Какая река пересекает рим

Обновлено: 18.09.2024


Дети любят узнавать интересные факты, а потом делиться ими со сверстниками. Ведь так здорово знать то, что остальные еще пока не знают.

Предлагаю устроить детям викоторину на тему "Реки мира и реки России".

Дети любят узнавать интересные факты, а потом делиться ими со сверстниками. Ведь так здорово знать то, что остальные еще пока не знают.

Предлагаю устроить детям викоторину на тему "Реки мира и реки России".

Можно использовать не все вопросы сразу, а разделить по подтемам.


Под каждым вопросом есть ответ, чтобы проверить свои знания.

Викторина "Реки мира".

1. Какая самая длинная река в мире?

Самая полноводная, самая мощная и самая длинная река в мире протекает по территории Южной Америки. Это река Амазонка. Ее длина составляет 6992 км.

2 Какая самая длинная река в России?

Самая длинная река нашей страны начинается от Байкальских хребтов и впадает в море Лаптевых, что находится в Северном Ледовитом океане. Это река Лена. Длина реки 4400 км.

3. Берега какой реки находятся в разных государствах, один в России, другой в Китае?

4. На какой реке началась история российского кораблестроения?

Река Сухона и рега Юг сливаясь образуют новую реку Северную Двину. Именно здесь Петр I заложил новые судостроительные верфи для создания Российского флота.

5. Какая река протекает по территории десяти государств?

Дунай - это длиннейшая река Западной Европы. Начинается она в Германии, а затем протекает по территориям 10 стран, пока не впадает в Чёрное море.

6. Какая река самая полноводная в мире?

Самая полноводная река мира - это Амазонка. Полноводность реки исчисляется с помощью понятия "Расход воды" - объема воды, протекающего в секунду за поперечное сечение русла.
Так вот, расход воды у Амазонки - 219000. Следующая за ней по полноводности река Конго имеет расход воды "всего" 41800.

7. Какая река самая полноводная в России?

Полноводность реки исчисляется с помощью понятия "Расход воды" - объема воды, протекающего в секунду за поперечное сечение русла. Средний расход воды в Енисее 19800. Следом за ним идет Лена с расходом воды 16350.

8. Какая река протекает через Рим?

9. Какая река протекает через Санкт-Петербург?

10. Какая из этих рек находится в Африке?

Конго - одна из самых больших рек Африки. Миссури - река в США, Меконг - самая большая на полуострове Индокитай. Днестр - река в Восточной Европе.

11. Какая река протекает по территории трёх государств: России, Монголии и Китая?

12. Река в Сибири, образующаяся путём слияния зеленых вод реки Катуни и белых вод реки Бии.

13. Самая широкая река в мире?

Ла-Плата - это самая широкая в мире река. Находится она в Южной Америке. В самом широком ее месте, при впадении в Атлантический океан, она достигает 220 километров.

14. Самая широкая река в России

15. Каких только имен не давали этой реке - Ра, Арак, Итиль, Етемия, Ердиль. Как ее называют сейчас?

16. Самая чистая река не только в нашей стране, но и на планете?

Ответ на этот вопрос знают немногие. В республике Марий Эл, протекает маленькая речушка Вонча, ее длина всего 33 км. Но она официально признана самой чистой рекой мира.

17. Река, подарившая название известному древнему городу, на берегу которой тот построен князем Долгоруковым.

  • Волгоград
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Воронеж

Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.

Материалы в архиве не помечены водяными знаками!

Если материал нарушает чьи-то авторские права, просьба написать нам по обратной связи, указав авторство материала. Мы обязуемся либо убрать материал, либо указать прямую ссылку на автора.

Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта.
Заранее Вам спасибо.

Конструкцию сифона, применявшегося в Древнем Риме, правильнее называть обратным сифоном, или дюкером. В нем жидкость движется по U-образной траектории, и сифон начинает работать, как только жидкость вводится в одно из его плеч. В простом U-образном сифоне жидкость, введенная на одном конце, поднимется до того же уровня на другом. Римские сифоны имели значительную длину, поэтому потери на трение становились заметными и приемный конец приходилось устраивать на уровне несколько ниже подающего конца.


Хотя известно более двадцати сифонных сооружений, относящихся ко времени Римской империи, роль сифонов в римских гидравлических системах обычно недооценивается. В отличие от впечатляющих развалин древних мостов до нас сохранилось очень мало остатков сифонов. Их прокладывали по поверхности земли, поэтому они могли быть легко разрушены. Кроме того, они играли лишь второстепенную роль в системе римских водопроводов, которую современные ученые изучили наиболее тщательно. (Сифоны, очевидно, сооружали главным образом на территории современной Франции, в частности, вокруг Лиона, где в четырех водопроводах, снабжавших город водой, было девять сифонов). Таковы две основных причины, по которым роль сифона оказалась недооцененной.

Лионская система имела четыре водопровода: Монт-д’Ор, Бревенн, Грапонн и Жье. Всего в ней было 9 сифонов, что определялось числом глубоких ущелий, через которые проходили водопроводы. На нижнем рисунке показаны профили водопроводов Лионской системы. Названия сифонов пронумерованы (см. в нижнем правом углу карты) и те же цифры нанесены на карту, чтобы показать их положение на местности. Система подавала 80000 куб. м воды в сутки.

Вследствие этой недооценки многочисленные приверженцы ошибочных представлений (все еще бытующих в учебниках по римской гидравлике) утверждают, что римляне предпочитали строить мосты, а не сифоны потому, что не умели изготавливать трубы, способные выдерживать высокое давление воды в обратном сифоне. В действительности же перемещение воды по трубам в римских сифонах осуществлялось под значительным давлением. В 1875 г. французский инженер Эжен Бельгран изготовил копии римских труб и подверг их испытаниям на разрушение, которое происходило только тогда, когда давление в трубах достигало 18 ат. Такие трубы могли успешно работать в сифоне, опускающемся на 180 м ниже исходного уровня. Этот сифон не смогли бы заменить и три моста Пон-дю-Гар, поставленные друг на друга (мост-акведук Пон-дю-Гар – впечатляющее древнеримское сооружение высотой 50 м – находится близ Нима на юге Франции).


Обычно сифон начинался в точке, где водопровод, проложенный в виде открытого канала из каменной кладки, достигал края ущелья, которое нужно было пересечь. В этом месте вода стекала в напорный резервуар, выложенный из кирпича и установленный поперек канала.

Напорный резервуар и откос – элементы сифона в Сусье на водопроводе Жье, одном из четырех водопроводов, снабжавших водой древнеримский Лугдунум (ныне Лион). Вода поступала из открытого канала в резервуар, а из него – в девять узких свинцовых труб. Трубы спускались по откосу (на переднем плане), шли вниз по склону ущелья с заглублением примерно на 1 м, пересекали низкий мост (вентер) и поднимались по противоположному склону к приемному резервуару. Оттуда вода стекала в открытый канал.

По существу, этот резервуар был распределительным, так как сифон состоял не из одной (как в современной гидротехнике), а из нескольких (до девяти) тонких труб, уложенных параллельно друг другу. Их входные концы располагались в ряд в нижней части резервуара.

Трубы изготавливали из свинцовых листов, которые сначала изгибали на деревянном сердечнике, после чего продольные края образованной трубы спаивали, а сердечник вынимали. Труба получалась овального или грушевидного поперечного сечения с непрерывным продольным швом. (Интересно, что шов, очевидно, не был самым слабым местом трубы; в испытаниях, проведенных Бельграном, разрушение происходило не по шву, а по боковой стенке.) Таким способом было трудно изготовлять трубы большого сечения, поэтому римские сифоны состояли из нескольких тонких труб. Обычно они имели наружный диаметр 25-27 см и толщину стенки от 3 до 5 см. Судя по сохранившимся остаткам, трубы изготавливались длиной около 3 м.


Подсоединенные к напорному резервуару, трубы опускались по короткому откосу до земли и проходили по склону ущелья с заглублением примерно на 1 м. Подземная прокладка труб, использованная, по-видимому, для их зашиты от повреждения человеком, предотвращала также чрезмерное расширение труб в жаркие дни.



Реконструкция начального участка сифона, выполненная Вальдемаром Хабери в Рейнском музее в Бонне. Напорный резервуар и трубы на откосе были защищены каменной кладкой. Трубы имели длину 3 м и наружный диаметр 25-27 см.

Сифонные трубы могли прокладываться до самого дна ущелья, следуя его профилю, однако на дне часто строился невысокий мост ("вентер" – лат. venter), с тем чтобы нижняя часть U-образного сифона была более плоской для уменьшения перепада высот. Вентер создавал два резких перегиба ("геникулус" – лат. geniculus) на концах моста, вследствие чего могли возникать напряжения в стыках труб при ударе водяной струи. Однако он сокращал расстояние от верха до низа U-образного сифона и, следовательно, уменьшал статическое давление.

Даже там, где вентер хорошо сохранился (например, близ Бонана под Лионом), на его поверхности уже нельзя обнаружить следов когда-то проложенных по нему труб. Вентер в Бонане имеет ширину 7,35 м, значительно большую, чем необходимо для прокладки девяти труб диаметром 25 см. Вероятно, широкие края моста служили проходом для рабочих.



Бонанский вентер

После второго геникулуса трубы поднимались по противоположному склону ущелья. Наверху вода поступала в приемный резервуар, аналогичный напорному, а из него – в обычный водопровод. Приемный резервуар устанавливался заметно ниже уровня напорного резервуара; разность их уровней составляла так называемый гидравлический градиент. Вода могла бы подняться до своего первоначального уровня, если бы ее движение не замедлялось постепенно возрастающим трением в девяти тонких трубах. В трубах площадь соприкосновения воды со стенками значительно больше, чем в обычном прямоугольном канале, в частности, потому, что такой канал не заполнялся полностью и вода в его верхней части текла без трения о стенку. Следовательно, если бы оба конца сифона были на одном уровне, движение воды через сифон было бы настолько медленным, что произошло бы переполнение напорного резервуара. Для того чтобы обеспечить подачу воды в нужном объеме и с нужной скоростью, при устройстве сифона через ущелье приходилось мириться с большей потерей высоты, чем при сооружении обычного моста-акведука. Гидравлический градиент сифона был примерно в 10 раз больше нормального уклона моста-акведука.


О разнообразии топографического характера местности, при котором римляне прибегали к устройству сифонов, можно судить по четырем сохранившимся акведукам, снабжавшим Лион водой: это Монт-д’Ор, Жье, Крапонн и Бревенн. Даже относительно короткий водопровод с небольшим общим перепадом высот мог потребовать сооружения нескольких сифонов; их число, вероятно, определялось числом ущелий, пересекаемых водопроводом. Водопровод Монт-д’Ор при перепаде высот 90 м имел два сифона. Водопровод Жье имел равномерный и небольшой уклон, но при общем перепаде высот 110 м потребовал устройства 4 сифонов. Водопровод Крапонн имел крутой перепад в 420 м и всего лишь два сифона, причем один из них – гигантских размеров. Водопровод Бревенн проходил по ступенчатому профилю перемежающихся обрывов и плато. При общем перепаде высот в 350 м для него потребовалось соорудить лишь один сифон.

Еще более поучительным может быть сравнение различных сифонов. Водопровод Жье имел два больших сифона – близ Сусье и Бонана. Первый имел длину 1,2 км и глубину 93 м, второй – длину 2,6 км и глубину 123 м. По случайному совпадению перепад высот в каждом из них был 9 м. Это означает, что сифон у Сусье, как более короткий, имел больший гидравлический градиент. Водопровод Крапонн служит свидетельством когда-то существовавшего воистину огромного сифона длиной около 6 км, который опускался почти на 100 м ниже гидравлического градиента. Остатков этого сифона почти не сохранилось, и свидетельство о нем является в большей мере чисто топографическим: известно, что водопровод пересекал широкое и глубокое ущелье, слишком большое для сооружения моста, и, следовательно, там был использован сифон.

Даже по древнеримским нормам количество воды, поступавшей по четырем лионским акведукам, не было особенно внушительным. По оценкам оно составляло 80 000 куб. м в сутки, т.е. значительно меньше, чем у древнеримской водопроводной системы, – от 700 000 куб. м до 1 млн. куб. м в сутки. (Все цифры водопотребления в Древнем Риме могут показаться необычно высокими современному читателю, но нужно иметь в виду, что римляне почти не пользовались кранами и вода текла непрерывно, обеспечивая промывку канализационных стоков).

В дополнение к тому факту, что вода поднимается в сифоне до своего первоначального уровня, древнеримские строители должны были учитывать действие в сифоне трех сил.
Во-первых, это трение в трубах, которое замедляло течение воды настолько, что приходилось жертвовать высотой для того, чтобы обеспечить постоянный ток воды.
Во-вторых, статическое давление в трубе, зависящее от глубины ее закладки относительно исходного уровня воды. Статическое давление создается самим присутствием воды и действует одинаково во всех направлениях. Оно остается неизменным независимо от того, движется вода или нет.
В-третьих, инерционный напор, создаваемый водой в перегибах трубопроводов при ее движении. Инерционный напор направлен вовне по отношению к изгибу.
Вторая сила действует всегда, когда сифон наполнен водой. Все три силы находятся в действии, только когда сифон наполнен и пропускает воду.

Сифоны приходилось периодически освобождать от воды для чистки и ремонта. При наполнении труб водой инерционный напор может достигать критической величины. Воду нужно было впускать медленно и постепенно до наполнения трубы. Если же затворы открывали резко, вода, обрушиваясь с высоты и ударяя в первый перегиб трубы, могла ее разрушить. Отсечка воды для дренажа трубы также должна была производиться постепенно; в противном случае, т.е. при резком закрытии затвора, могло возникать явление гидравлического удара в результате распространения ударной волны в обратную сторону вдоль внезапно остановленного столба движущейся воды. Это также могло вызывать серьезные повреждения труб.

Мы не знаем, насколько полно понимали древние римляне эти принципы. Ясно, что они могли применять их эмпирически, поскольку известно, что сифоны работали успешно.



Напорный резервуар и откос Жье



Приемный резервуар и откос Бревенн

Древние греки также применяли сифоны. Среди сифонов древности наиболее известен исключительно большой сифон в Пергаме в Малой Азии. Он относится ко времени правления эллинского монарха Евменеса Второго (197-159 гг. до н.э.), т.е., безусловно, к доримским временам, и состоит из одной трубы длиной 3 км, спускающейся на очень большую глубину – 190 м. Вода в сифоне создавала статическое давление примерно 19 ат.

В течение многих лет в наше время этот сифон был причиной многих заблуждений ученых. Поскольку многочисленные римские сифоны были неизвестны или не удостаивались должного внимания, пергамский сифон создавал ложное впечатление, что древние греки преуспели больше римлян в теории гидравлики и что они были более искусными инженерами, способными изготавливать трубы для больших давлений, тогда как римлянам это не удавалось.

Теперь очевидно, что это мнение ошибочно. Если сравнивать глубину самых больших римских сифонов с высотой самых больших построенных ими мостов, можно заметить, что все их сифоны были очень большими и в их трубах могли развиваться высокие статические давления. Это само по себе опровергает существовавшее мнение, что древние римляне принимали все меры к тому, чтобы устранить давление. Напротив, можно утверждать, что они применяли трубы (а не открытые каналы или мосты-акведуки) во всех случаях, когда давления оказывались высокими.

Можно сделать и другой вывод. Сравнивая высоту сифонов и мостов-акведуков, можно видеть, что они не перекрывают друг друга и граница проходит на уровне 50 м. При большей глубине ущелья римляне сооружали не мост, а сифон. Можно поэтому заключить, что они отдавали предпочтение мостам-акведукам и обращались к сифону как к вспомогательному средству в тех случаях, когда их инженеры не могли построить мост или виадук нужной высоты. Очевидно, они полагали, что высота 50 м – предельная безопасная высота моста.

Так как римляне строили только сложные сифоны, то совершенно ясно, что более широкому применению сифонов препятствовали вовсе не технические трудности. Наиболее вероятная причина была высказана Норманом А. Ф. Смитом из Имперского колледжа науки и техники в Лондоне, который утверждает, что все дело было в экономике. Очевидным фактом является то, что сифоны обходились римлянам дороже, чем мосты. Каменная кладка была дешевой, особенно если камень добывался на месте; дешевыми также были кирпич и известковый раствор. Дешевым был и свинец, который получали в избытке как побочный продукт рафинирования серебра.

Не было проблемой, очевидно, и свинцовое отравление, хотя некоторые современные ученые и усматривают в широком применении свинца римлянами причину бесплодия и другие аспекты деградации и упадка. Римляне знали об опасности свинцового отравления. Кроме того, так как кранов не было, вода текла непрерывно и поэтому была в контакте со свинцовыми трубами лишь недолгое время. Толстая же корка карбоната кальция, которая постепенно образовывалась в трубах, служила изоляцией, так что через некоторое время после установки сифонных труб прямой контакт воды со свинцом прекращался полностью.

Проблема со свинцом заключалась в его транспортировке. Огромные затраты и тяжелый труд по доставке 15000 т свинца в Лион, вероятно, послужили лучшим аргументом того, чтобы не повторять такой опыт чаще, чем это необходимо.

В наше время положение изменилось коренным образом благодаря чугуну. Этого материала не было в древности, так как тогда люди еще не научились развивать в печах достаточно высокую температуру для плавки железа. Все железо в древности было кричным железом, из которого нельзя было делать трубы. Сейчас сооружение сифона из чугунных труб обходится значительно дешевле, чем строительство моста. Интересно, что французы в Северной Африке часто подавали воду в приморские города по трассам древнеримских водопроводов, иногда реконструируя их: и во многих случаях там, где существовали древнеримские мосты, французы перекрывали пролет сифоном.



Акведук Пон-дю-Гар

Идея проста. Древние римляне построили высокие арки моста Понт-дю-Гар не просто из любви к грандиозным сооружениям (хотя они, безусловно, гордились его величием) и не потому, что их строителям не хватало знаний греков или они якобы не могли делать прочные трубы. Решающим фактором была стоимость сооружения.

Самые красивые реки Италии

Самые красивые реки Италии, о которых мы еще не знаем, могли бы стать одним из пунктов удивительного путешествия, нацеленного на неспешное знакомство с природными ландшафтами этой удивительной страны. Живописные пейзажи, словно сошедшие с полотен великих итальянских живописцев, платиновый блеск водной глади, долгие прогулки вдоль берега реки, пешие или велосипедные, наслаждение окружающей тишиной, которую нарушает лишь мелодичное пение птиц… Для кого-то такое времяпрепровождение является самым желанным отдыхом из всех возможных. Как раз для таких почитателей природных красот Апеннинского полуострова мы нашли 10 самых красивых итальянских рек, которые обязательно стоит увидеть хотя бы раз в жизни.

1. Дора Бальтеа

Самые красивые реки Италии

Восточные склоны горы Монблан являются родиной истоков этой горной речки, которая официально считается левым притоком По. А если еще точнее, устье Дора Бальтеа находится прямо на территории ледника Бренва. Представляете, наверное, насколько холодная в ней вода? Дора Бальтеа характеризуется не только ледяной водичкой, но и огромным количеством каменистых участков в своем русле, из-за чего река становится довольно опасной на начальном своем участке, который заканчивается рядом с коммуной Сен Венсан. Дальше река пересекает равнину, и ее течение имеет более спокойный характер. Географически река находится на территории двух регионов: Валле д’Аоста и Пьемонт. Прогуливаясь вдоль Дора Бальтеа, можно встретить совершенно очаровательные деревушки, среди которых особенно хороши две: Арнад и Брюссон. Не забудьте и про крепость Бард, построенную в 1830 году.

2. Тальяменто

Самые красивые реки Италии

3. Адидже

Самые красивые реки Италии

Еще одна северная река, протяженностью 400 км, которая пересекает города Тренто и Верона. Река знаменита своими гидроэлектростанциями и достопримечательностями в Вероне, находящимися на ее берегу. Это мост Скалигеров, замок Кастельвеккьо и мост Пьетра. Географически река Адидже ограничивает распространение немецкого языка, так как к северу от нее находится Больцано, или Южный Тироль – германоязычная автономная итальянская провинция. Следуя по течению реки Адидже, можно доехать от Больцано до Тренто: рядом проходит живописная 60-ти километровая трасса, которую обожают велосипедисты.

4. Рива

Самые красивые реки Италии

Найти ее можно в регионе Трентино-Альто-Адидже. А ее удивительно красивые водопады, из-за которых и стоит увидеть Риву, — недалеко от деревушки Кампо-Турес. Как добраться: из города Кантуччо примерно 1 км к востоку от Кампо-Турес, по тропе №2. Время подъема примерно 45 минут. Вы выйдете к трем водопадам. А всего их пять. Это самые известные водопады Южного Тироля.

Самые красивые реки Италии

6. Метауро

Самые красивые реки Италии

7. Трея

Самые красивые реки Италии

8. Кассибиле


В горах Иблеи, на юго-восточной части острова Сицилия, берет своя начало местная река Кассибиле. Течение реки образует несколько водопадов и каньонов, которые относятся к природному парку и являются охраняемой территорией Кавагранде-дель-Кассибиле. Площадь заповедника составляет 2700 Га, и раскинулся он на территории муниципалитетов Авола, Сиракуза и Ното.

9. Раганелло


10. Тибр


Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока включает в себя технологическую карту, презентацию, рабочий лист и карточи для урока.

Технологическая карта урока по истории.

Билалова И.Н., учитель истории

МБОУ СОШ №1 пгт. Нижний Одес

Тема: Возникновение Древнего Рима.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: дать представление о местоположении и природных условиях Древнего Рима, населении и его основных занятиях. Познакомить с историей возникновения Древнего Рима и системой управления на ранней стадии развития. Тренировать умение работать с картой и находить нужную информацию.

Задачи урока: на основе работы с учебником, исторической картой и дополнительным материалом узнать об основных событиях, связанных с историей возникновения Древнего Рима. Научиться анализировать разные источники информации. Развивать коммуникативные способности при работе в парах, формировать навыки оценивания собственной деятельности и деятельности коллектива.

Планируемые результаты:

предметные: создать условия для развития умения работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные; устанавливать причинно-следственные связи между географическим положением и хозяйственным развитием Рима; рассказывать о важнейших событиях истории раннего Рима, используя основные и дополнительные источники информации.

метапредметные: создать условия для развития умения определять тему и цель урока, выстраивать алгоритм своей работы, умения планировать путь достижения цели, самостоятельно организовать учебное взаимодействие в группе, формулировать свою точку зрения.

личностные: создать условия для развития познавательного интереса к пополнению новых знаний, умения работать в группе, вступать в диалог, высказывать своё мнение, участвовать в коллективном обсуждении, умения анализировать и оценивать результаты собственной деятельности и деятельности коллектива.

Методы и приемы: частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, работа в парах.

Цели деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) – 1 минута.

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Сегодня на уроке вас ждет увлекательное путешествие в страну, история которой завершает историю Древнего мира. Как и всегда, нам с вами предстоит потрудиться, чтобы получить новые знания.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Личностные умения: обрести мотивацию к изучению нового материала.

Регулятивные умения: умение готовить свое рабочее место для выполнения разных видов работ.

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии - 3 минуты.

Посмотрите на слайд № 1 - 6. Что вы видите? Назовите изобретение и государство.

Посмотрите на слайд 7. Колизей.

- В какой стране находится Колизей?

Перечисляют государства, которые изучили.

Отвечают на вопросы

Личностные умения: вызвать личностный интерес к данной теме, определить значимость темы для каждого ученика;

Регулятивные умения: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему;

Коммуникативные умения:

Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

3. Постановка учебной задачи. 3 минуты Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

О возникновение какого города будет идти речь сегодня на уроке? Попробуйте назвать тему нашего урока.

Попробуйте поставить цель на урок.

Слайд 9. Вопрос урока: Почему римляне гордятся своим городом?

Географическое положение и природно-климатические условия Древнего Рима, основные занятия жителей.

Легенда об основании Рима.

Жители Древнего Рима.

Управление городом на семи холмах.

Мы сегодня путешественники. Что нам понадобится для путешествия? (карта – это наш атлас, справочный материал – это наш учебник, путеводный лист.

Отвечают на вопросы.

Обозначают тему урока.

Записывают число и тему урока в тетрадь.

Определяют вопросы, которые необходимо изучить.

Сверяют с планом урока, правильно ли они обозначили вопросы для изучения

Отвечают на вопрос

Познавательные умения: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; умение работать с текстом, выделять в нём главное, строить логические цепи рассуждений.

Регулятивные умения:

Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), планировать свою деятельность;

Личностные умения:

Коммуникативные умения:

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) – 26 минут.

Слайд 11. Карта Древней Греции и Древнего Рима.

Мы покидаем гостеприимную Древнюю Грецию, пока будем переплывать Адриатическое море, я расскажу вам о наследии, которое нам оставил Древний Рим.

Слайд 12. Мы пользуемся римскими цифрами, римскими названиями месяцев, планеты Солнечной системы названы в честь римских богов. Слова капуста, монета, газета пришли к нам из Древнего Рима. Имена Ульяна, Юлия, Валерия это все пришло к нам с той эпохи.

Мы очутились на незнакомой нам территории. Посмотрим в атлас на стр.20. Как называется полуостров?

Ребята, с чего мы начнем изучение новой территории? Почему важно знать географическое положение и природно-климатические условия страны?

Работа с атласом. Выполнение задания №1 в путеводных листах.

Слайд 13. Карта Апеннинского полуострова.

Где находится Древний Рим? (на Апеннинском полуострове).

На что похож Апеннинский полуостров (на сапог).

Какими морями омывается? (Тирренское море, Адриатическое, Ионическое).

Какие горы тянутся вдоль полуострова? (Апеннинские).

Какой рельеф преобладает горный или равнинный? (равнинный с холмистыми возвышенностями).

На берегу какой реки расположен город Рим? (Тибр).

Почему река на карте выделена жирной голубой линией? (полноводная).

Река полноводная за счет выпадающих осадков, значит, какой климат будет в Древнем Риме? (теплый и влажный)

Как вы думаете, какие будут основные занятия жителей Древнего Рима? (земледелие, торговля, скотоводство).

Подумайте, где условия для проживания людей лучше в Древней Греции или в Древнем Риме?

Работа с контурной картой. Предлагаю отметить на контурной карте место, где мы сейчас находимся.

Выполните задание №2. Обозначьте на контурной карте четырехугольник, образованной градусной сетью, где расположен Рим. На что будем ориентироваться? (на Средиземное море).

Подведем итог по природно-климатическим условиям государства и основными занятиями жителей.

Посмотрите внимательно на карту и на выполненные задания и ответьте на вопрос: а какой рельеф будет в самом городе Рим? (холмистый).

Слайд 14. Рим – город на семи холмах.

Чтобы попасть в самый центр Рима нам надо перебраться через холм Авентин.

Физкультминутка. Попробуем взобраться на холм. Мы на вершине, поднимем руки высоко вверх. Теперь сбежим вниз по склону. И вот мы в самом центре. Поднимем голову и расправим плечи как знатные жители патриции.

С возникновением Рима связана красивая, одновременно жестокая и трагическая легенда

Рассмотрим рисунок в учебнике на странице 214. Кто тут изображен? Предположите, почему волчице была поставлена статуя?

С волчицей связана легенда об основании Древнего Рима.

Познакомимся с легендой об основании Древнего Рима. Работа с учебником стр. 214-216.

Кто такой Нумитор, Амулий, Рея Сильвия? Кто такая Весталка?

Кто был отцом мальчиков – близнецов? Что приказал жестокий Амулий? Почему Рею Сильвию взяли под стражу?

Кто спас младенцев? А как бы вы поступили на месте пастуха?

Как назвали малышей? Где они решили основать город?

Кто основал Рим?

Слайд 15. Ромул – основатель Рима.

В наш путеводный лист запишем важные данные, вставляя пропуски.

Предположите, почему на кончике его жезла был орел?

Слайд 16. Ликторы. Как вы думаете, для чего у них были связки прутьев с воткнутыми топорами?

Слайд 17. С возникновением Рима связана дата 753 г. до.н.э.

Могли римляне знать о существовании Олимпийских игр?

Проверим 3 задание.

Слайд 18. Вернемся к нашему плану урока. Посмотрим, что мы еще сегодня не изучили.

Работа в парах. Жители Древнего Рима делились на 2 группы: патриции и плебеи. Пользуясь учебником на стр.218, первый вариант определяет кто такие патриции, второй вариант определяет кто такие плебеи. Рассказывают друг другу.

Предположите, кто мог управлять Римом? (патриции).

Задание №4. Управление в Древнем Риме. Заполнение схемы в рабочих листах.

Работа с доской.

Народное собрание (Какие функции Народного собрания?)


Сенат


Старейшина








Семья

Историческая задача: Народное собрание выбирало царя. По одной легенде Римом правили 7 царей, но двух из них Народное собрание не выбирало. Кто был этими царями?

Читайте также: