Какие две реки берут начало на тибете

Обновлено: 15.09.2024

Презентация на тему: " Тибет-это величайшее по площади (2 млн. км 2 ) и высочайшее нагорье мира = 4000 м)." — Транскрипт:

2 Тибет-это величайшее по площади (2 млн. км 2 ) и высочайшее нагорье мира = 4000 м).

10 Кукунор (Цинхай) самое большое бессточное горное солёное озеро Центральной Азии. Длина около 105 км, ширина до 65 км, площадь около 4,2 тыс. км², наибольшая известная глубина 38 м, расположено на высоте 3205 м и занимает центральную часть Кукунорской равнины. Берега расчленены слабо; развиты древние озёрные террасы (высотой до 50 м). Дно сложено преимущественно илами. В Кукунор впадают 23 реки, самая водоносная из которых река Бухын-Гол образует дельту, вдающуюся в Кукнор на западе.

14 Янцзы самая длинная и многоводная река Евразии, третья река в мире по полноводности и по длине. Протекает по территории Китая, имеет длину около 6300 км, площадь бассейна км². средний расход воды около устья равен 34 тыс. м³ в секунду, годовой сток оценивается в 1070 км³ (4-е место в мире). Твёрдый сток Янцзы превышает 280 млн т в год, что приводит к быстрому росту дельты в среднем на 1 км за лет. Большим количеством примесей также объясняется жёлтый цвет вод реки.

17 Инд крупная река в Южной Азии, берёт начало на территории Китая в Гималаях и протекает большей частью по территории северо-западной Индии и Пакистана. Исток находится на Тибетском нагорье, устье на севере Аравийского моря, недалеко от города Карачи. Длина Инда 3180 км, площадь бассейна км².

19 Растительный мир Тибета характеризуется следующими особенностями: 1) многообразие видов; 2) большая разница между типами растений; 3) богатство степной и горной растительности; 4) рациональное освоение и использование, охрана растительных ресурсов. Растительный мир Тибета характеризуется следующими особенностями: 1) многообразие видов; 2) большая разница между типами растений; 3) богатство степной и горной растительности; 4) рациональное освоение и использование, охрана растительных ресурсов.

20 Растительный мир Тибета чрезвычайно богат. Насчитывается 212 семейств, 1298 родов и 5900 видов высших растений. На высоте от 1200 до 3200 м находится пояс субтропического вечнозеленого широколиственного и смешанного леса. На высоте от 3200 до 4200 произрастает хвойный лес, а выше 4,2 км расположены альпийские луга, которые летом окрашиваются в разнообразные цвета. Тибет богат различными видами азалии (168 видов) и примулы (112 видов). На лугах господствуют злаковые и травянистые растения. На севере и северо-западе Тибета произрастают пустынные растения.

24 В Тибете обитают 118 видов млекопитающих, 473 видов птиц, 44 вида земноводных, 61 вид рыб и свыше 2,3 тыс. видов насекомых. В частности, тибетская сайга, дикий осел и тибетские яки эндемичны и находятся под охраной государства. В Тибете обитают 118 видов млекопитающих, 473 видов птиц, 44 вида земноводных, 61 вид рыб и свыше 2,3 тыс. видов насекомых. В частности, тибетская сайга, дикий осел и тибетские яки эндемичны и находятся под охраной государства.

Статья посвящена рассмотрению тибетских источников , авторы которых описали детство, юность и политическую деятельность Чингис-хана. Выявлены особенности монгольского летописания XVII в., основанного на буддийско-ламаистском базисе повествования, идея которого заключалась в поиске преемственности монгольских ханов, родословная которых вела начало от индийских и тибетских царей; показаны историко-политические факторы, оказавшие влияние на создание монгольских летописей XVII в. Показана роль тибетского языка в формировании монгольских ученых и его значимость для монгольских летописей XVII в.; уделено внимание рассмотрению достаточно продолжительного процесса завоевания монголами Тибета и последующего его включения в состав Монгольской империи . Проанализированы взгляды тибетских летописцев на юные годы Чингис-хана: выявлены факторы, которые, по мнению авторов, в большей степени повлияли на формирование его как великого хана; показана деятельность Чингис-хана по объединению племен и формированию Монгольской империи ; проанализированы некоторые завоевательные походы Чингис-хана: вторжение монголов в тангутское государство, в государство Цзинь и частично Туркестан.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Сакович Е.Г.

О дате рождения Чингисхана (по материалам средневековых источников и исследованиям современных авторов)

The tibetan sources about Chingis-khan

The article is devoted to the problem of consideration of the Tibetan sources which authors have described Chingis-khan's childhood, youth and political activity. In the article features of the Mongolian annals of the 17th century based on Buddhism and Lamaism basis of the narration which idea consisted in the search of continuity of the Mongolian khans whose family tree started from the Indian and the Tibetan tsars are revealed; historical and political factors which have exerted impact on creation of the Mongolian chronicles of the 17th century are shown. The role of Tibetan language in formation of the Mongolian scientists and the importance of Tibetan language for the Mongolian chronicles of the 17th century is shown in the article; the attention is paid to consideration of rather long process of conquest by Mongols of Tibet and the subsequent Tibet inclusion in the structure of Mongolian Empire. In the article views of the Tibetan chroniclers for young years of Chingis-khan are studied: factors which, according to authors, have more influenced on his formation as the great khan are revealed; activities of Chingis-khan for association of tribes and formation of Mongolian Empire are shown; and, at last, some aggressive campaigns of Chingis-khan are investigated, namely: the invasion of Mongols to Tangut State, to Jin State and partially to Turkestan.

Treister М. Iu. Akhemenidskie iuvelirnye ukrasheniia kostiuma iz dragotsennykh metallov iz Iuzhnogo Priural'ia. Izdeliia akhemenidskogo kruga i mestnye traditsii. Proizvedeniia postakhe-menidskoi traditsii [Achaemenid costume jewelry made of precious metals from the southern Urals. Products of the Achaemenid circle and local traditions. Works of post-Achaemenid tradition] . Vliianie akhemenidskoi kul'tury v Iuzhnom Priurale (V-III vv. do n.e.) [Influence of Achaemenid culture in the southern Urals (V-III centuries ВС)]. M., 2012. Т. I. S. 134-165.

Shulga P. I. Datirovka kurganov Pazyryka i kitaiskikh zerkal s T-obraznymi znakami [The Dating of the mounds of Pazyryk and Chinese mirror with T-shaped signs // Archeology of West Siberia and Altai: experience of interdisciplinary research]. Arkheologiia Zapadnoi Sibiri i Altaia: opyt mezhdistsiplinarnykh issledovanii [Archeology of West Siberia and Altai: experience of interdisciplinary research]. Barnaul, 2015. S. 366-371.

Chu Tsin - Khan tsitsi ishu (ШЩ / Ш,: ШЬЙ 1996. (Lakovye

khudozhestvennye izdeliia kniazhestva Chu / pod red. Chen Chzheri iu. Ukhan: Izd-vo Khubei meishu. 1996-318 s. [Lacquer art products of the Principality of Chu, ed. by Chen Janu. Wuhan: Hubei meishu Publishing house. 1996. 318 s.)].

Белорусский госуларственный университет, Минск (Беларусь)

ТИБЕТСКИЕ ИСТОЧНИКИ О ЧИНГИС-ХАНЕ

Статья посвящена рассмотрению тибетских источников, авторы которых описали детство, юность и политическую деятельность Чингис-хана. Выявлены особенности монгольского летописания XVII в., основанного на буддийско-ламаистском базисе повествования, идея которого заключалась в поиске преемственности монгольских ханов, родословная которых вела начало от индийских и тибетских царей; показаны историко-политические факторы, оказавшие влияние на создание монгольских летописей XVII в. Показана роль тибетского языка в формировании монгольских ученых и его значимость для монгольских летописей XVII в.; уделено внимание рассмотрению достаточно продолжительного процесса завоевания монголами Тибета и последующего его включения в состав Монгольской империи.

Проанализированы взгляды тибетских летописцев на юные годы Чингис-хана: выявлены факторы, которые, по мнению авторов, в большей степени повлияли на формирование его как великого хана; показана деятельность Чингис-хана по объединению племен и формированию Монгольской империи; проанализированы некоторые завоевательные походы Чингис-хана: вторжение монголов в тангутское государство, в государство Цзинь и частично Туркестан.

Ключевые слова: монголы, летопись, территория, источник, завоевательные походы, Чингис-хан, Тибет, Монгольская империя, племена.

Belarusian State University, Minsk (Belarus)

THE TIBETAN SOURCES ABOUT CHINGIS-KHAN

The article is devoted to the problem of consideration of the Tibetan sources which authors have described Chingis-khans childhood, youth and political activity. In the article features of the Mongolian annals of the 17th century based on Buddhism and Lamaism basis of the narration which idea consisted in the search of continuity of the Mongolian khans whose family tree started from the Indian and the Tibetan tsars are revealed; historical and political factors which have exerted impact on creation of the Mongolian chronicles of the 17th century are shown. The role of Tibetan language in formation of the Mongolian scientists and the importance of Tibetan language for the Mongolian chronicles of the 17th century is shown in the article; the attention is paid to consideration of rather long process of conquest by Mongols of Tibet and the subsequent Tibet inclusion in the structure of Mongolian Empire.

In the article views of the Tibetan chroniclers for young years of Chingis-khan are studied: factors which, according to authors, have more influenced on his formation as the great khan are revealed; activities of Chingis-khan for association of tribes and formation of Mongolian Empire are shown; and, at last, some aggressive campaigns of Chingis-khan are investigated, namely: the invasion of Mongols to Tangut State, to Jin State and partially to Turkestan.

Key words: Mongols, chronicle, territory, source, aggressive campaigns, Chingis-khan, Tibet, Mongolian Empire, tribes.

Монголо-тибетские отношения имели давние традиции, берущие начало еще задолго до формирования Монгольской империи. Монголы вели тесные культурные и экономические связи с племенами тибетского языкового корня, которые еще в древности занимали обширные пространства в южной части гобийского пояса полупустынь [Рерих, 1999: 140].

Уже после окончательного разгрома тангутского царства в 1227 г. монголы заняли обширные пространства тибетских земель и вплотную столкнулись с тангутскими племенами, а также с уйгурами, принявшим тибетскую форму буддизма. Именно через по-

следних тибетская культура проникла в Монгольскую империю [Рерих, 1999:142]. Уйгуры, являвшиеся в свое время одним из культурных народов Центральной Азии, оказали на монголов значительное влияние, передали им свою письменность, были первыми их учителями. Чингис-хан поручил даже обучение своих детей и детей знати учителям из уйгуров [Вира, 1978: 31].

Тибетские пограничные земли составляли феодальный удел царевича Годана, сына хана Угедея и младшего брата Гуюка. Монгольские гарнизоны были расположены вдоль всей пограничной полосы. Тем не менее монголы воздержались от военных действий в труднопроходимых горных областях и ограничились лишь набегами конницы на кочевья на северо-востоке Тибета. В академических кругах советских исследователей относительно проблемы только частичного завоевания монголами Тибета были выявлены следующие основные причины. Во-первых, как подчеркивали ученые, Тибет лежал в стороне от главных направлений монгольской экспансии (Китай), а также западного направления (Хорезм). Что же касается южного направления (Си-Ся), то и тут Тибет находился на его периферии. Такое геополитическое положение обеспечивало стране относительную безопасность. Более того, определенную роль могли сыграть в том числе и природные условия: высокие, труднопроходимые горы были значительно более удобны для защиты, чем для нападения.

Во-вторых, исследователи отмечали, что совокупность данных, взятых из различных источников, о намерениях Чингис-хана, позволяет заключить, что Тибет не входил в сферу его непосредственных интересов, поэтому он не замышлял походов туда. Ученые высказали предположение, что вероятными причинами этого явились недостаточность сведений о Тибете, имевшихся в распоряжении Чингис-хана, концентрация его внимания на более богатых и более доступных странах, часть которых к тому же находилась значительно ближе к Монголии и даже по соседству с ней [Кучера, 1977: 265]. Окончательное включение Тибета в Монгольскую империю состоялось в 1250-х гг. во время правления Мэнгу-хана. Этот акт являлся частью плана покорения Южного Китая. Готовясь к решающей схватке с Южносунским государством, монголы задумали полностью блокировать его с суши. В связи с этим в 1253-1258 гг. их конница под командованием Хуби-лая и Урянхатая провела ряд операций против сопредельных с Китаем государств и народов. Именно тогда и была решена участь Тибета [Кучера, 1977:270-271].

Значимость тибетского языка в истории культуры Монголии оценивалась весьма высоко. Некоторые ученые-монголоведы, например Ш. Вира, распространение тибет-

ского языка в Монголии сравнивали с ролью латыни в Европе. Исследователь указывал, что тибетский язык в Монголии даже выступал как соперник собственно монгольского языка: именно на нем писали многие монгольские авторы, подчеркивая свою ученость и эрудицию [Суходолов, Кузьмин, Василенко, 2017].

обработке, стремясь при этом значительно упростить текст повествования для более легкого его восприятия [Базарова, 2006: 283].

нов полагал, что жестокое поведение Чингис-хана обусловлено, во-первых, тем, что он не забыл гибели своего отца от их рук, во-вторых, в том числе и тем, что среди монголов была жива память о жестоких войнах с татарами в прошлом [Кычанов, 1995: 110].

Базарова Б. 3. Монгольские летописи — памятники культуры. М.: Academia, 2006. 364 с.

Бира Ш. Монгольская историография (XIII-XVII вв.). М.: Наука, 1978. 320 с.

Жамцарано Ц.Ж. Монгольские летописи XVII века. // Труды Института Востоковедения. XVI. М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1986. 122 с.

Кучера С. Завоевание монголами Тибета // Татаро-монголы в Азии и Европе. М.: Наука, 1977. С. 260-281.

Кычанов Е. И. Жизнь Темучжина, думавшего покорить мир. Чингис-хан. Личность и эпоха. 2-е изд., пер. и доп. М.: Восточная литература, 1995. 272 с.

Кычанов Е. И. Монголо-тангутские войны и гибель государства Си Ся // Татаро-монголы в Азии и Европе. М.: Наука, 1977. С. 46-61.

Пучковский Л. С. Монгольская феодальная историография XIII-XVII вв. // Ученые записки Института востоковедения АН СССР. Т. VI. М.; Л., 1953. С. 130-166.

Рерих Ю. Монголо-тибетские отношения в XIII и XIV // Ю. Рерих Тибет и Центральная Азия. Статьи, лекции, переводы. Самара: Агни, 1999. С. 140-152.

Цендина А. Д. Монгольские летописи XVII-XIX веков: повествовательные традиции. М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 2007. 272 с.

Bazarova В. Z. Mongol'skie letopisi — pamiatniki kul'tury [Mongolian annals — cultural monuments]. M.: Academia, 2006. 364 s. (in Russian).

Bira Sh. Mongol'skaia istoriografiia (XIII-XVII vv.). [Mongolian historiography (XIII-XVII centuries.)].M.: Nauka, 1978. 320s. (in Russian).

Gombodzhab. Ganga-iin uruskhal (Istoriia zolotogo roda vladyki Chingisa. Sochinenie pod nazvaniem "Techenie Ganga) [The history of the golden kind of lord Chingis. An essay titled "The Current of the Ganges"]. Izd. teksta, wedenie i ukazatel' L.S. Puchkovskogo. M.: Vostochnaia literatura, 1960. 66 p. (in Russian).

Danzan Lubsan Altan tobchi "Zolotoe skazanie" [The Golden Legend]. Per. s mong., wedenie, komment. i pril. N. P. Shastinoi. M.: Nauka, 1973.439s. (in Russian).

Zhamtsarano Ts. Zh. Mongol'skie letopisi XVII veka. [Mongolian chronicles of the XVII century]. Trudy Instituta Vostokovedeniia. [Proceedings of the Institute of Oriental Studies] XVI. M.: L.: Izdatelstvo Akademii nauk SSSR, 1986. 122s. (in Russian).

Kuchera S. Zavoevanie mongolami Tibeta [Conquest by the mongols of Tibet]. Tataro-mongoly v Azii i Evrope [Tatar-Mongols in Asia and Europe]. M. : Nauka, 1977. S. 260-281 (in Russian).

Kychanov E. I. Zhizn' Temuchzhina, dumavshego pokorit' mir. Chingis-khan. Lichnost' I epokha. [Life of Temujin, who thought to conquer the world. Genghis Khan. Personality and Age] 2-е izd., per. i dop. M.: Vostochnaia literatura, 1995. 272s. (in Russian).

cakobmh E. H Tn6eTCKne mctohhmkm o huhrkic-xahe

Kychanov E. I. Mongolo-tangutskie voiny i gibel' gosudarstva Si Sia [Mongol-Tangut War and the death of Xi Xia State] Tataro-mongoly v Azii i Evrope. [Tatar-Mongols in Asia and Europe]. M. : Nauka, 1977. S. 46-61 (in Russian).

Puchkovskii L. S. Mongol'skaia feodal'naia istoriografiia XIII-XVII w. [Mongolian feudal historiography of the XIII-XVII centuries]. Uchenyye zapiski Instituta vostokovedeniya AN SSSR [Scientific notes of the Institute of Oriental Studies of the Academy of Sciences of the USSR]. T. VI. M. ; L., 1953. S. 130-166 (in Russian).

Rerikh lu. Mongolo-tibetskie otnosheniia v XIII i XIV [Mongolian-Tibetan relations in XIII and XIV]. Iu. Rerikh Tibet i Tsentral'naia Aziia [Yu. Roerich Tibet and Central Asia]. Stat'i, lektsii, perevody. Samara: Agni, 1999. S. 140-152 (in Russian).

Tsendina A. D. Mongol'skie letopisi XVII-XIX vekov: povestvovatel'nye traditsii [Mongolian chronicles of the XVII-XIX centuries: narrative traditions.]. M. : Rossiiskii gos. gumanit. un-t, 2007. 272s. (in Russian).

Поездка в Тибет в октябре — мощное, духовное путешествие по местам силы.

Стоимость и опции поездки в Тибет

  • КОГДА — октябрь
  • КАК ДОБРАТЬСЯ — Ближайшие от Лхасы международные аэропорты есть в Катманду (Непал) и Чэнду (Китай). Далее придется добираться попутным транспортом или автобусом. Можно на поезде — Цинхай-Тибет.
  • АВИАБИЛЕТЫ —
  • Ж/Д БИЛЕТЫ —
  • ТРАНСФЕР — в Чэнду, в Катманду.
  • ТРАНСПОРТ — Общественного транспорта, как такового в Тибете нет, но можно передвигаться попутным транспортом, удобнее будет арендовать джип сразу в аэропорту.
  • МАШИНА В АРЕНДУ ТИБЕТ — в процессе
  • ТУРИСТИЧЕСКАЯ СТРАХОВКА ТИБЕТ —
  • ГДЕ ПОБЫВАЕМ — Лхаса, храм Джоканг, монастырь Цурпху, монастырь Сера, монастырь Ганден, монастырь Самье, улица Баркор, дворец Потала, монастырь Дрепунг, Тибетское плато, озеро Намцо, парк Норбулингк.
  • ПОГОДА — Для Тибета всегда характерны большие перепады температур, днем до +16°С, а ночью до заморозков, поэтому надо брать с собой достаточно теплых вещей.
  • ЖИЛЬЕ И ПИТАНИЕ — В центре Лхасы есть достаточно скромные гостиницы, из которых открывается красивая панорама старинных построек. Уличные кафе и рестораны предложат сытную, но простую национальную кухню. Причём в Лхасе можно поесть блюда из очень редкого мяса яков, традиционные клецки и чай на масле яков (чес говоря, это на любителя))))).
  • ОТЕЛИ ЛХАСА —
  • ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ — 8 дней

Затерянное царство Тибета

поездка в Тибет в октябре фото

Въезжая на территорию Лхасы, можно сразу ощутить тесноту и замкнутость древнего города, веками полностью закрытого от европейцев. Вдоль узеньких, крохотных улочек, тибетских самобытных строений, можно видеть красные молитвенные флажки, из окон древних местных зданий доносится терпкий запах тлеющего можжевельника. Многочисленные тибетские паломники, распростёршись ниц прямо на земле, запаливают на улицах лампадки, в которые наливается то же пресловутое масло яков. Традиционно одетые, бритоголовые монахи, перебирая пальцами чётки, невнятными, ритмичными голосами возносят молитвы своим божествам.
Во время прогулок по Лхасе, нам можно будет пройти восьмикилометровым путём до храма Джоканг (именно его многие тибетские паломники стараются преодолеть пешком), и посетить одну из древних святынь, про которые нам уже много чего наговорили. Дворец Потала уже давно стал музеем, где собираются уникальные старинные предметы со всего Тибета.
Познакомившись с старинными кварталами Лхасы, мы можем продолжить наше путешествие по Тибету на джипе. Тесные улочки города сменяются девственными, широкими просторами, величественными вершинами гор, с верхушками, покрытыми ослепительно-белыми коронами снега, упирающимися в голубое небо.
Может создастся впечатление, что и сам воздух загадочного Тибета звенит, настолько он напоен природной горной свежестью, и прозрачен.
Во время поездки можно увидеть разные чудеса природы и Гималаи, познакомиться с суровым образом жизни и обычаями тибетских горожан, кочевников и монахов, но большая часть прибранного к рукам Китаем древнего горного королевства пустынна — на долгом протяжении десятков километров может не встретится ни путник, ни транспорт.

Духовный мир Тибета

радуга в Тибете в октябре фото

Начиная ещё с VII столетия, все жители Тибета исповедуют поголовно буддизм махаяны, который сочетает древнейшие языческие ритуалы, анимистические верования, готовность к состраданию и самопожертвованию, культ богов. Верования местных жителей и тибетских монахов, как и буддистов совершенно других течений, базируются на представлениях кармы. Ритуалы охватывают чуть-медленное вращение больших деревянных колес, на них вырезаются тексты молитв к богам. Буддизм махаяны предусматривает частые паломничества по святым для тибетцев и гостей местам.

Полезные советы по Тибету

  • Приехав в Тибет, в полной мере можем ощутить головокружение от сильно-разреженного воздуха, так что, лучше не планировать долгих утомительных экскурсий на первые дни, их лучше переносить на третий день нашего путешествия.
  • Посещая святые места или буддистские храмы, всегда обходим их только по часовой стрелке. Потому как движение против неё, жители Тибета воспринимают отрицательно — как несчастье.
  • Обязательно во время поездки надо взять головной убор, крем от загара и солнечные очки. Несмотря на осенний холод, солнце в горах реально обжигает кожу.

Поездка по легендарному Тибету

Поездка по Тибету открывает туристам загадочный и древний мир Лхасы, ее самобытные монастырские постройки и величественные храмы. Взору откроются прозрачное озеро Намцо, Гималаи и монастырские комплексы, затерянные в горах.

День 1 — Лхаса

Поездка в Лхасу в октябре в Тибете фото

По приезду в Тибет нам нужно адаптироваться к условиям высокогорной местности, поэтому в наш первый день лучше просто прогуляемся в окрестностях нашей гостиницы, рассматривая местную самобытную архитектуру.

День 2 - храм Джоканг, улица Баркор

поездка в октябре в храм Джоканг в Тибете фото

С утра отправимся к древнему храму Джоканг, наполненному светом лампад. А после примкнём к группе очередных тибетских паломников и заодно прогуляемся по ул. Баркор с её многочисленными магазинчиками и ларьками, наблюдая за местными жителями.

День 3 — дворец Потала

поездка во дворец Потала в Тибете фото

Посетим дворцовый комплекс Потала, являвшийся длительное время резиденцией Далай-ламы. В нем представлены сейчас уникальные экспозиции, охватывающие многие древнейшие буддистские реликвии.

День 4 - монастырь Дрепунг

поездка в монастырь Дрепунг в октябре в Тибете фото

Побываем в крупнейшем буддистском монастыре Дрепунг, расположенном в пригороде Лхасы, посмотрим на просторные залы и огромные статуи в них, ознакомимся с ритуалами монахов.

День 5-7 - Тибетское плато, озеро Намцо

поездка в октябре по Тибетскому плато фото

поездка к озеру Намцо в Тибете фото

День 8 - парк Норбулингк

поездка по Тибету - парк Норбулингк в октябре фото

Отправляемся до живописного парка Норбулингк, где стоит роскошное здание бывшей летней резиденции-дворца тибетского духовного лидера — Далай-ламы.

На этом октябрьская программа нашей поездки в Тибет исчерпана. Возвращаемся.

Высокие горы прячут под своим покровом одно из самых загадочных мест на планете – аутентичный Тибет. За всю историю существования страны попасть туда иностранцу было крайне сложно. Причиной тому не только труднопроходимые перевалы и суровый климат, но и политическая ситуация.

Тибет

Тибетцы опасались, что чужаки могут пойти на их дикие земли войной, поэтому к посторонним тут до сих пор относятся с опаской. Такая позиция вполне обоснована: с начала XX века Тибет – лакомый кусочек для Британской Империи.

Америка и Россия тоже не прочь были приступить к переделу, но, в конце концов, в 50-х колониальный аппетит не на шутку разыгрался у Китая, который окончательно накинул свою коммунистическую простыню на народ с просветлённым сознанием. Последний 14-й Далай-лама эмигрирует в Индию, а его место в главном храме Лхасы занимает китайский ставленник от компартии. Комичное зрелище.

С начала ХХ века в Тибете доводилось бывать только редким учёным или военным. Семья русских исследователей Рерихов отправилась в тибетскую экспедицию в 1923 году, но даже им, со всеми официальными разрешениями и при поддержке американской стороны, было отказано во въезде в Лхасу.

поездка в Тибет

Австрийскому альпинисту и писателю Генриху Харреру повезло куда больше. На кануне Второй мировой войны Генриху представилась возможность посетить Тибет в качестве альпиниста при условии некоторой лояльности к фашистской диктатуре. Он вступает в СС и пакует вещи. Группу скалолазов английские власти задержали ещё в Индии и определили всех в лагерь для военнопленных. Только через четыре года нескольким пленникам удалось бежать. В их числе был Харрер.

Генрих Харрер

Правительство Китая открыло Тибет для иностранцев только 1984 году. Редкий турист мог доехать на поезде из Пекина в поселение Синин, что находится в провинции Цинхай. Затем желающие проникнуть в самое сердце страны садились за руль и, рискуя жизнью, две недели кружили по узким серпантиновым дорогам, пока не достигали цели. Длилось это более 20-ти лет, но время идёт, и новый век посеял ростки цивилизации даже на самых диких почвах.

Небесный поезд

Желающих прикоснуться к тибетской культуре с каждым годом становилось всё больше. И в 2006 году, наконец, закончилось возведение самой высокой в мире магистрали — Цинхай–Тибетской железной дороги, соединившей суетливый Пекин и безмятежную Лхасу. Строительство велось в невыносимых условиях: перепады давления, экстремально низкие температуры, твёрдый грунт и сезонная миграция животных требовали от рабочих соединить в себе сноровку китайской швеи и терпение буддистского монаха. Зато теперь путь длиной в 4064 километра занимает всего двое суток.

Поезд в Тибет

Железнодорожное путешествие в столицу восточной мудрости само по себе является головокружительным (в прямом смысле этого слова) приключением. Небольшой участок дороги близ провинции Тангау возвышается на 5072 метра над уровнем моря, температура воздуха там достигает минус 45 о С. Поэтому перед посадкой в поезд каждый должен подписать специальный документ о принятии на себя дорожных рисков.

Несмотря на суровый климат за окном, в вагоне пассажиры чувствуют себя комфортно и безопасно, кроме того человек проходит акклиматизацию уже в пути, чего не даёт полёт на самолёте. Специальная система отопления и кислородные маски сводят вероятность несчастного случая к минимуму, а встроенные розетки позволят всегда находиться на связи.

Заснеженные верхушки гор сменяются сельскохозяйственными плато с пасущимися ни них яками. Ритмичный стук колёс погружает в транс и создаёт атмосферу всеобщего предвкушения. Вот как описывает свой межконтинентальный трип австралийский путешественник Льюис Саузерден:

«Не потребовалось много времени, чтобы понять: этот поезд, с его мягкими спальными вагонами,- Организация Объединённый Наций в миниатюре. Моими соседями оказались четыре израильских женщины, компания австралийцев, следующая в спортивный лагерь на Эвересте, две индийские пары из Сингапура и пара французских молодожёнов.

Стоимость проезда на поднебесном поезде колеблется от 35 до 115 евро и зависит от выбранного места. Чем мягче сиденье, тем выше цена.

Условия допуска

К сожалению, попасть в священную мекку без сопроводительного документа не возможно. Простые люди не обладают знанием тибетских монахов, поэтому вместо медитации прогулок по своей внутренней империи им приходится ощущать на себе испытующий взгляд пограничников.

В ХХІ веке разве что совсем отчаянный фанатик рискнёт проникнуть в Тибет с чёрного входа. Современный мир предоставляет возможность заполучить ключ от парадной двери. В данном случае это пермит—специальное разрешение на въезд в Тибет для иностранцев. Получение этого документа у китайских властей может сравниться по сложноти только с поиском работы в Лондоне.

Тибет

С 2008 года для всех иностраных граждан пермиты обязательны. Условия въезда меняются с поразительной частотой. С октября 2012 года выдача разрешений была приостановлена и только 26 марта этого года Тибет вновь открыт для посещений. Правда, главный альпинистский лагерь до сих пор не работает.

Ещё год назад получение индивидуального пермита казалось чем-то фантастическим. Разрешения выдавались только группе из пяти человек, в которой как минимум двое должны были иметь одинаковое гражданство. То есть, если супруг немец, а жена русская—путь им заказан. Сегодня ситуация поменялась в лучую сторону.

Теперь пермиты доступны:

  • туристам- одиночкам
  • группе из пяти человек с разным гражданством
  • людям, имеющим не больше двух гражданств в одном пермите

Для жителей Японии, Филипин и Норвегии пермиты не нужны вовсе, а вот русским по-прежнему придётся изрядно попотеть, чтобы получить заветный документ. Обращаться в московское посольство не имеет смысла. Там, конечно, можно получить соответствующие разрешение, но 90% из 100%, что его аннулируют на границе. Поэтому в Москве лучше открыть обычную китайску визу, а пермит уже запрашивать непосредственно на родине Мао.

А что если…или несколько советов нелегальным лазутчикам

Мера наказания за нелегальное проникновение в регионом “с особым контролем” варируется от тихого выдворения из страны до дипломатического скандала. Всё зависит от везения нарушителя и настроения пограничных служб. Крайне редко люди в форме могут вежливо посоветовать убраться восвояси и отправится преспокойно пить кофе пока нелегал гуляет по запретной территории. Несколько таких случаев дейтвительно имели место быть. Ещё не перевелись люди, испытывающие судьбу вопреки здравому смыслу и если такие смельчаки наткнуться на эту статью, то пусть им помогут следующие советы:

  • Не следует ехать в страну во время государственных праздников и торжественный мероприятий. В красные дни календаря иностранцам уделяется повышенное внимание.
  • Работники Цинхай-Тибетской железной дороге при продаже билета иногда не спрашивают специальное разрешение. Если ожидаемый вопрос всё же последовал, можно попросить о содействии человека с китайким паспортом.
  • Без пермита проще попасть в Тибет через Индию или Непал, по сравнению с КНР власти этих стран более лояльны в отношении нелегальных туристов.
  • Если столкновения с пограничниками произошло, то единственный верный варинт- “включить дурака” и изобразить безропотное повиновение и готовность идти на их условия.

Что ищут в Тибете?

Редко кто отправляется в Тибет из праздного любопытства. Поскольку это место труднодоступно, люди приходят сюда с определённой целью или с вопросом. Название тибетской столицы Лхасы переводится как “место богов”. Ежегодно в Лхасу устремляются тысячи душ, жаждущих вступить в диаллог с высшими силами во дворце Патала, где жил его Святейшетво Далай-Лам. Однако, попасть в дворец-музей не так-то просто. Экскурии проводятся по предварительной договорённости с руководителем группы, а билеты продаются за день до посещения.

Некоторые поломники устремляются в западную часть тибетскоко нагорья, к легендарной горе Кайлаc. Её четыре ребра символизируют стороны света. Мето это священно не только для буддистов. Джайнисты верят – здесь святой Ришабхадатта достиг Мокши (просветления), освободившись от смерти и страданий, а индуисты убеждены, что на Кайлаше обитает всемогущий Шива. Тибецкое учение гласит: “обошедшему гору единожды будут отпущены все грехи, сделавший это 108 раз достигнет полного просветления”. Обряд называется Кора. На один “обход” у среднестатистического человека уходит 3 дня, местные жители справляются за день.

Гора Кайлас

Совершить Кору не каждому под силу, однако это не единственный способ достичь прослетённого сознания и расширенного восприятия действительности. С 60-х годов прошлого века Тибет стал голубой мечтой всех тех, кто избрал для себя психоделический способ проникновения в буддистское учение.

Опираясь на содержание “Тибетской книги мёртвых” Тимоти Лири написал руководство для проводящих опыты с психотропными веществами. С тех пор на “крыше мира” успело побывать немало психонавтов. Они отдавались во власть веществ, трансформирующих сознание и наблюдали за Фестивалем Шаманов, что проводится в Востойном Тибете в шестой месяц лунного календаря (август).

Тибет

Многие представители “разбитого поколения” буквально “заразили” буддизмом Европу и Америку, читая лекции и публикуя свои впечатления от поездки. Кто-то так и не вернулся домой, предпочитая суетной жизни покой и медитацию.

“Поднебесная страна” никому не открывает до конца своих тайн и даже оказавшись в самом центре Лхасы, в глубине души каждый путешественник мечтает о чём-то большем. Древнее предание гласит, что где-то в окрестностях Тибета есть затерянное царство – Шамбала, центр мироздания и место рождения всего сущего.

Долгие годы исследователи ищут мифический источник жизни то в Гималаях, то в близлежащих районах Сирии, то в пустыне Гоби, но всё тщетно. И я ненароком начинаю подозревать, что волшебная страна гораздо ближе…

Читайте также: