какие правила мы должны соблюдать поездке в пассажирском транспорте?

• Не стоять у дверей

• Держаться за поручни

• Сидеть, не кричать, и ни кому не мешать

• Не отвлекать водителя

• Не баловаться и не сорить

• Не препятствовать закрытию дверей

• Выходить из автобуса до полной остановки, после родителей

Конспект занятия по ПДД в старшей группе

Конспект занятия по ПДД в старшей группе 1. Уточнить имеющиеся у детей представления о светофоре, его назначении, цветовых сигналах. Развивать наблюдательность, внимание, способность.

НаЧемоданаХ Logo

Сотни тысяч человек ежедневно пользуются услугами автобусных пассажирских перевозок, одни из них большие приверженцы данного вида транспорта, другие же предпочитают путешествовать по средствам поездов, самолетов или личного транспорта и прибегают к автобусным поездкам лишь при крайней необходимости. Давайте разберемся, какие плюсы в автобусных турах находят одни, и какие нестерпимые минусы видят другие пассажиры.

Положительные стороны путешествия на автобусе:

Отрицательные стороны поездок на автобусе:

  1. Малоподвижность в дороге. Не будем кривить душой, что, несмотря на весь комфорт, который пытаются создать изготовители современных автобусов, провести сутки, а то и больше сидя на одном месте в кресле автобуса занятие не из лучших, да и спать сидя или полулежа то еще удовольствие. Правда, в длительных путешествиях предусмотрены короткие остановки, во время которых можно размяться, однако зачастую что бы чувствовать себя хорошо этого не достаточно.
  2. Длительность поездки. В отличие от самолетов и скорых поездов, автобусные рейсы отличаются своей продолжительностью, так путешествуя на большие расстояния можно провести в автобусе несколько суток, при том, что, воспользовавшись услугами авиаперевозок можно преодолеть этот путь всего за пару тройку часов.
  3. Пересечение границ и пробки.Путешествие на автобусе с пересечением границы иногда может занимать гораздо больше времени, нежели ожидалось, и зачастую это связано не с самим автобусом, его водителем или даже документацией компании, а пропускной способностью самой границы, графиком ее работы и количеством машин пересекающей ее.
  4. Качество дорог. Ну, это отдельный разговор, если вы путешествуете, где-то по Европе, то качество дорог в большинстве стран исключительно и сомнению не подлежит, а вот большинство местных трас оставляет желать лучшего. Так путешествуя на автобусе, могут укачиваться даже те пассажиры, у которых ранее этого и не отмечалось, и дело тут вовсе не в самом автобусе или качестве вождения, а неисправности дорожного покрытия.
  5. Неисправность автобусов.Согласитесь, автобусы ломаются гораздо чаще, нежели поезда и уж конечно самолеты, однако выбирая проверенную транспортную компанию можно быть уверенным в исправности автобусного средства. А в случае форс-мажорных обстоятельств компания предоставляющая автобус по тому или иному маршруту обязана произвести замену автобуса и в конечном итоге доставить пассажиров в конечный пункт поездки.

Как видите положительных и отрицательных сторон в путешествиях на автобусе практически одинаковое количество, и все мы знаем, сколько людей, столько и мнений. Каждый выбирает тот вид транспорта, который приходиться ему по душе, однако выбирая такой вид транспорта как автобус, стоит изучить все нюансы такого путешествия и максимально подготовиться к поездке.



А вот взрослым — педагогам и родителям, — организующим эти выезды и сопровождающим в них детей, не до веселья и расслабления: перевозка группы детей автобусами — сложное с точки зрения соблюдения всех норм и правил и весьма ответственное с точки зрения безопасности мероприятие. Нужно составить маршрут, выбрать сертифицированного перевозчика, встретиться с водителем, нанять медработника, внести всех детей и сопровождающих в списки, уведомить о поездке Госавтоинспекцию.

Поездка всем классом: как грамотно и безопасно организовать перевозку группы детей автобусами

Казалось бы, зачем такие сложности, если нужно проехать всего пяток остановок по городу или несколько десятков километров по трассе?! Тем не менее, правила перевозки групп детей автобусами, как и многие другие, написаны на основе жизненного опыта, к сожалению, далеко не всегда радостного.

Поездка всем классом: как грамотно и безопасно организовать перевозку группы детей автобусами

Не хочется пугать статистикой, но все вы, думаю, слышали, сколько происшествий с рейсовыми автобусами случилось в нашей стране за последнее время. Сколько историй можно прочитать в интернете и даже услышать лично от знакомых, как подростки, познакомившись в кафе, уезжали одни в другой город на автобусе и их никто не остановил. Как терялись дети во время выездных экскурсий. Как водители путали маршруты или засыпали за рулем, потому что не соблюдали режим труда и отдыха.

Обычно организацией поездки полностью занимаются педагоги, нанятая ими организация или инициативная группа, а родители просто отдают детей под их ответственность. Помню, когда в моей школе планировались выезды с классом, никто не интересовался подробностями. Только — кто, с кем, куда и на сколько едет. А на чем, кто поведет, какой маршрут, что за компания-перевозчик, кто этот водитель, будет ли медик на борту и сопровождение тогда еще ГАИ — об этом даже как-то неловко было спрашивать, мол, организаторам виднее, это их дело. Конечно, именно они несут юридическую ответственность за безопасность детей. Но если вдруг что-то случится по их недосмотру, станет ли вам легче от того, что учитель или водитель будут наказаны. Понятно, что родители не могут сопровождать своих детей везде и всегда, но перепроверить, соблюдены ли необходимые требования и правила — в ваших силах и в вашем праве. Пользуйтесь этим правом и обращайте внимание на детали!

Поездка всем классом: как грамотно и безопасно организовать перевозку группы детей автобусами

Со своей стороны организаторам поездки — педагогам, организации или инициативной группе родителей — следует четко соблюдать все требования закона, касающиеся перевозки групп детей автобусами. Лучше, как говорится, перебдеть!

Поездка всем классом: как грамотно и безопасно организовать перевозку группы детей автобусами

Серьезно нужно отнестись и к тому, что, даже если перевозка осуществляется одним или двумя автобусами, необходимо уведомить о ней ГИБДД, а в поездку взять копию этого уведомления. Если же в перевозке участвуют три и более автобусов, то ГИБДД может назначить сопровождение колонны одним или несколькими патрульными автомобилями.

Поездка всем классом: как грамотно и безопасно организовать перевозку группы детей автобусами

Родители участвующих в выезде детей могут лично проверить, правильно ли указан маршрут, надежен ли автобус, оснащен ли он тахографом и ГЛОНАСС, квалифицирован ли водитель, на месте ли ремни безопасности — это тот необходимый вклад, который они могут — и должны — сделать в безопасность своих детей на дороге.

«Перед тем как планировать поездку, внимательно изучите все требования и документы, чтобы ошибка или недосмотр не испортили праздника. Не стоит доверять дешевым предложениям от сомнительных туристических бюро, где качество обслуживания транспорта или услуг водителей может вызвать подозрения. Нельзя экономить на безопасности.

Поездка всем классом: как грамотно и безопасно организовать перевозку группы детей автобусами

Кроме того, обязательно соблюдать все требования, связанные с предотвращением пандемии COVID-19, и все экскурсии планировать после того, как разрешены будут поездки и посещения музеев и достопримечательностей.

Только соблюдая все правила до поездки и во время нее, можно быть уверенным в безопасности детей и своей собственной — и уже спокойно получать удовольствие и приятные впечатления от путешествия!

Читайте также: