Какая цепь на велосипеде турист

Обновлено: 18.09.2024

уход за велосипедной цепью

Уход за велосипедной цепью начинается с безупречной чистоты. Как я это делаю, исходя из моего многолетнего опыта езды на велосипеде, я решил поделиться в этой статье. Надеюсь, моя пошаговая инструкция будет полезна для любителей дальних прогулок.

Шаг 1. Тщательно обезжирьте и очистите цепь вашего велосипеда

Уход за велосипедной цепью

Сначала щедро нанесите жидкость для обезжиривания на цепь, кассету, задние звездочки и звенья цепи велосипеда. Дайте ей немного впитаться, а затем возьмите старую ненужную щетку и втирайте ею обезжириватель до тех пор, пока не очистите части велосипеда настолько, насколько это возможно.

Также можно обезжирить звездочки, находящиеся на кассете велосипеда, и все части переключателей скоростей, чтобы убрать максимально много засохшей грязи, которая может навредить этим составляющим велосипеда.

Цепь покрывается грязью, поскольку жидкие смазочные материалы для цепей со временем окисляются и превращаются в подобие густого осадка, который впитывает грязь, сажу и прочие загрязняющие вещества. Еще через некоторое время они застывают, успев проникнуть во все щелочки и трещины, которые имеются в местах нанесения. Чтобы не допустить скопления старых смазочных материалов на цепи, необходимо особенно тщательно очищать ее до повторного смазывания.

Теоретически, полезно было бы очищать и смазывать цепь велосипеда после каждой поездки. В данный момент я езжу по покрытым грязью дорогам, поэтому велосипед и трансмиссия загрязняются каждую поездку. Я стараюсь чистить их хотя бы раз в неделю, а летом делаю это еще реже, поскольку дороги не такие грязные.

Когда обезжиривающая жидкость полностью впитается, тщательно протрите поверхность. Вы можете сделать это несколько раз. Если после этих действий трансмиссия стала полностью чистой, вы все сделали правильно.

Шаг 2. Высушите, протрите и подождите

Помните, что до тех пор, пока вы не смажете цепь, не стоит ездить на велосипеде! Уделите немного времени на тщательную просушку трансмиссии. Используйте кусочек ткани, чтобы вытереть лишнюю влагу и обезжириватель. Особенно внимательно протрите участки между звездочками кассеты, ведь именно там часто оседает грязь, которую нелегко отмыть.

Все это сделать довольно легко, если ваш велосипед находится на стойке для обслуживания. Даже если стойки у вас нет и велосипед стоит на полу, натирание деталей до блеска – одна из самых приятных составляющих процесса смазывания трансмиссии.

как смазывать велосипедную цепь

Шаг 3. Подберите подходящий смазочный материал

На самом деле, то, какой смазочный материал вы выберете, никак не скажется на качестве работы цепи велосипеда. Трение будет смягчаться одинаково. Разница между действием материалов заключается в частоте смазывания и количестве грязи, которую материал способен впитать.

Честно говоря, я не вижу смысла в том, чтобы подробно рассказывать о разных видах смазочных материалов, включая восковые, керамические и другие. Я люблю ездить на велосипеде, а не смазывать их. Вам следует выбрать сухой или влажный смазочный материал исходя из преобладающих дорожный условий.

При выборе используйте ваш здравый смысл, а также убедитесь в том, что используете именно масло, подходящее для велосипедной цепи. Всем известный WD40 не помощник в смазывании, его можно использовать только для того, чтобы убрать лишнюю жидкость откуда-либо. Кроме того, он может попасть на детали, связанные с торможением, поэтому при его использовании нужно быть крайне аккуратным.

Шаг 4. Смажьте велосипедную цепь!

велосипедная цепь уход

Помните, что масло должно находиться именно внутри цепи, а то, что находится снаружи, будет только брызгать по сторонам и впитывать ненужную грязь.

Уход за велосипедной цепью, на самом деле, не такое уж и сложное занятие. По большей мере, мне даже нравится это делать, в этом я нахожу для себя некий дзен.

Все мы сталкивались с такой проблемой, что рано или поздно цепь растягивается и начинает проскакивать, не попадая по звёздам. Давайте сначала разберемся, почему так происходит с технической точки зрения.


Когда же менять цепь? Как износ действует на кассету и звезды системы?

Для того что-бы выкатать грубо говоря 10 000 км, вам нужно будет к примеру 18 раз поменять цепь каждые 500км, и каждая пройдёт 6 кругов замены. Из чего можно сделать вывод, что 3 цепи переживают ресурс звезд системы и полностью выкатывают ресурс кассеты.

Так как же нам теперь эту информацию использовать на практике?

В начале сезона покупаем 3 цепи, кассету, систему. Ставим всё это и начинаем катать. Далее события могут развиваться по нескольким сценариям, всё зависит от возможностей и наличия необходимых инструментов.


  1. Выкатывание цепи с фиксированным пробегом. Можно катать меняя цепь к примеру каждые 400-600 км, но тогда мы не сможем засечь влияние погодных условий и абразива. Наверняка каждый догадается, что в мокрой, песчаной, или морозной среде износ трансмиссии будет больше. Чётко отследить износ в этих условиях не получится.
  2. Измерения цепи с помощью специального измерительного калибра. Берем специальный калибр и цепь измерять им. Калибр имеет 2 положения 0.75 мм и 1 мм растяжения. Используя данный метод, изначально тоже придётся катать по 400-600км пока не наступит растяжение 0.75, а дальше меряем растяжение калибром.
  3. Измерения цепи с помощью штангенциркуля. Спорный способ, частично зависящий от цепи — это измерение с помощью штангенциркуля. Но для того, чтобы им воспользоваться, нужно выработать схему измерений, привыкнуть и регулярно замерять, чтобы увидеть разницу. NB! Чем у вас длиннее штангенциркуль, тем точнее будут измерения. К примеру, я пробовал предварительно выставлять губки штангенциркуля на 132 мм, вставить их в цепь, и раздвинуть. 132-132,7 мм почти новая цепь, 132.7-133.2 мм всё в порядке и можно катать, >133.2 мм цепь ещё будет ходить, но уже умирает, >134 мм цепь на грани смерти. Цепи предлагаю менять каждые 0.4 мм растяжения.

NB! Обязательно не забудьте измерить новую цепь перед началом эксплуатации. Ещё способ измерения: установить 119 мм на губках штангенциркуля. 119,7 до 120,3 мм то всё в порядке, можно спокойно катать. От 120,6 до 120,9 мм пошел процесс растяжения и подъедания зубьев кассеты. Больше 120,9, цепь придется менять вместе с кассетой.

Как уменьшить износ трансмиссии?

Единственный способ — это следить за состоянием цепи, а именно наличии смазки между пинами и роликами цепи. Вовремя смазывать и вовремя менять цепь. Брать цепи только проверенных производителей Shimano, SRAM, KMC, YBN, Campagnolo.


Всем привет. Этот обзор надо было написать немного раньше, потому что у многих велосезон уже давно открыт, а некоторые его и вовсе не закрывали. В прошлом году, имея на руках пару купонов с ebay, решил прикупить себе что-то для велика. Остановился на цепи, потому что в любом случае когда-то ее придется менять. Shimano брать не хотел, потому что много китайских подделок. Эту марку лучше брать на bike-components или chain reaction. Изучил немного информацию и остановился на KMC. У них нашел модель под названием X8PL. Меня дополнительно привлекли вырезы по бокам звеньев: смотрится интересно. Такая конструкция уменьшает вес, но у меня велик не карбон, поэтому серьезным плюсом при выборе это не было. Расскажу так же как чищу и смазываю цепь, как определить нужную длину и степень износа.

Заказано было 3 цепи. Решил кататься так. Сначала на первой накатываю 500км, снимаю и ставлю следующую. Понятное дело, что каждые 100-150км в зависимости от состояния цепи необходимо ее чистить. Цепь поставляется в блистере. Данная модель подходит для 6/7/8 скоростных велосипедов и имеет 116 звеньев. У меня велик на 8 скоростей.

На обратной стороне упаковки имеется инструкция по установке замка цепи. Сам замок находится в кармашке в самом низу. Использовать замок очень удобно. Одно движение и вы уже сняли цепь с двухколесного и можете ее нормально почистить. Да, есть машинки, которые позволяют чистить прямо на велике, или можно струей wd-40 очистить. Но я предпочитаю вымывать в бензине. Однажды ехал с замком sram и он расстегнулся — одну половинку не нашел и пришлось топать ногами пару километров. С тех пор таскаю всегда запасной замок.


Сама фиксация замком очень легкая и быстрая процедура. Вставили пины в отверстия и развели в стороны — замок закрыт.



Длину цепи подбираю следующим образом. Пропускаю через большую звезду спереди и большую звезду на кассете без переклюка и плюс 2 полузвена. Оставляю одно полузвено, потому что второе будет замок.

Данная модель цепи есть как в серебристом, так в и золотистом исполнении.


Откатав на цепи 500км, замеряю степень износа при помощи калибра. 0.75 не проваливается — износ менее 25%. Думаю у этой цепи ресурса хватит на 1500км где-то.

Что делать, если нет калибра? Можно измерить штангенциркулем. Для этого на шкале выбираем 119мм, ставим ушки во внутрь звеньев и разводим в стороны:
— при 119-120.6мм цепь в нормальном состоянии;
— при 120.6-120.9мм цепь необходимо менять, чтобы не съела передние звезды и кассету;
— при 120.9мм и более меняем цепь, кассету и передние звезды или забиваем и катаемся как есть.


После 500км на всех цепях растяжение составляет 120.2мм. Как по мне, то отличный результат. Тем более учитывая сколько отдал за эти цепи.
Чищу и смазываю цепь каждые 100-150км в зависимости от состояния. Раньше чистил вдшкой, а потом перешел на бензин — лучше вымывает. Засовываю цепь в обычную пластиковую бутылку из-под воды, наливаю немного бензина, а потом пару минут интенсивной тряски и пару минут даю просто полежать. Достаю, вытираю насухо и устанавливаю на велик. Для смазки использую Finish Line Wet. Смазка эта нравится: хорошо защищает в мокрую погоду и пыль не особо липнет в сухую погоду. И запах приятный. Взбалтываю и по капле в каждый ролик. Потом пару минут прокручиваю колесо, чтобы смазка хорошенько попала в ролики и вытираю все насухо. Потом проезжаю метров 100-200 и дополнительно протираю цепь.

Видео снимал еще в прошлом году, в нем можно посмотреть распаковку, еще смазка и велокомп есть. И гоняю наперегонки с военной техникой. Во втором рассказываю как измерить износ.

Что могу сказать по итогу? Цепью очень доволен. Сейчас катаю третью до 500км и буду ставить первую по второму кругу. Все три уже растянулись до 120.2мм Как по мне так это отличный результат. Да, сейчас может и мало кто гоняет на 8 скоростных великах, кому-то нужна более плавный подбор скоростей, но меня все устраивает. Замок ни разу самопроизвольно не расстегнулся. К покупке советую, а если есть возможность сбить цену, так тем более.

Что нужно знать про велоцепь

Обычно производитель определяет уровень рекомендованной розничной цены (РРЦ), по которой рекомендуется продавать цепи ритейлерам, дилерам и магазинам. Любые расхождения с данной цифрой — сугубо личное дело продавца и магазина. В основном российские цены привязаны к курсу иностранной валюты, так как большинство цепей на велорынках иностранного производства. По этой причине одна и та же цепь может стоить в разных магазинах по-разному, в зависимости от того, где купил данную цепь магазин или продавец. По сравнению с ценами прошлых лет, цены на цепи, да и вообще на почти все велокомпоненты поднялись в два-три раза, в пересчете на рубли. При этом цены на торговые марки цепей трёх-пятилетней давности у разных производителей отличаются от цепей, произведенных в 2015-2016 гг в полтора раза.

Материалы и качество

Материал большинства моделей цепей — сталь. Цепи, предназначенные для горного велосипеда изготавливают из сочетания разных материалов, которые добавляют к стали, например, бывают цепи из никелированной стали, или из никелированной стали с тефлоновым покрытием. Стали бывают тоже разных марок, в зависимости от того, на какую цепь рассчитана.

Цепь из никелированной стали менее подвержена коррозии, цепь с PTFE (тефлон или фторопласт) обладает к тому же пониженной сопротивляемостью к трению между звеньями цепи.

Из личного опыта

Лично я приобретал для своего велосипеда две цепи торговой марки Sram, пять цепей производителя Shimano, и последнее приобретение, которое сейчас на испытании —цепь KMC X9 SL. Сходство этих трех вариантов — только в том, что они выглядят одинаково и имеют одинаковое предназначение. Различия же во всём – от материала, из которого сделаны звенья, от качества обработки звеньев и способе запрессовки соединительных пинов до веса, коррозионной стойкости к дождю, снегу, грязи.

Как правильно выбрать цепь новичку?

Есть ли на упаковке цепи какие-либо маркировки и обозначения? Что они обозначают?

На упаковке (если она есть) обычно присутствуют обозначения положения модели в линейке выпускаемых производителем цепей. (Deore, SLX, XT, XTR для Shimano, числовые обозначения для линейки цепей ТМ SRAM – pg-950, pg-970, pg 990, у KMC к примеру X9SL, X9S)

Отличаются ли цепи для горных велосипедов от цепей для шоссейных велосипедов?

В целом не отличаются ничем. Но есть специальные велоцепи, выпускаемые только для одной из дисциплин, MTB (Mountain bike, в пер. с английского — горный велосипед) или шоссе, различия в них – в угле скоса отдельных звеньев цепей (к примеру из представленных линеек Shimano XTR — линейка горного оборудования и Shimano Dura-Ace — линейка шоссейного оборудования).

На что влияет длина цепи? Чем и как правильно укоротить или удлинить цепь до нужного размера? Какая должна быть длина у цепи?

Цепь укорачивают или удлиняют специальным инструментом — веловыжимкой, другое название — выжимка цепи.

Для определения нужной длины цепи нужно произвести следующие действия:

- поставить цепь на задних звёздах на кассете на наибольшую звезду;

- поставить цепь на передних звёздах на системе на наибольшую звезду;

- свести противоположные концы цепи друг с другом;

- в случае невозможности сведения из-за слишком короткой длины добавить необходимое количество звеньев;

- в случае, если концы сведены, но лапка заднего переключателя не достаточно натягивает цепь назад — пропустите цепь, минуя задний переключатель, сведите концы и уберите лишние звенья цепи таким образом, чтобы цепь была максимально натянута и сомкнута, плюс прибавьте 2-3 сегмента цепи. Длина такой цепи будет оптимальной.

В случае односкоростной трансмиссии натянуть цепь можно смещением задней втулки таким образом, чтобы цепь была максимально натянута, но при этом легко крутилась на звёздах.

Как себя вести, если при катании оборвалась цепь, и нет материалов для ремонта под рукой?

На сколько километров обычно рассчитана цепь? По твоему мнению, соответствует ли заявленное количество километров реальности?

Как правило, чем выше уровень цепи в линейке производителя, тем более износоустойчива она и тем большее расстояние на ней можно проехать. В среднем для цепи износ возникает при достижении 1000-1500 км при умеренном катании со средними нагрузками на трансмиссию и аккуратном переключении. Есть исключения из этих правил как в меньшую, так и в большую сторону.

Производитель обычно сам устанавливает, на сколько километров рассчитана велосипедная цепь. На своём опыте была ситуация что и дешёвая цепь проехала 4300 км, а более дорогая предтопового уровня менее 1000 км. И всё это в условиях катания круглый год при любой погоде.

Отчего изнашивается цепь? Как и когда правильно ее чистить? Чем обрабатывать? Можно ли пользоваться смазками и маслами для мотоциклов?

Основная причина износа — грязь, катание с очень грязной, несмазанной и нечищеной цепью.

Вторая причина — катание в пыль, дождь, снег, грязь (в порядке возрастания износа).

Третья — несвоевременная смазка цепи.

Цепь можно чистить как с помощью специальных инструментов (машинка для чистки цепи), так и вручную. Главное правило чистки цепи —цепь должна быть чистая и сухая, смазка наносится только на такую цепь. Нельзя наносить новую смазку поверх грязной нечищенной цепи, этим самым можно ещё более испортить цепь. Наносится новая смазка после того, как была отмыта старая..

При сильно грязной цепи я пользуюсь следующим методом:

- снимаю грязную цепь и промываю водой и тряпкой от налипшей грязи;

- помещаю цепь в поллитровую банку или литровую пластиковую бутылку;

- встряхиваю при закрытой крышке 1-2 минуты;

- заливаю бензином снова так, чтобы цепь полностью была в бензине;

- оставляю на 12 часов;

- промываю цепь под водой (при необходимости можно взять старую зубную щётку и зубную пасту и вручную очистить сегменты цепи, каждый сегмент, все 112 сегментов с каждой из 4-х сторон);

- проверяю на оставшиеся частицы грязи и песка между сегментами внутри роликов цепи;

- ставлю на велосипед и сразу смазываю.

Нельзя пользоваться при чистке цепи специальными средствами для чистки и полировки металла – можно испортить покрытие цепи.

Смазками для мотоциклетных цепей пользоваться можно – выходит даже дешевле, чем специализированные смазки для велоцепей. Под разную погоду существуют разные смазки – смазка для цепи для сухой погоды и для влажной.

Смазку необходимо наносить только в шарниры цепи – на сегментах цепи смазка не нужна, только собирает на себя всю пыль и грязь с дорог.

Можно ли сочетать в одной цепи сегменты цепей разных производителей? (то есть собрать единую цепь из остатков?)

Можно. Если цепи не различаются друг от друга характеристиками и износом.

Как понять, что цепь изношена?

Читайте также: